На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Искусство полемики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской федерации  

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионально образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Миасский  филиал 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
ИСКУССВО ПОЛЕМИКИ 
 
 

      студентки группы МФ - 101

                                                                                          Ивановой К.Д 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Миасский  городской округ
2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение
I. Сущность полемики
    1. 1 Отличие полемики от других разновидностей диалога
    1.2 Цели полемики
    1.3 Типы полемики
    1.4 Общие принципы полемики 

II. Искусство полемики
     2.1 Речевое поведение во время полемики
     2.2 Стратегия и тактика полемики
Заключение
Библиография
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Ораторское искусство – это  искусство публичного выступления, но это намного больше, чем просто выступление перед людьми. Ораторское искусство – это важный элемент уверенности в себе. Обучаясь ораторскому искусству, мы учимся владеть аудиторией, но в первую очередь мы учимся владеть собой, повышаем уровень уверенности в себе.
     Задумываемся мы об этом или нет, но мы практически постоянно находимся перед какой-либо аудиторией, будь то однокурсники, друзья или просто незнакомые люди. Мы постоянно себя «подаем», постоянно себя представляем. И чем лучше мы себя знаем, тем сильнее ощущение того, что мы в любой ситуации найдем, что сказать и как сказать, что сумеем ответить на любой вопрос. Это повышает степень нашей уверенности в себе, нашу успешность. Поэтому можно сказать, что владение ораторским искусством – это успешность взаимодействия с окружающими.
     Полемика – важная составляющая  ораторского искусства. Примером философской полемики являются диалоги Сократа и Платона; многочисленные описания содержательных, остроумных споров приведены в литературных произведениях Данте, Шекспира, Рабле, Бальзака, Гюго, Достоевского, Тургенева, Хемингуэя. Во всех городах всех стран мира в течение веков, тысячелетий ежедневно проходят драматичные по форме и результату противоборства между сторонами, представляющими обвинение и защиту. А сколько словесных поединков происходит буквально ежедневно во время конференций, совещаний, заседаний, бесед, консультаций?
      Целью данной работы является раскрытие вопросов полемического мастерства, которое включает в себя понимание сущности полемики, её отличительных особенностей, соблюдение основных требований культуры полемики, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника. 

I. Сущность полемики
    1.1 Отличие полемики от других разновидностей диалога 

    Каждый человек мыслит по-своему. Вот почему не всегда можно  легко достичь согласия в беседах и спорах. Спор – это словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.
     В «Толковом словаре русского языка» зафиксированы все значения и оттенки слова спор:
1. Словесное  состязание, обсуждение чего-либо  между двумя или несколькими  лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Борьба мнений по различным вопросам науки, литературы, политики и т.п.; полемика. Разногласия, ссора, препирательство. Противоречия, несогласие.
2. Взаимное  притязание на владение, обладание  чем либо, разрешаемое судом.
3. Поединок, битва, единоборство (преимущественно  в поэтической речи). Состязание, соперничество.
     Согласно «Словарю синонимов русского языка», глагол «спорить» имеет самое широкое значение, означая всякое выступление против чьих-либо взглядов, положений, выражение несогласия с ними. Синонимами слова «спорить» выступают: «дискутировать» – публично обсуждать спорный вопрос; «диспутировать» – участвовать в диспуте, публичном обсуждении, посвященном какому-либо вопросу; «дебатировать» – устраивать дебаты, прения по какому-либо вопросу; «полемизировать» – участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения, свое мнение.
     Публичный спор, как метод выяснения истины, получил значительное практическое и теоретическое развитие еще в древнем мире. Аристотель, который считается создателем теории спора, различал:
1) диалектику  – искусство спорить в целях  выяснения истины;
2) эристику  – искусство любой ценой остаться правым в споре;
3) софистику  – стремление добиться победы  в споре путем преднамеренного  использования ложных доводов.
     В Древней Греции шли горячие споры между диалектиками, софистами и эристиками о цели и назначении спора.
      Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу. Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.
     Дискуссия это активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. В то же время дискуссия – весьма эффективный способ убеждения, основанный на самостоятельном освоении истины. Из психологии известно, что человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл. Формальным условием любой дискуссии является наличие какого-либо спорного или нерешенного вопроса. При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.
     Полемика – это не просто спор, а такой при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. В переводе с древнегреческого «полемика» означает воинственный, враждебный. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом, полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
     Полемика - это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Она служит воспитанию активной гражданской позиции, носит боевой, решительный характер.
 1.2 Цели полемики 

     Главная цель полемики – достижение истины. Полемика ведется с целью наведения порядка в терминологическом аппарате, для установления степени достоверности аргументов. Кроме того, полемика призвана установить приемлемость умозаключений, ранг их логической корректности: отбросить софизмы.
     Для личностных составляющих причины и цели полемики могут быть сформулированы так:
- внутренняя  потребность вступить в поединок, невозможность снести, смолчать, желание продемонстрировать свои полемические возможности, поразить своим остроумием и эрудицией, самовыразиться, потренироваться в быстроте интеллектуальной реакции и в остроумии.
- наличие  разногласий, необходимость найти  общий знаменатель отношений:  желание убедить, переубедить, навязать собственную точку зрения, сделать своим сторонником, победить в словесном поединке.
     С сожалением добавим к выше названным и неблагородные цели: оскорбить, унизить, втоптать в грязь, словесно уничтожить. Прискорбно, но реальные споры с такими низменными целями отнюдь не редкость.
     Причиной, вызвавшей полемику, могут оказаться клановые, партийные интересы, потребность «завоевать массы», привлечь их на свою сторону. Давно известно, что публичный спор - это поединок «не между пастырями, а за паству».
     Полемика может быть обязательным пунктом социально значимого мероприятия. Например, она входит в сценарий защиты дипломной работы, диссертации.  

1.3 Типы полемики
Выделяют  следующие типы полемики:
1. Познавательная полемика, ориентированная на логический, текстовой уровень. Познавательную полемику можно также назвать логической или диалектической (в смысле высшего философского искусства достижения истины).
2. Деловая полемика, направленная на достижение некоторого определенного, социально весомого результата. Таким результатом может быть договор, акт экспертизы, протокол совещания, соглашение, приговор. Важно, что в этом акте должна быть отмечена общая цель - взаимовыгодный, взаимоприемлемый мир, устраивающее все стороны соглашение. Другие важные названия этого типа полемики: дипломатическая, коммерческая, процессуальная, конформистская.
3. Игровая (спортивная) полемика. Здесь на первый план выступают личностные мотивы. Такая полемика подобна спортивному поединку, где достижение субъективных целей оказывается важнее истины и согласия. Такой тип диалога можно назвать эристическим. Древние противопоставляли эристику диалектике, видя в ней искусство добиваться в словесной дуэли личных целей.  

1.4 Общие принципы полемики 

     Теория полемики должна содержать свод правил, своеобразный кодекс, соблюдение пунктов которого способствует повышению культуры спора.
     Уважение к собеседнику, терпимость к его мнению - требования, общие для любого вида диалога. Верны они и для полемики. Каковы же принципы, специфичные для полемического диалога? Это:
1. принцип демократизма (по отношению к собеседнику),
2. объективности (арбитров),
3. тщательности (отбора слов и выражений),
4. недопустимости (ложных аргументов),
5. выдержки и хладнокровия (субъектов полемики).
     Остановимся на некоторых из  них.
     Принцип «демократизма» нарушается любым из большого набора недопустимых приемов. Среди них:
1. «Приказ»: «Да что я с тобой спорю, иди и делай, как приказано»;
2. «Сила»: «Еще одно твое слово, я не сдержусь и так врежу…»;
3. «К  городовому»: «Согласишься ли повторить свой довод при маме (учительнице, городовом, сотруднике компетентных органов...)»;
4. «Опыт»: «Поживи с моё, тогда я тебя слушать стану...»;
5. «Довод волка»: «у сильного всегда бессильный виноват». Суть этого приема выражена в словах басни И.А.Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
     Нарушение принципа демократизма в полемике - пример проявления морали, девизом которой могут быть слова: «что позволено Юпитеру, не позволено быку».
     Принцип тщательности реализует мысль Л. Н. Толстого: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы это общение стало возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывалось у всех соответствующее понятие». Многие софизмы и уловки представляют собой в различной степени сложную игру словами, значениями слов. Наиболее частые уловки построены на свойствах омонимии и синонимии, использовании слов-указателей, идиом.
     К примеру, слова-указатели «тот», «этот», «справа», «я», «ты», «с противоположной стороны»... - не имеют определенного значения и в полемике могут легко ввести в заблуждение.
- «Я  имею в виду вот тот... да  нет, с другой стороны... нет  не этот, а тот, что справа. Да  не для тебя справа, а для  меня, вот тот, тот, в другой  стороне, от окна в другой».
     Необозримы нюансы психологических состояний партнеров. Полемика тем и отличается от мирного обмена мнениями, что даже в благородном своем варианте является все же интеллектуальной дуэлью. Испуганный, растревоженный, раздосадованный спорщик - уже не соперник. Мысль нервного человека разрывается на все менее связанные куски, логика уступает место эмоциям, доводы - лозунгам и обидным выпадам в сторону оппонента.
     Разгоряченный, а тем более разъяренный полемист утрачивает значительную часть своей интеллектуальной мощи. Вместо последовательных, убедительных построений - обрывки мыслей, фрагменты идей, связанных уже не логикой, а громкостью голоса, оскорбительными нападками на собеседника.
     Позже, успокоившись, вновь и вновь мысленно проигрывая весь ход словесного поединка, такой полемист с сожалением припоминает упущенные им возможности: сокрушительные доводы, остроумные реплики.
     Не следует думать, что этот словесный поединок - последний, самый главный в жизни. Необходимо всегда сохранять выдержку, собственное достоинство, быть хладнокровным.
     Помнить о принципе «выдержка и хладнокровие» следует при встрече с косноязычием, неумением ясно и определенно выражать свои мысли. Важен он и в словесной дуэли с полемистами, сознательно и многократно использующими такие приемы, как переспрашивание, повторы, перебивание.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.