На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие и значение государственного кредита, формы государственного кредита и виды государственных займов

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 11.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Глава 1.Понятие и значение государственного кредита.
      Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования государственных кредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
    С помощью государственного кредита  государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и  выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями  между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  страны. 

      Основным  отличием государственного кредита  от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлечённых ресурсов,  то есть, средства, взятые взаймы государством, не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создания новой  стоимости, а трансформируются в  дополнительные финансовые ресурсы  и используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства. Таким  образом, функционирование механизма  государственного кредита приводит к появлению государственного долга. 

          Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части  национального богатства. В сферу  его применения попадает часть  доходов  и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды  потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения  предприятий и организаций, не предназначенные  для текущего потребления.  Но при  определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы  могут идти на сознательное ограничение  потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные  для текущих производственных  или социальных нужд  (в истории  были примеры, когда подобное ограничение  потребностей происходило по принуждению  государства – (подписка на государственные займы). 

    Целесообразность  использования государственного кредита  для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно  меньшими негативными последствиями  для государственных финансов и  денежного обращения страны по сравнению  с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов  и расходов правительства. Это достигается  на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным  структурам без увеличения совокупного  спроса и количества денег в обращении. Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно  образуются временно свободные денежные средства: прежде всего в связи  с неравномерным получением доходов, выплатой гонораров, премий, отпускных, получение наследства и т.п. Аналогичные  тенденции имеют место и в  движении средств предприятий и  организаций. Большие временные  колебания в получении выручки  от реализации продукции и услуг  могут иметь место в связи  с длительностью производственного  цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы  у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления  крупных капитальных вложений в  производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные  фонды предприятий. С ростом эффективности  общественного производства увеличиваются  и возможности привлечения средств  предприятий и организаций в  сферу государственного кредита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.Формы государственного кредита и виды государственных займов. 

     Государственный кредит имеет следующие формы:
1. Государственные  займы (внешний и внутренний).
2. Обращение  части вкладов населения в  государственные займы.
3. Заимствование  средств общегосударственного ссудного  фонда (было в СССР, что недопустимо).
4. Казначейские  ссуды (ссуда из бюджета на  принципах срочности, 
платности и возвратности).
5. Гарантированные  займы (правительство несет ответственность  по
займам  нижестоящих органов власти). 

     Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные средства физических и юридических лиц  привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных  ценных бумаг : облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую  государственное долговое обязательство  и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока  получить обратно сумму долга  и проценты. Продавая облигацию, государство  обязуется вернуть сумму долга  в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход  в течение всего срока пользования  заемными средствами, а по истечении  срока вернуть и сумму долга.
       Государство устанавливает нарицательную  стоимость (номинальную цену) облигаций.  Она обозначается на облигации  и выражает денежную сумму,  предоставленную держателем облигации  государству во временное пользование.  Именно эта сумма выплачивается  владельцу облигации в момент  ее погашения и на нее начисляются  проценты. Однако реальная доходность  облигаций для их держателей  может быть выше или ниже  установленного номинального процента. Это обусловленно тем, что облигации  продаются по курсовой цене, которая  отклоняется от нарицательной  стоимости. Данное отклонение  называется курсовой  разницей  и зависит от ряда факторов. К их числу, в частности,  относятся величина дохода, выплачиваемого  по займу, уровень ссудного  процента, время покупки облигации,  степень насыщенности фондового  рынка государственными ценными  бумаги, привлекательность условий  выпуска частных ценных бумаг,  состояние хозяйственной коньюнктуры,  степень доверия населения правительству.
     Свободная котировка облигаций государственных  займов на фондовой бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на курсовой цене процентных бумаг. Функционирование полноценного фондового рынка, который невозможен без высокой степени ликвидности доходных бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит в настороженном отношении займодателей к государственным кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов развития фондового рынка и нарушения государством своих обязательств; принудительным распределением займов, резким ограничением ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.
     Устранению  известного недоверия займодателей к кредитным операциям государства  способствует разнообразие условий  выпуска займов по срокам. Если государство  ориентируется только на длительные кредитные операции, то это затрудняет вовлечение в покупку облигаций  свободных денежных средств краткосрочного и среднесрочного характера, а также  заставляет подумать потенциального кредитора  о целесообразности вложения и долгосрочных сбережений.
     Другим  видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые  отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций  направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций  может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться  вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства  имеют только ограниченный круг обращения  и реализации только среди населения.
     Государственные займы, которые составляют государственный  долг, могут быть классифицированы по ряду следующих признаков.
     1.По  месту размещения займы могут  быть подразделены на внешние  и внутренние. Внешние займы - это обязательства государства  перед нерезидентами; а внутренние  займы - перед резидентами. А  течении длительного времени  в бывшем СССР государственные  займы на внешние и внутренние  разделяли не по резидентству  кредитора, а в зависимости  от того, в какой валюте номинировано  обязательство: внешним займом  считали заем, произведенный и  номинированной в иностранной  валюте, а внутренним – заем, номинированный  в национальной валюте. Растущий  уровень глобализации современной  экономики и допуск нерезидентов  на рынок рублевых обязательств  и обусловил переход от критерия  валютирования к критерию резидетства  кредитора.
     2.По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70 всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, то есть они покупаются инвестором у правительства, и могут быть проданы только ему. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращении нерыночные бумаги, - это привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитивную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозитивы частных кредитных учреждений.
     3. По срокам погашения займы делятся на:
        а) краткосрочные займы - срок  погашения до 1 года;
        б) среднесрочные займы - срок  погашения до 5 лет;
        в) долгосрочные займы - срок  погашения более 5 лет. 

     4.По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:
       а) центральным правительством;
       б) республиканскими правительствами;
       в) местными органами власти.
    Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность  республиканских и местных органов  власти является, как правило, незначительной. 

    5.По  способу обеспечения возвратности  кредитных ресурсов займы могут  быть подразделены на закладные  и беззакладные. Закладные займы  – это займы, это возвратность  которых обеспечиваются конкретным  залогом, то есть каким либо  имуществом. К данному способу  получения заемных  средств  прибегает заемщик, надежность  которого в глазах потенциальных  кредиторов недостаточна, поэтому  он вынужден предоставлять дополнительные  гарантии возвратности ресурсов. Беззакладные займы – это займы,  оформленные в облигации и  другие обязательства, не имеющие  конкретного имущественного обеспечения.  На практике государственный  кредит реализуется посредством  беззакладных займов, поскольку  государство априори считается  надежным заемщиком. 
    6.По  форме выплаты дохода государственные  займы могут быть следующих  видов:
    - процентные  займы – доход по ним устанавливается  в виде фиксированного процента  от номинала. Этот тип займа  является основным, именно в процентных  бумагах размещена основная часть  государственного долга в промышленно  развитых странах;
    -дисконтные  займы– доход по ним инвестор  получает за счет приобретения  долговых обязательств с дисконтом  и последующим их погашением  по номинальной стоимости по окончании срока, на который средства были предоставлены заемщику;
    -выигрышные  займы - доход по ним осуществляется  на основе тиражей выигрыша. Такие  займы наименее привлекательны  для инвестора, поскольку не  предоставляют гарантированного  дохода к определенному моменту  времени;
    - индексационные  займы - доход по ним выплачивается  посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором бумаг.
    7.По  обязанности заемщика соблюдать  сроки погашения займа, эмитированные  им обязательства можно разделить  на обязательства без погашения  с правом досрочного погашения.  Выпуск обязательств с правом  досрочного погашения означает  наличие у заемщика прав на  досрочный выкуп своих долговых  обязательств. Такое право может  быть выгодно эмитенту при  значительном снижении стоимости  заемных ресурсов на рынке  ссудного капитала. В этом случае  он имеет возможность разместить  новый заем, обслуживание которого  будет более дешевым, и за  счет полученных средств выкупить  ранее эмитированные обязательства.  В случае, если обязательства  были выпущены без права досрочного  погашения, то при снижении  рыночной цены заимствований  эмитент не имеет возможности  выкупа своих долговых обязательств, и несет в связи с этим  обязательством определенные потери, а инвестор, наоборот, получает дополнительную  выгоду.
    8. По методу размещения займы подразделяют на:
       а) добровольные займы;
       б) займы размещенные по подписке;
       в) принудительные займы.
    Каждому методу размещения займов соответствует  свой способ реализации. Облигации  добровольных займов свободно продаются  и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы распространяются среди кредиторов в силу постановления  правительства, предусматривающего строгую  ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые  среди населения по подписке с  рассрочкой платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая делает их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.
    9.По способу погашения задолженности займы разделяют на 2 категории:
      Займы, подлежащие оплате единовременно;                                         
      Займы, подлежащие оплате частями.   
При условии  того, что эмитированный заем подлежит оплате частями, то заемное соглашение может предусматривать следующие  три варианта его погашения:
      - погашение равными долями на  протяжении оговоренного срока;
      - погашение увеличивающимися долями  на протяжении оговоренного срока.  Подобная форма наиболее удобна, если привлеченные   средства  направлены на реализацию какого-либо инвестиционного проекта. Соответственно по мере его реализации  идет и рост поступлений от объекта и инвестиций, что упрощает погашение обязательств;
      - погашение уменьшающимися долями  на протяжении оговоренного срока.
10.По направлениям  использования заемных средств  займы могут делиться на целевые  и нецелевые. Средства, привлеченные  по целевым займам, должны быть  использованы только для финансирования  отдельных конкретных программ, для реализации которых они  и размещаются. Средства, полученные  от размещения нецелевых займов, могут быть направлены на покрытие  текущих бюджетных расходов, рефинансирование  текущей задолженности  или же на другие нужды согласно решению уполномоченных органов власти и управления.
                                                             
    В тесной связи с государственными займами находится вторая форма  государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.) и  является важным каналом формирования финансовых ресурсов государства - обращение  части вкладов населения в  государственные займы. В отличие  от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические  лица покупают ценные бумаги за счет собственных  временно свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют  кредит государству за счет заемных  денежных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и  предоставление займа последними государству  за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) позволяет выделить эти отношения  в качестве особой формы государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформление безоблигационных займов. Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем непосредственного  учета сумм на счетах соответствующих  учреждений и в книге государственного долга. Сроки погашения таких  займов заранее не оговариваются, но государство оставляет за собой  право выкупа займа и обязуется  выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно, что процент  по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации  сберегательного дела начисляемый  процент должен превышать этот уровень  в целях обеспечения получения  вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стране сейчас это достигается  на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.
    Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, как форма государственного кредита характеризуется тем, что  государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она способствует развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях жесткого контроля за эмиссией денежных знаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита.
    Казначейские  ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и  управления за счет бюджетных средств  на условиях возвратности, срочности  и платности. В настоящее время  в нашей стране эта форма активно  не используется. Однако при коренной реформе отношений собственности  сопровождаемой разгосударствлением  и приватизацией хозяйственных  структур, государство не может нести  ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций  вместо их правомочных владельцев. Но при необходимости государственные  органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным субъектам, в  стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности, платности.  

По гарантированным  займам правительство реально несет  финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране созданы условия  для возрождения гарантированных  займов в связи с предоставлением  местным органам власти, а так  же отдельным хозяйственным структурам права проводить операции по заключению займов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Функции государственного  кредита. 
 
 

    Государственный кредит как финансовая категория  выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
    1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования, расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
    Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
    Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
    Налоги  являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и  погашением государственного долга. Источники  финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
    При непроизводительном использовании  мобилизованных в результате государственных  займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
    Усиление  тяжести налогового бремени, вызванное  заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.
    2. Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
    Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
    Операции  по купле-продаже государственных  ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным  банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.
    Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
    До  определенных пределов этот процесс  не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.
    Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
    Поддержка малого бизнеса предполагает, что  государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
    Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.