На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Земельное право как отрасль российского права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ВВЕДЕНИЕ

 
      В условиях перехода России к рыночным отношениям, вместе с изменениями  общественных отношений между людьми, менялось и право, регулирующее их. Изменению подверглись все сферы  общественной жизни, все отрасли  и сферы, которые регулирует право. Не осталась и в стороне такая важная отрасль юридической науки, как земельное право, регулирующее общественные отношения (земельные отношения) в сфере купли, продажи, предоставлении и охране земли и земельных ресурсов.
      Действующим российским законодательством и прежде всего Земельным Кодексом Российской Федерации от 2001 г определено значение земельных ресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о  земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (пункт 1 статьи 1 ЗК РФ)
     2) приоритет охраны земли как  важнейшего компонента окружаю-  щей среды и средства производства  в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
     3) приоритет охраны жизни и здоровья  человека, согласно которому при  осуществлении деятельности по  использованию и охране земель  должны быть приняты такие  решения и осуществлены такие  виды деятельности, которые позволили  бы обеспечить сохранение жизни чело- века или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
     4) участие граждан и общественных  организаций (объединений) в решении  вопросов, касающихся их прав  на землю, согласно которому  граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать, воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;
     5) единство судьбы земельных участков  и прочно связанных с ними  объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
     6) приоритет сохранения особо ценных  земель и земель особо охраняемых  территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;
     7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
     8) деление земель по целевому  назначению на категории, согласно  которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
     9) разграничение государственной  собственности на землю на  собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;
     10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
     11) сочетание интересов общества  и законных интересов граждан,  согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
     При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
      Интерес к земельному праву как к отрасли права обусловлен важностью земельного права на современном этапе развития российской экономики и сельского хозяйства. Также велика роль земельного права в отношениях между собственниками земли, земельных, садовых участков, фермерских хозяйств и др. Таким образом земля – объект собственности, доля которой в современной России стремительно возрастает.
      Целью работы являлось изучение земельного права  как отрасли российского  права, а также  нормативно-правовой базы и действующего российского законодательства в сфере земельного права.

ГЛАВА 1. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО  КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО  ПРАВА

 
 
      1.1. Земельное право  как наука. 

      Определение. Наука о земельном праве — одна из специальных отраслей российской юридической науки. Ее предметом являются теории, представления и идеи, в которых отражается земельное право как объективная реальность, сложившаяся на основе объединения взаимосвязанных норм, составляющих комплексную отрасль права. Правовые нормы, составляющие земельное право, правовая наука изучает как целостную органическую систему, связанную внутренним единым, юридическим содержанием, для которой характерна дифференциация по правовым институтам и иным структурным подразделениям.
      Земельное право изучает  также практику применений земельного законодательства федеральными органами государственной власти и субъектами Федерации, органами местного самоуправления, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, органами юстиции, судов и прокуратуры.
      Наука о земельном праве  за последние годы прошла этап осмысления кардинальных проблем, относящихся к раскрытую сущности и основных принципов организации правового регулирования земельных отношений в современных рыночных условиях. Многочисленные дискуссии по важнейшим теоретическим проблемам формирования земельного права позволили сформулировать основные понятия этой новой отрасли права, более четко определить предмет и систему земельного права, системообразующие факторы его формирования, источники и принципы, а также основополагающие институты земельного права. Было убедительно показано, что оптимальное правовое регулирование земельных отношений может быть достигнуто только при полном учете всех особенностей развития современного сельского хозяйства, прежде всего многоукладности организационно-правовых форм сельскохозяйственного производства, базирующегося на многообразии форм и видов собственности.
      Произошли изменения в научных  методах земельно-правовых исследований. Активнее стали использоваться методы сравнительного правоведения, конкретные научные исследования, стали внедряться новые технологии и др. Материалы исследований юристов в отрасли земельного права изучаются и обобщаются экономистами, агрохимиками, биологами и т.п. Проводятся совместные обсуждения теоретических проблем развития сельского хозяйства и АПК в целом, ведется совместная подготовка проектов нормативных актов в области сельского хозяйства и АПК. Достаточно интенсивно в последние годы развиваются международные связи российской юридической науки с коллегами из стран ЕС и США. В 1998 году в Москве состоялась Международная научная конференция по проблемам совершенствования земельного законодательства в условиях рынка, в работе которой принимали участие ученые-юристы — аграрники США, Великобритании, ФРГ, Италии, Испании, Польши, Венгрии. В 2000 году в США был проведен Международный конгресс "Роль права в формировании и развитии рыночной аграрной экономики" с участием американских и российских ученых, представителей аграрно-правовой науки Украины, Молдавии, Казахстана, стран Балтии. 
 

     1.2. Земельное законодательство. 

      Земельное законодательство в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  находится в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
      Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов  Российской Федерации соответствуют  действующему российскому земельному законодательству.
      Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить  земельному Кодексу РФ, федеральным  законам.  
      Правительство Российской Федерации принимает  решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
      На  основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
      На  основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.  

     1.3. Отношения, регулируемые земельным  законодательством  

      Земельное законодательство регулирует отношения  по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории (земельные отношения).
      К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и  иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных  территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
      К земельным отношениям нормы указанных  отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
      Имущественные отношения по владению, пользованию  и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с  ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.  
 
 

ГЛАВА 2. ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. 
 

2.1. Объекты  земельных отношений 
   Объектами земельных отношений являются:
    земля как природный объект и природный ресурс;
    земельные участки;
    части земельных участков.
   Согласно  действующему российскому земельному законодательству земельный участок  как объект земельных отношений  — часть поверхности земли (в  том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (статья 6 ЗК РФ).
   Земельный участок может быть делимым и  неделимым. Делимым является земельный  участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после  раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

2.2. Участники  земельных отношений 

 
     В соответствии с действующим российским земельным законодательством (статья 5 ЗК РФ) участниками земельных отношений  являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
     Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным Кодексом РФ и федеральными законами.
     Для целей земельного законодательства используются следующие понятия  и определения:
     собственники  земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
     землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
     землевладельцы  — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
     арендаторы  земельных участков — лица, владеющие  и пользующиеся земельными участками  по договору аренды, договору субаренды;
     обладатели  сервитута — лица, имеющие право  ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). 
 

2.3. Состав  земель в Российской Федерации  

     Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие  категории:
    земли сельскохозяйственного назначения;
    земли поселений;
    земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
    земли особо охраняемых территорий и объектов;
    земли лесного фонда;
    земли водного фонда;
    земли запаса.
   Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным  для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
   В местах традиционного проживания и  хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.  

2.4. Отнесение  земель к категориям, перевод  их из одной категории в  другую  

     Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:
     1) земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации;
     2) земель, находящихся в собственности  субъектов Российской Федерации,  и земель сельскохозяйственного  назначения, находящихся в муниципальной  собственности, — органами исполнительной  власти субъектов Российской Федерации;
     3) земель, находящихся в муниципальной  собственности, за исключением  земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
     4) земель, находящихся в частной  собственности: 
земель  сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
     5) земель иного целевого назначения  — органами местного самоуправления.
     Порядок перевода земель из одной категории  в другую устанавливается федеральными законами.
     Категория земель указывается в:
     1) актах федеральных органов исполнительной  власти, актах органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и актах органов  местного самоуправления о предоставлении  земельных участков;
     2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) документах государственного земельного кадастра;
     4) документах о государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним; 
     5) иных документах в случаях,  установленных федеральными законами  и законами субъектов Российской Федерации.
     Нарушение установленного Земельным Кодексом РФ, федеральными законами порядка  перевода земель из одной категории  в другую является основанием признания  недействительными актов об отнесении  земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.  
 

ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ В ОБЛАСТИ  ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 

3.1. Полномочия  Российской Федерации в области  земельных отношений  

     К полномочиям Российской Федерации  в области земельных отношений  относятся:
     1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
     2) установление ограничений прав  собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев,  арендаторов земельных участков, а. также ограничений оборотоспособности  земельных участков;
     3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
     4) установление порядка изъятия  земельных участков, в том числе  путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
     5) изъятие для нужд Российской  Федерации земельных участков, в  том числе путем выкупа;
     6) разработка и реализация федеральных  программ использования и охраны  земель;
     7) иные полномочия, отнесенные к  полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.
     Российская  Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).  

3.2. Полномочия  субъектов Российской Федерации  в области земельных отношений  

     К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:
     -изъятие,  в том числе путем выкупа, земель  для нужд субъекта Российской  Федерации;
     -разработка  и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного само- управления.
     Субъекты  Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.  

3.3. Полномочия  органов местного самоуправления  в области земельных отношений  

     К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся :
     -изъятие,  в том числе путем выкупа, земельных  участков для муниципальных нужд;
     - установление с учетом требований  законодательства Российской Федерации  правил землепользования и застройки  территорий городских и сельских  поселений, территорий других муниципальных образований,
     -разработка  и реализация местных программ  использования и охраны земель, а также иные полномочия на  решение вопросов местного значения  в области использования и  охраны земель. Органами местного  самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности

ГЛАВА 4. МЕСТО ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 
      В настоящее время  земельное право  и действующее  российское законодательство нацелены на развитие свободной рыночной экономической системе, что предполагает глубокое реформирование политических, экономических и правовых отношений в сельском хозяйстве и самом земельном праве. Задача земельного права и действующего российского законодательства — формирование новых правовых норм и новых правовых и законодательных институтов для функционирования рыночных отношений. В общей характеристике норм земельного права и законодательства следует отметить значительное возрастание роли норм земельного права и законодательства, которые приобретают все большее значение в регулировании отношений сельскохозяйственной собственности и прежде всего право собственности на землю, купля, продажа, аренда земельных участков, охрана земель в Российской Федерации и др.
      Важное  значение стали приобретать  отношения в области  биржевой торговли и  ее новых форм, таких, как фьючерсная торговля, форвардные сделки, залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией сельскохозяйственных производителей и  организаций контрактной системы. Расширяются экспортные контракты на отечественную сельскохозяйственную продукцию непосредственно с ее производителями. Среди земельных норм выдвинулись на первый план нормы о праве собственности на землю, владении, пользовании и распоряжении землей, аренде земли, залоге, нормы, регулирующие правомочия субъектов земельных отношений, касающихся их земельных участков.
      Главным направлением преобразований в сфере АПК  становится внедрение  рыночных отношений  во все звенья сельскохозяйственных отношений и прежде всего развитие сельскохозяйственного рынка. Для него характерны непосредственная прямая связь между сельскохозяйственным производителем и потребителем его продукции, свободный выбор партнеров для договорных отношений, наличие конкуренции и свободно складывающихся цен на сельскохозяйственную продукцию. Развитие рыночных отношений освободило АПК от дотационного характера инвестирования, ликвидации монополизма поставщиков материальных ресурсов сельскому хозяйству, введению свободных рыночных цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Важнейшая задача правового регулирования рыночных отношений — укрепление договорных отношений между сельскохозяйственными и иными организациями, частными фермерскими хозяйствами и др. Развитие рыночной экономики в стране, определяемый программами экономических реформ законодательной власти, означает регулирование аграрного сектора на основе формирования частной собственности, развитие предпринимательства, поддержку многообразных форм собственности и форм ведения сельскохозяйственного производства. В процессе экономической реформы принят ряд законодательных актов, закрепивших основные направления и принципы развития рыночных отношений в аграрном секторе. Среди них главнейшее значение имеют акты о земельной реформе, преобразовании сельскохозяйственных предприятий (совхозов и колхозов) в коммерческие организации, ориентирующиеся на принципы частной собственности) и на этой основе проведение приватизации и демонополизации предприятий. Для реализации указанных преобразований потребовалось создание новой правовой базы, которая стала складываться в виде законодательства, принимаемого Федеральным Собранием, Президентом, Правительством Российской Федерации и субъектами Федерации. В Конституции Российской Федерации и ряде законов получила закрепление ориентация на многообразные формы собственности и производства, свободу хозяйствования и предпринимательской деятельности, устранение государственного вмешательства в деятельность сельскохозяйственных предприятий. На первом этапе аграрной реформы предполагалось создание правовой базы для такого преобразования, на основе которого должно осуществляться перераспределение земель, преобразование колхозов и совхозов в акционерные, кооперативные и другие типы предприятий, формирование крестьянских (фермерских) хозяйств, создание новых рыночных структур в сфере переработки, торговли, автосервиса.
      Развитие  частно-собственнических отношений в АПК  существенно затронула  формирование и деятельность собственно аграрного  рынка, включающего в себя рынок сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Система отношений в этой области формируется под воздействием законодательства прежде всего о сбыте сельскохозяйственной продукции. Сфера регулирования рыночных отношений закреплена Конституцией Российской Федерации. Как записано в ст. 74 Конституции, на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
      В последние годы принят ряд нормативных  актов, регулирующих аграрный рынок. Среди  них Указы Президента Российской Федерации  от 12 февраля 1993 г. № 218 "О  формировании федеральных  и региональных продовольственных  фондов в 1993 году"', от 10 августа 1992 г. № 826 "О мерах по формированию Федеральной контрактной системы и постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1992 г. № 565 "О реализации Указа Президента Российской Федерации "О мерах по формированию Федеральной контрактной системы". Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"'. В этих актах речь идет о системе закупок зерна и другой сельскохозяйственной продукции государством на основе рыночных цен. И наконец в 2001 г. принят Земельный Кодекс Российской Федерации.
      Экономические меры регулирования рыночных отношений  осуществляются различными путями, в  том числе в виде прямой товарной интервенции на земельном рынке, организации государственных и коммерческих структур рынка, контроля со стороны российского действующего законодательства за деятельностью рыночных структур для предотвращения монополизации и недобросовестной конкуренции, вовлечения в рыночные отношения частных структур. Для поддержания стабильности рыночных отношений создаются фонды стабилизации, закупается продовольствие за рубежом, реализуемое затем на аграрном рынке. На сельскохозяйственный рынок полностью распространяется Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г.
      Созданию  конкурентного рынка способствуют законодательные меры по ликвидации препятствий для передвижения товаров  и капиталов, развитию биржевых форм товарооборота и рыночной инфраструктуры, формированию кооперативов по сбыту и заготовке сельскохозяйственной продукции. Регулирование рыночных отношений предполагает установление в законодательстве закупок государством сельскохозяйственной продукции и объявление заранее закупочных цен, возможность приема в залог сельскохозяйственной продукции по заранее обусловленным залоговым ценам, выделения дотаций при покупке отдельных видов сельскохозяйственной продукции. При этом допускаться льготное кредитование, льготное налогообложение, страхование от коммерческого риска. В рыночной практике применяется гарантирование закупочных цен, предназначенных для поддержания доходов сельскохозяйственных производителей.
      Между тем многие правовые акты, предназначенные  для регулирования  рыночных отношений, и прежде всего  крупных товарных потоков, пока недостаточно отработаны. Внедрение рыночных отношений требует установления должной системы контроля за качеством сельхозпродукции. Система рыночных отношений требует введения новых отношений по заключению сделок с землей, их выполнению. Помимо контрактной системы рыночные отношения предполагают внедрение фьючерсных и форвардных сделок, введение системы страхования от колебания цен на рынке земли и пр. Фьючерсные сделки на биржах предусматривают поставку товара с оплатой в будущем. Стандартизированный контракт означает продажу в будущем определенного товара по фиксированной в момент покупки цене. При форвардной сделке товар поставляется к назначенному времени. Цена или метод ее определения устанавливаются в момент поставки.
      Таким образом, при биржевой торговле массовой сельскохозяйственной продукцией все более важное значение приобретает реализация товара, который будет получен в будущем. Стороны сделки о будущей поставке товара при известном качестве интересуются в основном ценой. Это цена, застрахованная от изменения в будущем, в значительной степени гарантирована. Стороной сделки становится сама биржа с ее расчетной палатой. В настоящее время большинство сделок в области сбыта сельскохозяйственной продукции заключаются в форме ее закупок. Переработанная сельскохозяйственная продукция поставляется на контрактной основе. Такие сделки заключаются за счет бюджетных средств для обеспечения государственных нужд по федеральным программам для федеральных нужд, а по региональным программам — для нужд субъектов Федерации. В федеральные нужды включаются объемы экспортных поставок, поддержание государственных материальных резервов, уровня обороноспособности и государственной безопасности, производства продуктов детского питания. Перечни и объемы этих поставок определяются Правительством Российской Федерации. Перечень и объемы региональных фондов устанавливаются исполнительными органами субъектов Федерации. Выделенные исполнительными органами заказчики предоставляют сельскохозяйственным предприятиям необходимые финансовые средства, получаемые для этих целей из государственного бюджета. Заказчик вправе осуществлять закупки через биржи, оптовые продовольственные рынки, ярмарки, аукционы на основе договоров закупки, поставки, лизинга, фьючерсных и форвардных сделок. Порядок закупок и поставок определяется на основе актов, издаваемых Правительством Российской Федерации. Договоры закупок сельскохозяйственной -продукции включают систему стимулов и льгот для поставщика, подробный перечень обязанностей сторон, а также меры ответственности за невыполнение договора.
      Законодательство, направленное на формирование рыночных отношений в АПК, решило ряд важных проблем: создало возможность сельскохозяйственным коммерческим организациям действовать  самостоятельно (диспозитивно), исходя из собственных интересов; предоставило право свободно распоряжаться произведенной продукцией, строить свои договорные отношения на добровольной основе; сформировало основы новых рыночных отношений в виде системы закупок в государственные резервы, системы заготовок через биржи, оптовые рынки, ярмарки и пр.
      Вместе  с тем в развитии законодательства в этой области имеются недостатки. Основным из них является недостаточная  разработанность концепции рыночного  развития агропромышленного комплекса. Если за долгие годы социалистического развития рыночные отношения постоянно сдерживались законодательством, то в настоящее время последнее во многом ориентирует на саморегулирование рынка, на рыночную экономику, которая должна все отрегулировать сама. Государство занимает выжидательную позицию, не вмешиваясь в процессы рыночных отношений. В результате вместо цивилизованного рынка с четкой инфраструктурой мы имеем стихийный рынок с теневой экономикой, во многом дезорганизующей отношения на рынке с землей. Мало регулируется конкуренция между продавцом и покупателем, не до конца отрегулирована не только практика, но и теория ценообразования, не решены вопросы о размерах государственной интервенции в рыночные отношения и многие другие правила работы рынка. Во многом это вытекает из неясности общей проблемы: стоит ли помогать сельскому хозяйству и в какой мере в период перехода на рыночные отношения или дать событиям развиваться стихийно.
      Важным  направлением развития рыночных отношений  является предоставление приоритета отечественным производителям и переработчикам продовольствия. Такие нормы сейчас осуществляются в отношений зерна.
      Важнейшим сектором аграрного рынка является продовольственный рынок, который  черпает свои ресурсы главным  образом в сельском хозяйстве, хотя включает и продовольственный импорт, продукты моря, охотничьего промысла и пр. На развитии рыночных отношений в продовольственном рынке сказались спад производства в сельском хозяйстве и особенно животноводстве, монополизм в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, где господствуют крупные перерабатывающие предприятия, устанавливающие высокие цены на выпускаемое ими продовольствие. Такое положение привело к сокращению производства продовольствия, поскольку население в основной массе вынуждено отказываться от покупки чрезмерно дорогих продуктов. При сокращении выпуска продовольствия образовалось затоваривание продовольствием животного происхождения, существенно сократился необходимый ассортимент продукции. Последствия государственного регулирования в этой области оказались противоположными предполагаемым результатам. Следует подчеркнуть, что продовольственное снабжение страны российскими продуктами питания за последние годы несколько снизилось, усиливается  социальная напряженность из-за недостатка полноценного питания, страдает сама отрасль заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции.
      Принятое  в последнее время  российское законодательство направлено главным  образом на формирование антимонопольного законодательства в этой области, что нашло отражение в Законе Российской Федерации от 1 июля 1993 г. "Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе". Перерабатывающие предприятия выводятся из системы административных границ и административной подчиненности местным органам власти, принимаются существенные меры в области борьбы с монополизмом, разрабатываются меры антимонопольного законодательства применительно к этим предприятиям. Следующим важным направлением развития земельного законодательства, регулирующего отношения на продовольственном рынке, является введение системы залоговых отношений и контрактной системы заготовки продовольствия в федеральные и региональные фонды. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с другими ведомствами подготовило и внесло в Правительство Проект программы развития оптовых продовольственных рынков до 2005 года, где предусматривается развитие биржевой торговли сельскохозяйственными продуктами в качестве условия развития рыночных отношений. Биржа рассматривается как рынок качественно однородных сельскохозяйственных товаров, где сделки совершаются без предъявления этих товаров. С точки зрения регулирования рыночных отношений биржа выступает как объединение юридических и физических лиц, организующих торги, следящих за соблюдением правил торговли на основе конкуренции между продавцом и покупателем. Функционирование оптовых сельскохозяйственных рынков основывается на Указе Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 65 "О свободе торговли"', предоставившем возможность сельскохозяйственным производителям заключать сделки, в том числе на биржах, вести торгово-предпринимательскую деятельность. Вместе с тем биржевая торговля основными сельскохозяйственными продуктами пока ведется и на бирже, и через систему заготовок в госрезервы через закупочные корпорации.
      Для развития биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 2 мая 1993 г. № 452 "О мерах по стимулированию роста организованного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи" Минсельхозу поручено обеспечить условия фермерским хозяйствам и веем сельскохозяйственным предприятиям для совершения срочных опционных биржевых сделок по действующим на биржах правилам торговли. Упоминаемые в постановлении Правительства опционные сделки (сделки с премией) — особый вид биржевой сделки с ограниченным, по сравнению с фьючерсной сделкой, риском. Покупатель опциона приобретает право купить или продать определенный вид товаров по заранее установленной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода или отказаться от нее.
      В соответствии с Законом  Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле", с последующими изменениями и дополнениями сельскохозяйственные коммерческие организации могут совершать срочные и опционные биржевые сделки только через организуемые ими брокерские конторы или на договорной основе через брокерские фирмы, осуществляющие деятельность на данной бирже. Право заниматься биржевой деятельностью наступает после уплаты установленного биржевого сбора. Торги ведутся через биржевых посредников. Сельскохозяйственные производители заключают с ними договоры на брокерское обслуживание, в которых определяются взаимные обязательства сторон и ответственность за их нарушение. Предложение продажи оформляется договором поручения на продажу или договором комиссии. Сделки оформляются биржевым контрактом (договором поставки).

ГЛАВА 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 
Определение и правовое положение органов, осуществляющих государственный контроль и государственное управление сельским хозяйством. 

      Под регулированием развития сельского хозяйства  понимаются целенаправленное регулирование со стороны земельного законодательства на организацию хозяйственной  деятельности коммерческих организаций в  указанной сфере путем издания нормативных актов. Важнейшими инструментами такого регулирования являются закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, страховая, внешнеэкономическая политика, т.е. преимущественно экономические методы.
      Регулирование сельского хозяйства представляет собой сложную систему экономических, правовых, организационно-административных, научных мероприятий.
      Предметом регулирования являются земельные отношения  в производственно-хозяйственной, социальной и иных сферах деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций.
      Специфику регулирования рыночных земельных отношений  определяют:
     во-первых, разнообразие природно-климатических  факторов, которые  требуют формирования системы правовых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, — страхование сельскохозяйственного производства;
     во-вторых, нестабильность цен  на сельскохозяйственную продукцию, во многом зависящих от природных  факторов, экономических  условий сельскохозяйственного рынка, его конъюнктуры;
     в-третьих, относительно слабая привлекательность  инвестиций в сельскохозяйственное производство в силу продолжительности  цикла производства.
      Необходимость регулирования сельскохозяйственного  производства обусловливается тем, что государство ответственно перед своими гражданами за создание им нормальных условий для жизни, обеспечение продовольствием и другими сельскохозяйственными товарами. Острый дефицит материальных и финансовых ресурсов, низкий технический уровень, слабая мотивация труда, нарушение межотраслевых связей, социальная отсталость деревни обусловливают необходимость государственной поддержки отрасли, которая самостоятельно не в состоянии выйти из надвигающегося кризиса.
      Цель  регулирования —  преобразование сельского  хозяйства в эффективную отрасль рыночной экономики; стабилизация агропромышленного производства; создание условий для нормального экономического функционирования производства, осуществления земельной реформы и прежде всего земельных преобразований, приватизации и разгосударствления; формирование структуры новых рыночных отношений, развитие предпринимательства. Регулирование земельных отношений обеспечивает и практикует сельскохозяйственным и агропромышленным коммерческим организациям выбор любой формы собственности и организации производства, свободу предпринимательской деятельности, самостоятельность хозяйствования и распоряжения сельскохозяйственной продукцией, а также полученными от се реализации доходами. В условиях современного положения в АПК государственное регулирование аграрных отношений способствует глубоким преобразованиям экономического, правового и социального характера.
      В правовом плане предпосылки  для развития рыночных отношений в АПК  присущи не только земельным отношениям, но во многом имеют  об
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.