На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Развитие внимания

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Развитие  внимания 
 

   ВВЕДЕНИЕ 

   Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных  форм массовой культуры, рост темпа  жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни  современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
   Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
   Внимание  дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам  и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.
   В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
   Внимание  всегда есть сосредоточенность на чем либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.
   Внимание  является одним из феноменов ориентировочно-сследовательской деятельности. Оно представляет собой  психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».
   Внимание  не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.
   Внимание - это психическое состояние, характеризующее  интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности  на сравнительно узком участке (действий, предмете, явлении).
   Выделяют  следующие формы проявления внимания:
   - сенсорное (перцептивное);
   - интеллектуальное (мыслительное);
   - моторное (двигательное).
   Основными функциями внимания являются:
   - активизация необходимых и торможение  ненужных в данный момент
     психических и физиологических  процессов;
   - целенаправленный организованный  отбор поступающей информации (основная 
     селективная функция внимания);
   - удержание, сохранение образов  определенного предметного содержания  до тех 
     пор, пока не будет достигнута цель;
   - обеспечение длительной сосредоточенности,  активности на одном и том  же 
     объекте;
   - регуляция и контроль протекания  деятельности. 

   Внимание  связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.
   Внимание  состоит в том, что известное  представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Это большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффекты, а именно:
   - аналитический эффект внимания - данное представление становится  детальнее, 
      в нем мы замечаем больше  подробностей;
   - фиксирующий эффект - представление  делается устойчивее в сознании, не так
      легко исчезает;
   - усиливающий эффект - впечатление,  по крайней мере в большинстве  случаев,
     делается сильнее: благодаря включению  внимания слабый звук кажется 
     несколько громче.
   РАЗВИТИЕ  ВНИМАНИЯ 

   Внимание  ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
   На  протяжении дошкольного возраста в  связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в  общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность  и устойчивость. Так, если младшие  дошкольники могут играть в одну и ту же 30-40 мин., то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказа и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза, ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

   РАЗВИТИЕ  ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

 
   Основное  изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим  вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что сама по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием.
   В одном эксперименте с детьми проводили  игру в вопросы и ответы по типу игры в фанты с запретами : «Да» и «Нет» не говорите, белого и  черного не берите». По ходу игры ребенку  задавали ряд вопросов. Ребенок должен был отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию
    не называть запрещенных цветов, например черного и белого;
    не называть дважды один и тот же цвет;
   Эксперимент был построен так, что ребенок  мог выполнить все условия  игры, но это требовало от него постоянного напряжения внимания, и в большинстве случаев дошкольники не справлялись с заданием.
   Иной  результат получался, когда взрослый предлагал ребенку в помощь набор  цветных карточек, которые становились  внешними вспомогательными средствами для успешного сосредоточения внимания на условиях игры. Наиболее догадливые дети самостоятельно начинали использовать эти вспомогательные средства. Они выделяли запрещенные цвета, белый и черный, откладывали в сторону соответствующие карточки и в процессе игры пользовались теми карточками, которые лежали перед ними.
Помимо  СИТУАТИВНЫХ СРЕДСТВ, организующих внимание в связи с конкретной частной задачей, существует УНИВЕРСАЛЬНОЕ  СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ-РЕЧЬ. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, учитывая при этом или иные обстоятельства (Когда складываешь башенку, выбираешь самое большое колечко. Так, правильно. А где теперь самое большее ? Помни !!! и т.д.). Позднее ребенок начинает сам обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.
   По  мере развития ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ  РЕЧИ ребенок обретает способность  заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.
   Значение  словесной само инструкции для организации  внимания хорошо видно из следующего примера. Детям дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одна из указанных  изображений (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях он с трудом выполнял задание, часто сбивался. Однако ситуация менялась, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассматривания изображений на карточках он вспоминал, какие карточки можно брать, а какие нельзя). Наблюдения показали, что после проговаривания инструкции практически все дети, начиная со старшего дошкольного возраста, дают правильные решения, даже если в последующие задания вводят новых животных. Дети активно использовали речь для организации своего внимания в процессе отбора карточек.
   На  протяжении дошкольного возраста использование  речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в частности, в том, что выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в десять-двенадцать раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.  

ВОЗРАСТНАЯ  И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ* 

С.Г. ЯКОБСОН, Н.М. САФОНОВА
Настоящая работа посвящена экспериментальному анализу одного из типических случаев произвольного внимания в аспекте совершаемых при этом внутренних действий или операций.
Уже в  самых первых попытках психологического рассмотрения внимания была выделена та его форма, которую стали называть активным, волевым или произвольным вниманием. Предметом анализа продолжают оставаться психологические особенности и природа произвольного внимания, обеспечивающие его механизм и генезис.
В начальной  феноменологической характеристике данной формы всегда подчеркивалась необходимость сознательных усилий для сосредоточения внимания в определенном направлении, отмечался его пульсирующий характер и другие доступные самонаблюдению черты (У. Джемс).
Переход к характеристике психологической  природы произвольного внимания начинается с попытки понять его мотивацию. Т. Рибо, выдвинувший эту идею, полагал, что источником тех "добавочных сил", которые поддерживают соответствующие усилия, являются "естественные двигатели, которые отклоняются от прямой цели и употребляются для достижения другой цели" [8; 86]. Отсюда вытекает понимание генезиса произвольного внимания как изменение системы его мотивации. На I этапе в этой функции выступают первичные чувства типа страха; на II - вторичные: самолюбие, соревнование; на III - внимание переходит в область привычки.
Н.Н. Ланге  отмечал такое важное, внутреннее отличие произвольного внимания как то, что цель процесса заранее  известна субъекту. Иными словами, у  него имеется хотя неполное и бледное, предваряющее знание об объекте внимания.
Особое  место занимают также соображения многих авторов о физиологических механизмах переживаемого человеком чувства усилия.
Исследование  собственно психологических механизмов произвольного внимания можно датировать работами Л.С. Выготского. В контексте  идей французской социологической школы о культурно-опосредствованном характере произвольного поведения было экспериментально показано, что генезис произвольного внимания включает сознательное использование различных стимулов-средств, имеющих знаковый характер.
В рамках идеи П.Я. Гальперина о том, что внимание представляет собой деятельность контроля, механизм произвольного внимания рассматривается как сокращенная форма контроля за действием. Такой контроль осуществляется на основе заранее составленного плана и с помощью заранее установленных критериев и способов их применения.
Эти подходы  к пониманию механизмов произвольного  внимания выводят нас в новую  плоскость его анализа. Действительно, и использование средств, и осуществление  контроля предполагает совершение некоторого комплекса внешних и внутренних действий или операций. Их анализ целесообразно осуществлять в контексте теории деятельности или так называемого деятельностного подхода.
Деятельностный  подход был предложен в 1934 г. С.Л. Рубинштейном в качестве общефилософской, методологической основы советской психологии. Он позволил по-новому поставить некоторые теоретические проблемы психологии, в первую очередь - весьма дискуссионную в то время проблему соотношения внешнего поведения и сознания.
Однако  будучи ограничен этими общеметодологическими рамками, он так и не был реализован в эмпирических исследованиях.
Другое  направление деятельностного подхода  было создано А.Н. Леонтьевым в конце 30-х - начале 40-х гг. и содержит представления  о структуре деятельности, ее компонентах и основных ступенях филогенетического развития.
Характеристика  деятельности как особым образом  структурированной действительности сразу открыла новые возможности  эмпирического изучения и породила ряд перспективных направлений  в исследовании детской и педагогической психологии.
Исходные  компоненты структуры деятельности - потребности, мотивы, действия, операции исследовались весьма неравномерно. Значительное число экспериментальных  работ было посвящено проблеме мотивов. Проблема действий изучалась преимущественно в контексте интериоризации, т.е. превращения внешних действий во внутренние, совершаемые в уме. Основное внимание уделялось при этом действиям, конституирующим процессы мышления (П.Я. Гальперин, Я.А. Пономарев).
Только  в середине 60-х гг. появляются единичные работы, направленные на анализ состава тех внутренних операций, которые необходимо совершить для достижения определенного результата. Первой работой этого направления было исследование Н.С. Пантиной, в котором было показано, что такой, казалось бы, простой процесс, как собирание детской пирамидки по образцу может строиться на основе разных и достаточно сложных наборов операций.
К сожалению, эта линия исследования не получила дальнейшего продолжения, хотя она  представляется нам весьма перспективной как в целом для педагогической психологии, так и, в частности, при анализе произвольного внимания у детей.
Анализ  тех внешних и внутренних операций, которые должен совершить ребенок  для успешного использования  стимула-средства, обнаруживает перспективы этого подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
В опытах Л.С. Выготского по изучению роли средств  в овладении детьми своим вниманием  испытуемые, отвечая на различные  вопросы экспериментатора, не должны были называть некоторые цвета. Чтобы  помочь выполнить это требование, им давались два рода средств - карточки с запрещенными цветами и карточки с разрешенными цветами. Автор отмечает, что во втором случае ответы детей были менее осмысленными, но не объясняет причин феномена. Анализ необходимых в каждом случае внутренних операций обнаруживает различие этих двух ситуаций. Игра построена на том, что привычный ответ на решающие вопросы предполагает называние именно запрещенного цвета. Поэтому, отвечая на вопрос о цвете предмета, в первом случае ребенок должен сперва посмотреть на "запрещенные" карточки и если тот цвет, который он хочет, назвать, изображен на карточке, он должен сдержаться и подумать, чем его можно заменить. Так, при запрещении называть красный дети говорят, что помидоры иногда бывают зеленые. Ответ предполагает внутренний подбор других цветов, подходящих в данном случае, и ответ, естественно, более осмыслен. Если же, как во втором случае, перед ребенком карточки с разрешенными цветами, он может для ответа просто назвать любую из них, не задумываясь о смысле. Тем самым целесообразность применения тех или иных средств существенно определяется действиями или операциями по их использованию.
* Работа  выполнена при поддержке РГНФ; проект № 98-06-08232.
 

 
 
 
 
   СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ ВНИМАНИЯ 

   Хотя  дети четырех-шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе  игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания является одним из основания, по которым дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
   Следует отметить, что начиная со старшего дошкольного возраста становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в ителлектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
   К концу дошкольного возраста у  детей способность к произвольному  вниманию начинает интенсивно развивается. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием организации  учебной деятельности в школе. 

   ВИДЫ  ВНИМАНИЯ 

   Внимание имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые - произвольным. 

Вид внимания Условие возникновения Основная  характеристика Механизм
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или значимого и  вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Непроизвольность, легкость возникновения и переключения Ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая  более или менее устойчивый интерес  личности
Произвольное Постановка  (принятие)
 задачи
Направленность  в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет Ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь)
Послепроизвольное Вхождение в  деятельность и возникающий в  связи с этим интерес Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение Доминанта, характеризующая возникший в процессе данной деятельности интерес
 
   Внимание  может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Эти  виды внимания отличаются друг от друга  только по своей сложности.
   Бывают  случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления, а они «берут штурмом» наше сознание в силу своей интенсивности.
   Факторы, определяющие непроизвольное внимание:
   - интенсивность раздражителя;
   - качество раздражителя;
   - повторение;
   - внезапность появления объекта;
   - движение объекта;
   - новизна объекта;
   - согласие с наличным содержанием  сознания.
   Произвольность  внимания развивается вместе с формированием  его отдельных свойств. Есть еще  и третья стадия становления внимания - она заключается в возвращении к непроизвольному вниманию. Этот вид внимания получил название «послепроизвольного». Понятие послепроизвольного внимания было введено в употребление Н.Ф. Добрынининым. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности (значимости, интереса) для личности.
   Таким образом, можно выделить три стадии развития внимания:
   - первичное внимание, вызванное разнообразными  раздражителями, которые производят  сильное воздействие на нервную систему;
   - вторичное внимание - сосредоточенность  на одном объекте, несмотря  на наличие других (дифференциация);
   - постпроизвольное внимание, когда  объект удерживается во внимании  без специальных усилий. 

   НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ  ВНИМАНИЕ 

   Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.
   Причины возникновения непроизвольного  внимания :
   - объективные особенности предметов  и явлений (их интенсивность,  новизна, динамичность, контрастность);
   - структурная организация (объединенные  объекты воспринимаются легче,  чем беспорядочно разбросанные);
   - интенсивность объекта - более  сильный звук, более яркий плакат  и т. д. скорее привлекает  к себе внимание;
   - новизна, необычность объектов;
   - резкая смена объектов;
   - субъективные факторы, в которых  проявляется избирательное отношение  человека к окружающему;
   - отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).
   Основная  функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
   В зависимости от внутренних условий  выделяют три разновидности непроизвольного внимания.
   Детерминанты  вынужденного внимания лежат предположительно в видовом опыте организма. Поскольку научение этой форме внимания играет незначительную роль, ее называют врожденной, естественной или инстинктивной. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер.
   Вторая  разновидность непроизвольного  внимания зависит не столько от видового, сколько от индивидуального опыта  субъекта. Она также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В этой мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Такое внимание можно назвать невольным. Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д.
   Третью  разновидность непроизвольного  внимания можно назвать привычным вниманием. Одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же - переходной к нему формой. Со стороны субъекта эта форма внимания обусловлена установками, намерением выполнить ту или иную деятельность.
   Вынужденное, невольное, привычное внимание как  разновидности непроизвольного  внимания объединяет то, что их побудительные  причины лежат вне сознания человека.
   Непреднамеренное  внимание характеризуется следующими особенностями:
   - человек предварительно не готовится к восприятию объекта или действию;
   - интенсивность непреднамеренного  внимания обусловливается особенностями  раздражителей;
   - непродолжительно по времени  (внимание длится до тех пор,  пока действуют соответствующие  раздражители, и , если его не  закрепить, прекращается по окончании их действия). Эти особенности непреднамеренного внимания делают его неспособным обеспечить хорошее качество той или иной деятельности. 
 
 
 

   ПРОИЗВОЛЬНОЕ  ВНИМАНИЕ 

   Источником  произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению  цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его разновидности.
   1. Процессы намеренного обращения  внимания могут протекать легко  и без помех. Такое внимание  называют собственно произвольным, чтобы отличить его от случаев  привычного внимания, о которых  говорилось ранее. Необходимость  в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями непроизвольного внимания. Чувство напряжения - характеристика процесса внимания данного вида. Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой - суть любых процессов волевого внимания.
   2. Волевой характер выжидательного  внимания особенно проявляется  в ситуациях решения так называемых  задач на бдительность.
   3. Особенно важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания состоит в создании спонтанного внимания. При неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным вниманием его роднит активность, целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия, автоматичности и эмоциональное сопровождение.
   Основная  функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее  время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.
   Характеристики  произвольного (преднамеренного) внимания:
   - целенаправленность - определяется  задачами, которые человек ставит  перед собой в той или иной  деятельности:
   - организованный характер деятельности - человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;
   - устойчивость - внимание продолжается  более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы, в которых мы выражаем наше намерение.
   Причины, обусловливающие произвольное внимание:
   - интересы человека, побуждающие  его к занятию данным видом  деятельности;
   - осознание долга и обязанности,  требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.
   ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ 

   Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточие сознания,  не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.  

   СВОЙСТВА  ВНИМАНИЯ 

   Внимание  характеризуется различными качествами или свойствами. Внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями его основных свойств.
   Свойства  внимания делятся на первичные и вторичные.  К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным - колебания и переключение внимания. 

   ОБЪЕМ 

   Объем внимания - это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.
   Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Однако объем внимания - величина индивидуального меняющаяся, и классическим показателем объема внимания у детей является цифра 3+-2.
   Для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста каждая буква  является отдельным объектом. Объем  внимания начинающего читать ребенка  очень мал, но по мере овладения техникой чтения приобретения опыта увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения. Основное условие расширения объема внимания - наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала. 

   УСТОЙЧИВОСТЬ 

   Устойчивость  внимания - его временная характеристика - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивое внимания сохраняется в работе, которая дает положительные результаты, особенно после преодоления трудностей, что вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения.
   Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительного длительного времени. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации.
   Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено переодическим произвольным колебаниям. Периоды таких колебаний составляют обычно две-три секунды и доходят до 12 секунд.
   Если  внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие  факторы:
   - усложнение объекта ( сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения);
   - активность личности;
   - эмоциональное состояние ( под  влиянием сильных раздражителей  может возникнуть отвлечение  внимания на посторонние объекты);
   - отношение к деятельности;
   - темп деятельности (для устойчивости  внимания важно обеспечить оптимальный  темп работы: при слишком низком  или слишком высоком темпе  нервные процессы иррадиируют  (захватывают ненужные участки  коры головного мозга), затрудняется  сосредоточение и переключение внимания.
   Устойчивость  тесно связана с динамическими  характеристиками внимания, например с его колебаниями (пунктуациями). Динамика внимания проявляется в  сдвигах устойчивости в течение  длительного периода работы, который  подразделяется на следующие стадии сосредоточения:
   - первоначальное вхождение в работу;
   - достижение сосредоточения внимания, затем его микроколебания, преодолеваемые  путем волевых усилий;
   - снижение сосредоточенности и  работоспособности при усилении  усталости. 

   ИНТЕНСИВНОСТЬ 

   Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии  при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так, в состоянии утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения. Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью возбудительных процессов в определенных участках коры мозга при одновременном торможении других его участков.
   КОНЦЕНТРАЦИЯ 

   Концентрация  внимания - это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.
   Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности. Физиологической основой сосредоточенного внимания являются оптимальная интенсивность возбудительных процессов тех участков коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных процессов в остальных частях коры.
   Сосредоточенное внимание характеризуется резко  выраженными внешними признаками: в  соответствующей позе, мимике, выразительном  живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Так, например, тишина в классе, в аудитории может свидетельствовать как об увлечении предметом, так и о полном равнодушии к происходящему. 

   РАСПРЕДЕЛЕНИЕ 

   Распределение внимания - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.
   Распределение внимания - это свойство внимания, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещение) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий). Рассматривая распределение внимания, необходимо учитывать, что:
   - трудность представляет совмещение двух и более видов умственной деятельности;
   - легче совмещать двигательную  и умственную деятельность;
   - для успешного выполнения одновременно  двух видов деятельности один  вид деятельности должен быть  доведен до автоматизма.
   Особое  значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать взрослого и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности, такое совмещение будет успешно.
   Старший дошкольник и младший школьник плохо  распределяют внимание, у них еще  нет опыта. Поэтому не следует  заставлять ребенка одновременно выполнять  два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.
   Способность к сосредоточенному или, наоборот, к  распределенному внимания формируется  в процессе практической деятельности путем упражнений и накопления соответствующих навыков. 

   ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ 

   Переключение  внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.
   Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение  в новую деятельность, усталость.
   Переключение  бывает полным (завершенным) и неполным (незавершенным) - в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят:
   - от отношения между предшествовавшей  и последующей деятельностью;
   - от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности;
   - от отношения субъекта к той  или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и  наоборот);
   - от индивидуальных особенностей  субъекта (типа нервной системы,  индивидуального опыта и др.);
   - от значимости цели деятельности  для человека, ее ясности, четкости.
   Наряду  с переключением внимания выделяется его отвлечение - непроизвольное перемещение  внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для  ее успешного выполнения. Ребенку трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо.
   Переключаемость внимания относится к числу тренируемых  качеств. 
 
 

   КОЛЕБАНИЯ 

   Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется переодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании. Переодичность колебания внимания отчетливо проявляется в опытах с двойственным изображением.
   Классическим примером является двойной квадрат, представляющий собой одновременно две фигуры: 1) усеченную пирамиду, обращенную к зрителю своей вершиной; и 2) длинный коридор с выходом в конце. Если смотреть на этот чертеж даже с напряженным вниманием, то через определенные промежутки времени перед нами будет то усеченная пирамида, то длинный коридор. Вот такая смена объектов и есть пример колебания внимания.

     

     
     

     
     
     
     
     

   Колебание Внимания объясняется тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва. При напряженной работе соответствующие нервные клетки быстро истощаются и нуждаются в восстановлении. Наступает их охранительное торможение, в результате которого в тех центрах, которые до этого были заторможены, повышается и внимание переключается на посторонние раздражители.
   Внимание  имеет избирательный характер. Благодаря этому деятельность имеет определенную направленность. Внешне внимание выражается в движениях, с помощью которых мы приспосабливаемся к выполнению действий. При этом лишние, мешающие этой деятельности движения затормаживаются. Так, например, если необходимо внимательно рассмотреть какой-либо объект, мы внимательно что-либо слушаем, то наклоняем голову, чтобы лучше слышать. Такое приспособительное движение облегчает восприятие.
   Направленность, или избирательность, внимания проявляется  в различных формах. Первоначально  выбор объектов внимания связан с  анализом огромного потока информации, непрерывно поступающего из внешнего мира. Это ориентировочно - исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности, в тревожном ожидании (непроизвольная избирательность). Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой (произвольная избирательность). В других случаях (например, чтение книги, прослушивание музыки и т.д.) четкая программа необязательна. 

   РАЗВИТИЕ  ВНИМАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 

   Под вниманием понимается направленность и  сосредоточенность  психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.
   Внимание  имеет и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым – изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.
   Традиционные  виды внимания разделяют  по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для  его поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека. Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание. Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.
   Об  уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется потому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате. 
 

   ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ 

   Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.
   С вниманием связаны направленность и избирательность познавательность процессов. Внимание определяется точность и детализация восприятия, прочность  и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
   Рассмотрим  основные виды внимания. Таковыми являются природное и социальное обусловленное  внимание, непосредственное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
   Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
   Социальное  обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.
     Непосредственное внимание не управление ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
     Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов и т.д.
    Непроизвольное  внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами.
    Наконец можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной органов чувств, а второе – с сосредоточенностью и направленностью мысли. 

    РАЗВИТИЕ  ВНИМАНИЯ В ДЕТСКОМ  ВОЗРАСТЕ 

    Развитие  внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший  дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.
      Развитие внимания в онтогенезе  анализировал Л.С. Выготский. Он  писал, что «культура развития  внимания заключается в том,  что при помощи взрослого ребенок  усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание».
    Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, - это улучшение  внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
    Развитие  внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:
      первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;
      к концу первого года жизни возникает ориентировочно – исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;
      начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;
      во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;
      в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;
      в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;
      в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое;
      в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:
      расширяется объем внимания;
      возрастает устойчивость внимания;
      формируется произвольное внимание.
   Объем внимания в значительной степени  зависит от прошлого опыта и развития ребенка. Старший дошкольник способен удерживать в поле зрения небольшое количество предметов или явлений.
   О значительном развитии устойчивости внимания на протяжении дошкольного возраста говорят и данные Н.Л. Агеносовой. Предлагая вниманию детей дошкольного возраста несложную по содержанию картинку, она фиксировала время ее рассматривания. При этом специально замерялся интервал времени между моментом, когда взор ребенка впервые обращался к картинке, и моментом, когда ребенок отвлекался от нее. Среднее время, затрачиваемое детьми разного возраста на свободное рассматривание картинки ,показывает, что устойчивость внимания – сосредоточенное рассматривание – возрастает от младшего к старшему дошкольному возрасту почти в 2 раза (с 6,8 до 12,3 секунды).
   Исследования, проведенные Т.В. Петуховой, показывают, что старшие дошкольники не только более длительное время могут  заниматься малоинтересной работой (по заданию взрослого), но гораздо реже отвлекаются на посторонние объекты, чем младшие дошкольники. Сравнительные данные по возрастам представлены в таблице. 

Возраст детей, годы Средняя продолжительность, мин
  деятельности отвлечений
2,5-3,5 17,5 7,8
3,5-4,5 37,4 7,5
4,5-5,5 51,4 6,4
5,5-6,5 62,8 1,6
    
   На  протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это ярко проявляется в формировании у ребенка произвольного действия.
   Так, Н.Н. Поддъковым, изучавшим особенности  автоматизации действия у детей  дошкольного возраста, были получены данные, свидетельствующие о повышении эффективности внимания при формировании действия. Он предлагал ребенку гасить разноцветные лампочки, зажигавшиеся на пульте в определенной последовательности, и регистрировал количество ориентировочных реакций на сигналы (лампочки) и объекты действия (кнопки).  В отличие от младших дошкольников 3,5-4 лет, которые долго не могли установить расположение лампочек в пространстве и последовательность их зажигания, дошкольники 5-6,5 лет находили их одними-двумя движениями головы. К концу дошкольного возраста постепенно появляется опыт управления своим внимание, умение более или менее самостоятельно его организовывать, сознательно направлять на определенные предметы, явления, удерживаться на них.
   На  протяжении дошкольного возраста, в связи с усложнением деятельности детей и их общим умственным развитием деятельности детей и их общим умственным развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов. Это объясняется тем, что игра постепенно усложняется и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.
   Произвольное  внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.
   Внимание  в дошкольном детстве носит преимущественно  непроизвольный характер. Ряд отечественных  психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин и др.) связывают  преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Непроизвольное внимание развивается в течение всего дошкольного детства. Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан и Н.В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явления.
   Исследования  психологов показывают, что развитие произвольного внимания в случае грамотного управления этим процессом  в течение первого года может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у детей умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед ребенком ставит взрослый, оказывая помощь в ее достижении. Развитие произвольного внимания у детей идет в направлении от выполнения целей, поставленных взрослым, к целям, которые ребенок сам ставит и контролирует их достижение.
   Физиологической основой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс.  Данная форма внимания преобладает  у дошкольников и встречается у младших школьников в начале обучения. Реакция на все новое и яркое достаточно сильна в данном возрасте. Ребенок на все новое и яркое достаточно сильна в данном возрасте. Ребенок  еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Внимание старшего дошкольника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо не только делать трудное, непонятное доступным и понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ним и произвольное внимание.
   Даже  при сосредоточении внимания дети не в состоянии заметить главного, существенного. Это объясняется особенностями  их мышления: наглядно-образный характер мыслительной деятельности приводит к тому, что дети все свое внимание направляют на отдельные предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают эмоциональное переживание, которое оказывает тормозное внимание на мыслительную деятельность. И если суть предмета не находится на поверхности, если она  замаскирована, то младшие школьники не замечают ее. С развитием и совершенствованием мыслительной деятельности дети все в большей степени становятся способными сосредоточить свое внимание на главном, основном, существенном.
   Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить  его этому. Основные механизмы произвольного  внимания закладываются дошкольном детстве. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций :
    принятие постепенно усложняющихся инструкций;
    удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;
    развитие навыков самоконтроля;
   Одна  из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом многие психологи видят основное содержание внимания: становление умственного действия контроля можно обеспечить при самостоятельной работе детей с программированным учебным материалом. Организация материалов в коррекционно - развивающем занятии позволяет:
    планировать действия контроля;
    действовать в соответствии с намеченным планом;
    постоянно производить операцию сличения с имеющимся образом.
 
   Такое построение работы дает возможность  индивидуализировать деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и степени  активности.
   Истоки  произвольного внимания находятся  вне личности ребенка. Это означает, что само по себе развитие непроизвольного внимания не гарантирует возникновения произвольного. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослый тем самым дает ему средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.
   Универсальным средством организации внимания является речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при  помощи словесных указаний. В дальнейшем ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание для достижения результата. По мере развития планирующих функций речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения действия.
   На  протяжении дошкольного возраста использование  речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется  в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают вслух инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники.
   Таким образом, произвольное внимание формируется  в дошкольном возрасте в связи  с возрастным развитием речи и  ее роли в регуляции поведения ребенка.
   Хотя  дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиваться  на однообразной и малопривлекательной  для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.
   Эта особенность является одним из оснований, по которым коррекционно – развивающая работа может строиться на занятиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.
   Для поддержания устойчивого произвольного  внимания необходимы следующие условия:
      отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
      привычные условия работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;
      возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности;
      создание благоприятных условий для деятельности , т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромкая звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже и усиливают его;
      тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других – уметь выделять и помнить цель действия, в третьих – вовремя переключать внимание, в четвертых – сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
   Для детей с невнимательностью характерно отсутствие предварительной готовности к активной работе на занятии. Они  постоянно отвлекаются от основного вида деятельности. Мимика и поза очень ярко свидетельствуют об их невнимательности. Главным показателем невнимательности являются низкая продуктивность и большое количество ошибок в выполняемой работе.
   Причинами низкой сосредоточенности в старшем  дошкольном возрасте являются: недостаточная интеллектуальная активность; несформированность навыков и умений учебной деятельности; несформировавшаяся воля.
   При организации коррекционно – развивающей  работы необходимо учитывать особенности  всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:
      структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);
      организация занятия (четкое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т.д.);
      темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном – работа на захватывает ребенка);
      последовательность и систематичность требований взрослого;
      смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;
      учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.
   Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.
   Распределение внимания у младших школьников развито  недостаточно. Если ребенок находит  ответ на заданный вопрос, он уже  не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и при письме, рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу написания слов, изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к соей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении. 

   ВНИМАНИЕ  ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ  ЗАНЯТИЙ 

   Внимание  – важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности  его формирования. «Внимание, - писал  К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую  не может миновать ни одно слово  ученья, иначе оно не попадет в  душу ребенка».
   Непроизвольное  внимание обычно связано с внезапным  появлением какого-либо объекта, сменой его движений, демонстрацией яркого, контрастного предмета. Слуховое, непроизвольное внимание возникает при внезапно раздающихся звуках, оно поддерживается выразительной речью воспитателя: сменой интонации силы голоса.
   Произвольное  внимание характеризуется целенаправленностью.
   Однако  в процессе обучения нельзя все сделать  настолько интересным, чтобы при  усвоении знаний не требовалось усилия воли. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что требует от ребенка значительного напряжения. Тем не менее эти усилия воли могут уменьшаться или даже совсем исчезать. Это наблюдается в тех случаях, когда в процессе занятий появляется интерес к самой работе. Произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Наличие послепроизвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила ребенка и уже не требуется значительных волевых усилий для ее поддержания. Это качественно новый вид внимания. От непроизвольного оно отличается тем, что предполагает сознательное усвоение.
   Значение  послепроизвольного внимания важно  для педагогического процесса, так  как длительное поддержание внимания с помощью волевых усилий утомительно.
   К особенности внимания относятся  сосредоточенность (или концентрация) и устойчивость.
   Руководствуясь  этим, мы проследили условия сохранения устойчивости внимания у старших  дошкольников во время занятий.
   Воспитатели знают, что привлечь внимание ребенка  нетрудно. Но сохранить его нелегко. Для этого необходимо использовать специальные приемы.
   Формирование  внимания всегда было важным звеном процесса обучения. «Однако, -пишет А.П. Усова, - воспитание внимания неправомерно начало выделяться в самостоятельную задачу, решаться изолированно от усвоения знаний и умений». Внимание детей приобретает определенные качества в зависимости от деятельности, в которой оно проявляется и формируется, в зависимости от того, как направляется эта деятельность.
   Очень важен организационный момент проведения занятия. Если он проходит спокойно и быстро, все необходимое приготовлено заранее и у воспитателя есть время обратить особое внимание на тех, у которых замедлен переход от игры к «рабочему состоянию», то, как правило, отмечается быстрое сосредоточение детей. Однако так бывает не всегда. Иногда организационный момент затягивается до четырех и более минут.
   По  нашим наблюдениям, длительность организационного момента не должна превышать минуты.
   Включение детей в работу способствует прежде всего способ раскрытия цели занятия, его содержание. Важно чтобы сообщаемое на занятии вызывало у детей живой интерес и любознательность, привлекало их внимание к словам воспитателя. Одно из занятий по конструированию воспитательница начала следующим образом: «Дети, скоро Новый год. Мы в группах будем украшать елки, для этого нужно сделать игрушки. Малыши не умеют делать красивые игрушки, поэтому договоримся, что самые лучшие отберем для малышей».
   Иногда  целесообразно и прямо указать  на трудности в работе. Можно сказать, что предстоящее занятие по подклейке книг трудное, его могут выполнить только дети подготовительной группы, им надо быть внимательными и аккуратным.
      Настроенность на занятие создается  и с помощью загадок, предложением  вспомнить пословицы, поговорки.  Это активизирует мышление детей, развивает у них речь, сообразительность.
   Внимание  детей необходимо поддерживать в  течение последующих этапов занятия. Объяснение, по данным А.П. Усовой, не должно затягиваться более 5 минут, иначе наступает  ослабление внимания. На занятии по декоративному рисованию, наблюдаемом нами, воспитательница затратила на объяснение 8 минут. В результате 10 детей отвлеклись, не смогли сразу начать работу, как длительное ожидание начала деятельности привело к ослаблению внимания.
   Какие методические приемы, используемые воспитателем, способствуют поддержанию активного внимания ?
   Объяснение  задания должно быть немногословным, нацеливать детей на главное. Дети выполняют  его самостоятельно или с помощью  воспитателя. При этом можно использовать метод поэтапной инструкции, разработанный А.П. Усовой. В одном из детских садов мы наблюдали занятия по рисованию с применением данного метода. На первом занятии воспитательница объяснила и показала, как рисовать фигуру человека. На втором – предложила ребенку нарисовать на доске фигурку лыжника. Третье занятие было на тему «Лыжники в лесу», где дети выполняли работу самостоятельно. Поэтапное объяснение послужило опорой для поддержания внимания во время выполнения задания.
   Воспитатели часто используют показ, объяснение, образец. На таких занятиях дети как будто внимательно слушают. Но когда воспитатель просит повторить, не все могут ответить.
   Во  время объяснения и в течении  занятия необходима известная эмоциональная  разрядка, смена приемов. Воспитатель  приводит интересные примеры, используя иллюстрации, задает вопросы в несколько необычной форме, напоминает отдельным детям, что спросит их.
   Сочетание слова воспитателя с применением  наглядности широко используется в  практике обучения. Формы этого сочетания  различны: использовать образец или вместо него картинку, рисунок, и не только в начале объяснений, но и в середине, конце.
   Но  вот дети приступили к выполнению задания. Как же сохранить их внимание на этом этапе занятия?
   Проанализируем  особенности поведения детей  в зависимости от вида деятельности и от продолжительности выполнения задания. Анализ показал, что хорошо ведут себя дети на занятиях по родному языку в течение 15-20 минут. В это время число отвлекающихся невелико (2-3). В дальнейшем увеличивается (9-10).
   На  занятиях по рисованию внимание сохраняется в течение 25 минут, при конструировании – до 20 минут. В дальнейшем число отвлекающихся детей увеличивается до 6-7 человек.
   Какие методические приемы используются воспитателем на этом этапе занятия ?
   Особенно  важно направлять деятельность детей  в процессе занятия по родному  языку. Умело ставя вопросы, подчеркивая, на что обратить внимание, как можно  сказать по –другому, что интересного  в ответе товарища, воспитатель тем  самым активизирует детей. Неумение воспитателя организовать работу всех детей обязательно приведет к ослаблению их внимания.
   Для создания устойчивого внимания и  сохранения его воспитатели усложняют  задания, ставя на каждом занятии  перед детьми умственную задачу.
   При однообразном ведении занятия внимание сохранить трудно. Так, например, воспитатель в течение 20 минут рассказывала сказку «Сивка-бурка». Уже на 5-й минуте чтения сказки дети начали отвлекаться. К.Д. Ушинский говорил, что губительно действует на ребенка всякая слишком долгая однообразная деятельность.
   Немаловажное  значение имеет и характер вопросов,  задаваемых воспитателем. На вопросы, непонятные детям или носящие  слишком общий характер, типа: «Какая была старуха? Какая бывает зима? и  т.д.» - ребенок не может ответить правильно. Ему приходится догадываться, что хочет спросить воспитатель. Неудовлетворенность ребенка своими ответами может ослабить внимание.
   К концу занятия утомление нарастает.
   У одних это сказывается в повышенной возбудимости, у других замечается вялость, пассивное ожидание конца занятия. И в том и в другом случае  внимание детей снижается.
   В конце занятия воспитатель обычно подводит итог деятельности, поэтому  целесообразно использование разных форм выбора и оценки работ, ответов: анализ работ воспитателем, выбор  и оценка лучших работ, игровая форма анализа, 3- 4 минут для этого достаточно. 

   НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ 

   Существуют  так называемые отрицательные стороны  процесса Внимания или нарушения  внимания - отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и инертность.
   Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности  психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или  при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда  одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
   Причины нарушения могут быть внешними и  внутренними. Внешними причинами можно  считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действия внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.