На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в 2008-2010 г.г

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
    Введение
    1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
      1.1 Сущность, цели, основные инструменты денежно-кредитной политики
      1.2 Мировой опыт денежно-кредитного регулирования
    2. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в 2008-2010 г.г.
      2.1 Статистика денежно - кредитного регулирования Центрального банка Российской Федерации
      2.2 Проблемы денежно - кредитного регулирования в Российской Федерации
      2.3 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации
    Заключение
    Список литературы
     
    Введение
    Денежно - кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
    В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
    Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций.
    В настоящее время в России экономическая ситуация и обстановка в денежном секторе является достаточной сложной: Правительство, Министерство финансов и Банк России вынуждены действовать в условиях недостаточности денежной массы, недооценки финансовых активов и активного платежного баланса. Поэтому тема курсовой работы является актуальной, т.к. именно от того, как Россия будет строить свою денежно-кредитную политику, насыщать экономику деньгами, возвращая им роль всеобщего средства обращения, платежа и накопления, изживать суррогаты и иностранную валюту из внутреннего национального оборота, будет зависеть ее будущее.
Центральный банк Российской Федерации выполняет  функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.
Целью курсовой работы является рассмотрение государственной  политики в области денежного  обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции. Денежно-кредитная  политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов.
Центральный банк регулирует экономику через денежно-кредитную  систему. Поэтому задачами курсовой работы являются:
раскрытие понятия  денежно-кредитной политики,
анализ принципов денежно-кредитной политики,
рассмотрение  инструментов и критериев денежно-кредитной  политики,
ознакомление  с «Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной  политики»,
выявление проблем  денежно - кредитной политики,
отражение путей решения проблем денежно - кредитной политики.
 

1. Теоретические  основы денежно  - кредитной политики

1.1 Сущность, цели, основные  инструменты денежно-  кредитной политики

Денежно - кредитная  политика в промышленно развитых странах рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики.
Сложившаяся мировая политика показывает, что  через денежно - кредитную политику государства воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь - потребительский и инвестиционный спрос[3].
Денежно - кредитная  политика базируется на принципах монетаризма  и имеет ряд преимуществ перед  фискальной политикой.
Прежде всего, она обладает быстротой и гибкостью. А поскольку проводится Центральным Банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма.
Отрицательные моменты денежно - кредитной политики заключаются в том, что она  оказывает лишь косвенное влияние  на коммерческие банки с целью  регулирования динамики предложения денег и, соответственно не может на прямую заставить их сократить или расширить кредиты.
Основополагающей  целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся  полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Осуществляя денежно-кредитную  политику, Центральный Банк, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны [12, c.26].
Рис 1.1 Цели денежно - кредитной политики [12, c.26]
Объектами денежно-кредитной  политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.
Выбор промежуточных  целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги. Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране:
1. Если целью  денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения инфляции.
2. Целью денежно-кредитной  политики государства может быть  и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика носит название гибкой. Целевым ориентиром денежно-кредитной политики является не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.
Денежно-кредитная  политика допускает колебания и денежной массы в обращении и ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целью поддержание достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики.
 
Рис. 1.2 Методы денежно - кредитной политики [12, c.28]
Инструментарий  денежно-кредитной политики развитых государств необычайно широк. Использование  различных инструментов сильно варьируется  в зависимости от философии экономической  политики, конкретных обстоятельств, степени открытости экономики и традиций страны. Инструменты имеют следующую классификацию: краткосрочные и долгосрочные, прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные. Это указывает на то, что государство располагает мощными средствами регулирования рыночной стихии, но не 1ытается идти против рынка, а лишь делает его более стабильным.
К инструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.
 
Рис. 1.3 Инструменты  денежно - кредитной политики
Инструменты денежно  кредитной политики делятся на:
· Ограничения  кредитования - Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков.
· Операции с  государственными ценными бумагами на открытом рынке - этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидации коммерческих банков.
· Рефинансирование коммерческих банков
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
· Политика обязательных резервов
Минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах [12, c.30].

1.2  
Мировой опыт денежно - кредитного регулирования

Таблица 1.1- Сравнение  банковской системы Евросоюза и  США
 
Основания для сравнения Евросоюз США  
       
  ЕЦБ ФРС  
Функции банка · выработка  и осуществление валютной политики зоны евро; · содержание и  управление официальными обменными резервами стран зоны евро;
· эмиссия банкнот  евро;
· установление основных процентных ставок.
·поддержание  ценовой стабильности в еврозоне, то есть обеспечение уровня инфляции не выше 2 %.
· выполнение обязанностей центрального банка США ·поддержание  баланса между интересами коммерческих банков и общенациональными интересами
· обеспечение  надзора и регулирования банковских учреждений
·защита кредитных  прав потребителей
·управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)
· обеспечение  стабильности финансовой системы, контроль системных рисков на финансовых рынках
· предоставление финансовых услуг депозитариям, в  том числе Правительству США  и официальным международным учреждениям
·участие в  функционировании системы международных  и внутренних платежей
· устранение проблем  с ликвидностью на местном уровне
 
Валютные  резервы за 2009 год (%) 28,10% · Главные операции рефинансирования
· Долговременные операции рефинансирования
61,50% ·     Нормы обязательного резервирования
·     Операции на открытом рынке
 
Инструменты денежно - кредитной политики · Обратные трансакции ·     Учетные ставки  
  · Структурные  обратные операции    
       
 

Целью Европейского Банка Евросоюза является обеспечение ценовой стабильности, определяемой как удержание инфляции на уровне ниже 2%.
Инструменты денежно- кредитной политики ЕЦБ:
1. Главные операции  рефинансирования играют центральную  роль в регулировании процентных  ставок, управлении объемом ликвидности на рынке и разъяснении смысла проводимой ЕЦБ кредитно-денежной политики. Именно эти операции обеспечивают основную часть рефинансирования частного сектора.
Отличительные черты главных операций рефинансирования состоят в следующем:
· «работают» лишь в одном направлении, в сторону  передачи частному сектору дополнительных ликвидных средств;
· проводятся регулярно, каждую неделю;
· имеют обычно срок погашения, составляющий две недели;
· операции осуществляются децентрализовано, через Национальные центральные банки;
· доступ к ним  предоставляется на основе стандартных  тендеров;
· все контрагенты, отвечающие общим критериям участия  в тендерах, могут представлять заявки на участие в них;
· в качестве залога принимаются активы как первой так и второй категории.
2. Долговременные  операции рефинансирования призваны  обеспечить требуемый уровень  рефинансирования долгосрочных  операций. Они не служат средством  регулирования процентных ставок  и предоставляются на основе  текущих рыночных ставок, поэтому обычно проводятся тендеры на основе варьируемых процентных ставок. Лишь при исключительных обстоятельствах ЕСЦБ может проводить тендеры на основе фиксированных процентных ставок. Используя эти операции, ЕСЦБ не намерен оказывать какое-либо давление на денежный рынок, и будет выступать как обычный получатель ссудного процента. Объем этих операций ограничен и относительно невелик.
Отличительные черты долговременных операций рефинансирования:
· служат средством  предоставления ликвидности;
· проводятся регулярно, каждый месяц;
· имеют обычно срок погашения, составляющий три месяца;
· осуществляются децентрализовано, через Национальные центральные банки;
· проводятся на основе стандартных тендеров;
· все контрагенты, отвечающие общим критериям участия  в тендерах, могут подавать заявки на участие в них;
· в качестве залога, в принципе, могут приниматься  активы и первой, и второй категорий. Однако с согласия Совета Управляющих  ЕЦБ Национальные центральные банки  имеют право накладывать определенные ограничения, касающиеся как размера, так и состава залога.
3. Обратные операции  «точной настройки» проводятся  с использованием инструмента  обратных трансакций (путем проведения  дополнительных обратных сделок, продажи и покупки активов  на условиях простых форвардных  сделок), кроме того, ЕСЦБ может принимать вклады и проводить валютные операции «своп». Цель данных операций - оказать воздействие на положение с ликвидностью на рынке и процентные ставки, в частности, чтобы сгладить влияние неожиданных изменений в объеме ликвидности на рынке на процентные ставки. Потенциальная важность быстрых действий обусловливает стремление ЕСЦБ сохранить высокую степень гибкости в выборе процедур и конкретных форм данного типа операций.
Обратные операции «точной настройки» имеют следующие  особенности:
· могут применяться  как для предоставления, так и  для изъятия ликвидных средств;
· могут быть как регулярными, так и не регулярными;
· имеют срок погашения априори, который не регламентируется;
· операции, имеющие  целью предоставление ликвидности, обычно проводятся на основе быстрых тендеров, хотя при этом не исключена и возможность применения двусторонних процедур;
· операции, имеющие  целью поглощение ликвидности, как  правило, проводятся через двусторонние процедуры;
· обычно осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки (при исключительных обстоятельствах Совет Управляющих ЕЦБ может принять решение о проведении двусторонних обменных операций непосредственно ЕЦБ);
· ЕСЦБ может  отобрать ограниченное число контрагентов для проведения данного типа операций;
· в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории.
4. Структурные  обратные операции относятся  к прерогативе ЕСЦБ и осуществляются  путем эмиссии долговых сертификатов, обратных сделок, покупки и продажи активов на условиях простого форварда. Эти операции проводятся на открытом рынке с целью корректировки структурного положения ЕСЦБ в отношении частного сектора.
Они характеризуются  следующими моментами:
§ осуществляются с целью предоставления ликвидности;
§ проводятся регулярно  или не регулярно;
§ имеют срок погашения, который априори не регламентируется;
§ проводятся на основе стандартных тендеров;
§ осуществляются децентрализованно, через Национальные центральные банки;
§ все контрагенты, отвечающие общим критериям, могут подавать заявки на участие в данном типе операций;
§ в качестве залога принимаются активы как первой, так и второй категории [2].
Целю ФРС США  является достижение максимальной занятости  при стабильном уровне цен и умеренной  стоимости кредита
Инструменты денежно - кредитной политики ФРС США:
§ Резервные  требования
Теоретически  доля всех средств, получаемых депозитным институтом, должна храниться в ФРС  либо в виде депозита, либо в виде наличной валюты. Тот процент средств, который должен оставаться в ФРС, называется нормой обязательного резервирования. Эта норма варьируется в зависимости от объема и вида средств, принятых депозитным институтом.
Акт о либерализации  депозитных институтов и денежном контроле (Depository Institution Deregulation and Monetary Control Act - DIDMCA) установил одинаковые нормы резервирования для всех депозитных институтов. В соответствии с этим законом депозитными институтами являлись коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, агентства и отделения иностранных банков, а также корпорации, образованные в соответствии с законом Эджа (Edge Act).
Совет управляющих  ФРС имеет право изменять нормы  обязательного резервирования в  рамках, установленных Актом о  либерализации депозитных институтов и денежном контроле. Например, норма резервирования для определенного объема средств на текущих счетах может варьироваться от 8 до 14%. Однако ФРС не имеет права устанавливать нормы резервирования для определенных видов депозитов. Так, средства на срочных депозитах физических лиц не подлежат резервированию, кроме исключительных обстоятельств.
Для депозитных институтов установлен минимальный  объем от суммы их обязательств, который должен храниться в форме  обязательных резервов. Однако обычно институты резервируют больше, чем установленный минимум, в форме избыточных резервов. Требования по обязательному резервированию должны обременять более мелкие институты в меньшей степени.
Резервируемые суммы подразделяются на заемные  и незаемные. Незаемные средства могут поступить в распоряжение депозитных институтов только путем покупки их на открытом рынке. Заемные средства могут быть взяты в кредит у резервного банка через его дисконтное окно.
§ Операции на открытом рынке
Под операциями на открытом рынке подразумевается покупка и продажа ценных бумаг на площадке открытого рынка Федерального резервного банка Нью-Йорка. Ежедневно менеджер по внутренним операциям (Manager for Domestic Operations) осуществляет эти операции в соответствии с директивами Федерального комитета по операциям на открытом рынке (ФКОР, Federal Open Market Committee - FOMC)10. Операции на открытом рынке - самое сильное оружие в арсенале ФРС. В сущности, через них определяется объем доступных депозитным институтам незаемных средств. Если ФРС покупает ценные бумаги, резервы системы растут; при продаже объем резервов снижается. Когда у депозитного института появляются избыточные резервы, то есть излишек над обязательным минимумом, институт будет расширять свой кредитный портфель до уровня, когда объем резервов уменьшится до установленного минимума. Таким образом, ФРС непосредственно влияет на поведение депозитных институтов, объем выданных кредитов и через них - на ставки процента и экономику.
Федеральный резерв может влиять на денежное предложение  просто путем покупки или продажи государственных ценных бумаг, так как ФРС обладает уникальной способностью выставлять требования самой себе. Более того, по определению, любое требование депозитного института к ФРС считается резервом. Так происходит, когда ФРС выписывает чек для предъявления самой себе, например, для оплаты государственных бумаг физическим лицом. Этот чек в итоге вернется в ФРС от какого-либо депозитного института для клиринга, или погашения. Чтобы погасить чек, ФРС просто увеличивает сумму на резервном счете этого депозитного института. Это увеличение резерва является первым этапом процесса создания денег [11].
Центральные банки  стимулируют отдельные виды кредитных  учреждений, устанавливая для них  специальные ставки резервных требований. В России долгое время для Сбербанка РФ нормы резервирования устанавливались специальными нормативными актами Банка России. Ставки отчислений в фонд обязательных резервов различаются в зависимости от страны. Высокие нормы резервных требований наблюдаются в странах, где центральные банки считают использование механизма обязательных резервов актуальным для целей воздействия на денежное обращение и банковскую систему. Это, например, такие страны как США - до 0,25%, Россия - 7,75%. Однако, в ряде стран нормы резервных требований незначительны, так как центральные банки этих стран практически не используют данный инструмент денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании норма резервов составляет всего 0,5%, в Швейцарии - 0,25%. Денежно - кредитная политика Центрального банка РФ в 2008-2010 гг.
 

2. Денежно - кредитная  политика Центрального  банка РФ в 2008-2010 г.г.

Законодательная и нормативная база
Во исполнение статьи 3 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России) и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", и Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами" [9].

2.1 Статистика денежно - кредитного регулирования Центрального банка Российской Федерации

Таблица 2.1 - Анализ денежно - кредитного регулирования 2008 - 2009 год
 
  2008 (руб) 2009 (руб)  
Чистые  требования к органам государственного управления 1 308 572 975 582  
Требования  к центральному банку 17 903 729 23 522 080  
Требования  к федеральным органам государственного управления 6 906 204 7 881 932  
Обязательства перед федеральными органами государственного управления 3 178 368 7 552 646  
Требования  к населению 11 127 183 10 414 578  
Обязательства перед центральными банками 46 198 935 35 045 866  
Депозиты, включаемые в широкую денежную массу 135 043 398 159 218 786  
       
Из таблицы 2.1 следует что в период с 2008 по 2009 годы требования со стороны кредитных  организаций к организациям государственного управления уменьшились на 15%, наличные денежные средства в валюте РФ уменьшились на 14%, увеличилось количество приобретений ценных бумаг кредитными организациями на 7%, кредиты населению уменьшились на 3%, задолженность кредитных организаций Банку России уменьшилась на 14%, совокупность средств резидентов Российской Федерации в кредитных организациях увеличилась на 8%.
 
Рис. 2.1 Анализ денежно - кредитного регулирования 2008 год
Рис. 2.2 Анализ денежно - кредитного регулирования 2009 год
Таблица 2.2 - Объемы операций кредитования Банка России
 
Месяц /год
Объем предоставленных  внутридневных кредитов Объем предоставленных  кредитов овернайт Объем предоставленных  ломбардных кредитов Объем предоставленных  других кредитов  
  т.р % т.р % т.р % т.р %  
Итого за 2008 год 17 324 352,8 95% 23 0236,1 1,3% 2126777 2,5% 445526 2,5%  
Итого за 2009 год 22 832 687,5 88% 31 1423,6 1,2% 308848,5 1,1% 2419364 9,4%  
Итого за год (с января по ноябрь) 17509291,4 97% 149667,1 0,8% 52 845,4 0,3% 317751 1,8%  
Сумма 57657331,7 93% 69 1326,8 1,1% 57 4371,5 0,9% 3182642 5%  
                   
Из таблицы 2.2 следует что объем предоставленных  внутренних кредитов в период с 2008 по 2009 годы уменьшился на 7%, объем предоставленных кредитов овернайт уменьшился на 0,06%, объем предоставленных ломбардных кредитов увеличился на 0,03%, объем предоставленных других кредитов увеличилась на 12% [6].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.