На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность, формы типы права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
План : 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Правом называют социально-правовые притязания людей, например право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
     Под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа.
     Также названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу субъекту права.
       А еще термин "право" используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система".
     Актуальность  работы представляется в том, что  термин "право" часто употребляется  и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить сущность, а так же его типы и формы, отличающие его от других социальных регуляторов.  
В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.

     Значительную  ценность представляют определения, в  которых формулируются специфические признаки права. С их помощью право выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого понимания права необходимо также уяснить неспецифические признаки, одинаковые для права и смежных с ним феноменов.  
Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его типах и формах.

     Целью данной работы является анализ сущности, типов и формы права, как обусловленного природой человека и общества и выражающей свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. 
 
 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 

I   СУЩНОСТЬ ПРАВА

 
     Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке.
     В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указывалось:
     Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение П. указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе П., его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем
     В Большой советской энциклопедии было представлено классическое для марксистко-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция):
     Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
     Либертарно-юридическая концепция:
     Право — единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости. Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.
     В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом или просто с законодательством), либо правовой системой. При этом право как система права находит выражение в источниках права, а её правовое содержание определяется нормами права. Когда же говорится о праве как о правовой системе, помимо системы права обычно подразумеваются и другие правовые явления: правовая культура и правореализация.
     Рассмотрим  признаки права, определение его  понятия на рис.1 

 
 
 
Исходят от государства 
   
выражают волю  и интересы
определенных  слоев
населения
либо
большинство общества
     
     

    ПРАВО 

    система  норм,
    правил  поведения,
    которые

     
     
     
     

 
сформулированы в специальных
государственных
документах -
нормативных актах
   
охраняются  от нарушений не только силой
общественного мнения,
но и  мерой государственного
принуждения
Рис.1 Признаки права, определение его понятия
     Вопрос  о том, что есть право, в чем  его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. С течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.-Ж.Руссо - общая воля, Р.Иеринга - защищенный интерес, Л.Петражицкого - императивно - атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д.
     Многозначность определений права, не утихающие споры о его существе привели некоторых исследователей к пессимистическому выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно, поэтому, поправляя И.Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н.Алексеев заметил: “Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще”.
     В праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей.
     Итак, какова же природа права, в чем, иначе  говоря, заключается его сущность? Известно, что сущность любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.
     Сущность  права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально - культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности, и видится в «обеспечении» или «разграничении» жизненных интересов людей, в «выражении их воли», в «установлении» определенного порядка общественной жизни.
     При рассмотрении сущности права важно  учитывать 2 аспекта:
    то, что любое право - есть прежде всего регулятор (формальная сторона),
    то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
     Можно выделить следующие подходы к  сущности права:
     - классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса),
     - общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии т т.п.).
     Наряду  с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминоровать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
     Сущность  права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и обще социальным началам. Поэтому в сущности права  в зависимости от исторических условий  на первый план может выходить любое  из вышеперечисленных начал.
     В отечественной юридической литературе сущность и содержательные свойства права часто не различались. Кроме того, до недавнего времени считалось бесспорным, что право в диалектико-материалистическом понимании есть возведенная в закон воля господствующего класса, что экономически господствующий класс, помимо конституирования государства, придает своей общей воле, обусловленной данным способом производства и формой общения, всеобщее выражение в виде государственной воли, что внешнее выражение этой воли, преобразованной уже в государственную, и есть закон, право. Этот марксистский постулат, являясь логическим продолжением одностороннего и, следовательно, искаженного понимания происхождения, природы и назначения государства, превращал право в средство классового господства, в инструмент навязывания своей воли одним классом другим.
     Сущность  любого права заключается в тех  его внутренних закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых  раскрывается многообразие и противоречивость форм его бытия, закономерностей  существования права, функционирования и развития.
     Свойства  права, носящие сущностный характер, необходимы и неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых явлениях, относящихся как к содержанию, внутренней субстанции права, так и его функционированию. Эти свойства находятся в органическом единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на обособленные части.
     Таковыми  служат свойства права, показывающие:
     а) какими объективными историческими факторами  обусловлены право, его содержание и  действие,
     б) чью организованную волю они выражают,
     в) кем такая воля официально формируется,
     г) в какой форме  она возводится во всеобщий, обязательный ранг.
     Не  разрывность цепи этих свойств права  объективно переопределена самой логикой  происхождения и существования права. Оно появилось на определенном этапе развития человеческого общества вместе с государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение к прежним правилам общежития первобытно - общинного строя потребовалось создание новых - общеобязательных и обеспеченных государством - норм. Реальный механизм всякого право образования был и остается таковым, что определенные процессы в жизнедеятельности общества представляют как объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как результат согласования различных интересов, - воля, которая при определенных условиях превращается в государственную и возводится в ранг правовых норм, права.
     Соответственно  под сущностью права следует понимать обусловленную экономическими, социальными, политическими и духовными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в государственную волю и выраженную в виде правовых норм.
     Такова  сущность права по общему правилу, на всех тех исторических этапах развития классового общества, когда речь идет об определенных общественно - экономических формациях. А в те межформационные периоды истории, когда устанавливается переходная государственность, сущность права имеет те же специфические характеристики, как и природа такой государственности. Это объясняется генетическими, сущностными и функциональными связями, которые всегда имеются между государством и правом.
     Органическим  продолжением сущности права является его мобильное содержание, находящееся с ней в диалектическом единстве. Сущность и не поглощает содержание права, и не оторвана от него. Сущностные свойства права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах, которые вместе с ним раскрывают его единую природу.
     Содержание  права представляет собой состав всех его элементов, единство всех составных частей. В этом содержании сущность права на новом этапе его развития представлена не в зеркальном, а в необходимо трансформированном и обогащенном виде, при котором отдельные стороны (моменты) сущностных свойств расчленены, выделены, перегруппированы по новым закономерным связям и развернуты в относительно самостоятельные свойства, именуемые содержательными.
     Как и многим другим социальным масштабам  поведения, в содержательном плане  праву свойственны нормативность, формальная определенность, регулятивность, системность и принудительность. Но эти свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем состоит одно из коренных отличий от одноименных свойств не правовых социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной обеспеченностью.
     «Государственное  происхождение» права не свидетельствует  о его несовместимости с естественными, вытекающими из самой человеческой природы правами и свободами  личности. Конституция Российской Федерации 1993 года признала не только не отчуждаемость основных, в том числе естественных прав и свобод личности, но и включила общепризнанные принципы и нормы международного права в национальную, российскую систему права в качестве ее составной части.
     Таким образом, содержание права состоит в системе формально - определенных, общеобязательных и специально - обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в согласованных им социальных интересах.
     В приведенной выше формулировке оттенены такие содержательные свойства (признаки) права, как:
     а) особая нормативность, заключающаяся в установлении или санкционировании соответствующих норм государством при помощи законов и иных нормативно - правовых актов;
     б) формальная определенность этих норм, то есть их обозначенность в словесно - документальном виде;
     в) общеобязательность действующих правовых норм, их безусловность для любого участника регулируемых отношений, если только он попадает под субъективный состав данной нормы;
     г) системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и единство действующих в стране правовых норм;
     д) государственная обеспеченность, придающая праву надежность и реальную осуществленность.
     Право по содержанию не тождественно закону. Будучи одной из форм выражения права, закон может не выражать сути права  как целостной системы нормативных  регуляторов, соотнесенных с объективными мерилами справедливости, свободы и  правды, с ценностями и приоритетами земной цивилизации.
     3. Право - явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Во - первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), во - вторых, выделяют право в специально - юридическом смысле, как юридический инструмент связанный с государством.
     Право, как качественно своеобразное целостное  образование, имеет свою специфическую  форму. Если сущностью и содержанием  права олицетворяется все то, из чего состоит право и чем характеризуется  его природа, то формой фиксируется его очертания и границы, способы проявления вовне, самостоятельное существования, упорядочивания и функционирования.
     Право (в этом сугубо юридическом смысле) - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. 

II ТИПЫ ПРАВА

 
     Типология права - это его специфическая  классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, дающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.
     Достоинства:
     - продуктивна сама идея делить право на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество.
     Слабая  сторона:
     - формационный подход не позволяет  в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.
     В рамках другого подхода типология  права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права, как:
     1) национальные правовые системы  (это конкретно-историческая совокупность  права, юридической практики и  господствующей правовой идеологии отдельного государства);
     2) правовые семьи (это совокупность  правовых систем, выделенная на  основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования). Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и другие.
     Достоинство данной типологии заключается в  том, что выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право. 
Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права.

     Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира. приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация представляется как совокупность материальных и духовных достижений общества на основе разума и справедливости, находящаяся вне рамок определенных социальных систем. Целостность цивилизации с 'точки зрения ее внутренней организации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации и философии, причем техника определяет остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход ведет к игнорированию таких сохранивших важное методологическое значение положений исторического материализма, как деление общественных явлений и процессов на базисные и надстроечные, роль экономического базиса по отношению к надстройке, выделение способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития, классовый подход при анализе социальной действительности.
     Поэтому при определении общего понятия  права следует, на наш взгляд, руководствоваться  не цивилизационным, а формационным подходом, в частности рассматривать право как элемент общественно-экономической формации, основанной на определенном способе производства. При этом сущность права. его глубокая внутренняя основа, определяющая остальную природу и тенденции изменения юридических норм, заключена в конечном счете в экономическом базисе формации. При анализе права нельзя игнорировать классовый подход, но не следует его абсолютизировать, не замечая проявления в этом сложном общественном явлении групповых, национальных и общечеловеческих интересов. Определяющее воздействие на государственную волю, несомненно, оказывает и политическая надстройка, особенно соотношение политических сил, тип и форма государства.
     Право есть особая система норм. которая, как справедливо о отметил Ф. Энгельс, возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена.
     В самом общем виде можно сказать, что причины появления права  те же, что и причины происхождения  государства. Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним  связано, является результатом его  деятельности при сложившихся экономических и классовых условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы. которые более конкретны в отличие от старых).
     Право существенно отличается от социальных норм первобытнообщинного строя. Первобытное общество в течение тысячелетий выработало для себя правила поведения - обычаи, которые сложились в сознании членов общества в силу принадлежности каждого к данной коллективности, в силу неотделимости от нее отдельного индивида. 
Наиболее распространенными и типичными были обычаи, в которых закреплялись основные общественные отношения: равенство всех, (неравенство вообще не осознавалось как возможная форма взаимоотношений между людьми); кровная месть, охранявшая незыблемость рода, племени; коллективное и уравнительное распределение продуктов труда; общая собственность на землю, орудия труда.

     Обычаям чуждо деление на права и обязанности, они воспринимаются как долг, то есть обществе иное требование, осознанное каждым членом коллектива как личная задача. Личное и общественное в обычае - единое целое. Обычаи охранялись запретами - табу, преимущественно религиозными. Нарушение обычая, по представлениям общества, повлечет гнев богов. Потому обычаи неразрывно связаны с религиозными представлениями.
     Основная  масса норм первобытно-общинного  строя утратила свою силу, так как  они отражали естественно сложившуюся  коллективность, которая с возникновением классов перестала существовать. Часть норм приспособилась к интересам имущего меньшинства. Форма обычая может сохраниться, но существо в корне меняется. Например, в талионе была заложена идея равенства человека человеку. В классовом обществе талион трактуется иначе: цена крови богатого выше цены крови бедного. Многие правовые системы древности закрепляют такое неравенство, которое означает классовое неравенство.
     Обычаи, санкционированные государством, становились  обычным правом. Но впоследствии, по мере того, как потребности политических сил, стоящих у власти, развивались, государство восполняло недостающие в обычном праве нормы своей законодательной деятельностью. Поэтому только на ранних стадиях существования государства обычное право представляет почти все право данного общества. В дальнейшем оно все больше вытесняется писаными законами государства.
     Право - это правила поведения, исходящие  уже не от общества, а от государства, причем - предписания, защищающие интересы i эксплуататоров, санкционирующие  социальное неравенство людей, могут  возникнуть только вместе с государством. Чем сложнее становилось законодательство, тем сложнее становились способы его выражения. Ф.Энгельс в работе "К жилищному вопросу" писал: "По мере того, как законодательство разрастается в сложное, обширное целое, выступает необходимость в новом общественном разделении труда: образуется сословие профессиональных правоведов, а вместе с ним возникает и наука права".
     Исторически первым в отдельных странах возникает  рабовладельческое право. Оно рождается  вместе с рабовладельческим государством и представляет собой возведенную в закон волю класса рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатация человека человеком. Характерная его черта - открытое закрепление неравенства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объекты.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.