Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Окончание предварительного расследования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКОНЧАНИИ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО  РАССЛЕДОВАНИЯ…………………………………….5
          1.1 Понятие и содержание   стадии   предварительного расследования….5
    1.2 Понятие и виды окончания предварительного расследования……….10
ГЛАВА 2 ФОРМЫ ОКОНЧАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
РАССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………..14
      Окончание предварительного расследования
    составлением  обвинительного заключения и обвинительного акта…….14
      Основания прекращения уголовного дела……………………………..20
      Процессуальный порядок прекращения уголовного дела………….....25
      Вынесение постановления о направлении дела в суд для рассмотрения
    вопроса о применении принудительных мер медицинского характера…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Актуальность  данной курсовой работы заключается  в том, что предварительное расследование, являясь одной из центральных тем курса «Уголовно-процессуальное право», является также самой большой по срокам и количеству составляемых документов. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.
    Основанная  на законе, принципах и общих условиях производства предварительного расследования  деятельность следователей (органов  дознания) способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов.
    Необоснованное  производство предварительного расследования  отрицательно сказывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличия к тому необходимости вызываются в милицию, налоговую полицию, иные правоохранительные органы, отрываются от общественно полезного труда.
    Объектом  данного исследования являются права  и обязанности субъектов предварительного расследования,  общие положения о предварительном расследовании.
    Предметом исследования выступает такой вид предварительного расследования, как окончание предварительного расследования.
    Цель  данной работы как в рассмотрении теоретических аспектов окончания  предварительного расследования, так  и практическое применение, обобщение различных нормативных документов и получение максимальных знаний в области их применения.
    В соответствии с данной целью в  курсовой работе поставлены следующие задачи:
    1.Раскрыть понятие и сущность окончания предварительного расследования.
    2.Рассмотреть подробно формы окончания предварительного расследования.
    В работе использованы общенаучные методы, такие как анализ, синтез,
индукция, дедукция.
      А так же  метод сравнительного  исследования. Это позволяет выявить  особенности соотношения норм  УПК и ФЗ, регулирующих отношения, касающихся окончания предварительного расследования.
    Что касается освещенности данного вопроса  в юридической литературе, то нам  в основном пришлось опираться на работы таких известных теоретиков, как Ефимичев П.С., Рыжаков А.П., Кубликов А.С. и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКОНЧАНИИ  ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
1.1  Понятие  и  содержание   стадии   предварительного расследования 

    Предварительное расследование следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса. В этой стадии органы предварительного расследования обязаны тщательно выяснить обстоятельства совершенного преступления: событие преступления; личность обвиняемого; его виновность и мотив преступления; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др.  Выяснение названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда.1
    Итак, предварительное расследование это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решение других задач уголовного процесса.2
    Профессор А.С. Кубликов выделяет следующие задачи предварительного расследования:
      быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
      всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела;
      обнаружение и процессуальное закрепление доказательств, для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
      законное недопущение привлечения лиц в качестве обвиняемого при недопущении привлечение к  уголовной ответственности невиновных;
      обеспечение участия обвиняемого в производстве по уголовному делу и недопущение дальнейшей преступной деятельности с его стороны;
      определение размера ущерба, причиненного преступлением и принятие мер, обеспечивающих его возмещение;
      выявление причин и условий, способствующих совершению преступления и принятия мер по их устранению.
    По  мнению А.П. Рыжакова существуют критерии предварительного расследования как вида деятельности:
      предварительное расследование начинается после того, как компетентный орган констатирует наличие у себя повода и достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления;
      предварительное расследование – всегда деятельность уголовно-процессуальная;
      предварительное расследование направлено на установление всех обстоятельств, перечисленных в статье 68 УПК (статьях 208, 392, 404 УПК);
      предварительное расследование может производится только специальным субъектом, наделенным законом полномочиями осуществлять досудебную уголовно-процессуальную деятельность;
    Предварительное расследование проводится по подавляющему большинству дел, направляемых для разбирательства. Особый порядок прохождения уголовных дел предусмотрен лишь по делам частного обвинения (ст. 27 УПК) и по делам с протокольной формой досудебной подготовки материалов (гл. 34 УПК). Однако и по ним в определенных случаях так же может быть проведено предварительное следствие или дознание.
    Предварительное расследование, основанное на законе, принципах и общих условиях уголовно-процессуального производства, способствует эффективной борьбе с преступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов. И наоборот, осуществление предварительного расследования без достаточных к тому оснований, так же как и решение стоящих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, является грубейшим нарушением законности, приносящим большой вред обществу, государству, правам и законным интересам физических и юридических лиц.1
    В стадии предварительного расследования  следователи и дознаватели обязаны  соблюдать конституцию Российской Федерации, которая гарантирует  гражданам права и свободы  и среди них неприкосновенность личности, свободу передвижения и определение места проживания, неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, которые могут затрагиваться во время предварительного расследования. Чтобы их не нарушить, органы ведущие предварительное следствие или дознание, должны безукоризненно соблюдать уголовно-процессуальные нормы, регулирующие производство каждого из следственных и розыскных действий в отдельности и всех их в совокупности.
    Встречающиеся в следственной практике попытки процессуального упрощенства под предлогом «усиления» борьбы с преступностью совершенно недопустимы. Только строгое соблюдение предписаний уголовно-процессуального закона обеспечивает органам расследования наиболее благоприятные условие собирания и исследования доказательств в целях истины. И наоборот, несоблюдение установленных требований неминуемо ведет к ослаблению борьбы с преступностью, так как доказательства теряют доброкачественность, а подчас и вызывают сомнения в том, что к уголовной ответственности привлекается именно то лицо, которое совершило преступление. Разумеется, должны соблюдаться все законы и иные нормативные акты, которые действуют на территории Российской Федерации и подлежат применению в ходе дознания и предварительного следствия. Речь идет об уголовно-процессуальном законе, прежде всего потому, что именно его нормы определяют содержание и порядок следственных действий.
    Предварительное расследование по уголовному делу должно отвечать так же и таким требованиям, как всесторонность, полнота и объективность. Эти требования обязывают органы расследования исследовать все возможные версии об обстоятельствах и характере совершенного преступления, все обстоятельства, имеющие значение для дела; беспристрастно оценивать все доказательства.
    Проведение предварительного расследования с соблюдением всесторонности, полноты и объективности является одним из условий правильных решений, которые принимаются по уголовному делу. Невыполнение их ведет, с одной стороны к опасности обвинительного уклона, а с другой – к безнаказанности за совершенное преступление.
    Предварительное расследование имеет большое  юридическое значение. Оно состоит  в том, что органом расследования  собираются материалы о преступлении, о лице его совершившем, и тем самым обеспечивается реализация уголовной ответственности и способствует предупреждению преступлений со стороны других лиц. Последнее имеет воспитательное значение, которое состоит так же и в том, что в ходе расследования развенчиваются антиобщественные установки и представленная о безнаказанности у подозреваемого и обвиняемого, создаются возможности предупредительного воздействия на других лиц, не склонных к законопослушному поведению.
    «Под предварительным расследованием подразумевается одна из стадий уголовного процесса, - так же пишут Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткулин. Эта стадия судопроизводства начинается с принятия возбужденного дела в производство следователя или органа дознания и завершается составлением и утверждением по нему обвинительного заключения или прекращением уголовного дела (в отношении невменяемых так же направлением  материалов в суд для применения мер принудительного лечения)».1
    Данное  определение применимо к характеристике временного промежутка (стадии), но не должны использоваться в отношении осуществляемой при этом уголовно-процессуальной деятельности.
    Выполнению  задач предварительного расследования  служат определенные законам требования, которые называются общими условиями предварительного расследования. Существует несколько классификаций этих общих условий. В соответствии с гл. 10 УПК такие условия можно было сгруппировать применительно к решению в ходе расследования уголовных дел, в частности, таких процессуальных вопросов, как:
    подследственность и место расследования;
    предпосылки для начала расследования;
    сроки расследования;
    процессуальная самостоятельность следователя и иного лица уполномоченного вести расследование;
    обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела;
    недопустимость разглашения данных предварительного следствия;
    соединяющие и выделение уголовных дел;
    использование научно-технических средств и специалистов;
    принятие мер к выявлению и устранению причин и условий способствовавших совершению преступлений.2
    При рассмотрении предварительного расследования  как системы, - пишет С.П. Ефимичев, - можно выделить ее самостоятельные части:
    решение о принятии дела к своему производству;
    производство комплекса следственных и процессуальных действий, направленных на доказывание наличия события и состава преступления и виновности конкретного лица;
    решение вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения и допрос обвиняемого;
    решение вопроса о мере пресечения;
    производство комплекса следственных и процессуальных следственных действий, направленных на проверку показания обвиняемого и окончательное установление всех фактических обстоятельств, имеющих значение для дела;
    принятие решения об окончании расследования и предъявлении следственного производства участникам процесса для ознакомления; процессуальное оформление окончания предварительного расследования;
    разрешение ходатайств участников процесса и производство дополнительного расследования; составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору; рассмотрение дела прокурорам; рассмотрение дела прокурорам; принятие по нему решения и направление дела в суд.
 
    1.2 Понятие и виды окончания предварительного расследования
     
    Окончание предварительного расследования - это заключительная часть (этап) стадии предварительного расследования, которая наступает тогда, когда все следственные (процессуальные) действия по полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств дела закончены и необходимо принимать решение о дальнейшей судьбе дела. Редакция ч. 2 ст. 127 и ст. 211 УПК позволяет констатировать наличие возможности начала анализируемого этапа и по письменному указанию надзирающего прокурора о прекращении уголовного дела.
    Окончание предварительного расследования состоит  из следующих действий следователя (органа дознания):
    1) систематизации материалов (в хронологическом или тематическом порядке) и оценки собранных доказательств;
    2) оформления производства по делу;
    3) уведомления участников уголовного  процесса об окончании предварительного  расследования;
    4) выяснения желает ли обвиняемый  иметь защитника
    и вызова последнего, если получен утвердительный ответ;
    5) оформления отказа обвиняемого  от защитника или его просьбы  об ознакомлении с материалами  дела отдельно от защитника;
    6) разъяснения обвиняемому права  ходатайствовать о рассмотрении  его дела судом присяжных, а также юридических последствий удовлетворения такого ходатайства;
    7) фиксации поступившего ходатайства  в специальном протоколе;
    8) уведомления других обвиняемых, что заявлено ходатайство о  рассмотрении дела судом присяжных;
    9) предъявления потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, обвиняемому и его защитнику материалов предварительного следствия для ознакомления и составление соответствующего протокола;
    10) разрешения поступивших ходатайств;
    11) принятия решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела;
    12) составления итогового документа,  которым завершается предварительное  расследование (обвинительного заключения  и т. п.).
    Общепринято выделять как минимум три варианта окончания предварительного расследования:
    составление обвинительного заключения;
    вынесение постановления о прекращении уголовного дела;
    вынесение постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.
    Между тем обоснованы суждения также о существовании такой разновидности окончания предварительного расследования, как оформление протокола об обстоятельствах преступления, перечисленного в ст. 414 УПК (предусмотренное ст.ст. 416 и 418 УПК возбуждение уголовного дела и отказ в возбуждении уголовного дела).
    Значение  обвинительного заключения заключается  в том, что оно определяет границы  судебного разбирательства. Суд  может рассматривать дело только в отношении обвиняемых и лишь в пределах того обвинения, которое  сформулировано в обвинительном заключении. Изменить обвинение суд может только, если:
    этим не ухудшится положение подсудимого,
    не нарушится его право на защиту,
    не будет вменено обвинение более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, изложенного в обвинительном заключении.
    Предварительное расследование оканчивается прекращением уголовного дела при наличии оснований, перечень которых отражен в законе. Классифицировать их можно на 6 групп:
    а) обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 5 УПК) (см. п. 1.5.3 настоящей работы)
    б) изменение обстановки, вследствие чего полностью утрачивается общественная опасность совершенного преступления или лица, его совершившего (ст. 6 . УПК);
    в) обстоятельства, дающие следователю  право освободить лицо, совершившее преступление, от уголовной ответственности:
    деятельное раскаяние (ст. 7 УПК);
    несовершеннолетие лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 8 УПК);
    примирение с потерпевшим (ст. 9 УПК);
    г) не доказанность участия обвиняемого  в совершении преступления (п. 2 ст. 208 УПК);
    д) доказательства отсутствия для общества, себя или других лиц опасности, проистекающей со стороны лица совершившего общественно опасное деяние, исходя из характера этого деяния и его психического состояния (п. 1 ст. 406 УПК);
    е) отсутствие согласия указанного в законе органа (должностного лица) на привлечение к уголовной ответственности (например, судьи - ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ»).
    В общей сложности уголовно-процессуальный закон предусматривает 26 оснований  прекращения уголовного дела в стадии предварительного расследования.
    Задачами  предварительного расследования является быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден3. Во многих случаях оно венчает работу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскными мерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальной деятельности. Производство предварительного расследования в установленный законом срок, своевременное его завершение является необходимым условием успешного раскрытия преступления, обнаружения, закрепления и использования доказательств, создания необходимых предпосылок для рассмотрения уголовного дела в суде, надлежащего обеспечения обвиняемому, потерпевшему и другим участникам уголовного судопроизводства права на участие в судебном разбирательстве. 
 

ГЛАВА 2  ФОРМЫ ОКОНЧАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
    2.1 Окончание предварительного расследования составлением обвинительного заключения и обвинительного акта 

    Предварительное расследование заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, когда полно, всесторонне и  объективно исследованы все обстоятельства совершенного преступления, полностью доказана виновность обвиняемого и отсутствуют основания для прекращения уголовного дела4.
    Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные  доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя. О факте уведомления и разъяснения указанного права составляется протокол.
    Об  окончании следственных действий следователь  также уведомляет защитника и  законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном  деле. Одновременно следователь должен сообщить о месте, дате и времени  ознакомления с материалами уголовного дела.
    Кроме того, правом на ознакомление с материалами  дела обладают потерпевший, гражданский  истец, гражданский ответчик и их представители. Следователь обязан сообщить им об окончании предварительного следствия и выяснить, желают ли они ознакомиться с материалами уголовного дела.
    Если  от кого-либо из этих лиц поступит устное или письменное ходатайство об этом, следователь знакомит вначале потерпевшего и его представителя со всеми  материалами дела, а гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей - с материалами дела, относящимися к заявленному иску.
    Если  представитель потерпевшего гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не могут явиться для  ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то следователь откладывает ознакомление, но не более чем на 5 суток.
    После ознакомления названных выше участников процесса с материалами уголовного дела следователь обязан ознакомить с ними обвиняемого и его защитника. Они могут знакомиться с делом как вместе, так и раздельно.
    Если  по делу привлечено несколько обвиняемых, каждому из них материалы дела для ознакомления предъявляются  отдельно.
      В случае если защитник, законный представитель  обвиняемого по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то предъявление материалов дела может быть отложено на срок не более 5 суток. При невозможности явки избранного обвиняемым защитника следователь по истечении 5 суток вправе предложить ему избрать другого защитника или, при наличии ходатайства обвиняемого, принимает меры для явки другого защитника. Однако замена защитника на этом этапе расследования без согласования с обвиняемым влечет за собой существенное нарушение его прав, что влияет на законность постановленного приговора по делу1.
    Если  обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то следователь предъявляет  ему материалы уголовного дела для  ознакомления без участия защитника, за исключением случаев, когда участие  защитника в уголовном деле является обязательным.
    Если  обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами  уголовного дела без уважительных причин, то следователь по истечении 5 суток  со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников производства составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.
    Правила ознакомления с материалами уголовного дела одинаковы для всех участников процесса.
    Материалы дела представляются для ознакомления в подшитом и пронумерованном  виде. По ходатайству заинтересованных лиц им предъявляются также вещественные доказательства, фотографии, аудио-, видеозаписи  и иные приложения к протоколам следственных действий. Однако могут не предъявляться материалы, касающиеся анкетных данных, биографических и иных сведений об участниках процесса, если это необходимо для обеспечения их безопасности, а также безопасности их близких. Если невозможно предъявить вещественные доказательства (в силу их громоздкости, нахождения на хранении у потерпевшего или других лиц и т.п.), следователь должен вынести об этом постановление.
    При ознакомлении с материалами дела участники процесса вправе выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. При этом они не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления со всеми материалами дела. Вместе с тем, если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, то судья по ходатайству следователя может установить для этого определенный срок. Если же и в этот срок они не ознакомятся с материалами дела без уважительных причин, следователь вправе своим постановлением прекратить ознакомление, о чем делается отметка в протоколе.
    По  окончании ознакомления участников процесса следователь выясняет, имеются  у них ходатайства или иные заявления.
    Обвиняемому следователь обязан разъяснить право  ходатайствовать при наличии на то оснований: о рассмотрении его дела коллегией из трех федеральных судей; судом присяжных; о применении особого порядка судебного разбирательства; о проведении предварительных слушаний.
    Если  заявленное кем-либо из участников процесса ходатайство обосновано, следователь обязан его удовлетворить. В этом случае он вправе произвести дополнительные следственные действия, после чего предоставить участникам процесса возможность ознакомиться с дополнительными материалами уголовного дела.
    В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства следователь выносит об этом мотивированное постановление, которое объявляется лицу, заявившему ходатайство, и разъясняется порядок его обжалования.
    Кроме того, по окончании ознакомления с  материалами дела следователь обязан выяснить, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для подтверждения позиции стороны обвинения или защиты.
    Об  ознакомлении с материалами дела составляется протокол, в котором  отмечается: где, когда и в течение какого времени происходило ознакомление с материалами дела (даты начала и окончания ознакомления); какие именно материалы (количество томов и листов) были предъявлены для ознакомления; ходатайства и иные заявления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.