На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Систематизация НПА: понятие и виды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования  Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Московский  государственный  областной гуманитарный институт   
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ   ФАКУЛЬТЕТ 
 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ТЕОРИЯ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 
 
 

ТЕМА: Систематизация НПА: понятие и виды. 
 
 
 
 

                                                             Выполнила:   студентка 1 курса очного            
                                                             отделения юридического факультета
                                                             Кобякова Светлана Александровна
                                                             
                                                             Научный руководитель: старший
                                                             преподаватель Биндюгов Владимир
                                                             Владимирович
                                          
                                           
                                                            
                                                           
                                                                          
                                                            
                                                              
 
 
 
 

Орехово-Зуево
2009 
 
 
 

Содержание 
 

Введение………………………………..……………….……..............3 

1.Понятие и характерные черты систематизации НПА…………….5 

2. Виды систематизации  НПА  (формы правовой деятельности)….9
2.1 Инкорпорация как вид систематизации НПА………………………………………….....……………………..11
   
2.2 Консолидация как вид систематизации НПА ………………...16 

2.3 Кодификация как форма систематизации……………………...19
Заключение…………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Основная  проблема, решению которой посвящена  данная курсовая работа, заключается  в следующем: Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия.
Количественное  увеличение нормативного материала  создает трудности в его использовании.
Эта тема актуальна, т.к во всем мире существует огромное количество нормативно-правовых актов. Испокон веков люди пытались узаконить какие бы то ни было отношения. Если бы не было систематизации права, был бы «смысловой и правовой» хаос. Правовые нормы должны быть внутренне согласованы, организованы, структурированы, приведены в логически непротиворечивую систему. . Само понятие «система» предполагает некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, соподчинении, функциональной зависимости и т.д.). Именно системность права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.1
В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы  и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития.2
Объект  исследования – способы, направленные на совершенствование и приведение действующих нормативных актов в единую, упорядоченную и внутренне согласованную систему.
Предмет исследования – различные системы  права, ее классификации.
Цель  исследования – выявить и рассмотреть  некоторые виды систематизации права.
   В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:
   1. выявить существенные признаки  и задачи данного вида юридической  деятельности;
   2. рассмотреть формы систематизации права, дать их сравнительную характеристику;
   3. выделить основные этапы работы  по систематизации и показать  их значение для развития всей системы права.
Наиболее  известные авторы, исследовавшие  эту проблему: Керимов Д.А., Марченко М.Н., Пиголкин А.С., Керимов Д.А., Мальцев Г.В. и другие.
Курсовая  Работа состоит из 2-х исследуемых вопросов. В первом вопросе рассматриваются понятие и характерные черты систематизации НПА. Второй вопрос посвящен видам систематизации нормативно-правовых актов  (формам правовой деятельности).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятия и характерные  черты  систематизации  НПА. 
 

Рассмотрим  различные определения понятия  "систематизация НПА", которые даются в юридической литературе, и выделим характерные черты и основные задачи данного вида юридической деятельности.
   Систематизация  нормативно-правовых актов:
    это целенаправленная деятельность по упорядочению и совершенствованию НПА, приведение действующих актов в определённую систему путём составления единых нормативных актов или их сборников;3
    деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов и правовых норм в целях удобства пользования ими на практике.4
   Таким образом, можно выделить следующие  существенные признаки систематизации НПА:
      особый вид юридической деятельности;
      цель систематизации – это создание единой стройной, эффективно функционирующей системы законодательства, обладающей внутренней упорядоченностью и структурностью;
      систематизация осуществляется компетентными органами, но может быть и неофициальная систематизация;
      объектом данного вида деятельности является действующие НПА как система нормативно-правовых актов;
      научно обоснованная, унифицированная;
      в идеале должна быть непрерывной, так как постоянно издаются новые нормативно-правовые акты. Но в истории России известны периоды, когда какое-либо упорядочение НПА носило только характер неудачных попыток (со времён Соборного Уложения 1649 года до кодификационных работ под руководством Сперанского М.М. в 1826-1833 гг.).5,6,7 Отсутствие работы по приведению НПА в систему затрудняет его эффективное практическое использование, правовую культуру граждан;
      результатом систематизации является создание кодифицированных актов.
   Итак, цель систематизации – создание системы НПА. Системность нормативно-правовых актов заложена в самой их природе, источников права, правовых норм.8,9 Рассмотрим, какими свойствами должна обладать данная система
   В общетеоретическом и философском  плане "система" - "определённая совокупность элементов, находящихся  в определённой взаимосвязи, которая придаёт данной совокупности целостный характер"10; некоторое упорядоченное, организованное множество элементов, образующих определённую целостность, свойства которой не сводятся к свойствам составляющих его элементов; как "комплекс взаимодействующих элементов"; как "отграниченное множество взаимодействующих элементов".11 Таким образом, общее, что объединяет определения системы – это "взаимосвязанное множество элементов".
   "Систематизация  НПА – деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания  системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией".12 Однако, это не просто совокупность нормативно-правовых актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности её основных компонентов.13 Не следует смешивать два взаимосвязанных понятия "систематизация права" и "систематизация НПА". Этой проблеме посвящено большое количество литературы14, в данной работе рассматривается систематизация НПА как результат научно обоснованной целенаправленной деятельности по систематизации нормативно-правовых актов.
   Системный подход15 позволяет выделить основные задачи, направления и требования к проведению систематизации НПА:
      совершенствование действующих нормативных актов, придание им свойств системности, непротиворечивости;
      обнаружение пробелов в нормативном материале, устаревших, дублирующих или противоречащих друг другу нормативных актов и быстрая их ликвидация, что влияет на обеспечение законности и правопорядка;
      обеспечивает возможность хорошо ориентироваться в НПА, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы;
      систематизация – необходимая предпосылка целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.
   В зависимости от того, на что направлена деятельность по упорядочению НПА: на совершенствование содержания новых нормативных актов или совершенствование форм изложения норм без изменения содержания выделяют следующие виды (формы) систематизаций: внутренняя и внешняя.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Виды систематизации НПА ( формы правовой деятельности). 
 

   Обычно  в понятие систематизации НПА включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности17:
    сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
    подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация нормативно-правовых актов);
    подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация нормативно-правовых актов);
    подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация права).
   Также выделяют общие и отраслевые формы  систематизации.18 В первом случае проводят упорядочение нормативных актов однородных по значению или юридической силе. Во втором случае – нормативных актов по отдельным отраслям хозяйства или права. 
 
 

     Теория  права различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация.
     Систематизация и, прежде всего, кодификация НПА проводится, как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).
     С течением времени в любой правовой системе образуется значительное число нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных «блоков» НПА. Возможный путь преодоления такой множественности – консолидация нормативно-правовых актов.
     Инкорпорация  как вид систематизации НПА также  очень важна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Инкорпорация как  вид систематизации  НПА. 
 

   Инкорпорация — это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке. Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать НПА в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции. По словам Д.А. Керимова, инкорпорация – "это средство "уплотнения" законодательства"19, так как позволяет не учитывать официально отменённые документы, исключая повторение нормативных актов.
   Инкорпорация  – низкий уровень систематизации и предпосылка для кодификации. В свою очередь, инкорпорация связана  с учетом, поскольку базируется на определенном максимально полном фонде соответствующих актов и поисковой системе, способной обеспечить нахождение всех необходимых актов. Особенность инкорпорации состоит в том, что в нормативное содержание помещаемых в сборники актов какие-либо изменения обычно не вносятся, а, значит, и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации (Приложение №3). Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов претерпевает определенные, а иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов тексты таких актов печатаются с учетом последующих официальных изменений и дополнений, с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены соответствующие коррективы, убираются сведения о лицах, подписавших нормативный акт, также вносятся изменения редакционного или технического характера.
   Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям:
   1. в зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний НПА, по субъекту, производящему систематизацию, выделяют следующие виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная:
   1.1. официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования нормативных актов, и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности; Примером официальной инкорпорации может служить изданный в 80-х годах Свод законов РСФСР;
   1.2. официозная (полуофициальная) инкорпорация — это издание собраний и сборников НПА по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например. Министерством Юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например. Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х годах;
   1.3. неофициальная инкорпорация осуществляется теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать собрания законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т. д.). Неофициальные сборники законодательства не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства — это неофициальная инкорпорация. В рамках неофициальной различаются: профессиональная (осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями) и обыденная (осуществляется любыми субъектами общественных отношений) инкорпорация;
   2. по характеру расположения материала все собрания НПА можно разделить на хронологические и систематические (или предметные):
   2.1. в хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке публикуются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в «Собрании законодательства РФ», газетах «Парламентская газета», «Российская газета», «Российские вести», бюллетенях нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др.). В таких изданиях текст каждого нормативного акта обычно помещается с указанием определенного порядкового номера, заголовка, даты принятия, подписей должностных лиц, официально уполномоченных подписывать такой акт. Хронологическая инкорпорация, как правило, предшествует систематической инкорпорации;
   2.2. в систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты размещаются не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т. е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т. д.). В такого рода собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы, содержащие основные, принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы. Это более удобный и эффективный вид инкорпорации.
   2.3. смешанный вид. При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке;
   3. инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную, общую) инкорпорацию, когда в собрание включается или все НПА страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т. д., и частичную (отраслевую) инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам;
   4. по методу обработки нормативных актов инкорпорация может быть:
   4.1. простой, когда из актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лиц;
   4.2. сложной, когда наряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты.
   Примеры издания разного рода официальных  сборников и собраний НПА в истории права довольно многочисленны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана, как основной источник древнеримского права, представлял собой форму инкорпорации норм, действовавших в тот период в Риме.20 Ныне изданы и постоянно поддерживаются в контрольном состоянии своды (собрания) законодательства в США, ФРГ и ряде других государств.
Результат инкорпорации – издание инкорпорированных  сборников, собраний, сводов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Консолидация как  форма систематизации  НПА, 
 

С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных "блоков" НПА. Один из путей преодоления такой множественности - это консолидация нормативно-правовых актов. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт.
     Такой акт утверждается правотворческим  органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.
     Консолидация  – это такая форма систематизации, при происходит объединение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания.
     Особенности консолидации состоит в том, что  она содержит в себе некоторые  черты кодификации и инкорпорации. По форме систематизации нормативно – правовых актов консолидация в  большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.
     В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов  располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается  общая структура будущего акта.
     Осуществляется  определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, чтобы использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).
     Работу  по созданию качественно новой правовой системы России, существенному обновлению всех основных сфер регулирования следует  проводить таким образом, чтобы  в будущем не возникла проблема ликвидации множественности нормативных актов по одному вопросу. Задача объединения, укрупнения нормативных актов, обеспечивающая компактность правового регулирования, устранение пробелов, противоречий и неувязок между действующими нормами, была актуальна и ранее. Практика подготовки и принятия укрупненных, консолидированных актов осуществлялась в прежние годы в сфере регулирования вопросов сельского хозяйства, заготовок сельскохозяйственной продукции, налогообложения, административной ответственности и т. д. Весьма актуальна такая задача и ныне. В общем массиве действующих нормативных актов России еще много так называемых "лоскутных" актов, от которых действующими остались лишь некоторые нормы и иные неотделимые их части.
     Ревизия всего массива действующих актов  должна выражаться как в отмене устаревших актов и их частей, внесении в  них соответствующих изменений, так и в объединении действующих норм из разных актов, от которых остались лишь отдельные фрагменты, издании укрупненных актов по определенным вопросам.
     Поэтому задача консолидации действующих актов, укрупнения нормативно-правовых блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному вопросу, ныне становится одним из приоритетных направлений упорядочения НПА.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Кодификация как форма систематизации НПА 
 

     На  современном этапе развития общества систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.
     Помимо  указанной выше первичной формы, существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
     Кодификация законодательства - это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения НПА, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними21.
     Кодификация - это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления НПА как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.
     Кодификация – это деятельность правотворческих  органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.