На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность страхования банковских рисков и их особенности в банковской сфере

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.9.2014. Сдан: 20 Ф. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  КАЗАНСКАЯ БАНКОВСКАЯ  ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)
ЦЕНТРАЛЬНОГО  БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

Цикловая  комиссия
экономического  анализа и 
информационных  технологий 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ» 

на тему: «Страхование банковских рисков» 

студентки:  
 
 

Группа:
Специальность: №080108 «Банковское  дело» 
 

Руководитель: _______________         _______________  
                                       
 
 
 
 

Казань 2009 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
    ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БАНКОВСКИХ РИСКОВ…………………….5
      Управление банковскими рисками и их классификация…………….5
      Влияние страхования банковских рисков на развитие банковской           системы……………………………………………………………………………...11
    СУЩНОСТЬ СТРАХОВЫХ РИСКОВ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ ……………………………..14
         Цели и организация страхования банковских рисков……………….14
        Развитие страхования банковских рисков в современных условиях..17
     3 НЕОБХОДИМОСТЬ СТРАХОВАНИЯ БАНКОВСКИХ  РИСКОВ В КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………………………………………………………………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..26
ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

 
     В современном мире значение банков вышло  за рамки собственно денежных и кредитных  отношений. Они выступают в роли института, стоящего наравне с государством и рынком. Без них немыслима нормальная, рациональная организация хозяйственной деятельности в общественном масштабе. Мощные социально ответственные банки способны превратить рыночную стихию в орудие эффективной политики государства. Слабые банки - это фактор неизбежного ослабления государства и деградации экономики.
     Реструктуризация  банковской системы с целью создания в ней конкурентной среды и включения рыночных механизмов, осуществленная во время перестройки, позволила перевести начатые в стране социальные преобразования из политической сферы в сферу экономическую.
     Государство не может относиться к банкам как к обычным коммерческим организациям. Мотивы максимизации прибыли являются важным условием стабильного выполнения банками обязательств перед клиентами, вкладчиками, акционерами, государством. Однако в неблагоприятных ситуациях эти мотивы неизбежно вступают в противоречие с моральными обязательствами. Это противоречие тем опаснее, чем большим объемом чужих имущественных прав данный банк оперирует. Законодательное закрепление мотива максимизации прибыли усиливает потенциальные опасности, если оно не уравновешивается адекватными юридическими определениями моральных и этических норм лицензированной банковской деятельности.
     В настоящее время стоит проблема выявить риски и реально оценить  финансовое положение банков. Проблема номер один - выявление этих рисков, оценка того, насколько адекватно сами банки оценивают риски, насколько адекватна система внутреннего контроля в банках, насколько достоверно на данную отчетную дату представлена финансовая отчетность.
     Особенно  важным представляется ясное понимание  сущности банковских рисков, возможностей управления ими и их регулирования. Существенным возражением против такого подхода является возможность воздействия руководства банка на субъективные выводы специалистов банковского надзора о состоянии банка. Тем не менее, этот подход представляется более перспективным.
     Банковская  деятельность по своей сути является деятельностью очень рискованной. В самом деле, банкир должен деньги привлечь, затем разместить их, вовремя  получить их обратно, да к тому же еще  на этом заработать. Соответственно управление рисками - это ключевая задача банковского менеджмента. А кредитная организация - это не что иное, как организационная система управления банковскими рисками.
     Все эти вопросы и определяют актуальность выбранной темы – страхование банковских рисков.
     Объект  исследования – коммерческий банк. Предмет исследования риски в  коммерческом банке.
     Цель  исследования – рассмотреть сущность страхования банковских рисков и  их особенности в банковской сфере.
     Задачи, решаемые в ходе работы:
    рассмотреть управление банковскими рисками и их классификация в банковской сфере;
    определить влияние страхования банковских рисков на развитие банковской системы;
    охарактеризовать цели и особенности их организации в банковской сфере;
    рассмотреть развитие страхования банковских рисков в современных условиях;
    проанализировать необходимость страхования банковских рисков в кредитной системе Российской Федерации в современных условиях.
     Для написания работы использовались нормативные  акты Российской Федерации, научно-практические комментарии к нормативным актам.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БАНКОВСКИХ РИСКОВ

      Управление  банковскими рисками  и их классификация
 
     Для построения ясной концепции банковской системы нужна система терминов, понятных специалистам и не допускающих многозначных толкований.
     В отношении банковских операций - их экономического содержания, порядка  исполнения и отражения в отчетности - такая система терминов существует и представляется нам вполне достаточной. Что же касается терминологии, касающейся управления рисками, то здесь имеется существенный недостаток - отсутствует общепринятое понятие риска. Зачастую оно совсем не определяется или определяется очень кратко. Например, в официальном документе Базельского комитета по банковскому надзору, в котором много внимания уделено различным банковским рискам, определение риска отсутствует. Не содержат этого определения и инструкции Банка России, осуществляющего банковский надзор.
     Может показаться, что четкое определение  понятия риска совсем не нужно  для управления конкретными банковскими рисками. На интуитивном уровне все понимают, что такое риск и что значит рисковать. А конкретные банковские риски определяются в документах достаточно подробно. Но отсутствие основного определения приводит к тому, что зачастую, говоря о банковском риске, имеют в виду его числовой показатель, возможно, предназначенный для отражения риска в отчетности. Это затрудняет понимание взаимосвязей между различными рисками и их влиянием на экономические показатели деятельности банка. Кроме того, из поля зрения выпадает субъективность оценки величины показателя того или иного банковского риска. А субъективность оценки необходимо иметь в виду для понимания важности фактора полноты информации при управлении рисками.
     Перейдем  к определению понятий, относящихся к рассматриваемой теме. Первым таким понятием будет ситуация, понимаемая как совокупность обстоятельств. Как правило, ситуации рассматриваются в их развитии во времени. Ситуация может существовать реально или только в проекте.
     Ситуация  может возникнуть в результате определенных действий некоторых лиц, которых в этом случае будем называть создателями ситуации.
     Участник  ситуации - субъект, для которого ситуация имеет значение, является важной. Участников ситуации можно разделить на активных и пассивных.
     Активные  участники принимают решения, осуществляют действия, влияющие на развитие ситуации, и принимают на себя последствия ее развития. Пассивные участники только принимают на себя последствия.
     Наблюдатель - субъект, интересующийся ситуацией. Он проявляет внимание, тратит свое время и другие ресурсы, чтобы прояснить для себя состояние и перспективы развития ситуации.
     Наблюдатель на основании имеющейся у него информации определяет варианты развития ситуации, оценивает возможности  их наступления и на основании анализа определяет, является тот или иной вариант благоприятным или неблагоприятным для того или иного участника.
     Наблюдатель занимается оценкой ситуации, исходя из своих собственных целей. Его  целью может быть, например, принятие решений, оказывающих влияние на развитие ситуации (управляющих воздействий), или выдача рекомендаций другим лицам по принятию таких решений.
     Достаточно  часто наблюдатель и участник совпадают в одном лице.
     Ситуация  называется рискованной, если ее развитие представляется наблюдателю неопределенным, причем среди возможных вариантов такого развития есть варианты, имеющие неблагоприятные последствия для участника. В этом случае также говорят, что ситуация связана с риском.
     Неопределенность  развития ситуации означает, что наблюдатель не в состоянии его предсказать, то есть заранее сказать, что произойдет в будущем.
     Таким образом, о риске имеет смысл  говорить, если задана ситуация с неопределенным развитием, причем среди возможных  вариантов развития есть неблагоприятные  варианты, ее участник (участники) и наблюдатель.
     При рассмотрении банковских рисков, как правило, неблагоприятными считаются варианты развития деятельности банка, следствием которых является убыток, ущерб.
     Из  определения, в частности, следует, что риска нет, если нет неопределенности или если среди возможных вариантов развития ситуации нет неблагоприятных.
     Можно сказать, что риск тем больше, чем более вероятной представляется наблюдателю возможность наступления неблагоприятного варианта и (или) чем больший ущерб ожидается от его наступления.
     Если  достоверно установлено, что неблагоприятного варианта избежать не удастся, то говорят  уже не о риске, а об ущербе как  о предсказанном событии. В бухгалтерском  учете такой ущерб относится  на расходы сразу после установления его неизбежности с помощью создания стопроцентных резервов на возможные (ставшие неизбежными) потери.
     Наряду  с риском как общим понятием рассматриваются  частные риски. Будем говорить, что  ситуация связана с конкретным частным риском, если есть возможные варианты ее развития, имеющие неблагоприятные последствия, характеризующие этот частный риск.
     Таким образом, определить частный риск - значит, отнести к этому виду характерные  неблагоприятные последствия.
         Система управления банковскими рисками — это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих; обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.
           Эта система управления может быть описана на основе разных критериев. Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками. К первому блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов операций банка, ко второму — управление рисками различных портфелей банка — кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т.д.
Имеются особенности управления рисками  на разных уровнях. В соответствии с  этим различаются подсистемы управления рисками на уровне банка в целом, уровне центров финансовой ответственности (ЦФО), групп клиентов и банковских продуктов.
            На базе такого критерия, как технология управления рисками система управления банковскими рисками может быть описана как совокупность следующих элементов: выбор стратегии деятельности банка, способствующей минимизации рисков; система отслеживания рисков; механизм защиты банка от рисков.
Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера эта стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискованна и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.
           Наконец, в аспекте организации процесса управления рисками рассматриваемая система предполагает выделение следующих элементов управления:
                  •  субъекты управления;
                  •  идентификация риска;
                  • оценка степени риска;
                  •  мониторинг риска.
         Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, как и предыдущего, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного построения системы.
Субъекты  управления банковскими  рисками зависят от размеров и структуры банка. Но общим для всех банков является то, что к их числу можно отнести:
•    руководство банка, отвечающее за стратегию и тактику банка, направленные на рост прибыли при допустимом уровне рисков;
• комитеты, принимающие решения о степени  определенных видов фундаментальных рисков, которые может принять на себя банк;
•    подразделение банка, занимающееся планированием его деятельности;
•  функциональные подразделения, отвечающие за коммерческие риски, связанные с направлениями деятельности, этих подразделений;
• аналитические  подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам;
• службы внутреннего аудита и контроля, способствующие минимизации операционных рисков и выявлению критических показателей, сигнализирующих о возможности возникновения рисковой ситуации;
•   юридический отдел, контролирующий правовые риски.
Идентификация риска заключается в выявлении областей (зон) риска. Последние специфичны для различных видов риска.
Для идентификации  риска, как и других элементов  системы управления им, большое значение имеет хорошая информационная база, складывающаяся из сбора и обработки соответствующей информации. Дело в том, что отсутствие соответствующей информации — важный фактор любого риска.
          Для оценки степени риска используется качественный и количественный анализ.
Качественный  анализ — это анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается на четкое выделение факторов, перечень которых специфичен для каждого вида банковского риска.
Количественный  анализ риска преследует цель численно определить, т.е. формализовать степень риска.
Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. В условиях широты сферы банковской деятельности и многообразия банковских продуктов и услуг, важно осуществить их классификацию. В зависимости от определенных критериев ее можно представить следующим образом (см Приложение 1)     

        К методам регулирования риска можно отнести:
•   создание резервов на покрытие убытков  в соответствии с видами операций банка, порядок использования этих резервов;
•   порядок покрытия потерь собственным  капиталом банка;
•   определение шкалы различных  типов маржи (процентной, залоговой
и т.д.), основанной на степени риска;
•   контроль за качеством кредитного портфеля;
•   отслеживание критических показателей  в разрезе видов риска;
•   диверсификация операций с учетом факторов риска;
•   операции с производными финансовыми  инструментами;
 •   мотивацию бизнесподразделений и персонала, связанного с
рисковыми операциями банка  
• ценообразование (процентные ставки, комиссии) с учетом риска
•   установление лимитов на рисковые операции;
•   продажа активов;
•   хеджирование индивидуальных рисков.
         С позиции целей управления рисками в банковской деятельности важно выделять факторы, от которых зависят риски, В основном выделяются внешние и внутренние риски. В каждом отдельном случае соотношение между ними может оказаться различным. Считается, что во время дефолта 1998 г. их влияние на состояние российского банковского сектора было одинаково сильным (50 на 50). Для отдельных банков влияние внутренних факторов, прежде всего связанных с качеством управления банковской деятельностью, оказалось более значимым. Несколько сотен российских кредитных учреждений сошли со сцены. Из 30 самых крупных российских банков в результате дефолта продолжили дальнейшее существование только 12 кредитных организаций.
        Кроме того, анализ системы банковских рисков и выстраивание системы их страхования позволит существенно расширить возможности использование института страхования для защиты интересов кредиторов в сделках и отношениях разного рода, а не только в банковских.
Таким образом, при планировании продолжительной деятельности нельзя ограничиваться только близким (или не очень отдаленным) будущим. Но близкое будущее более прогнозируемо, чем будущее отдаленное. Поэтому, с одной стороны, следует позаботиться о том, чтобы в близком будущем не было неприятностей. С другой стороны, близкое состояние должно быть хорошим не только само по себе, но и постольку, поскольку оно оставляет возможности для дальнейшего существования и развития.
      Влияние страхования банковских рисков на развитие банковской системы
 
     Какая отрасль крупного и среднего бизнеса представляется на сегодняшний день наиболее перспективной с точки зрения клиентской базы? Большинство страховщиков называют такой отраслью банковский сектор.
     По  составу и характеристикам рисков кредитные учреждения, конечно, сильно отличаются от промышленных или торговых предприятий. В индустрии все понятно: вот завод, склад, оборудование, трубопроводы. Они осязаемы, а риски, с ними связанные, подлежат страхованию на случай пожара, стихийного бедствия, противоправных действий третьих лиц и иных неприятностей. Более или менее ясно и со страхованием ответственности: предприятия - за некачественные товары и услуги, специалиста - за проявление непрофессионализма, менеджера - за принимаемые ошибочные решения и оппортунистические действия.
     Иное  дело - банки. Многие риски в таких  организациях являются нестрахуемыми. Они отражают саму суть деятельности такой организации. Рыночными, кредитными рисками и рисками ликвидности  управляют другими способами, отличными  от классического страхования.
     Однако  это вовсе не значит, что банки  не могут рассчитывать на страховую  защиту. Имущество банка, даже такое  специфичное, как хранилища, сейфы, ценные средства при перевозке, и  ответственность руководителей  и сотрудников вполне могут быть застрахованы по классическим программам.
     Кроме того, существуют различные специальные  продукты. К сожалению, в России они  пока не распространены. Претензии  со стороны банков - страховщики  не могут предложить необходимые  услуги. Претензии со стороны страховых  компаний - банки информационно непрозрачны и не горят желанием страховаться. В результате охват банков программами, иными, чем страхование залогового имущества и добровольное медицинское страхование сотрудников, чрезвычайно низкий.
     Еще одна причина - недостаточно развитая страховая культура, даже у такой, казалось бы, продвинутой аудитории, как банкиры. Многие страховщики отмечают, что банки часто экономят на страховке - даже если понимают ее необходимость. Пока крупный страховой случай не произошел, такая политика кажется оправданной. Но потом всю экономию может запросто «съесть» крупный убыток. Придется учиться на своих ошибках. Будет опыт убытков - будет и желание страховаться.
     Пока  же страхуют в основном залоги. Ни для  кого не секрет, что залоговое страхование  в подавляющем большинстве случаев осуществляется в обмен на размещение в банке-клиенте средств на депозите. После выхода 254-й инструкции Банка России, которая, собственно, рекомендовала страховать залоги, страховщики получили хороший бизнес, а банки - послабления с точки зрения формирования резервов под выданные кредиты и доступ к средствам страховщиков. Именно после выхода этой инструкции резко выросла доля банковских инструментов в активах страховых компаний. Жертвуя доходностью инвестиций, страховщики компенсировали альтернативные издержки низкорентабельного размещения резервов за счет роста поступлений по низкоубыточному виду страхования.
     Сейчас  обсуждается вопрос о нормативном  закреплении необходимости страхования  жизни и трудоспособности заемщиков  потребительских кредитов. Как справедливо отмечают представители страховых компаний, риск возникновения просроченной и безнадежной задолженности - по причинам как форс-мажора и обстоятельств заемщика, так и мошенничества - целесообразно страховать. Здесь банк одновременно может и снизить потери, и уменьшить величину отчислений в резервы под потери по кредитам (если это разрешит регулятор). На макроуровне это касается всей банковской системы - вопроса ее устойчивости и надежности. В случае быстрого роста потребительского кредитования страхование поможет избежать многих проблем, вплоть до банкротств. Страховые компании могут принять участие и в деятельности кредитных бюро. Ведь они обладают хорошей базой по клиентам и заемщикам, а значит, в силах помочь банкам снизить операционные риски. Некоторые страховые компании заявили о разработке собственных скоринговых моделей.
       Полноценная страховая защита необходима банкам - ведь это существенная часть эффективной системы управления рисками.
 

    2. СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

     2.1 Цели и организация  страхования банковских  рисков

 
     Проблема  управления банковскими рисками  сегодня актуальна для большинства  банков. В данной работе рассмотрим возможность использования страхования  в процессе управления банковскими рисками. Одной из проблем, препятствующих эффективному взаимодействию страховщиков и банкиров, является неполное понимание сторонами специфических особенностей и правовых границ деятельности друг друга. В этой связи, актуальным является приведение их взглядов «к общему знаменателю».
     В последние годы совершенствование  банковского бизнеса объективно привело к необходимости создания систем оценки, контроля и администрирования  банковских рисков. В то же время  у любого специалиста финансовой области термин «риск» так или иначе связан с термином «страхование» применительно к «страхованию рисков».
     В этой связи логично было бы рассмотреть  возможность использования страхования  в процессе администрирования банковских рисков, поскольку там, где есть адекватное понимание связанного с риском «случая» как вероятного, но в значительной мере случайного события, обладающего определенными признаками, страхование уместно всегда и банковские риски в соответствии с мировой практикой страхования исключением не являются.
     Однако, это умозаключение не является в  достаточной степени очевидным  ни для банков, ни для страховщиков. При этом зачастую банки и страховщики  не понимают не только специфических  особенностей, но даже и правовых границ деятельности друг друга. Естественно, что, «разговаривая каждый на своем языке», стороны не способны правильно выстроить полноценные бизнес-отношения.
     Следует исходить из того, что понимание  термина «банковские риски», которое  определено в инструктивных документах Банка России и соответственно является определяющим для использования банками, зачастую не может быть напрямую истолковано не только с точки зрения современного этапа развития практики страхования в России, но и в терминах действующего страхового законодательства.
     Трансформации «банковского» определения «банковских  рисков» в термины страхового законодательства с учетом действующей  практики страхования посвящена  данная работа.
     Применительно к получению страховой защиты в рамках действующего страхового законодательства, мировой практики и обычаев делового оборота, типичные банковские риски могут быть разделены на несколько групп.
     В частности, необходимо учитывать, что  не могут быть застрахованы риски  получения убытков вследствие системного неадекватного (некачественного) администрирования рисков банком, но могут быть застрахованы риски убытков вследствие чрезмерного доверия, непреднамеренных ошибок и/или нелояльности менеджеров и/или персонала.
     В порядке увеличения приемлемости рисков для страховщиков группировка банковских рисков выглядит следующим образом.
     1. Неприемлемые риски - риски, страхование  которых принципиально невозможно  или считается нецелесообразным  в соответствии с мировой практикой  страхования.
     2. Частично приемлемые риски - риски, страховая защита по которым возможна только в их части. При этом частично приемлемые риски можно в свою очередь разделить на:
    риски, частично приемлемые, исходя из общих представлений о страховании и/или мировой практики страхования;
    риски, частично приемлемые, исходя из действующей практики страхования в России.
     3. Полностью приемлемые риски - риски, страховая защита по  которым может быть обеспечена  в полном объеме в рамках  действующей в России практики  страхования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.