На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Общественное производство

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  

     
 

     Введение…………………………………………………………………………2
    Понятие общественного производства………………………………….......4
    Экономический кругооборот………………………………………………...7
    Потребности…………………………………………………………………..9
    Факторы производства……………………………………………………...11
    Ступени прогресса производства…………………………………………..13
    Структура производства…………………………………………………….16
    Эффективность производства, факторы его повышения…………………17
     Заключение……………………………………………………………………...20
     Список используемой литературы…………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Человек-существо общественное и в этом качестве он оказался, как полагает ряд ученых прошлого и нынешнего века, прежде всего благодаря труду. То, что  труд как осознанная целенаправленная деятельность выделил человека из животного мира, наделил его сознанием и определил общественный характер его бытия, долгое время считалось аксиомой. Но, возможно, это всего лишь теорема, требующая доказательств. В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и духовных сторон жизни человека экономическая теория анализирует важнейшую область деятельности людей, а именно сферу производства и распределение жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов, без которых были бы невозможны все другие многообразные формы реализации личностных и общественных интересов. Человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ. Но почему человек вообще трудится? Является ли труд первой жизненной потребностью или тягостной необходимостью? Очевидно, ответ на этот вопрос не представляет больших затруднений, если рассматривать эпоху первобытной общины: добыть пищу возможно, лишь затратив необходимые усилия. Стремление человека минимизировать эти усилия заставляло его изобретать новые орудия труда, новые технологии добычи самых необходимых жизненных благ. Обратим внимание на любопытный парадокс – стремление избежать тягости труда, прежде всего физического, заставляло (и заставляет по сей день) человека трудиться над изобретением все более и более широкого спектра материальных благ. Так чтобы не ходить пешком, изобретается колесо; чтобы не рыть землю руками – создаются мотыги, лопаты, а затем и современные экскаваторы и т.д.
     Общество - это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического  развития определенными производственными отношениями, которые влияют на все другие отношения в обществе.
     Любое объединение людей, и общество в  том числе, преследует определенные цели, из общего множества которых  вычленяем экономические:
    экономический рост, т.е. обеспечение более высокого уровня жизни членам общества;
    полная занятость, т.е. обеспечение работой всех членов общества, способных и желающих работать;
    экономическая эффективность, т.е. достижение максимального результата(отдачи) при минимальных затратах;
    стабильный уровень цен, т.е. стремление избегать резких колебаний общего уровня цен. К низким ценам  стремится потребитель, но они  не стимулируют производство. И наоборот, высокие цены стимулируют производство, но снижают покупательскую способность населения;
    экономическая свобода, т.е. обеспечение каждому члену общества права принимать те или иные решения, сообразуясь с личными экономическими интересами;
     6) экономическая обеспеченность, т.е. обеспечение экономической поддержки незащищенным слоям населения (больным, нетрудоспособным, престарелым и т.д.).        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие общественного производства 

     Основой существования любого общества является процесс производства. Не существует однозначной трактовки понятия  «производства». Под производством в западной экономической теории понимается создание благ и оказание услуг потребителю. С точки зрения марксистов, производство – это процесс взаимодействия человека и природы в целях создания материальных благ, которые требуются для существования и развития общества. Многие экономисты считают, что производство – это деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей. Таким образом, производство – это сфера непосредственного создания ценностей.
     Понятия «производство» недостаточно для того, чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства. Процесс производства осуществляется не изолированными субъектами, а в обществе, в системе общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он действует полностью независимо от кого бы то ни было, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Поэтому и существует понятие «общественное производство».   
     Понятие общественного производства является одним из всеобщих определений общества, однако оно не тождественно понятию общественной жизни. Процесс  общественного производства людьми своей жизни,  включает в себя прежде всего материальное  производство, ибо без  производства  и воспроизводства материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность людей во всем ее многообразии. Этим и обусловлена определенная,  конституирующая весь многообразный процесс общественной жизни роль материального производства. Производство общественной жизни включает в себя также и духовное производство (производство сознания), производство людей, как общественных индивидов и производство "самой формы общения"  (К.Маркс),  т.е. определенного типа социальной связи людей.  Короче, в отличие от чисто экономического толкования сущности производства, философский  подход позволяет рассмотреть последнее как производство общественной жизни,  выражение органической целостности человеческой деятельности.
     В составе историко-материалистического  учения об обществе категория  общественного производства дает представление о целостности  самой  основы  общественной  жизнедеятельности,  фиксируя единство  и взаимодействие материального и духовного начал (процессов) жизни людей.  Фундамент этого единства  составляет  деятельность людей по производству и воспроизводству условий своего бытия,  а критерием общественной природы (характера и формы) общественного  производства  выступает развитие человека,  как общественного существа.
     Производство  является общественным прежде всего потому,  что его конечным продуктом всегда выступает общество, или,  что то же самое,  производство человека, как общественного существа.  По отношению к этой цели и результату все остальное будь  то произведенный продукт,  условия труда,  даже сам непосредственный процесс производства - оказываются  лишь  моментами, или средствами и материальным условием осуществления индивидами своего общественного бытия,  "собственного постоянного  процесса движения".  Этот вывод можно сформулировать иначе: именно производство и воспроизводство индивидов в их взаимоотношениях,  что, в  свою очередь неотделимо от создания людьми материальных и духовных условий своей жизнедеятельности,  и  составляет  основное содержание производства,  если рассматривать его применительно к обществу в целом. Развивая это положение в плане раскрытия структуры общественного производства и взаимодействия ее составных частей,  необходимо отметить следующие моменты.  Безусловно,  первым основанием общественного характера производства  является  совместный  труд индивидов,  на  базе и в рамках которого возникают и развиваются сознание и коллективные формы человеческой (общественной)  связи и жизнедеятельности. Как уже отмечалось, способ производства материальных условий бытия людей - основополагающая  предпосылка развития  собственно человеческой (общественной) истории и самой способности людей делать историю.  Она остается таковой на любом этапе человеческой истории. Но, наряду с этой предпосылкой, возникают, начинают действовать и другие предпосылки, не менее важные, существенные. По мере того как человек переходил от присвоения готовых продуктов к труду, происходило формирование человеческого  сознания  и самих механизмов сознательной деятельности.
     Производство  сознания включается непосредственно  в реальный процесс  производства  людьми условий и обстоятельств своей жизни (впоследствии, в результате общественного разделения труда появляется собственно духовное производство).  Однако еще более важной предпосылкой была следующая:  производство и воспроизводство условий и средств материального существования людей с самого начала было (объективно,  независимо от  степени  осознания  этого факта)  производством  самого человека,  способом формирования и развития его общественных свойств,  качеств. Вне существования и развития  производства нельзя даже представить себе возможность выделения человека как самостоятельного субъекта, активного деятеля из первоначально нерасчлененного общественного целого.
     Исходя  из сказанного, "тайна" общественного  производства заключена в "обработке  людей людьми" (К.Маркс), в том,  как  люди производят друг друга, в характере общественной связи. Это относится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание, собственно, только там  и возникает, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами других людей,  где он должен соизмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека,  т.е. в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины того или иного характера развития материальной и духовной деятельности надо искать в реальной системе общественных отношений. 

     2. Экономический кругооборот 

     В результате общественного производства создается валовый национальный продукт. В своем движении он проходит ряд взаимосвязанных стадий: производство, распределение, обмен и потребление.       
     Началом здесь является непосредственное производство – созидание полезных продуктов. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей (скажем, из древесины изготавливают мебель). Производство является основой для всей хозяйственной деятельности. Если не создан продукт, то и нечего распределять, обменивать и потреблять. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в потреблении. В системе рыночного хозяйства целью производства является получение прибыли. «Стремление к прибыли,- подчеркивает выдающийся австрийский экономист Ф.Хайек,- это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. Разумеется, в конце концов, производство ведется ради потребления. Но еще раз необходимо отметить, что конечная и непосредственная цель производства могут не совпадать, как это и происходит в системе рыночного хозяйства.
     Если  производство рассматривать как  непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление производственных благ, то в таком случае мы имеем дело с процессом воспроизводства. Воспроизводство – это процесс постоянного повторения и возобновления производства. Этот процесс представляет собой единство моментов:
    воспроизводство материальных благ;
    воспроизводство рабочей силы;
    воспроизводство природных ресурсов и среды обитания человека;
    воспроизводство производственных отношений.
     Распределение – такой отрезок кругооборота, который начинается в производстве. Чтобы создать все многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и расширяется. Когда распределяется доход, полученный в процессе созидательной деятельности, то определяется доля каждого человека в произведенном богатстве. Она зависит от количества изготовленных благ.
     Обмен прежде всего глубоко вторгается в производство. Ведь распределение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться знаниями и деятельностью в целях повышения общего хозяйственного результата. Такое сотрудничество можно наблюдать, например, на автомобильном заводе, продукция которого – плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал. Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны людям для личного потребления. Но в тоже время они нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.
     Потребление также непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способности работников, используются сырье, топливо, машины, и другие существенные условия выпуска продукции, т.е. совершается производительное потребление. Вместе с тем потребление составляет особый – заключительный этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей. В это время полезные вещи известным образом исчезают в процессе непроизводительного потребления, после чего их необходимо заново создавать. 
 
 
 

     4. Потребности 

     Целью любого производства является удовлетворение потребностей. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т.е. осуществлять производственную деятельность. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием.
      1. По отношению  к масштабам и  структуре производства:
     1) абсолютные, перспективные;
     2) действительные, необходимые;
     3) подлежащие удовлетворению;
     4) фактически удовлетворяемые.
      2.По роли потребностей  в воспроизводстве  рабочей силы:
     1) Физические;
     2) интеллектуальные;
     3) социальные.
      3. С точки зрения уровня развития:
     1) элементарные (физические);
     2) высшие (социальные).
       4. В зависимости от социальной структуры общества:
     1) потребности общества в целом;
     2) потребности социальных групп;
     3) потребности отдельных людей.
     Производство  прямо влияет на потребности по нескольким направлениям. Во-первых, оно создает  конкретные блага и тем самым  способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к появлению новых потребностей. Например, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у человека возникает масса новых нужд: машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и др.
     Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса  коренным образом обновляет мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывает желание их приобрести.
     В-третьих, производство во многом влияет на способы  применения полезных вещей и тем  самым формирует определенную бытовую  культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленным на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.
     В свою очередь потребности оказывают  обратное воздействие на производство. Во-первых они являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
     Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.
     В-третьих, ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности – от низшей ступени ко все более высоким.
     Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:
      -физиологические (в пище, воде, жилье, воспроизводстве рода);
      -в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
      -в социальных контактах (общение с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);
      -в уважении (признания со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);
      -в саморазвитии (совершенствовании  всех возможностей и способностей  человека). 
     Прогресс  общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимо от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд по мере развития производства и культуры.
     Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей растут безгранично. Однако на деле повышение  потребностей не состоит в простом  пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют  определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, запросы высшего порядка – социальные и интеллектуальные – по существу безграничны.  

     4. Факторы производства 

     Производство  включает три разнородных фактора. Рассмотрим их в натурально-вещественном виде, который свойствен всякому обществу.
     Первый  фактор – человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки.
     Труд  в материальном производстве – это  целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.
     Второй  фактор – вещественный – средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага.
     В состав средств труда входят естественные условия производственного процесса  и техника – искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь они включают орудия труда( инструменты, машины, оборудование),благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда( производственные здания, каналы, дороги).
     Третий  фактор – тоже вещественный –  предметы труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда подразделяются на вещество природы, которое не подвергалось обработке, и сырье, которое претерпело воздействие труда человека.
     Все три фактора связываются воедино  с помощью технологии.
     Технология  – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.
     Все указанные факторы в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть абсолютной( ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной ( факторы можно умножить , но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).
     Первый  фактор – число работников –  нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая численность населения каждой страны и особенно доля  в его составе трудоспособных людей.
     Второй  фактор – средства труда – можно  наращивать до необходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, поскольку несколько лет уходит на создание новых машин и строительство зданий.
     Третий  фактор – прежде всего земля и  полезные ископаемые – абсолютно ограничен. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные во многих странах, показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только  до середины 21 столетия.
     В связи с этим важно определить производственные возможности  (применительно как к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов. 
 
 

     5. Ступени прогресса производства 

     Отдаленные  предки человека по образу жизнедеятельности  мало чем отличались от животных. Средства существования они добывали преимущественно путем собирательства готовых продуктов природы. Тогда, естественно, не было налаженного регулярного производства. Вследствие этого уделом предков человека часто был голод.
     Примерно 10 тыс. лет назад собирательство плодов природы привело к двум великим  открытиям, вызвавшим аграрную революцию, - земледелию (вначале в виде примитивной обработки почвы и посевов зерна) и скотоводству (приручению диких животных и разведению их как домашнего скота). Так впервые появилась постоянно производящая экономика, благодаря которой люди стали в определенной степени независимыми от природы. Производство с самого начала опиралось на достижения неолитической революции. В эпоху нового каменного века появились кремневые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания стали создаваться с помощью более совершенных металлических технических средств (были изобретены плуг и колесо).
     Так начиналась доиндустриальная стадия производства, которая предшествовала возникновению промышленности. На этой стадии преобладала первичная сфера экономики (сельское хозяйство). Подавляющая часть трудоспособного населения занималась земледелием и животноводством. В хозяйственной деятельности господствовали ручной труд и простейшие формы его организации. С переходом к оседлому образу жизни люди стали заниматься строительством, сооружая жилища и хозяйственные постройки.
     Значительные  качественные перемены в материальной культуре благоприятствовали резкому увеличению численности населения – произошел так называемый первый демографический взрыв. В эпоху неолита темпы роста населения Земли повысились почти втрое.
     Рост  населения Земли и повышения  уровня его потребностей пришли в противоречие с теми ограниченными возможностями, которые были свойственны производству с применением ручного труда. Это противоречие было преодолено лишь в результате промышленного переворота, который начался в Англии в 60-е гг. 18 века  и завершился в Западной Европе и США в 50-60-е годы 19 века. Сущность промышленной революции состояла в широкомасштабной замене ручного труда машинами.
     На  индустриальной стадии производства главной  стала вторичная сфера экономики - машинизированное промышленное производство. С помощью машинной техники промышленность преобразовывала сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие важнейшие отрасли производства. Основную массу трудящихся составляли работники индустриальных отраслей хозяйства. Мощный рост производственных возможностей и многоотраслевая структура хозяйства позволяли удовлетворять достаточно широкий круг материальных и культурных потребностей людей.
     С индустриальной стадией экономики  связан второй демографический взрыв. Численность населения мира за три с четвертью столетия (1650-1974гг.) возросла в семь раз (в 1650 г. население планеты составляло 650 млн. человек).
     Однако  для современного этапа развития потребностей и потребления достижения индустриальной экономики явно недостаточны. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной и не в состоянии устойчиво обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать новейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными традиционными производственными возможностями и совершенно новым – в количественном и качественном отношениях – уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся  в 40 - 50-х гг. 20 века грандиозной научно – технической революции. Эта революция открыла движение человечества к постиндустриальной стадии производства, означающей переход к информационному обществу. На этой высшей стадии наибольшее развитие получает третичная сфера экономики – сфера услуг.
     На  первом этапе НТР (в 1940 – 1950-е гг.) возникла электроника, атомная энергетика, полимерная химия, ракетно-космическая техника и др. Второй этап НТР (1970 – 1990-егг.) ознаменовался появлением микроэкономики (компьютеров), комплексной автоматизации, генной инженерии и т.д. В результате быстро стала развиваться новая экономика, основанная на микроэлектронной технике и информационных технологиях.
     Означает  ли сказанное, что все человечество уже достигло вершины экономического благополучия? Отнюдь нет. Сегодня на экономико-географической карте планеты можно видеть страны, находящиеся на разных ступенях развития производства.
     Во-первых, во многих странах в Африке, Латинской Америки и Азии до сих пор сохранилась доиндустриальная экономика. Около 2/3 трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве. Используя примитивные ручные орудия труда, работник может прокормить не более двух человек.
     Во-вторых, индустриальный тип хозяйства мы обнаруживаем в ряде государств Европы (например Греция), Азии, на территории бывшего СССР.
     В-третьих  постиндустриальная стадия производства утверждается в наиболее развитых странах, таких как США и Япония. Здесь  работник сельского хозяйства способен произвести в 10 – 15 раз больше продукции, чем в странах с доиндустриальной экономикой. В тоже время главным становится труд, связанный с получением, преобразованием и использованием информации.
     Вместе  с тем большинство народов, отставших  в технико-экономическом отношении, продвигаются к информационному обществу, хотя и с разной скоростью. Поэтому можно с достаточной уверенностью предположить, что в 21 столетии во всем мире еще более широко распространится новейшая структура экономики. При этом каждая страна сможет находить лучшие для себя способы решения противоречия между ростом потребностей и ограниченностью ресурсов. 

     6. Структура производства 

     Человек, живущий в условиях доиндустриальной и индустриальной экономики, обычно отождествлял производство с такой сферой деятельности, которая создает материальные блага. Характерен для 18 века, например, такой факт. Известный английский экономист Адам Смит считал, что богатство общества созидает только производительный труд – работа по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели… актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.».  
     Современная экономическая теория отражает новую  хозяйственную действительность. Для конца 20 – начала 21 в. характерна новейшая структура постиндустриального производства. Она имеет ряд отличительных черт.
    Производство, основанное на новейших достижениях научно-технической революции, способно обеспечить массовое удовлетворение всего круга действительных и перспективных потребностей.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.