Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Армия, центральное и местное управление в России при Иване III

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
     «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 

ИНСТИТУТ  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Отечественная история» 
 
 

Тема:
Армия, центральное и  местное управление в России при Иване  III 
 
 
 
 
 

                                         Выполнил:
                                         Студент группы 09319
                                         Чикунова Анна Александровна
                                         Проверил:
                                         Доцент кафедры, к.и.н.,
                                         Юрова Валентина Николаевна 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск
2010
 

Содержание

 

Введение

 
     Рубеж ХV и ХVI столетий – новая страница отечественной истории, эпоха образования могучего Российского государства.
     Завершалось объединение русских земель под  властью  Ивана III Васильевича, создавалось  общерусское войско, которое пришло на смену княжеским дружинам и  феодальным ополчениям.
     Время складывания единого государства было одновременно временем формирования русской народности. Росло самосознание русского народа, объединенного великой исторической целью – свергнуть ненавистное ордынское иго и завоевать национальную независимость.
     Было  свергнуто ордынское иго, больше двух столетий тяготевшее над русскими землями. Россия начала успешную борьбу за возвращение западнорусских земель, захваченных литовскими феодалами, нанесла серьезные удары своим извечным врагам – ливонским рыцарям-крестоносцам. Казанский хан фактически стал вассалом великого московского князя.
     Россия  получила международное признание  как большое и сильное государство.
     Поэтому можно высоко оценить государственную  и военную деятельность Ивана III
 

1 Политические аспекты эпохи Ивана III

 
     По  мере объединения русских и значительной части нерусских земель под властью  московского государя изменялся  самый характер его власти, ее организация  и идеология. При Иване III было положено начало формированию системы централизованного аппарата и произошло резкое усиление великокняжеской власти. После того как Русское государство освободилось от ига Золотой Орды, к великокняжескому титулу иногда стали прибавлять слово «самодержавец»: сначала в смысле независимости великого князя от какого-либо другого государства, а затем и в смысле неограниченности его власти. В этом изменении титула Ивана III ярко отразилось усиление великокняжеской власти, которое вытекало из всего процесса ликвидации феодальной раздробленности страны и создании единого Русского государства. Удельными князьями оставались в основном братья и племянники великого князя, но он уже не имели права чеканить свою монету, устанавливать дипломатические отношения с иностранными державами и править суд по важным уголовным делам.
     Иван  III несколько раз пересматривал и урезывал права удельных князей. С мятежниками он расправлялся жестоко, невзирая на лица. В 1491г. он беспощадно расправился с одним из братьев – Андреем Углицким.
     Иван  III не был принципиальным противником удельной системы: он выделил четырем младшим братьям Василия III новые уделы. Однако Иван III намного увеличил долю старшего брата; великий князь владел значительно большей частью страны, чем все удельные князья, вместе взятые. Младшим сыновьям Иван III завещал держать Василия III «в мое место, своего отца» и угрожал им проклятием за неповиновение государю.
     И все же удельные князья  оставались постоянным источником династических  смут.
     В целях укрепления самодержавной  власти Иван III после смерти своей первой жены, тверской княгини Марии Борисовны, сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Софией Палеолог, получившей воспитание при папском дворе в Риме. Папские дипломаты рассчитывали при посредстве Софии втянуть Русское государство в бесперспективную борьбу с могущественной Турецкой империей под предлогом освобождения Византии. Но Иван III разгадал эти коварные планы и отверг их. Свое родство с византийским императорским домом он использовал, прежде всего для укрепления великокняжеской власти и подъема политического авторитета Русского государства. Старый московский герб, изображающий всадника («ездеца»), поражающего копьем змея, Иван III объединил с печатью Византии – двуглавым орлом, означавшим единство Восточной и Западной Римской империи.
     Во  второй половине XV в. произошли изменения в структуре управления государством. Опорой великого князя были бояре, составлявшие Боярскую думу. Боярская дума была превращена в постоянный верховный орган при великом князе. При решении вопросов чрезвычайной важности стали созываться совместные заседания Боярской думы с иерархами церкви - «Освященным церковным собором», а иногда и с представителями дворянства. Из подобных совещаний произошли в дальнейшем Земские соборы.Слово «боярин» в узком смысле означало человека, получившего высший думный чин. В широком смысле боярином называли любого вотчинника. В последствии из этого слова родилось общее обозначение привилегированного землевладельца – барин. Русские бояре были гораздо теснее связаны со своим государем, нежели западноевропейские бароны. На Руси никогда не было боярских замков. Если вторгался враг, бояре защищали не свои усадьбы, а княжество в целом. Союз великого князя с боярами креп по мере усиления власти московской династии. Первоначально в Боярскую думу входили только представители старых московских боярских фамилий, служивших еще Ивану Калите и его сыновьям. Но с середины XVв. состав Думы стал меняться. С присоединением независимых прежде княжеств  их князья вошли в состав московского боярства. Они сохранили титулы, но утратили права независимых правителей.  
     Боярская  дума не ограничивала власть государя, она являлась совещательным органом. Дума была немногочисленной, великий  князь включал в ее состав лишь тех, на кого мог всецело положиться. Важнейшие решения издавались от имени государя и Боярской думы. Для таких случаев существовала специальная торжественная формула: «Государь указал и бояре приговорили».
     Помимо  участия в Боярской думе, представители  феодальной аристократии (по назначению или поручению великого князя) заведовали его казной, командовали войском, управляли областями, вели переговоры с иностранными послами и выполняли другие государственные функции. Из функций должностных лиц и органов вотчинного управления выросла целая система дворцовых учреждений, ведавших великокняжеским хозяйством и дворцовыми землями.
 

2 Центральное и местное управление

 
     Политика  государственной централизации  определяла и тенденции развития русского права. Необходима была не только систематизация законодательства, речь шла о создании единого общерусского документа.
     Гражданско-правовые отношения постепенно выделяются в  особую сферу, и их регулирование  осуществляется специальными нормами, включаемыми в разного рода сборники (грамоты, судебники и пр.). Договор  – один из самых распространенных способов приобретения прав на имущество. Широкое распространение получает письменная форма сделок, оттесняющая на второй план свидетельские показания. Контроль за процедурой прохождения в официальной инстанции договорных грамот в сделках о недвижимости усиливается после введения писцовых книг.
     Источники права централизованного государства  основывались на нормативных актах  предшествующего периода, таких  как Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, иностранное  законодательство, судебная практика. Хотя, относительно Русской Правды в литературе существуют значительные расхождения. Главным содержанием политики московских князей, начиная со второй половины XV в. были объединение русских земель,создание и укрепление основ единого государства. Политика государственной централизации определяла и тенденции развития русского права. Необходима была не только систематизация законодательства, речь шла о создании единого общерусского документа.
     Поэтому в концеXV в., когда все области северо-восточной Руси собрались вокруг Москвы, ликвидация удельных княжеств и военные победы позволили Ивану III заняться укреплением политических,правовых и идеологических основ единого Русского государства. Итогом этой работы стало принятие Судебника 1497 г.
       Государство решает свои задачи, осуществляет публичную власть  с помощью государственного аппарата: через соответствующие государственные  учреждения, которые имеют властные  полномочия и руководствуются  законами, требующими определенного  делопроизводства. Государственный аппарат России формируется постепенно, в ходе объединения земель вокруг Московского княжества и образования единого централизованного государства. Развивается и усложняется по мере упрочнения государства, изменения экономики и социальной структуры общества, внутренней и внешней обстановки. Появились первые государственные учреждения во второй половине XVв., одновременно зародились черты бюрократизма (централизм, подчинение друг другу, бумажное делопроизводство). Государственный аппарат состоит из рядаэ лементов, среди которых, кроме органов центрального и местного управления,суда – наиболее ранними являются полиция и армия. На ранних этапах развития государства очень важную роль в управлении и политике играла церковь, но с середины XVв. государство берет перевес над церковью, и она постепенно становится просто средством идеологического воздействия на массы.
     При Иване III только бояре и окольничие имели право центрального суда и управления (Судебник 1497 г. ст.1) и только эти лица были советниками великого князя. Впрочем, в последствии можно найти в составе Думы дворецкого, казначеев, но это были не чины, а должности. Введение в Думу только некоторых бояр и князей и точное определение должностей, дающих право на членство в Думе – первое существенное отличие Московской Думы от древней.
     Серьезные изменения претерпели органы исполнительной власти. В конце XV в. появились первые приказы - центральные правительственные  учреждения, ведающие отдельными отраслями  княжеского управления. В основе местного управления лежала система «кормлений». «Кормленщики» обладали универсальной властью. Они были правителями, судьями, сборщиками княжеских налогов и пошлин, а наместники сверх того и местными военачальниками.
     Вплоть  до середины XVI в. на Руси существовали только два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Во главе Дворца стоял дворецкий, в ведении которого находилось управление личными (дворцовыми) землями великого князя. Дворцовые земли вновь присоединенных княжеств управлялись Новгородским, Тверским, Дмитровским и другими дворцами. Таким образом, различные территории управлялись разными учреждениями. Это было пережитком раздробленности.
     В Казне, возглавлявшейся казначеем, хранились деньги и драгоценности, а также – государственная  печать и великокняжеский архив. Казна являлась государственной канцелярией. Она заведовала также внешней политикой. Не случайно иностранцы называли казначеев и хранителей печати (печатников) канцлерами.
     В конце XV- начале XVIвв. в государственном  управлении значительную роль играли неродовитые, но грамотные чиновники – дьяки. Они стали, реальными исполнителями предначертаний великокняжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы, Казны и Дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с  новым функциональным, а не территориальным распределением дел.
     Огромная  территория страны разделялась на уезды. Под словами «уезд, княж» понималась территория, непосредственно подчиненная князю. Границы уездов восходили к рубежам прежних независимых и удельных княжеств. Поэтому размеры уездов были различны. Уезды делились на волости и станы.
     Во  главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости  – волостель. Наместники и волостели получали управляемые территории в кормление. Это означает, что они «кормились», собирая в свою пользу часть налогов и судебные пошлины. Кормление было наградой за прежнюю службу в походах, средством поправки расстроенного материального положения. Обязанности по управлению оказывались для кормленщиков только обременительным дополнением к получению доходов. Поэтому и выполняли кормленщики эти обязанности неохотно, зачастую передоверяя их своим холопам-тиунам.
     До  середины XVI в. местное управление основывалось на системе кормлений, т.е. управление через наместников (в городах) и волостелей (в волости), обладавших полным набором полномочий. Власть наместников аналогична прежней княжеской и имеет тот же вотчинный характер. Назначение на эти должности называлось великокняжеским пожалованием даже в том случае, если эти должности были наследственными. Уже с конца XV в. стал устанавливаться обычай»припускать» сыновей к участию в пользовании поместьем; в первой половине XVIв. в Новгородском уезде уже действовала практика наследования поместных владений. Это нашло отражение в наличие в этот период разного рода поместий: старые, отцовские, меновые «из полезших земель», прожиточные (у вдов, недорослей и увечных). В том случае, когда власть передавалась по»наследству». Необходимо было подтверждение великого князя –наследственное пожалование каждый раз зависело от его воли. С XVI в. разрешалась мена поместьями с разрешения поместного приказа и при условии, что они равны и этим не наносится ущерб государству.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.