Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы взаимодействия предприятий и банков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
    Теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков
    Нормативно-правовое регулирование:
        Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках;
        Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины.
    Статистический анализ и  исследования рынка банковских услуг:
        Общее состояние спроса;
        Потребность в банковских услугах;
        Особенности при выборе обслуживающего банка предприятиями;
        Оценка доступности финансовых услуг.
    Проблемы взаимодействий предприятий и банков:
        Основные выводы по  результатам исследований;
        Выделение и анализ главных проблем.
Вывод
Список  используемой литературы 
 
 
 
 

Введение
     Некогда сверхдоходные операции по государственным  ценным бумагам, купле-продаже валюты и другие виды операций, связанные  с получением банками значительных доходов, ушли в прошлое. На первый план выходят традиционные банковские услуги, предоставляемые клиентам, причем стала  очевидной необходимость постоянного  улучшения их качественных характеристик  при расширении банком спектра услуг. Политика банков пересматривается в  отношении экономической целесообразности кредитования реального сектора  экономики, предприятий малого бизнеса, остро нуждающихся в увеличении оборотных средств, тем самым  создаются предпосылки для увеличения количества участников и расширения рамок функционирования самого кредитного рынка.
     Предпосылками для развития системы взаимодействия предприятий и банков на данный момент являются наличие у предприятий  острого недостатка собственных  средств, необходимых для дальнейшего  функционирования, с одной стороны, и невозможность дальнейшего  функционирования банковского сектора  без преодоления оторванности от производственной сферы – с другой. В будущем устойчивые позиции  займут банки, которые будут руководствоваться  не получением сиюминутной выгоды от вложенных средств, а найдут пути их эффективного использования для  решения долгосрочных задач развития промышленного производства. Это  возможно достичь посредством расширения методов и форм взаимодействия банков с клиентами - промышленными предприятиями.
     Исследование  вышеназванных вопросов с теоретической  и практической точек зрений своевременно и необходимо в связи с их важностью  и вместе с тем недостаточной  изученностью, что предопределило выбор  темы и содержательные компоненты данной курсовой работы.
     Разработки практической направленности формирования и развития процессов взаимодействия банковского и промышленного капитала пока не получили должного освещения и нуждаются в более глубоком научном обосновании. В частности, обобщение состояния изученности проблемы указывает на отсутствие единого подхода к определению современных процессов взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности.
     Целью данной курсовой работы является исследование организационно - экономического взаимодействия банков и предприятий а также проблемы их взаимодействий. Поставленная цель исследования предопределила решение следующих задач:
      раскрыть теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков;
      определить специфику процесса взаимодействия системы «предприятие-банк», особенности, закономерности и перспективы развития;
      выявить особенности формирования организации системы взаимодействия промышленных предприятий и банков в России.
     Предметом исследования являются экономические  отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, участвующих в процессах взаимодействия банковского и промышленного капитала.
     Объектом  исследования является процесс взаимодействия банковского и промышленного секторов экономики России.
     Теоретической базой исследования послужили концепции  отечественных и зарубежных экономистов  в области корпоративного управления, экономики предприятия, банковского  дела, финансов, материалы монографических  работ и современных научных статей, тематические публикации по рассматриваемой проблеме.
     Исследование системы взаимодействия промышленных предприятий и банков может быть рекомендована к использованию промышленным предприятиям и банкам для улучшения  их взаимодействия, для расширения своей деятельности, снижения рисков, повышения эффективности партнерства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий  и банков
     Взаимоотношения предприятий с банком многообразны. Это и традиционное расчетно-кассовое обслуживание и безналичные расчеты, кредитные услуги, а также услуги во внешнеэкономической сфере, депозитные и инвестиционные услуги, трастовые, депозитарные и консультационные услуги. От выбранного банка, предоставляемых  им услуг во многом зависит успешная деятельность предприятия, его прибыльность и процветание.
     Рассмотрим  основные функциональные направления  финансовых потоков между предприятием и банком:
      обслуживание расчетов между предприятиями в денежной форме и с применением документарных видов операций и корпоративных пластиковых карточек (связи поставщиков и потребителей, хозяйственный оборот;
      обслуживание расчетов предприятий с населением — физическими лицами и работниками этих предприятий (в частности путем внедрения «зарплатных проектов» с использованием пластиковых карточек);
      обслуживание долговых обязательств предприятий (предоставление банковских гарантий;
      активизация вексельного оборота путем акцептования и авалирования векселей предприятий, внедрение факторинговых операций, только еще получающих распространение в отечественных условиях;
      квалифицированное обеспечение интересов предприятий на финансовых рынках (оказание услуг по приобретению ценных бумаг в интересах формирования собственности и корпоративного влияния в экономических комплексах — холдингах (присоединение, поглощение, слияние) и с целью сохранения и преумножения денежных средств, временно высвобождающихся из производственного процесса;
      по размещению собственных ценных бумаг предприятий (акций, облигаций), в частности андеррайтингу, для увеличения собственного капитала и привлечения дополнительных средств в развитие производства и на нужды хозяйственного оборота);
      участие банков в управлении предприятиями через механизм владения акциями последних и процедуру банкротства;
      участие предприятий в управлении банками;
      оказание взаимных консультационных услуг;
      оказание банками депозитарных услуг по хранению ценностей и ценных бумаг предприятий;
      взаимодействие в рамках процессов банковского инвестирования и кредитования (развитие материально-технической и технологической базы производственных предприятий путем осуществления проектного финансирования; инвестиционное, среднесрочное и краткосрочное (в том числе овердрафтное) кредитование на различные цели).
     Объясняя эффективность партнерских  отношений,  сопоставим в Таблице 1 функции и задачи банка с функциями и задачами предприятия-клиента в процессе их взаимодействия (см. Табл.1 стр.9)  
 
 

     Таблица  1: Сопоставление функций и задач банка с функциями и задачами предприятия-клиента в процессе их взаимодействия.
 
 
 
 
 

     Разрешение банкам сотрудничать с предприятиями, имея в их бизнесе собственный интерес, может способствовать росту экономической стабильности, так как банки в этом случае в меньшей степени склонны ставить своих клиентов в трудные       ситуации. 
     Посредническая  форма финансовых отношений –  «обычное» банковское обслуживание денежных потоков предприятия: расчетно-кассовое, депозитное, валютное, кредитное, трастовое, банкоматное, дилерское, депозитарное. Составной частью указанных отношений  являются формы консультационного  обслуживания предприятия. Партнерская  форма финансовых взаимоотношений  возникает при участии банка  в разработке плановых финансовых документов предприятия и заключении договора о его комплексном банковском обслуживании. В зависимости от срока, на который планируется сотрудничество, можно говорить о стратегических и тактических клиентах. Наиболее подходящим и заинтересованным партнером  в разработке результативного финансового  плана для предприятия считается  коммерческий банк, клиентом которого оно является.
     Перечень  положительных эффектов тесного сотрудничества хозяйствующего субъекта с коммерческим банком приводится в таблице 2 на странице 11.
     Приведенные аргументы свидетельствуют о  том, что коммерческий банк является наиболее подходящим субъектом для  разработки альтернативного варианта развития предприятия. В силу того, что банковский финансовый аналитик обладает собственными информационными  источниками и методами прогнозирования  рыночных тенденций, и глубже знает  возможности банка по решению  различных финансовых проблем, то он может предложить оптимальный вариант  решения финансовых проблем предприятия.
     Таблица  2: Перечень  положительных эффектов тесного сотрудничества хозяйствующего субъекта с коммерческим банком
 

     Кроме того, установление партнерских финансовых отношений выгодно банку и потому, что дает ему некоторые инструменты для решения следующих задач его финансового менеджмента:
      структурирования привлеченных денежных средств по срокам, объемам и стоимости;
      повышения качества текущей и срочной ликвидности банка;
      регулирования процентного риска за счет гибкой ценовой политики и диверсификации сроков и объемов привлечения денежных средств клиентов;
      расширения ресурсной базы и соответственно возможностей
      проведения активных операций, обеспеченных структурированными ресурсами;
      регулирования организационной, финансовой, коммерческой и функциональной устойчивости;
      расширения клиентской базы и занятия новых рыночных ниш;
      приобретения  имиджа «клиентоориентированного»  и
      «технологичного»  банка, предлагающего предприятиям банковские продукты, обеспечивающие решение их индивидуальных проблем;
      увеличения срочных денежных средств в ресурсной базе банка по сравнению со средствами на счетах до востребования;
      обеспечения сбалансированности между прибыльностью и
      ликвидностью  банка.
     Таким образом, партнерская форма отношений  позволяет более эффективно решать многие задачи финансового менеджмента как предприятия, так и банка. Это создает объективные предпосылки для ее успешного развития на рынке банковских услуг. При достижении уровня партнерской формы финансовых отношений банка и клиента посреднические отношения выступают как отдельные направления системы взаимодействия, выполняющие отдельные функции. Для реализации функции финансовых посредников необходимо наличие процедур, методов и технологий сбора и аналитической обработки информации о предприятиях-клиентах. В этой связи важное место во взаимодействии предприятия и кредитной организации занимают цели и методы постановки анализа деятельности предприятий, необходимость глубокого изучения условий его деятельности, фактических и потенциальных проблем и возможностей. Положение предприятия – потенциального заемщика на рынке, экономическое окружение и качество управления (а не только его финансовое состояние) должны играть решающую роль в процессе принятия решения банком относительно предоставления банковских продуктов. Таким образом, партнерские отношения предприятия и банка – это совокупность инициируемых ими реальных, планируемых или потенциальных действий, условием осуществления которых является наличие общих целей и максимальное использование свойств, возможностей и предложений противоположной стороны с учетом ее условий и требований, и направленных на достижение определенных целевых ориентиров каждой из сторон. Значительная роль в отношениях предприятия и банка отводится также прошлым и ожидаемым результатам указанных действий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Нормативно-правовое регулирование:
2.1. Организация расчетно-кассового обслуживания предприятий в банках;
     Первоначальной  и основной функцией банков является посредничество в расчетах. Поэтому  несомненный интерес представляют особенности организации денежного  обращения коммерческими банками  на современном этапе.
Организация денежного  оборота в России основана на определенных принципах:
      Все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банке;
      Расчеты между предприятиями должны производиться преимущественно без использования наличных денег путем безналичных перечислений по счетам в банках или путем взаимных требований;
      Безналичные расчеты осуществляются на основе платежных документов.
     Основная  доля денежного оборота хозяйственных  организаций (80-90%) падает на безналичный  оборот и лишь незначительная часть - совершается в налично-денежной форме. При ведении расчетного обслуживания банк производит, как правило, и кассовое обслуживание предприятий и организаций, если они нуждаются в этом. Поскольку эмиссионным центром является Главный банк страны - в настоящее время это Центральный банк России, все вопросы движения наличных денег регулируются документами этого органа.
     ЦБ  РФ 05.01.98 г. ввел Положение «О правилах организации наличного денежного  обращения на территории Российской Федерации» № 14-П.
     Положение о правилах организации наличного  денежного обращения на территории Российской Федерации разработано  согласно компетенции, предоставленной  Банку России Федеральным законом  от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №86-ФЗ, а также с учетом положений Федерального закона от 02 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» №395-1, Гражданского кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и правовых актов, действующих на территории Российской Федерации. Настоящее Положение обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Российской Федерации (в дальнейшем по тексту - учреждения банков), а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.
     Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией  по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях  Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31 и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56.
  Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в коммерческий банк.
     Организация коммерческим банком налично-денежного  оборота регулируется при этом следующими основными положениями:
1) наличные деньги, полученные в банке, должны  использоваться предприятием строго  по целевому назначению;
2) предприятия и  организации могут иметь в  своей кассе наличные деньги  в пределах лимитов остатка  наличных денег в кассе и  использовать их из выручки  в пределах норм. Лимиты остатка  кассы и нормы использования  выручки устанавливаются банком, в котором обслуживается предприятие,  на основании документов, представленных  им. В случае необходимости лимит  может быть пересмотрен;
3) превышение установленных  лимитов остатка кассы допускается  только в дни выплаты зарплаты, пособий по социальному страхованию,  стипендий, пенсий, но не свыше  трех рабочих дней, включая и  день получения денег в банке.  Не выплаченные своевременно  суммы должны сдаваться в банк;
4) всю полученную  наличными деньгами выручку (за  исключением той части, которая  в соответствии с уставом предприятия  может расходоваться на зарплату  и некоторые хозяйственные расходы)  предприятие обязано своевременно  сдавать для зачисления на  счета в порядке, согласованном  с банком.
Наличные деньги могут быть сданы:
    в кассы банка;
    инкассаторам для последующей сдачи в банк;
    предприятиям связи для перечисления на счета в банк.
   После открытия расчетного счета для получения  постоянного свидетельства о  регистрации требуется представить  справку о внесении половины уставного  фонда. Банк выдает данный документ после  внесения средств на расчетный счет в сумме 50% определенного в учредительном  договоре размера уставного фонда  в денежной сумме. Для этого учредители оформляют объявление на взнос наличными. В данном случае оправдательным документом является квитанция, заполняемая вместе с объявлением, отмеченная банком. Эти же документы используются в дальнейших взаимоотношениях с банком при внесении сумм наличной выручки на расчетный счет либо при оплате банковских услуг наличными деньгами.
   Основной  частью денежного оборота является безналичный платежный оборот, который  опосредует практически все сферы  хозяйственных отношений предприятий  и организаций. Безналичный платежный  оборот полностью осуществляется через  банковские учреждения, в которых  открыты счета предприятий и  организаций. Поэтому от правильной организации системы безналичных  расчетов в целом зависит своевременность  и быстрота осуществления расчетов между предприятиями, их финансовое положение, состояние платежной  дисциплины в стране. Одним из факторов, обеспечивающих бесперебойность расчетов на всем экономическом пространстве страны, является единообразное применение правил расчетов, которые определяются нормативными актами. Эти документы  издает Центральный банк страны. Они  обязательны к исполнению для  всех банков и их клиентуры.
   Организация безналичных расчетов в Российской Федерации регулируется Положением ЦБ РФ № 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации” Настоящее Положение распространяется на все государственные, кооперативные, акционерные, совместные, общественные предприятия, объединения, организации и учреждения, коммерческие банки, финансово-расчетные и финансово-кредитные центры и физические лица.
     Организация безналичных расчетов в Российской Федерации в условиях развития товарно-денежных отношений строится на следующих  принципах:
    1) При всем многообразии форм собственности и деятельности предприятий за предприятиями остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в договорах. Ограничение свободы выбора со стороны коммерческого банка не допускается;
    2) Перечисления по счетам предприятий осуществляются по поручению плательщика с его согласия (акцепта). Безакцептное списание средств допускается в отдельных установленных законодательством случаях;
    3) Все платежи со счетов предприятия осуществляются в очередности, определяемой руководителем предприятия, если иное не предусмотрено законом.
    4) Учреждения банка обязаны зачислять на счет предприятия (списывать) причитающиеся ему суммы не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующего документа.
     Поскольку клиенты коммерческого банка  вступают в хозяйственные связи  с различными предприятиями и  организациями, которые обслуживаются  различными коммерческими банками, возникает необходимость организации  расчетов между банками.
     Расчеты между банками на территории России осуществляются через расчетно-кассовые центры, созданные Центральным банком России в республиках, краях, областях, городах, районах. Банковские операции по расчетам могут осуществляться по корреспондентским счетам, открытым друг у друга на основе межбанковских соглашений. 
 
 

    2.2. Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины.
     Строгое соблюдение правил расчетных операций всеми участниками расчетных  отношений является важным средством, обеспечивающим укрепление договорной и платежной дисциплины. Законодательство установило специальные санкции  за нарушение правил совершения расчетных  операций. Эти санкции принимаются  равным образом в форме денежных штрафов, которые должны уплачивать банки и их клиенты в случаях  нарушения ими указанных правил. Случаи применения штрафов и их размеры  определены законодательством.
     Имущественная ответственность коммерческих банков и их клиентов в расчетных правоотношениях  определяются: а) нормативными актами и б) договорами между банком и  его клиентом.
     К нормативным  актам следует отнести законодательные  акты, а также правила, издаваемые Центральным банком России. Эти нормативные  акты не могут быть изменены соглашением  сторон расчетных правоотношений. Среди  этих актов особое место занимает Положение о штрафах за нарушение  правил совершения расчетных отношений, утвержденное постановлением Совета Министров  СССР от 16 сентября 1983 г. № 911. Содержащиеся в нем нормы, определяющие штрафную ответственность банков, воспроизводятся в правилах о безналичных расчетах, утвержденных ЦБ РФ (п. 1.6). Согласно этим актам за несвоевременное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от банка (расчетно-кассового центра) уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5 процента несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета. Необходимо обратить особое внимание на то, что эта ответственность наступает только с момента поступления платежного документа в обслуживающий банк. За время задержки при пересылке его почтой банк ответственности не несет. Штраф взыскивается в случае, если нарушения произошли по вине банка. Требование об уплате штрафа могут предъявлять лишь владельцы счетов, по расчетам с которыми произошли нарушения. Поэтому, в частности, при предварительной оплате сторона, произведшая такой платеж, не может требовать уплаты штрафа за несвоевременное зачисление средств на счет поставщика. Штраф можно взыскивать только с обслуживающего банка, т.е. в соответствии с п. 29 Закона «О банках и банковской деятельности» отношения между предприятием и банком носят договорный характер.
     С 1 июля 1992 г. с банков снята ответственность за начисление и взыскание пени в расчетах между клиентами и установлено, что при несвоевременной оплате поставленной продукции, покупатель (плательщик) уплачивает пеню в порядке, предусмотренном в договоре между поставщиком (получателем) и покупателем (плательщиком). Постановлением Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25 мая 1992 г. с 1 июля 1992 г. введена пеня за просрочку платежа в пользу поставщика в размере 0,5 процента в день в случаях, когда размер ее не определен по согласованию между поставщиком и покупателем в договоре на поставку. Этим же актом предусмотрено, что в случае задержки зачисления на счета клиентов платежа по вине банка с указанного банка взимается в пользу поставщика пеня за каждый день просрочки зачисления платежа в размере 0,5 процента в день.
     Уплатой штрафов, предусмотренных законодательством, не ограничивается имущественная ответственность  банков. В договоре между банком и клиентом могут предусматриваться  дополнительные штрафные санкции. Кроме того банки несут ответственность за причиненный клиенту материальный ущерб в размере прямых убытков и упущенной выгоды.
     Размер  имущественной ответственности  предприятий перед банком непосредственно  законом не определен. Здесь применяются  общие нормы гражданско-правовой ответственности. В ряде случаев  конкретный размер такой ответственности  устанавливается в договорах  банковского счета и вклада, кредитных  договоров и имеет целью способствовать выполнению предприятиям своих обязанностей в кредитно-расчетных операциях. Следует подчеркнуть, что санкции  банка, применяемые к предприятию, не освобождают его от ответственности  перед контрагентами по договорам, в соответствии с которыми производятся расчеты.
     Взаимные  претензии по расчету между плательщиком и получателем средств рассматриваются  сторонами в установленном порядке  без участия банковских учреждений.
     Претензии к банку (расчетно-кассовому центру), связанные с выполнением банковских операций, направляются предприятием (банком) в банк (расчетно-кассовый центр), допустивший нарушения.
     Подача  жалобы и предъявление иска не приостанавливает операции по счету.
     Споры, возникающие между банками и  предприятиями, о взыскании штрафов  за нарушение правил документооборота и применении мер имущественной  ответственности рассматриваются  арбитражным судом.
     Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров  и расчетной дисциплины. Предприятие, систематически не выполняющее свои обязательства по расчетам, может  быть объявлено неплатежеспособным. Об этом сообщается основным поставщикам товарно-материальных ценностей и вышестоящему органу.
     При длительной убыточности и неплатежеспособности предприятия, отсутствии спроса на его  продукцию и в случае, когда  принимаемые меры по обеспечению  рентабельности не дают результатов, деятельность предприятия может быть прекращена в установленном порядке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.