На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Содержание 

Введение………………………...…………..……..…………………………………3 

I. Теоретические основы профессионального мастерства и деятельности социального педагога………………….………………………….…………...…….4 

1.1. Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях……………………………………………...…..4

1.2.   Современное состояние и перспективы развития специальности……….…5

 
1.3.   Планирование социально- педагогической   работы…………………..…....8 

1.4.   Методы работы социального педагога………………….………….…....….11 

1.5.  Качества социального педагога, определенные профессиональным стандартом…………………………………………………….…………………….11 

Заключение…………………………..…………………...…………………….…...13 

Список  литературы………………………...………...…….…………….…………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       В течение последних лет мы должны наблюдать усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решение жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается со множеством неразрешенных проблем, их количество постоянно возрастает: происходит усиление социальной функции государственных учреждений; назначаются на роль социального работника, социального педагога специалисты; происходит утверждение нормативно-правовой и финансовой базы для их деятельности; возникает система подготовки и повышение квалификации специалистов.
       Значительная  роль в процессе воспитания подрастающего  поколения отводится сотрудничеству  семьи и школы.    
       Семья должна оказывать помощь школе в  успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся.
       Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы учителя, психолога, социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов.
       Социальный  педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели-обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Так как нет конкретной отдельной специальности Классный руководитель, поэтому функцию классного руководства выполняют, даже можно сказать только частично, учителя предметники, которые при всем том имеют нагрузку учебных часов.
       Поэтому социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.
       Как показывает наблюдение, для успешного  становления социального педагога  необходимо воссоздание целостного видения им человека, обретение как можно более полного представления об условиях жизни и развития ребенка; накопление знаний о месте и о роли педагога в решении жизненно важных проблем, касающихся развития ребенка, - все это можно считать качественными характеристиками профессионального самоопределения социального педагога. 

       Теоретические основы профессионального  мастерства и деятельности социального педагога 

       1.1. Профессиональное мастерство и педагогическая технология социального педагога в современных условиях. 

       В современных условиях в работе различных  социальных структур определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:
    оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
    организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
    влияние на человека.
       Процесс влияния на человека — это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.
       Социальному педагогу необходимо осознать, что  такое социальное воспитание, педагогика семьи, личность ребенка, какие существуют методы общения и воздействия на ребенка, особенности работы с трудными подростками.
       Попытаемся  выделить, что же является главным  в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога — предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы-интерната или группы продленного дня.
       Учителю чаще всего приходится работать с  классом или группой, и в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.
       В чем основное назначение социального  педагога? Это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.
       Для решения этих задач социальный педагог  изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления.  В этом одна из главнейших задач социального  педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту — дело не легкое. Поддержать духовно, научить свыкнуться с бедой, искать выход, найти путь и принять решение, вселить веру в ребенка, убедить его, что все в его жизни можно изменить к лучшему.
       Педагог связывается со специалистами, со службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого необходимо, чтобы он был профессионально подготовлен, достаточно образован для ведения воспитательной и учебной работы. Сегодня это называется педагогическим мастерством.
       Педагогическое  мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый учитель — это личность.
       В существующем уставе школы определены профессиональные обязанности учителя. Его труд интеллектуальный, требующий психологических, духовных, умственных и физических сил.
       Педагог должен знать свои способности, чем он может достичь успеха и знать свои недостатки. Один педагог владеет даром красноречья, другой умеет разжечь энергию ребят, быть любознательным и увлеченным. Влияние педагога на ребенка зависит от его личных качеств.
       Представить труд социального педагога без рассмотрения вопроса его профессионального педагогического мастерства и педагогической техники невозможно. Но так как диапазон его деятельности достаточно широк, чтобы создать общее представление, рассмотрим несколько вопросов.
       Социальный  педагог должен владеть профессиональными  знаниями: знать педагогику и психологию, физиологию развития ребенка и методику воспитательной работы. Эти знания помогут педагогу изучить ребенка, проанализировать его поведение. Изучая ребенка, следует обратить внимание в первую очередь, на круг его общения. Социальный педагог должен уметь организовать, деятельность и сотрудничество детей.
       Существует  еще понятие — педагогическая технология, которой также должен владеть социальный педагог. Это значит, владеть приемами, умениями и навыками влиять на воспитанников.
       Актуальным  является наличие у социального  педагога организаторских способностей, умения и быстро принять решение, быстро организовать реабилитационную работу. Но главное - быть добрым.

       1.2. Современное состояние и перспективы развития специальности.

       Прежде  всего, надо отметить, что данным специалистам приходится сталкиваться с самыми разнообразными проблемами социальной жизни ребенка и не всегда готовы к их разрешению. Поле профессиональной деятельности социального педагога определяется современным состоянием социальной и педагогической реальностью, социальными ожиданиями детей, родителей и коллег. При этом объектом внимания специалиста всегда является проблемная (трудная) жизненная ситуация.
       Для начинающих социальных педагогам знакомство с материалами анализа содержания социально – педагогической работы может быть полезным, так  как  позволит увидеть вопросы и проблемы, с которыми придется встретиться  в первую очередь.
       “Изучив  проблемное поле профессиональной  деятельности социальных педагогов, можно отметить, что наибольшие трудности они испытывают при решении следующих проблем:
    Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе, это как правило, дети, имеющие криминальный контакт;
    Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность, их негативность и/или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;
    Разрешение проблем психологического состояния ребенка при наличии многосторонних иерархических конфликтов между администрацией школы, родителями  и учениками”.(№7, с.14)
       На  основе изучения содержания  профессиональной деятельности социальных педагогов были выявлены три  ведущие функции социально - педагогической работы.
    Профилактическая - профилактика проблемной жизненной ситуации ребенка, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни ребенка, совместное с ним преодоление трудностей на пути к решению жизненно важных задач.
    Защитно-охранная – защита и охрана прав ребенка в уже сложившейся трудной жизненной ситуации: защита ребенка о социальной среды, если у него возникают проблемы с адаптацией к ней, и защита социальной среды от деструктивного влияния на нее со стороны ребенка.
    Организационная – координация действий или средств, которые способствуют выходу ребенка из трудной жизненной ситуации; развитие и упрочнение социальных связей.
       Выполняя  в своей деятельности эти три  функции, социальный педагог может  применять одни и  те же средства для работы с различными группами детей.
       Рассмотрим  средства, которые используются социальными  педагогами при реализации данных функций.
       “Профилактическая функция”:
    Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определение уровня его личностного и физического состояния, социального статуса семьи с помощью социологических опросов и т.д. 
    Первичная профессиональная диагностика с применением методик определения профессиональной направленности, интересов ребенка и семьи.
    Включение элементов социального воспитания в предметы базового учебного цикла.
    Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, учителей, учащихся.
    Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.
       Защитно-охранная функция:
    Создание картотеки, банки данных наблюдаемых детей и семей о проблемных или конфликтных ситуациях.
    Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных учреждениях социального обеспечения и в правоохранительных органах. 
    Оформление в ПТУ, сменную школу, помощь в трудоустройстве детей и подростков, помощь в трудоустройстве детей и подростков, помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебного обследования.
    Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками сложных и конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта.
    Комплексный, многосторонний анализ проблемной ситуации на основе определенного концептуального подхода.
    Подготовка семей, детей,  учителей к оказанию самопомощи в критической ситуации.
       Организационная функция:
    Организация групповых тематических консультаций специалистов с приглашением юристов, психологов, врачей.
    Обеспечение индивидуальной консультативной и практической помощи родителям, учителям, учащимся.
    Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с родительскими общественными организациями школы, района, города.
    Организация школьных мероприятий (бесплатное питание, льготные проездные билеты для учащихся).
    Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.
    Выработка решений и рекомендаций, разработка программы действий.
    Разработка  рекомендаций по организации социально- ориентированного учебно-воспитательного процесса  в ОУ.
    Связь со спонсорами, шефами, организация гуманитарной и материальной помощи.
       С целью оказания помощи и поддержки  социальным педагогам создается  система методической службы на городском  и районном уровнях, разрабатывается  методическая база для аттестации и  повышения квалификации. Но сегодня  становления специальности “социальный педагог в основном зависит от того, как складывается опыт социально-педагогической работы в каждом конкретном образовательном учреждении, ибо до настоящего времен этот процесс протекал стихийно, часто зависел от личностных качеств специалиста и общественного мнения среди субъектов образовательного процесса. Поэтому очевидным становится тот факт, что профессиональное самоопределение является ведущим фактором на данном этапе становления специальности.
       Объединение усилий социальных педагогов в этом направление может принести ощутимый результат в общем деле. Так, каждый социальный педагог может сделать свой вклад в создании единого информационного банка данных; в обогащение арсенала социально-педагогической технологий путем использования активных форм взаимодействия с ребенком, переноса и адаптации отдельных форм социально-культурной, психолого-педагогической, валеологической работы в область социальной педагогика.
       1. 3. Планирование социально – педагогической работы.
       Планирование определяет структуру и содержание социально – педагогической деятельности на определенной период. Существует перспективное, календарное и текущее планирование, а также различные формы моделирования и проектирование, а также различные формы моделирования и проектирования социально – педагогической деятельности.
       Форма планов
    Перспективный план на год, на два и более.
    Циклограмма.
    Календарный план на полугодие, четверть, месяц.
    План- график работы на месяц, неделю, день.
    План – сетка на месяц и на неделю.
       Структура и содержание плана
       Перспективный план
       Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее, исходя из анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел.
       Перспективный план имеет следующие разделы: аналитическая  записка, цели и задачи, содержание по направлениям работы.
       Аналитическая записка – Состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, количественно - качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и включенности других специалистов ОУ в решение проблем социальной жизни ребенка. Выводы о том, что же является объектом социально - педагогической деятельности сегодня и какие вопросы должны стать наиболее актуальными в ближайшем будущем.
       Цели  и задачи плана
       Цель  определяет стратегию работы социального педагога, отражает предмет социально педагогической деятельности как двух сторонний процесс:
    Процесс становления личности ребенка как субъекта социальной жизни;
    Процесс создания педагогически целесообразной среды;
       Цели  по профилактике, предупреждению возникновения проблемных жизненных ситуации; социальный педагог выступает в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.
       Цели  по защите и охране прав ребенка в уже возникшей трудной ситуации; социальный педагог выступает в роли посредника между ребенком  и взрослым, ребенком и его окружением.
       Цели  по управлению действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем социальной жизни ребенка; социальный педагог выступает в роли координатора.
       Задачи  определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определенном направление социально – педагогической деятельности (СПД); одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям.
       В каждом разделе плана указываются мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направление. Сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты ОУ.
       В разделе “Профилактическая работа” учитывается содержание всех компонентов образовательного процесса данного ОУ. В содержание плана СПД должны быть отражены:
    Меры по усилению социальной ориентации содержания, методов организации учебной деятельности в базовых предметах учебного плана и изменение отношений ”учитель - ученик”;
    Действия по включению в учебный план предметов по выбору школы, формирующих социальные знания;
    Занятия в ходе дополнительного образования и в ходе событий школьной жизни, развивающих социальное чувство и поведение.
       Все это является средствами профилактики возникновения проблемных жизненных  ситуаций ребенка.
       При описании каждого направления СПД в любом разделе плана надо соблюдать определенную логику шагов:
    Сбор информации и диагностика;
    Прогнозирование результата и чего-то полагания;
    Непосредственное осуществление действий и контроль   результативностью.
       Для повышения эффективности и оперативности работы дополнительно используются и другие формы планирования.
       Календарное планирование позволяет уточнить расположение событий, упорядочить действия социального педагога во времени и пространстве.
       Циклограмма помогает распределить во времени работу по отдельным направлениям и согласовать между собой этапы СПД.
       Календарный план составляется на полугодие, чаще всего на месяц, иногда на неделю.
       Календарный план помогает выявить последовательность действий социального педагога по каждому направлению, уточнить место и время проведения событий, ответственных за результат.
Направления и формы социально-педагогической работы Дата  и место Ответственный
     Профориентационная  работа:
    Тестирование девятиклассников;
 
 
     
    Сбор, анализ информации о социальных ожиданиях обучающихся и выступление на родительском собрание
      
 

  10.10   (центр  по труду и занятости)
  28.10
  (актовый  зал)
  Кл. руководители   9-х  классов  

  соц. педагог
Совершенствование контактов с многодетными родителями
    Выявление наиболее активных, способных решать проблемы своей семьи, проведение совещания по прогнозированию совместных действий;
    Собрание родителей всех многодетных семей по поводу создания общественной организации;
 
     
    Подготовка  письма в отдел социальной защиты семьи и детства и совещание с активом по планированию работы  

 
 
  7.10(каб. 23) 
 
  14.10
  (каб.28) 
 

  21.10
  (каб.23)
 
 
  Соц. педагог, Кл. руководитель 
  Соц. педагог, зам. дир. по воспитательной работе
  Соц. педагог
Представитель из отдела по соц. защите семьи и детства
 
       План  – график на месяц, на неделю или на день – это форма текущего планирования, которая позволяет расположить регулярно повторяющиеся мероприятия в определенной последовательности.
       План  – график на день: существуют дни, когда не обходимо провести много обязательных мероприятий и надо равномерно распределить время и т.д.
День Время Содержание  деятельности и формы  работы
   Понедельник 8.30-9.00 
 
9.00-10.00 

11.00-13.00 

14.00-15.00 

15.00-16.30
  День  посвящен работе с детьми, состоящими на внутришкольном контроле.   Встреча с детьми, уклоняющимися от обучения (по особому графику)
  Контроль  за посещением уроков теми, кто стоит  на внутришкольном учете.
  Встреча с завучем и учителями по поводу детей, уклоняющихся от учебы.
  Собеседование с детьми, имеющими отклонения в  поведении.
  Оформление  документации.
       Моделирование как средство программно – целевого метода управления развитием СПД является дополнением к перспективному и календарному планированию, когда возникает необходимость количественно – качественных изменений в результатах  СПД.
       В процессе разработки программы можно выделить пять стадий:
    Анализ проблем социальной жизни ребенка, социальной группы детей (объекты  СПД) и имеющийся опыт их разрешения.
    Выявление тех, кто в социальной жизни является участниками этой проблемной ситуации и тех, кто выступит субъектом СПД, их реальных возможностей.
    Формулировка ведущих стратегических идей, определение предмета и цели обновления СПД.
      Формирование плана действий на первом этапе осуществления программы.
    Экспертиза программы.
       На  каждой стадии надо точно рассчитать шаги социального педагога, а затем включить его действия в общую систему планирования рабочего времени.
       На  каждом этапе реализации программы  необходимо скрупулезно анализировать  результат движения к цели, причины  успеха и неудач, корректировать цели, или изыскивать скрытые ресурсы для решения проблем данного типа и совершенствовать свое профессиональное мастерство.
       1. 4. Методы работы социального педагога
       Завершая  разговор о деятельности социального  педагога, следует остановиться на его методах работы. Их диапазон также многообразен; рассмотрим первостепенные.
       Самым распространенным и естественным является метод наблюдения.
       Именно  он дает педагогу больше всего материала  для воспитательной работы. Педагог  наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Нужно знать ребят. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.
       Чаще  всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.
       Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка.
       При изучении ребенка педагог не может  обойтись без анализа его психологического и социального состояния, того, что исследователи называют «ядром ребенка».
       1.5. Качества социального  педагога, определенные  профессиональным  стандартом.
    умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью;
    умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценки ситуации;
    умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности;
    умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по социальной педагогике или практической психологии, по теории личности и диагностические методы;
    умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия;
    умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз;
    умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных ;
    умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей;
    умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы;
    умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами
    умение обеспечивать межведомственные связи;
    умение интерпретировать и выявлять социальные нужды и докладывать о них в соответствующие органы (администрация,  финансовые органы, общественные организации).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       Заключение 

       Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем  самым организует и осуществляет связи в обществе.
         Человеческое сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.
       Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.
       Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться. Нужно  помогать и поддерживать семью. Эту  задачу может и должен осуществлять социальный педагог.
       На  сегодня наука ещё только занимается разработкой методов и технологий по работе с семьёй. Проверяет их на практике.
       Социальный  педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели-обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.