На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политическая культура общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
     Термин  «политическая культура» впервые  употребил немецкий ученый И. Гердер в 18 в. С момента своего возникновения  политика имела ценностно–нормативное  измерение, содержание которого составляли представления индивидов о социальном благе и справедливом устройстве общества.
     «Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые  являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта  и регулированию политического  поведения всех членов общества. Она  включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и  действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила  политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества».
     Но  данное определение культуры было сформулировано не так давно. В процессе становления  концепции политической культуры множественные  споры вызывала проблема определения  ее содержания.
     Существовало  две точки зрения:
     1) политическая культура – объединенное  множество политических позиций; 
     2) анализ политической культуры  через поведение. 
     Однако  обе точки зрения были неполноценны, так как не рассматривали данное понятие со всех сторон и всеобъемлюще.
     Наибольшую  известность получили идеи американского  политолога Г. Алмонда. В анализе  политической культуры он руководствовался функциональным подходом и поэтому  рассматривал данное явление как  политический феномен.
     Наиболее  полное определение политической культуры предложил С. Верба: «Политическая  культура общества состоит из системы  эмпирических убеждений, экспрессивных  символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику».
     Современное определение политической культуры таково: «Политическая культура –  это разнообразные, но устойчиво  повторяющиеся, когнитивные, аффективные  и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе» и  себя как политического актера».
     Можно сказать, что политическая культура – двигатель политических решений, но она в то же время и противостоит им. Это та среда, в которой принимаются  политические решения.
     Выделяют  следующие составляющие политической культуры:
     1) наличие системы знаний о политике;
     2) умение самостоятельно оценивать  те или иные политические события; 
     3) способность участвовать в политической  жизни; 
     4) умение управлять эмоциональной  стороной политических действий.
     Г. Алмонд писал: «Когда мы говорим о  политической культуре какого – либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения».
     Структурные компоненты политической культуры:
     «1) когнитивная, связанная с пониманием современного мира, истолкованием его  реальностей и тенденций;
     2) мотивационная, связанная с особыми,  эмоционально окрашенными стимулами  политического поведения; 
     3) нормативная, связанная с выстраиванием  определенного культурного (не  опирающегося на юридические  санкции)"законодательства» - эталонов  поведения, воплощающих представление  о должном и престижном;
     4) проективная, связанная с ответами  на вызовы будущего и представлениями  о лучшем обществе, о перспективах  собственной нации и всего человечества».
     Таким образом, политическая культура общества зависит от многих факторов:
     - от общей культуры и менталитета  народа;
     - от степени рациональности его  представителей;
     - от престижа политики в государстве;
     - от прав и обязанностей граждан.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

     Следует отметить, что единого, “эталонного”, определения термина “политическая культура” нет. Если существует более ста определений термина “культура”, то определений “политическая культура” насчитывается несколько десятков. Наиболее кратко политическую культуру можно определить как совокупность стереотипов политического сознания и политического поведения, присущих данной социальной общности. Политическая культура-это исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. С одной стороны, политическая культура является частью общей культуры данного общества, хотя и обладающей определённой автономией; с другой - она связана с конкретной политической системой, хотя и не сводится к ней.
     Политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организаций, всей политической жизни в обществе. Политическая культура является показателем уровня политической просвещённости людей, их политической зрелости. Но это - не то же, что политическая информированность, некая сумма знаний, а совокупность мыслей, идей, эмоций, убеждений, поступков, действий.
     Везде, где существуют общественно-политические отношения складывается и определённая политическая культура. И если мы говорим об отсутствии политической культуры в том или ином обществе, группе людей, то речь идёт об отсутствии политической культуры адекватной данной ситуации. Например, выражение типа “отсутствует политическая культура передачи власти в том или ином эшелоне” значит, что отсутствует не устойчивый способ воспроизводства власти, а что этот способ не отвечает назревшим потребностям, отстаёт от модели, уже сложившейся в других странах.
     Политическая культура - относительно самостоятельный вид культуры. Но в конечном счёте она обуславливается конкретной системой материальных и идеологических отношений, теми реальными экономическими, социальными, политическими, духовными потребностями, которыми живёт общество и его составляющие общественные группы.
  Было  бы ошибкой сегодня, когда прошло много лет после распада Союза  ССР, что простое объявление несостоятельности  коммунистических ценностей и идеалов  подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности.  Политическая культура имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают  с изменениями экономического и  социального характера, хотя и испытывают их влияние. А мы постоянно наблюдаем  в России процесс подтягивания естественного  хода культурных изменений к желаемым. Вопрос исследования политической культуры сегодня очень важен. Политическая культура оказала мощное влияние  на политическую науку и практику. Являясь совокупностью характеристик  общества, политическая культура помогает определить многое из того, что происходит в политике и в сферах, близких  к ней.
       В целом же политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила  политического поведения, взаимодействия "власть - индивид – общество".
       Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в  области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.
       И все же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его  намерения совпадают с его  действиями. Эти противоречия, которые  вносятся в ход политической жизни  общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия каждого члена общества. 

       В России индивид в шкале политических влияний либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель.
       В основных ветвях российской народности господство подобной этики и политической культуры на протяжении абсолютного  большинства столетий ее исторического  существования безраздельно. Оппозиция "общество – личность" даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий, а  потому, что все противоречия разрешались  в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности  вывести страну из деспотизма вступали в противоречие с национальными  стереотипами политического поведения  и моральными основами  социальных взаимоотношений.
         Но помимо политического поведения  одного человека, можно выделить  и политическое поведение граждан  в целом. Власть всегда стремится  выработать в обществе лояльное  отношение к собственной политике, хотя бы внешне, закрепляя нормы  и стереотипы общения, придает  особую значимость атрибутам  государственности (флагу, гербу,  гимну). Тем самым политическая  культура стремится объединить  общество, обеспечить стабильность  отношений властной верхушки  и остального общества. Характерно, что до сих пор ведутся споры  по поводу того, как должен  выглядеть "истинный российский  флаг", а гимн к тому же  не имеет слов. Это достаточно  характеризует политическую культуру  России как несформированную, стоящую  на переходной ступени и достаточно  пассивную.
       Политическая  культура в государстве сохраняется  далеко не всегда. Ее нормы и правила  поддерживаются  и принимаются  не всеми группами общества. Там  же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями. Один только XX век дал богатую почву фашистским, расистским, шовинистическим движениям и терроризму. Нынешнее состояние политической культуры России также нельзя назвать удовлетворительным. Это, скорее, клиническая смерть, и это создает в политике культурный вакуум, порождает процессы разрушения человеческого сообщества.
       Можно сделать вывод о том, что невозможно, чтобы все граждане, участвующие  в политике, строили свои отношения  на правилах и образцах политической культуры, а потому реальные возможности  политической культуры тоже разнятся, что мы и наблюдаем. Так что  в целом она не является универсальным  политическим явлением, пронизывающим  все фазы и этапы политического  процесса. Но можно надеяться, что  при этом, развиваясь по собственным  законам, в России она будет способна оказывать влияние на формы организации  политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

     Структура политической культуры выражает собой механизм формирования целенаправленного политического действия, регуляции политических отношений, когда знания переходят в ценности, а затем в цели и модели поведения людей в сфере политических отношений.
     В структуру политической культуры входят три блока: политическое сознание, политическое поведение (участие), культура функционирования политических институтов.
     Основные компоненты политического сознания. Во-первых, это система устойчивых ориентации субъекта политики - отношение к политике: интерес, отсутствие интереса, уровень политической активности или пассивности и пр.
     Во-вторых, отношение к государству, политическим партиям и общественно-политическим движениям. Оно может быть: а) устойчиво-отчуждённое (напр. у американцев); б) лояльным (напр. немцы); в) отождествлением себя с государством (в бывшем СССР).
     В-третьих, приоритет ориентации на политические ценности: свободу, равенство, справедливость, социальную защищённость, терпимость и т. п. Например, социологические опросы показывают, что 3/4 опрошенных американцев считают себя приверженцами свободы и только 20% - равенства, а предпочтения европейцев равномерно распределены между этими двумя важнейшими ценностями. В нашем обществе довольно чёткая ориентация в сторону ценностей равенства в ущерб ценностям порядка и свободы.
     В-четвёртых, модели деления общественно-политических сил: левые, правые, радикалы, консерваторы, либералы, реакционеры и пр. В США, например, не популярно деление на “левых” и “правых”, а в качестве критерия деления общественно-политических сил используются понятия “либералы” или “консерваторы”. Во Франции - “левые” и “правые”. 

     В-пятых, политический язык, который считается кодом, обозначающим тип политической культуры. В тоталитарных политических системах существует военная терминология - “борьба с, за, против…”, “битва”, “штурм” и др. (”борьба против инакомыслящих”, “битва за урожай”, “штурм космоса”). В современных демократических странах в центре лексики - “взаимовыгодные отношения”, “честная игра”, “хорошая работа” и т.п.
     В-шестых, политические представления. Они складываются из научных знаний (теоретически систематизированные) и бытового уровня сознания (слухи, ложная информация, полученная (подслушанная) где-то случайно). Соединённые вместе научные знания и бытовой уровень сознания формируют политические стереотипы, штампы, образцы поведения и, в конечном итоге, предопределяют политическую установку.
     Политическая культура - явление  со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации  определяется многообразными связями  политической культуры с различными  социальными и политическими  процессами. Разнообразные внутренние  образования политической культуры  отображают формирование поведения  субъектов политики, этапы становления  культурного целого(т.е. политической  культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных  культурных образований и т.д. 
       На  каждом из приведенных ниже уровней  ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.
    МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;
    ГРАЖДАНСКИЙ, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;
    ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.
 
       Дополнительную  сложность и противоречивость формированию и развитию политической культуры придает  тот фактор, что отношение к  конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей  и ценностей, переосмысление истории  и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Самый яркий пример – переоценка экономической политики, проводимой сначала советским, а затем и  российским руководством: от всеобщей эйфории до почти поголовного  отрицания и потери народного  доверия. Другой пример – отношение  к Президенту России, начиная от его первого избрания до нынешнего  периода.
       Различия  в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического  поведения в немалой степени  зависят от их принадлежности в социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов  и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим(религиозные, референтные  и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих  форм поведения) на основе групповых  целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных  образований, У этих образований, естественно, возникают существенные или несущественных различия в отношении к власти и государству, правящим партиям, в  способах политического участия  и т.д. В конкретных странах и  государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры, в основном религиозные  или этнические.
       Структура советского и постсоветского обществ  разнятся, и, соответственно, разнится их политическая культура. До 1985 года в  СССР,  преемником которого после  распада является Россия,  можно  было выделить  следующие  элементы  социальной структуры общества: рабочие, колхозное крестьянство, научно-техническая  интеллигенция, хозяйственные руководители сферы материального  производства, ответственные работники торговли и бытового обслуживания населения, социальная и гуманитарная интеллигенция ( педагоги, врачи, журналисты, писатели, художники, ученые-обществоведы и гуманитарного профиля и т.д.), Ответственные  работники  аппарата  политического  управления, т.е. партийных, государственных и общественных органов, политические руководители общества, пенсионеры, учащаяся молодежь, военнослужащие.
       После смены  власти  и изменения  политического курса произошли  существенные изменения в уже существовавши элементах социальной структуры и исчезновения  некоторых  вообще. Появились новые элементы социальной структуры общества характерные для всех развитых стран мира: мелкие, средние предприниматели и фермеры, крупные  предприниматели  (руководители банков,  финансовых компаний,  промышленных негосударственных предприятий), клан организованной преступности.
       Мы  можем видеть на примере нашей  сегодняшней страны, что изменения  вряд ли качественно улучшили состояние  политической культуры. Да, появилась  свобода слова и самовыражения, но также и полное безразличие  к этому политиков у власти. Денежные магнаты, монополисты, коррупционеры  стремятся в политику, попирая  законы и заботясь лишь о собственном  благополучии. Политическая культура сегодня – скорее фарс, чем направляющая ось политической жизни.
       Наибольшим  же значением для политического  развития общества обладает субкультура  лидеров и элит. Она определяет, каким образом будут исполняться  ее носителями функции по управлению политической системой. В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются способности  лидеров и представителей элиты  выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет. 
 
 
 
 
 

       4. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 

       Выделяют  три идеальных типа политической культуры: патриархальную, подданническую и культуру участия.
    Патриархальная политическая характеризуется ориентацией на местные, национальные ценности и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции, мафии. Член такого общества пассивен в политике, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением множества более мелких.
    Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата. Именно эта политическая культура доминировала в Союзе ССР, начиная с 20-30-х гг., и не только тогда, но и практически всю в течение всей истории Российского государства.
    Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Кажется, именно в этом направлении сегодня происходят попытки изменения политической культуры России, но с твердой уверенностью можно сказать, что она еще долго останется смешанной, включающей подданнические элементы, если они вообще не возобладают над культурой участия. Если может показаться, что такого уже не может произойти, то вспомним поколение 30-х. Какая грандиозная работа была проделана, какой был энтузиазм! Но сегодня мы имеем довольно слабое представление о подобных чувствах по отношению к государству, власти, политике.
       Идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, а  существуют, не вытесняя друг друга.
       Политическая  культура западных стран представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе.
       Специфика же восточных норм и традиций коренится  в особенностях жизнедеятельности  общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской  и индо-буддийской культур.
       Правда  в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей  западного и восточного типов. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает в политической жизни стран, занимающих срединное  геополитическое положение, например, Россия, - здесь формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и  способов политического участия  граждан.
     На  протяжении развития разнообразных  государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле  политического поведения граждан  определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся  под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.
     В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к  примеру, специфику разнообразных  политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентации граждан в политической игре (в частности, моралистских, индивидуальных или традиционных — Д. Элазар), открытость (дискурсивность) или закрытость политических ценностей к инокультурным контактам (Р. Шварценберг), внутреннюю целостность культурных компонентов (Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр) и др.
     Особую  известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге «Гражданская культура» (Нью-Йорк, 1963). Анализируя и сопоставляя  основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: парохиальный (приходской, «местечковый», патриархальный); подданнический; партиципаторный (от англ, participation — участие). Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компо­нентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая культура «гражданственности», в которой преобладают подданнические установки и соответствующие формы участия людей в политике.
     Учитывая  различную степень освоения гражданами различных ценностей, норм, стандартов, характерных для разных стран, в  науке выделяют консенсуальный и  поляризованный типы политической культуры. В политической культуре консенсуального  типа отмечается наличие весьма высокой  сплоченности населения на базе относительно ведущих ценностей, целей, которые  стоят перед государством и обществом. Поэтому здесь, как правило, высока и лояльность граждан к правящим кругам и целям режима.
     В поляризованной политической культуре сложившиеся в обществе субкультуры  отличаются резким несовпадением базовых  ценностей и ориентиров политической деятельности населения (разрывом горизонтальных субкультур), элиты и электората (разрывом вертикальных субкультур). В  странах с фрагментированной  политической культурой у населения  чаще всего отсутствует прочное  согласие относительно целей общественного  развития, основных методов реформирования страны, моделей будущего. Степень и глубина взаимонепонимания обычно не совпадают, поэтому в рамках этого типа политической культуры выделяются и своеобразные подтипы. Например, можно говорить о фрагментированных (сегментированных) политических культурах, в рамках которых, в отличие от отношений внутри поляризованной политической культуры, существует определенный общественный консенсус по поводу самых основных — национальных — ценностей. В то же время, как подчеркивает В. Розенбаум, здесь местная лояльность нередко превалирует над национальной, слаба действенность правовых, легитимных процедур, распространено острое недоверие социальных групп друг к другу, и поэтому приходящие к власти правительства нестабильны и недолговечны.
     Наличие сегментированных политических культур  весьма типично для переходных обществ  или тех, в которых идет процесс  формирования титульной нации. В  этих условиях велика доля апатичных  и отчужденных от власти слоев  населения, ведутся острые политические дискуссии относительно целей и  способов общественных преоб­разований.
     Учитывая  особую роль государства и других политических институтов в воспроизводстве  образцов политического мышления и  поведения, в науке различают  также официальную, поддерживаемую институтами государства, и реальную политическую культуру, воплощающую  ценности и соответствующие им формы  практического поведения большинства  или значительной части населения. Так, в ряде стран Восточной Европы, где идеи социализма в значительной мере внедрялись под давлением государства, при первых же демократических преобразованиях («бархатных революциях») они уступили место официальных показателей  приверженности этих стран марк­сизму-ленинизму  реальным ориентирам и ценностям  граждан.
     В то же время типы политической культуры могут определяться и на более  общих основаниях, способных обнажить самые универсальные черты разнообразных  стилей политического поведения  граждан в тех или иных странах. Например, можно говорить о рыночной политической культуре, в которой  политика понимается людьми как разновидность  бизнеса и рассматривается в  качестве акта свободного обмена деятельностью  граждан, и этатистской, которая  характеризуется главенствующей ролью  государственных институтов в организации  политической жизни и определении  условий политического участия  индивида (Э. Баталов).
     4.1 Особенности политических культур западного и восточного типов 

     В содержательном отношении существуют и более общие критерии типологизации  политической культуры, заданные, в  частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока  и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции которых являются фундаментом  практически всех существующих в  мире типов политической культуры.
     Идеалы  политической культуры западного типа восходят к полисной (городск
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.