На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудиторская проверка операций с основными средствами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Ульяновский государственный технический университет
Институт  дистационного образования 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По  дисциплине: «Аудит»
На  тему: «Аудиторская проверка операций с основными средствами»
                                        
 
 
 
 
 

Выполнил:
Студентка Рыбкина О.А. 
 
 

Принял:
Руководитель  работы
Козлова  
 
 
 
 
 
 
 

г. Ульяновск 2005г. 

 


    Содержание: 

      Стр.
    введение 3
    Глава 1. Организация подготовки аудиторской проверки. 5
    1.1. Понятие  аудита. Задачи и цели аудита основных средств. 5
    1.2. Нормативно-правовое  обеспечение аудита основных  средств.  7
    1.3. Разработка  плана и программы аудиторской  проверки. 9
    Глава 2. Аудиторская проверка основных средств. 17
    2.1. Письмо-обязательство 17
    2.2. Организация учета основных средств в АО «КВАНТ» 18
    2.3. Аудит наличия и сохранности основных средств 31
    2.4. Аудит движения основных средств 33
    2.5. Аудит начисления износа 36
        Аудит налогообложения по операциям с основными средствами
    38
    2.7. Типичные ошибки 44
    Заключение 46
    Список  литературы 47
    Приложения  50
 

введение

 
      В условиях рыночной экономики появилась  необходимость создания новых экономических  институтов, регулирующих взаимоотношения  различных субъектов предпринимательской  деятельности, среди которых достойное место может занять институт аудиторства.
      Его главная цель – обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой  отчетности. Данные по использованию  имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитором.
      В этой связи в России за последние  годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Были утверждены временные правила  аудиторской деятельности в Российской Федерации, образована комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, так же утверждён ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, определены порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обязательному аудиту.
      Аудит можно разделить на несколько  разделов, в одном из них значительное внимание уделено методике аудиторской проверки различных операций и работ в сфере финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
      Данная  тема курсовой работы – «Аудит операций с основными средствами – весьма актуальна, так как основные средства играют важную роль в процессе труда, они в своей совокупности образуют ядро материально-технической базы предприятия, основной материальный фактор, обусловливающий возможности генерирования прибыли. От их  количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.
      Целью данной курсовой работы является раскрытие  методики аудита операций с основными средствами предприятия.
      Объектом  исследования в области организации  аудита операций с  основными средствами явилось Акционерное общество «КВАНТ» предприятие выполняет строительно-монтажные работы, изготовляет строительные конструкции и материалы, а также оказывает услуги с целью извлечения прибыли, развития производственной базы и удовлетворения общественных потребностей.
      Практической  основой для аудита основных средств  на АО «КВАНТ» явились первичная  и сводная документация, данные аналитического и синтетического учета, годовые отчеты предприятия, акты ревизий и проверок. 
 

 

      

глава 1. Организация подготовки аудиторской проверки.

 
      Понятие аудита.
Задачи  и цели аудита основных средств. 

      Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
      Аудитор – физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством, и аттестованное в установленном порядке на право осуществления аудиторской деятельности.
      Аудит основных средств – лишь часть  проверки финансово-хозяйственной  деятельности организации. Его целью  является составить обоснованное мнение относительно достоверности и полноты информации об основных средствах, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней. Целью аудита основных средств также может быть оценка эффективности использования основных средств. Для достижения указанной цели в ходе аудиторской проверки необходимо рассмотреть следующие основные вопросы:
    Оценка состояния организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии организации и по материально ответственным лицам, в местах эксплуатации основных средств (цехах, отделах, службах). Причем как собственных основных средств, так и арендованных.
    Проверка правильности ежемесячного начисления износа по собственным и долгосрочно арендуемым основным средствам, так как это связано с формированием себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг) и в конечном итоге - с финансовым результатом организации, что влияет на взаимоотношении организации с бюджетом по налогу на прибыль.
    Проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением и выбытием основных средств, их арендой у физических и юридических лиц.
    Проверка оценки действующего а организации порядка учета затрат на текущий или капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах работ, исходя из принятой предприятием учетной политики на год.
    Проверка результатов произведенной переоценки основных средств.
    Проверка учета капитальных вложений.
    Анализ в необходимых случаях, если это предусмотрено условиями заключенного договора, использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности.
      Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать  суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета. 

 


1.2. Нормативно-правовое  обеспечение аудита  основных средств. 

      Под информационным обеспечением аудита понимается состав информации, используемой при  выполнении аудиторских работ и  способов ее организации.
      Информацию можно подразделить на две группы:
    нормативно-правовая информация;
    информация проверяемого экономического субъекта и третьих лиц.
      В составе нормативно-правовой информации можно выделить Конституцию, кодексы, законы, указы Президента, постановления  Правительства, положения, методические указания, инструкции, письма, и др.
      В данном параграфе рассматривается  нормативно-правовое обеспечение аудита основных средств.
      К основным средствам относится довольно дорогостоящее имущество со сроком эксплуатации больше одного года. Это имущество многократно используется в производственном процессе.
      Основные  средства составляют значительную долю в составе всего имущества  организации  и являются одним  из главных технических ресурсов ее хозяйственной деятельности.
      Таким образом, необходимо осуществлять строгий контроль за учетом и использованием основных средств.
      Операции  по учету основных средств не так  многообразны и часты, особенно на малых  предприятиях. Эти операции можно  разделить на следующие группы:
    операции  по поступлению и выбытию основных средств;
    операции по переоценке и амортизации основных средств;
    операции по ремонту основных средств;
    операции по аренде и лизингу основных средств;
    отражение инвентаризации основных средств.
      Все эти операции должны быть отражены в бухгалтерском учете в строгом соответствии с нормативными актами. В своей работе бухгалтер должен руководствоваться нормативными актами федеральных и местных органов власти, а так же нормативными документами самих экономических субъектов.
      Необходимым условием успешной аудиторской деятельности является компетентность аудитора в вопросах учета и налогообложения, а также значения всех новшеств в этой области. Грамотный аудитор должен быть прежде всего грамотным бухгалтером. В этом параграфе рассмотрены правила учета и налогообложения основных средств, которыми необходимо руководствоваться аудитору при проведении аудита основных средств.
      В бухгалтерии организации аналитический  учет основных средств ведут в  инвентарных карточках ф.№OC-6, открываемых  на каждый объект, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период эксплуатации. Карточки должны храниться в бухгалтерии предприятия в разрезе классификационных групп, а внутри них по местам эксплуатации. Если учет компьютеризирован, то используются машинограммы и вести карточки вручную нет необходимости. В бухгалтерском учете основные средства отражаются по первоначальной стоимости. 

 


1.3. Разработка плана  и программы аудиторской  проверки. 

Методы  аудита.
      Результатом работы аудитора является составление аудиторского заключения. Для того чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами. Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует следующие методы:
    Методы фактического контроля
      инвентаризация;
      контрольный обмер.
    Методы документального контроля
    формальная проверка;
    арифметическая проверка;
    проверка документов по существу.
    Прочие методы
      наблюдение;
      опрос;
      экономический анализ.
      Рассмотрим, насколько эффективен каждый из этих методов сбора аудиторских доказательств  при проверке основных средств.
      Инвентаризация проводится в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию аудитор должен уточнить дату проведения последней инвентаризации. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведению, что позволит более качественно провести последовательную проверку и уменьшить аудиторский риск. Аудитор может сам участвовать в проведении инвентаризации или ограничиться наблюдением за ее проведением. Рекомендуется убедиться в наличии наиболее дорогостоящих предметов. Часть имущества может отсутствовать, в этом случае надо проверить, по каким документам, кому и когда оно передано. При использовании работниками какого-либо имущества в домашних условиях стоимость этого имущества (компьютеров, принтеров) может рассматриваться в качестве налогооблагаемой базы (дохода) работников. В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого экономического субъекта занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько: весит вывеска с наименованием другого экономического субъекта; выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого экономического субъекта и т.п.), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи «доходы от аренды», то речь идет о «скрытой аренде» и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Инвентаризация основных средств производится на основании «Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
      Метод контрольного обмера эффективен при  проверке затрат на ремонт основных средств. Аудитор может произвести контрольный  обмер объемов выполненных работ по ремонту непосредственно на объектах, что позволит дать объективную оценку фактических ремонтных работ и установить сумму необоснованно списанных материалов, а также сумму незаконно выплаченной заработной платы, если при попустительстве отдельных работников организации имело место завышение объемов выполненных работ.
      При проведении формальной проверки документов аудитор визуально просматривает  первичные документы по учету  основных средств, инвентарные карточки, журналы-ордера 10, 10/1, 13, расчетные таблицы, форму № 5, главную книгу и др. Необходимо проверить соответствие документов типовым междуведомственным формам, правильность заполнения всех реквизитов, наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц на основании Постановления Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а, инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете от 29.07.83 № 105 и карточек подписей должностных лиц.
      Метод арифметической проверки предусматривает  проверку правильности подсчетов, а  также правильности составления  алгоритмов расчетов при автоматизации  бухгалтерского учета. Проверка расчетов сумм амортизации, переоценки основных средств, правильности применения норм амортизации и коэффициентов пересчета. Также сверяются данные аналитических и синтетических счетов, журналов-ордеров, главной книги, баланса, приложения к нему ф. № 5.
      При проверке документов по существу рассматривается законность и целесообразность хозяйственной операции, правильность отнесения на счета и включения в статьи затрат. При реализации основных средств на сторону аудитору необходимо убедиться, что на это есть письменное разрешение руководителя. Если при проверке первичный документ вызывает сомнение, то необходимо получить письменное объяснение у лиц, ответственных за данную сделку, и сделать встречную проверку.
      Наблюдение  – получение общего представления  о возможностях клиента на основании визуального наблюдения. Аудитор наблюдает за тем, как оформляется та или иная операция по учету и движения основных средств, заполняются первичные документы и регистры синтетического учета. Однако операции по учету основных средств не так многообразны и часты, особенно на малых предприятиях, поэтому наблюдение как метод аудиторской проверки малоэффективен. Более полную информацию можно получить в результате документальной проверки, опроса сотрудников и экономического анализа.
      Методом экономического анализа аудитор пользуется, как правило, при проверке бухгалтерской отчетности, где отражено состояние основных средств (ф. №1, ф. №5). Аудитор может сделать анализ использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности организации, а так же эффективность капиталовложений. Подробнее анализ основных средств рассмотрен в следующем параграфе.
      Опрос – получение устной или письменной информации от клиента. Опрос или  беседа должны быть проведены со всеми  сотрудниками, принимающими участие в учете основных средств и заполнении отчетности. Для того чтобы беседа дала аудитору результаты, она, как  и все прочие аудиторские процедуры, должна быть тщательно спланирована. Для этого аудитор составляет заранее вопросник, который включает в себя перечень вопросов, которые аудитор планирует задать сотрудникам организации с вариантами ответов. Вопросник распечатывается в нужном количестве экземпляров, соответствующем составу опрашиваемых специалистов. На каждом экземпляре вопросника проставляется должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа. По результатам опроса аудитор делает пометки напротив выбранных сотрудниками вариантов ответа и делает вывод о состоянии дисциплины в организации учета основных средств и определяет степень аудиторского риска и глубину последующих процедур по проверке правильности учета основных средств. 

Основные  направления аудиторской  проверки и источники  информации.
    Специфика экономического субъекта, объем и  сложность работы по его проверке каждый раз требует определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов.
    План  аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских работ по объектам и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме. Цель составления плана:
    предварительно определить объем и характер необходимых тестов;
    оценить затраты времени и труда по их проведению;
    достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;
    иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.
      Детализацией  общего плана аудита является аудиторская программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов. В программе аудиторской проверки указываются:
    цель аудита;
    основные участки работы экономического субъекта и разделы учета, подлежащие проверке;
    характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);
    закрепление обязанностей за членами бригады аудиторов;
    предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.
 
      Основные  направления аудита основных средств  должны обеспечить:
    контроль за наличием и сохранностью основных средств;
    правильность отнесения предметов к основным средствам;
    правильность оценки основных средств в учете;
    правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
    правильность начисления и отражения в учете износа и ремонта основных средств;
    правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
     В соответствии с основными направлениями  и задачами аудита основных средств  можно выделить четыре направления проверки:
    аудит наличия и сохранности основных средств
    аудит движения основных средств;
    аудит правильности начисления износа;
    проверка правильности налогообложения по основным средствам.
 
      Аудиторская проверка основных средств  планируется  на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.
      Общий план проверки основных средств  должен учитывать направления аудита данных участков, названные выше.
     Содержание  общего плана и программы аудита приведены в (Приложение 1, 2). 

Источники информации.
     Источники информации, используемые при аудите основных  средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это  выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированном,  а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них.  Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны  оформляться  унифицированными  межведомственными формами первичной учетной документации:
форма ОС-1 - акт  (накладная)  приемки-передачи основных средств;
форма ОС-3 - акт  приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;
форма ОС-4 - акт  на списание основных средств;
форма ОС-4а - акт  на списание автотранспортных средств:
форма ОС-6 - инвентарная  карточка учета основных средств
форма ОС-14 - акт  о приемке оборудования;
форма ОС-15 - акт  приемки-передачи оборудования в монтаж;
форма ОС-16 - акт  о выявленных дефектах оборудования;
синтетический учет движения основных средств и их износа  ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий – в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счету 01, 02;
Главная книга;
Баланс (ф. № 1);
Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
Приложение  к бухгалтерскому балансу (ф. № 5). 

 

    ГЛАВА 2.   Аудит основных средств 
 

          2.1 .   Письмо-обязательство
     Письму-обязательству  должно предшествовать официальное  обращение экономического субъекта (АО «Квант»)об оказании аудита и (или) сопутствующих ему услуг.
     Письмо-обязательство  направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание  неправильного понимания им условий  предстоящего договора. Экономический  субъект должен письменно подтвердить согласие с условиями аудита, предложенными аудиторской организацией.
     Форма и содержание письмо–обязательства определяются необходимостью включения  в него ряда обязательных указаний и дополнительных сведений в соответствии с особенностями предстоящей аудиторской проверки и пожеланиями экономического субъекта об оказании дополнительных услуг, сопутствующих аудиту. Письмо-обязательство должно содержать обязательные указания:
    По условиям  аудиторской проверки
    По обязательствам аудиторской организации
    По обязательствам экономического субъекта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2.Организация учета основных средств в
АО  «КВАНТ» 

      Предприятие которое представлено для рассмотрения содержит следующую информацию:
      Официальное наименование предприятия: Акционерное общество «КВАНТ».
      Местонахождение – г. Ульяновск, ул. Локомотивная, 5А
  Правовой статус предприятия – предприятие является хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица по законодательству Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, печать со своим наименованием, бланки, лицензию на право производства строительных работ.
     Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
     Предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом предприятия, если иная ответственность не установлена законодательством и договором о закреплении за предприятием имущества на право полного хозяйственного ведения.
     Предприятие не отвечает по обязательствам государства, его органов, государство и его органы не отвечают по обязательствам предприятия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     Цели  и предметы деятельности – предприятие выполняет строительно-монтажные работы, изготовляет строительные конструкции и материалы, а также оказывает услуги с целью извлечения прибыли, развития производственной базы и удовлетворения общественных потребностей;
    осуществляет на основе договоров взаимоотношения с юридическими лицами (включая иностранных);
    самостоятельно планирует и осуществляет хозяйственную деятельность;
    заключает и расторгает договоры на выполнение строительно-монтажных работ собственными силами и по генеральному подряду: на сдачу объектов под ключ или на выполнение отдельных видов работ;
    самостоятельно совместно с заказчиками определяет объемы строительно-монтажных работ по объектам и сроки их выполнения;
    по своему усмотрению привлекает на договорной основе организации и физических лиц для совместного выполнения работ;
    осуществляет контроль за своевременным и качественным обеспечением необходимой  строительной документацией объектов;
    производит контроль за качеством строительно-монтажных работ, выполняемых, как собственными силами, так и субподрядными организациями;
    производит взаиморасчеты с заказчиками, субподрядами организациями и поставщиками по материалам, изделиям, механизмам и транспорту;
    ведет бухгалтерский, оперативный учет, составляет и представляет отчетность по всем видам деятельности, проверяет цены и предъявляемые к оплате документы других организаций.
     Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
    строительство и реконструкцию, в том числе строительство объектов производственного и непроизводственного назначения "под ключ" в установленные сроки;
    ремонтные работы;
    изготовление раствора, бетона, простейших железобетонных, металлических, арматурных и деревянных изделий.
     Предприятие вправе осуществлять также любую  деятельность, не запрещенную законодательными актами Российской Федерация.
     Имущество предприятия - предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним  имуществом в пределах устанавливаемым Договором о закреплении имущества, на правах полного хозяйственного ведения.
     Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов предприятия являются:
    амортизационные отчисления;
    прибыль, получаемая от реализации работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;
    кредитов банков и других кредиторов;
    иные источники, допускаемые законодательством Российской Федерации.
     Предприятие самостоятельно распоряжается прибылью, полученной в результате деятельности предприятия, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей.
     Предприятие образует в соответствии с законодательством  Российской Федерации, следующие фонды:
    Фонд накопления;
    Фонд потребления;
    Резервный фонд.
     Фонды образуются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после  уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.
     Средства, полученные в виде прибили по сделкам  с имуществом предприятия (кроме  случаев, предусмотренных договором о закреплении имущества), а также амортизационные отчисления не могут быть направлены в фонд потребления (в том числе на оплату труда  работников предприятия, социальное развитие, выплату вознаграждения руководителю предприятия).
     Порядок образования и расходования фондов определяется действующим законодательством, договором о закреплении имущества за предприятием на праве полного хозяйственного ведения, контрактом с руководителем предприятия.
     В состав предприятия входят основные средства, которые будут рассматриваться в этой работе. 

Документы для оформления движения основных средств.
      Документы для учета основных средств на предприятии практически используются не так как предусмотрено Краткими указаниями по применению и заполнению межведомственных форм первичной документации по учету основных средств. Это обусловлено слишком сложной для небольшого предприятия системой документов. 

Поступление и выбытие основных средств.
      Способы поступления основных средств на АО «КВАНТ» можно разделить на несколько групп. 

      1. 25.01.2004г. на предприятия АО «КВАНТ» поступило оборудование (основное средство) безвозмездно от юридического лица рыночная стоимость которого составляла 70000 руб. В этом случае корреспонденция счетов выглядит следующим образом:
      Получен объект, требующий монтажа (первоначальная стоимость 70 000 руб., расходы по монтажу  данного оборудования составили 25 000 руб. сюда вошла заработная плата  рабочих включая отчисления на социальное страхование). Для целей бухгалтерского учета организация применяет линейный метод начисления амортизации.
первоначальная  стоимость
Д 08 «Вложения  во внеоборотные активы» - 70 000 руб.
К98/2 «Доходы будущих периодов» (субсчет – «Безвозмездные поступления») - 70 000 руб.
сумма износа
Д 20 «Основное производство» - 874 руб.
К 02/1 «Амортизация основных средств» - 874 руб. 

Д 08 «Вложения  во внеоборотные активы» - 6 950 руб.
К 69 «Расчеты по социальному страхованию» - 6 950 руб. 

Д 08 «Вложения  во внеоборотные активы» - 18 050 руб.
К 70 «Расчеты сперсоналом по оплате труда» - 18 050руб.
      При принятии на баланс этого объекта  после выполнения  соответствующих  процедур  делается следующая проводка:
оборудование  принято в эксплуатацию
Д 01 «Основные  средства» - 95 000руб.
К 08 «Вложения  во внеоборотные активы» - 95 000руб.
     Стоимость основных средств  может увеличиваться  при их переоценки на сумму дооценки.
     Внутреннее  перемещение  основных средств  отражается по дебету  и кредиту счета 01 «Основные  средства» в разрезе соответствующих  субсчетов. Основанием для такой записи является акт (накладная) приемки-передачи основных средств ф. ОС-1 (Приложение 3,4), выписывается в 2-х экземплярах работником структурного подразделения организации сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй – структурному подразделению организации сдатчика.  

     2. Предприятием приобретаются основные средства, не требующие монтажа. В этом случае, когда основные средства приобретены для производственных целей, они приходуются по стоимости приобретения без учета НДС, уплаченного при приобретении. НДС при приобретении не определяется путем расчета, поэтому работники бухгалтерии следят за тем, чтобы при переводе средств продавцам, в расчетных документах (платежном требовании, платежном поручении, реестрах чеков, и т.п.) были выделены данные по оплачиваемому НДС отдельной позицией.
      Расходы предприятия по доставке и установке  приобретенных основных средств  отражаются в учете капитальных  вложений (Д 08, К 60, 68, 69, 70, 71, 76) а затем  при сдаче объекта присоединяют к стоимости его покупки (Д 01, К 08). Сумму уплаченных налогов в течении 6-ти месяцев списывают ежемесячно равными долями (Д 68 К 19/1).
      АО  «КВАНТ» приобретает основные средства для производственных целей.
    Акцептовано платежное требование на офисную мебель
на  покупную стоимость
Д 08/4 «Приобретение отдельных объектов ОС»-10000000 руб.
К 60 «Расчеты с поставщиками и подряд.»-10000000 руб.
на  сумму НДС
Д 19/1 «НДС» - 2 000 000 руб.
К 60 «Расчеты с поставщиками и подряд.» - 1 525 423 руб. 

    Акцептовано платежное требование за доставку и сборку мебели.
на  стоимость услуг
Д 08/4 «Приобретение отдельных объектов ОС» - 1000000 руб.
К 60 «Расчеты с поставщиками и подряд.» - 1000000 руб.
на  сумму НДС
Д 19/1 «НДС» - 200 000 руб.
К 60 «Расчеты с поставщиками и подряд.» - 152 542 руб. 

      Оприходован объект основных средств
по  первоначальной стоимости
Д 01 «Основные  средства» - 11 000 000 руб.
К 08/4 «Приобретение отдельных объектов ОС»-11000000 руб. 

      Далее списывается  сумма НДС ежемесячно равными  долями в течение 6 месяцев.
Д 68 «Расчеты с бюджетными организациями» - 279 661 руб.
К 19/1 «НДС» - 279 661 руб.
      Документально оформим данную операцию по приходованию офисной мебели  актом (накладной) приемки передачи объекта основных средств по форме ОС-1.    

      3. Предприятие может получить основные средства как вклад в уставной капитал в пределах сумм, установленных в учредительном договоре. В счет уставного капитала основные средства относятся по цене соглашения. В таком случае расходы по доставке основных средств на предприятие несет учредитель и, по условиям учредительного договора, предприятие возмещает ему расходы.
  Предприятие АО «КВАНТ» получает основные средства в качестве вклада в уставной капитал (по документам учредителя первоначальная стоимость 30 000 000 руб., износ 10 000 000 руб.) сумма вклада определяется ценой соглашения.
      Цена соглашения соответствует остаточной стоимости по документам вкладчика.
остаточная  стоимость
Д 01 «Основные  средства» - 20 000 000 руб.
К 75/1 «Расчеты по вкладам в УК»-20 000 000 руб.
износ
Д 01 «Основные средства» - 10 000 000 руб.
К 02/1 «Амортизация основных средств» - 10 000 000 руб.
      Аналогично  отражается в бухгалтерском учете  если цена соглашения, превышает первоначальную стоимость.
      При   цене    соглашения (15 000 000 руб.)   ниже   первоначальной       стоимости.
на  цену соглашения
Д 01 «Основные  средства» - 15 000 000 руб.
К 75/1 «Расчеты по вкладам в УК» - 15 000 000 руб.
разница между ценой соглашения и остаточной стоимостью
Д 01 «Основные  средства» - 5 000 000 руб.
К 87/1 «Прирост ст-ти имущ-ва при переоценке»-5000000 руб.
износ
Д 01 «Основные  средства» - 10 000 000 руб.
К 02/1 «Амортизация основных средств» - 10 000 000 руб.
     При получении обществом от своего учредителя – юридического лица основного средства в качестве вклада в уставный капитал  налог на добавленную стоимость у учредителя не возникает, счет-фактура не выписывается, следовательно, принимающая сторона (АО «КВАНТ») у себя в учете получаемый объект основных средств без (входного) НДС. К вычету налог, поскольку его нет, в дальнейшем не принимается.
      Основанием  для принятия к учету объекта  основных средств служат следующие  первичные документы:
    решение собрания учредителей о денежной оценке вкладов участников, производимых в не денежной форме;
    акт независимого оценщика об оценки объекта основных средств;
    акт (накладная) приемки передачи объекта основных средств по ф. ОС-1 после чего на основании информации содержащейся в акте и другой документации прилагаемой к основным средствам, в бухгалтерии открывается инвентарная карточка (Приложение 5, 6).
 
      4. Предприятие может приобрести основные средства, требующие монтажа. Расходы на приобретение такого оборудования и его доставку отражают по дебету счета 07 и кредиту счетов 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76. После передачи оборудования в монтаж, делается запись Д 08, К 07. Далее все расходы по монтажу отражаются по дебету счета 08 и кредиту счетов 10, 12, 13, 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76. После окончания монтажа объект принимается на учет по фактическим затратам (Д 01, К 08).
      Уплаченный  при приобретении оборудования НДС в его инвентарную стоимость не включается, а берется на учет по дебету счета 19/1 и кредиту 60, а затем списывается аналогично предыдущему пункту 3). 

      5. Предприятие принимает в эксплуатацию основные средства на условиях текущей аренды. По условиям текущей аренды основные средства не должны переходить в собственность арендатора по истечение аренды. Поэтому такие основные средства на балансе предприятия не учитываются, а принимаются на забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства». По таким объектам износ арендатором не начисляется. Сумма аренной платы без учета налогов включается в издержки производства (Д 20, 23, 25, 26, 29, 43, К 76/3). Арендная плата перечисляется в сроки, обусловленные договором (Д 76/3, К 51).
      На  предприятии АО «КВАНТ» существует способ поступления основных средств в качестве аренды по условиям текущей аренды ежемесячно выплачивается арендная плата в размере 800 000 руб.
    Д 20 «Основное производство» - 800 000 руб.
Д 19/5, 10 -  122 033 руб.
К 76/3 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет аренда) - 922 033 руб. 

    Д 76/3 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет аренда) - 922 033 руб.
К 51 «Расчетный счет» - 922 033 руб. 

    Д 68 «Расчеты с бюджетом» - 122 033 руб.
К 19/5, 10 - 122 033 руб. 

     6. Рассмотрим проведения ремонтных работ  хозяйственным способом на примере АО «КВАНТ». В июле – августе 2004г. организация выполнила   работы по текущему ремонту  производственного здания (ремонт кровли и остекления) силами своих рабочих. Стоимость приобретенных  и использованных на производство ремонта материалов составила 24 000 руб., в т.ч. НДС  3661 руб., зарплата с начислениями 25 000 руб.
     Проведение  ремонта в бухгалтерском учете  отразится проводками:
Д 10 «Материалы» - 20 000 руб.
К  60 «Расчеты с поставщиками и подряд.» - 20 000 руб. 

Д 19 «НДС» - 3661 руб.
К 60 «Расчеты с поставщиками и подряд.» -3661 руб.  

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подряд.» - 24 000 руб.
К 51 «Расчетный счет» - 24 000 руб. 

Д 68 «Расчеты с бюджетом» - 3661 руб.
К 19 «НДС» - 3661 руб. 

Д 23 «Вспомогательное производство» - 20 000 руб.
К 10 «Материалы» - 20 000 руб. 

Д 23 «Вспомогательное производство» - 25 000 руб.
К 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - 25 000 руб.
      
     Документами служащими основанием  для отражения в учете  рассматриваемых   операций являются:
    калькуляция стоимости ремонтных работ;
    накладная на передачу материалов со склада на проведение ремонтных работ;
    бухгалтерская справка о сумме оплаты труда  и начислений на нее за выполненный объем  ремонтных работ;
    акт на выполнение ремонтных работ подтверждающий  сам факт проведения ремонта  его объем и стоимость (Приложение 7).
 
   Выбытие основных средств с АО «КВАНТ»  производится в различных формах:  
     1. Безвозмездная передача основных средств. Такие операции проходят через дебет счета 91 «Прочее доходы и расходы» (первоначальная стоимость объекта) и кредит 01, расходы по демонтажу и транспортировке объекта и т.п.  (кредит счетов 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76). На кредите счета 91 списывают износ списываемого объекта (Д 02/1). Потери от безвозмездной передачи, получившиеся на счете 91 списываются на уменьшение добавочного капитала (Д 83, К 91), если его недостаточно – на уменьшение фонда накопления (Д 99, К 91), чистую прибыль или нераспределенную прибыль прошлых лет. При этом предприятие начисляет и перечисляет (Д 91, К 68; Д 68, К 51) НДС в установленном размере.
      2. Передача основных средств в уставной капитал создаваемого дочернего предприятия. Такие операции также отражаются предприятием на счете 47, учитывая три основных случая возникающих при передаче по цене соглашения:
    цена соглашения ниже остаточной стоимости;
    цена соглашения соответствует остаточной стоимости;
    цена соглашения выше остаточной стоимости.
      Рассмотрим  один из примеров выбытия основных средств с  АО «КВАНТ»: первоначальная стоимость передаваемых основных средств 800 000 руб., сумма амортизации на день передачи 680 000 руб. договорная стоимость определена в учредительном договоре 600 000 руб.
     В учете мы сделаем следующие записи:
остаточная  стоимость
Д 91 «Прочие  доходы и расходы» - 680 000 руб.
К 01 «Основные  средства» - 680 000 руб.
износ
Д 02 «Амортизация основных средств» - 120 000 руб.
К 01/2 «Основные средства» (субсчет выбытие) - 120 000 руб.  
остаточная  стоимость
Д 58 «Финансовые вложения» - 600 000 руб.
К 91 «Прочие  доходы и расходы» - 600 000 руб.
      Согласованная оценка оказалась ниже остаточной стоимости  поэтому разницу мы должны списать  за счет прибыли оставшейся в распоряжении организации после налогообложения  или за счет соответствующих фондов.
     При выбытии основных средств специальная  комиссия составляет  акт на списание по ф. ОС-4 (Приложение 8). 

     3. Продажа основных средств. При производстве операций по продаже основных средств такие операции фиксируются на счете 91 по дебету счета – первоначальная стоимость списываемого объекта (К 01), расходы предприятия по демонтажу и другие расходы по продаже объекта (К 23, 60, 68, 69, 70, 71, 76), по кредиту счета сумма износа объекта (Д 02) и сумма предъявленного покупателю счета (Д 73/3).
      При превышении выручки от реализации над  расходами разницу списывают  на прибыль предприятия (Д 91, К 99). В  противном случае, потери списываются  на убытки предприятия (К 99, Д 91). 

     4. Продажа основных средств может осуществляться  через посредническую организацию  путем оформления  договора комиссии.
     Рассмотрим  пример: комиссионер по договору комиссии продал легковой автомобиль комитента  по цене 60 000 руб. в т.ч. НДС 9152 руб. Сумма комиссионного вознаграждения  определена  в размере 3 500 руб. или 7% цены продажи в т.ч. НДС 445 руб. Первоначальная стоимость автомобиля  составляет 65 000 руб. Сумма износа 24 000 руб.
     В учете комитента будут сделаны  следующие проводки:
Д 01 «Основные  средства» (выбытие) - 65 000 руб.
К 01 «Основные  средства» (собственные) - 65 000 руб. 

Д 91 «Прочие  доходы и расходы» (расходы) - 17 750 руб.
К 01 «Основные  средства» (выбытие) - 17 750 руб. 

Д 02 «Амортизация основных средств» - 47 250 руб.
К 01 «Основные  средства» (выбытие) - 47 250 руб. 

Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - 60 000 руб.
К  91 «Прочие доходы и расходы» (доходы) - 60 000 руб. 

Д 91 «Прочие  доходы и расходы» (расходы) - 9152 руб.
К 68 «Расчеты по налогам и сборам» - 9152 руб. 

Д 91 «Прочие  доходы и расходы» (расходы) - 2 917 руб.
К 76 «Расчеты с разными Дт и Кт» - 2 917 руб. 

Д 19 «НДС» - 445 руб.
К 76 «Расчеты с разными Дт и Кт» - 445 руб. 

Д 91 «Прочие  доходы и расходы» - 6 083 руб.
К 99 «Прибыли и убытки» - 6 083 руб.
     Для документального отражения выбытия  автотранспортных средств существует акт на списание по автотранспортным средствам  ф. ОС-4а (Приложение 9). 

     5. Рассмотрим еще один из способов выбытия объекта основных средств (трактор) на предприятии АО «КВАНТ». В июне 2004г. организация принимает решение о ликвидации принадлежащего ей объекта основных средств  по причине его морального износа и непригодности к дальнейшей эксплуатации.
     Объект  был приобретен в марте 2000г за 720 000 руб. в т.ч. НДС 109 830 руб. Годовая норма амортизации в соответствии с требованиями Единых норм амортизационных отчислений - 12,5%. При ликвидации объекта приходуются материалы, рыночная стоимость которых установлена в размере 8 000 руб.
    Ликвидация объекта
первоначальная  стоимость
Д 01 «Основные  средства» (выбытие) - 600 000 руб.
К 01 «Основные  средства» - 600 000 руб.
износ
Д 02 «Амортизация основных средств» - 585 000 руб.
К 01 «Основные  средства» (выбытие) - 585 000 руб.
остаточная  стоимость
Д 91 «Прочие  доходы и расходы» - 15 000 руб.
К 01 «Основные  средства» (выбытие) - 15 000 руб. 

    Получены  материалы при ликвидации
Д 10 «Материалы» - 8 000 руб.
К 91 «Прочие  доходы и расходы» - 8 000 руб. 

    Финансовый  результат
Д 99 «Прибыли и убытки» - 7 000 руб.
К 91 «Прочие  доходы и расходы» - 7 000 руб.
     Полученные  от ликвидации объекта основных средств  материалы для целей бухгалтерского учета приходуются по рыночной стоимости и в дальнейшем уже ни чем не отличаются от других материалов приобретенных или изготовленных собственными силами.
     Для документального отражения выбытия  автотранспортных средств существует акт на списание по автотранспортным средствам ф. ОС-4а (Приложение 10). 

Износ основных средств.
      Износ начисляется предприятием, согласно действующему законодательству, ежемесячно. Суммы начисленного износа зачисляются  в издержки производства (Д 20, 23, 25, 26, 31, 43, К 02-1, 02-2). При начислении износа используются единые нормы амортизации, где нормы амортизации установлены по группам основных средств в процентах к их первоначальной стоимости.
      Амортизацию в разрезе отдельных объектов  организация имеет право начислять по одному из следующих методов:
    линейному;
    уменьшаемого остатка;
    списание стоимости пропорционально  объему продукции (работ);
    списание стоимости по сумме чисел лет  срока полезного использования.
     Самым распространенным  способом начисления амортизации считается линейный метод организация АО «КВАНТ» использует именно этот метод.  

Инвентаризация  основных средств.
     Итоги инвентаризации заносят в инвентаризационные описи ф. № ИНВ-1 ручным способом или средствами вычислительной техники  по каждому наименованию объекта с  обязательным указанием  его инвентарного номера.
      Инвентаризация  основных средств на предприятии  производится согласно действующему законодательству. При этом возможны такие ситуации:
    переведение по итогам инвентаризации объектов, ошибочно числящихся в МБП в основные средства;
    перевод объектов из основных средств в МБП.
      Пример: на предприятии в результате инвентаризации обнаружен объект, ошибочно числившийся  в МБП. Стоимость 1 500 000 руб., износ  по нормам - 12%, срок эксплуатации 10 месяцев, за этот срок начислен износ в размере 150 000 руб. 

    Перевод в  состав МБП
Д 12 «МБП» - 1 500 000 руб.
К 01 «Основные  средства» - 1 500 000 руб. 

    Начисления  на сумму износа:
    за время эксплуатации
Д 02 «Амортизация основных средств» - 150 000 руб.
К 13 - 150 000 руб.
      в соответствии с учетной политикой
Д 20, 26 - 600 000 руб.
К 13 - 600 000 руб.
      
Переоценка  основных средств.
      Переоценке  основных средств на предприятии  коснулась как производственных основных средств, так и основных средств непроизводственного назначения. Право переоценки принадлежит самой  организации и осуществлять ее организация должна не чаще одного раза  в год  по состоянию на 1 января отчетного года.
      В настоящее время независимо от назначения основных средств  результаты переоценки  в части дооценки (уценки) направляются на увеличение добавочного капитала (Д 01, К 83).
     Переоценка  проводится и в части суммы  амортизации (износа)  также по одному из методов. На сумму прироста амортизации  по результатам переоценки  делается запись Д 83, К 02.  

Основные  недостатки организации  учета основных средств  в АО «КВАНТ». 

      Основным  общим недостатком системы учета  основных средств является недостаточный  контроль за деятельностью бухгалтерии  со стороны руководства предприятия. При такой системе руководитель как бы не является потребителем бухгалтерской информации в той степени, в которой ему следует им быть теоретически. Практически достаточных усилий по контролю за основными средствами руководитель предприятия не прикладывает, хотя нормативные требования соблюдаются им с наибольшей точностью.
      Конкретные  недостатки: при зачислении в состав основных средств на предприятии  процедура не соблюдается в должной  форме: акт приемки (ф. ОС-1) не оформляется, то есть фактически сам факт постановки на учет основных средств фиксируется только при помощи бухгалтерской проводки (Д 01, К 08) и увеличением в связи с этим дебетового сальдо по счету 01 на сумму вновь поступившего основного средства.
      На  предприятии не ведутся инвентарные  карточки учета основных средств. Учет объектов ведется таким образом: ведутся записи об основных средствах по порядку номеров с указанием сальдо на первое число каждого месяца в инвентарной книге. Там же указываются наименование, количество, цена, шифр и норма амортизации.
      Такая система не рассчитана на дальнейшее расширение предприятия, которое связано с увеличением количества и номенклатуры используемых на нем основных средств. 

 


2.3. Аудит наличия и сохранности основных средств 

    Аудитору необходимо проверить:
    создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств ОС и оформлению ее результатов;
    оформлены ли договоры купли-продажи ОС;
    оформлены ли протоколы договорной цены;
    правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки-передачи ОС;
    правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки и дооборудования  объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.
         По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.
     Важное условие обеспечения сохранности основных средств – качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации, и правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.
     Проверяя  состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета.
     В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия  составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.
     Основные  средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.
     Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то, что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все операции по движению основных средств были правильно отражены на счета 01 «Основные средства».
     Подтверждение данных о хозяйственных операциях  по учету основных средств является расширенной процедурой, так как  основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.
     Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые  полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.
     Документальное  подтверждение хозяйственных операций основным средствам – это процесс выбора статьи счета и прослеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. Можно использовать также метод случайной выборки. Таким образом можно выбрать отраженные в учете и налоги и расходы по страхованию основных средств.
     В процессе аудита основных средств широко применяется прием пересчета, который  необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия  и списания основных средств. Накопленный  износ существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета. 

 


2.4.Аудит  движения основных  средств 

    Пути  поступления основных средств на предприятие:
    приобретение за плату у поставщиков;
    безвозмездное поступление;
    в качестве учредительских взносов в уставный капитал;
    в порядке выкупа арендованных основных средств;
    возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности.
     Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего  перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.
     Причины выбытия основных средств на предприятии:
    ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также силу форс-мажорных обстоятельств;
    ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией
    передача ОС другим организациям.
     Для определения непригодности основных средств на предприятии создается  специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных среде (ф. ОС-3). Акт утверждается руководителем предприятия, бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и ном акта.
     В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф. ОС-9), в которых даются краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации. Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств, суммируют обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основных средств.
     Необходимо  проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать:
    неточное исчисление амортизации;
    искажение сумм исчисляемых налогов;
    неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
     При аудиторской проверке операций по движению основных средств необходимо обратить внимание на следующие моменты:
     На  документального оформления оприходования ОС и их списания. Практика проведения аудиторских проверок показывает, что в большинстве случаев необходимая документация, связанная с оприходованием ОС, не ведется, а если и ведется, то заполняются не все реквизиты, предусмотренные в форме документа, а это в конечном итоге приводит к тому, что неправильно определяются амортизационные отчисления, а при производстве капитального ремонта ОС незаконно включаются в себестоимость затраты, которые по положению должны быть отнесены на капитальные вложения. Часто оборудование числится в учете обезличенно, без закрепления за ответственными за его сохранность работниками, что порой приводит к недостачам и хищениям. Нередко передача ОС с одного места нахождения в другое документально не оформляется, что приводит к запутанности в учете. Обо всех случаях аудитор должен сообщить руководству предприятия. Особое внимание при проверке аудитор должен уделить документальному оформлению законности списания ОС с учета, т.к. этот момент влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Занимаясь вопросами списания ОС, аудитор должен проверить оприходование материальных ценностей, полученных от разборки ОС; если такового не производилось, то нельзя признать правильными конечные результаты от списания ОС.
     При передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты.
     При приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения.
     При приобретении объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка-перечень отдельных предметов, входящих в комплект.
     При приобретении объектов основных средств  за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения.
     Объекты капстроительства, находящиеся во временной  эксплуатации до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются  как незавершенные капиталовложения.
     Объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются  на забалансовом счете 001.
     При продаже основных средств должна быть установлена рыночная стоимость.
     При безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением безвозмездной передачи ОС, зачисленных ранее в ОС с НДС (для непроизводственной сферы).
     Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия.
     Если  оборудование списывают в связи  со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.
     Все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на складе и эта операция отражается соответствующей записью в бухгалтерском учете. 

 

     
     2.5. Аудит начисления  износа 

     В ходе аудита необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации, начисляется ли износ с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.
     Износ начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.
     Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
     Амортизационные отчисления по объекту основных средств  прекращаются с первого числа  месяца, следующего за месяцем полного  погашения стоимости этого объекта  или списания его с бухгалтерского учета.
     Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
     Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
     Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов:
    линейный способ;
    способ уменьшаемого остатка;
    способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
    способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
     В течение отчетного года амортизационные  отчисления по объектам основных средств  начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
     Важно установить правильность отнесения  основных средств к соответствующей  группе амортизационных отчислений.
     Для проверки правильности отнесения износа по счетам затрат или других источников следует установить, к какому виду относятся основные средства: производственного или непроизводственного назначения.
     Проводя проверку начисления амортизации, аудитор  должен обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно-производственным (например, объекты культуры), не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие случаи при проверках выявляются.
     В связи с тем, что в настоящее  время многие предприятия простаивают или работают менее чем в две смены, находятся в резерве или законсервированы, важным элементом проверки является равномерность приостановки начисления амортизации или применение понижающих коэффициентов к действующим нормам (при этом необходимо помнить, что большинство норм начисления амортизации установлено исходя из двухсменной работы оборудования).
     Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ.
     Необходимо  проверить, не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.
     При контроле начисления износа необходимо учесть, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов (например, малым и др.). Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.
     При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчетные формы.
     По  всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы  излишне начисленной или недоначисленной  амортизации. Устанавливают, как это  повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем. 

 


2.6.Аудит налогообложения по операциям с основными средствам 

      На  предприятиях, не прошедших аудиторскую  проверку, увеличивается риск нарушений бухгалтерского   и  налогового  законодательства,   влекущих  за  собой уменьшение поступления налоговых платежей в бюджеты различных уровней и ухудшение финансового состояния.  Кроме того, отсутствие аудиторского заключения у предприятий и организаций,   подлежащих  обязательной  ежегодной   аудиторской проверке, затрудняет, а иногда и исключает выход этих экономических субъектов на международный финансовый рынок.
      Как и в бухгалтерском учете, Налоговый  кодекс РФ уточняет, что в первоначальную стоимость основных средств не включаются суммы налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.