На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль государственного регулирования в переходном периоде

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ         6   
1.1 Стимулирование  развития рыночной экономики страны                      6
1.2 Политические мероприятия регулирования экономической системы 9
1.2.1Стабилизационная политика                                                                  9
1.2.2Структурная политика                                                                           12
II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ                                                                 19
2.1 Роль государственного регулирования в условиях формирования национальной экономической системы                                                       19
2.2 Формы правительственных воздействий на экономику                       20
2.2.1 Прямое государственное регулирование                                            20
2.2.2 Косвенное государственное регулирование                                       25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ
     На современном этапе Россия переживает не простой период переходной экономики. Обозначение проблем, их исследование и обоснованное решение ведёт к сглаживанию негативных факторов сопровождающих этот процесс. Ниже приводимый материал позволит структурировать и обобщить данные по исследуемой теме, понять суть происходящих явлений, которые являются актуальными на сегодняшний день, как в масштабах государства, так и в рамках хозяйственной единицы.
      Задачей курсовой работы является исследование противоречивой  проблемы роли государства в экономической системе: обоснование регулирующих вмешательств, их описание и альтернативы.
      Структура курсовой работы заключена  в двух главах. Первая дает  характеристику функций государства в экономике, вторая – конкретизацию и описание государственных вмешательств.     
     Одновременное решение задач формирования модели национальной экономики России и переходной экономики придают исключительную сложность современному состоянию общества, что требует выработки целенаправленной научно обоснованной экономической политики. Результат преобразований – формирование эффективной национальной экономической системы – предопределяет цель и логику перехода от прежней системы к новой. Формирование национальной модели экономики происходит при активном участии государства, которое вырабатывает экономическую и социальную политику, осуществляет институциональные меры по регулированию экономики в соответствии с функциями государства в экономике. Усиление роли государства неизбежно в условиях переходных преобразований. Значение данного фактора особенно возрастает в силу специфики национальной модели российской экономики.
     Государство возникло и существует, прежде всего, для поддержания целостности сообщества людей, живущих на определённой территории, а значит, должно отражать волю и интересы всех своих граждан. В тоже время общество как сложная система характеризуется иерархическим принципом построения. На вершине этой иерархии (по крайней мере, со времён капитализма) находится экономика. Государство, как и другие общественные подсистемы (мораль, право, культура и др.), испытывает на себе влияние господствующей подсистемы - экономики. Это усложняет выполняемые им функции. С одной стороны, для поддержания целостности общественной системы государство должно обеспечить развитие всех подсистем общества, не допуская гипертрофии или угасания какой - либо из них. С другой стороны, оно, так или иначе, отражает главенство экономики, например, поддерживая ту форму связи между экономическими агентами, которая превалирует на данном этапе экономического развития и распространяется на все сферы экономической жизни.
     Государственное регулирование экономики предполагает использование институциональной системы мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера в целях приспособления национальной экономической системы к постоянно меняющимся условиям хозяйствования. Объектами государственного воздействия являются непосредственно первичные звенья экономики (организации различных форм собственности), отрасли, регионы, а также условия, процессы и отношения в общественном воспроизводстве, которые рыночный механизм не обеспечивает или обеспечивает неудовлетворительно.
I.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
1.1 Стимулирование  развития рыночной экономики страны    
     Стимулирующие действия государства в экономике можно разделить по нескольким направлениям.
      Первое направление связано с  тем, что в качестве представителя  всех своих граждан государство  с помощью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовывает действия всех членов общества и социальных групп, в том числе и в экономической сфере, поддерживая взаимоотношения с другими государствами от имени и в интересах всех своих граждан. Государство создаёт и поддерживает средства коммуникации и обеспечивает доступ к информации, касающейся функционирования экономики, по возможности всем экономическим агентам, что снижает неопределенность, непредсказуемость многих экономических процессов1. В современных условиях особое значение для функционирования экономической системы приобретает деятельность государства по обеспечению мобильности факторов производства (организация служб занятости, бирж труда, фондовых бирж, информационных центров, лизинга и т.д.). Причём государство либо само осуществляет работы  по созданию средств коммуникации, обеспечению информацией и др., либо организует, координирует, контролирует  и стимулирует работу частного сектора по выполнению этих функций2. Второе направление функционирования государства в экономике отражает господствующее положение последней в общественной системе. Государство поддерживает сложившиеся экономические отношения и рынок, как
1Горлов И.А. Теория финансов – СПБ.: Типография И. Глазунова, 2007. -  С.– 657
2Веселов А.М. Экономика государства – М.: Дашков и Ко, 2005. - С.– 325
основную  форму связи между экономическими агентами, в современном мире, а  также главный механизм рынка  – конкуренцию.
     Второе  направление функционирования государства в экономике отражает господствующее положение последней в общественной системе. Государство поддерживает сложившиеся экономические отношения и рынок, как основную форму связи между экономическими агентами, в современном мире, а также главный механизм рынка – конкуренцию. На практике защита конкуренции означает обеспечение формально- свободного доступа на рынки и правовое ограничение крайних проявлений монопольной власти, снижающих эффективность использования ресурсов и наносящих вред, как потребителям, так и производителям. В целом государство стремится поддержать конкурентные процессы - свободу входа- выхода с рынка, определённую степень соперничества между фирмами, ограничить недобросовестную конкуренцию. Это не означает, однако, что экономическая политика государства по поддержке конкуренции направлена на разрушение или подавление рыночных структур, далёких от совершенной конкуренции. Государство главным образом корректирует воздействие этих структур на поведение фирм. Данная деятельность государства осуществляется как в интересах развития конкуренции, так и в интересах развития общества в целом. При этом приоритет отдаётся общественным интересам, даже если реализация их приводит к временной монополизации отдельных рынков. Поддерживая рыночную форму связей, государство должно учитывать и компенсировать внешние эффекты деятельности фирм на рынке – например, такие, как загрязнение окружающей среды. Устанавливая пределы вредных выбросов, ограничивая объёмы вредного производства, взимая плату за загрязнение окружающей среды, государство в определённой степени смягчает воздействие экономики на другие сферы жизнедеятельности общества. Если рыночный механизм будет единственной силой регулирования экономики, то это может привести к разрушительным последствиям для общества в целом: гибели людей, истощению природных ресурсов, резким колебаниям денежной массы, губительным для нормального функционирования бизнеса. Поэтому государство создаёт институты для регулирования отношений применительно к труду, земле, деньгам, сознательно регулируя их включение в рыночную систему. На макроэкономическом уровне, негативные последствия циклических колебаний рынка также требуют вмешательства государства, так как они приводят к глубоким спадам в экономике, науке, образовании. Поддержка государством экономической системы не ограничивается защитой рынка, конкуренции (и других необходимых с точки зрения эффективного использования ресурсов рыночных структур), а также коррекцией их внешних эффектов. Государство с помощью сложившихся у него институтов, прежде всего судебно – правовых, защищает сложившуюся структуру отношений собственности, лежащую в основе функционирования экономики. В периоды общественных трансформаций с помощью правовых институтов или инструментов экономической политики, а иногда и с использованием силовых методов, государство стимулирует эти изменения и юридически их закрепляет.
     Третье  направление деятельности государства, связанное с экономикой, во многом пересекается с двумя первыми. Для  нормальной жизнедеятельности общества  в целом необходимо устойчивое, по возможности бесконфликтное, согласованное развитие всех его подсистем, каждая из которых выполняет свои функции. Экономика предполагает рыночную систему как основную среду функционирования отношений в обществе, но это не приемлемо для таких областей как образование, здравоохранение, наука, культура, т.к. не всегда обеспечивает их прибыльное функционирование, а значит и интерес к ним частного сектора3. Тогда государство, заинтересованное в равном развитии всех сторон общества, либо берёт организацию работы этих отраслей на себя, либо стимулирует частный сектор к организации бизнеса в этих отраслях таким образом, чтобы их услуги были доступны для общества в полном объёме. Но в любом случае, государство контролирует развитие этих отраслей, т.к., например, при полном переводе образования и здравоохранения на платную основу, может привести к затруднению воспроизводства качественной рабочей силы в результате низкого уровня благосостояния и невозможности заплатить за предоставляемые услуги.
     1.2 Политические мероприятия регулирования экономической системы.
     1.2.1 Стабилизационная политика
     Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание объёма производства на уровне, близком к потенциалу, т.е. к условиям полной занятости факторов при стабильных ценах.  Во временном аспекте стабилизационная политика является чаще всего краткосрочной и среднесрочной. Она направлена главным образом на регулирование совокупного спроса как более динамичного компонента динамического равновесия. Воздействие на совокупный спрос с целью приближения экономики к потенциалу осуществляется с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным. К прямым методам кредитно-денежной политики можно отнести, например, ограничение Центральным банком размеров банковских кредитов для
3Соловьёв И.М. Государство и экономика, Екатеринбург, Книга, 2008. – С.142-149
 отдельных  банков (потолки кредитования), директивную регламентацию уровня процента по активным операциям банков, размеров маржи и др. Примерами косвенных методов регулирования тех же параметров, являются изменение Центральным банком нормы обязательных резервов коммерческих банков, операции на открытом рынке, изменение учётной ставки или ставки рефинансирования Центрального банка. Стабилизационная политика направлена на сглаживание колебаний в экономики независимо от вызвавших её причин.
    В зависимости от направления желательных изменений в экономике она может быть стимулирующей (экспансионистской) или сдерживающей (рестриктивной). По характеру процесса воздействия на экономику различают дискреционную (выбор мер применительно к каждому конкретному случаю) и недискреционную политику (придерживание линии твёрдой политики в одном направлении). К последним относят государственные трансферты, пособия по безработице, прогрессивное налогообложение и т.д. Особенности стабилизационной политики4.
      В переходных экономиках экономическая  политика имеет специфику по сравнению с развитыми рыночными системами. Специфика её проявляется в том, что в странах с переходной экономикой стабилизационная политика трактуется более широко: как стабилизация выпуска, цен, снижение бюджетного дефицита, поддержание устойчивого платёжного баланса, валютного курса. В условиях переходной экономики структурные реформы фактически становятся частью программ стабилизации, хотя и здесь программа стабилизации, подразумевает, прежде всего достижение полной занятости ресурсов – восстановление потенциала экономики.
4Мазурко П.С. Экономика – М.: Дело и Сервис, 2007. - С. 465-467
     Выделяют  два главных варианта стабилизационной политики: ортодоксальную и гетеродоксальную или их комбинации5. Ортодоксальная программа ориентирована в основном на либерализацию цен при ограничениях роста заработной платы, либерализацию всех сфер деятельности, включая внешнеэкономическую, что  создаёт особо жёсткие условия конкуренции для отечественного производителя. Предполагается, что рынок сам восстанавливает рыночное равновесие, а проведение рестриктивной политики государственных расходов и достаточно жёсткие монетарные меры позволяют снять излишек совокупного спроса и снизить уровень инфляции6.
     Гетеродоксальная (смешанная) программа стабилизации и борьбы с инфляцией рассматривает последнюю не только как порождение излишнего спроса, но и как инфляцию издержек, а значит, предполагает не только ограничение избыточного спроса, но и стимулирование предложения. Постепенная либерализация хозяйственной жизни сопровождается активной  регулирующей политикой государства. Государство оставляет за собой внешнеэкономический и валютный контроль. Гетеродоксальная политика предполагает временное ограничение роста доходов, но на фоне значительно контролируемого роста цен. Роль государства в использовании стабилизационной политики - достижение реальных результатов комплексного воздействия на хозяйствование страны с целью установления устойчивого экономического роста7.
    
5Сидорович А.В. Курс экономической теории, М.: Дело и Сервис, 2007. - С.364-369
6Там же. – С.429-430
7Васильев В.В. Финансы, М.: Экономика, 2006. - С.675-676
1.2.2 Структурная  политика
     Структурная политика в отличие от стабилизационной в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на совокупное предложение. Она включает меры государства, стимулирующие рост эффективности распределения ресурсов между областями их применения, эффективности использования факторов производства. Сюда относятся: поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация); налоговые реформы (с целью сокращения «налогового клина» между ценами и предельными издержками и стимулирования роста инвестиций и др.); реформа финансовой системы, играющей главную роль в привлечении свободных денежных ресурсов (сбережений) и направления их для осуществления наиболее выгодных инвестиций (реформа банковской системы, создание фондовых бирж, политика в области процентных ставок и т.д.); совершенствование рынков труда (в числе политика доходов, профессиональная подготовка работников, особенно в случаях несоответствием между спросом и предложением труда необходимой квалификации и др.); пересмотр в целом системы льгот, дотаций и другие меры. Очевидно, что указанные меры, с одной стороны, направлены на «очищение» рынков и формирование такой структуры относительных цен, которая могла бы выполнять свойственную ей сигнальную функцию в деле эффективного распределения ресурсов. С другой стороны, государство дополняет или корректирует работу рынка, например, там, где необходимо стимулирование долгосрочных программ экономического роста, не дающих быстрого эффекта и мало привлекательных для частного сектора по тем же причинам (инвестиции в образование, создание новых технологий, инфраструктуру и т.д.), а также осуществляет целый ряд институциональных реформ в целях создания наиболее благоприятных условий для долгосрочного роста экономики. В более узком смысле под структурной политикой понимают промышленную политику – совокупность мер, воздействующую на положение отраслей и предприятий или групп предприятий путём специальных государственных решений и мер, а не только создание общих условий хозяйствования. Промышленная политика с помощью прямых и косвенных инструментов изменяет структуру экономики (промышленности), решает региональные проблемы, поддерживает тот или иной тип бизнеса (малый, средний, иностранный и т.д.). На практике все страны в той или иной мере проводят промышленную политику в виде поддержки экспорта, ограничения импорта, других мер, хотя во многих случаях официально декларируется отсутствие промышленной политики8. Традиционной для развитых стран формой проведения промышленной политики является поддержка приоритетных направлений экономики исходя из глобальных закономерностей научно-технического прогресса и национальных конкурентных преимуществ и их реализация с помощью государственных целевых программ, институтов развития, госзакупок, льготных кредитов, поддержки конкурентноспособных производственно-технологических структур.
         Важнейшим инструментом структурной политики, является индикативное планирование и долгосрочное прогнозирование научно-технического развития. В области стимулирования совокупного предложения также можно выделить меры прямого и косвенного  воздействия на экономику. Прямое воздействие связано с целевыми государственными программами, предполагающими адресное расходование средств на поддержку или создание новых предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов экономики и т.д.
  8Бургонов А.В. Интеграция экономической политики. М.: АТОН, 1999. -  С.475-490
     Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, налоговой реформой, рассчитанной на то, что снижение налогов, в долгосрочной перспективе будет способствовать привлечению инвестиций, предложение труда, а значит, увеличивать объём производства, расширяя при этом и налоговую базу9. Стимулирование роста объёма производства в экономике затрагивает более широкую проблему – реформирование институциональной среды развития бизнеса. Институциональные реформы включают реформу отношений собственности, налоговой системы, развитие финансовых институтов, служб занятости и т.д. Кроме того, государство в современных условиях курирует и те отрасли, которые влияют на качество факторов производства, а значит, на возможности долгосрочного устойчивого развития экономики: фундаментальную науку и прикладные исследования, сферу образования, здравоохранение, защиту окружающей среды и т.д. В целом выделение стабилизационной и структурной политики весьма условно, поскольку они тесно взаимосвязаны и пересекаются между собой по многим направлениям10.Особое значение в национальной экономической системе имеет региональная политика, которая должна обеспечивать не только выполнение общеэкономических задач микроуровней и макроуровней политики, но целостность национальной экономической системы. Без учёта региональной, другие формы экономической политики при своей реализации не могут достичь успеха в странах с развитой региональной структурой. Политика стимулирования совокупного предложения призвана преодолевать возрастающую безработицу, высокую инфляцию,     большие       бюджетные дефициты11.  В  условиях трансформации        структурная        политика
9Зарубин В.А. От плана к рынку. Методы. Рекомендации. М.: Эксмо, 2006. - С.274
10Там же. - С.290
11Ли А.Н. Государство и экономическая деятельность. М.: Эксмо,2005. - С.320
государства решает гораздо более  широкий круг проблем. Речь идёт о  стимулировании роста совокупного  предложения на качественно новой основе. Среди основных направлений структурной политики следует выделять: преобразование структуры народного хозяйства; создание системы рынков факторов производства, товарных рынков, рынков ценных бумаг и др.; создание условий для формирования новых ценовых пропорций в экономике, в том числе системы относительных цен, соответствующих современному состоянию НТП, стимулирующих прогрессивные направления развития факторов производства. Либерализация цен, осуществляемая под контролем государства, приватизация, рассматривается также в аспекте структурной политики. Особым элементом структурной политики в широком смысле слова в переходной экономике является преобразование структуры народного хозяйства. В связи с затяжным спадом производства, сопровождающим процессы трансформации экономических систем, в народном хозяйстве выявляется значительная доля убыточных организаций. Поэтому перед государством всегда встаёт вопрос об экономической целесообразности сохранения таких предприятий или отраслей с точки зрения эффективности их функционирования в новых условиях и возможности замены их продукции импортом12.     Во всех развитых странах государство берёт на себя функции организации и финансирования фундаментальных и прикладных исследований, научно – производственной инфраструктуры,      помогает      формированию     предприятий     новейших технологических укладов, которые становятся центрами притяжения капитала, уходящего из угасающих отраслей. Это даёт возможность сохранять лидирующие позиции на мировом рынке. Структурная политика должна следовать долгосрочным приоритетам модернизации
12Ковалёва В.А. Финансы. Учебник. – М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. - С.536
экономики. Очевидно, что все выше перечисленные  направления структурной политики, даже если исключить их юридический аспект, не могут быть осуществлены неким гипотетическим «свободным рынком», а требуют активной деятельности государства. В условиях открытой экономики и высокой степени либерализации внешней торговли на начальных этапах переходного процесса актуальной становится государственная поддержка формирования конкурентноспособных отраслей и предприятий, выходящих на внешний рынок, а также поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, с помощью субсидий, льготных кредитов, мер внешнеторговой политики (тарифов, квот) и т.д. Необходимость этого связана с тем, что сама по себе смена формы собственности не приводит к резкому повышению прироста производительности и способности успешно конкурировать с высокотехнологичными и успешными зарубежными фирмами, уже завоевавшими себе место на мировом рынке. «Входные барьеры» современной конкурентной индустрии в форме высоких затрат на исследования и разработки оказываются практически непреодолимыми для молодых приватизированных предприятий. Поэтому на первых стадиях без наличия конкурентных преимуществ, в виде принципиально новых продуктов и процессов необходимость в государственном руководстве и поддержке в условиях либерализации внешней торговли становится ещё большей, чем прежде.
        Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Эти обстоятельства связаны с неустойчивостью системы и довольно длительным периодом восстановления. Устойчивая, сформировавшаяся  рыночная    экономика  в    значительной   мере характеризуется свойством самоорганизации,       саморегулирования.   Возникающие     отклонения   от      равновесия        погашаются       с        помощью
отлаженных экономических связей, действующих либо в рамках собственного рыночного механизма, либо через отработанный механизм государственного регулирования с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики13. Переходная экономика, как социально-экономическая система, выведенная из состояния равновесия и переживающая процесс реструктурирования, требует для своей стабилизации на качественно новой основе создания не только рыночных институтов, но и принципиально новой схемы взаимоотношений между государством и экономическими агентами как по сравнению с прежней, плановой системой, так и по сравнению с той, которая существует в развитых рыночных экономиках. В этом процессе активная роль принадлежит государству.     Особая роль государства особенно на первых этапах преобразования связана, в частности, с тем, что у экономических агентов за длительный период существования плановой системы сформировалась устойчивая потребность в подробной регламентации своего поведения со стороны вышестоящих органов14. Поэтому переход к автономному, независимому существованию, когда ориентиры поведения экономических агентов должны определяться в условиях труднопредсказуемого, неизвестного им рынка, не может протекать вне координирующей деятельности государства во избежание разрушительных последствий трансформации.     Необходимость изменения утяжелённой структуры экономики, преодоление стоимостных диспропорций, формирование навыков рыночного поведения субъектов экономики, преобразование отношений собственности-эти и другие процессы не могут произойти автоматически и требуют участия государства. Переход   к  рыночным отношениям  требует      ликвидации    фактически
13Сабанти Б.М. Теория финансов. М.: Менеджер. 1998. - С.285-314
14Там же. – С. 687
индивидуальных  нормативов эффективности для территорий и предприятий, устанавливаемых из центра, когда благополучие предприятий зависит от вышестоящего   органа.   Переход   к    единой  системе налогообложения невозможен без выравнивания - с помощью государственных дотаций, налоговых льгот и иных инструментов-стартовых условий для предприятий с разным уровнем рентабельности, сложившимся из-за того, что государство долгое время по-разному наделяло их средствами. Уходя от прямого финансирования предприятий, государство должно способствовать созданию системы частных (на первых стадиях с участием государства) институтов, имеющих целью осуществление эффективной инвестиционной политики в русле общих структурных преобразований экономики.
      Схема 1
Динамика  развития отраслей народного хозяйства в условиях переходной экономики. Модель15
Для отраслей без                                     Для отраслей с
государственного регулирования:        государственным регулированием:
1    1
0 0
-1 -1 
 


15Луис В.А. Государственные финансы. М.: Диалектика, 2004. - С. 63
II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
2.1 Роль государственного регулирования в условиях формирования национальной экономической системы
     Особенности экономической политики государства в переходной экономике обусловлены рядом обстоятельств. Устойчивая, сформировавшаяся рыночная экономика в значительной мере характеризуется свойством самоорганизации, саморегулирования. Возникающие отклонения от равновесия погашаются с помощью отлаженной системы экономических связей, действующих либо в рамках собственно рыночного механизма, либо через отработанный механизм государственного воздействия с помощью инструментов бюджетно – налоговой или кредитно – денежной политики. Переходная экономика как социально – экономическая система, выведенная из состояния равновесия и переживающая процесс реструктурирования, требует для своей стабилизации на качественно иной основе создания не только новых рыночных институтов, но и принципиально новой схемы взаимоотношений между государством и экономическими агентами как по сравнению с прежней, плановой системой, так и по сравнению с той, что существует в развитых рыночных экономиках16. В этом процессе активная роль принадлежит государству.
     Особая роль государства  на первых этапах  экономических преобразований связана, в частности, с тем, что у экономических агентов, за длительный период существования плановой системы сформировалась устойчивая потребность в подробной регламентации своего поведения со стороны вышестоящих органов. Поэтому переход
16Романовский М.В.Основы теории и практики государственных финансов. СПб. : СПбГУЭФ, 1998. - С.395
к автономному, независимому    существованию,     когда   ориентиры    поведения должны определяться исходя из условий труднопредсказуемого, неизвестного им рынка, не может протекать вне координирующей деятельности государства во избежание разрушительных последствий трансформации. Необходимость изменения утяжеленной структуры экономики, преодоление стоимостных диспропорций, формирование навыков рыночного поведения субъектов экономики, преобразования отношений собственности – эти и другие процессы не могут пройти автоматически и требуют участия государства. Переход к единой системе налогообложения не возможен без выравнивания – с помощью государственных дотаций, налоговых льгот и иных инструментов – стартовых условий для предприятий  разным уровнем рентабельности, сложившимся  в значительной степени из-за того, что государство долгое время наделяло их средствами. Уходя от прямого финансирования предприятия, государство должно способствовать созданию системы частных (а на первых порах – и с участием государства) институтов, имеющих целью осуществление эффективной инвестиционной политики в русле общих структурных преобразований экономики. Все названные и другие причины объясняют особо активную роль государства в переходной экономике как своеобразного проводника для предприятий, вступающие в новые условия жизнедеятельности, а в дальнейшем – как гаранта поддержания равных конкурентных условий для производственных агентов.
2.2 Формы  правительственных воздействий на экономику
2.2.1 Прямое  государственное регулирование
     Прямые методы государственного регулирования экономики оказывают непосредственное воздействие на хозяйствующие субъекты. Они не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на обязательных для исполнения распоряжениях органов государственной власти, поэтому некоторые из них иногда называют административными или директивными17.
     К числу важнейших методов прямого государственного регулирования относится контракт на поставку продукции для государственных нужд. Часто его именуют государственным заказом. По сути, государственный контракт – договор поставки продукции, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиком, регулирующий права и обязанности сторон. Продукци
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.