На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Психологии". Дать характеристику развитию ассоциативной психологии а XIX веке. Этапы развития

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 01.11.2013. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание  

Вопрос 1. Дать характеристику развитию ассоциативной  психологии а XIX веке. Этапы развития……………………………………………………. 3
Вопрос 2. Решение задачи: В начале ХХ века наступает кризис в психологии. В  чем его суть и причины?......................................................... 15
Вопрос 3. Собеседование по конспекту: Хомская  Е.Д. «Методологические и теоретические  проблемы психологии в трудах А.Р. Лурия»// Вопросы психологии. – 1983. - №1. –  С. 66-82…………............... 19
Список  литературы…………. …………………………………………….….. 30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Вопрос 1. Дать характеристику развитию ассоциативной  психологии а XIX веке. Этапы развития
       
      XIX век является веком триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания.
      Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Томасом Брауном, Джеймсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом-Спенсером. Важной особенностью ассоцианизма XIX в. явилось его соединение с философией позитивизма: Дж. Ст. Милль и Г. Спенсер были вместе с О. Контом основоположниками позитивизма. Слияние ассоцианизма с философской доктриной позитивизма не случайно, ее элементы были уже у Локка и Гартли. На развитие ассоциативной психологии большое влияние оказали успехи в области естествознания, особенно открытия в области химии (первое десятилетие XIX в.), а также в физике и позже в                  биологии [1, с. 135].
      В развитии ассоцианизма в XIX в. различаются три этапа. Своего наивысшего расцвета ассоцианизм достигает у Т. Брауна и Дж. Ст. Милля. В их трудах он приобретает законченную классическую форму. В последующем у Дж. Ст. Милля ассоцианизм вступает в новый этап своего развития, который характеризуется пересмотром основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии и началом кризиса этой системы. У А. Бэна в его аналитическом описании душевных явлений продолжается начавшееся еще у Дж. Ст. Милля отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем. В конце XIX в. в ассоциативную теорию входит эксперимент. Экспериментальное исследование ассоциаций начал ученик Вундта М. Траутшольдт (1883). Крупнейшими представителями ассоцианизма этого периода являются Г. Эббингауз, Г. Э. Мюллер, Т. Циген.
      В результате уточнений и дополнений, которые вносились все это  время, происходит, по существу, отказ  от многих принципиальных положений  строгого ассоцианизма. Ассоцианизм  вступает в период своего кризиса.
      Рассмотрим  подробнее содержание каждого этапа  в развитии ассоциативной психологии XIX в. Краткое представление этапов развития ассоцианизма представлено в таблице 1.
      Таблица 1
      Развитие  ассоцианизма в XVIII-XIX в.
 
Психолог
Предмет психологии Содержание  психики Метод исследования
Гартли  Сознание  Ощущения, представления, чувства. Фактически содержание психики, в которое входили два круга (большой и малый) и бессознательные  элементы, было шире, чем предмет  психологии Интроспекция 
Беркли, Юм, Милль, Браун  Сознание  Ощущения, представления, чувства  Интроспекция 
Милль Сознание  Элементы психики (ощущения, представления, чувства), психические  процессы Логика 
Гербарт Перцепция и  апперцепция  Сознательные, смутные и бессознательные представления, имеющие разную силу, длительность и связь с прошлым опытом Интроспективное изучение динамики представлений 
Бэн Связь сознания и поведения  Элементы психики (ощущения, представления, чувства) и  акты поведения  Изучение проб и ошибок при переходе от спонтанного  к волевому поведению
Спенсер Ассоциации  между внешним и внутренним Психические процессы и акты поведения  Интроспекция  и наблюдение
Вундт Элементы психики, их связи и законы, психология народа Элементарные  и сложные (высшие) познавательные процессы, сложные и простые двигательные реакции  Эксперимент, интроспекция, анализ продуктов творчества
 
      Томас Браун (1778-1820) в «Лекциях по философии человеческого духа» (1820) продвинул доктрину ассоциаций: ввел вторичные законы ассоциаций, т. е. учение о дополнительных факторах, объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.
      К числу таких факторов он относил  силу исходного ощущения, его новизну, близость, природные способности  индивида, состояния его здоровья и др.
      Браун предпринял анализ мышления как процесса решения задач, основанных на течении  ассоциаций: задача вызывает беспорядочные  ассоциации, одна из которых соответствует  решению. Браун развил учение об ощущениях, в частности, выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности  в существовании предметов внешнего мира.
      В условиях, когда усилились нападки  на материализм, Браун отрывает душевные явления от их материальной основы, от мозга (только ощущения рассматриваются  им в их отношении к мозгу и  к окружающему миру, это составляет предмет физиологического учения о  духе) и ставит своей задачей исследование их как подчиненных собственным, чисто внутренним законам, которые  открываются только в самонаблюдении (составляют предмет исследования философии духа). Материализм Гартли, как считает Браун, не в силах объяснить наиболее характерные для умственной жизни связи идей – по сходству, по контрасту и др. Браун избегает употребления самого термина «ассоциация», сохраняя его для объяснения лишь простейших связей между наличным ощущением и предшествующими обстоятельствами (например, вид человека вызывает в памяти его имя и т. п.). По отношению к ассоциациям Браун признает, что основания для них лежат в мозгу. Все остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями (relative suggestions). Соответственно ассоциации называются еще простыми внушениями (simple suggestions). Так, терминологически закрепляется разделение всех душевных операций на ассоциации (или простые внушения) и относительные внушения, предпринимаемое для очищения учения об ассоциациях от материализма.
      Единственным  методом исследования духа, по Брауну, является самонаблюдение. В связи  с его защитой развивает идеи виртуального анализа в психологии.
      Идеализм  сочетается у Брауна с механицизмом в объяснении душевных явлений и  проявляется в том, что всякое сложное психическое явление он сводит к сумме составляющих его более простых. Наглядно это проявляется в объяснении сравнения и потребностей. Относительные внушения, которыми объясняются все операции ума, протекают как деятельность сравнения. В сравнении выделяются следующие компоненты:
      1) две или более идеи как объекты сравнения;
      2) чувство отношения между ними, например сходство;
      3) чувство произвольности, т.е. наличие намерения, желание найти это отношение.
      Поскольку сравнение может осуществляться и непроизвольно, автоматически, делается вывод, что сравнение есть только ассоциация или внушение, по терминологии Брауна, а активный характер этого процесса с психологической точки зрения – иллюзия. Познавательную деятельность Браун трактует механистически.
      Подобным  же образом он анализирует и потребности, которые называет аппетитами. Браун включает потребность в область чувственных процессов (feelings) наряду с ощущениями и чувствами удовольствия и неудовольствия (при этом имеются в виду лишь телесные, биологические потребности – во сне, отдыхе, упражнении, в пище и т. п.). Браун признает их жизненно важное значение для организма. Потребность он разделяет на два рода чувствований (feelings): ощущение неудовольствия, вызываемое состоянием тела (при голоде, жажде и т. п.), и непосредственно связанное с этим ощущением желания того, что устраняет это неудовольствие, называемое проспективной, т. е. направленной на будущее, эмоцией, и ассоциацию между ними. Таким расчленением уничтожается специфика потребностей как особых психических состояний: потребность сводится к ассоциации между двумя чувствованиями.
      Джеймс  Милль (1773-1836), прежде всего историк и экономист, в 1829г. опубликовал книгу «Анализ явлений человеческого духа», которая стала вершиной классического английского ассоцианизма. Его целью было способствовать наилучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании. Опирался на предшественников, особенно на. психологию Гартли.
      Он  сводит всю психологическую жизнь  к ощущениям, представлениям и ассоциациям  идей: в психическом мире есть только одно явление – ощущение и только один закон – деассоциации. Ощущения, идеи, ассоциации, изменяясь бесчисленными способами, группируясь, составляют механизм человеческого духа. Следуя Гартли, а также Брауну, он выделил две причины закрепления ассоциаций: живость ассоциируемых ощущений и частоту их повторения. Он сформулировал общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. Поэтому ассоциации, по Миллю, могут быть только одновременные или последовательные. Восприятия объектов построены из одновременных ассоциаций. Последовательные ассоциации еще более бесчисленны, и их природа лучше всего видна в обычной последовательности слов и мысли.
      В учении об общем законе ассоциаций и причинах их закрепления выступают  характерная для ассоцианизма полная пассивность организма, механицизм в трактовке психики. Джеймс Милль  построил ментальную механику, т. е. теорию сложных ментальных соединений по типу механики.
      Милль борется с активностью личности. Воспоминание и интеллектуальную деятельность он представлял: так. Есть задача что-то вспомнить. От этого эмоционального представления идут многочисленные ассоциации. Если «нападем» на идею, с которой ассоциировалось, представление, которое мы хотим вспомнить, то вспомним его. Таков же механизм интеллекта.
      Джон  Стюарт Милль  (1806-1873),   сын   Джеймса Милля, экономист, философ, оформил индуктивную логику – «Система логики» (1843).  Защищая  ассоциативную психологию, фактически пришел к выводу о ее теоретической несостоятельности. Проводил мысль о том, что не у механики, а у химии следует психологии заимствовать способ изображения явлений сознания («ментальная химия»). Как в химии по продукту нельзя судить об исходных элементах, а знание свойств элементов не избавляет от необходимости изучать свойства целого, анализ явлений сознания как продуктов психического синтеза не может дать нам представления об исходных компонентах.
      Милль критически анализирует также понимание  предмета в ассоциативной психологии. Он начинает с различения физического (физиологического) и духовного. Все  состояния духа, т.е. состояния сознания – мысли, эмоции, хотения и ощущения – производятся непосредственно или другими состояниями духа, или состояниями тела. «Когда одно какое-нибудь состояние произведено другим, связывающий их закон я называю законом духа. Когда же непосредственно причиной духовного состояния является какое-либо состояние тела, мы будем иметь закон тела, относящийся к области физических наук» [2, с. 217]. В применении к психологии это различение приводит к следующим размышлениям. Ощущения происходят под воздействием внешнего предмета, в их основе лежат физиологические процессы. «Вопрос о том, зависят ли подобным же образом от физических условий и остальные наши психические состояния, есть один из «проклятых вопросов» науки о человеческой природе» [5, с. 194], Милль замечает: «многие выдающиеся физиологи утверждают, что мысль, например, есть в такой же степени результат нервной деятельности, как и ощущение... Только кажется, будто одна мысль вызывает другую посредством ассоциации, на самом же деле вовсе не мысль вызывает мысль: ассоциация существовала не между двумя мыслями, а между двумя состояниями мозга, предшествовавшими разным мыслям. И вот одно из этих состояний вызывает другое, причем наличность каждого из них сопровождается как своим следствием особым состоянием сознания» [1, с. 142]. В заключение Милль делает вывод, что, несмотря на все свои несовершенства, психология «значительно более продвинута вперед, чем соответствующая ей часть физиологии». Его окончательное определение предмета психологии таково: «...предметом психологии служат единообразия последовательности – те законы (конечные или производные), к которым одно психическое состояние идет за другим, вызывается другим (или по  крайней мере, следует за ним)».
      Милль вводит в ассоциативную психологию «Я» в качестве субъекта сознания, отступая тем самым от классического  ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания.
      Также отступлением от позиций ассоцианизма является указание на то, что существуют ассоциации по сходству, поскольку  в строгом ассоцианизме ассоциации – это пассивные образования и могут быть только одновременными или последовательными. Во всех уточнениях, которые вносит Милль, фактически содержится признание несостоятельности ассоциативной психологии как научной системы.
      Александер  Бэн (1818-1903), автор двух обширных томов «Чувство и интеллект» (1885) и «Эмоции и воля» (1859), использовал достижения физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии, стремился возможно теснее связать психические процессы с телесной организацией. Считая, что в психологии необходимо применять методы естественных наук, т. е. давать описание фактов и их классификацию, Бэн, по оценке Дж. Ст. Милля, дал «самое полное аналитическое изложение душевных явлений на основании правильного наблюдения».
      Бэн отступает от свойственного ассоцианизму механизма в трактовке психической  жизни. Объясняя возникновение произвольных движений, Бэн вводит представление  о спонтанной активности нервной  системы, проявлением которой являются спонтанные движения. Когда какое-либо движение более одного раза совпадает с состоянием удовольствия, то удерживающая сила духа устанавливает между ними ассоциации. Отсюда вычленяются движения, приводящие к целесообразным актам. Из связи разных обстоятельств с движениями образуется все многообразие человеческого поведения – навыки. При этом течение действия не требует или требует мало духовного напряжения при их исполнении. Если сочетание движений с ощущениями происходило бы только на основе одних временных отношений (как думал Д. Гартли), то различие приятного – неприятного, полезного – бесполезного не имело бы значения, а реакции, приводящие к удовлетворению, и бесполезные усваивались бы с одинаковой необходимостью, что противоречит реальности: в жизни происходит отбор полезного и отсев бесполезного.
      Эти взгляды Бэна получили отзвук в последующем  в учении о формировании навыков путем проб и ошибок. Своим учением о пробах и ошибках как принципе организации поведения Бэн оказал влияние на Дарвина.  На него ссылался также Спенсер.
      Уже в учении об образовании произвольных движений Бэн использует понятие  удерживающей силы духа. Он приписывал духу некоторые прирожденные функции, которые называл первичными свойствами (актами) ума: различение, нахождение сходства, удержание впечатлений и способность вызывать их посредством чисто душевных сил. С их помощью потом вырастает вся интеллектуальная активность. Без них невозможны ассоциации. Существуют различия между людьми в отношении первичных актов. В учении о первичных актах Бэн отступает от основных принципов ассоцианизма, в котором нет места актам.
      В учении о видах ассоциаций продолжается отступление Бэна от позиций ассоциативной  психологии. Так„ он вводит творческие ассоциации как способность ума  составлять новые комбинации, отличные от каких-либо добытых опытом, т. е. распространяет термин «ассоциация» на явления, которые  не объяснимы с его помощью. Он трактует открытия в науках, художественное творчество и т. п. как ассоциативные  процессы, что противоречит пониманию  ассоциации как комбинации прежних  впечатлений.
      Так в творчестве А. Бэна происходит деградация ассоцианизма.
      Ряд новых моментов в ассоциативную  психологию вносит Герберт Спенсер (1820-1903). Он автор десятитомного труда «Синтетическая философия» (1862-1896). Взгляды Спенсера представляют разновидность ассоцианизма на эволюционной основе. Это эволюционный ассоцианизм.
      В работах Спенсера происходит сближение  психологии с учением о биологической  эволюции. Психические явления рассматриваются  как один из видов жизненных проявлений.
      Спенсер сформулировал общий закон эволюции, который распространил на всю  Вселенную – неорганическую природу, органическую природу (биология и психология), надорганическую природу, т.е. социальную жизнь (социология).
      Этот  закон гласит: повсюду во Вселенной  развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, т.е. характеризуется  концентрацией; от однородного к  разнородному, т.е. характеризуется  дифференциацией; от неопределенного  к определенному, индивидуальному. Этот закон продолжает идею прогресса, которую развивали выдающиеся мыслители до Спенсера – Г. Лейбниц, Г. Гегель. Однако, в отличие от них основывается на данных наук – геологии, ботаники, физиологии, психологии, эстетики, морали, лингвистики, истории и др.
      Этот  закон Спенсер применяет и  к пониманию психики, считая, что  психику можно понять исключительно  только через анализ ее развития. В  процессе эволюции происходит постепенная  дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда – это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка внутриорганические процессы, но и способная видоизменять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде. Спенсер разработал систему психологических понятий, соответствующих эволюционной теории. Сеченов высоко оценил значение учения Спенсера о развитии психики, назвав его «первой серьезной и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции» [1, с. 158]. Первичной единицей психики Спенсер считает ощущение. Оно развилось из первоначальной раздражительности. Внешний мир, воздействуя на организм, производит в нем толчок (nervous shock), который имеет и субъективный эффект – чувствование, т.е. простейшее ощущение. То, что объективно есть нервный импульс, субъективно есть единица чувствования. Из разного рода сочетаний чувствований образуются многообразные формы душевной жизни животных. Психика, по Спенсеру, как и жизнь в целом, является приспособлением внутренних отношений к внешним, т.е. к внешней среде, причем специализация этого приспособления возрастает в процессе эволюции. Психология имеет своим предметом «не соотношения между внутренними явлениями, не соотношения между внешними явлениями, но соотношения между этими соотношениями». Психология должна исследовать природу, происхождение и значение связей между сознанием и внешней средой. Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. В отличие от этого в психологии Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой. Эти положения Спенсера развивали в американской психологии В. Джемс, психологи-функционалисты, бихевиористы.
      В процессе приспособления внутренних отношений  к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля. Они суть фазы психического развития, стадии приспособления. Интеллект – высшая фаза душевного развития, с его помощью приспособление расширяется в пространстве  и во времени, возрастают его специализация, точность и сложность. Чувство и воля тоже возникают из низших форм психической деятельности. Чувства всегда сопутствуют актам познания, возникают там, где действие перестает совершаться автоматически. Волевые поступки отличаются от автоматических: тем, что в них есть предварительное сознание того, что должно быть выполнено.
      На  вопрос о том, каким образом происходит приспособление внутренних отношений к внешним, отвечает теория ассоциации идей. Принцип ассоциации Спенсер» рассматривает как закон, лежащий в основе психического развития. Внешние отношения и связи производят связи внутренние. Они образуются в индивидуальном опыте. Их продуктом являются ощущения, восприятия, чувства, автоматические процессы – привычки. К индивидуальному опыту присоединяется наследственный опыт предшествующих поколений, закрепленный в нервной системе. Это безусловные рефлексы, инстинкты, а также некоторые знания и умения, которые закрепляются в структуре мозга вследствие их повторения в опыте многочисленных поколений,
      Человеческую  психику Спенсер рассматривает  в основных понятиях биологической  эволюции, хотя и подчеркивая, что  человек, в отличие от животных, существует не только в природной, но и в надорганической  т.е. социальной, среде и вынужден приспосабливаться к ней. Социальная эволюция, по Спенсеру, составляет часть эволюции вообще, поэтому законы и механизмы приспособления человека к социальной среде только усложняются благодаря появлению новых факторов – языка, общества, материального производства, науки, нравственных и эстетических категорий и др. По сравнению с эволюцией в животном мире процесс приспособления у человека качественно не меняется. Спенсер» сохраняет понятие о двух формах опыта – индивидуальном и наследственном – видовом. Знания и умения, приобретенные в опыте, закрепляясь в органической структуре мозга, частично передаются по наследству. К ним относятся те формы сознания – пространство и время, по вопросу о происхождении которых спорили эмпиристы и априористы.
      Построенная на основах позитивистского эволюционизма  теория человека Спенсера натуралистически трактует его развитие. В действительности закрепление знаний и умений, приобретаемых  в процессе развития человечества, происходит в объективированной, непсихологической  форме социального наследования. Каждый индивид должен усвоить их. Усвоение является той новой формой опыта, которой нет у животных и которая занимает основное место  в становлении человеческой психики.
      Исторически оценивая итоги развития ассоцианистической психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна, она создает научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей обучение и воспитания. В рамках материалистического направления ассоцианизма, начиная с Гартли, возникла задача изучения материальных основ психики, решение которой стало одним из магистральных путей в психологии. В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Ассоциативная психология имеет и прикладное значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение в клинике (Р. Зоммер, Э. Крепелин, 3. Фрейд, К. Юнг и др.). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.
      Вместе  с тем, несмотря на серьезные и  неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Эта направление было замкнуто в сознании и не открывало путей для его объективного исследования. «Чистая психология сознания» - так называл английскую психологию Эд. Гартман в своей книге «Современная психология». С.Л. Рубинштейн проницательно замечал, что ассоциация – это вообще не механизм, а явление, конечно, фундаментальное. Но как явление оно само требует объяснения. Ассоциативную психологию отличает описательность, она не имеет средств для объяснения душевной жизни, что признавал еще Д. Юм: ассоциации – это «некоторого рода притяжение, которое, как нам кажется, производит в духовном мире столь же необычайные действия, как и в мире естественном, и: проявляется в столь же многих и разнообразных формах. Его действия всегда очевидны; но что касается его причин, то они по большей части неизвестны и должны сводиться на первичные свойства человеческой природы,  на  объяснение которых я  не  претендуют. 
 

      Вопрос 2. Решение задачи: В начале ХХ века наступает кризис в психологии. В  чем его суть и  причины? 

      Борьба  мнений в области теории, новые  факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования  психологии как самостоятельной  науки, все более и более обнаруживали несостоятельность психологической  теории, и прежде всего недостаточность ее основания – субъективно-идеалистического представления о психике. В начале 10-х гг. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями. По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он «является выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII – начале XIX века».
      Позитивное  содержание кризиса составила работа по созданию новой психологической  теории, развернувшаяся как в зарубежной, так и в отечественной науке. В отечественной психологии этот период совпал с победой в нашей  стране Великой Октябрьской социалистической революции и характеризовался началом  работы по перестройке ее методологических основ на базе марксистской философии.
      Кризис  в психологии совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленным его переходом  к империализму. Рост мирового господства сопровождался качественными изменениями  в экономике, политике и идеологии, развитием процесса концентрации капитала и господства монополий и финансовой олигархии, агрессивной внешней  политикой, направленной на перераспределение  колоний и рынков сбыта путем  империалистических войн, среди которых  первая мировая война явилась  первым из величайших социальных потрясений XX в. Обостряется борьба между буржуазией и рабочим классом, роль которого как революционного класса неуклонно возрастает, в то время как буржуазия превращается из прогрессивного класса в консервативный в даже реакционный. Все эти процессы нашли свое отражение в буржуазной идеологии и философии. Противоречия между личностью и обществом осознавались как извечная несовместимость биологической природы человека с моральными требованиями общества. Это приводило к оправданию социальной несправедливости, конфликтов, преступлений, войн, к выводу о невозможности установления нормальных человеческих отношений.
      В философии наиболее распространенными  течениями становятся позитивизм в  форме махизма и эмпирикокритицизма, интуитивизм А. Бергсона, немецкая идеалистическая философия жизни, феноменология Э. Гуссерля. Продолжалось влияние волюнтаристских идей А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше. Эти направления оказали существенное влияние на психологию. Многие психологи последовали за философией Маха. Как отмечает М.Г. Ярошевский, «несмотря на фиктивность махистских решений, их влияние испытало большинство психологических школ капиталистического Запада» [5, с. 197].
      Восприятие  и память, навыки и  мышление,  установка  и чувства трактовались теперь как своего  рода  «инструменты», позволяющие организму  эффективно  «орудовать»  в жизненных ситуациях. Рушилось  представление  о  сознании  как  особом замкнутом мире, изолированном острове  духа.  Вместе  с  тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона  познания объектов,   недоступных   для    интроспективного    анализа (поведение животных,  детей,  психически   больных).   Крах исходных  представлений  о  предмете  и  методах  психологии становился все более очевидным.
      Глубокие   преобразования   испытывал   категориальный аппарат  психологии.  Напомним  об  его   основных   блоках: психический   образ,   психическое   действие,   психическое отношение, мотив, личность. На заре научной психологии,  как мы помним, исходным элементом  психики  считались  показания органов чувств – ощущения. Теперь же взгляд на сознание  как устройство из атомов — ощущений — потерял научный кредит.
      Было  доказано,   что   психические   образы   –   это целостности,  которые   лишь   искусственным   путем   можно расщепить  на  элементы.  Эти  целостности  были  обозначены немецким термином «гештальт» (форма, структура) и под этим названием вошли в научный глоссарий психологии.  Направление же, придавшее гештальту значение главной "единицы" сознания, утвердилось под именем гештальт-психологии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.