На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Алексий 2. Русская православная церковь

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки УР
МОУ «Чепецкая средняя  общеобразовательная  школа» 
 
 
 
 
 

Реферат по истории
на  тему:
  
 

Выполнил: ученик 11 класса
Корепанов Андрей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

с. Чепца,2009 год.
Содержание.
    Русская православная церковь (общее)………………………………………
    История православия в России……………………………………….
    Патриаршество в России……………………………………….
    Поместный Собор 1990 г. Алексий II. Личность  патриарха ……………………..
    РПЦ в 1990-2008 гг. …………………………………..............
    Воссоединение церквей………………………………………
    Смерть Святейшего патриарха……………………………..
    Кирилл – местоблюститель. Поместный Собор 2009 года……………………………………………………………...
    Интересные факты из жизни Алексия II, его изречения………………………………………………………
    Эпилог…………………………………………………….
    Список литературы……………………………………..
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (РПЦ) (Московский патриархат), самая многочисленная автокефальная (с 1448) поместная православная Церковь.
Общие сведения
В настоящее  время РПЦ насчитывает около 150 млн. верующих. Ее каноническая территория охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию (в этих странах к ней принадлежит большинство населения), другие страны СНГ, кроме Грузии, а также прибалтийские государства: Литву, Латвию, Эстонию. Юрисдикция РПЦ распространяется также на лиц православного исповедания в диаспоре. С 1589 РПЦ имеет статус Патриархата. Во главе РПЦ Святейший Патриарх Московский и всея Руси, избирающийся пожизненно (с 1990 Алексий II, 15-й со времени учреждения патриаршества и 5-й после восстановления патриаршества в 1917). Высшие органы РПЦ — Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с патриархом. Поместный собор созывается патриархом и состоит из всех правящих и викарных епископов (по положению), клириков и мирян (по избранию). Ему принадлежит высшая власть в области вероучения (в т. ч. канонизация святых), церковного управления (в т. ч. избрание патриарха) и церковного суда. Последний Поместный собор РПЦ состоялся 7-8 июня 1990 (важнейшие деяния: избрание патриарха Алексия II, канонизация о. Иоанна Кронштадтского, призыв к организации катехизического обучения детей и взрослых на приходах и увеличению количества духовных школ; осуждение насильственных действий униатов и раскольников - автокефалистов на Украине). Между Поместными соборами полнотой высшей церковной власти в РПЦ обладает Архиерейский собор (последний, Юбилейный собор прошел 13-16 августа 2000, канонизировал свыше 1000 новых святых, подавляющее большинство которых - пострадавшие в годы Советской власти новые мученики и исповедники Российские. В межсоборный период высшую законодательную, исполнительную и судебную власть осуществляет Священный Синод, который состоит из председателя - патриарха, - 6 постоянных и 6 временных членов - епархиальных архиереев. Синоду подотчетны синодальные учреждения: Управление делами, Отдел внешних церковных сношений, Учебный комитет, Издательский совет, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, Отдел религиозного образования и катехизации, - а также комиссии: по канонизации святых, богословская, богослужебная, по делам монастырей, по экономическим вопросам, "Православная энциклопедия", Библейская, Синодальная библиотека и др.
В состав Русской  церкви входят Белорусский экзархат, Украинская православная церковь (обладают самостоятельностью в делах внутреннего управления), православные церкви в Молдове, Латвии, Эстонии, Японская и Китайская автономные православные церкви. В начале 2000 г. РПЦ насчитывала 132 епархии, 65 на территории РФ, 35 на территории Украины, 10 — Белоруссии, 4 — Молдавии, 3 — Казахстана, 3 — Японии, а также по одной на территории Эстонии, Средней Азии, Австрии, Южной Америки, Бельгии, Нидерландов, Великобритании, Германии, Франции, а также приходы на территории США и Канады.
Главой епархии  является архиерей, которого выбирает Синод. В помощь ему могут назначаться  викарные епископы. Епархиальный архиерей посвящает священнослужителей, назначает  сотрудников епархиальных учреждений, руководит деятельностью монастырей, благословляет монашеские постриги. Управление епархии осуществляется при содействии епархиального собрания, состоящего из равного числа священнослужителей и мирян, (созывается не реже 1 раза в год) и постоянно действующего епархиального совета (не менее 4 священников). Исполнительная власть в епархии осуществляется архиереем при помощи епархиального управления. Епархия разделяется на благочиннические округа (благочиния), возглавляющиеся благочинными, которых назначает архиерей.
В начале 2000 г. епископат РПЦ включал в  себя 164 архиерея (в т. ч. 128 правящих епископов, вместе с Алексием II), 25 викарных епископов и 11 архиереев на покое. Около 80 % епископов имеют высшее богословское (академическое) образование.
Низовым звеном РПЦ является приход — община верующих (не менее 20 человек) во главе с настоятелем, назначаемым архиереем. В состав приходского причта входят священник, диакон и псаломщик. Настоятель созывает по своему усмотрению приходское собрание, избирающее приходской совет во главе с председателем (старостой). В конце 1998 г. РПЦ насчитывала более 19 тыс. приходов (из них 8168 — в УПЦ и 1080 — в Белорусском экзархате). На этих приходах служили 17,5 тыс. священников, 2275 диаконов, всего 19 775 священнослужителей (с 1988 г. их число увеличилось на 12 378 чел.).
В кон. 1999 в  РПЦ существовало 497 монастырей (из них 476 было открыто в 1988-99 гг.): 315 на территории России, 118 на Украине, 30 в  Молдавии, 15 в Белоруссии и т. д. Все  монастыри Русской Церкви имеют  общежительный характер.
РПЦ осуществляет широкую учебную, просветительскую и издательскую деятельность. Система  духовного образования Русской  Церкви включает в себя 5 духовных академий (Московская, Санкт-Петербургская, Киевская, Минская и Кишиневская), Православный Свято -Тихоновский богословский институт (Москва), 2 православных университета, 23 семинарии, 28 духовных училищ, 13 пастырских курсов. РПЦ выпускает ежемесячный «Журнал Московской Патриархии» ежегодный православный календарь, ежегодный научно-богословский сборник «Богословские труды», а также более 170 массовых периодических изданий
Высшая награда  РПЦ — орден св. апостола Андрея Первозванного. Среди других наград — ордена св. Владимира, св. Ольги, мученика Трифона, святителя Иннокентия, ордена и медали преп. Сергия Радонежского, св. благоверного князя Даниила Московского. 

 

Русская Церковь считает  своим покровителем апостола Андрея Первозванного, который проповедовал христианство в Северном Причерноморье в 1 в. и, по преданию, посетил  места будущего проживания руссов.
Первые  определенные сведения о христианстве на Руси относятся к 60-м  гг. 9 в., когда, после  неудачного похода на Константинополь, приняли  крещение киевские князья Аскольд и Дир  и в Киеве была основана 60-я епархия  Константинопольского патриархата. Невзирая на языческую реакцию конца 8 в., в 940-е гг. христиане были среди дружинников князя Игоря и русских купцов. В 955 в Константинополе приняла крещение княгиня Ольга.
После участия в убийстве двух варягов-христиан в 983 г. отошел от язычества  ее внук князь Владимир. В 986 он предположительно принял оглашение от греческого монаха в Киеве, после чего заключил договор о помощи Византийской империи против узурпатора Варды Фоки в обмен на обещание выдать за него (Владимира) сестру византийских императоров Анну. Предоставив военную помощь (6 тыс. воинов) и не получив руки Анны, Владимир захватил греческий Херсонес, добился приезда невесты и принял крещение.
За  крещением князя  и его окружения  последовали разрушение языческих святилищ и массовые крещения в Киеве, Новгороде и др. крупных городах.
В 10-11 вв. были основаны епархии  в Киеве, Чернигове, Новгороде, Ростове, Владимире-Волынском, Полоцке, Турове, Тьмутаракани. Во главе Церкви стоял  митрополит Киевский и всея Руси, назначавшийся  константинопольским патриархом (и, как правило, грек; исключения составляли русские митрополиты Иларион (11 в.) и Климент Смолятич (12 в.), пользовавшийся значительной самостоятельностью.
Дело  христианизации Руси продолжил сын  Владимира Ярослав  Мудрый, под непосредственным руководством которого было переведено множество греческих книг, основана первая библиотека, открыты духовные школы. При Ярославе Владимировиче были построены такие выдающиеся памятники церковного зодчества, как Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Преображенский собор в Чернигове и др., появились первые монастыри, в т. ч. Киево-Печерский монастырь, игравший значительную роль в деле христианского просвещения и укрепления Церкви (в 11-12 вв. из его стен вышли десятки епископов). Ярослав издал Церковный устав, включавший в сферу церковно-судебного производства, вслед за Уставом князя Владимира, преступления против семьи и нравственности, колдовство, суд над церковными людьми. Ко 2-й половине 12 в. на Руси исчезают языческие погребения.
В период феодальных усобиц Русская Церковь выступала в миротворческой роли, удерживая князей от кровопролития. В сер. 12 в. Андрей Боголюбский предпринял попытку учредить во Владимире-на-Клязьме особую северно-русскую митрополию, что являлось частью обширной программы князя по оформлению политического и церковного главенства Владимиро-Суздальской земли внутри Руси. Развернулось активное церковное строительство во Владимире (каменный Успенский собор, в который была помещена привезенная князем Андреем из Вышгорода Владимирская икона Божией Матери; Дмитровский собор) и др. городах. Андрей учредил на Руси новые церковные праздники: Покров Пресвятой Богородицы (1 октября), Изнесение древ Креста Господня («медовый Спас») (1 августа).
После монгольского разгрома 1237-40 во главе Русской  Церкви встал Кирилл III (1242/47-1281), продолжавший носить титул Киевского митрополита, но перенесший центр митрополии во Владимир. Вместе с великим князем Александром Невским он отстаивал линию на признание господства монголов и решительное противостояние католической агрессии, которая открылась в нач. 13 в. в связи с взятием Константинополя крестоносцами (1204) и проявлялась затем как в попытке навязать религиозную унию с Римом, так и в виде вооруженного посягательства (Швеции в 1240, Ливонского ордена в 1242). В 1273 митрополит Кирилл провел Владимирский собор, на котором был принят ряд постановлений против богослужебных и дисциплинарных нарушений, а также положено начало новой редакции Номоканона (т. н. Русской Кормчей). Политика Кирилла III облегчалась покровительственным отношением монголов ко всем религиозным институтам на завоеванных территориях. До конца 14 в. Церковь и церковные люди (в т. ч. крестьяне) освобождались от уплаты дани и других налогов. В 1261 в столице Орды Сарае была учреждена Сарайская епархия Русской Церкви, которая поддерживала дипломатические контакты с ордынскими властями и одновременно вела миссионерскую работу среди татар-язычников, а также представителей дохалкидонских вероисповеданий.
В 1299 митрополит Максим (1283-1305) окончательно перенес столицу Русской митрополии из Киева во Владимир. Последующие митрополиты: Петр (1308-1326), Феогност (1328-1353) и Алексий (1354-1378) придерживались московской ориентации. Поддерживая политику московских князей, они видели в Москве столицу будущей единой Руси. При митрополитах Петре и Феогносте Москва стала столицей митрополии. Митрополит Алексий, будучи регентом малолетнего Дмитрия Ивановича (Донского), смог высоко поднять авторитет Церкви и ее имущественное положение. Митрополит Алексий основал ряд новых монастырей в Москве и вне ее, а также осуществил новый славянский перевод Нового Завета.
С именем одного из современников  и сподвижников митрополита  Алексия — Троицкого  игумена Сергия Радонежского, основателя «пустынного» общежительного монастыря на Маковце, приверженца деятельно-созерцательной аскетической практики восточного монашества — стало связано духовное возрождение Руси, подлинное усвоение русским народом духа Евангелия, консолидация перед лицом золотоордынского врага. Общенациональный нравственный авторитет, которым пользовался преподобный Сергий, олицетворял то высокое положение, которое имела Русская Церковь в то переломное время, ее национально-интегрирующую роль.
Ученики преподобного Сергия основали около 40 новых  монастырей, с рядом которых оказалась связана и русская колонизация Заволжья. С монастырским движением было связано и миссионерство, наиболее ярким деятелем которого стал Стефан Пермский, просветитель коми-зырян. Расцвели церковная письменность (особенно агиография), иконопись (Андрей Рублев). После победы на Куликовом поле в 1380, спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395, а также ликвидации турками независимости Сербского и Болгарского царств (кон. 14 в.) и поражения Витовта от Орды в битве на Ворскле (1399) Москва превратилась в один из главных центров мирового Православия.
В 1440-е  гг. отказ Русской  Церкви от Флорентийской  унии 1439 сделал невозможным  принятие митрополита, имеющего традиционное благословение Константинополя, где уния была поддержана как патриархом, так и императором. Митрополит всея Руси Исидор, принявший во Флоренции унию, по возвращении в Москву в 1441 был взят под стражу и замещен, по решению Русского архиерейского собора 1441, рязанским епископом Ионой. 15 декабря 1448 собор русских епископов, созванный великим князем Василием II, провозгласил автокефалию (самостоятельность) Русской Церкви и поставил Иону в митрополиты всея Руси. Его предполагавшееся благословение от возможного православного константинопольского патриарха потеряло свою актуальность с падением Константинополя в 1453 и подчинением греческой Церкви турецкому султану. Так же, без обращения к константинопольскому патриарху, в конце 14 в. были поставлены в митрополиты ближайшие преемники Ионы.
В 1458 папа Пий II и польский король Казимир IV попытались отделить от Русской Церкви епархии Литовской Руси (что неоднократно прежде пытались осуществить галицкие и литовские князья), для чего в Риме был посвящен в митрополита «Киевского, Литовского и всей нижней России» ученик митрополита Исидора Григорий. Однако попытка утвердить унию в Юго-Западной Руси не увенчалась успехом. В 1470 митр. Григорий порвал с Римом, но не присоединился к Москве, а вернулся в подчинение Константинополю. Киевская митрополия оказалась отделена от Московской Церкви до конца 17 в.
В конце 15 в. Рус. Церковь  потрясла антихристианская по своему существу ересь жидовствующих, приверженцами которой  оказались многие священнослужители (в  т. ч. митрополит Зосима) и придворные. Благодаря  деятельности архиепископа Геннадия Новгородского, в 1499 для обличения еретиков впервые собравшего воедино полный текст славянской Библии, и игумена Иосифа Волоцкого, настоявшего на проведении ряда церковных соборов в нач. 16 в., ересь была искоренена.
В это же время по вопросу церковных  имуществ в Церкви произошло разделение на нестяжателей (сторонников Нила Сорского) и иосифлян (последователей Иосифа Волоцкого, который настаивал на необходимости монастырских владений для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни), которому соответствовала различная монашеская практика: живший прежде на Афоне Нил Сорский был приверженцем «умной молитвы» и созерцательной жизни в скиту, идеалом Иосифа Волоцкого был общежительный монастырь со множеством трудовых послушаний. В то же время Иосиф Волоцкий высоко ценил духовный опыт Нила Сорского, направляя к нему своих учеников для обучения созерцанию и молитве.
Русская Церковь (в лице Ростовского  архиепископа Вассиана и др.) оказала  значительную поддержку  светской власти при  окончательном освобождении от татарского ига в 1480. Однако с этого времени и в течение всего 16 в. Церковь стала все более зависеть в своей административной деятельности от усилившейся власти великого князя и затем царя, которые нередко вмешивались в ее внутренние дела, смещали неугодных митрополитов и по своему усмотрению выбирали других. Исключением стала лишь 1-я половина царствования Ивана IV, когда Церковью управлял митрополит Макарий (1542-63), который смог добиться установления канонически разработанного в Византийской империи взаимодействия Церкви и государства —  симфонии. Благодаря деятельности митрополита Макария, был устранен хаос боярского правления, Московское великое княжество стало царством (1547), стали созываться Земские соборы (получившие свое наименование, а также ряд организационных и процедурных форм от Соборов церковных). Заботясь о самостоятельности Русской Церкви, митрополит Макарий провел церковные Соборы 1547 и 1549 гг., на которых было прославлено большое количество русских святых, местночтимым святым было установлено общероссийское почитание, что утвердило международный авторитет Русской Церкви. В 1551 для устранения церковных недостатков был проведен Стоглавый собор. В 1555 на землях покоренного Казанского ханства была учреждена новая епархия Русской Церкви. Опричнина, введенная Иваном IV после смерти митрополита Макария в 1565, отразилась и на Церкви. Был убит митрополит Филипп II (1567-68), не принявший опричных жестокостей и пытавшийся публично обуздать царя. Погибли многие другие священнослужители. Митрополиты стали вновь избираться и смещаться по воле царя.
Положение Русской Церкви изменилось в царствование Феодора  Иоанновича, когда  в отношениях между  Церковью и государством вновь установилась симфония. В 1589 при  содействии константинопольского патриарха Иеремии в России было учреждено патриаршество. Собор русских епископов и духовенства избрал на патриаршью кафедру Московского митрополита Иова. Константинопольские соборы 1590-93, на которых присутствовали все восточные патриархи, подтвердили патриаршьи права Иова и признали за ним 5-е место после восточных патриархов (хотя значение Русской Церкви на мировой арене среди других православных Церквей стало главенствующим). Патриарх Иов провел церковно-административную реформу, согласно которой в Русской Церкви было установлено 4 митрополии, 6 архиепископий и 8 епископских кафедр.
Русская Церковь сыграла  ведущую роль в  борьбе со Смутой 1605-12. В начале Смутного времени патриарх Иов рассылал по русским  городам грамоты, призывая дать отпор  войскам Лжедмитрия и полякам, защитить православную веру, за что в 1605 был свергнут самозванцем с патриаршьего престола. Патриотическая деятельность Иова была продолжена патриархом Гермогеном (1606-12), вставшим на сторону Василия Шуйского и после его свержения в 1610 призвавшим русских людей создать ополчение для освобождения Москвы и всей России от поляков (1-е ополчение). Заключенный интервентами под стражу Гермоген умер от голода в феврале 1612. Но усилия архимандрита Дионисия (руководившего обороной Троице-Сергиева монастыря в 1608-09), троицкого келаря Авраамия Палицына и др., привели к созданию 2-го ополчения (Минина и Пожарского), которое прекратило Смуту.
Патриарх  Филарет (1619-33), игравший значительную роль в  государственном  управлении (как отец царя Михаила Феодоровича), много сделал для церковного просвещения: учредил греко-латинскую школу в Москве, призывал к созданию бесплатных школ в епархиях. В 1620 им была открыта Тобольская епархия, простиравшаяся от Урала до Тихого океана.
Тем не менее впоследствии в жизнь Русской Церкви вошел ряд искажений, искоренить которые в сер. 17 в. поставили своей целью члены кружка ревнителей церковного благочестия (будущий патриарх Никон, боярин Ртищев, протопопы Стефан Вонифатьев, Иоанн Неронов, Аввакум и др.), стремившиеся восстановить обязательность проповеди, каноническое и единообразное совершение богослужений (что требовало и исправление церковных книг), социальное служение Церкви и др. С избранием Никона на патриаршество в 1652 им стала осуществляться задуманная «ревнителями» реформа Церкви. Однако из-за давления царя Алексея Михайловича реформа ограничилась преимущественно обрядовыми исправлениями в соответствии с обычаями греческой Церкви: царь не хотел иметь церковных отличий от греков — для проведения активной восточной политики и возможного восстановления Византийской империи с московским царем во главе. Поспешные действия вспыльчивого и несмиренного Никона вызвали протест со стороны ряда прежних «ревнителей» (одним из руководителей которых стал Аввакум), не принимавших, кроме того, греческие обычаи из-за их расхождения с нормами «русской старины», которые были закреплены Стоглавым собором. Собранный патриархом Никоном церковный Собор 1656 предал анафеме всех совершавших крестное знамение двумя перстами. От Церкви отделилось большое число старообрядцев.
Вслед за этим произошел  конфликт Никона с  Алексеем Михайловичем, вызванный нарушением последним принципов  симфонии (создание Монастырского приказа  для контроля над  церковными землями,1650, государственная  подсудность церковных людей и др.) и враждебным отношением окружавших царя бояр к «мужицкому сыну» (Никон был из крестьянской мордовской семьи). Обиженный на царя Никон в 1658 удалился в Воскресенский монастырь, откуда был вызван на церковный собор 1666-67, который лишил его патриаршества, но восстановил судебные привилегии Русской Церкви, упразднил Монастырский приказ, возобновил симфонию. Собор окончательно отлучил от Церкви всех противников проведенной реформы, отменив постановления Стоглавого собора. Окончательно утвердился церковный Раскол.
Несмотря  на то, что после  разделения Киевской и Московской митрополий в 1458 Юго-Западная Церковь  оказалась в юрисдикции Константинопольского патриарха, ее реальное положение зависело от внутренней политики литовско-польского  католического правительства. Православие в Литве стало испытывать на себе правовое, экономическое и политическое давление власти. В сочетании с активной проповедью католичества и униатства, начавшейся после Флорентийской унии 1437-39 и особенно усилившейся при поддержке ордена иезуитов во 2-й половине 16 в., это привело к принятию подавляющим числом епископов Киевской митрополии Брестской унии 1596, не поддержанной православным народом. В условиях начавшихся гонений на православие защитниками Церкви показали себя православные братства, организованные в 15-16 вв. во Львове, Вильне, Могилеве, Минске и др. городах и имевшие независимость от местного епископата. Когда в 1-й трети 17 в. сопротивление братств было сломлено, их дело было продолжено казачеством. В 1620, благодаря гетману Сагайдачному и еще сохранявшимся братствам, иерусалимским патриархом Феофаном IV была восстановлена прервавшаяся в результате гонений православная иерархия. Восстание гетмана Хмельницкого 1648-54 и русско-польская война 1654-67 привели к воссоединению Киевской митрополии с Московской, которое было закреплено «вечным миром » с Польшей 1686 и грамотой Константинопольского патриарха в 1687. «Вечный мир» предоставлял православным в Польше свободу вероисповедания и признавал подчинение польских православных епархий киевскому митрополиту, а через него московскому патриарху.
После смерти патриарха  Адриана (1690-1700) Петр I отказался от выборов  патриарха, утвердив митрополита Стефана  Яворского в должности  патриаршьего местоблюстителя. В 1701 был восстановлен Монастырский приказ. В 1721 издан «Духовный регламент», который упразднял патриаршество, ставя во главе Церкви «духовную коллегию» (позднее — Святейший Синод) во главе с гражданским чиновником — с 1722 обер-прокурором. «Крайним судией» в Синоде провозглашался сам император. Несмотря на свою неканоничность, церковная реформа Петра I в 1723 была утверждена восточными патриархами. В то же время, заботясь о развитии просвещения, Петр преобразовал Киево-Могилянский коллегиум (осн. в 1632) в Киевскую академию (1701), переустроил по ее образцу Славяно-греко-латинскую академию (осн. в 1687), основал многие духовные школы и семинарии; активно проводилась миссионерская деятельность в Сибири и Китае.
Продолжая политику Петра, императрица  Елизавета отказалась вывести из Синода гражданских лиц, а в 1744 для управления епархиями учредила консистории под властью светских чиновников.
В 1763-64 Екатерина II осуществила  секуляризацию церковных  земель, закрыв около 700 монастырей. Вместе с тем при Екатерине II в результате разделов Польши к России отошли западно-русские земли, на которых вернулось из унии (вновь насильственно навязанной после 1686-87) около 2 млн человек. По Кючук-Кайнарджийскому миру с Турцией 1774 Россия получила право покровительства православным христианам Османской империи.
Государственное давление на Церковь  в 18 в. привело к  падению авторитета священства, превратив  его в «запуганное  сословие» (исключение составляло лишь царствование императора Павла I, принявшего ряд мер  в пользу духовенства). Несколько обер-прокуроров Синода было вольнодумцами и атеистами. Поклонником мистицизма и «универсального христианства» являлся глава Министерства духовных дел, в 1817 подчинившего себе Синод, князь А. Н. Голицын. Его деятельность, приведшая к умножению числа сект и размыванию основ православия, была тем не менее прекращена Александром I в 1824. В царствование этого императора было совершено также преобразование духовных школ, основаны Санкт-Петербургская (1809) и Московская (1814) духовные академии; общее число духовных учебных заведений составило к 1824 344 (по сравнению со 150 в 1808); в 1811 организован Грузинский экзархат. Упрочению положения Православной Церкви содействовала победа в Отечественной войне 1812.
В царствование Николая I возобновилось абсолютистское давление на Церковь. Обер-прокурор Н. А. Протасов (1836-55), получивший министерские полномочия, проводил исключительно жесткую политику подчинения Церкви интересам государства. При нем была усилена роль консисторий, понижен образовательный уровень духовных школ. Однако жизнь Церкви оказывалась гораздо шире тесных синодальных рамок. Именно в николаевское время в Оптиной пустыни произошел расцвет старчества (связанного с именем подвижника 18 в. Паисия Величковского и представленного в 19 в. старцами Амвросием, Львом, Макарием, Моисеем и др., к которым обращались многие русские писатели и другие представители интеллигенции), совершал свой монашеский подвиг Серафим Саровский, осуществлялась миссионерская деятельность архимандрита Макария (Глухарева) на Алтае, священника, а затем епископа Иннокентия (Вениаминова) на Алеутских о-вах и в Северной Америке, в Якутии и на Дальнем Востоке; занимал московскую кафедру выдающийся проповедник митрополит Филарет (Дроздов). При Николае I в 1839 произошло присоединение к Русской Церкви около 1,6 млн униатов Юго-Западной Руси во главе с митрополитом Иосифом (Семашко).
При Александре II произошла  либерализация церковной  жизни: проведена  реформа духовных школ (1867-69), устроены женские епархиальные училища (1860-68), устранена замкнутость священнического сословия, поднят вопрос о восстановлении патриаршества, под руководством митрополита Филарета (Дроздова), наконец, осуществлен перевод Библии на русский язык (начавшийся еще при Александре I, но приостановленный при Николае I). Митрополит Филарет был также автором Манифеста об освобождении крестьян в 1861. При Александре II были открыты новые Таврическая, Уфимская, Якутская, Туркестанская и Алеутская епархии. Однако проводившаяся в то время политика укрупнения приходов и сокращения штатов священства привела к ряду затруднений в приходской жизни.
В царствование Александра III церковная политика осуществлялась обер-прокурором К. П. Победоносцевым (единственным в этой должности  выходцем из священнической семьи) (1880-1905). Новым явлением церковной жизни стали окружные Соборы архиереев, хотя необходимость Поместного собора Победоносцев отрицал, не доверяя способности епископата самостоятельно решать церковные вопросы. Многие приходы, закрытые в 1860-70-е гг. были открыты. С 1881 по 1894 гг. каждый год открывалось 250 новых храмов. Ратуя за то, чтобы начальная школа была «прежде всего школой добрых нравов и христианской жизни», Победоносцев активно создавал церковно-приходские школы, число которых к 1900 составило 42 600, а число учащихся 1,6 млн чел (при 273 с 13 035 учащимися в 1880).
При императоре Николае II значительно увеличилось  число канонизаций. Было прославлено  больше святых, чем  за два предшествующих века (в т. ч. патриарх Гермоген и преподобный  Серафим Саровский). В 1901-03 в Петербурге проводились Религиозно-философские собрания, пытавшиеся установить диалог между представителями Церкви и интеллигенции. В 1905 был вновь поставлен вопрос о восстановлении патриаршества и созыве Поместного собора, епархиальным архиереям была дана возможность представить в Синод свои соображения (отзывы) о желательных церковных преобразованиях. В 1906 Николай II утвердил состав Предсоборного присутствия, имевшего целью подготовку Поместного собора. Участники заседаний Присутствия, проходивших в Александро-Невской лавре с марта по декабрь 1906, единодушно высказались за восстановление патриаршества и освобождение Церкви от обер-прокурорской опеки. В этом же году правительство официально отказалось от преследования старообрядцев. Однако в апреле 1907 царь (во многом, под влиянием П. А. Столыпина) признал созыв Собора несвоевременным. В 1911 по инициативе нового обер-прокурора В. К. Саблера подготовка Собора была возобновлена. В 1912 указом императора было созвано Предсоборное совещание, работа которого была прервана начавшейся в 1914 Первой мировой войной.
После отречения Николая II Временное правительство  уволило на покой  множество архиереев, обвиненных в поддержке  старого режима, инициировало проведение епархиальных съездов, ввело выборность епископата. Готовилось отделение Церкви от государства, духовные школы были подчинены Министерству просвещения, Закон Божий в гимназиях сведен на уровень факультатива. В августе 1917 было учреждено Министерство исповеданий, главой которого стал последний обер-прокурор А. В. Карташов. В условиях нараставшей анархии был поставлен вопрос о церковно-государственном сотрудничестве в рамках "внеконфессионального государства".
15 августа 1917 в Успенском  соборе Кремля  открылся Поместный  собор Русской  Церкви 1917-18 под председательством Московского митрополита Тихона (Белавина) (584 участника, из них 80 архиереев и 185 иных священнослужителей, остальные — миряне). В октябре 1917 было принято решение о восстановлении патриаршества. 5 ноября 1917 жребием из 3-х кандидатов, получивших наибольшее число голосов среди участников Собора, Cвятейшим патриархом Московским был избран митрополит Тихон. В обстановке начавшейся Гражданской войны и связанного с ней террора Собор почти не смог обсудить и принять других необходимых решений.
23 января 1918 Советской  властью был издан  декрет «Об отделении  Церкви от государства  и школы от Церкви»,  согласно которому  Церковь лишалась  прав юридического  лица и владения  собственностью, все  ее учебные заведения  закрывались, а  религиозное обучение запрещалось даже на дому. Начались конфискации церковного имущества и убийства священнослужителей (несколько тысяч за годы Гражданской войны). Не поддерживая ни одну из враждующих сторон, патриарх Тихон тем не менее в январе 1918 предал церковной анафеме всех повинных в кровавых расправах над беззащитными, осудил конфискации и призвал верующих встать на защиту Церкви. В течение 1918 патриарх осудил Брестский мир, убийство Николая II и его семьи, предрек гибель революционеров, крах коммунизма и Советской власти.
Новым ударом по Церкви стали  кампании по вскрытию мощей (1919-20) и изъятию  церковных ценностей  в связи с голодом  в Поволжье (1922). Несмотря на призыв патриарха  Тихона жертвовать на помощь голодающим именно церковные ценности, Советская власть во главе с В. И. Лениным и Л. Д. Троцким провела насильственную конфискацию с жестокими репрессиями против сопротивлявшихся: было расстреляно и погибло 8100 священнослужителей, монашествующих, послушников и мирян. В мае 1922 патриарх Тихон был арестован. К власти в Церкви при содействии ГПУ пришли представители «прогрессивного духовенства»: обновленцы (выступавшие за «обновление» Церкви) архиепископ Евдоким (Мещеряков), епископ Антонин (Грановский), священник А. Введенский и пр., которым удалось организовать Высшее церковное управление (ВЦУ) и провести в апреле-мае 1923 собор, отменивший патриаршество и лишивший патриарха Тихона священства и монашества. Выйдя из заключения в июне 1923 (для чего патриарху пришлось признать свою мнимую вину перед Советской властью), святейший Тихон направил все свои силы на борьбу с обновленческим расколом: объявил ВЦУ незаконным, принятые им распоряжения — недействительными. До конца 1924 значительная часть духовенства и мирян вернулась в Церковь из обновленчества. В нач. 1925 против патриарха Тихона было возбуждено новое уголовное дело, но в апреле 1925 он скончался. После его смерти ОГПУ организовала в Церкви новый, «григорианский» (по имени архиепископа Григория (Яцковского)) раскол, был арестован Патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский). Декларация его заместителя, ставшего фактическим главой Церкви — митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности Советской власти (1927) не смогла остановить волны репрессий, вызвав лишь новый раскол среди верующих и духовенства. В связи с коллективизацией и раскулачиванием в 1929-33 была проведена массовая антирелигиозная кампания, приведшая к закрытию и ликвидации многих церквей и аресту ок. 40 тыс. церковно- и священнослужителей, большая часть которых была заключена в концлагеря, часть расстреляна. В 1932 началась «безбожная пятилетка», целью которой было провозглашено полное уничтожение религии в СССР. В 1934 были возобновлены массовые закрытия церквей, аресты и высылки священнослужителей и прихожан.
В 1935 по требованию властей был распущен Временный патриарший синод. В 1936, получив известие о смерти митрополита Петра (за год до его реального расстрела), митрополит Сергий был провозглашен Патриаршим местоблюстителем. Тем временем, ознакомившись с результатами переписи 1937 и узнав, что 42,3 % населения продолжают считать себя верующими, И. В. Сталин решил провести новые масштабные репрессии против Церкви. Только в 1937 было арестовано 136 900 православных церковно- и священнослужителей, из них расстреляно 85 300. Те же цифры для 1938 составили 28 300 и 21 500, 1939 — 1500 и 900, 1940 — 5100 и 1100, 1941 — 4000 и 1900. Из 25 тыс. церквей в 1935 к 1939 году осталось 1277 (в 1939-40 к ним прибавилось 1744 православных храма и 88 монастырей Прибалтики, Западной Белоруссии, Западной Украины и Буковины).
Репрессии продолжились бы и  дальше, если бы не началась Великая Отечественная  война 1941-45. Но и во время нее отношение  Советской власти к Церкви переменилось лишь после того, как стало известно об открытии 3732 храмов на оккупированных территориях (до конца войны немцы открыли ок. 7 тыс. храмов). 4 сентября 1943 состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) (единственных оставшихся на свободе правящих архиереев) со Сталиным. 8 сентября был проведен Архиерейский собор, на котором митрополит Сергий был возведен в патриаршье достоинство. Часть священнослужителей была выпущена из лагерей. Церкви разрешалась образовательная деятельность. Началось открытие церквей на советской территории (в 1947 в СССР было 13 813 храмов). Несмотря на перенесенные испытания, Церковь заняла патриотическую позицию, разделив судьбу своего народа. Многие священнослужители в оккупации принимали участие в антифашистском подполье, были связаны с партизанами.
Однако после войны репрессии против Церкви были продолжены, хотя и не в столь явной форме. В 1949 в лагерях продолжало находиться 3523 священника. В 1947-48 «за активную подрывную деятельность» было арестовано ок. 700 православных верующих. Только в 1953 было закрыто 8 монастырей. С 1948 по 1953 не был открыт ни один храм, 120 храмов использовалось для хранения зерна. К 1949 г. у Церкви было отобрано 1150 зданий, занятых во время войны под молитвенные цели.
В 1945-70 Русскую Церковь  возглавлял патриарх Алексий I (Симанский). При нем в 1945-46 воссоединились с Патриархией не принявшие «Декларацию 1927 года» («непоминающие»), вернулись в Церковь последние обновленческие приходы. В 1946 прошел Львовский собор, отменивший Брестскую унию 1596. К РПЦ присоединился 2491 униатский приход Западной Украины, но осуществленное при этом давление властей сделало этот процесс болезненным.
При Н. С. Хрущеве в 1958 началась антирелигиозная  кампания. Вновь стали  закрываться храмы, монастыри и духовные школы, начались аресты (к 1964 было осуждено более 1200 чел.). В 1961 Синоду было навязано постановление об отстранении настоятеля от руководства приходской деятельностью, которая стала являться прерогативой старосты, назначаемого в исполкоме. Был введен жесткий контроль за исполнением треб. К этому времени число приходов сократилось до 8 тыс. (к 1966 их осталось 7,5 тыс.). Единственной нишей, помогавшей Церкви сохранить силы и епископат, стало ее участие в миротворческой деятельности.
В 1971 состоялся Поместный собор РПЦ, который избрал патриархом митрополита Пимена (Извекова) (1971-90) и отменил клятвы Собора 1666-67 на старые обряды. Число приходов сократилось в 70-е гг. до 7 тыс.
Юбилейный, 1988 — год 1000-летия  Крещения Руси —  стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. Гонение на Церковь было прекращено, стали вновь открываться храмы. Только в 1988 было открыто более 1000 храмов. В 1990 в РПЦ насчитывалось 11 тыс. приходов. Прошли канонизации новых святых, в т. ч. в 1989 патриарха Тихона. В 1990 закон о свободе совести возвращал Церкви право юридического лица.
В 2007 было восстановлено  единство с Русской  Православной зарубежной церковью.
   

Патриархи Московские и всея Руси.
Имя Патриарха Светское  имя и годы жизни Годы  патриаршества
1 Иов Иван ум. 1607 г. 1589-1605
2 Гермоген Канонизирован РПЦ в 1913г. Ермолай  (1530-1612) 1606-1612
3 Филарет Романов Федор  Никитич (1560-1633) 1619-1633
4 Иоасаф I  ум. в 1641 г. 1634-1641
5 Иосиф ум. в 1652 г.  1642-1652
6 Никон Никита Минов (1605-1681) 1652-1658
7 Иоасаф II ум. в 1672 г. 1662-1672
8 Питирим ум. в 1673 г. 1672-1673
9 Иоаким Иван Петрович Савёлов (1620-1690)
1674-1690
10 Адриан Андрей (1627-1700) 1690-1700
11 Отмена  патриаршества. Стефан Яворский-Местоблюститель  Патриаршего престола в 1700-1721 гг.
12 Тихон Канонизирован РПЦЗ-1981 и РПЦ в 1989 г. Василий Иванович Беллавин(1865-1925) 1917-1925
13 Петр Канонизирован РПЦЗ в 1981 и РПЦ в 1997 г. Петр  Федорович Полянский (1863-1937). Местоблюститель  патриаршего престола с 1925 по 1937 г.
14 Сергий Иван  Николаевич Страгородский(1867-1944). Местоблюститель  в 1937-1943 гг. Патриарх в 1943-1944 гг.
15 Алексий I Сергей Владимирович Симанский (1877-1970) 1945-1970
16 Пимен Сергей Михайлович Извеков (1910-1990) 1971-1990
17 Алексий II Алексей Михайлович Ридигер (1929-2008) 1990-2008
18 Кирилл Владимир  Михайлович Гундяев (род. в 1946г.) Местоблюститель  с 06.12.08 по 31.01.2009г. Патриарх с 01.02.2009 года.
 
 

3 мая 1990 года  скончался Патриарх Московский  и всея Руси Пимен, и для  избрания нового Патриарха был  созван внеочередной поместный  собор. 7 июня 1990 года собор избрал  митрополита Алексия Патриархом  Московским и всея Руси (пятнадцатым  по счету за десять веков православия на Руси; при тайном голосовании за Алексия высказались 166 из 317 иерархов церкви. 10 июня в Богоявленском соборе состоялась интронизация новоизбранного Патриарха.
   Патриарх Алексий II (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился в Таллине (Эстония)  23 февраля 1929 года в семье глубоко верующих людей (его отец, Михаил Александрович Ридигер, всю жизнь мечтал стать священником, но был рукоположен в диаконы только в 1940 году. С детства прислуживал в церкви (его духовным отцом и наставником стал протоиерей Иоанн Богоявленский, впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор), а с 15 лет был иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем - и у епископа Исидора.
  С мая 1945 по октябрь 1946 года Ридигер был  алтарником и ризничим таллинского Александро - Невского собора. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года — в Казанской церкви города Таллина. В 1946 году Ридигер сдал экзамены в Ленинградскую духовную семинарию, но не был принят, поскольку ему в то время еще не исполнилось восемнадцати лет.
   В 1947 году Ридигер был зачислен сразу  на третий курс семинарии. Окончил ее в 1949 году (по некоторым данным - с  отличием) и поступил в Ленинградскую  духовную академию. Будучи на первом курсе  академии, 15 апреля 1950 года был рукоположен в диаконы, а 17 апреля 1950 года — в священники и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. Он совмещал служение приходского священника с заочной учебой. В 1953 году отец Алексий окончил духовную академию по первому разряду  и был удостоен степени кандидата богословия за курсовое сочинение "Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как догматист".
   15 июля 1957 года отец  Алексий был назначен настоятелем  Успенского собора города Тарту  (тогда - город Юрьев) и в течение года совмещал служение в двух храмах (в Тарту он прослужил до 1961 года). 17 августа 1958 года отец Алексий был возведен в сан протоиерея.
  В марте 1961 года в Троицком соборе Троице -Сергиевой  Лавры протоиерей Алексей Ридигер принял монашеский постриг. Вскоре постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию было определено стать епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией.
  Уже в  самом начале архиерейского служения - в 1962 году - епископу Алексию удалось отстоять Пюхтицкий Успенский монастырь, который власти намеревались закрыть и передать под дом отдыха: епископ сумел организовать посещение обители делегациями из Евангелической церкви Германии. Вскоре в германской прессе (газете Neue Zeit) появились восторженные отзывы о монастыре, и вопрос о его закрытии был снят.
  23 июня 1964 года епископ Алексий был  возведен в сан архиепископа , а в конце того же года  назначен управляющим делами  Московской патриархии и стал постоянным членом Священного Синода  (по другим данным, управляющим делами Алексий был назначен в 1968 году.
  В 1968 году архиепископ Алексий был возведен в сан митрополита (стал митрополитом Таллинским и Эстонским). С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 года осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом РПЦ, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот.
  В 1968 году митрополит был включен в состав Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия, в 1978 году - 60-летия восстановления патриаршества в Русской православной церкви; кроме того, в 1971 году в качестве члена комиссии Священного Синода занимался подготовкой поместного собора Русской православной церкви, а также возглавлял процедурно-организационную группу и секретариат поместного собора. В 1980 году был назначен заместителем председателя комиссии по подготовке и проведению празднования тысячелетия крещения Руси и председателем организационной группы этой комиссии.
  25 мая  1983 года митрополит Таллинский  был назначен председателем комиссии  для разработки мероприятий по  приему зданий ансамбля Данилова  монастыря, организации и проведению  всех реставрационных и строительных  работ в обители и по созданию на его территории Духовно-административного центра Русской православной церкви. На этой должности он пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время — Ленинградскую) кафедру.
   В 1984 году митрополиту  Алексию было присвоено звание доктора  богословия. Трехтомный труд "Очерки по истории православия в Эстонии" был представлен им на соискание степени магистра богословия, но ученый совет Ленинградской духовной академии единодушно решил, что, поскольку "диссертация по глубине исследования и по объему материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской paботы" и "в преддверии тысячелетия крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской православной церкви", то автор заслуживает более высокой ученой степени, чем та, на соискание которой он ее представил.
  В 1986 году отец Алексий стал митрополитом Ленинградским  и Новгородским, однако управление Таллинской и Эстонской епархией также было поручено ему.
  К заслугам Алексия II СМИ относят возвращение  церкви к широкому общественному служению. В качестве сопредседателя Патриарх вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Алексия II состоялась межконфессиональная конференция "Христианская вера и человеческая вражда" (Москва, 1994). Патриарх председательствовал и на конференции христианского межконфессионального консультативного комитета "Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). Христианство на пороге третьего тысячелетия" (1999); и на Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000).
   За годы служения в сане митрополита  и Патриарха Алексий II посетил  многие епархии Русской православной церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом было опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Патриарх Алексий возглавлял архиерейские соборы 1992, 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, председательствовал на заседаниях Священного Синода.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.