На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конфликт в семье

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Содержание
Введение......................................................................................  
Глава 1. Понятие конфликта в психологии.............................  
    1.1. Психологическое  содержание конфликта
 
    1.2. Типология  конфликтов
 
      1.2.1. Понятие внутриличностного конфликта
 
      1.2.2. Способы  разрешения внутриличностных конфликтов
 
Глава 2. Межличностные отношения в семье  
    2.1. Понятие о  семье. Функции семьи
 
    2.2. Ролевая структура  семьи
 
    2.3. Общение в  семье. Семейные ссоры
 
   
    Выводы
 
Глава 3. Исследование осознанности внутриличностных противоречий у супругов  
   
   
   
    Выводы
 
Заключение  
Список  используемой литературы  
 
 

       Введение 

      Конфликты служат признаком протекания процессов  развития, идет ли речь о взрослении ребенка, динамике производств или супружеских отношений, социальных процессов в обществе. Поэтому и отношение к ним должно быть положительным, разумным и рачительным. Возникающие конфликты стоит использовать с максимальной продуктивностью, а иногда и способствовать их приближению и появлению, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки.
      Другое  дело, что люди должны учиться правильно  вести себя в конфликтном взаимодействии с другими, не эгоистически, стремясь урвать себе побольше, психологически уничтожив, опорочив своих противников, изгнав их с позором с поля боя. Напротив, сотрудничество и разумный компромисс, способность владеть собой и ситуацией, управлять ходом взаимодействия, приводя его к скорейшему и наименее болезненно разрешению противоречий и достижению общих целей, - вот к решению какой задачи стоит и надо стремиться.
      Конфликт - неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями.
      Общие интересы и претензии могут стать  основанием для прочной и стабильной дружбы, а могут привести к возникновению непрекращающихся стычек, противоречий, конфликтов и враждебности в отношениях.
      Конфликты возникают там и тогда, где  нечто, какую-то вещь или явление нельзя поделить. Это нечто и оказывается предметом конфликта. Им может быть власть, правота, территория, игрушка, любовь и т.д. Люди или группы людей, одновременно претендующие на обладание этой вещью, явлением, неизбежно вступают друг с другом в конфликт.
      Таким образом, конфликтом можно назвать такой тип социального взаимодействия, при котором каждая сторона стремиться завладеть предметам, обладающим свойством неделимости.
      Иногда  эта неделимость действительная, иногда только кажущаяся. Но для человека реально то, что существует в его  психике, вне зависимости от того есть ли это отражение чего-либо действительно существующего или этот продукт, например мыслительной деятельности самого субъекта.
      Споры, ссоры, затяжная позиционная борьба, разрыв отношений, демонстративный отказ от общения, демонстрация своей силы, а порой ее открытое применение, противостояние мнений, борьба за свои права - все это многочисленные проявления конфликтов.
      В данной работе мы рассматриваем - межличностный конфликт. По нашему мнению, выбранная тема является актуальной на сегодняшний день. И от решения конфликта зависит способ общения человека с окружающими его людьми: будет ли оно продуктивным или деструктивным.
      Объектом  исследования являются супружеские  пары.
      Предметом исследования – Особенности межличностных отношений в семье.
      Цель  нашего исследования – выявить особенности протекания конфликта между супружеской парой.
      Задачи  работы:
      • анализ психологической литературы по определению понятия межличностные отношения в семье;
      • исследование межличностных отношений  между супругами в конфликтных ситуациях;
      • количественная и качественная обработка  полученных данных и подведение итогов;
      • формулировка выводов в конце  работы.
 

       Глава 1. Понятие конфликта  в психологии
      Психологическое содержание конфликта

      Слово «конфликт» пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, - они не нуждаются в переводе, поскольку понятны и так: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково.
      В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».
      Наверно, тот факт, что слово «конфликт» вошло в разные языки и прижилось в них, не случаен. Из этого, на первый взгляд, чисто лингвистического факта можно даже извлечь некоторые небезынтересные выводы, выходящие за рамки лингвистики. Во-первых, из него следует, что, очевидно, есть потребность в общем понятии, которое охватывает различные варианты столкновений, споров, схваток и пр. А во-вторых, этот факт свидетельствует, что повсюду на земле люди, живущие в самых разнообразных условиях, встречаются с явлением, которое обозначается словом «конфликт». Вряд ли среди нас найдется тот, кто никогда не попадал ни в какие конфликты. «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте. Есть ли у вас пульс» [8,17].
      Конфликты — это норма жизни.
      Противоположность конфликту — это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире в мире и согласии легко, просто, удобно. Поэтому все мы ценим возможность такой жизни. «Худой мир лучше доброй ссоры», - утверждает пословица. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения. Они портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здоровье человека. Неудивительно, что люди, в общем-то, не любят конфликтовать и побаиваются их.
      Однако  хотим мы этого или нет, нравится ли нам или не нравится, но конфликты  в нашей жизни неизбежны. А  раз так, то остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу. В конце концов, как гласит еще одна известная пословица, - «нет худа без добра». Жить в мире и согласии — это замечательно, но все-таки совсем без всяких конфликтов было бы, наверное, несколько скучновато.
      Причинами столкновений могут быть самые разнообразные  проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.
      В основе конфликта лежат субъективно-объективные  противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует  отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.
      Противоборство  может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. «Интенсивность означает вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов» [6,144]. Форма столкновений - насильственная или ненасильственная - зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешение конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.
      Структура конфликта - это совокупность характеристик, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих компонентов и связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс.
      Понимание структуры конфликта, т.е. его составных  элементов, во многом определяет сам способ анализа конфликта и поиски путей его конструктивного разрешения. При всем многообразии существующих трактовок конфликта объединяет их представление о структуре конфликта. Рассмотрим несколько наиболее известных представлений о структуре конфликта, предлагаемых отечественными психологами.
      Один  из вариантов структуры конфликта - основой, или базой, конфликта является конфликтная ситуация, включающая инцидент. Как считают авторы этой концепции Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк, для того чтобы ситуация переросла в реальный конфликт из потенциально возможной, необходимо открытое столкновение, т.е. инцидент. Каждая из противоборствующих сторон, стремясь обладать объектом конфликта, нацелена на получение позитивного результата только для себя, т.е. на выигрыш только одной из сторон [2,11].
      Конфликтная ситуация появляется тогда, когда можно  зафиксировать противоречия и разнонаправленные  тенденции (цели, интересы и т.д.) реально существующих «носителей» этих противоположностей (оппонентов). В структуре данной ситуации выделяют участников конфликта, именуемых оппонентами. У них есть определенны цели, которые сводятся к тому, чтобы «выиграть» или хотя бы «не проиграть». Весь конфликт разворачивается из-за определенного объекта конфликта. Объект конфликта - это то, чем хотят обладать или завладеть оппоненты (власть, авторитет, влияние, должность, деньги и т.д.).
      Конфликтная ситуация включает в себя: инцидент, объект конфликта, участников конфликта (оппоненты), цель «выиграть» или «не  проиграть».
      Усилия сторон направлены на достижение собственных целей и на воспрепятствование противнику в удовлетворении его потребностей. При таком рассмотрении конфликтная ситуация является «зоной», в которой еще возможна профилактика конфликта или его разрешение, причем в формах более безопасных, чем непосредственно во время инцидента, в процессе открытой борьбы.
      Другой  вариант структуры конфликта  рассматривается в работе Л.А.Петровской [18,126]. Здесь выделяются следующие  элементы:
      стороны (участники) конфликта (личности и социальные группы);
      условия протекания конфликта (социально-групповая  и социально-психологическая среда);
      образы  конфликтных ситуаций - идеальные  картины конфликтных ситуаций, а не сама реальность, которые определяют выбор стратегии поведения участников. Они влияют на содержание их представлений, оценок и суждений. Образ конфликтной ситуации включает представления о себе (мотивы, цели, эмоции и т.д.), о противоположной стороне (мотивы, цели, эмоции и т.д.) и о среде, в которой разворачиваются конфликтные взаимоотношения. При этом представление о себе является более сложным, чем об оппоненте, который, как правило, представляется схематичным, упрощенным, стереотипным, поверхностным. Представления о среде также ограничены, бедны деталями;
      возможные действия участников конфликта. Переход к конфликтному взаимодействию предполагает выбор стратегий поведения, т.е. определенной совокупности действий, направленных на оппонента;
      исходы  конфликтных действий зависят как  от выбора стратегии поведения, так и от всех остальных элементов структуры.
      Еще один вариант структуры конфликта, который акцентирует восприятие конфликта и отношение к нему участников, предлагает Н.В.Самоукина [21,68]. Она выделяет в структуре конфликта элементы:
      внутренняя  позиция участников;
      взаимодействие внешней и внутренней позиций;
      объект  конфликта.
      Внутренняя  позиция участников конфликта включает их цели, мотивы, интересы. Являясь основными  причинами конфликтного поведения, эти цели, мотивы, интересы скрываются от оппонента, а иногда они скрыты и от самого участника. Определить их можно с помощью вопроса: «Зачем, для чего человек участвует в этом конфликте и что-то делает?»
      Внешняя позиция проявляется в открытом предъявлении требований, утверждений, отношений и т.п.; это то, что  говорит участник конфликта, но не всегда то, чего он хочет.
      Взаимодействие  внешней и внутренней позиций  состоит в том, что человек, говоря что-то, предъявляя свою внешнюю позицию, может «иметь в виду» совсем иное, и это означает, что он намеренно что-то скрывает. За внешней позицией бывает скрыта внутренняя.
      В работе Н.В. Гришиной дано еще одно представление о структуре конфликта [4,156]. На основе анализа понятий, выделенных специалистами для описания конфликтов, категорий, существующих в обыденном сознании, а также конфликтных ситуаций ею были выделены следующие элементы: стороны (участники) конфликта;
      условия конфликта; предмет конфликта; действия участников конфликта; исход (результат) конфликта.
      Как видно из приведенных выше примеров структур конфликта, несмотря на их сходство, имеются и различия (терминологические и содержательные). Анализ существующих подходов показал, что при описании структуры конфликта практически все авторы стремятся к рассмотрению конфликта как системы, т.е. к раскрытию ее элементов и взаимосвязей между ними.
      Стороны, участники конфликта — конфликтующие  стороны, конфликтанты, оппоненты, соперники, конкуренты, противники, враждующие стороны, субъекты конфликта и т.д. В разных контекстах эти термины употребляются как синонимы.
      Сторонами, или участниками, конфликта могут быть отдельные индивиды и группы (малые и большие). Малые группы - семья, школьный класс, студенческая группа и т.д. Большие группы - государства, этнические и религиозные образования, нации, партии.
      Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы.
      Косвенные участники могут:
      a) провоцировать конфликт и способствовать  его развитию;
      b) содействовать уменьшению интенсивности  конфликта или полному его прекращению;
      c) поддерживать ту или иную сторону  или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта  составляют определенную часть  окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта.
      Прямые  участники - те, которые непосредственно  участвует в конфликте и открыто заявляет свои позиции.
      В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта», предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной или третьим участником. Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой.
      Ранг  в переводе с немецкого - «звание, чин, разряд, категория». В социальной конфликтологии он определяется по принципу высший - низший и предполагает позицию, занимаемую одним из субъектов по отношению к противоборствующей стороне. Авторы книги «Внимание: конфликт!» предположили следующий способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):
      1. нулевой ранг - человек выступает  от своего имени;
      2. первый ранг - человек, говоря  о своих интересах, целях, привлекает  на свою сторону мнение группы;
      3. второй ранг - человек привлекает  на свою сторону мнение большей  части группы или лиц с более  высоким статусом;
      4. третий ранг - привлекаемая на  свою сторону группа вырастает  в своем ранге;
      5. четвертый ранг — привлекаемая  группа вырастает в своем ранге до уровня страны, всего мира, планеты, всего прогрессивного человечества [2].
      В реальном конфликте каждая из сторон стремиться понизить ранг противника и повысить свой собственный. Например, прокурор, имеющий высокий ранг государственного обвинителя, уличенный во взятках, может перейти в ранг частного лица, преследующего свои интересы. А обвиняемый прокурором индивид - стать одной из многих жертв недобросовестного обвинителя и тем самым значительно повысить свой ранг в юридическом конфликте. Некоторые исследователи (А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев, СВ. Кудрявцев) считают, что введение в конфликтологию понятия ранг оппонентов непродуктивно. Такое мнение не вполне обосновано, так как на уровне подсознания, в свои субъективных оценках, на уровне общественного мнения участники конфликта «наделяются» определенными рангами, хотя с юридической точки зрения для этого нет оснований.
      Социальный  статус - это совокупность психологических  характеристик, определяющих место данного человека в группе и то, как он воспринимается другими ее членами. Статус может оказывать значительное влияние на положение (позицию) того или иного субъекта и участника в реальном конфликте. Например, статус беженца предполагает определенные политические, экономические и другие льготы. Статус матери может быть учтен при определении меры наказания за правонарушения и т. д.
      Сила  в социальном конфликте - это возможность  и способность сторон конфликта  реализовать свои цели вопреки противодействию  противника (оппонента). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о возможной реакции окружающей среды на предполагаемый конфликт. Только с началом конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более полной.
      Окружающая  среда - один из элементов в структуре  социального конфликта. Она состоит из физической среды (географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт).
      Одним из непременных элементов конфликта  является объект, т. е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида.
      1. Объекты, которые не могут быть  разделены на части, владеть  ими совместно невозможно.
      2. Объекты, которые могут быть  разделены в различных пропорциях  между участниками конфликта.
      3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого» конфликта [1,13].
      Определить  объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конфликтной активности - стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.
      Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон и существенно осложнить положение другой. Например, человек, совершивший убийство, может быть оправдан судом, если защита докажет, что ее подзащитный вынужден бал применить оружие в целях самообороны. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причинбы подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства. Например, в конфликте между руководителем и подчиненным может сложиться ситуация:
      1. Руководитель обвиняет подчиненного  в нежелании работать с необходимой отдачей;
      2. Подчиненный обвиняет руководителя  в предвзятом отношении к нему лично;
      3. Реальная причина конфликта, возможно, заключается в том, что подчиненный не обладает необходимым объемом знаний и умений для выполнения поставленных перед ним задач.
      Выявление основного объекта - непременное  условие успешного решения любого конфликта. В противном случае он либо не будет решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений. 

      1.2. Типология конфликтов 

      Существуют  разнообразные классификации конфликтов. Выбор той или иной классификации  определяется тем, что интересует нас  в данном конкретном случае. Дело в том, что всякая логически корректная классификация разбивает все множество конфликтов на классы по какому-то определенному признаку — основанию классификации. Таким основанием могут быть: состав участников конфликта, сфера существования, длительность, причины конфликта, степень его интенсивности, остроты или силы, способы его решения и пр.
      По  составу участников конфликтов выделяют:
      ¦ внутриличностные;
      ¦ межличностные;
      ¦ групповые (между неформальными  малыми группами в составе одной общности);
      ¦ конфликты в организациях (где  конфликтующими сторонами являются группы — коллективы подразделений организации);
      ¦ межгрупповые конфликты между большими социальными группами (социальные, политические, межкультурные и пр.).
      По  сферам существования:
      ¦ деловые;
      ¦ семейные;
      ¦ имущественные;
      ¦ бытовые и пр.
      По  своему эффекту и функциональным последствиям:
      ¦ конструктивные (создание общности людей, причастных к решению проблемы; расширение сферы сотрудничества; в процессе самосознания, прояснения собственных  интересов и интересов партнера);
      ¦ деструктивные (один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, дискредитируя и унижая себя в глазах окружающих).
      По  критерию реальности и истинности - ложности:
      ¦ подлинный (конфликт существует объективно и воспринимается адекватно);
      ¦ случайный или условный (конфликт зависит от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами);
      ¦ смещенный конфликт (когда имеется  в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт);
      ¦ неверно приписанный конфликт (между  сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблемы);
      ¦ латентный (конфликт должен был произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами);
      ¦ ложный (отсутствуют объективные  основания конфликта и последний существует только в силу ошибок восприятия и понимания).
      Никсон  Ч. выделил следующие основные виды конфликтов:
      ¦ внутренние (проблему переживаем только мы) и внешние (проблему переживаем мы и, по крайней мере, еще один человек);
      ¦ прямые (направленные на нас) и косвенные (не направленные непосредственно на нас);
      ¦ индивидуальные (внутриличностные или межличностные) и * коллективные (участвуют трое и больше) [15]. -
      Выделяют  еще одну классификацию конфликтов:
      ¦ производственно-деловой конфликт - проблемная ситуация, возникающая на производстве в процессе деловых отношений;
      ¦ межличностный конфликт - проблемно-конфликтная  ситуация, в которой люди либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом;
      ¦ межгрупповой конфликт, как один из видов межличностного конфликта, - это конфликт, в котором в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу.
      ¦ внутриличностные конфликты возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного и того же человека. В их основе лежит негативное психологическое состояние личности: внутренние переживания, обиды и разочарование [3]. О каком бы виде конфликта мы ни говорили, для конфликтующих он обычно проявляется в одной из следующих двух форм:
      1) Они испытывают что-то неприятное, вызывающее злость, огорчение, чувство  вины или боль.
      2) Они что-то делают, говорят или  думают, расстраиваясь и испытывая смешанные чувства из-за этого или из-за необходимости выбора.
      Конфликт  любого типа может проявляться прямо (сделанное или сказанное имеет непосредственное отношение к вам) или косвенно (сказанное или сделанное не касается вас лично, но задевает и расстраивает вас). Спор между вами и вашим деловым партнером - пример прямого конфликта.
      Примером  косвенного конфликта может являться ваше несогласие с решением руководства  компании - это решение касается всех работников фирмы и не направленно  непосредственно против вас, но задевает вас.
      Конфликт  может также скрываться под видом  эмоций. Например, вы разрываетесь между  двумя или более вариантами выбора и страдаете от этого внутреннего  конфликта.
      Итак, конфликт может проявляться внешне (какие-то неурядицы с другим человеком или людьми) либо внутренне (размолвка с самим собой).
      Различные типы конфликтов взаимосвязаны между  собой. В ходе развития конфликты одного типа могут переходить в конфликты другого типа (например, внутриличностные — в межличностные, межличностные — в групповые). 

      1.2.1. Понятие внутриличностного  конфликта 

      Одним из самых сложных психологических  конфликтов является конфликт, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Индивидуальные противоречия, т.е. собственные противоречия одной личности, представлены во внутриличностном конфликте. Внутриличностные конфликты являются важной составляющей развития личности, если они конструктивны, но деструктивный внутриличностный конфликт представляет серьезную опасность. Он может привести к стрессам, психотравмам, суицидам.
      Внутриличностный  конфликт не всегда виден и совсем не очевиден. Часто человек и сам  не осознает, что находится в состоянии  конфликта, а иногда намеренно его  скрывает.
      Каждому важно знать сущность внутриличностных конфликтов, причины и способы разрешения.
      Внутриличностный  конфликт - это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, ценностей и идеалов). Человек - главный носитель конфликта.
      Личность - устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности «могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены. Даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом.
      Любое действие человека представляет взаимодействие с Другим внутри него и противодействие Другому как участнику диалога. Но конфликт вызывают лишь равные по значимости взаимоисключающиеся тенденции, когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или иной тенденции предполагает силовое давление Одного на Другого, т. е. противоборство и насилие.
      В реальной жизни человеку постоянно  приходится делать выбор в пользу того или иного возможного варианта, отвергая другие. Например, любовь или богатство, семья или работа, личная жизнь или карьера и т. д. Для удовлетворения своих потребностей человек вынужден постоянно преодолевать внутренние сомнения своего «Я» и внешнее сопротивление среды. И если по тем или иным причинам цель не доступна, то человек попадает в ситуацию фрустрации (психологического расстройства, переживания неудачи) и конфликта. Авторы книги «Психология индивида и группы» описывают четыре вида ситуаций, вызывающих фрустрацию:
      • физические преграды (узник, непогода, нет денег);
      • отсутствие объекта для удовлетворения испытываемой потребности (хочу кофе, а магазин закрыт);
      • биологические ограничения (умственно-отсталые люди и люди с физическими дефектами);
      • социальные условия [20,87].
      Помимо  фрустрационных ситуаций, исследователи  выделяют психологический конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих. Эти проблемы выбора из двух различных стремлений:
      • конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);
      • конфликт между социальной нормой и  потребностью (любовь и норма);
      • конфликт социальных норм (дуэль и  церковь);
      • конфликт ценностей;
      • конфликт между ценностью и нормой;
      • конфликт между ценностью и потребностью и др. Внутриличностные конфликты можно условно обозначить как конфликты:
      1) «между тем, что есть и тем,  что хотелось бы иметь»;
      2) «между тем, чего вы хотите  и тем, чего не хотите»;
      3) «между тем, кто вы есть и  тем, кем хотели бы быть»  и т. д. Внутриличностные конфликты - борьба двух позитивных или двух
      негативных  тенденций, или борьба позитивной и  негативной тенденции в психике  одного субъекта. Возможны варианты, когда  тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно (например, повышение в должности предполагает нежелательный переезд на новое место жительства). Выделяют следующие особенности внутриличностных конфликтов:
      1) Необычность с точки зрения  структуры конфликта: здесь нет  субъектов взаимодействия в лице отдельных личностей.
      2) Специфичность форм протекания и проявления. Основная форма - форма тяжелых переживаний, приводящих к страху, депрессии, стрессу. Затянувшийся внутриличностный конфликт выливается в невроз.
      3) Латентность - внутриличностный  конфликт нелегко обнаружить, часто человек и сам не осознает, что'он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние под эйфорическим поведением или за активной деятельностью.
      Внутриличностный  конфликт изучался многими исследователями. Рассмотрим некоторые психологические концепции внутриличностных конфликтов.
      Формирование  характера, по Адлеру, происходит в  первые пять лет. Автор полагал, что  чувство неполноценности берет  свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок  переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к превосходству и безупречности.
      От  этого чувства неполноценности  зависит вся воспитательная способность ребенка. Будущее для ребенка становится той областью, которая должна принести ему компенсацию.
      По  Адлеру, процесс компенсации - это  творческая сила, приводящая личность к высшим достижениям. Даже реальные недуги, дефекты могут этой силой  преодолены.
      В своей работе Адлер выделил несколько путей, по которым может проходить компенсация:
      1. развитие социального чувства - чувства общности, сотрудничества, взаимопонимания, взаимоподдержки;
      2. стимуляция собственных способностей. Ее цель - достижение превосходства над другими:
      a) адекватная компенсация - совпадение  превосходства с содержанием  социальных интересов (спорт,  музыка и т.д.);
      b) сверхкомпенсация - гипертрофированное  развитие одной из способности, имеющей ярко выраженный эгоистический характер. Это убеждение себя и других в своих мнимых способностях (например, склонность к накопительству, мошенничеству, сверхкомпенсация, манипуляция);
      c) мнимая компенсация - компенсация  болезнью, обстоятельствами и другими  факторами, независящими от субъекта.
      Не  справившись со своим внутренним конфликтом, ущербная личность выплескивает его наружу. Став социально-конфликтной, она затягивает окружающих в мучительное столкновение. «Громкое самовосхваление является компенсацией за внутреннюю слабость, мелочность натуры и неспособность решить свои внутриличностные конфликты» - Адлер.
      Теперь  рассмотрим учение об экстраверсии и  интроверсии К.Юнга. Юнг в объяснении внутриличностного конфликта исходит  из признания конфликтной природы  самой личностной установки.
      Главным в типологии Юнга считается направленность. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге проявляется во внутриличностном конфликте. Это конфликт объективного и субъективного.
      Юнг писал, что психическая жизнь  протекает в режиме конфликта  сознания и бессознательного. Следовательно, нарушение меры в сознании должно вызвать компенсаторную деятельность бессознательного.
      По  Юнгу, экстраверт ориентирован на внешний  мир. Он строит свой внутренний мир  в соответствии с внешним. Интроверт  изначально погружен в себя. Для него самое главное - мир внутренних переживаний. Если экстраверт ставит акцент в сознании на внешнем, на объекте, то бессознательное станет на защиту субъекта и породит в нем эгоцентризм.
      В противоположную сторону будет  направлена компенсация у интроверта (на повышение влияния объекта). Чем больше он будет уходить в себя, тем больше со временем для него будут значимы другие люди.
      Центральным для созданной Эриксоном теории психосоциального развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, порожденный конфликтом развития Я личности. В эти моменты человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования.
      Каждый  психосоциальный кризис, если рассматривать  его с точки зрения оценки, содержит и позитивный, и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно (то есть на предыдущей стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и автономию), и это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Напротив, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение, развивающемуся эго тем самым наносится вред, и в него встраивается негативный компонент (например, базальное недоверие, стыд и сомнения). Хотя на пути развития личности возникают теоретически предсказуемые и вполне определенные конфликты, из этого не следует, сто на предшествующих стадиях успехи и неудачи обязательно одни и те же. Качества, которые эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости в новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
      Немецкий  психолог К.Левин рассматривает  внутриличностный конфликт в рамках своей концепции валентностей и психологического поля, или теории поля. Согласно данной концепции, предметы обладают разной степенью ценности и привлекательности для разных людей в ситуациях разной заряженности, проще говоря, они обладают разной валентностью [14]. Следует отметить, что валентностью предметы обладают только в психологическом поле или они могут обладать положительной и отрицательной валентностью только для конкретного человека. Причем в ситуации «полевого» поведения некоторые предметы «притягивают» человека, тогда он берет их в руки, разглядывает и т.д., а некоторые - отталкивают, человек их обходит или игнорирует. Человек совершает действия, за которыми на первый взгляд не стоит никакой реальной потребности. Предметы незначительные, не играющие никакой роли в его жизни, неожиданно побуждают его к действию.
      В зависимости от того, какова валентность  объектов, на которые направлена потребность личности в данный момент, К.Левин выделяет четыре типа внутриличностных конфликтов.
      Так называемый конфликт Буриданова осла возникает, когда человеку необходимо выполнить два или более важных для него дела, обладающих положительной и примерно равной валентностью. В известной притче осел оказался на равном расстоянии от двух равных по величине стогов сена. Пытаясь решить, с какого стога начать есть, осел поворачивал голову, переводя взгляд с одного стога на другой, так долго, что умер с голоду. Здесь обе валентности положительные, оба стога вызывают желание приблизиться к ним.

      Так называемый конфликт «выбора из двух зол», когда человек вынужден выбирать между двумя равно непривлекательными альтернативами (имеющими равную отрицательную валентность объектами). Например, мужчина выбирает между жизнью с нелюбимой женщиной и расставанием с ребенком в случае развода.

      Амбивалентный конфликт возникает, когда одно и то же действие или результат одновременно привлекает и отталкивает человека. Например, когда ребенку разрешают пойти погулять только после того, как он выполнит домашнее задание, у него возникает внутриличностный конфликт именно этого типа.

      Внутриличностные  конфликты и фрустрация могут  иметь для личности и окружающих как негативные, так и позитивные последствия.
      Если  выход из конфликта не найден, то внутреннее напряжение продолжает усиливаться. Когда рост напряжения превышает определенную пороговую величину (индивидуальный уровень толерантности к фрустрации), то происходит психологический срыв, и человек оказывается выведенным из душевного равновесия. В таком состоянии он не может справиться с возникшей проблемой. Негативные последствия конфликта чреваты стрессами, неврозами, повышенной тревожностью, общей психологической подавленностью или чрезмерной агрессивностью, которая может быть направлена на объекты, не имеющие никакого отношения к конфликту.
      Обратной  стороной агрессии является регрессия - негативный защитный механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация остается, и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода, направляется на разрушение самой личности. Зигмунд Фрейд по этому поводу говорил: «Нужно разрушить другое и других, чтобы не разрушить себя» [23].
      Внутриличностный  конфликт гораздо менее разрушителен для личности, если он осознается и решается, а переживаемые эмоции получают адекватное выражение (конгруэнтность) [7,91].
      Позитивный  эффект фрустрации и конфликта заключается в следующем: • усиливается привлекательность еще недоступной цели;
      • наличие препятствия способствует мобилизации сил и средств  для его преодоления, сила мотивации  достигает своего апогея;
      • внутриличностный конфликт способствует адаптации и саморегуляции в сложных условиях и повышению стрессоустойчивости организма;
      • позитивно разрешенные конфликтные переживания закаляют характер, формируют решительность в поведении личности.
      Итак, внутриличностный конфликт может иметь  как положительные, так и отрицательные последствия для личности и окружающих. Поэтому каждый человек должен уметь управлять своей конфликтностью: использовать ее лишь в необходимых случаях, когда другими средствами решить свои проблемы не удается; направлять свою конфликтную активность в нужное русло, в нужное время и в адекватных пропорциях; сдерживать свою «избыточную» конфликтность и использовать ее в других сферах жизнедеятельности с пользой для себя и окружающих. Кроме того, надо отводить конфликту соответствующее место (не драматизировать) и уметь извлекать из конфликтной ситуации определенную пользу. 

      1.2.2. Способы разрешения  внутриличностных  конфликтов 

      Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В психологии есть понятие рефлексия - способность человека взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.
      Психотерапевт Максуэлл Мольц в книге «Я - это Я, или Как стать счастливым» предлагает массу полезных советов, способных помочь человеку решить личностные конфликты. Большинство из этих советов основаны на феномене саморефлексии. Рассмотрим некоторые из них:
      • создавать правильный образ собственного «Я». Знать о себе всю правду. Уметь смотреть правде в глаза;
      • реагировать на факты, а не на представления  о них;
      • не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как  они вас оценивают;
      • не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию на них («я буду волноваться только завтра»);
      • не культивировать в себе чувство  обиды, жалости к себе;
      • уметь прощать себя и других, прощение действует исцеляюще;
      • уметь направлять свою агрессию в  нужное русло.
      Для излишков эмоционального «пара» нужно  иметь предохранительный клапан (физические нагрузки, творчество, пешие прогулки и т.д.):
      о не «сражаться с ветряными мельницами». Эмоционально реагировать
      только  на то, что реально существует здесь  и теперь; о не раздувать «из мухи слона», реально оценивать ситуацию со всеми
      вытекающими из нее последствиями; о иметь  четко выраженную цель и неуклонно  стремиться к ее достижению.
      По  возможности ставить перед собой  реальные цели; о действовать решительно, целеустремленно, наступать, а не обороняться. Во время конфликта эмоции переполняют человека и мешают ему действовать рационально. Чтобы не носить в себе ненужный и обременительный груз, необходимо научиться управлять своими эмоциями и периодически «очищаться» от избытка таких чувств, как обида, гнев, ненависть и др. Для этого можно использовать самые разнообразные способы и приемы, например: высказаться в кругу друзей, «разрядиться» в спортивных играх, устроить истерику наедине (чтобы не слышали посторонние), разорвать в клочья старые журналы и т.д. [12,136]. Освободившись от груза эмоций, человек получает дополнительные ресурсы для решения своих проблем.
      Д. Карнеги рекомендует в конфликтных  ситуациях (для преодоления стресса) не паниковать, а принимать случившиеся как свершившийся факт и действовать, отбросив эмоции. «Мне кажется, - пишет Д. Карнеги, - 50% моих волнений исчезают, когда я принимаю ясное решение; еще 40% обычно улетучиваются, когда я приступаю к его осуществлению.
      Итак, преодолеваю свое беспокойство примерно на 90% благодаря выполнению следующих принципов:
      1. Точное описание волнующей меня  ситуации.
      2. Запись возможных действий, которые  я могу предпринять.
      3. Принятие решения.
      4. Немедленное осуществление этого  решения» [10].
      Если  препятствие, вызывающее внутриличностный конфликт, преодолеть не удается, то фрустрирующий индивид может найти другие выходы:
      • заменить средства достижения цели (найти  новый путь);
      • заменить цели (найти альтернативные цели, удовлетворяющие потребностям и желаниям);
      • оценить ситуацию по новому (потеря интереса к цели в результате получения повой информации, аргументированный отказ от цели и др.).
      Особый  подход нужен при решении неосознанного  внутреннего конфликта. Проблема заключается в том, что такой конфликт существует на подсознательном уровне и его причины не ясны для самого носителя конфликта. Человек может болезненно реагировать на определенные жизненные ситуации, его могут раздражать какие-то события или действия окружающих, он может испытывать неприязнь к определенного типа людям. Причины таких конфликтов надо искать прежде всего в самом человеке. Для этого необходимо тщательно проанализировать несколько типичных ситуаций, которые вызывают негативную реакцию и задать себе несколько вопросов:
      - Что меня раздражает в этом...?
      - Почему я так реагирую на  это...?
      - Насколько адекватно я реагирую  на это...?
      - В чем причина моего раздражения?
      - Не случалось ли со мной нечто подобное прежде?
      Возможны  и другие варианты вопросов, которые  помогут лучше разобраться в себе. Если человек сумеет осознать реальные источники своих внутренних конфликтов, он освободится от груза старых проблем, и будет реагировать на кризисные ситуации адекватно.
      В психологической литературе выделяют три принципиальные стратегии разрешения внутриличностных конфликтов:
      1) Деструктивная: непризнание наличия  проблемы, непринятие реальности, ее искажение, уход от нее. Для людей, использующих эту стратегию, характерны фразы: «У меня все нормально», «Я просто устал», «Мне нужно меньше забивать голову ерундой, нужно больше заниматься делом».
      2) Деструктивная: человек признает  проблему и необходимость ее  решения. Но он не видит возможностей ее решения, а может быть нет мужества, готовности сделать шаги. По этому он «глушит» препятствия. Типичные фразы: «Все так живут», «У других еще хуже», «Жизнь такая» и др.
      Общий признак первой и второй стратегий  в том, что в них преобладает нежелание или неспособность работать с проблемой. Человек не готов принять решение и отвечать за него. Он боится последствий, надеется, что «все как-нибудь уладится». Возможно, действительно со временем часть критической ситуации потеряет свою остроту. Но у человека начинает накапливаться негативный опыт не решения своих проблем. Нередким следствием «загнанных внутрь» проблем становиться невроз личности.
      Иногда  человек предпочитает оставить «все как есть». При этом чувствует облегчение от избавления. Однако реально возникает регресс личности, прекращение личностного роста, остановка самореализации.
      3) Конструктивная: изменить что-то  в себе или в своей жизни  таким образом, чтобы действительно  получить возможность, чтобы жить  своей жизнью, ощущать подлинность  и «настоящесть» своего бытия. Это предполагает:
      • принятие реальности;
      • готовность к честному анализу ситуации;
      • способность различать главное  и второстепенное;
      • выделять составные части в возникшей  проблеме и решать ее поэтапно. Результатом внутренней работы личности по переживанию конфликт становиться изменения во внутреннем субъективном мире - обретение нового смысла, новые ценностные отношения и восстановление душевного равновесия.
 

       Глава 2. Межличностные  отношения в семье
      2.1. Понятие о семье.  Функции семьи 

      Люди, живущие в семье, нередко задают себе вопросы: хорошо ли мне здесь?, хорошо ли мне в семье вообще и в моей в частности? Отвечая на эти вопросы, они думают о многом: о том, становится ли их жизнь благодаря семье более осмысленной, счастливой, удобной, интересной, насыщенной; могут ли они быть в ней (и благодаря ей) тем, чем хотели ли быть; помогает она или мешает им достичь их целей; как она влияет на их престиж. При этом под словом «семья» человек понимает целый комплекс явлений: отношения в семье, свое место в ней, весь образ жизни семьи, ее прошлое и будущее. Каждый из этих факторов может быть важен или не важен для него, удовлетворять его или не удовлетворять, содействовать или противодействовать его желаниям, потребностям и планам, способствовать или не способствовать его развитию как личности и т.д. Думая на эту тему, человек обнаруживает, что только небольшая часть его личности (потребностей, желаний, планов) связана с семьей, а в целом семья занимает незначительное место в его жизни («Нас с женой связывает только общее проживание да несколько ничего не значащих фраз, которыми мы время от времени обмениваемся»). Другой же знает, что многие важные для него потребности (например, в уважении, симпатии, смысле жизни, досуге и т.п.) удовлетворяются именно в семье. Он - по-настоящему семейный человек: вся его жизнь тесно связана, переплетена с жизнью его семьи; его досуг неразрывен с досугом семьи, его жизненные планы - это жизненные планы семьи. В первом случае мы видим низкую интеграцию индивида с семьей, во втором - высокую.
      Говоря  о связи, об интеграции индивида с  семьей, необходимо уточнить, что мы понимаем под словом «семья».
      Соловьев  Н.Я. писал, что «семья - ячейка (малая  социальная группа) общества, важнейшая  форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [27].
      По  мнению Ф.Адлера, семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества [11].
      Л. Анспахер считает, что семья представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость  обеих сторон одинакова, зависимость -обоюдна, а обязательства - взаимны [11].
      Семья - важнейшая из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни [25]. Людвиг Ван Берталан дает следующее определение семьи. Семья, по его мнению, - это, прежде всего, определённая сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое [25].
      Существуют  три самых общих подхода к  семье, семья как социальный институт, как малая группа и как система  взаимоотношений. Если опираться на эти подходы, можно заметить, что  представления о семье все  больше отходят от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей.
      Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная  с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Обсуждая функции семьи, можно согласиться с мнением Н.Я.Соловьева, полагающего, что «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет». Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
      Разные  авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими  совокупность функций довольно схожа.
      И.В.Гребенников  относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха.
      Некоторые авторы (Харчев А.Г., Антонов А.И.) делят  функции семьи на:
      • специфические, вытекающие из сущности семьи и отражающие ее особенности  как социального явления,
      • неспецифические - те функции, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах.
      Специфические функции семьи, к которым относятся  рождение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), сохраняются при всех изменениях общества.
      К неспецифическим функциям семьи  относят накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению Я каждого и др. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.
      Эйдемиллер  Э.Г., Юстицкис В.В. отмечают, что семье  принадлежат следующие функции:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.