На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль и значение местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности населения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание.
Введение.-------------------------------------------------------------------------------------3
I Местное самоуправление: понятие и определение.--------------------------------4
II Основы местного самоуправления.---------------------------------------------------8
III Предметы ведения и полномочий местного самоуправления--------------- 14
3.1. Полномочия местного самоуправления и формы их реализации.---------15
3.2. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.-----------------------------26
Заключение.---------------------------------------------------------------------------------30
Список литературы.-----------------------------------------------------------------------31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
       Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике  России, сопровождается серьезным обострением  проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредствам целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.
       Цель  моей работы: показать роль и значение местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности населения.
       Для достижения цели в работе будут решены следующие задачи:
      Дать понятие и определение местного самоуправления;
      Изучить основы местного самоуправления
      Раскрыть предметы ведения и полномочий местного самоуправления, формы их реализации;
      Показать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
Для рассмотрения вышеуказанных вопросов руководствовалась законодательными актами: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», использовала работы следующих авторов: Глазуновой Н.И., Игнатова В.Г., Кобилева А.Г.,Парахиной В.Н. и других.  

       I.Местное самоуправление: понятие и определение.
       Понятие "самоуправление", недавно считавшееся  в нашей стране чисто академическим  в смысле его оторванности от реальной жизни, за короткий срок приобрело характер общеупотребительного.
       В прямом смысле слова термин "самоуправление" означает "сам управляю собой, своими делами", что предполагает определенного рода автономность, независимость субъекта при решении своих внутренних проблем.
       Вместе  с тем, самоуправление, как и многие термины в общественных науках, не имеет законченного и единого  научного толкования. В разных странах, в разное время и различными авторами оно понимается по-разному.
       Самоуправление  трактуется в некоторых источниках, как относительно автономное функционирование какой-либо общественной организации, которое обеспечивается принятием членами данной организации норм и решений, касающихся ее жизнедеятельности, передачей по исторической эстафете традиционных социально-культурных ценностей и навыков социального поведения, совместным ведением этими индивидами общих для них дел, отсутствием в организации разрыва между субъектом и объектом управления.
       Единицы самоуправления делятся на два больших  типа в зависимости от того, какие  организации составляют их основу.
       Если  основа - коллективы, объединенные производственно-профессиональной деятельностью, одной политической программой, вероисповеданием или общими заботами и творческими устремлениями, речь идет о корпоративных единицах и системах самоуправления (например, профсоюзах).
       Если  же "естественной" базой организации  выступает территориальная общность людей, т.е. исторически сложившаяся и находящаяся в непрерывном развитии устойчивая совокупность людей, объединенных системой связей, отношений и взаимодействий, сформировавшихся в результате постоянного их проживания на одной хозяйственно освоенной территории, то такая единица самоуправления квалифицируется как территориальная (например, город, село).
         Эти две формы самоуправления  тесно взаимосвязаны, но в то  же время существенно отличаются  друг от друга.
       Территориальные общности населения, где все члены сообщества прямо или косвенно взаимодействуют друг с другом, живут и воспроизводятся в конкретных административно-территориальных образованиях, формах расселения (городских или сельских поселениях и их системах), которые представляют собой определенную целостность с точки зрения жизнедеятельности, саморегулирования и управления. Именно в пределах территориальных общностей берут свое начало, связываются, координируются, переплетаются и нередко заканчиваются все бесконечные потребности человека. Поэтому важной особенностью местного самоуправления является реализация именно местных интересов, нужд, потребностей. В границах территориальных общностей местные интересы населения превалируют над глобальными, ведомственными или узкопрофессиональными.1
       Интеграция людей в территориальном сообществе с целью что-то произвести, продать или потребить происходит на добровольной, сознательной основе, с учетом представлений, желаний, мотивов, устремлений, бытия каждого человека или, по крайней мере, большинства людей. Признаком территориальной общности являются чувство сопричастности, психологическая идентификация интересов человека с интересами сообщества, едиными морально-этическими ценностями.
       В настоящей статье термин "самоуправление" выступает синонимом местного самоуправления еще и потому, что хозяйственными и иными делами какой-либо общественно-территориальной единицы или территориальной общности ведают не центральные или региональные государственные властные структуры, а ее жители и органы, непосредственно избираемые ими и стоящие во главе каждой территориальной общности. Поэтому реально осуществлять местное самоуправление могут только те территориальные сообщества, которые имеют конституционно-правовой статус. Благодаря возможности выбирать и контролировать власть, местное сообщество в принципе становится не только объектом, но, в известной мере, и субъектом управления. Если местные органы являются проводниками интересов только общегосударственных, центральных властных структур, следует говорить о местном управлении.2
       Как самостоятельный уровень публичной  власти в России местное самоуправление состоялось 21 апреля 1992 г., когда в  Конституцию РФ были внесены соответствующие  изменения. В основу российской правовой системы местного самоуправления были положены правовые идеи общественной теории местного самоуправления.
       С образованием Российской Федерации, принятием  новой Конституции, переходом страны на демократические формы правления  появилась настоятельная необходимость  в разработке новых принципиальных подходов к самоуправлению.
       В Конституции РФ (1993 г.) были закреплены конституциональные нормы местного самоуправления, обладающие высшей юридической  силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня.
       Так, в Конституции РФ определяется место  самоуправления в осуществлении власти народа, гарантируется его деятельность, признается и защищается муниципальная собственность, показывается роль местного самоуправления в осуществлении прав и свобод человека, представляются его функции в обеспечении жизнедеятельности населения и т.п.
       Развернутое определение местного самоуправления содержится в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ст. 2 закона гласит: "Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций".
       Данное  определение базируется на нормах Конституции  РФ, элементы формулировок которых  использованы в настоящем определении: "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно" (ст. 12); местное самоуправление определяется как "самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью" (п. 1. ст. 130), местное самоуправление осуществляется "с учетом исторических и иных местных традиций" (п. 1 ст. 131).
       В новой версии Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2006 г. (в дальнейшем - Федеральный закон №131-ФЗ), говорится: "Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций". Сопоставление приведенных формулировок показывает, что в федеральном законе 1995 г. акцент сделан на местное самоуправление как на деятельность населения, а в федеральном законе 2003 г. - как на форму осуществления народом своей власти. Представляется, что важным является и то, и другое.3
       Вместе  с тем, федеральный закон 2003 г. не только и не столько закон о  самостоятельности органов местной власти, сколько о механизмах осуществления народовластия в России.
       II.Основы местного самоуправления
       Местное самоуправление является одной из основ  конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется  Конституцией Российской Федерации.
       Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.
       Правовая  база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
       Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.4
       Формирование  правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности  правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации  местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.
       Правовая  база местного самоуправления находится  в стадии формирования. Но в системе  правовых знаний уже выделилась особая отрасль - муниципальное право. Оно регулирует отношения, возникающие в, процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муниципального права отражает многогранность муниципальной деятельности.
       Компетенционные основы
       В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
       Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает  вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа, а также полномочия органов государственной власти по решению вопросов местного значения.
       Кроме того, федеральный закон допускает  наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных органам местного самоуправления.
       Формы осуществления
       В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
       Формы непосредственного осуществления  населением местного самоуправления:
      местный референдум;
      муниципальные выборы;
      голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления;
      голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования;
      сход граждан;
      другие формы5
       Формы участия населения в осуществлении  местного самоуправления:
      правотворческая инициатива граждан;
      территориальное общественное самоуправление;
      публичные слушания;
      собрание граждан;
      конференция граждан (собрание делегатов);
      опрос граждан;
      обращения граждан в органы местного самоуправления;
      наказы избирателей;
      другие формы
       Территориальные основы
       Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную  основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.
       В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований, которые функционируют на двух уровнях:
       муниципальный район — несколько городских  и/или сельских поселений 
       сельское  поселение — один или несколько  сельских населенных пунктов
       городское поселение — один город или  поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского  или городского типа
       городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района
       внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).
       Границы и статус муниципальных образований  установлены в 2003—2005 годах в рамках муниципальной реформы. Порядок  изменения границ и преобразования муниципальных образований установлен Федеральным законом.6
       Организационные основы
       Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом  муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:
      представительный орган муниципального образования;
      глава муниципального образования;
      местная администрация;
      контрольный орган муниципального образования;
      иные органы местного самоуправления
       В соответствии с федеральным законом  существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:
      представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
      представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию
      представительный орган избирается населением, глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту
       В муниципальном районе допускается  такой вариант структуры органов  местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.7
       В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять  и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.
       Экономические основы
       Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной  собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные  права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени  муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
       Каждое  муниципальное образование имеет  собственный бюджет (местный бюджет). К собственным доходам местного бюджета могут относиться:
      средства самообложения граждан;
      доходы от местных налогов и сборов;
      доходы от региональных налогов и сборов;
      доходы от федеральных налогов и сборов;
      безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
      доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
      часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей;
      штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
      добровольные пожертвования;
      субвенции на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (для некоторых муниципальных районов)
       иные  законные поступления.8
       Закон устанавливает возможность выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских  округов путем предоставления дотаций  из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.
       Органы  местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут  выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий (муниципальный заказ). Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг (муниципальный заем).
       III Предметы ведения и полномочий местного самоуправления.
       3.1. Полномочия местного самоуправления и формы их реализации.
       Конституция Российской Федерации, признавая и  гарантируя местное самоуправление, определяя его статус в системе  народовластия, использует, в частности, понятия: “полномочия местного самоуправления” (статья 12, устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно), “права местного самоуправления” (статья 133 содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления). Следовательно, государство признает за муниципальными образованиями определенную совокупность полномочий, необходимую для решения вопросов местного значения, реализации задач и функций местного самоуправления.
       Полномочия  местного самоуправления — это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.
       Полномочия  местного самоуправления реализуются:
         Во-первых, непосредственно населением муниципальных образований. Именно за населением муниципальных образований Конституция Российской Федерации, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” признают право на осуществление местного самоуправления. В соответствии со статьей 12 Закона население городского, сельского поселения, независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.9
       Населению муниципального образования принадлежит  исключительное право избирать представительные органы местного самоуправления, исключительное право выражать свою волю на местном  референдуме, решая вопросы местного значения. Населению принадлежит  право определять структуру органов местного самоуправления, хотя данное право может быть осуществлено населением и через своих представителей в выборном органе местного самоуправления. Согласно закону, население муниципального образования вправе принимать его устав. Население, в соответствии с уставом муниципального образования, имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, право требовать проведения местного референдума. Населению принадлежит право выступать с инициативой установления и изменения границ муниципального образования. Закон требует учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает в результате утраты доверия населения. Население, в соответствии с уставом муниципального образования, вправе отозвать, выразить недоверие или досрочно прекратить полномочия выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
       Таким образом, население муниципальных  образований играет исключительно  важную роль в реализации полномочий местного самоуправления. Отдельные  полномочия местного самоуправления (право  избирать представительный орган местного самоуправления, выражать волю путем местного референдума и др.) могут быть осуществлены только населением муниципальных образований.
       Во-вторых, полномочия местного самоуправления реализуются  органами местного самоуправления и  должностными лицами местного самоуправления.
       Полномочия  выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления определяются, в соответствии с законодательством  о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований, а также  иными нормативными правовыми актами муниципальных образований (например, регламентом представительного органа местного самоуправления и др.). Большинство полномочий местного самоуправления реализуются органами и должностными лицами местного самоуправления, составляя их компетенцию.
       Полномочия местного самоуправления определяют пределы самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
       Следствием  их реализации являются возникновение, изменение, прекращение правомочий органов и должностных лиц местного самоуправления, а также прав и обязанностей предприятий, учреждений, организаций, иных юридических лиц и граждан.
       Полномочия  местного самоуправления можно подразделить на две группы:
       1. “Собственные” полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальными образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
       2. Отдельные государственные полномочия, которыми, могут законом наделяться органы местного самоуправления.
       Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно федеральным законам, законами субъектов Российской Федерации  с одновременной передачей необходимых  материальных и финансовых средств. При этом соответствующим законом определяются условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления данных полномочий.
       Статья 132 10
       1. Органы местного самоуправления  самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают  и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют  охрану общественного порядка,  а также решают иные вопросы  местного значения.
       2. Органы местного самоуправления  могут наделяться законом отдельными  государственными полномочиями  с передачей необходимых для  их осуществления материальных  и финансовых средств. Реализация  переданных полномочий подконтрольна  государству. 
       1. Часть первая комментируемой статьи устанавливает виды важнейших предметов ведения органов местного самоуправления, родовой признак этих предметов ведения, а также в общих чертах - полномочия в решении вопросов местного значения. При этом необходимо обратить внимание на то, что включение названных вопросов в сферу деятельности муниципальных органов, безусловно, свидетельствует о их роли в данном отношении. Однако подобное не означает, что указанные органы "перекрывают" правомочия населения, сформулированные в ч.1 ст.130 Конституции. Будет правильно исходить из того, что они сохраняются у территориального сообщества, а муниципальные органы - его уполномоченные по управлению местными делами. Такой подход предопределяет ответственность и подконтрольность органов местного самоуправления населению, их тесное взаимодействие, возможность граждан востребовать те или иные вопросы для непосредственного решения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.