На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 
 

Введение……………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории.
1.1. Освещение проблемы компетентного подхода и исторической компетенции в современной системе образования…………….………..стр.6
1.2. Сущность и структура нетрадиционных уроков истории………….стр.9
1.3. Выводы к первой главе……………………………………………….стр.15
Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках.
2.1. Методы, формы и средства формирования исторической
компетентности  на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.16
2.2. Методические требования к формированию исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории…………………..стр.18
2.3. Выводы ко второй главе………………………………………………стр.20
Заключение………………………………………………………………..стр.22
Список  литературы………………………………………………………стр.23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 
 

     Социально-экономические  преобразования в обществе диктуют  необходимость формирования творчески  активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебного процесса.
     Преподавание - это организованный процесс познания. Помимо тематического планирования, в результате которого определяется система уроков по теме, цель каждого урока, огромное значение имеет правильный отбор тех организационных форм работы с учащимися, которые более всего отвечают задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета, общим целям обучения.
     Учебные предметы включают в себя богатые  возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального  развития ребенка, развитие познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.
     Говоря  об организации процесса обучения, нельзя забывать также о нестандартных  формах организации учебно-познавательной деятельности детей на самом уроке.
     Однако, учитель должен в первую очередь заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными. Нелегкий учебный труд должен приносить школьнику удовлетворение, радость, возбуждать желание вновь и вновь познавать новое.
     Поэтому необходимо сделать все возможное, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал.
     Проблема  качества образования актуальна  во все времена. В данной курсовой работе использована монографическая  и учебно-методическая литература, в частности, работы В.В. Гузеева, М.Т. Студеникина, Е.А. Ямбурга, И.З. Озерского и других авторов. Педагоги затрагивали данную проблему и критически оценивали качество отечественного образования. Так, например, Е.А. Ямбург пишет о необходимости немедленного изменения содержания школьного образования в той части, которая касается его ценностных оснований. Е.А. Ямбург совершенно справедливо признает качественным образованием только то, которое учит (учителей и учеников) методологии, постановке, подходу и решению, путям поиска ответов на различные вопросы. Суть позиции Е.А. Ямбурга состоит в том, что для изменения жизни нашего общества к лучшему нужно вырастить совсем другое поколение людей на базе образования, формирующего не столько «культуру полезности» (умения, знания, навыки), сколько культуру возрождения достоинства, чести и энтузиазма людей.
     Актуальность  проблемы исследования, ее теоретическая  и практическая значимость определили выбор темы исследования: «Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов»
     Объект  исследования: формирование исторической компетентности школьников на уроках истории.
     Предмет исследования: методические приемы и средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
     Цель: теоретически разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
     Гипотеза. Формирование исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории в 5-7 классах будет проходить эффективно, если:
     - Изучены, определены понятие и сущность формирования исторической компетентности школьников на уроках истории.
     - Выявлены специфические особенности формирования исторической компетентности на уроках истории в 5-7 классах.
     - Обоснованы приемы и средства формирования исторической компетентности на уроках истории 5-7 классов.
     - Разработаны и обоснованы методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
     Задачи:
     1. Изучить понятие и сущность компетенционного подхода и компетенции в историческом образовании;
     2. Выявить специфические особенности формирования исторической компетенции на уроках истории в 5-7 классах;
     3. Определить сущность нетрадиционных уроков;
     4. Разработать и обосновать методические рекомендации для учителей истории по формированию исторической компетентности школьников на нетрадиционных уроках истории 5-7 классов.
     Методы  исследования: изучение научной литературы, анализ базовых научных понятий (историческая компетентность, нетрадиционные уроки), анализ массового и передового педагогического опыта, моделирование
     Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории. 
 
 

     1.1. Освещение проблемы  компетентного подхода  и исторической  компетенции в  современной системе  образования. 
 
 

     По  мнению Е.Е.Вяземского, «вопрос о целесообразности и возможности применения компетентностного подхода к системе исторического образования нуждается в научном осмыслении. Вместе с тем уже сегодня ясно, что речь, видимо, может идти о следующих компетенциях: а) историко-познавательной; б) информационно-коммуникативной; в) социально-мировоззренческой» [3, 86]
     Серьезной научной проблемой, которую предстоит  решить в теоретическом и практическом плане, является вопрос о компетентностной интерпретации классических целей  системы школьного исторического образования.
     Можно высказать предположение, что перспективы  модернизации этой системы в определенной степени связаны с развитием  компетентностного подхода к  образованию. Необходимо достижение баланса  двух парадигм: когнитивной и личностно-ориентированной.
     Таким образом, изучение истории в общеобразовательных  учреждениях России должно быть направлено на освоение учащимися комплекса  систематизированных знаний по истории  человечества и опыта его цивилизационного развития, формирование у школьников целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе и, конечно, приобретение опыта критического анализа исторической информации.
     Современное школьное историческое образование  будет эффективным и будет отвечать общественным запросам при условии, что оно направлено на реализацию следующих целей:
    овладение комплексом исторических знаний (понятий и представлений) о развитии человечества в прошлом и настоящем, что позволит школьникам ориентироваться в современной жизни, жить в условиях поликультурного, многонационального и многоконфессионального общества (историко-познавательная и гражданская компетентность);
    формирование умения школьников анализировать социальную информацию, участвовать в социальных коммуникациях, разрешать конфликты на основе исторического опыта (информационно-коммуникативная компетентность);
    формирование у школьников исторического сознания, развитие способностей критического мышления (социально-мировоззренческая компетентность).
     Итак, информационная компетентность вновь заявлена как одна из целей образования, в данном случае – исторического.
     Задачи  учителя истории на современном  этапе:
    отобрать необходимые для формирования информационной компетенции средства,
    спланировать и применить в процессе обучения эффективные методы,
    получить реальный результат формирования информационной компетенции,
    произвести оценку результативности своей деятельности (рефлексия) [7, 9].
     Поскольку историческая компетенция формируется по отношению к информации, ее источникам, носителям и функциям, следует построить работу на основе разнообразных (текстовых, графических, картографических, изобразительных, звуковых) источников на бумажных, магнитных и цифровых носителях.
     Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения.
     Расположим  методы обучения в порядке возрастания  деятельностной составляющей и оценим их эффективность при формировании умений учащихся в исторической компетенции (таб. 1) [9, 98]. 

Таблица 1. Эффективность методов  обучения при формировании умений учащихся в  исторической компетенции
                  Умения                    учащихся 
 

Методы
Поиск информации Извлечение  информации Отделение основной информации от второстепенной Критическое оценивание достоверности  полученной информации Перевод информации в другую знаковую систему Использование компьютер ных технологий
Рассказ   +   +    
Беседа   +   +    
Лекция   ++        
Дискуссия   + + +++    
Работа  с текстом учебника +++ +++ +++   +++  
Работа  с картой +++ +++ +++   +++ +
Работа  со стат.данными +++ +++ +++   +++ +++
 Решение  задач ++ ++ +++ + + +
Познавательная  игра + ++ +++ ++ +++ +++
Практический  метод + ++ +++ ++ +++ +++
Частично-поисковый  метод ++ ++ ++ ++ ++ +++
Анализ  источников (лабораторный) +++ +++ +++ +++ +++ +++
Обучающий контроль   + +++   +++ +++
Проектный метод +++ +++ +++ +++ +++ +++
Исследовательский метод +++ +++ +++ +++ +++ ++++
Тренинг   + +++   +++ +++
+      минимальная эффективность                       
++    умеренная  эффективность
+++  высокая  эффективность
     Анализ  ясно показывает, что наиболее эффективны для формирования исторической компетенции анализ источников, метод проектов и исследовательский метод.
     В рамках этих методов наиболее эффективно будет достигнута цель – информационная компетентность учащихся, развиваются их способности (поскольку высок интерес), воспитывается стремление к достижению цели, планирование деятельности, формируются навыки взаимодействия, используются приемы практической деятельности в сочетании с актуализацией знаний по предмету, результаты работы учащихся позволяют гибко оценивать их общеучебные и личностные достижения.
     Означает  ли вышесказанное, что данные методы должны возобладать в практике преподавания истории? Отнюдь. Речь идет лишь о достижении исторической компетенции учащимися. Другие цели обучения не менее важны, и они потребуют применения своих целесообразных методов. Необходимо использовать все методическое многообразие, накопленное современной наукой и практикой.  
 

     1.2. Сущность и структура  нетрадиционных уроков  истории. 
 
 

     Сегодня всё большее внимание уделяется  человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы [8, 3].
    В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого найти новые формы и причины позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию образования учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирование личности  каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей [18, 25].
     Пути  и способы реализации этих принципов  должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными и в то же время эффективными.
     Нетрадиционные  формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой–либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создаёт атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снижает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку.
     Нетрадиционные  формы урока осуществляются при  обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера [9; 25].
     Нетрадиционные  уроки помогают учителю:
     - осуществлять контроль знаний, умений и навыков учащихся по определённой теме;
     - обеспечить деловую, рабочую атмосферу,  серьёзное отношение учащихся к уроку;
     - предусмотреть минимальное участие  на уроке учителя [6; 57]
     Нетрадиционный  подход к преподаванию истории способствует развитию детей, учит их приёмам анализа и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…».
    Маленькие самостоятельные отступления в процессе обучения имеют большое значение для развития личности, формируется дух поиска, в который включаются и слабые учащиеся, так как чувствуют себя в этом процессе активными его участниками [17, 59].
     Признаки  нетрадиционного урока:
    Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
    Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
    Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
    Эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.
    Организация и выполнение творческих заданий.
    Обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
    Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
    Обязательное планирование урока заранее.
    Четко определять 3-и дидактические задачи.
    Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие [11, 40].
      Каждый  педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для  него и соответствуют индивидуальным особенностям обучаемых:
      а) авторские (человек, группа людей)
      б) авторизованные (Шаталов, Пастухов)
      в) новаторские (исследователи, экспериментаторы)
      г) традиционные («делай как я»)
      д) использовать нетрадиционные уроки. [2; 61]
      Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
    Уроки «погружения»
      2.Уроки  - деловые игры
      3.Уроки   пресс- конференции
    4.Уроки- соревнования
    5.Уроки типа  КВН
    6.Театрализованные  уроки
    7.Компьютерные  уроки
    8.Уроки с  групповыми формами работы
    9.Уроки взаимообучение  учащихся
    10.Уроки творчества
    11.Уроки- аукционы
    12.Уроки, которые  ведут учащиеся
    13.Уроки-зачеты
    14.Уроки- сомнения
    15.Уроки-творческие отсчеты
    16.Уроки- формулы
    17.Уроки- конкурсы
    18.Бинарные  уроки
    19.Уроки- обобщения
    20.Уроки- фантазии
    21.Уроки- игры
    22.Уроки- «суды» 

     Идя на каждый урок, учитель истории должен помнить слова В.О.Ключевского о том, что одна из основных целей изучения отечественной истории – создать у учащихся целостное представление о прошлом своей Родины, своего народа, показать и то, что делает исторический путь России частью единой мировой истории, и то, что придаёт судьбе России неповторимое своеобразие. Важно определить для себя первоочередные задачи: как сделать урок интересным, как активизировать деятельность учащихся на уроке, как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше [11, 48].
     Важнейшая задача – дать учащимся глубокие и  прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.
     Увеличение  объёма информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков – хорошо известное явление. Вступая в жизнь, ученик радуется новому, ему интересно. Но проходит время, и наступает «перенасыщение» знаниями, которые начинают отягощать сознание ребёнка. В результате теряется интерес к учёбе и рождается обычный троечник. Чтобы этого не произошло, нужно повышать занимательность учебного материала [10; 18].
     Сегодня практически любой учитель истории  применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории [20; 205].
     Арсенал форм уроков современного учителя истории  не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности учащихся в обучении, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Действительно, учитель в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить  школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причём в позиции активного игрока.
     С другой стороны, перед современным  учителем истории стоят проблемы, связанные с пересмотром содержания предмета – альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию – это важное умение человека будущего [5;59].
     Анализ  психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная форма урока», не имеет чёткого определения, остаётся крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых «нетрадиционный урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды уроков».
     Можно выделить два основных подхода к  пониманию нестандартных форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.
     Ни  тот, ни другой подходы не отражают, на наш взгляд, сущность данного педагогического явления.
     В научной литературе наметилась тенденция  рассматривать нестандартные формы урока как формы интерактивного обучения или учебные знания «в режиме интерактива» (взаимодействия).
     В.В. Гузеев предлагает рассматривать нестандартные формы урока как «технологии». Он употребляет термин «нетрадиционные технологии урока» и характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах»[5;61].
     Нестандартные формы урока могут стать основой  для продолжения одного из серьёзнейших претворений современной образовательной системы между потребностью общества в новых подходах и организации учебного воспитательного процесса и целесообразностью сохранения традиционных форм обучения и воспитания.
     Таким образом, большинство методистов отмечают, что с одной стороны, использование  нестандартных форм урока способствовало решению задач творческого развития личности, а с другой стороны, привело к снижению уровня образованности, так как, несмотря на высокую степень эффективности нестандартных форм урока в процессе обучения они имеют и свои минусы. Как отмечает Е.Е. Вяземский, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение к ним может дать обратный результат. Это объясняется различным потенциалом нестандартных форм урока  в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны» [3;86]. 
 
 
 

     1.3. Выводы к первой  главе. 
 
 

      Изучение  истории в общеобразовательных  учреждениях России должно быть направлено на освоение учащимися комплекса  систематизированных знаний по истории человечества и опыта его цивилизационного развития, формирование у школьников целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе и, конечно, приобретение опыта критического анализа исторической информации [19; 85].
      Многие  творчески работающие учителя стали  использовать необычные разновидности  урока, новые построения учебных  занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных уроков классического образца.
      Нужно сказать, что хотя это авторские  уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могут успешно применять и преподаватели других школьных дисциплин. Копировать нельзя, использовать опыт можно и полезно.
     К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Методические основы формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках. 
 
 

     2.1. Методы, формы и  средства формирования исторической компетентности на нетрадиционных уроках истории. 
 
 

      С середины 70-х гг. в Отечественной  школе обнаружилась опасная тенденция  снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.