На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы региональной политики в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Любая политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с  их конкретными интересами, а также  методы, средства и институты, с помощью  которых данные интересы формируются, отстаиваются и защищаются. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж и внутрирегиональных связей.
Региональная  политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой. Всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика - не исключение. Она в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. 
Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность меж и внутрирегиональных отношений

Региональная  политика является составной частью общегосударственной политики в  области экономического и социального  развития страны. Можно считать, что  региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполитической задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов.
От ее решения зависело экономическое могущество страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1  Наследие СССР в области региональной политики 

1.1. Причины и последствия распада СССР для региональной политики
За несколько  последних десятилетий региональная политика государства неоднократно корректировалась. Здесь можно отметить отраслевой метод планирования с  практически полным отстранением регионов от принятия хозяйственных решений; территориальный метод планирования, когда территории представляли в  директивные органы предложения  по развитию, скоординированные с  Госпланом СССР по вопросу соответствия макроэкономическим направлениям развития страны. Именно эта координация и  являлась мощнейшим рычагом государственной  политики, так как она определяла поток бюджетных средств в тот или иной регион. 
Было бы величайшей «натяжкой» объяснять распад Советского Союза стремлением его народов к самоопределению. Национальные чувства доминировали лишь при отделении государств Прибалтики, Закавказья и правобережной Молдовы. Население Украины (за исключением Галиции), не говоря уже о жителях Белоруссии, в своей массе не проявляли стремления к разрыву с Россией. Процесс же активного становления новых национальных государств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути, вынужденной реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость здесь практически отсутствовало.

В течение  веков Россия представляла собой  не просто государство, а единственное в своем роде, связанное множеством нитей сообщество этносов, населяющих данное геополитическое пространство. Это единство сложилось исторически  как модель мирного сожительства и коллективной безопасности. Неконтролируемый, подчас искусственный всплеск национализма на территории бывшего единого государства  имел мало общего с подлинным национальным возрождением народов. 
Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела: 
1.  к разрушению (или деформации) общего пространства — хозяйственного, транспортного, финансового, культурного и информационного; 
2. возникновению в новых суверенных странах многочисленных противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и территориальных споров; 
3. экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве вновь образованных государств; 
4. ухудшению геополитического положения и национальной безопасности новых международных субъектов;

5.подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки мозгов»; 
6. беспрецедентному росту криминогенности, массовому нарушению прав человека и т. п.
 
 

1.2. Дифференциация регионов Российской Федерации
Быстрый переход от административно-плановой к рыночной экономике в любой  из стран, выбравших этот путь, всегда приводил к социально-экономическим  потрясениям различной продолжительности. В России данный переходный процесс  усложняется и удлиняется из-за неоднородности ее экономического пространства, сильных  различий регионов по возможностям адаптации  к рыночным условиям. По этой причине  особенно уязвимыми оказались три  группы регионов.
К первой группе относятся регионы с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при переходе от плановых к рыночным ценам или внезапно потерявших покупательский спрос на свою продукцию (такими являются города, насыщенные предприятиями ВПК и инвестиционного машиностроения, лишившимися госзаказов, промышленные районы с предприятиями, производившими потребительские товары, которые стали неконкурентоспособными на свободном рынке). Вторую группу образует часть периферийных регионов. Их положение ухудшилось из-за опережающего роста транспортных тарифов по сравнению с ценами на производимую продукцию, вследствие чего многие транспортно-экономические связи с внутренними регионами страны стали неэффективными. К третьей группе относятся регионы, ранее получавшие из федерального бюджета значительные средства на инвестиции и дотирование производства и лишившиеся этих источников финансового существования (например, многие северные регионы). Ряд регионов одновременно входят в две-три указанные группы. Общее их свойство — объективно ограниченные возможности саморегулирования и саморазвития в рыночной среде. 
Преимущества перехода к новым экономическим условиям сумели использовать главным образом регионы, сконцентрировавшие торгово-посредническую и финансовую деятельность (в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург), а также регионы экспортной ориентации. 
Многие региональные напряженности в экономике переходного периода являются проявлением противоречия между инерционностью размещения материальных элементов национального богатства (природных ресурсов, основных производственных и непроизводственных фондов) и возросшей динамичностью экономических условий производства, труда, жизнеобеспечения. По этой причине возникают диспропорции между спросом и предложением на региональных и межрегиональных рынках товаров, услуг, факторов производства; между размещением производителей и потребителей. Острота региональных проблем усиливается также несбалансированностью рыночных преобразований в разных сферах. Например, рыночному саморегулированию занятости в регионах препятствует отсутствие гармоничного рынка жилья (способствующего мобильности рабочей силы) и медленное развитие малого и среднего бизнеса, поглощающего высвобождающуюся рабочую силу из стагнирующих или реконструируемых крупных предприятий. 
Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большая часть территории России в настоящее время — это проблемные регионы. Основными типами проблемных регионов являются слаборазвитые, депрессионные, экологически опасные, приграничные.

К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднероссийского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (северокавказских, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности. 
Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокая безработица. В их группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов. К экологически опасным относятся регионы, испытывающие последствия различных катастроф (Мурманская область, Поволжье, Урал, Кузбасс), побережье поднимающегося Каспийского моря. В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.

1.3. Региональные особенности кризиса экономики
Экономический кризис в РФ в начале 1990-х гг. охватил все регионы без исключения. Его основными признаками являются падение объемов производства и инвестиций, сокращение внутреннего рынка, инфляция, безработица, снижение реальных доходов населения, рост государственного внешнего и внутреннего долга. Кризисные явления в Российской Федерации имеют значительные региональные особенности. Наибольший спад производства и соответственно безработица — в регионах, которые концентрируют военную промышленность (потеря государственных заказов), инвестиционное машиностроение и производственные базы строительства (инвестиционный кризис), легкую промышленность (внешняя конкуренция и снижение покупательского спроса). Инфляционный взрыв в начале 1992 г. нанес максимальный ущерб экономике регионов, вынужденных иметь более значительные оборотные средства (из-за концентрации производств с длительным циклом и сезонного завоза грузов), и населению регионов с более высокими денежными накоплениями (Север, Дальний Восток). В стране из-за больших расстояний и удорожания транспорта различия между региональными рынками товаров, капитала и труда сглаживаются относительно медленно. Поэтому выход из кризиса также будет неравномерным. 
Формирование новых экономических отношений в РФ сочетается с переходом от прежнего унитарного (по существу) государства к системе реального федерализма. Этот этап проходит через многочисленные коллизии в отношениях между центром и регионами, в том числе в экономической сфере: распределение государственной собственности, налогов, финансовых трансфертов и т.д. Процесс разделения предметов ведения, функций, полномочий между федеральной властью, субъектами РФ и местным самоуправлением пока не смог преодолеть правовую асимметрию (неравные права субъектов РФ: республик, краев и областей, автономных округов) и сопровождается нарушениями иерархии законов, вспышками сепаратизма, межэтническими напряжениями.

Своеобразие и драматизм региональных проблем  России в 1990-х гг. определяются происходящими  трансформациями экономической  и политической систем.
Наибольшее  влияние оказывают пять переходных процессов: 
•формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

•демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике рыночного типа с нестабильным государственным регулированием; 
•открытие национальной экономики для внешнего рынка; 
•длительный экономический кризис;

•изменения государственного устройства, в том числе политических и экономических отношений «центра» и регионов.
Распад  СССР радикально изменил геополитическое  и геоэкономическое положение Российской Федерации в Евразии. Новые государства (республики бывшего СССР) отделили РФ от непосредственного соседства с Центральной и Западной Европой и Ближним Востоком. Страна лишилась большинства портов на Черном и Балтийском морях и ряда железнодорожных, автомобильных и трубопроводных коммуникаций международного значения. Нарушились экономические связи российских регионов с республиками бывшего СССР (товарообмен упал в 3-4 раза), и появилась необходимость их замещения собственным производством или связями с «дальним» зарубежьем. Образовались пробелы в минерально-сырьевой базе (отсутствие достаточных запасов марганцевых, титановых, хромитовых руд и д. р.).
Возникли  новые приграничные регионы (26 субъектов  РФ) с их специфическими инфраструктурными, производственными, гуманитарными  проблемами. В Россию хлынул поток  переселенцев, в основном русскоязычных, которых необходимо было размещать  и обустраивать, по возможности с  меньшими социальными и экономическими издержками (всего за 1992-1997 гг. в РФ прибыло из ближнего зарубежья около 5 млн чел.) 
Либерализация внешнеэкономической деятельности несомненно ускорила рыночные преобразования российской экономики и позволила активнее использовать преимущества международного разделения труда. Регионы стали напрямую выходить на мировые товарные и финансовые рынки, привлекать иностранные инвестиции для модернизации своей экономики. Однако для различных регионов либерализация внешнеэкономической деятельности имела существенно разные последствия. Выигрывают в основном регионы — экспортеры продукции, пользующейся устойчивым внешним спросом (нефти, газа, цветных металлов, алмазов), а также крупные торгово-посреднические центры (Москва, портовые города). В то же время в трудное положение попали регионы, концентрирующие производства, не выдерживающие конкуренции с импортируемой продукцией или сильно зависящие от дорогого импортного сырья (например, «текстильные» районы европейского Центра).

Просто  критиковать прежнюю региональную политику — непродуктивно, так как  уже нет той системы и сейчас необходима переоценка сложившейся  системы размещения производительных сил с точки зрения сохранения или преобразования ее элементов  и связей. Наибольшую озабоченность  вызывает такое наследие прошлого, как чрезмерная концентрация многих производств, узкая специализация  регионов, дальние расстояния между  поставщиками и потребителями, существование  моногородов (атомные городки, угольные поселки, где большая часть населения  зависит от функционирования одного предприятия). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2  Перспективы  региональной политики в Российской Федерации 
Регионализация и дезинтеграция.
В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и  уменьшение интенсивности межрегиональных  связей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции — выпадение региона  из экономической системы — выход  из состава государства, его обособление  или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции  не устранены и по сей день, они  проявляются в Приморье, Чечне, Татарстане и д. р.
Примеров  интеграционной направленности пока очень  мало (в Российской Федерации —  Беларусь). Однако политическая опасность  распада ослабевает, начинает активно  действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты следует  поддержать государству, в чем и  отразится один из аспектов его региональной политики.
Огромные  различия российских регионов по всем условиям развития и федеральное  устройство страны обрекают на неудачу  унифицированные подходы к проведению реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции. 
Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда реформ на региональный уровень (например, реформу в коммунальном секторе); разработка специальных программ по реформам для регионов с особыми условиями развития.

Модели  реформ. В последние 3—4 года региональная политика в России стремительно проходит этапы официального признания. Она превращается в политическую моду. Редкое программное заявление государственных властей обходится без утверждений о приоритетности региональной политики. 
Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие. Основные вариации определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей: 
осуществление рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и д. р.); ориентация на увеличение экспорта с использованием различия в мировых и внутренних ценах и льгот по внешнеэкономической деятельности; завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т. п.); 
сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль за ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т. д.). Существует также в современной региональной политике проект ТАСИС СМЕРУС 9503, отражающий основные европейские тенденции. Роль проектов ТАСИС состоит в сопровождении позитивной динамики и в участии в создании условий для развития, а именно:

•привлекая внимание федеральных органов власти к необходимости и достоинствам всесторонней политики регионального развития, осуществляемой путем разрешения макроэкономических проблем страны; 
•выступая за наилучшую координацию между федеральным, региональным и местным уровнями, при которой федеральный, уровень выполнял бы функции координации, оценки и регулирования проводимой политики; 
•поддерживая лоббирование интересов региональных органов власти по отношению к центру с тем, чтобы снять или снизить негативное воздействие блокирующих развитие макроэкономических факторов;

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.