На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Центральные банки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОдержание 
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. Сущность Центральных банков…………………………………………….....4
2. Независимость  Центрального банка…………………………………………..6
3. Функции  Центрального банка…………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
 

Введение
      Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало.
      Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих банках. Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным национальным, а в дальнейшем центральным, что соответствовало его главнейшему положению в кредитной системе.
      Первый  центральный банк, шведский «Риксбанк», был создан в 1668г., на рубеже перехода от феодализма к капитализм; в 1694г. был учрежден банк Англии, однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных залогов и их функции отличались от функции современных центральных банков, например, Банк Англии, поначалу должен был финансировать торговлю и промышленность, а Банк Нидерландов – внутреннею и внешнею торговлю. Центральные банки в их современном виде возникли в 19вв. В настоящее время практически во всех странах мира имеются центральные банки, однако между ними есть существенные различие, обусловленные особенностями политического и финансово-экономического развития стран базирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1.СУЩНОСТЬ  ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
     Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный  признак, которого обособленность имущества  банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого полностью контролируется государством.
     Правовой  статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банков и их уставах, законах о банковской и кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основанным правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, в котором определяются его организационно-правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой. Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного института страны.
     Центральный банк сочетает в себе отдельные черты  коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы. Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды и Испания). Ели государство владеет лишь частью капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка является коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения (Испания) государство, тем не менее, играет  ведущую роль в формировании органов управления центрального банка
     Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами государственной власти существенно различаются в разных странах. Взаимодействие такого рода могут быть условно представлены в виде двух моделей:
    центральный банк вступает агентом министерства финансов и проводником его денежно-кредитной политики;
    центральный банк независим  от правительства, что обеспечивает ему самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики без давления со стороны правительственных органов.
     Однако  в деятельности эти модели в чистом виде не действуют. В большинстве стран финансируют промежуточная модель, в рамках которой используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным банком при определенной степени его независимости. В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило, консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства финансов и центрального банка совместных заявлений. При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или решения правительства. В странах, в которых центральные банки непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели денежно-кредитной политики. Законодательством ряда стран предусмотрена отчетность центральных банков перед парламентами. Так, федеральная резервная система США (ФРС) представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих стран ежегодно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Независимость центральных банков.
      Центральные банки развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежной политики с помощью различных объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей. Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:
    участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
    процедура назначения (выбора) руководства банка;
    степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка;
    права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
    правила регулирующие возможность  прямого и косвенного финансирования государственных расходов центрального банка страны.
Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость. В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и, главным образом, отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости последнего от органов государственного управления. Третий фактор определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности центрального банк, с другой – его законодательно установленные полномочия. В большинстве развитых стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швеции, Японии) основные цели с сфера деятельности центрального банка отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. В ряде стран (например, в США, Швеции и Италии) формулировка задач центрального банка в законодательстве дана только в общих чертах. Тем не менее, это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, его  влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиции и условий функционирования центрального банка.  От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка – обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) прежде всего, зависит политическая независимость центрального банка. Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решением правительства. Со времен второй мировой войны руководство Банком Франции находится под влиянием министерства финансов. В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его, отменять его решения. Несколько на более высокой степени независимости находится центральные банки Австрии и Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в денежно-0кредитную политику центрального банка, однако обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства. Центральные банки ФРГ и Швейцарии являются     наиболее независимыми. В законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка. Пятый фактор независимости центрального банка выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы центральные банки Австрии, Германии и Нидерландов.
 

3. Функции центральных банков
     Среди многообразных функций центральных  банков следует выделить основные, без которых невозможно выполнение главной задачи центрального банка  сохранение стабильности национальной денежной единицы, и дополнительные соответствующие решению этой задачи. Основные функции, осуществляемые всеми без исключения центральными банками, разделяются на регулирующие, контрольные и обслуживающие.
К регулирующим функциям относятся:
      управление совокупным денежным оборотом;
      регулирование денежно-кредитной сферы;
      регулирование спроса и предложения на кредит.
Контрольные функции включают в себя:
    осуществление контроля за функционированием кредитно-банковской системы;
    проведение валютного контроля.
Обслуживающие функции заключаются в:
    организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков;
    кредитовании банковских учреждений и правительства;
    выполнении центральным банком роли финансового агента правительства.
   Важнейшей регулирующей функцией, присущей всем без исключения центральным банкам, является разработка и проведение денежно-кредитной политики.
   Характер  проводимой центральным банком денежно-кредитной  политики во многом зависит от степени  его независимости от правительства, которая может быть большей или  меньшей, но никогда не является абсолютной. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредственно центральными банками. В то же время ни один центральный банк не может самостоятельно, без участия государства, установить тот или иной валютный режим. С другой стороны, отмечаемые в последние десятилетия тенденции в денежно-кредитной сфере способствовали усилению независимости центральных банков. Так, имевшие место процессы либерализации движения капиталов и дерегулирования привели к повышению значения рыночных инструментов и уменьшению роли административных методов регулирования. Это в свою очередь, вызвало свертывание регламентирующих процедур и в определенной степени укрепило независимость центральных банков.
Разработка  и проведение денежно-кредитной  политики включают в себя:
      определение направлений развития денежно-кредитной политики
      выбор основных инструментов денежно-кредитной политики;
      создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям;
      проведение исследований по проблемам экономики и денежно-кредитной сферы данной страны и других государств, образующих основу денежно-кредитной политики;
      составление денежных программ и контроль за их выполнением.
     Не  менее важной регулирующей функцией центрального банка является регулирование  спроса и предложения на кредит и иностранную валюту, осуществляемое посредством проведения интервенционных операций на денежном и валютном рынках. В целях сдерживания кредитной экспансии центральные банки предпринимают меры по снижению уровня ликвидности кредитно-банковских институтов, а для расширения кредитной экспансии осуществляют противоположные действия. Аналогичный характер имеют интервенционные операции на валютном рынке. Контроль за функционированием кредитно-банковской системы - одна из контрольных функций центрального банка - обусловлен необходимостью поддержания стабильности этой системы, поскольку доверие к национальной денежной единице предполагает наличие устойчивых и эффективно работающих кредитно-банковских институтов. Как правило, надзор за кредитно-банковской системой осуществляют непосредственно центральные банки, однако в Бельгии, Германии, Швейцарии и Японии органы надзора институционально отделены от центрального банка. Несмотря на это, центральный банк самым тесным образом связан с ними, принимая участие в их деятельности или оказывая консультационные услуги. В других странах центральный банк контролирует деятельность кредитно- банковских учреждений совместно с другими институтами. Так, ФРС США осуществляет надзорную деятельность совместно с Федеральной корпорацией страхования депозитов, Службой контролера денежного обращения, уполномоченными органами штатов. Не менее важной контрольной функцией центрального банка является осуществление валютного контроля и валютного регулирования. Степень жесткости валютного контроля и валютного регулирования зависит, прежде всего, от общего валютно-экономического положения страны. Так, в развивающихся странах контролю обычно подлежит весьма широкий круг операций по внешним платежам и расчетам, что обусловлено необходимостью регламентации расходования иностранной валюты. Напротив, наиболее развитые в экономическом отношении страны в настоящее время идут по пути либерализации валютного контроля. Обеспечение бесперебойного функционирования системы наличных и безналичных расчетов - одна из обслуживающих функций центрального банка. Первоначально деятельность центрального банка в этой сфере ограничивалась выпуском в обращение бумажно-денежных знаков. (Денежная эмиссия и в настоящее время составляет основу деятельности всех центральных банков.) в дальнейшем по мере развития безналичных расчетов центральный банк стал выступать в роли организатора и участника платежно-расчетных отношений. Находясь в центре потоков денежных средств, центральные банки призваны обеспечивать быстрое и бесперебойное функционирование механизма безналичных расчетов и платежей. Вместе с тем непосредственное участие центральных банков в платежных системах не является обязательным - некоторые центральные банки ограничиваются контролем за деятельностью этих систем. Другая обслуживающая функция центрального банка - кредитование кредитно- банковских институтов и правительства. Являясь кредитором последней инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно-банковским учреждениям, испытывающим временные недостатки в финансовых ресурсах. Посредством кредитования правительства центральные банки осуществляют финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета. Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссуды центрального банка правительству составляют значительную часть их активов. Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим данная функция в настоящее время относится к не основным, а к дополнительным. Еще одна обслуживающая функция центрального банка - выполнение им роли финансового агента правительства, то есть ведение правительственных счетов и управление активами различных правительственных ведомств. В некоторых странах, например в США, центральные банки выполняют эту функцию совместно с коммерческими банками. В других государствах, например в Италии, центральные банки являются практически бухгалтерами государственных учреждений. Дополнительные функции центрального банка не связаны непосредственно с его главной задачей (сохранение стабильности национальной денежной единицы), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относятся управление государственным долгом, проведение аналитических исследований и ведение статистической базы данных, изготовление банкнот и др. Функции проведения аналитических и статистических исследований по своему характеру могут быть весьма неодинаковыми и неравнозначными в центральных банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной политики в основном базируются на данных платежных балансов. Это обусловило в некоторых странах (Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония) делегирование центральному банку функции сбора и анализа такого рода данных. Большинство центральных банков осуществляют исследования экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики. Некоторые центральные банки публикуют подробные результаты проведенных исследований (федеральные резервные банки США, Банк Японии, Национальный банк Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Англии и др). Многие центральные банки изучают финансовое положение предприятий и создают централизованные службы по банковским рискам (Национальный банк Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Италии, Банк Испании). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании, Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий.
     Задача  всех центральных банков - выпуск в  обращение банкнот и обеспечение  их циркулировать на территории страны. При этом лишь немногие центральные  банки (Италии, Великобритании, Бельгии, Испании и др.) имеют специальные структурные подразделения по производству банкнот. Отдельные центральные банки осуществляют связи c небанковской клиентурой и предоставляют общественные услуги. Все центральные банки поддерживают корреспондентские отношения с финансовыми учреждениями своей страны, другими центральными банками и международными финансовыми организациями. Однако коммерческие отношения с небанковской клиентурой всегда являются второстепенными. Центральные банки могут предоставлять определенный набор услуг коллективного пользования. В целях улучшения функционирования банковской системы и отношений между коммерческими банками и их клиентурой некоторые центральные банки, как уже было сказано, создают централизованные службы по банковским рискам, контролируют неоплаченные векселя и пр.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.