На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Местные налоги,налоговая проверка

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Местные налоги.
Земельный налог 

Земельный налог - местный налог, являющийся формой платы за использование земли, взимается в соответствии с НК Российской Федерации;
    он вводится в действие в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на их территориях.
Плательщики земельного налога - (ст. 388 НК РФ) организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве:
    собственности;
    постоянного (бессрочного) пользования;
    пожизненного наследуемого владения.
Не  признаются налогоплательщиками
    организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве:
    безвозмездного срочного пользования;
    или переданных им по договору аренды.
Объект  налогообложения (ст. 389 НК РФ) по земельному налогу:
    земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга), на территории которого введен налог.
Если  земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется отдельно по каждому муниципальному образованию (п. 1 ст. 391 НК РФ).
Не  признаются объектом налогообложения:
    земельные участки:
    изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
    ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ (например, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; в пределах лесного фонда; занятые находящимися в государственной собственности водными объектами).
Налоговым периодом (ст. 393 НК РФ) является календарный год.
Отчетный  период
    первый квартал;
    полугодие;
    девять месяцев календарного года (представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Налоговые ставки (ст. 394 НК РФ) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга).
Налоговые ставки не могут превышать:
    0,3% в отношении земельных участков:
    отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
    занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
    предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
 
Льготные  ставки земельного налога (не более 0,3%) в отношении земельных участков для жилищного строительства применяются не только по предоставленным налогоплательщику, но и по приобретенным самим налогоплательщиком участкам (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Налоговые ставки не могут превышать:
    1,5% в отношении прочих земельных участков.
Законодательством предусмотрен широкий круг лиц, освобождаемых от уплаты земельного налога, он определен ст. 395 НК РФ.
    организации и учреждения уголовно-исполнительной системы;
    организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
    религиозные организации;
    общероссийские общественные организации инвалидов;
    ряд других.
Исчисление  подлежащих уплате сумм земельного налога (авансовых платежей)
    осуществляется налогоплательщиками-организациями самостоятельно.
    для физических лиц, производится налоговыми органами, которые направляют налогоплательщикам налоговые уведомления.
Задача  № 1
Условие: В 2006 году организация имеет в собственности земельные участки, расположенные в Москве:
     - первый участок принадлежит организации на праве бессрочного пользования  (кадастровая стоимость составляет 300.000 руб.);
     - второй участок организация взяла в аренду на 2 года (кадастровая стоимость составляет 700.000 руб.);
     - третий участок используется для жилищного строительства, был приобретен в 2004 году, но строительство в 2006 году не закончено, не зарегистрировано право на построенный объект недвижимости  (кадастровая стоимость составляет 600.000 руб.);
     - четвертый участок 26 марта 2006 года продан общественной организации инвалидов (кадастровая стоимость составляет 100.000 руб.)
    Определить: размер земельного налога за 2006 год.
 
Налоги  на имущество физических лиц
Налог на имущество физических лиц является местным налогом и взимается на основании положений части первой НК РФ, Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 № 2003-1 (в ред. от 22.08.2004).
Налогоплательщики (ст. 1)
    Налогоплательщиками являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Объект  налогообложения (ст. 2)
Объектом  налогообложения  выступают:
    жилые дома;
    квартиры;
    дачи;
    гаражи;
    и иные строения, помещения и сооружения.
Порядок исчисления
    Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Налоговые ставки (ст. 3)
    Налоговые ставки на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Ставки  налога могут дифференцироваться (в установленных законом пределах) в зависимости от:
    суммарной инвентаризационной стоимости;
    типа использования;
    по иным критериям.
    Если стоимость имущества составляет до 300 тыс., рублей, ставка налога равна 0,1%.
    В отношении имущества стоимостью от 300 до 500 тыс., рублей ставка налога составляет от 0,1 до 0,3%.
    Если стоимость имущества превышает 500 тыс., рублей, ставка варьируется в пределах от 0,3 до 2,0%.
Налоговый период (ст. 5)
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц является календарный год.
Налоговые льготы (ст. 4)
    Налоговые льготы по данному налогу носят преимущественно социальный характер.
От  уплаты налога на имущество  физических лиц освобождаются:
    Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
    инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
    участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций и др.
Уплата  налога (ст. 5)
    Подлежащую уплате сумму налога исчисляют налоговые органы и не позднее 1 августа направляют налогоплательщику налоговое уведомление.
    Уплата налога производится налогоплательщиками равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Задача  № 1
Условие: В 2006 году налогоплательщик являлся собственником:
     - квартиры (стоимость – 800.000 руб.),
     - автомобиля (стоимость – 400.000 руб.),
     - земельного участка (стоимость – 1.800.000 руб.),
     - гаража (стоимость – 100.000 руб.).
    Определить: размер налога на имущество физических лиц за 2006 год с учетом налоговых ставок, установленных в г. Москве.
23 октября 2002 года N 47 
 

 
 
ЗАКОН
ГОРОДА  МОСКВЫ
 
О СТАВКАХ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
 
    Настоящий Закон в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" определяет размеры ставок налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, подлежащего уплате в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
    Статья 1. Ставки налога на строения, помещения и сооружения
 
    Ставки  налога на строения, помещения и  сооружения, принадлежащие гражданам  на праве собственности, устанавливаются  от суммарной инвентаризационной стоимости  жилых помещений и от суммарной  инвентаризационной стоимости нежилых помещений, определяемых по состоянию на 1 января каждого года, в следующих размерах:
 
-------------------------------------------------T-------------¬
¦Суммарная  инвентаризационная стоимость имущества¦Ставка налога¦
+------------------------------------------------+-------------+
¦Жилых  помещений:                                ¦             ¦
¦- до 300 тыс. рублей                            ¦0,1 процента ¦
¦- от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей         ¦0,2 процента ¦
¦- свыше 500 тыс. рублей                         ¦0,5 процента ¦
+------------------------------------------------+-------------+
¦Нежилых  помещений:                              ¦             ¦
¦- до 300 тыс. рублей                            ¦0,1 процента ¦
¦- от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей         ¦0,3 процента ¦
¦- свыше 500 тыс. рублей                         ¦0,5 процента ¦
L------------------------------------------------+--------------
 
    Статья 2. Заключительные положения
 
    1. Настоящий Закон вступает в  силу с 1 января 2003 года.
    2. Признать утратившим силу Закон  города Москвы от 24 октября 2001 года N 54 "О ставках налогов  на имущество физических лиц".
 
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская  Дума
23 октября 2002 года
N 47
 
 
 
 
24 ноября 2004 года N 74 
 

 
 
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
 
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
 
(в ред.  Законов г. Москвы от 01.06.2005 N 19,
от 10.10.2007 N 40, от 16.07.2008 N 36)
 
    Настоящий Закон в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации  устанавливает земельный налог  на территории города Москвы.
 
    Статья 1. Общие положения
 
    Настоящим Законом в соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации на территории города Москвы определяются ставки земельного налога (далее - налог), порядок и  сроки уплаты налога, налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.
(в ред.  Закона г. Москвы от 01.06.2005 N 19)
 
    Статья 2. Налоговые ставки
 
    Налоговые ставки устанавливаются в следующих  размерах:
    1) 0,3 процента от кадастровой стоимости  участка в отношении земельных  участков, отнесенных к землям  в составе зон сельскохозяйственного  использования в городе Москве  и используемых для сельскохозяйственного производства, земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также земельных участков, предоставленных для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений, используемых в соответствии с целевым назначением;
(п. 1 в ред.  Закона г. Москвы от 16.07.2008 N 36)
    2) 0,1 процента от кадастровой стоимости  участка в отношении земельных  участков, занятых автостоянками  для долговременного хранения  индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
(в ред.  Закона г. Москвы от 01.06.2005 N 19)
    3) 1,5 процента от кадастровой стоимости  участка в отношении прочих  земельных участков.
 
    Статья 3. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
 
    1. Налог, подлежащий уплате по  истечении налогового периода,  уплачивается не позднее 1 февраля  года, следующего за истекшим  налоговым периодом.
    2. Налогоплательщики - организации  и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
    3. Налогоплательщики - физические  лица, не являющиеся индивидуальными  предпринимателями, не уплачивают авансовые платежи по налогу.
 
    Статья 3.1. Налоговые льготы
 
    (введена  Законом г. Москвы от 01.06.2005 N 19)
 
    1. Освобождаются от налогообложения:
    1) органы государственной власти  города Москвы и органы местного  самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
 
    В соответствии с Законом г. Москвы от 16.07.2008 N 36 с 1 января 2010 года в пункте 2 части 1 статьи 3.1 слова "федерального бюджета" будут исключены.
 
    2) учреждения образования, здравоохранения,  культуры, социального обеспечения,  физической культуры и спорта, финансируемые из федерального  бюджета, бюджета города Москвы, а также за счет средств  профсоюзов, - в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
    3) государственные учреждения города  Москвы, созданные по решениям  Правительства Москвы и финансируемые из бюджета города Москвы, - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
 
    В соответствии с Законом г. Москвы от 16.07.2008 N 36 с 1 января 2010 года пункт 4 части 1 статьи 3.1 будет изложен в новой редакции:
    "4) организации и физические лица - в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации  объектов спорта, в том числе  спортивных сооружений, используемых  в соответствии с целевым назначением.  Перечень указанных организаций и лиц утверждается Правительством Москвы;"
 
    4) организации и физические лица - в отношении земельных участков, предоставленных для эксплуатации  спортивных сооружений, используемых  в соответствии с целевым назначением;
    5) организации и физические лица - в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
 
    В соответствии с Законом г. Москвы от 16.07.2008 N 36 с 1 января 2010 года пункт 6 части 1 статьи 3.1 утрачивает силу.
 
    6) государственные научные центры, а также научные организации,  выполняющие научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы  за счет средств бюджетов, средств  Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, - в отношении земельных участков, используемых ими в целях научной деятельности;
    7) учреждения и организации, осуществляющие  охрану, содержание и использование  особо охраняемых природных территорий, - в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
    8) организации, использующие труд  инвалидов, если среднесписочная  численность инвалидов среди  их работников за налоговый  и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
    9) органы судебной системы, включая  мировых судей, органы прокуратуры,  органы внутренних дел - в отношении  земельных участков, предоставленных  для непосредственного выполнения  возложенных на них функций;
    10) органы, подразделения и организации пожарной охраны - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций.
    11) товарищества собственников жилья,  жилищные кооперативы, жилищно-строительные  кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
(п. 11 введен  Законом г. Москвы от 10.10.2007 N 40)
    2. Налоговая база, уменьшенная в  соответствии с главой 31 Налогового  кодекса Российской Федерации  на не облагаемую налогом сумму  на одного налогоплательщика  на территории города Москвы, в отношении земельного участка,  находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении отдельных категорий налогоплательщиков, дополнительно уменьшается на 1000000 рублей для следующих категорий:
(в ред.  Закона г. Москвы от 16.07.2008 N 36)
    1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР";
    2) инвалидов, имеющих III степень  ограничения способности к трудовой  деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности;
(в ред.  Закона г. Москвы от 16.07.2008 N 36)
    3) инвалидов с детства;
    4) ветеранов и инвалидов Великой  Отечественной войны, а также  ветеранов и инвалидов боевых  действий;
    5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
    6) физических лиц, принимавших в  составе подразделений особого  риска непосредственное участие  в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
    7) физических лиц, получивших или  перенесших лучевую болезнь или  ставших инвалидами в результате  испытаний, учений и иных работ,  связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
    8) одного из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
(п. 8 введен  Законом г. Москвы от 16.07.2008 N 36)
    3. Налоговые льготы, установленные  настоящей статьей, не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.
    4. Налогоплательщики, перечисленные  в пунктах 2, 9 и 10 части 1 настоящей  статьи, освобождаются от налогообложения в отношении сдаваемых в аренду земельных участков (частей, долей земельных участков) в случаях, когда арендная плата в полном объеме учитывается в доходах федерального бюджета, бюджета города Москвы с отражением доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сметах доходов и расходов учреждений.
    5. Действие части 4 настоящей статьи  распространяется на учреждения, финансируемые из федерального  бюджета, с 1 января 2005 года, на  учреждения, финансируемые из бюджета  города Москвы, - с 1 января 2006 года.
 
    Статья 4. Порядок и сроки представления  налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы
 
    Документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы в соответствии с  главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, представляются в налоговые органы по месту нахождения земельного участка:
    1) налогоплательщиками - физическими  лицами, являющимися индивидуальными  предпринимателями, - в сроки, установленные  для представления налоговых  расчетов по авансовым платежам по налогу и налоговой декларации по налогу;
    2) налогоплательщиками - физическими  лицами, не являющимися индивидуальными  предпринимателями, - в срок до 1 октября  года, являющегося налоговым периодом. В случае возникновения (утраты) до окончания налогового периода права на уменьшение налоговой базы налогоплательщиками представляются документы, подтверждающие возникновение (утрату) данного права, в течение 10 дней со дня его возникновения (утраты).
 
    Статья 5. Заключительные положения
 
    1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
    2. Со дня вступления в силу  настоящего Закона утрачивают  силу:
    1) Закон города Москвы от 21 января 1998 года N 1 "О ставках земельного налога";
    2) Закон города Москвы от 11 октября  2000 года N 32 "О льготах по земельному  налогу".
 
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская  Дума
24 ноября 2004 года
N 74
 
 
 
 
 
 
 
Налоговые проверки
Выездная  налоговая проверка
Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс мероприятий (действий), осуществляемых налоговыми органами:
    по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов, отражающих факты хозяйственной жизни налогоплательщика;
    по осмотру (обследованию) предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения прибыли объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;
    по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;
    иных, предусмотренных НК РФ действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и иных местах вне места нахождения налогового органа.
Под организацией выездной налоговой проверки понимается проведение комплекса мероприятий по:
    подготовке к ней;
    распределению обязанностей между участниками проверочной группы;
    составлению плана (программы) ее проведения;
    непосредственной проверке всех запланированных вопросов;
    оформлению результатов проверки;
    принятию мер по устранению и предупреждению налоговых правонарушений.
Подготовка  выездной налоговой  проверки представляет комплекс следующих мероприятий:
    формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках;
    анализ результатов камеральных налоговых проверок, налоговых деклараций и иных документов;
    анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, проводимой в рамках камеральной налоговой проверки;
    анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика по отраслевому признаку;
    выбор объектов проверки;
    подготовка и составление перечня вопросов проверки по видам налогов;
    предварительная подготовка предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки, о количестве специалистов налоговых органов, необходимых для проведения проверки, необходимости привлечения к проверке правоохранительных органов;
    подготовка и утверждение плана проведения выездных налоговых проверок.
Формирование  информационных ресурсов о налогоплательщике
    Для сбора информации о налогоплательщике налоговые органы используют для этих целей два вида источников: внешние и внутренние.
    К информации из внешних источников относится информация, получаемая налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или по соглашению об обмене информацией.
    К информации из внутренних источников относится информация, получаемая налоговыми органами самостоятельно из бухгалтерского и налогового отчета, по проверкам, об исполнении обязанностей по уплате налога, данные по контролю за алкогольной и табачной продукцией и т. п.
Идентификационная часть:
    ИНН, КПП, ОГРН, сведения о руководителях;
    данные о ликвидации, реорганизации, банкротстве и т.п.;
    данные об экспортных операциях;
    данные о размере уставного капитала, наличии филиалов и т.п.;
    данные о наличии сертификатов;
    наличие акцизных складов.
Данные  о хозяйственных операциях или иных сделках:
    засчитанная сумма НДС к возмещению;
    сведения о выданных и полученных векселях;
    сведения таможенных органов об экспортерах;
    крупные финансовые вложения;
    крупные благотворительные выплаты;
    сделки, осуществляемые с давальческим сырьем;
    приобретение крупных партий алкогольной продукции;
    информация о долгосрочных и краткосрочных кредитах;
    эмиссия и др.
Косвенные данные о хозяйственной деятельности:
    информация органов  ГИБДД, Минтранса о перевозках крупных партий товаров;
    средства массовой информации и Интернет;
    информация о росте потребительских ресурсов;
    информация о пользователях природных ресурсов;
    информация о взыскании государственной пошлины, несопоставимой с оборотами и наличными платежами;
    сведения о начислениях ЕСН и в Пенсионный фонд.
Сигнальная  информация о результатах проведения контрольной работы:
    нарушение законодательства РФ взаимозависимыми лицами;
    информация о крупных сделках и участие в больших проектах;
    информация о результатах встречной проверки;
    информация, полученная из нескольких внешних источников, противоречащих друг другу.
Все поступающие  сведения накапливаются в постоянно  пополняющемся досье налогоплательщика, которое состоит из четырех основных разделов.
    В идентификационную часть досье заносятся регистрационные данные, сведения об учетной политике, о руководителе, филиалах предприятия и  т. п.
    Второй раздел - информация о крупных сделках и хозяйственных операциях, которые могут оказать существенное влияние на формирование суммарной налоговой базы.
    Речь идет о значительных суммах НДС, предъявленных к вычету, крупных финансовых вложениях, сделках с давальческим сырьем, пожертвованиях на благотворительные цели, а также о непрофильных сделках.
    В третьем разделе отражаются сведения, поступившие от таможенников и правоохранительных органов, нотариальных контор, внебюджетных фондов, других организаций, а также «компромат», почерпнутый из СМИ.
    В четвертом разделе накапливается информация о налоговых нарушениях, которые выявлены у аффилированных лиц, результатах встречных проверок, а также противоречивые сведения, поступившие из разных внешних источников.
Подготовка  и утверждение  плана выездных налоговых  проверок
    Не позднее чем за 15 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом, план проведения выездных налоговых проверок представляется на утверждение руководителю налогового органа.
    План проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом.
    Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.
План  включает следующие реквизиты:
    наименование налогоплательщика-организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), в отношении которого запланирована выездная налоговая проверка;
    идентификационный номер налогоплательщика / код причины постановки на учет (ИНН / КПП);
    номер и дата акта последней выездной налоговой проверки;
    виды налогов, сборов, других обязательных платежей, подлежащих проверке;
    сведения об участии в предстоящей проверке правоохранительных органов;
    период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, подлежащий проверке;
    Ф.И.О начальника отдела (отделов), ответственного (ответственных) за проведение проверки;
    отметка о корректировке плана выездных налоговых проверок.
Корректировка плана может проводиться при  наличии следующих оснований:
    получение срочных заданий от вышестоящих налоговых органов;
    наличие поручений правоохранительных органов;
    наличие мотивированных запросов других налоговых органов о проведении проверок;
    отсутствие возможности для проведения выездной налоговой проверки в связи с временным отсутствием руководителя и (или) главного бухгалтера организации-налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) и их представителей (отпуска, болезни и т.д.).
Анализ  финансовых показателей
    Аналитический этап предварительной работы направлен на поиск противоречий между данными, отраженными в налоговой отчетности, и сведениями, полученными из других источников.
    Прежде всего, нехорошие сомнения у налоговиков могут возникнуть в отношении фирм, которые небрежно составляют отчетность.
    Поэтому очень важно, чтобы в декларациях были правильно подсчитаны итоговые суммы, чтобы данные разных разделов отчета увязывались друг с другом и расхождения между взаимосвязанными показателями были понятны и объяснимы.
    Кроме того, отбирая кандидатов на проверку, инспекторы попытаются выяснить, насколько суммы уплаченных налогов соответствуют реальному состоянию бизнеса.
    Для этого они исследуют динамику развития фирмы, сопоставляют показатели бухгалтерской и налоговой отчетности, сравнивают их с оперативной информацией, полученной из компетентных органов.
В самом  деле, как объяснить, почему, например, по сравнению с прошлым годом  производственная фирма стала потреблять электроэнергии в два раза больше, а ее доходы от реализации сократились?
Или почему транспортная компания, снизившая, судя по отчетности, объем перевозок, вдруг  увеличила закупки бензина?
Или как  небольшая торговая фирма, не обращаясь  в банк за кредитом, сумела построить себе просторный магазин на центральной улице города?
    Особое внимание уделяется анализу финансовых показателей по так называемому отраслевому принципу.
    Используя ведомственную компьютерную систему «Налог», инспекторы могут сравнить данные конкретной фирмы с усредненными показателями деятельности однородных предприятий, работающих в сходных условиях на подведомственной территории.
    И если, например, уровень рентабельности или средней зарплаты в организации существенно отличается от отраслевых показателей, а суммарная налоговая база сопоставима с ними, налоговики могут сделать вывод о необходимости выездной проверки.
Критерии  отбора кандидатов на проверку
    Инспекции должны проверять каждую фирму раз в три года. На практике сделать это невозможно. Поэтому налоговики вынуждены отбирать те фирмы, где можно найти нарушения.
    Такой подход называется «оптимальным выбором».
Критериям, по которым инспекции будут выбирать объект проверки. В нем различаются  две группы налогоплательщиков:
    предприятия, которых обязательно включат в текущий план проверок;
    предприятия, которые подлежат первоочередной проверке, но будут включены в план, как только позволят кадровые ресурсы инспекции.
В число  «обязательных» кандидатов на проверку входят:
    крупнейшие (основные) налогоплательщики. Имеются в виду предприятия, которые на территории инспекции приносят бюджету наибольший доход;
    фирмы, попавшие в поле зрения правоохранительных органов или региональных налоговых управлений. В этих случаях инспекциям направляют поручения на проведение адресных проверок. Получив такое поручение, руководитель инспекции должен исполнить его в экстренном порядке;
    предприятия, которые решили ликвидироваться.
Поскольку вместе с ликвидируемыми фирмами  могут исчезнуть и значительные суммы неуплаченных налогов, инспекция должна организовать проверку очень оперативно;
    организации, которые, по сведениям инспекции, ведут хозяйственную деятельность, но отчетность не представляют (или сдают «нулевые» балансы);
    налогоплательщики, чья деятельность заинтересовала налоговиков из других инспекций. По мотивированным запросам такие предприятия тоже попадут в текущий план проверок в обязательном порядке.
Вслед за «обязательными» упоминаются «первоочередные» налогоплательщики. В их число входят:
    предприятия, чья отчетность вызывает подозрения у сотрудников камерального и аналитического отделов;
    налогоплательщики, которые систематически опаздывают с представлением деклараций и документов, необходимых для налогового контроля;
    организации, где в ходе последней проверки были вскрыты серьезные правонарушения;
    фирмы, которые не проверялись более шести лет;
    убыточные предприятия или фирмы, которые в течение нескольких лет показывают в отчетности небольшую прибыль. «Отягчающими» обстоятельствами в такой ситуации могут быть крупные суммы, которые в течение года прошли через счет фирмы, покупка дорогой недвижимости, автомобилей, оборудования и     т. д.;
    фирмы, которые платят мало налогов, но при этом много тратят на благотворительность;
    предприятия, на учредителей или руководителей которых есть компромат, позволяющий сомневаться в законности их доходов;
    налогоплательщики, использующие для расчетов с бюджетом и клиентами счета в разных банкахпроблемных и благополучных);
    предприятия, работающие в тех сферах деятельности, где практикуется масштабный «уход» от налогообложения (комиссионная торговля, снабженческо-сбытовые организации, посредничество в экспортно-импортных операциях и т. п.);
    налогоплательщики, показатели которых существенно отличаются от средних по отрасли.
Порядок назначения выездных налоговых проверок
    В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
    В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Указанное решение должно содержать:
    полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
    предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
    периоды, за которые проводится проверка;
    должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. №САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки».
    Приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281@ «Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утверждены следующие формы:
    форма Решения о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки;
    форма Решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки;
    форма Решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.
Решение является организационно-распорядительным документом, на основании которого совершаются все последующие процессуальные действия при осуществлении налогового контроля в форме выездной налоговой проверки.
При принятии решения о назначении выездной налоговой  проверки руководитель налогового органа должен учитывать следующие ограничения, установленные НК РФ:
    не допускается назначение в течение одного календарного года двух или более выездных налоговых проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) по одним и тем же налогам за один и тот же период;
    назначение выездных налоговых проверок филиалов или представительств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) может проводиться независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора);
    выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика(плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавших году проведения проверки;
    запрещается назначение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, (за исключением случаев, когда такая проверка назначается в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика или в порядке контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью налогового органа, проводившего проверку).
    Если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до момента ее окончания возникают обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа может быть вынесено решение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений).
    Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.
    Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
    Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки утверждены приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. №САЭ-3-06/892@ .
    проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
    получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
    Проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений:
    четыре и более обособленных подразделений - до четырех месяцев;
    менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;
    десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;
    наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
    непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
    иные обстоятельства.
Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель ФНС России:
    при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;
    при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России.
    В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.
    В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
    Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
    При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
    истребования документов (информации);
    получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
    проведения экспертиз;
    перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по указанным основаниям, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
    Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
    В случае, если проверка была приостановлена и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
    На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, ему возвращаются все подлинники, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика.
    Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки
Повторная выездная налоговая проверка может  проводиться:
    вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
    налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
      В рамках этой повторной выездной налоговой  проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
    Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
    Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.
    При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
    В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
    В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
    При подготовке к проверке обязательно составляется программа (план) ее проведения.
Программа (план) проверки представляет собой перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе предстоящей проверки:
    правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности выручки от реализации товаров, работ и услуг;
    достоверности данных учета о фактических издержках обращения, полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете фактических затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг);
    правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности доходов и расходов от внереализационных операций;
    правильности отражения операций с ценными бумагами;
    правильности определения валовой прибыли;
    правильности определения налогооблагаемой прибыли;
    правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость;
    правомерности использования льгот по всем проверяемым видам налогов;
    проведения расчетов с использованием наличных денежных средств;
    наличия лицензий на осуществляемые виды деятельности, которые подлежат лицензированию и т.д.;
В зависимости от специфики проверяемой организации в Программу могут включаться и другие вопросы, например, проверка внешнеэкономических операций, проверка соблюдения установленного порядка использования контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением т.п.
    Программы проверок по отдельным видам налогов включают вопросы, связанные с исчислением этих налогов.
    Программа выездной налоговой проверки утверждается руководителем налогового органа или его заместителем.
Срок  проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
    Ранее в срок проведения проверки включалось только время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика, то есть общий срок мог быть гораздо больше.*
*  Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева»),
    В результате этого на практике могла сложиться ситуация, при которой должностные лица налогового органа за все время проверки лишь на несколько дней посещали налогоплательщика, скажем, для вручения решения о начале проверки, осмотра помещений, проведения инвентаризации.
    В остальное время проверяющие исследовали на территории налогового органа истребованные у налогоплательщика документы, и это время не засчитывалось в общий срок проверки.
    Подобная проверка могла длиться сколь угодно долго.
    Внесенными в НК РФ с 2007 года изменениями четко определен срок проведения проверки, и поэтому теперь налогоплательщику не нужно вести учет фактического времени нахождения проверяющих на своей территории.
В новой  редакции ст. 89 НК РФ предусмотрено  право налогового органа приостановить проведение выездной проверки по решению руководителя (или заместителя руководителя) (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Ранее такое право налоговых органов  в НК РФ закреплено не было, но это  не мешало им в отдельных случаях  приостанавливать проверки по собственному усмотрению.
    Суды поддерживали налоговые органы и подтверждали их право приостанавливать налоговые проверки, указывая, что НК РФ запрета на приостановление налоговых проверок не содержит.*
    * Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 03.11.2005 № Ф04-7651/2005(16311-А46-7), ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2006 № А42-3174/2005, ФАС Центрального округа от 26.09.2005 № А36-850/2005, от 05.04.2005 № А48-7896/04-18, ФАС Уральского округа от 24.08.2006 № Ф09-7231/06-С2, от 17.01.2006 № Ф09-5668/05-С2.
Теперь  право налоговых органов приостанавливать проведение выездной налоговой проверки закреплено в НК РФ, но в пользу налогоплательщиков тот факт, что ст. 89 НК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований  для приостановления:
    необходимость истребовать документы (информацию) о налогоплательщике от иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
    необходимость получить информацию от иностранных государственных органов;
    проведение экспертиз;
    перевод документов на русский язык.
    Общий срок, на который может быть приостановлена проверка, - не более шести месяцев.
    Если же проверка приостанавливалась для получения сведений от иностранных госорганов и в шестимесячный срок сведения получены не были - срок приостановления продлевается еще на три месяца.
Организационная работа налоговых органов в ходе проведения выездной налоговой проверки
    По прибытии в организацию проверяющая группа в полном составе должна быть представлена руководству организации, которому и предъявляет свои полномочия по вопросам проведения выездной налоговой проверки.
    Руководство организации имеет право ознакомиться с решением о проведении выездной налоговой проверки и сделать ее копию, а также ознакомиться со служебными удостоверениями должностных лиц группы и переписать их содержание.
    Согласно подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки лично или через своего представителя.
    В случае отсутствия на момент прибытия проверяющей группы руководителя организации и иных должностных лиц, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью организации, следует принять меры по установлению их местонахождения.
    Одновременно следует установить полномочия присутствующего должностного лица проверяемой организации и возможность проведения проверки и предъявить ему решение о проведении проверки для фиксации ее начала.
    Налогоплательщик обязан выполнить законные требования должностных лиц по их допуску в помещения и на территории, в которых должна проводиться проверка, предъявлять необходимые для проверки документы.
    В случае воспрепятствования доступу проверяющей группы на территорию организации или в помещения (кроме жилых), руководителем группы составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.
Порядок истребования документов
    Должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, истребует у проверяемого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) необходимые для проверки документы.
    Для этого должностное лицо налогового органа предъявляет под роспись налогоплательщику требование о предоставлении документов.
    Истребуемая документация должна быть предъявлена налоговому органу в течение пятидневного срока.
    Отказ налогоплательщика о представлении их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, — штраф 50 руб. за каждый не представленный документ.
    Требование оформляется в двух экземплярах. Первый экземпляр под расписку во втором экземпляре (копии) вручается налогоплательщику, копия требования прилагается к акту выездной налоговой проверки.
    По смыслу абз. 2 ст. 93 НК РФ, для исчисления пятидневного срока, в течение которого должны быть представлены налоговому органу документы, должен быть зафиксирован момент получения соответствующим лицом запроса налогового органа.
    Исходя из задач проверки, могут быть истребованы любые документы.
В первую очередь следует получить следующие  документы:
    устав организации;
    протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
    документы, регламентирующие учетную политику организации и внесение изменений в нее;
    бухгалтерскую отчетность;
    статистическую отчетность;
    документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, проекты);
    контракты, договора, соглашения экономического субъекта;
    документы, регламентирующие производственную и организационную структуру организации;
    другие документы.
Организационная работа налоговых  органов по проверке бухгалтерских документов
    Документальная проверка начинается с анализа первичной бухгалтерской документации.
    Это товарно-транспортные накладные, счета, наряды, приемно-сдаточные акты, расходные и приходные ордера, банковские платежные документы и выписки из расчетных счетов.
Что должно интересовать в документах?
      В первую очередь:
    полнота документа;
    подлинность документов;
    достоверность документа.
В случае необходимости документы подвергаются криминалистической экспертизе на подлинность, которая включает:
    выявление подчисток и дописок, других признаков механического воздействия на бумагу;
    восстановление первичного текста;
    графологический (почерковедческий) анализ;
    сверка почерков и подписей на различных документах (платежных ведомостях, письмах);
    анализ машинописных документов с целью выяснения, на какой технике они изготовлены.
Признаками  умышленного искажения бухгалтерских балансов и отчетов являются:
    несоответствие балансовых статей аналогичным данным, приведенным в других формах отчетности (форма 2, форма 5);
    несоответствие баланса данным бухгалтерского учета, несоответствие синтетического и аналитического учета;
    несоответствие записей в бухгалтерском учете и первичных документах реальному содержанию хозяйственных операций, недостоверность первичных документов.
    Важным моментом при анализе документов является проверка соответствия их содержания действующим нормативам (списание материалов в производство, амортизация основных средств, применение ставок налогов и прочее).
При проверке уплаты налогов необходимо обращать внимание на правильность и полноту  расчетов с бюджетом по объектам налогообложения.
Важнейшими  из них являются налог на прибыль и НДС, где прежде всего обращается внимание на два момента, с помощью которых искусственно занижается сумма налога на прибыль. 
    То есть это учет выручки и определение себестоимости продукции.
    Вскрывая налоговое преступление, проверяющие прежде всего ищут «апробированные» механизмы сокрытия доходов.
К таковым  относятся: искусственное завышение  данных о расходах в первичных  документах, совершенное при помощи:
    включения в затраты на материалы материалов заказчиками одновременно собственных материалов;
    фиктивного списания материалов на производство;
    фиктивных командировочных расходов, т.е. командировок, не связанных с производством;
    фиктивных затрат на транспорт и горюче-смазочные материалы;
    фиктивного ремонта;
    фиктивных чеков на приобретение за наличный расчет;
    завышения накладных цен на приобретенные товары;
    фиктивных договоров с подставными лицами и фиктивных ведомостей на выдачу заработной платы;
    фиктивной выплаты пособий, премий и иных средств из категории материального поощрения;
    завышение данных о расходах в документах учета;
    завышение в балансе данных о затратах на счетах учета затрат;
    сокрытие валютной выручки путем перевода ее на счета иностранных партнеров, а не в уполномоченные российские банки;
Занижение выручки в первичных документах путем:
    занижения количества приобретенного товара (так называемый «левый» товар);
    реализации не оприходованного товара с последующим взаимным уничтожением накладных;
    фиктивного занижения цены;
    черного бартера (оплата одного неучтенного товара другим неучтенным товаром);
Занижение выручки в документах учета с использованием следующих методов:
    не отражаются в учете «левые» торговые точки;
    не отражается в документах сдача в аренду основных средств;
    «черный нал» (покупка и реализация за наличный расчет, не отраженная в документах);
Занижение выручки в балансе путем:
    - изменения данных в главной книге;
    - изменения выручки в отчетности;
Занижение фактической прибыли путем:
    создания «левых цехов» незарегистрированных предприятий, нередко на базе ликвидированного;
    завышения расходов на заработную плату и другие выплаты в том числе социального характера;
    завышения численности работников;
    получения льгот по налогам путем манипулирования численностью инвалидов, участников ВОВ, других работающих, пользующихся льготами;
Наличие фиктивных договоров с другими предприятиями, путем заключения:
    фиктивных договоров на выполнение работ, включаемых в затраты на производство, но «не оставляющих следов», например, проведение исследований, консультаций, маркетинга, анализа сырья, материалов и т.п.;
    фиктивных договоров аренды основных средств с предприятиями, пользующимися налоговыми льготами, и перечисления им прибыли;
    обналичивания прибыли за фиктивное выполнение работы или услуги;
 
Камеральная налоговая проверка бухгалтерской и налоговой отчетности
    Камеральная налоговая проверка по-прежнему остается приоритетной и практически всеобъемлющей формой налогового контроля, зачастую не уступающей по степени эффективности выездным проверкам.

    Камеральная налоговая проверка решает две самостоятельные задачи налогового контроля.
    Во-первых, камеральная налоговая проверка является формой налогового контроля по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации.
Во-вторых, камеральная налоговая проверка выступает как основное средство целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, с учетом того, что выездные налоговые проверки являются наиболее трудоемкой формой налогового контроля.
    Камеральная проверка легче поддается автоматизации, что позволяет проводить внутридокументный контроль показателей налоговой декларации и междокументный контроль налоговой отчетности.
    В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка — это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.
К основным особенностям камеральной проверки относятся следующие:
    Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных налоговых проверках.
    Фактически каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется 1 раз в квартал, некоторые (крупные) — 1 раз в месяц.
    Каждый раз проверке подвергается не одна декларация, а несколько — от 7 до 13, плюс бухгалтерская отчетность (3—5 форм), плюс неограниченное количество справок, расчетов, пояснительных записок, прилагаемых к декларациям.
    Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении декларации, в расчетах сумм налогов, что приводит к массовым камеральным доначислениям на весьма значительные суммы, и, следовательно, массовое применение налоговых и административных санкций.
    Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика»: 5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой, по отдельным налогам (например, НДС, налогу на землю) — иные сроки.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.