На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по «Концепции современного естествознания»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Предмет дисциплины «Концепции современного естествознания»
План
1.Понятие  науки, ее предмет, объект и  субъект.
2.Предмет  и объект естествознания.
3.Основные  проблемы современного естествознания.
4.Понятие  природы в широком и узком  смысле слова.
5.Этапы  взаимоотношений Человека и Природы.  Понятия «Биосферы»,  «Ноосферы»  и «Некросферы».
6.Структура  современного естествознания: «древо  наук». Естественные и гуманитарные  науки: единство и различия.
7.Главная  идея современного естествознания. Интеграция наук. 
 

    1.Понятие  науки, ее предмет,  объект и субъект. 

         Человек является самым активным  из всех существ. Его можно сравнить с ядерным взрывом. Причем человеческая активность имеет множество форм, однако все эти формы можно свести к двум:
         1.активность направленная на материальные объекты и духовная активность;
         2.предметно-практическая и теоретическая.
        Научная деятельность как раз  и теоретическая и практическая  особая форма активности, которая  выступает в единстве.
         Наука- есть особый специализированный вид человеческой активности. Первый шаг к науке человек сделал в глубокой древности, научившись мыслить, говорить, создавать духовные ценности, но прошло много времени и наука заняла достаточное место в жизни людей, которое можно охарактеризовать с помощью нескольких признаков:
      Объективное знание о законах действительности;
      Вид общественного труда (профессия);
      Социальная организация;
      Деятельность обращенная к практике
      Наука как сложное социальное явление: основные признаки
      Наука – это только часть человеческих знаний, понятие знания шире понятия науки. Наука объективное знание соответствующее фактам реальности.
      Наука просто профессия, особенная профессия о добыче знаний.
      Есть профессия – есть и профсоюз (Академия Платона, лицей) объединяющие людей организации.
      Наука- такая профессия, которая является добычей знаний , такое занятие, которое выводит ученых к жизни, к практике. Все что происходит –это результат деятельности ученых.
 
      2. Объект, предмет, субъект естествознания. 

     Наука- это особый вид деятельности людей, их активности. Существует множество наук, и в связи с этим возникает вопрос В чем отличие этих наук?
1.отличие по предмету
2.по  объекту
3.по  субъекту наук, по профессии ученого.  Ученый – творец и генератор  соответствующих знаний.
       Предмет науки – это часть действительности (универсума) которую выделяет ученый (субъект науки) для исследования
      Субъект науки – это те люди (ученые), которые занимаются наукой, определяют объект науки, направления и создают совокупность знаний об этом объекте, т.е. предмет науки. Они создают духовные ценности в виде открытий, изобретений, изобретений, научных теорий, концепций. Субъектом науки называют не только ученых, а также объединения ученых, организации (Российская Академия Наук), международные организации (Комитет по присвоению Нобелевской премии). У каждой науки есть свой объект (н-р: объектом такой естественной биологической науки энтомологии являются насекомые; у астронома объектом является большой космос). С объектом науки тесно связан и ее предмет. Предмет науки есть идеальная модель объекта науки.
     Объект  науки- часть предмета науки, которая на данном этапе развития науки оказалась доступной для исследования субъектом науки.
     Если взять период 2000лет назад то у энтомологии было меньше предмета для исследования,   в качестве объекта они не выступали, были не известны.  В процессе расширения объекта увеличилось исследование насекомых. 2000 лет назад было известно всего семь планет, а сейчас известно 9 планет.
     Неизученные объекты – это  та часть предмета, которая становится  светлой для ученого, в то  время как значительная часть  предмета, которая остается для  ученого темной, соотношение между ними можно изобразить так: 

 
 

     До всего круга наука (кв.4)  не дотягивается, остается темная часть объекта меняется с развитием науки.  Объект становится подвижным, динамичным и стремится проникнуть все глубже и глубже. Причем между реальностью и действительностью или объектом науки и размышление о нем и моделью никогда нет полного совпадения. Между реальностью и представлениями о ней всегда есть дистанция.
     До Дарвина считали, что человек создан  Богом, а после него все ученые стали считать, что человек произошел от обезьяны. Астрономы начиная с Аристотеля, все считали, что центром мира является Земля, а начиная с Коперника все стали считать иначе – центром мира было Солнце, потом начали считать, что центра нет.
Вывод:
Наука – познавательное взаимодействие субъекта, объекта и предмета, а также  его результат в виде идеальной  модели, которая используется для  преобразования предмета. 
 

2. Предмет и объект естествознания.
    
     Предметом естествознания  является  природа или естество, причем  во всем их многообразии, включая  даже телесность и физиологию  человека. Это весь мир первой  природы, весь мир за исключением  искусственного мира, прежде духовного  созданного человеком.
    Объект естествознания – это  есть только та природа, которая  доступна научному исследованию  объекта. Это светлая часть  природы которую уже описывают, объясняют с помощью слов, цифр, концепций, субъектов этой науки называют естествоиспытателями.
    Между информацией которой располагается естествоиспытателя, объектом и природой (предмет)существует большая дистанция. Известны белые пятна  или черные дыры до которых не может дотянуться наука.
Белые пятна современного естествознания
    Возникновение Вселенной
    Возникновение Жизни
    Возникновение Человека
 
 
    3.Основные  проблемы естествознания 

    Структура мира
    Первооснова мира
    Движение, как универсальное свойство мира
Структура мира – выделяет три основные части, это: 

1.Мегамир
2.Микромир (мир элементарных частиц, малого  космоса)
3.Макромир (мир средней величины.
Каждый  из миров представляет собой сложное  и глубокое значение.
     Проблема первоосновы – голубая  мечта современной физики найти  ту элементарную частицу из  чего состоит мир.
    Макромир – является закономерным  или целенаправленным не представляющий  найти сущность науки  естествознания, ее предмета.
      Предмет естествознания – естествознание  есть наука об универсальном в природе и ее связях с человеком. 

    4.Понятие  природы в узком  и широком смысле  слова. 

      Природа естество во всем ее  многообразии. Однако в стечении  времени представление людей,  ученых о природе менялось. В  современной науке под влиянием  неких изменений оформилось 2 смысла, в котором употребляется этот  термин – это широкий и узкий  смысл слова. Содержание этих  представлений выражает следующее:
      В широком смысле – это весь  мир за исключением человека. 
      В узком смысле – часть природы  в широком смысле, с которой взаимодействует человек.
     Природа в широком смысле –  все мало активное, все слабо одухотворенное, все слабо энергичное. Все человеческое – это все высокоактивное, высоко одухотворенное, высокоэнергичное.  В узком смысле понимается та часть природы с которой взаимодействует человек земля, воздух, водные пространства, вся флора и фауна. Исследуя эти понятия, в естествознании и пришли к выводу, что вся история человечества есть история все более активного взаимодействия человека в узком смысле. В результате этого взаимодействия природа значительно  изменилась. 


   

    5.Этапы взаимоотношений Человека и Природы. Понятия «Биосферы»,  «Ноосферы» и «Некросферы». 

      С появлением человека и особенно с появлением первых государств изменения природы резко усилилось. Выделяют несколько этапов этого взаимодействия:
    Собирательный этап
    Этап производящей экономики
    Промышленный этап
    Современный этап – научно – технической революции
     1)Собирательный. Этап первобытного общества, этап присваивающей экономики (собирание ягод, грибов, рыболовство). В связи с неэффективностью данной экономики около 7 тыс. лет назад возникает первый экономический кризис.
     Выход из кризиса состоял в  переходе от экономики присваивающей к экономике производящей.
     2) Производящей экономики (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля). В результате в связи с ростом производительности произошел первый демографический взрыв. В этих условиях появляются первые государства, культура, цивилизации (Древняя Греция, Рим) так продолжалось до XVII-XVIII веков.
     3)На этом этапе основное занятие людей было сельское хозяйство. Поэтому начался промышленный этап. Его стали называть веком машин. В результате в огромной степени усилилось воздействие человека на природу, эффективность производительности повысилась, что привело к новому демографическому взрыву. Население достигло 6 млрд. Человек при норме 1,5 млрд. Отличается усилением на природу техники, науки, разумом. Этот этап стали называть  этапом превращения биосферы в ноосферу.
4)На этом этапе развитие взаимоотношений человека с природой может пойти двумя путями:
      Развитие природы, биосферы превращение в ноосферу. На основе науки, разума, экологии.
      Если у человека не хватает разума и природа в смысле биосфера погибнет, тогда она превратится не в ноосферу, а в некросферу.
 
 
 
6.Структура  современного естествознания: «древо наук».  Естественные и  гуманитарные науки:  единство и различия. 

Это множество  отраслей знаний иногда называют разветвленным  древом наук, выделяют на древе 3 главных  ветви
    Естественные науки
    Гуманитарно – социальные науки (наука о жизни людей)
    Пограничные науки, охватывают 2 указанные сферы.
Естественные  науки – это физика, химия, биология, геология, астрономия
Гуманитарно – социальные науки – история, культурология, языкознание, экономика, политология, социология.
Пограничные науки – психология, философия, экология, медицина.
Универсальные науки – математика, информатика, кибернетика, синергетика, систематика.
     Между этими группами наук  существуют различия. Между естественными  и гуманитарными науками
Критерии Науки
естественные гуманитарные
Объект  Больше материально                устойчивый Больше идеальный  изменчивый
Метод Эксперимент –  главный Эксперимент –  вспомогательный
Влияние ученого (субъекта) на объект  незначительно значительно
 
Несмотря  на различия между ними нет пропасти, есть единство.
     «Существует соотношение, генетическая  связь, вековечная, закономерная  между мертвой и живой природой  с одной стороны, и человеком  с его бытом и даже духовной  жизнью с другой.»
    Именно эти соотношения, эти  закономерные взаимодействия и  составляют сущность познания  естества, ядро истинной натурфилософии, лучшую и высшую прелесть естествознания.
В.В. Докучаев (1840-1903гг) почвовед
«Без  естественных наук нет спасенья современному человеку, без этой здоровой пищи, без  этого здорового воспитания мысли  фактами»
А.И. Герцен, писатель 
 

Наука. Формы и этапы  ее развития.
     Естествознание не вся наука.  Однако в сознании современного  человека именно естествознание  представлено в качестве подлинной,  настоящей, точной науки. Эталоном  науки считается естествознание, именно оно наилучшим образом  выражает те признаки, отделяю,  отграничивают науку от других  форм культуры (например от религии).
План
    Две формы развития науки
    Наука как форма, профессиональной деятельности. 3 этапа развития
    Наука, как система духовных ценностей, знаний определенного рода. Понятие научной революции.
    Причины устойчивости и изменчивости научных картин мира
 
1.Две  формы развития  науки
1признак: 
     Как особая форма человеческой  деятельности, как профессия которая существует  рядом с множеством других профессий.
2 признак:
     Как особый специфический вид  знаний (достоверные, истинные знания), которые являются результатом профессиональной, научной деятельности. Именно они являются ценным результатом научной деятельности.
    2.Наука  как форма, профессиональной  деятельности. 3 этапа  развития 

      Специфическое своеобразие этой  профессии обнаружены путем рассмотрения, содержания, анализа основных исторических  этапов развития этой профессии.
Выделяются 3 этапа:
    1.Универсальная  наука – охватывает время с V века до н.э. до XVII века н.э.
          Крупнейшими центрами науки были такие учреждения как Академия Платона и лицей Аристотеля. Оба этих учреждения были в Афинах. Академия Платона просуществовала 500 лет, но и в последний период знамя науки взяли на себя средневековые университеты. Болонский университет был основан в 1089г.вскоре начали образовываться научно- образовательные учреждения во Франции СОРБОНА, в Англии – ОКСФОРД. Они возникли в 11-12 вв. Особой деятельностью ученых состояли в следующем:
        Объект который изучали в то время был масштабным (универсальные объекты), поэтому наиболее развитой наукой была философия, была наука и о всеобщем (о культуре и т.д.).  Определенным объектом науки  которым занимался древне-греческий ученый Демокрит заявлял: «Я, говорю обо всем». Эта наука была универсальной по своему объекту был не дифференцированным единым, но это сказывалось и на характере ученого. И деятельность субъекта науки в это время не узкими специалистами, а это были ученые широкого профиля (ученые универсалы), таким как например Пифагор, мыслитель 6 в. до н.э был еще и философом и педагогом (создал пифагорейскую школу). Таким же ученым был и Аристотель (энциклопедист) был философом, математиком, астрономом, геологом, логиком (учебник Арганон). Он был талантливым педагогом, и был приглашен воспитывать сына царя Македонии Александра Македонского.
         Субъекты науки были универсалами. Крупнейшими научными образовательными  учреждениями были университеты  средневековья, занятия в них  сочетались с научными исследованиями. Главным методом который использовали ученые, был способ простого наблюдения в естественных условиях без применения приспособлений  в естественных обстоятельствах. Все делалось без микроскопов, телескопов.
    2 этап:
      В отличие от первого этапа  второй назывался этапом дифференцированной  науки (начался с нового времени  и продолжался до 19 в).  

            Особенности научной деятельности.
     Объект  каждой отдельной науки сузился,  стал более локальным, специализировался.  Ранее существующие науки выделились  в качестве самостоятельных объектов, область природы.  Особой стало  изучение взаимодействия веществ- это химия, живой природой занималась – биология, а сферой духовной жизни людей занималась психология. Иначе стал выделяться и сам субъект науки – ученый, из ученого универсала в ученого нового времени. Этот процесс дифференциации имел и другие проявления. Наука стала отделяться от  образования.  Образование осталось в университетах, а научная деятельность сосредоточилась в особых , впервые появившихся объединениях, которые создали сами ученые. Они стали называться академиями наук. Первой появилась Римская академия, потом появились Английская, Парижская и в 1725г. Была создана Российская императорская академия наук. Причем само образование стало дифференциальным (появились факультеты). Наука, а вслед за ней и образование стали постепенно отделяться от церкви.
          В процессе научной деятельности возникают некоторые трудности, которые не знала универсальная наука. Возникшие проблемы:
      Усилилось противостояние борьбы между наукой и религией;
      Усилилось противостояние между естественными и гуманитарными науками, между физиками и лириками;
      Усилилось противостояние не только между группами наук, но усилилась изоляция каждой из наук от других.
 
В связи  с решением этих проблем возникает  3 этап.
3 этап. Этот этап охватывал период XX-XXI в.в. Крупными представителями этого этапа являются следующие ученые:
Альберт Эйнштейн (1859-1957), Макс Планк (1858-1947), Нильс  Бор (1885-1962), Владимир Вернадский (1863-1945), Илья Пригожин (р.1917).
Особенности развития науки на современном этапе:
    Усиление процесса интеграции, т.е. слияние отдельных наук. Иногда эту особенность называют новым универсализмом, т.к. в отличие от старого, новый был уже основан на высоком уровне развития отдельных специализированных наук.
    Появление некоторых целостных отраслей знаний, появление отраслей знаний, которые исследуют всеобщее в природе
 
    3.Наука,  как система духовных  ценностей, знаний  определенного рода. Понятие научной  революции. 

    Усилилось регулирование науки, увеличился объем  ценных знаний от которых и ведет наука рост духовных ценностей происходили в двух реформах:
    В Эволюционной форме
    Быстро, в виде взрывов- революций
     Научная революция есть исторический сдвиг в развитии естествознании науки в целом резко меняющей представление людей о структуре мира. Научная революция – создание новой научной картины мира. Научные революции начинаются со сдвигов в отдельных науках, с частных научных революций и завершаются общими (глобальными). Пример: революция в физике в виде открытия закона всемирного тяготения Исааком Ньютоном в XVII веке; Менделеев в XIX веке открыл таблицу химических элементов; эволюционная теория в биологии Дарвин XIX век.
     Специфика научных революций состоит в том, что эти революции тихи, бесшумные. Однако, не смотря на это последствия этих революций в судьбах людей оказываются более значительными, чем последствия социальных революций (Французская буржуазная революция; Октябрьская революция). Для человеческой истории цивилизации, культуры, для безопасности и благополучия жизни людей такие деятели науки, как Жан Жак Руссо, А. Эйнштейн сделали больше, чем знаменитые революционеры (В.Ленин). Общим итогом научных революций является возникновение в ходе них создание новых научных картин мира. 

     Научные революции приводят к вполне зримым итогам  к созданию новой научной парадигмы. Понятие парадигмы впервые ввел в научный оборот крупнейший современный историк Томас Кун в книге «Структура научной революции». В этой книге он дает следующее определение: Парадигма (научная картина мира) – это новый образ мысли, это общее представление о мире, это его обобщающая модель, это основа всей духовной культуры. Новая парадигма возникает как итог или эволюции или революции в науке. Содержание каждой парадигмы является сложным, многообразным.
      Научная картина мира включает  2 части, каждая из которой отвечает на следующие вопросы:
1.Вопрос  о структуре мира. Что есть  мир?
2.Каковы  свойства этого мира?
   Демокрит объявлял: «Мир –это атомы».ученые использовали идеальное бытие и объявляли как это делал Платон: «Что мир в своей основе идеален. Мир состоит из 3- х структур. Состоит из вещей и идей, объектов. Эти объекты находятся в связях между собой. 

    4. Причины устойчивости  и изменчивости  научных картин  мира 

      Возникнув в результате эволюции или революции парадигма, обнаруживает большую устойчивость. Она сохраняется в течении столетий, иногда тысячелетиями. Однако эта устойчивость имеет свои пределы, границы. В    конце концов, научная картина мира под влиянием или эволюционных или революционных сдвигов в развитии науки сменяют друг друга. Поэтому историю науки, как системы ценностей можно представить как последовательную смену парадигмы. Но отсюда возникают 2 вопроса:
    Каковы причину устойчивости, стабильности научной картины мира?
    Каковы причины их изменчивости?
    Причины устойчивости научной картины мира
В истории  науки существуют 4 научные картины  мира:
    Топоцентрическая- существовала 1 млн. лет
    Аристотелевская – 2 тыс.лет
    Коперниканская – 300 лет
    Энштейновская -100 лет
Вывод
      В научной картине мира обнаружена большая устойчивость, причины:
    Для того чтобы создать научную картину мира надо накопить много фактов.
    Новые открытия мало сделать, надо доступно объяснить, так чтобы открытие понял средний человек.
    Это сопоставление новым открытиям ученых старых поколений.
 
 
Глобальные, научные картины  мира
План
    Топоцентрическая донаучная картина мира.
    Геоцентрическая научная картина мира.
    Гелиоцентрическая научная картина мира.
    Современная научная картина мира.
    Общий вид и перспективы современной научной картины мира.
 
 
    1.Топоцентрическая донаучная картина мира. 

      Топоцентрическая – это первая донаучная картина мира. Она возникла, как результат накопления человеческих знаний в первобытном обществе. Она существовала дольше всех других (около 1 млн. лет) от появления человека до появления первой цивилизации (Египетское гос-во; на территории Ирана, Ирака). Создатели ее безымянны. Ее содержание сводится к тому, что центром мира является та местность,  где живут люди данного рода или племени. Причем по представлениям первобытного человека границы этого мира находятся там, где кончаются земли доступные членам данного племени, а мир за этими границами – мир чуждый, враждебный (включая и людей, которые приходят от туда). Эта картина мира основана на религиозных, мифологических представлениях, на вере. С точки зрения гуманитарной нравственности эта концепция внушала людям максимальный эгоцентризм, поскольку картина исходила из признания того, что мир есть это Я и мои соплеменники. 
 

2.Геоцентрическая  научная картина  мира
Геоцентрическая – эта картина мира представляла собой первые успехи разума, логики, основ любой науки. Время ее создания середина первого тысячелетия до н.э. период ее господства 2 тыс. лет (до эпохи нового времени). Создатели: Аристотель (IV в. до н.э.); Птолемей (II в. н.э.). Ее содержание определялось на астрономических и математических знаниях.  

    Геоцентрическая система Аристотель - Птолемей. 
     

 
 
 
 

     Основным методом, на который опирались создатели это картины опора на разуме (наблюдение за природой, космическим миром). У этой картины мира была своя нравственно гуманитарная сторона и состоит она  в том, что эта картина мира предлагает центром мира всю Землю, способствовала преодолению первобытного местничества, эгоцентризма. Однако вместо этого Геоцентрическая картина мира пыталась утвердить представленную норму, в  том что центром мира является человек и та планета на которой он живет. Она пыталась возвеличить человека.  

     Гелиоцентрическая картина мира. Время ее создания XVI – XIX вв. время господства 400 лет. Создатели: Коперник (XVIв.); Галилей (XVII в.); Ньютон (XIXв.). Опирается не только на астрономию, но и на физику.  
 
 


   
 
 
 

      Ньютон впервые представил Землю, Солнце, космос, как единую взаимосвязанную систему. По Ньютону эта система подчиняется закону всемирного тяготения, в 1687 г. Был сформулирован закон: Все движения небесных тел подчиняются универсальной силе всемирного тяготения. Ее величина прямо пропорциональна массе взаимодействующих тел и обратно пропорциональна расстоянию между ними.  g= m/S2 . Отсюда вытекал вывод, что движение всех небесных тел могут быть точно вычислены и предсказаны. Убедительным подтверждением правильности этих законов стали последовавшие в скоре открытия ранее неизвестных планет (8-я планета Нептун была открыта в 1846г.; 9-я – Плутон в 1930г.). Надежным методом создания всей науки стал эксперимент.  Эксперимент – это наблюдение, но в искусственно специально созданных условиях и с применением специальных приборов (телескопов, микроскопов). Появление третьей картины мира было самым драматичным в истории науки (трагичные судьбы Коперника, Галилея, Джордано Бруно). Нравственно-гуманитарный аспект состоит в сокрушительном ударе по эгоцентризму и одновременно по Земному шовинизму. Но взамен появился новый итог этой картины и состоит он в синдроме человека, который почувствовал себя маленькой пылинкой в этом бескрайнем космическом мире.  

4.Особенности современной картины мира.
     Современная научная картина мира включает в себя самое ценное, что было достигнуто в предшествующих трех картинах мира (знание о мире, о природе). Особенностью является то, что она основывается на достижениях современной физики (теория относительности, квантовая физика). Содержание современной научной картины мира может быть сведено к четырем основным положениям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.