На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Место газеты «Дайджест-пресс» в системе СМИ Таджикистана и составляющие ее популярности

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Тема  дипломной работы:
Место газеты «Дайджест-пресс» в системе СМИ  Таджикистана и составляющие ее популярности 
 

   Глава I.
   Дайджест-пресс» - образец массового  издания 

         Газета – первое, старейшее средство массовой информации. На протяжении более четырех столетий ее истории она, наряду с журналом, оставалась незаменимым источником информации для многих миллионов людей. С ускорением технического прогресса сама она и ее положение в обществе серьезно изменились. Двадцатый век принес человечеству несколько новых средств массовой информации. В начале века, с изобретением Поповым и Маркони радио, монополия газеты была нарушена. Радиостанции разносили информацию по всему миру с оперативностью, которая была недостижима даже для ежедневной газеты. А с изобретением в конце века телевидения люди получили возможность не только оперативно узнавать о событии, но и увидеть его на телеэкране. Достижение газетой эффекта сиюминутности – передачи информации о событии в момент его свершения – было, понятно, невозможно. Сначала радио, а затем телевидение поочередно стали важнейшими средствами массовой информации. Наконец, в конце века, с приходом новых технологий, электроники и Интернета, появились сетевые периодические издания, раскрывшие неизвестные прежде возможности производства и получения информации. Возникла система средств массовой информации.
         С развитием этой системы участились предсказания неизбежности исчезновения старых – печатных периодических  изданий. Специалисты, в частности - канадский исследователь телевидения Маклюэн и другие, заявили, что газета обречена, и ей не выжить. Предсказания эти, однако, не оправдались. Газета не умерла, она сумела приспособиться к новой ситуации. С изменением условий ее существования она сама изменилась, показав гибкость и способность приспособления. Усилился процесс специализации газеты: кроме издания для всех появилось множество газет для различных социальных групп и институтов, для специальной аудитории. Это привело к изменению концепции газеты как печатного средства массовой информации и модели каждого издания. Совершенствование технической базы, ускорение сбора и передачи информации, использование новых методов распространения позволило убыстрить доставку газеты ее читателям. Она нашла свое новое место в системе СМИ, успешно восполняя то, что не могли предоставить читателям другие средства массовой информации.
     Не  будучи в состоянии конкурировать  с телевидением и радио в сообщении  оперативных новостей, газета сосредоточилась  на их комментировании, на первичном  анализе ситуаций и проблем и прогнозировании их развития. К непрерывному потоку оперативной информации, поставляемой телевидением, радио и сетевыми изданиями, газета присоединяет порционную информацию, получаемую читателями через определенные промежутки времени, и сопровождает ее аналитическим комментарием. Она всегда существует в потоке времени, расставляя в нем своими номерами памятные столбы. Газета – зеркало своего времени, с которым движется и развивается. Не случайно, изучая какой-либо период истории, исследователи обращаются к комплектам газет в поисках на их страницах информации о фактах, событиях, выступлениях, характеризующих время, которое их привлекает. Газета сохраняет аромат времени, которое она отображает.
     Это связано с важнейшим ее преимуществом  по сравнению с другими СМИ – с материальностью бумажного листа. Бумага, на которой напечатана газетная информация, а в будущем другие материальные заменители бумаги, обеспечивает долговременную сохранность содержания номера печатного периодического издания. Газету можно прочитать полностью или частично, сложить ее, спрятать в стол или в портфель и принести домой и там дочитать ее до конца. Номер газеты можно передать для чтения родным или соседу, положить его в архив и перечитать через любое время, пока он сохраняется. Его можно переслать по почте товарищу и потом получить его тем же путем обратно. Подобного эффекта «отложенного чтения» пока невозможно добиться ни на телевидении, ни на радио. Можно, конечно, сохранять пленки с теле- или радиозаписью, но для ее воспроизведения требуется соответствующая аппаратура. То же относится и к сетевым изданиям. С этим же связано и другое преимущество газеты: для получения содержащейся в ней информации не требуется никаких дополнительных приборов или иных устройств – радиоприемника, телевизора или компьютера. Она удобна в использовании, воспринимается «сама по себе» – полностью или частично, в результате просмотра заголовков публикаций или последующего чтения текстов. К тому же газета содержит всю информацию, которая может быть воспринята читателем: он сам определяет характер и темп чтения газеты. Это возможно также при обращении к сетевому изданию, но исключено при обращении к телевидению или радио, где темп передачи информации задается диктором или редактором.
     У каждого средства массовой информации сейчас сохраняется свое место в их системе, свое предназначение. Вместе они производят комплексное, объединенное воздействие на человека и массовую аудиторию.
         В отличие от телевидения  и радио, которые начинают вещать, стоит только нажать на пульте кнопку "пуск", за газеты нужно платить. Это очень важный и в принципе определяющий роль печатных СМИ в современном обществе момент. Ведь на телевизионный пульт мы привыкли жать почти автоматически-пришли с работы и включаем. Радио вообще может работать беспрерывно, выполняя роль некоего информационно-музыкального фона, как на службе, так и дома. Покупка же газеты - сознательный поступок человека, потянувшегося за новостями и вообще - за свежей информацией на экономические, политические, спортивные, культурные и так далее темы. И главное, готового за эти новости выложить определенную сумму денег. Именно по этой причине газетный читатель считается существом иного порядка, нежели телевизионный либо радиослушатель. Покупая ту или иную газету, он делает СОЗНАТЕЛЬНЫЙ выбор, а значит, по идее, способен не только тупо воспринимать льющуюся на него информацию, но и уметь или, по крайней мере, пытаться ее анализировать. Следовательно, и сотрудники печати, чувствуя более высокий интеллектуальный уровень своего потребителя, должны ощущать некое превосходство над коллегами по общежурналистскому цеху и выдавать (или, по крайней мере, стараться) печатный продукт гораздо более высокого качества.
     Для современной газеты в Таджикистане как социального института характерна двойственность его статуса и роли. С одной стороны, газета, как и другие средства массовой информации, - это институт, созданный для информационного обслуживания общества или какой-то его части. Но с другой стороны, с возникновением в нашей стране информационного рынка, газета и ее редакция – это предприятие, деятельность которого нацелена на получение прибыли. В зависимости от превалирования той или другой цели определяется тип издания. Для части газет главной задачей остается информационное обслуживание их читателей. Но решить эту задачу редакция такой газеты может, лишь получая прибыль и, обеспечив себе финансовую базу, путем самофинансирования или с помощью других источников финансовых средств. Для других газет важнейшей задачей становится получение прибыли и ее возрастание. Однако решить ее они оказываются в состоянии, лишь поддерживая высокий профессиональный уровень своего информационного продукта. Эта взаимосвязь и противоречия целей и задач, стоящих перед той или иной газетой, сказываются как на структуре ее редакции и организации ее деятельности, так и на самом издании – его характере, позиции, содержании и форме его публикаций.
     Нельзя  не отметить и тот факт, что любой  материал в газете подается не просто так. Он обязательно реализован в  определенном публицистическом жанре. Это - одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли. При этом творческая личность в рамках определенного жанра всегда накладывает на публицистический материал свою неповторимую индивидуальность.
    Формирование  жанров было вызвано практической потребностью. Когда появилась первая печатная газета «Ведомости», то ее назначение - сообщать самые свежие новости - определило и жанровое ее своеобразие - информационность. Некоторые из материалов сообщали известия в краткой форме (заметка), другие содержали развернутое описание произошедшего (отчет) или более эмоционально передавали наиболее важные детали события (репортаж). Аналитических материалов в «Ведомостях» еще не было, - они сформировались из более поздней потребности разобраться в причинах происходящего.
     Круг  общественных проблем, оказывая влияние  на формирование жанрового многообразия публицистических материалов, диктует  и перемены в уже сложившихся  жанрах. Жанры не стоят на месте, они постоянно развиваются и обогащаются.
     Любой жанр всегда представляет собой органическое единство содержания и формы, где приоритет всегда принадлежит содержанию, идее. Содержание, фактическое документальное наполнение в журналистике главное. Но оно, в свою очередь, определяет проблему и характер, форму и объем публицистического выступления. И поэтому каждую публикацию следует рассматривать в единстве специфических свойств его содержания и формы. Но чтобы правильно понять сложившуюся сейчас жанровую систему печати надо знать и историю формирования средств массовой коммуникации, и причины, заставлявшие их развиваться именно так, а не иначе.
     Так по каким же признакам принято  классифицировать жанры?
     Прежде  всего, обращают внимание на предмет познания, на отображение объекта публицистом.
     Вторым  признаком выделяют конкретное назначение материала.
     Третий  признак связан с широтой освещения  действительности и масштабами выводов  и сообщений.
     Немаловажное  значение в классификационных признаках  занимает и определение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале.
     И, наконец, размеры материала на газетной полосе.
     Для того чтобы не ошибиться в определении  жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности.
     Если  все публицистические материалы  разобрать по этим признакам, то можно  выделить три основных родовых группы.
     Информационные - заметка, интервью, отчет, репортаж –  объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как  правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.
     Аналитические - статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение, обзор печати, рецензия - объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.
     Художественно-публицистическим - зарисовке, беседе, исповеди, очерку, фельетону, памфлету, пародии, эпиграмме, публицистической сказке, публицистическому рассказу - свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.
     Таким образом, можно сказать, что информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность.
     Журналисты  в соответствии с типом своих  изданий, как правило, пишут материалы, ориентированные на определенные слои читательской аудитории. Поэтому специалисты делят журналистские материалы на интегрирующие, интересные для всех, и дифференцирующие, предназначенные для специальной аудитории. В конечном итоге они различаются уровнями познания действительности.
     Сегодня влияние печатных изданий, в частности газеты, носит всеохватывающий характер, по мнению исследователей, от них зависит технологический, социальный прогресс государства, место в мировой экономике и экономическая конкурентоспособность страны, эффективная реализация роли в международном распределении труда, развитие демократических институтов. Все это сопровождается становлением нового мировоззрения, новой мировой культуры. Здесь печатные СМИ выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности, гражданина, по глобальному воздействию информационных технологий на личность и формирование ее мировоззрения. В наше время они оказывают огромное психологическое влияние на сознание и подсознание человека.
     У печатных СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах, как, например:
    Коммуникативная - функция общения, налаживания контакта, которая называется исходной функцией журналистики;
    Непосредственно-организаторская, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе;
    Идеологическая (социально-ориентирующая), связанная со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов;
    Культурно-образовательная, заключающаяся, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым,  способствуя всестороннему развитию человека;
    Рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т.д. и т.п.);
    Рекреативная (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
     Термин  «желтая пресса» появился, как  известно, в США, когда за рынок  боролись крупнейшие монополисты газетного  бизнеса Дж. Пулитцер и У.Р. Херст. Жизнь данному выражению дал комикс о «Желтом малыше», судебное разбирательство вокруг которого возникло между пулитцеровской «New York World» и херстовской «New York Journal». В 1896 году Э. Уордмэн, редактор «New York Press», назвал конкурирующие издания «желтыми». Таким образом, термин «желтая пресса» первоначально обозначал периодику, печатающую комикс с конкретным героем. Позднее он приобрел иной, более глубокий смысл, сохранившейся по сей день. Многие исследователи ведут отсчет истории «желтой» прессы с конца XIX века, забывая, что и ранее были газеты, способствовавшие формированию данного вида печати.
     После 1830 года, с ростом урбанизации, журналистика стала обращать внимание на запросы  иммигрантов и рабочего класса. Появилась  «центовая пресса» («penny-press»), предшественница «желтой». Издательский бизнес стал все чаще формироваться по образу и подобию коммерческого предприятия. Образование «центовых» газет стало значимым социокультурным феноменом, связанным с процессами зарождения массовой культуры. Первыми успешными проектами в русле «желтой» тематики стали издания «The New York Sun», «The New York Herald» и «The New York Tribune». Сексуальная тематика, мотивы смерти, освещение скандалов, преступлений, насилия уже тогда заняли господствующее место на полосах «желтых» газет. Эти новые веяния с наибольшей полнотой воплотили в своих изданиях Дж. Пулитцер («The New York World») и У. Херст («The San Francisco Examiner», «New York Journal» и др.). Их газеты быстро добились широкой популярности не только благодаря оперативному сообщению драматических фактов, но и практике создания «human-interest stories» – газетных материалов, которые «...больше ориентируются на пробуждение эмоций (сострадание, пафос, юмор, тревога, любопытство), чем на освещение достоверных событий». Пулитцер (а затем и Херст) ввел особый вид сенсационного репортажа, основным методом которого стало перемещение центра внимания с самого факта на его подачу. Это совпало с развитием парадигмы массовой беллетристики, в частности приключенческого и детективного романов, которые провозгласили занимательность в качестве основной жанровой доминанты.
     Для привлечения внимания читателей  в газетах Пулитцера и Херста появились крупные заголовки, которые  сознательно вводили читателя в  заблуждение, и цветные иллюстрации. Для более легкого понимания массовой аудиторией издания использовали большое количество фотографий, схем и карикатур. Херст требовал от своих сотрудников подавать все новости в сенсационном духе. Когда сенсация отсутствовала, ее просто придумывали.
     По  образу и подобию американской развивалась  «желтая» журналистика в Великобритании. С самого начала выпуска первой развлекательной  газеты «Tit-Bits» в 1881 году в основу редакционной политики многих изданий  была заложена ориентация на массовые вкусы. Особенно преуспели в этом идеологи английской «желтой» прессы братья Хармсворты, начавшие свою деятельность в 1888 году с издания «желтых» журналов, а затем газет «Evening News», «Daily Mail» и «Daily Mirror». В процессе визуализации англичане пошли дальше американцев. В перечисленных газетах стали появляться иллюстрации, не только сопровождающие, но и полностью заменяющие текст.
     Многие  исследователи считают, что родиной  «желтой» прессы являются Америка и  Англия. Это не совсем верно, поскольку сходные процессы формирования массовой журналистики проходили и в дореволюционной России. Вторая половина XIX века стала периодом, благоприятным для появления нового типа издания, призванного не сменить сложившийся тип качественной газеты, а занять свою собственную нишу в сфере российской печати. В материалах таких «желтых» газет, как «Петербургский листок» (1864), «Петербургская газета» (1867), «Московский листок» (1881) и «Газета-копейка» (1908) впервые в российской практике встречаются сознательные попытки приукрашивания действительности с целью привлечения аудитории. Вольное изложение репортерами действительных фактов превращало репортаж в беллетризованную интерпретацию события. Полиграфическое исполнение номеров было достаточно примитивным. Однако благодаря низкой цене, высокой информационной насыщенности, сенсационности, наличию иллюстраций, доходчивой форме и броским новаторским способам подачи материалов, умению приспособиться к запросам массового читателя, российская «желтая» пресса быстро приобрела популярность. Возникновение нового типа газет явилось значительным этапом в развитии содержания и формы журналистики. Издания, подобные «Петербургскому листку» и «Московскому листку», не боялись экспериментировать, потому внесли в печатное дело свежую струю, заложили основы законов, по которым живут современные СМИ, приблизили газету к рядовому читателю. Однако приход к власти большевиков в 1917 году не позволил российской «желтой» прессе полноценно развиться.
     К началу Второй мировой войны бурное развитие «желтой» прессы затормозилось практически во всех странах, где она существовала. Причиной стали изменения, которые произошли в социуме, во внутренней и внешней политике европейских государств. Ситуация изменилась в 50–60-х годах XX века, когда получили распространение идеи сексуальной революции. На этой волне в 1953 году начинается новый виток развития «желтой» прессы. Появляется журнал «Playboy» (издатель X. Хефнер) – популярное издание, полностью посвященное теме секса. Знакомство с исследованиями полового поведения человека социологов Ч. Рейха и А. Кинзи, а также с разработками У. Херста помогло Хефнеру создать теоретическую основу для издания, в котором интимные темы ставятся на один уровень с выступлениями крупных политических и общественных деятелей. С этого времени гипертрофированное внимание к освещению сексуальной тематики стало характерным для большинства «желтых» изданий.
     Характерным признаком «желтой» прессы является специфика ее взаимодействия с аудиторией. Качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к соразмышлению и осмыслению сущностных процессов, протекающих в современной действительности. Массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально-бытовых проблем, доступных для понимания массовой аудиторией. «Желтая» пресса ориентируется прежде всего на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетны: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный текст. Экскурс в историю формирования «желтой» прессы как типа издания и изучение текстов этого вида печати позволили выделить наиболее характерные типологические черты «желтой» прессы.
   1. Одной из характеристик рассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая» пресса проявляет к трем видам табуированной информации.
     Во-первых, это интерес к интимным отношениям. Изучаемый тип изданий эксплуатирует  данную тему особым образом, абсолютизируя  ее сенсационную и биолого-натуралистическую  составляющую, порой обращаясь к  освещению данного тематического пласта только с одной стороны – порнографической. Публикация обнаженной натуры и гипертрофированное внимание к гениталиям преследует цель привлечения внимания непритязательного, но, тем не менее, массового читателя. Ядро иллюстративного материала в «желтых» газетах России и Запада сегодня составляют либо изображения фотомоделей (пионерами использования подобных снимков стали американский журнал «Playboy» и английская газета «The Sun»), либо фото читательниц, присланные на различные «откровенные» конкурсы. Еще ярче данную методику демонстрируют разнообразные текстовые материалы «желтой» прессы, в которых гипертрофируется роль сексуальных отношений в культуре, а частный интерес выдается за общую тенденцию, обусловленную биологическими законами существования (появился отдельный термин, обозначающий подобную практику – «sexploitation»: от соединения двух слов «sex» – секс, пол и «exploitation» – эксплуатация). «Желтая» пресса игнорирует главный постулат культуры по отношению к освещению темы интимных отношений, а именно наличие достаточно веских причин для нарушения табу.  

     Во-вторых, «желтая» пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного  внимания. Более детальное рассмотрение данной сферы характерно для любого вида печати. В качественной прессе этот прием широко используется для раскрытия характера героя, материала или для журналистского расследования. Необходимо заметить, что если качественная пресса ограничивает глубину проникновения в частную жизнь этическими границами, то «желтая» эти границы смело нарушает. В таком случае часто возникает конфликт между правом публики на информацию и правом человека на личную жизнь и безопасность.
     Нами  выделены два уровня вмешательства  «желтой» прессы в частную жизнь: «мягкое» и «жесткое». Примеры «мягкого» вмешательства – это сообщения о различных официальных и полуофициальных событиях из жизни знаменитостей (свадьбы, разводы, рождения и т.п.). Эту практику мы называем «мягкой», поскольку сведения о таких событиях не являются закрытыми или интимными, хотя часто о них знает только ограниченный круг участников. «Жесткий» тип вмешательства в частную жизнь представляет собой глубокое проникновение в сферу неофициальных, интимных отношений, в сферу здоровья.
     В-третьих, в «желтой» прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами. Много сенсационных материалов на данную тему дает «желтым» изданиям сфера криминала. В этих материалах явно наличествует стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей. «Желтая» пресса использует метод сочетания несочетаемого. В одном номере, на одних страницах сходятся юмористические и криминальные материалы и, более того, в одном материале – трагические и комические черты. Отсюда отличительная черта практически всех публикаций на тему смерти – легкомысленное или даже циничное отношение к трагедии.
   2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций. Поиск настоящих сенсаций и скандалов является неотъемлемой задачей любого вида прессы, в том числе и элитарной. Освещение реальных сенсаций в «желтой» прессе практически не отличается от практики их освещения в качественной прессе. Различие заключается только в целях. Во-первых, массовые издания используют сенсации чаще и, как правило, только для привлечения внимания. Во-вторых, специфика изучаемого нами вида прессы проявляется в акценте на эмоциональное, а не иное воздействие. «Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к соразмышлению, но всегда – к сопереживанию. Особенность обращения данного вида печати к сенсационной информации заключается в том, что «желтые» издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие (или стремящиеся вызвать) у аудитории в значительной степени тревожные и гневные эмоции и в гораздо меньшей степени – позитивные. В-третьих, сенсационность «желтой» прессы часто представляется ложной. Рано или поздно желание массовых изданий писать о сенсациях вступает в противоречие с ограниченным наличием «волнующих фактов» в реальной действительности. В процессе поиска решения данной проблемы «желтая» пресса пришла к практике обращения не только и не столько к реальным, сколько к ложным сенсациям (сообщениям об ошеломляющих фактах, не имевших места в действительности), которые обладают дезинформационной основой, неправомерно высокой степенью субъективности, «мономерностью». Характерно и обращение к квазисенсациям (сообщениям о сенсациях, полученных в ходе определенной обработки фактов реальной действительности), характерными чертами которых являются субъективность, «мономерность», смещение смыслового акцента на второстепенную деталь (детали), неадекватность значимости события и его эмоциональной подачи. На основании этого можно сделать вывод, что «желтая» журналистика не отражает действительность, а реагирует на нее, и даже допускает инсценировку. Искусственные сенсации – своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой» прессе отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие – недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность – с другой. Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из-за этого человек не получает полного, завершенного знания. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически все внимание публики, которого не остается на действительно важные события. Избыточность – усиленное обращение к подобным темам, чем журналист просто засоряет информационное пространство, создает дополнительные потоки информационного шума.
   3. Следующая типологическая черта  «желтой» прессы – тематический эклектизм. В отличие от «желтых», в качественных газетах соблюдается иерархия тем, которая определяет порядок их освещения в зависимости от информационной ценности. Не допускается вынесение на первые полосы чисто развлекательной информации. В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания. Из-за этого в подобных изданиях либо процветает журналистика «нулевой» информации (направленная только на привлечение и развлечение), либо мозаичная смесь самых разнообразных тем из различных сфер человеческого существования (смешение действительно важного и явно избыточного). Одной из причин эклектизма, по нашему мнению, является чрезмерное стремление «желтых» СМИ к эксклюзивности материалов.  

   Содержание  массовой печати также затронула  тенденция к специализации. Но данная специализация приняла особый вид. Ее можно обозначить как «специализацию на нестандартном». Не существует какой-либо конкретной сферы, к освещению которой  постоянно обращается «желтая» пресса. Ее интересует самый широкий спектр событий разных уровней при одном условии – нестандартности информации. Мы выделили два способа проявления эклектизма в «желтых» СМИ:
   а) Нивелирование. Его смысл заключается  в достижении равнозначности между важными и незначительными событиями. Рассеяние потока сообщений носит в действительности лишь видимый характер, отбор событий, о которых решают дать информацию, производится определенной социальной структурой. Фактически средства массовой коммуникации сами и определяют «значительность» фактов.
   б) Превышение. В этом способе проявления тематической эклектичности наблюдается  более жесткое столкновение серьезных  и развлекательных материалов. Это  приводит к возникновению особой ситуации, когда материалы с низким уровнем общественной значимости вытесняют информационно важные материалы на второй и даже третий план. Серьезные темы, отраженные в таких газетах, как «КП», «Жизнь», «The Sun» и др., написанные на достаточно высоком уровне, часто уступают ведущее положение развлекательным. У потребителя информации складывается такая картина реальной действительности, в которой невозможно выделить важное и второстепенное, что становится одной из причин когнитивного диссонанса.
   4. Одним из важных элементов системы «желтой» прессы является превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В «желтой» прессе наблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли. Кроме стандартных черных и белых (на выворотке) заголовков в основном встречаются желтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос – оранжевые, желтые и голубые подложки. Эта цветовая гамма характерна практически для всех рассмотренных нами изданий. Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра. Что касается иллюстраций, то в «желтых» изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи – привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации – эмоционального и эстетического. Но особенность «желтой» прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества. Во главу угла массовой прессы поставлена «пресс-фотография», иными словами репортажная иллюстрация, тесно связанная с конкретным фактом, не превышающая уровня частного события, а потому исключающая вариативное истолкование. «Желтая» фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая – информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении «желтой» прессы к максимальному упрощению материала. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала – комикса. Для большинства «желтых» газет уже стала привычной «комиксовая» подача материалов. Она проявляется в соединении трех элементов – информативности, доступности и развлечения – важных признаков «инфотеймента».
     Именно  «желтая» пресса сделала заголовочные комплексы еще в конце XIX века особым оформительским элементом. Также  она первой обратилась к эксплуатации такой особенности заголовочных комплексов, как функция сигнала  значимости материала. Информативные  заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное – оформительское. В «желтой» прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей. В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:
   а) Внетекстуальные заголовки. Они  связаны не с конкретным текстом  материала, а скорее с внетекстовой ситуацией, которая является более  интересной, по сравнению с содержанием  текста.
   б) Заголовки, представляющие собой один из тезисов публикации. В отличие от содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки стараются не выдавать всю суть истории, а лишь привлекают внимание какой-нибудь деталью.
   в) Заголовок, представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.
     Нельзя  бездумно критиковать стремление «желтых» газет к динамичному, а порой  и агрессивному типу верстки, поскольку  не подлежит сомнению тот факт, что  индивидуальное графическое лицо должно быть у любой газеты. Однако у массовых изданий это лицо получается индивидуальным в отдельно взятом случае и стандартизированным – при общем рассмотрении изучаемого типа прессы. Практически все «желтые» газеты используют крупные иллюстрации, серьезную обработку фотографий, инфографику, большие заголовки (часто не отражающие темы материалов), малообъемные тексты, однотипную цветовую гамму. Таким образом, в стремлении к индивидуальности массовые газеты на самом деле все больше сближаются, склоняются в сторону универсальной модели, наиболее выгодной в процессе привлечения внимания читателя, но для «желтой» прессы более характерна установка на рекламность текста. В повседневной практике массовая пресса стремится к манипуляции скорее не мнением, а желанием – желанием потребителя купить газету, ознакомиться с конкретным материалом.
     Вся история XIX века неразрывно связана  с развитием капиталистических (рыночных) отношений. На определенном этапе эти  отношения проникли в сферу СМИ. В «желтом» тексте все ярче видны  черты товара. В «желтой» прессе проявляется тенденция составлять тексты, ориентированные на удовлетворение непритязательных запросов как можно более обширной аудитории, а, как известно, производитель всегда ориентирует товар на массовый сбыт для получения максимальной прибыли. Следствием этого становится стремление продать текст (или газету как совокупность текстов) за максимальную цену, вне зависимости от реальной ценности. Качество содержания текста отходит на второй план. На первый выходит «упаковка» товара – его визуальное оформление, привлекающее читательское внимание. «Желтые» газеты первыми начинают использовать цвет, иллюстрационное сопровождение, крупные заголовочные комплексы. Одной из причин появления «желтой» прессы можно назвать дальнейшее расширение функций журналистики. Наравне с гносеологической функцией все большую роль начинают играть аксиологическая, творческо-созидательная, эстетическая, рекреативная и гедонистическая функции. С появлением последних двух в значительной мере связано начало функционирования «желтой» печати. Рекреативная функция реализуется через предоставление аудитории развлекательных и банализированных материалов, позволяющих читателю расслабиться, отвлечься от личных проблем и работы. Гедонистическая функция реализуется путем выполнения «заказа» читателя, осознания индивидуумом включенности в коммуникационный процесс. Эти функции выполняет любой вид прессы, однако в сфере «желтой» журналистики удовлетворение рекреативных и гедонистических запросов является конституирующей приметой данного типа. Таким образом, третья – основная – причина появления «желтой» прессы объясняется особенностями эволюции массового сознания в индустриальном и постиндустриальном обществе.
     В зависимости от наличия типоформирующих  признаков и черт, обуславливающих  структуру издания, в массиве «желтой» прессы можно выделить определенные разновидности изданий по мере убывания качества анализа действительности. Это:
   1. «Промежуточные» издания, которые  тяготеют к качественным газетам,  но имеют в наличии некоторые  основные черты «желтых».
   2. Бульварные издания, которые содержат  в основном все черты «желтых»  изданий. Они более банальны  по содержанию, если сравнивать  их с качественными, и более  «меркантильны», чем «промежуточные». 
   3. Собственно «желтые». Газеты, которые  имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности.
   4. Полупорнографические и порнографические  издания (для них характерно  сохранение всех наличествующих черт предыдущих модификаций, но с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений).
     Таким образом, становление и развитие «желтой» прессы на Западе и в России свидетельствует о глубоких социокультурных  переменах, о смене аксиологической  парадигмы массового общества в ХХ веке.
         Сильнейшее влияние  на процесс подготовки и выпуска  номера оказывает имидж издания (от англ, image – образ, изображение) –  устойчивое представление о газете, которое формируется у читателя. Имидж складывается в течение длительного времени под воздействием постоянных особенностей содержания издания, тематики и характера его публикаций, его позиции и взглядов. На имидж издания воздействуют также особенности его формы – дизайна, верстки и иллюстрирования, то, что часто называют внешним «лицом» газеты.
         Имидж издания тесно  связан с его аудиторией. Более  того, его формируют, учитывая особенности  целевой аудитории газеты. Потенциальные  читатели ищут газету с определенным имиджем, соответствующим их интересам, вкусам, культурному и образовательному уровню. Постоянные читатели «» не будут искать номер «Оила» – им претит имидж этой газеты как издания, не заботящегося о правдивости своей информации, падкого на дешевую сенсацию и не гнушающегося использования ненормативной лексики. И наоборот, постоянных читателей «Дайджест-пресс» отталкивает имидж «Азия плюс» – издания, ориентированного на общественно активных людей с достаточно высоким культурным уровнем. Целевая аудитория каждого периодического издания также имеет свой определенный имидж.
         Будущий имидж издания  закладывают уже в его модель, определяя систему его публикаций, тематические рубрики и жанровые особенности в зависимости от особенностей и имиджа его потенциальной  читательской аудитории. Определенное значение в этой модели имеет и соотношение новостей и аналитических, проблемных материалов. В соответствии с имиджем издания выбирают и его название, которое должно дать читателю представление о характере информации, содержащейся в его публикациях, для какой аудитории она предназначена. Неточно выбранное название издания искажает его имидж и может снизить его привлекательность для потенциальной аудитории.
         При выборе названия для нового издания или при  его смене в старом издании  следует учитывать одну из особенностей читательской психологии. Это способность названия надолго закрепляться в памяти постоянных читателей. Смена привычного названия газеты для многих из них может оказаться равносильной ее смерти. Никакие предуведомления и разъяснения редакции здесь не помогут. Это может привести к потере значительной части аудитории газеты – со всеми политическими и экономическими последствиями. Понимание этого объясняет тот факт, что хотя многие газеты, выходящие в нашей стране в течение десятилетий, поспешили сменить свои названия, некоторые предпочли сохранить их в неприкосновенности – по разным причинам. И если газеты «» подтвердили таким образом своим читателям, что остаются на прежних идеологических позициях, то решение руководителей редакций газет «Комсомольская правда» или «Вечерний Душанбе» оставить старые названия своих изданий диктовалось опасением потери большей части их целевой аудитории.
         Имидж газеты, как  мы знаем, сильнейшим образом влияет на ее брэнд – торговую марку  издания. Искажения этого имиджа могут привести к уменьшению популярности и привлекательности брэнда газеты, к ее вытеснению из информационной ниши, которую она занимает, и ослаблению ее финансовой базы.
         Каждый номер газеты должен поддерживать и закреплять ее имидж. Но каждый номер является лишь звеном в цепи номеров, составляющих комплект издания. Полное представление об имидже издания можно получить, лишь ознакомившись с его комплектом за достаточно длительный период. Однако, хотя каждый номер должен быть связан с предыдущим выпуском, и так же органично предварять последующий выпуск, у него всегда есть индивидуальные особенности – в содержании, тематике, форме и подаче материалов. Это обусловливается, например, уже различиями между номерами ежедневной газеты, выходящими в рабочие и выходные или предвыходные дни недели. Это приводит к необходимости разработки на основе общей содержательно-тематической модели издания моделей каждого из номеров, выходящих в разные дни недели.
         Острая конкуренция  на рынке периодических изданий  привела к возрастанию значения развлекательных (рекреационных) публикаций в газетах. Кроссворды и сканворды, шахматные и шашечные этюды, «загадочные картинки», подборки исторических анекдотов и остроумных изречений и тому подобные материалы пользуются популярностью у читателей. Они заполняют подчас целые полосы не только в еженедельнике «Аргументы и факты», но и во многих региональных изданиях. Они также играют двойную роль: с одной стороны, дают читателям возможность развлечься, отдохнуть после трудового дня, с другой – расширяют их кругозор, знакомя с новыми понятиями и терминами, развивая смекалку и тренируя память. От публикации развлекательных материалов теперь не отказываются и качественные общественно-политические, и даже некоторые деловые издания. Разумеется, они связывают такие публикации с интересами своих читателей: кроссворд и сканворд в деловой газете можно построить на терминах и понятиях, связанных с экономикой, и среди бизнесменов немало любителей шахмат.
         Отдельный и весьма важный тип публикаций в газете составляют рекламные материалы. Их значение для редакции обусловлено не только тем, что они предоставляют читателям рекламную информацию, но и тем, что публикация рекламных объявлений является для подавляющего большинства газетных редакций важнейшим источником доходов и обеспечения их экономической, финансовой базы. В чисто рекламных изданиях эти публикации покрывают почти всю площадь каждого номера, однако в обычных массовых газетах реклама в соответствии с Законом о средствах массовой информации может занимать не более 40% площади номера. Для эффективного использования рекламных публикаций редакции приходится решать задачи, связанные с определением характера рекламных объявлений, выходящих на газетные страницы, их размещением – на специальных рекламных полосах или во всем номере и др.
         Рекламные материалы  газеты дополняются частными объявлениями. Некоторые из них представляет собой  так называемую строчную рекламу, имеющую  экономический характер. Авторы таких  объявлений предлагают в одной-двух строках свои товары или услуги и  сообщают свои адреса и телефоны. Однако значительную часть строчных публикаций составляют объявления, связанные с частной жизнью граждан – их интересами, занятиями, здоровьем и т.п. Если в крупных общефедеральных и региональных изданиях обычно печатают немного таких объявлений, то в местных – районных и городских газетах частные объявления нередко занимают целые полосы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2.
      В Таджикистане в настоящее время  насчитывается более 340 печатных периодических издания. Это пестрый, меняющийся на глазах мир прессы, который выполняет ряд функций и потому востребован. Е. П. Прохоров выделяет четыре основные функции СМИ [21, 62].
      Предварительным и обязательным условием информационного  взаимодействия в сфере журналистики, по Е. П. Прохорову, является установление контакта с «контрагентом», то есть, налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами. Это исходная функция журналистики. Ее называют коммуникативной функцией (лат. communication - «путь сообщения, форма связи») - функция общения, налаживания контакта.
       Второй  и наиболее важной функцией СМИ является регулятивная и контрольная функции  СМИ по отношению к социальным институтам. Здесь наиболее наглядно видна роль журналистики как «четвертой власти» в обществе. Для взаимоотношения с массовой аудиторией первостепенное значение имеет функция информационного обслуживания массового сознания и, прежде всего, общественного мнения. А диапазон взаимоотношений простирается от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентиры аудитории, на самосознание людей, и их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов, словом, на характер и меру информированности по общественным проблемам. Это группа функций может быть названа социально ориентирующей, или идеологической.
      Рядом и в прямой связи с идеологическими  функциями «располагаются» культуроформирующие функции СМИ. При том если такие задачи, как формирование политической культуры, экономического образования, этического и эстетического воспитания и т. п., непосредственно связаны с идеологической деятельностью СМИ и едва ли не является его частью, то формирование культуры поведения (в том числе и этикета), пропаганда медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга и т. п. значительно слабее связаны с идеологической деятельностью.
      Как бы на периферии системы функций  находятся и такие области  деятельности, как рекламно - справочная, удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечения разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы, и т.д.).
      Наконец, следует назвать такую «всепроникающею» функцию журналистики, как рекреативная (развлечения, снятие напряжения, получение удовольствия). Эта функция «всепроникающая», так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализирующие их материалы читаются, смотрятся, слушаются «с удовольствием», приносят интеллектуальное наслаждение, радость познания нового, интересного и т. д. Но есть и такие материалы в СМИ, которые выполняют исключительно эту функцию. Обычно их называют «развлекательными» (хотя в некоторых кроссвордах или эстрадных номерах не исключена вероятность наличия значительного заряда идеологического характера).
      Чтобы как - то провести границы между периодическими изданиями созданы определены принципы типологии. «Типология - это классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хоть одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий [14, 94].
      С. Г. Корконосенко отмечает, что типология  СМИ находится в зависимости от многих внешних (социальных, технологических) и внутренних (журналистских) причин и факторов. Движение в типологии прессы происходит непрерывно. Это касается не только распределения средств информации по группам, но и самого набора критериев, принятых для описания изданий. В различных источниках можно встретить не совпадающие друг с другом типологические системы, причем нередко среди специалистов разгораются жаркие споры о том, в каком порядке располагать факторы и признаки типологизации, какие из них важнее, то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определенную аудиторию и т. п. Например, по поводу деловой прессы специалисты резонно замечают, что при ее описании именно тематика (сфера отображаемой действительности), характер информации выходят на первый план. В то же время польский исследователь местной прессы М. Геруля, вслед за своими немецкими единомышленниками, считает, что для нее главным признаком служит аудитория. «Местную прессу можно определить как совокупность всех сфер журналисткой деятельности, направленной на различные группы местной общественности» [8, 17].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.