На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение …………………………………………………………………….        3
Глава 1. Основы развития эмоций у детей дошкольного  возраста
      Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов………………………………………………       5
      Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах …………………………………………………….    13
      Особенности развития эмоций у детей дошкольного возраста  …...    19
Выводы по главе 1  …………………………………………………………..    23
Заключение  …………………………………………………………………..    24
Список литературы     ………………………………………………………..    25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
 
     Проблема развития эмоций является  одной из наиболее важных и  сложных проблем психологии и  педагогики, поскольку дает представление  не только об общих закономерностях  развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.
     Развитие ребенка представляет  собой сложное, целостное образование,  которое тесно связано с развитием  эмоций. В значительной степени  эмоции  определяют эффективность  обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.
    Как специфические субъективные переживания очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из феноменов его внутренней жизни. Можно сказать, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления легко обнаруживаются и довольно тонко понимаются.
     Эмоции – это постоянный спутник человека, оказывающий  влияние на все его мысли и деятельность. Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности, отзывчивости.
    В дошкольном возрасте эмоции играют большую роль в развитии ребенка: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет и развивается, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости) он переходит к более сложной гамме чувств. Меняется и внешнее проявление эмоций. В дошкольном возрасте ребенок усваивает "язык чувств" - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений и т.п.
     Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы детей в отечественной психологии связано с именем Л.С. Выготского, который высказал мысль о тесной связи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребёнка. Л.С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». 
      Среди современных исследований  обращает на себя внимание  система эмоционального развития  детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Н. Ежкова, автор этой системы, утверждает, что эмоции и деятельность ребенка очень тесно связаны. Так, на основе положительных эмоций развивается речь, движения, восприятие, память. Все положительные новообразования в развитие ребенка требуют позитивного подкрепления, для дальнейшего их усовершенствования,  отрицательные - негативного, для их устранения.
     В обосновании актуальности выбранной  темы, главным является то, что  формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.
     Исходя из выше изложенного  сформулирована тема исследования: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
     Цель – изучить особенности  эмоциональной сферы дошкольного  возраста.
     Объект – эмоциональная сфера  детей старшего дошкольного возраста.
     Предмет – компоненты эмоциональной  сферы и их структурные связи, специфичные для дошкольников.
     В соответствии с целью, объектом  и предметом исследования последовательно  в работе решались следующие  задачи:
    В ходе теоретического анализа изучить отечественные и зарубежные подходы к исследованию эмоций у детей дошкольного возраста.
    Описать развитие эмоций детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах.
    Раскрыть особенности эмоций у детей дошкольного возраста.
Глава 1. Основы развития эмоций у детей дошкольного возраста.
      Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
 
     В последние годы в системе  дошкольного воспитания и обучения  развитию эмоциональной сферы  часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только согласованное функционирование двух систем ? эмоциональной сферы и интеллекта могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы. [12,3]
      На протяжении многовековой истории  исследования эмоции пользовались  самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Однако в современной психологии интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали накапливаться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность. [3,2]
     При широкой трактовке эмоций их возникновение связывается с устойчивыми, обычными условиями существования, такими как отражение воздействия или предмета (эмоции выражают субъективное их значение), обострение потребностей (эмоции сигнализируют об этом субъекту) и т. п.      При узком понимании эмоций они рассматриваются как реакция на более специфические условия, такие как фрустрация потребности, невозможность адекватного поведения, конфликтность ситуации, непредвиденное развитие событий и др. [2,4]
    Определяя эмоции П.К.Анохин пишет:  «Эмоции - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» [1,339]
    «Эмоции — одна из важнейших  сторон психических процессов,  характеризующая переживание человеком  действительности. Эмоции представляют  интегральное выражение измененного  тонуса нервнопсихической деятельности, отражающееся на  всех сторонах психики и организма человека». [11,430]
     Эмоция есть отражение мозгом  человека и животных какой-либо  актуальной потребности (ее качества  и величины) и вероятности (возможности)  ее удовлетворения, которую мозг  оценивает на основе генетического  и ранее приобретенного индивидуального опыта. [17,20]
     Многогранность эмоций, их проявление  на различных уровнях отражения  и деятельности, сложные отношения  с предметным содержанием, способность  к слиянию и образованию сочетаний  исключают возможность простой линейной их классификации. Эмоции различаются по модальности (качеству), в частности — знаку, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм (стенические-астенические), форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям (инстинктам), по предметному содержанию и направленности [3,20]
    Попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание.      Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т. е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основании отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг). И. Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: эмоции сенсуальные и интеллектуальные. При этом аффекты и страсти он относил к волевой сфере. Г. Спенсер предлагал разделять чувства по признаку их возникновения и воспроизведения на четыре класса. К первому он отнес презентативные чувства (ощущения), возникающие непосредственно при действии внешних раздражителей. Ко второму классу - презентативно-репрезентативные, или простые эмоции. К третьему классу он отнес репрезентативные эмоции, вызываемые поэзией как раздражителем, не имеющим конкретного предметного воплощения. Наконец, к четвертому классу Спенсер отнес высшие, отвлеченные, эмоции, образующиеся без помощи внешнего раздражителя абстрактным путем (например, чувство справедливости). [7,132]
     К. Изард называет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс (горе-страдание), страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление.
С его  точки зрения, базовые эмоции должны обладать следующими обязательными  характеристиками:
1)  имеют  отчетливые и специфические нервные  субстраты;
2)  проявляются  при помощи выразительной и  специфической конфигурации мышечных  движений лица (мимики);
3)  влекут  за собой отчетливое и специфическое  переживание, которое осознается  человеком;
4)  возникли  в результате эволюционно-биологических  процессов;
5)  оказывают  организующее и мотивирующее  влияние на человека, служат его  адаптации. [7,138]
     Как правильно указывает П. В. Симонов, ни одна из предложенных классификаций не получила широкого признания и не сохранилась в качестве эффективного инструмента дальнейших поисков и уточнений. Это объясняется тем, что все эти классификации были построены на неверной теоретической основе или вовсе без нее. Взамен Симонов П.В. предлагает собственную классификацию эмоций, разработанную «с учетом их зависимости от величины потребности и размеров дефицита или прироста прагматической информации.  Классификации будут подлежать эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве “ценных” переживаний.
    Альтруистические эмоции. Возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям.
    Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости.
    Глорические эмоции. Связаны с потребностью в славе. [5,36]
    Праксические эмоции, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения (по Якобсону).
    Пугнические эмоции. Происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
    Романтические эмоции.
    Гностические эмоции, связанные  с потребностью в “когнитивной гармонии.
    Эстетические эмоции являются отражением потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой соответствие в чувстве красоты. [5,39]
    Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
    Акизитивные эмоции. Возникают в связи с интересом к накоплению, “коллекционированию” вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. [5,39]
     Данная классификация эмоций  считается “открытой”, подразумевая, что число выделенных эмоциональных категорий при необходимости можно дополнять, не нарушая положенного в ее основу принципа.
     Вопрос о функциях является  ключевым и пронизывающим всю  психологию эмоций. Анализ взглядов  на природу эмоций, проведенный Н. Гротом позволяет заключить, что эмоции единодушно признаются выполняющими функцию оценки. Основной вывод, заключается в том, что эмоции не являются опосредствованным продуктом мотивационной значимости отражаемых предметов. Эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. [2,13]
     Способность эмоций нарушать  целенаправленную деятельность  легла в основу теорий, подчеркивающих  дезорганизационную функцию эмоций  Э. Клапареда.  Эмоции организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.
     В литературе особо выделяются  две взаимодополняющие функции,  выполняемые эмоциями по отношению  к определенным психическим процессам,  т. е. представляющие собой частные случаи общего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Первая функция, обсуждаемая под разными названиями: закрепления — торможения (П. К. Анохин) следообразования (Л. Н. Леонтьев), подкрепления (П. В. Симонов), указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний. [2,15]
     Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело.
     Таким образом, эмоциональные  переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений. [2,16]
     Эмоции как сложные системные  психологические образования, составляющие  эмоциональную сферу личности, характеризуются многими параметрами: знаком (положительные или отрицательные) и модальностью (качеством), продолжительностью и интенсивностью (силой), подвижностью (быстрота смены эмоциональных состояний) и реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адекватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы), а также степенью осознанности эмоций и степенью их произвольного контроля. [4,26]
     Характеризуя эмоции в чисто  феноменологическом, описательном плане, можно выделить такие их признаки: 1) представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний;
2) двойственный, психофизиологический характер  этих явлений; с одной стороны — аффективное волнение, с другой — его органические проявления; 3) ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество особой “интимности. [5,8]
     Эмоциям также присущ ряд свойств:
    Универсальность. Это свойство эмоций выделил У. Мак-Дугалл. Оно в состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают.
    Динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. На это свойство указывал В. Вундт в своей трехмерной схеме характеристики эмоций. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение.
    Доминантность. Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека. По существу об "этом свойстве писал А. Ф. Лазурский, обсуждая свойство взаимной согласованности чувствований: «Человек, у которого действие отдельных чувств достаточно между собой согласовано, всецело бывает охвачен известным настроением или эмоцией.». [10,272]
    Суммация и «упрочение». Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость этого процесса: он происходит незаметно для человека, не отдающего себе отчета в том, на чем это основано. [7,56]
    Адаптация. Эмоциям свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. Как писал Н.Н. Ланге, «чувство выдыхается» По данным Вл. Витвицкого, адаптации подвержена и отрицательная эмоция, например, неудовольствие умеренной интенсивности, однако адаптации к боли не наступает;
    Пристрастность (субъективность). В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.
    Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. [7,57]
    Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками (приятная или неприятная).
    Удержание в памяти. Еще одним свойством эмоций считается их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти - эмоциональный.
    Иррадиация. Это свойство означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших на все, что человеком воспринимается.
    Пepeнoc. Близким к иррадиации является свойство чувств переноситься на другие объекты.
    Амбивалентность. Это свойство выражается в том, что человек может одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние. [7,58]
    Эмоциональные отношения играют огромную роль в  жизни человека. Социологические  исследования, проведенные в нашей  стране и за рубежом, продемонстрировали, что стабильные эмоциональные отношения  постоянно занимают верхние места  в иерархии ценностей. [4,30]
    Таким образом, мы рассмотрели подходы  к изучению эмоций отечественных  и зарубежных исследователей.
      Развитие эмоций в онтогенезе
 
     Важность изучение возрастных  особенностей эмоциональной сферы  детей определяется тем, что  имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития. Е. И. Янкина отмечает, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. У детей с эмоциональными нарушениями преобладают такие отрицательные эмоции, как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. У них имеется высокий уровень тревожности, а положительные эмоции проявляются редко. Уровень развития интеллекта у них соответствует средним значениям по тесту Векслера. Отсюда возникает задача контроля за эмоциональным развитием детей и при необходимости применения психокоррекционных программ.
     Эмоции появляются у человека  еще до его рождения. К. В.  Шулейкиной выявлено, что эмоциональные  реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода.[7,391]
          Развитие эмоций в онтогенезе  проходит ряд стадий в соответствии  с общими закономерностями развития  психики. До года ребенок выражает  эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован. С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия.           К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать. На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком. В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека.
          Французский психолог Т. Рибо  филогенез чувств характеризовал  следующими этапами:
1-й этап  — протоплазматический (досознательный), где чувства выражаются лишь  изменениями раздражимости тканей;
2-й этап  — потребностный с появлений  первых признаков переживания  удовольствия и неудовольствия;
3-й этап  — примитивных эмоций органического  характера типа боли, гнева, полового чувства;
4-й этап  — абстрактных эмоций человека (моральные, этические, эстетические  и интеллектуальные эмоции).
В индивидуальном развитии человека, в онтогенезе эмоций также можно проследить четыре этапа.
     Новорожденный — преобладают инстинкты, прежде всего самосохранения и пищевой.
    Младенчество — органические  чувствования удовольствия-неудовольствия, приятного-неприятного. Они основаны  на переработке экстеро- и интерорецептивной  информации. Из этих чувствований  постепенно формируется отношение ребенка к близким.
     С 3-4 до 12-14 лет — постепенное  развитие корковых (эпикритических) эмоций. Вначале этого периода  преобладает связь эмоций с  органическими потребностями, и  лишь к концу этого периода  эмоции приобретают самостоятельное психическое выражение с преобладанием уже корковой коррекции органических потребностей и влечений.
     Формирование высших эмоций, их  полное развитие достигается  лишь к 20-22 годам. Чувства становятся  подвластными интеллектуальной  проработке и разуму. В этот период человек в достаточной степени может подавлять и внешние проявления эмоций. [13,39]
     Новорожденный раньше всего переживает  отрицательные эмоции, которые проявляются  плачем и криком в ответ  на неблагоприятные воздействия  внешней и внутренней среды: холод, спазмы пустого желудка, вздутие кишечника. Выражение лица, похожее на улыбку, можно заметить у ребенка с первых дней жизни, но эта улыбка рефлекторная. Лишь через несколько недель улыбка начинает возникать на различные события внешнего мира, но она еще не дифференцирована и возникает на самые различные стимулы. Затем, примерно в 2,5 месяца, появляется социальная улыбка, т.е. — улыбка, обращенная к другому человеческому лицу. С этого времени ребенок уже требует социальных контактов. В возрасте 3-4 месяцев при встрече с взрослыми улыбка сопровождается общей двигательной реакцией — "комплексом оживления".
     К концу первого года отношения  ребенка с окружающим миром  становятся более избирательными. На новое, яркое и необычное  явление ребенок начинает показывать эмоциональную реакцию удивления.[14,24]
     В период от 2 до 6 лет эмоции носят бурный, но нестойкий характер, ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому; его легко испугать, рассердить, но легко и заинтересовать, вызвать удовольствие и радость.
     Ребенок трехлетнего возраста действует под влиянием возникших в данный момент чувств и желаний, которые неустойчивы, но очень сильны. К концу третьего года жизни появляется чувство юмора.
     Также у детей 3 лет появляется гордость за свои достижения. Об этом свидетельствует М. И. Лисина. Дети стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому.
    В то же время Т. В. Гуськова  и М. Г. Елагина отмечают, что  незаслуженная похвала вызывает  у детей 2 - 3 лет смущение, неловкость. [7,400]
     В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться моральные переживания – «что такое хорошо и что такое плохо». [13,35]
     Пятилетний ребенок способен воспроизвести переживания других людей и связать их с определенными действиями, что проявляется в ролевых играх. В этом возрасте дети очень рады совместной деятельности с родителями, способны резко реагировать на разлад в семье, ссоры. У детей может возникнуть чувство ревности, гордости и самоуважения, появляется эгоизм.      Крайне выражены в этом возрасте чувства удивления и любознательности. Начинается становление и социальных эмоций – переживания ребенком своего отношения к окружающим людям, которые формируются в системе межличностных отношений. [13,39]
  В этом возрасте двух – трех лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения». Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта.
  Одно  из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
  Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
     В 2-3 года появляются социальные  формы гнева - ревность и зависть.
     По данным Ю. А. Макаренко,  в возрасте 2-3 лет дети могут  изображать эмоции, подбирают мимические средства для выражения радости, гнева, отвращения, огорчения, удивления, стыда. [7,400]
     В 3-4 г в эмоциональном плане  сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. 
     В  4 – 5 л у детей зависимость  внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.  [19,28]
     В 5 – 6 л старший дошкольник  способен различать весь спектр  человеческих эмоций, у него появляются  устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
    К интеллектуальным чувствам можно отнести:
    любопытство;
    любознательность;
    чувство юмора;
    удивление.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.