Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Повышение конкурентоспособности товаров предприятия на внутреннем рынке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


CОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………................4 

1. Повышение  конкурентоспособности товаров  предприятия на внутреннем рынке:
    Сущность конкурентоспособности товаров предприятия на внутреннем рынке. Виды конкурентоспособности……………………………………………………5
    Методы оценки конкурентоспособности продукции…………………………11
    Повышение конкурентоспособности товаров предприятия на внутреннем рынке………………………………………………………………………………
2. Расчет  капитальных вложений в основные  производственные фонды……………
3. Расчет  себестоимости единицы продукции…………………………………………
4. Определение  численности работающих и фонда  заработной платы……………  
5. Расчет  производственной мощности предприятия……………………...................
6. Определение   отпускной цены изделия……………………………………………
7. Определение  технико-экономических  показателей предприятия………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список  используемой литературы………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
    В данной курсовой работе рассматривается  тема « Повышение конкурентоспособности  товаров предприятия на внутреннем рынке». В ней будут изучены такие вопросы как сущность конкурентоспособности продукции, методы оценки конкурентоспособности продукции и пути повышения конкурентоспособности товаров предприятия на внутреннем рынке.
    Повышение конкурентоспособности продукции имеет важное значение материального благосостояния  народа. Во-первых, улучшение качества и других потребительских свойств товара позволяет покупателю снизить затраты, связанные с использованием  приобретенных товаров; во-вторых, увеличение доли рынка, занятой каким-либо наиболее предпочтительным товаром, вызывает у конкурентов ответную реакцию на улучшение свойств других товаров, что приводит к увеличению объема продаж, насыщению рынка и снижению цен. [2, стр. 237].
    Также будут произведены расчеты технико-экономических показателей работы предприятия в соответствии с исходными данными.
    Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ повышения  конкурентоспособности товаров  на рынке, проведение расчетов технико-экономических показателей выпуска продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сущность  конкурентоспособности  продукции.
    Конечная  цель любой фирмы — победа в  конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.
    Различают понятия «продукция» и «товар». Продукция – это результат  производства, предназначенный для реализации, т.е. это понятие сферы производства. Товар – это продукция труда, которая удовлетворяет какие-либо потребности человека на рынке, т.е. в сфере обмена. Поэтому если говорят о конкурентоспособности продукции, то речь идет о потенциальной ее конкурентоспособности.
    Основные  отличия конкурентоспособности  предприятия от конкурентоспособности  товара:
      Более длительный промежуток времени оценки;
      Осуществление оценки не только потребителем, но и своим производителем;
      Конкурентоспособность предприятия наступает при условии конкурентоспособности всех производимых им товаров либо ведущей группы товаров, оказывающей решающее воздействие на результативность  хозяйствования. [3,стр. 118].
    Конкурентоспособность товара – это степень реального  или потенциального (в случае стратегического планирования или прогнозирования) удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность товара определяет его способность выдерживать конкуренцию с аналогичными товарами-конкурентами, что выражает его конкурентные преимущества на данном рынке. Конкурентные преимущества товара достигаются за счет производства,  прежде всего нового, востребованного рынком товара или на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов предприятия и снижения издержек производства с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара, который имеет спрос на рынке, выгодно отличается от аналогичных товаров-конкурентов, удовлетворяет конкретные потребности покупателя  и обеспечивает товаропроизводителю стабильность в получении прибыли и на этой основе – расширенное воспроизводство.
    Конкурентоспособность товара может быть стратегической или  фактической, на внешнем или внутреннем рынках. К конкурентным преимуществам товара относятся: 1) качество товара; 2) цена товара; 3) затраты у потребителя товара; 4) качество сервиса товара. При этом факторы конкурентных преимуществ товара подразделяются на внешние и внутренние.
    К внешним факторам конкурентного  преимущества товара относятся:
    - уровни конкурентоспособности страны, отрасли, региона, предприятия;
    - сила конкуренции на выходе  системы (на рынке товаров);
    - сила конкуренции на входе  системы среди поставщиков сырья,  материалов, комплектующих изделий,  информации;
    - сила конкуренции среди товарозаменителей;
    - появление новых потребностей;
    - уровень организации производства, труда и управления у посредников  и потребителей товаров;
    - активность контактных аудиторий  (общественных организаций, общества  потребителей, средств массовой информации).
    К внутренним факторам конкурентного  преимущества товара относятся:
    - патентоспособность (новизна) конструкции  (структуры, состава) товара;
    - рациональность организационной  и производственной структур  предприятия;
    - конкурентоспособность персонала предприятия;
    - прогрессивность информационных  технологий;
    - уровень активизации инновационно-инвестиционной  деятельности на предприятии;
    - прогрессивность технологических  процессов и оборудования;
    - научный уровень системы управления (менеджмента);
    - обоснованность миссии предприятия  с точки зрения ориентации  его на достижение конкурентоспособности  товаров.
    Показателями  конкурентоспособности товара являются:
    - цена потребления товара, которая  определяется суммой цены продаж  и издержек у потребителя этого товара за весь нормативный срок его эксплуатации;
    - уровень качества товара (в сравнении  с товаром конкурирующих предприятий);
    - соотношение цены потребления  товара (полных расходов потребителя  по приобретению и потреблению  товара в течение всего срока его эксплуатации) и качества товара;
    - сводные параметрические индексы  конкурентоспособности товаров  по их техническим, экономическим,  сбытовым и сервисным параметрам, которые в наибольшей степени  интересуют покупателя.
    Среди показателей конкурентоспособности товара наиболее важным является соотношение цены товара и качества. Для определения тесноты этого соотношения применяется показатель эластичности (изменения) качества товара при изменении его цены. Коэффициент эластичности качества по цене (Еа) определяется как частное от деления процентного изменения качества товара на процентное изменения цены товара по формуле:
    ,
где % ?Кач, % ?Р – соответственно процентное изменение  качества и цены на товар; Кач0, Р0 – соответственно качество и цена товара в базисном (0) периоде или на базовом предприятии.
    Помимо  требований к товару, выдвигаемых  рынком и каждым отдельным потребителем, существуют и общие требования к  производству всех товаров. Это нормативные  параметры, которые устанавливаются действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; действующим законодательством; нормативными техническими регламентами страны-экспортера и стран-импортеров, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции фирм-изготовителей данной продукции; патентной документацией. Если хотя бы одно из этих требований не будет выполнено, то риск выведения  товара на рынок является высоким. [4, стр. 245-247]. 

    Виды  конкурентоспособности
    Все виды конкурентного соперничества  условно можно разделить на те, в которых соревнуются между собой производители, и те, где главными действующими лицами выступают потребители. В условиях рыночных отношений значение конкуренции потребителей не столь велико, поскольку обычное состояние рыночной экономики – когда между собой соревнуются производители товаров и услуг. Напротив, для плановой экономики характерна ситуация, при которой борются за доступ к материальным благам сами покупатели или получатели.
    Конкуренция по американским стандартам делится  на чистую конкуренцию и соперничество. Чистая конкуренция наблюдается в тех отраслях , где много фирм производят аналогичные продукты и услуги и любая фирма может перепрофилировать свою деятельность на другую отрасль. Если же в отрасли немного фирм (по американским стандартам менее 20), то конкуренция протекает в совершенно другом ключе и уже характеризуется как соперничество.
    Различают «чистую» конкуренцию между фирмами, монополистическую, а также внутрифирменную (бухгалтерскую).
    Чистая  конкуренция предполагает, что фирмы выходят на рынок, никак друг с другом не конкурируют и свободно борются за потребителя. На практике такая конкуренция существует на рынке сельхозпродуктов между фермерами. В других сферах  чистая конкуренция существует только в экономических теориях, потому что на нее оказывает практическое воздействие целый ряд факторов (государственное регулирование, молчаливые соглашения между фирмами и др.)
    Монополистическая конкуренция предполагает раздел рынка  или его значительных частей между  компаниями в виде секретных договоренностей в рамках трестов, синдикатов, картелей и т.д.
    Учитывая  действие антитрестовского законодательства, подобная форма встречается довольно редко, потому что даже при незначительных проявлениях таких соглашений пресса немонополизированные конкуренты привлекают к ним внимание государственных органов и судов. Чаще всего такие соглашения делаются устно.
    Внутрифирменная или «бухгалтерская» конкуренция  появилась в 20-е годы в ряде крупных  американских компаний. Суть ее заключается  в том, что различные подразделения  в рамках одного крупного образования конкурируют друг с другом в области улучшения стиля работы и качества продукции, а также в области производственных  и маркетинговых издержек. Эта конкуренция обнаруживается путем сравнения  финансовых и бухгалтерских документов различных  подразделений, откуда и ведет она свое название.
    В маркетинге различают три формы  конкуренции: функциональную, видовую, предметную.
    Функциональная  конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами. Например, для занятия туризмом – лодки, велосипеды, машины и т.д. Поэтому эти товары функционально конкурируют друг с другом.
    Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных  для одной и той же цели, но имеющих различия по каким- либо существенно важным характеристикам. Например, различные магнитофоны.
    Предметная  конкуренция происходит в результате выпуска идентичных товаров, различающихся  только качеством изготовления. Например, радиоприемники, автомобили.
    Не  меньшее значение имеет и межотраслевая  конкуренция, позволяющая направлять гигантские потоки капитальных вложений не «на глазок», исходя из мифических производственных потребностей, определяемых отраслевыми супермонополиями, а  на основе действительных, реально существующих личных потребностей. Этот вид конкуренции обеспечивает переливание капитала между отраслями.
    Соперничество предприятий одной отрасли за получение сверхприбыли, которой  можно добиться лишь непрерывно совершенствуя, развивая производство, позволяет не просто следовать в фарватере научно-технического прогресса, а быть все время впереди.
    В предпринимательской практике  существуют и недобросовестные методы конкуренции: экономический и промышленный шпионаж, подделка продукции  конкурентов, обман потребителей, переманивание специалистов и др.
    Есть  два основных метода конкуренции: ценовой  и бесценовой. Ценовые методы конкуренции  были распространены на ранних  этапах бизнеса, когда однородные и примерно одинаковые по качеству товары имели различные цены, устанавливаемые с целью поднятия их конкурентоспособности. Одним из правил ценовой конкуренции является чрезвычайно осторожный подход к снижению цены в целях конкуренции.
    В первые три десятилетия нынешнего  века успех был гарантирован фирме, предлагавшей самую низкую цену. Продукция была практически лишена внутривидовых различий, и секрет успеха состоял в умении добиться самой низкой себестоимости единицы продукции.
    На  современном этапе развития основным методом конкуренции является бесценовой, т.е. повышение технического уровня изделий, качества, потребительской стоимости. [4, стр. 88-90].
2. Методы оценки  конкурентоспособности  продукции
    Разработка  проблемы конкурентоспособности товаров  и услуг напрямую зависит от выбранного метода оценки.
    Комплексный метод предполагает определение  интегрального показателя конкурентоспособности (К) рассматриваемого товара по отношению  к товару-конкуренту через систему  индексов по формуле:
    ,
    где; ;
    ;  ,
    где Iн, Iт, Iэ, Iсс – групповые показатели соответственно по техническим, нормативным, экономическим и сервисно-сбытовым параметрам конкурентоспособности; qj – единичный показатель по j-му техническому параметру; aj – весомость j-го технического параметра; m – число технических параметров, используемых при оценке; Ц, Ц0 – цена потребления соответственно оцениваемого товара и товара-конкурента; qнi – единичный показатель по i-му нормативному параметру; n – число нормативных параметров, используемых при оценке; q1 – единичный показатель по l-му сервисно-сбытовому параметру; p – число сервисно-сбытовых параметров, используемых при оценке; a1 – весомость l-го сервисно-сбытового параметра.
    При К > 1 оцениваемый товар считается  конкурентным на конкурентном рынке  в конкретный момент времени.
    Комплексный метод может применяться на практике. Однако в случае привлечения для расчета разнонаправленных единичных показателей, входящих в определенный групповой показатель, этот метод не может дать однозначного представления об уровне конкурентоспособности товара.
    Метод соотношения полезного эффекта от использования товара и затрат. В основе этого метода заложены теория эффективности производства, исходя из которой показатели эффективности определяются соотношением результата (эффекта) и затрат. При этом полезный эффект товара – это результат использования потребителем совокупных свойств продукции. Качество продукции – это потенциальный эффект товара. Полезный эффект товара может быть равен потенциальному эффекту качества продукции, но, как правило, он ниже эффекта качества.
    Количественную  оценку конкурентоспособности товара этим методом можно осуществить  по формуле:
    ,
    где Ка.о – конкурентоспособность анализируемого образца товара на конкретном рынке, доли единицы; Еа.о – эффективность анализируемого образца на конкретном рынке, единица полезного эффекта/денежная единица; Ел.о – эффективность лучшего образца-конкурента на данном рынке; k1, k2, kn – корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.
    При этом эффективность использования  анализируемого товара или товара-конкурента (Е) рассчитывается по формуле:
    ,
    Где Пс – полезный эффект от использования товара, приобретенного на рынке, за нормативный срок службы, единица полезного эффекта; Зс – совокупные затраты за жизненный цикл товара, денежная единица.
    Полезный эффект однопараметрических товаров определяется по формуле:
    ,
    где Т – нормативный срок службы товара, лет; Пч – часовая паспортная производительность изделия; Фг – годовой плановый фонд времени работы изделия, ч; К1,…, Кn – коэффициенты, характеризующие несоответствие показателей качества товара-изделия требованиям потребителя.
    Совокупные  затраты за жизненный цикл единицы  товара можно определить по формуле:
    ,
    где Зм.ниокр – затраты на маркетинговые исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; N1 – количество товаров-изделий, которое планируется выпустить по данной конструкторской документации; Зотпп – затраты на организационно-техническую подготовку производства нового изделия; N2 -  количество товаров-изделий, которое планируется выпустить по данной технологической документации; Зизг – затраты на производство изделия; Звн – затраты на сервис, внедрение изделия у потребителя, включающие транспортные расходы, сметную стоимость строительно-монтажных и пусковых работ; Т – нормативный срок службы изделия; Зэт – затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт изделия в году t; Зликв – затраты на демонтаж и ликвидацию элементов основных производственных фондов (включая само изделие), выводимых в связи с освоением и внедрением нового изделия. Если эти затраты меньше дохода от реализации выводимых элементов фондов, то они должны быть со знаком «минус», если больше – со знаком « плюс».
    При помощи этого метода можно оценивать  конкурентоспособность только однопараметрических  товаров (простые машины, оборудование, сырье, материалы, топливо, энергия и т.п.). Конкурентоспособность многопараметрических изделий (товары широкого потребления, сложная техника, приборы) рекомендуется оценивать экспертными методами.
    Определение конкурентоспособности сравниваемого товара (К21) при помощи метода верхнего предела цены осуществляется по формуле:
    ,
    где Ц1, Ц2 – соответственно цена базового и нового товара ;
    Укач21 – уровень качества нового товара по сравнению с базовым товаром; kнтф – коэффициент, учитывающий влияние нетоварных факторов при приобретении нового вида товара потребителями; Цвп – верхний предел цены.
    Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности  товара основан на применении единичных  и комплексных показателей. Его  рекомендуется использовать в тех случаях, когда:
    - единичных показателей конкурентоспособности  товара достаточно много и  они разнообразны по значимости;
    - общий показатель уровня конкурентоспособности  товара недостаточно полно учитывает  все значимые параметры товара  и неадекватно характеризует конкурентоспособность анализируемых товаров.
    Определение конкурентоспособности товара расчетно-графическим  методом радара основано на использовании  показателей коммерческой, нормативно-правовой и технико-экономической конкурентоспособности. Коммерческая конкурентоспособность характеризуется доступностью товара потенциальным потребителям и возможностью его нормальной эксплуатации в данной местности. Нормативно-правовая конкурентоспособность товара отражает безопасность его эксплуатации. Технико-экономическая конкурентоспособность раскрывается показателями экономичности, эргономичности, дизайна, эстетичности, комфорта, удобства в управлении и обслуживании.
    Экспертные  методы определения конкурентоспособности  товара основаны на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Для оценки уровня конкурентоспособности товара данные методы используются в тех случаях, когда невозможно или очень затруднительно применить методы эмпирического определения значений единичных или комплексных показателей.
    На  практике при оценке конкурентоспособности  товара наиболее часто используется метод балльных оценок, где баллы  даются экспертами, а общий показатель конкурентоспособности определяют как среднее арифметическое значение экспертных оценок.
     При изучении покупательских предпочтений и конкурентоспособности товаров наиболее распространенным методом является социологический, который производится устным опросом или с помощью распространения специальных анкет-вопросников, а также путем организации конференций, выставок, аукционов, опытно-показательной эксплуатации и т.п. [1, стр. 247-252].
    3. Повышение конкурентоспособности товаров предприятия на внутреннем рынке 

     Основное  противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие между интересами производителя и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя.
     B конкурентной политике относительно  товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное  назначение, надежность, долговечность,  удобство использования, эстетичность  внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.
     Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Например:
    добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
    выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
    отыскать новое применение выпускаемым товарам;
    своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;
    найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;
    осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
    регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.
     В международной практике считается  целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический  ряд, образующий ассортиментный набор.
     Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки.
     Бесспорно должен изучаться вопрос со стороны  промышленной фирмы о собственных  возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.
     Ключевым  моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное  обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.
     В основе концепции создания нового товара сегодня лежит не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических  параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.
     При выборе путей повышения конкурентоспособности  товара нередко бывает очень своевременным  решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.
     Бесспорным  является и развитие такого направления  повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации, то есть сервисное или послепродажное обслуживание. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.
В решении задач  повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара (прежде чем перейти к новому, его модификации, снятию с производства) попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции. [2, стр. 238- 240]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исходные  данные
Показатель Ед.изм. Значение

Производственная  программа шт 312000

Норма времени мин. 36

Коэффициент выполнения норм выработки   1,1

Коэффициент многостаночного обслуживания   1,12

Действительный  годовой фонд времени единицы  оборудования ч. 3640

Норматив капитальных  вложений в транспортные средства (% от капитальных вложений в рабочие  машины и оборудование) % 9

Норматив капитальных  вложений в универсальную техническую оснастку (% от кап. влож. в рабочие машины и оборудование) % 7

Структура кадров:            Основные рабочие % 36

                      Вспомогательные рабочие % 38

                      ИТР % 17

                      служащие % 5

                      МТР (младшие технические  работники) % 3

                      Работники охраны % 1

Номинальный годовой  фонд работающего ч. 2040

Планируемые потери рабочего времени % 15

Часовая тарифная ставка 1-го разряда руб. 2420

Средний разряд рабочих   5

Норматив дополнительной заработной платы % 15
  Средняя месячная заработная плата    

                      Вспомогательные рабочие тыс.руб. 410

                      ИТР тыс.руб. 670

                      служащие тыс.руб. 820

                      МТР (младшие технические  работники) тыс.руб. 470

                      Работники охраны тыс.руб. 520

Средняя цена единицы  оборудования тыс.руб. 10420

Средняя площадь, занимаемая единицей оборудования м2 7,3

Коэффициент транспортно-заготовительных  расходов   1,15

Балансовая  стоимость 1м2 производственной площади тыс.руб. 820

Балансовая  стоимость 1м2 вспомогательной площади тыс.руб. 340

Вспомогательная площадь (% от производственной площади) % 34

Износ инструмента  целевого назначения % 14

Расходы будущих  периодов тыс.руб. 840

Норматив общепроизводственных расходов % 75

Норматив общехозяйственных  расходов % 44

Норматив коммерческих расходов % 1,47

Норма расхода  материала на одно изделие кг 11

Плановый коэффициент  использования материалов   0,88

Средняя цена одной  тонны материалов тыс.руб. 680

Средняя цена одной  тонны отходов тыс.руб. 82,5

Стоимость комплектующих  на одно изделие тыс.руб. 18,3

Планируемая рентабельность продукции % 22
 
Методические  указания по выполнению расчетной части  курсовой работы
1. Расчет капитальных  вложений (инвестиций) в основные производственные  фонды
    В состав капитальных вложений включаются единовременные затраты на формирование основных производственных фондов.
    В общем случае величина капитальных  вложений в основные производственные фонды равна
                      Коф  = Кзд + Коб + Ктр + Кин + Кинв, тыс.руб.,                                                  
где
    Кзд  -  капитальные вложения в здания, тыс. руб.;
    Коб - капитальные вложения в оборудование, тыс. руб.;
    Ктр -  капитальные вложения в транспортные средства, тыс. руб.;
    Кин -  капитальные вложения в универсальный  инструмент и технологическую оснастку, тыс. руб.;
    Кинв -  капитальные вложения в производственный инвентарь, тыс. руб. 

    Коф = 321122+563201+50688+78848+39424 = 1053283 тыс. руб.              (1) 

    Для определения капитальных вложений в здания, прежде всего, необходимо определить их площадь, которая, в свою очередь, зависит от количества оборудования, его размеров и других факторов.
1.1.  Расчет количества  оборудования
    Расчет  количества оборудования производится по формуле:
                                                              N*tшт
                                             no = ———————, шт.,                                        
                                                            60*Фд*Кв
где
    N – годовой объём выпуска продукции в натуральном выражении, шт.;
    tшт – нормативы затрат станочного времени на выполнение работ, мин/шт., мин/м и т. д.;
    Фд  – действительный фонд времени работы единицы оборудования, ч/год;
    Кв  – средний коэффициент выполнения норм выработки на группе оборудования.
                                                              312000*36
                                             no = ——————— = 47 шт.                                  (2)
                                                            60*3640*1
     1.2. Расчет величины  производственных  площадей
    Расчет  количества производственных площадей  Sпр для установки оборудования производится по формуле:
     Sпр = Sуд*no, м2,
где
    Sуд – удельная производственная площадь для установки единицы оборудования, включая проходы, проезды и другую дополнительную площадь, м2; 

                                          Sпр = 7,3*47 = 343,1 м2.                                            (3)
1.3. Расчет величины  вспомогательной  площади
    Количество  вспомогательных площадей Sвсп для размещения административных и технических служб, бытовых помещений, кладовых цеха и др. рассчитываются по соответствующим строительным нормам или укрупнено в процентах от производственной площади рассчитываются по формуле:        
                      Нвсп
     Sвсп = Sпр *  ———, м2,
                       100
где 
    Sпр – производственная площадь для установки оборудования, м2,
    Нвсп  – процент от производственной площади, %.
       34
                                     Sвсп = 343,1 *  ——— = 117 м2.                                  (4)
       100
1.4. Расчет величины  капитальных вложений  в здания

    Капитальные вложения в здания Кзд рассчитываются по формуле:

     Кзд = КSпр * Sпр + КSвсп * Sвсп, тыс. руб.,
где
    КSпр – стоимость 1 м2 производственных площадей, тыс. руб.
    Sпр – производственная площадь для установки оборудования, м2;
    КSвсп – стоимость 1 м2 вспомогательных площадей, тыс. руб.

    Sвсп – вспомогательная площадь для размещения административных и технических служб, бытовых помещений, кладовых цеха и др., м2.

 
              Кзд = 820 * 343,1+ 340 * 117 = 321122 тыс. руб.                              (5)
1.5. Расчет величины  капитальных вложений в рабочие машины и оборудование
Капитальные вложения в рабочие машины и оборудование Коб рассчитываются по формуле:
Коб = Цоб * nо * Ктз, тыс. руб.
где
    Цоб – средняя стоимость единицы  оборудования, тыс. руб.
    Ктз – коэффициент транспортно - заготовительных расходов. 

                    Коб = 10420 * 47 * 1,15 = 563201 тыс. руб.                                   (6)
1.6. Расчет величины  капитальных вложений  в транспортные  средства
    Капитальные вложения в транспортные средства Ктр  зависят от количества и средней скорости транспортных средств. При укрупненных расчетах эти вложения берутся в процентах от стоимости оборудования и рассчитываются по формуле:
Нтр
Ктр = Коб*——, тыс. руб.,
                                           100
где
    Коб – капитальные вложения в рабочие  машины и оборудование, тыс. руб. ;
    Нтр – процент от капитальных вложений в рабочие машины и оборудование (9%).
                                                               
9
                                  Ктр = 563201*—— = 50688 тыс. руб.                             (7)       
                                        100
  1.7. Расчет величины  капитальных вложений  в универсальную  технологическую  оснастку
    Аналогичным образом при укрупненных расчетах определяется величина капитальных  вложений в универсальную дорогостоящую  технологическую оснастку (свыше 18 млн. руб.), инструмент и инвентарь со сроком службы более 1 года:

     Нинв

     Кинв = Коб * ——–, тыс. руб.
        100
где
    Коб – капитальные вложения в рабочие  машины и оборудование, тыс.руб.
    Нинв  – процент от капитальных вложений в рабочие машины и оборудование (7%).

                                                                    7

                          Кинв = 563201 * ——– = 39424 тыс. руб.                               (8)
                                                                  100 

    Величина  капитальных вложений в универсальную  технологическую оснастку зависит  от стоимости, срока службы и количества инструмента. При укрупненных расчетах стоимость инструмента берется  в процентах от стоимости оборудования
   Ицн
Кин = Коб * ——–, тыс. руб.
   100
где
    Коб – капитальные вложения в рабочие  машины и оборудование, тыс. руб.
    Ицн – процент износа инструмента  целевого назначения от стоимости оборудования (14%).
                                                                   14
                                  Кин = 563201 * ——– = 78848 тыс. руб.                              (9)
                                                                   100
1.8. Расчет величины  амортизации
    Величина  амортизации по различным группам  основных фондов рассчитывается по следующим формулам:
    На
Аг = Кбал * ——,  тыс.руб.
   100
где
    Кбал  – балансовая стоимость отдельных  групп основных производственных фондов, тыс. руб.;
    На  – норма амортизации на данную группу основных производственных фондов (для зданий и универсального металлорежущего оборудования – в %; для инструмента норма амортизации не учитывается, т. к. весь инструмент изнашивается за год).
                                                                 5
                                Агзд = 321122 * —— = 16056  тыс.руб.                                  (10)
                                                               100
                                                                 10
                                 Агоб = 563201 * —— = 56320 тыс.руб.                                   (11)
                                                               100
                                                              14      
                                 Агтр = 50688* —— = 7096  тыс.руб.                                      (12)
                                                            100   
                                                               25
                              Агинв = 39424 * —— = 9856 тыс.руб.                                    (13)
                                                             100
                                                              50
                             Агинстр = 78848* —— = 39424  тыс.руб.                                 (14)
                                                              100
    Рассчитанные  значения капитальных вложений в  основные производственные фонды и  годовые суммы амортизации сводятся в таблицу 1
     Таблица 1.
Капитальные вложения (инвестиции) в основные производственные фонды и годовая сумма их амортизации.
№ п/п Группы основных производственных фондов Капитальные вложения, тыс. руб. Норма амортизации, % Годовая сумма  амортизации, тыс. руб. Удельный вес, %
1 Здания и  сооружения 321122 5 16056 31
2 Рабочие машины и оборудование 563201 10 56320 53
3 Транспортные  средства 50688 14 7096 5
4 Технологическая оснастка и инструмент 78848 50 39424 7
5 Производственный  инвентарь 39424 25 9856 4
Итого: 1053283 -- 128752 100
 
2. Расчет себестоимости  единицы продукции
    Полная  себестоимость единицы продукции  рассчитывается по формуле:
Сп = М + П - В + ЗПо + ЗПд + ФСЗН + Рбп + Ицн + Роп  + Рох + Рком ,  руб./изд.,
где
    М – стоимость материалов, руб./изд.;
    П – стоимость комплектующих изделий, полуфабрикатов и услуг сторонних организаций, носящих производственный характер, руб./изд.;
    В – стоимость возвратных отходов, руб./изд.;
    ЗПо – основная заработная плата производственных рабочих, руб./изд.;
    ЗПд - дополнительная основная заработная плата производственных рабочих, руб./изд.;
    ФСЗН  – отчисления в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда, руб./изд.;
    Рбп – расходы будущих периодов, руб./изд.;
    Ицн – износ инструментов и приспособлений целевого назначения, руб./изд.;
    Роп – цеховые расходы (общепроизводственные), руб./изд.;
    Рох – общехозяйственные расходы (заводские), руб./изд.;
    Рком  – коммерческие расходы, руб./изд.
2.1. Расчет стоимости  сырья и материалов
    Затраты на сырьё и материалы рассчитываются по формуле:
             Нр * Цн * Ктз
     М = ———————, руб./изд.,
                    1000
где
    Нр  – норма расхода материала  на изделие, кг.;
    Цн  – цена материала, руб.;
    Ктз – коэффициент, учитывающий транспортно-заготовительные  расходы. 

                                           11 * 680000* 1,15
                                М = ——————— = 8602 руб./изд.                             (15)
                                                            1000
2.2. Расчет стоимости  возвратных отходов
    Стоимость возвратных отходов засчитывается  по формуле:
                  (Нр – qчист)*Цотх
     В =  —————————, руб./изд.,
          1000
где
    Нр  – норма расхода материала  на изделие, кг.;
    qчист – чистая масса изделия, кг.;
    Цотх  – стоимость 1 тонны отходных материалов,. руб. 

    Чистая  масса изделия рассчитывается по формуле:
     qчист = Нр * ?м, кг.,
где
    Н – норма расхода материала  на изделие, кг.;
    ?м  – коэффициент использования  материала.
     
                                         qчист = 11 * 0,88 =9,7 кг.;                                         (16) 

                                                   (11 – 9,7)*82500
                                 В =  ————————— = 107 руб./изд.                       (17)
                                                             1000       

  2.3. Расчет стоимости  комплектующих изделий,  полуфабрикатов и  услуг сторонних  организаций, носящих  производственный  характер
    Расходы на одно изделие по данной статье даны в исходных данных. 

                                                   П = 18300 тыс. руб.                                            (18)
  2.4. Определение величины  основной заработной  платы производственных  рабочих на изделие
    Величина  основной заработной платы производственных рабочих на изделие рассчитывается по формуле:
          Тст * Кт  * Тшт
  ЗПо = ————————, руб./изд.,
                 60 * Кмн
где
    Тст – часовая тарифная ставка 1 –  го разряда, руб./час.;
    Кт  – тарифный коэффициент  i – го разряда;
    Тшт – норма времени на изготовление изделия, мин./шт.;
    Кмн – коэффициент многостаночного  обслуживания, учитывающий обслуживание одним рабочим нескольких станков  одновременно.
                                                 2420 * 1,73 * 36
                                 ЗПо = ———————— = 2243 руб./изд.                         (19)
            60 * 1,12
     2.5. Определение величины  дополнительной заработной  платы
     на  изделие
    Дополнительная  заработная плата производственного  рабочего учитывает выплаты, предусмотренные трудовым законодательством за неотработанное время (отпуск, выполнение государственных обязанностей, доплаты подросткам, кормящим матерям, за работу в ночное время и др.). Она принимается в размере 10 – 15% от основной заработной платы производственных рабочих.
       ЗПд
     ЗПд =ЗПо * ——, руб./изд.,
            100
где
    Зпо – величина основной заработной платы  производственных рабочих на единицу  продукции, руб.;
    ЗПд – процент от основной заработной платы производственных рабочих  на единицу продукции, %.
                                                                15
                                     ЗПд =2243 * ——  = 336 руб./изд.                                (20)
                                                                    100
2.6. Расчет отчислений в бюджет и внебюджетные фонды от средств на оплату труда
    Отчислений  в бюджет и внебюджетные фонды  рассчитываются по формуле:
                    (ЗПо + ЗПд) * (Фсзн + Ност)
ФСЗН = —————————————, руб./изд.,
            100
где
Зпо - величина основной заработной платы на единицу продукции руб./изд.;
ЗПд – величина дополнительной заработной платы на единицу продукции, руб.;
Фсзн – отчисления в фонд социальной защиты населения (34% от фонда оплаты труда);
Ност – остальные  налоги на заработную плату, согласно действующему законодательству.
                                      (2243+ 336) * (2243 + 34)
                      ФСЗН = ————————————— = 19678 руб./изд.            (21)
                                                                 100
2.7. Определение величины  расходов будущих периодов на подготовку и освоение новых видов продукции
    Величина  расходов будущих периодов Рбп равна  частному от деления общей величины расходов будущих периодов на годовую  программу выпуска новых изделий 
                  Sрбп
Рбп = ———, руб./изд.,
             N
где
    Sрбп – итог расходов будущих периодов, тыс. руб.
    N – годовая программа выпуска изделий, тыс. шт.
                                                             840
                                              Рбп = ——— = 3 руб./изд.                                           (22)
                     312
     2.8. Определение величины  износа инструментов  целевого назначения
    При укрупненных расчетах общая величина расходов по данной статье на единицу  продукции берется в процентах  от стоимости оборудования при его  полной загрузке и рассчитывается по формуле:
Ицн
Ицн = Коб * ————, руб./изд.,
    100 * N
где
    Коб – капитальные вложения в оборудование, руб.,
    Ицн – процент инструмента целевого назначения от стоимости оборудования, %;
    Nт – годовая программа выпуска изделий, шт.
14
                            Ицн = 563201000 * ———— = 2527 руб./изд.                          (23)
 100 * 312000
2.9 Определение величины  общепроизводственных (цеховых)  расходов
    Общепроизводственные (общецеховые) расходы (Роп) включают расходы  по содержанию и эксплуатации рабочих машин, оборудования и расходы, связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством (цехом).
    Расходы по организации, обслуживанию и управлению производством включают расходы  на оплату труда работников аппарата управления цеха, а также специалистов и других работников, обслуживающих производство; затраты на амортизацию и содержание и ремонт зданий, сооружений и инвентаря общепроизводственного назначения; затраты на опыты, исследования, рационализацию и изобретательство, носящие цеховой характер; затраты на мероприятия по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности и др. Расходы цеха, связанные с управлением и обслуживанием производства. Общепроизводственные расходы включаются  в себестоимость отдельных изделий пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.
    Величина  общепроизводственных расходов на изделие  может быть рассчитана по формуле:
      ЗПо * Коп
Роп = —————, руб./изд.,
                100
где
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.