На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль и место в содержании нравственного трудового и эстетического воспитания сельских школьников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Роль  и место в содержании нравственного  трудового и эстетического воспитания сельских школьников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Набережные  Челны 2011 г.
Содержание 

 

      Введение

      Актуальность. Кризис, охвативший политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, обусловил появление негативных явлений в жизни как города, так и деревни. Стабилизировать и развивать образовательную, духовную и культурную жизнь села, воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, остановить и предупредить отчуждение детей от земли, родного дома, от близких, разрушение межпоколенных связей, а также усилить на рынке труда конкурентоспособность сельской молодежи, ориентацию учащихся на трудовую подготовку, на производительный труд в агропромышленном комплексе, повлиять на выбор сельхозяйственных профессий можно, если будут решены проблемы сельской школы.
      Общество  на горьком опыте убедилось, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости воспитания, потребностью в гуманной системе воспитательной работы, с одной стороны, и педагогической практикой воспитания, игнорированием самой проблемы воспитания-с другой.
      Очевидно, потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания сельских школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы.
      Отдельные концептуальные основы духовно-нравственного совершенствования человека разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания (Р. Берне, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, В. Франкл и др.) [7, 13]. В то же время анализ научно-теоретических исследований и практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы духовно–нравственного и трудового воспитания школьников в условиях современного сельского образовательного пространства.
      Предмет исследования - педагогические условия и средства нравственного трудового и эстетического воспитания школьников в условиях сельской школы.
      Цель  исследования состоит в изучении роли и места нравственного трудового и эстетического воспитания школьников в условиях сельской школы.
      В основу исследования положена гипотеза, согласно которой духовно-нравственное воспитание школьников в условиях сельского образовательного пространства может реализоваться в полной мере, при наличии достаточной материально-технической базы школы и ее расположении вблизи города.
      Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
      1. Изучить и систематизировать  подходы к проблемам нравственного  эстетического и трудового воспитания в философской, психолого-педагогической литературе.
      2. Определить сущность и специфику педагогических условий успешного духовно - нравственного воспитания младших школьников.
      3. На примере Бетькинской средней общеобразовательная школы провести анализ условий нравственного эстетического и трудового воспитания сельских школьников.
      Для решения поставленных задач использовался  комплекс методов исследования: теоретический  анализ философской, психолого-педагогической литературы; комплекс частных и общих  методов эмпирического исследования, (наблюдение, беседы с учителями, родителями, учащимися, контент — анализ школьной документации, изучение и анализ творческих работ учащихся).
 

      1. Теоретические  аспекты нравственного  трудового и эстетического  воспитания школьников.

      1.1. Сущность морально-нравственного воспитания

     Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
     Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
     Во-вторых, в современном мире маленький  человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных  источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
     В-третьих, само по себе образование не гарантирует  высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
     В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника  о нормах поведения, утверждаемых в  современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения  норм или последствиях данного поступка для окружающих людей [17, с. 83].
     Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать  происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
     Значение  и функция начальной школы  в системе непрерывного образования  определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
     Основной  функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных  способностей учащихся к активно - деятельностному  взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами [19, с. 36].
     В научном обосновании обновления содержания образования начальной  ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.
     Исследуемая нами проблема нашла отражение в  фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых  выявляется сущность основных понятий  теории нравственного воспитания, указываются  способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
     Ряд исследователей освещает в своих  работах проблемы подготовки будущих  учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
     Темой нашего исследования является роль нравственного в воспитании школьников. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предмета и методика преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
     В кратком словаре по философии  понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила  поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [1, с. 19]
     В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное  ученье, правила для воли, совести человека» [9, с. 115] Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
     С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность  - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
     Мыслители разных веков трактовали понятие  нравственности по-разному. Еще в  древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».
     А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что  необходимо заниматься нравственным воспитанием  ребенка, учить «умению чувствовать  человека».
     Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
       Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [25, с. 39].
     Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.
     Рассматривая  систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин  различают несколько аспектов:
     Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.
     Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
     В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
     В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств  личности по мере роста и умственного  созревания детей [26, с. 94].
     В формировании личности школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
     Ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.
     Учебная деятельность, являясь в школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает  возможности для овладения учащимися  приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
     Учителю принадлежит приоритетная роль в  воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному  труду. Учитель всегда является для  учащихся примером нравственности и  преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
     Специфической особенностью процесса нравственного  воспитания следует считать то, что  он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
     Существенным  признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
     Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно  вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
     Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.
     На  нравственное формирование личности оказывают  воздействие многие социальные условия  и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
     Одна  из задач воспитания - правильно  организовать деятельность ребенка. В  деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения  могут влиять на изменение целей  и мотивов деятельности, что в  свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития [2, с. 54].
     Развитие  морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание  содержания воздействий, которые поступают  и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
     Итак, теоретический анализ состояния  проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод  о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников [4, с. 28].
     Ученые  в области педагогики выявили, что  в различные возрастные периоды  существуют неодинаковые возможности  для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

      1.2. Понятие трудового воспитания школьников

     Трудовое  воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически  организованные виды общественно полезного  труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.
     Человеческим  трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда  совершенствуется сам человек, формируется  его личность. Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека [12, с. 36].
     Готовность  к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
     1) осознание целей и задач труда; 
     2) воспитание мотивов трудовой  деятельности;
     3) формирование трудовых умений  и навыков [8, с. 16].
     Изменение экономической, экологической и  социальной ситуации в стране, внедрение  различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы.
     В основе новых технологий трудового  воспитания — принцип вариативности  программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которому оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей) строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части [3, с. 118].
     Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности  — способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.

      1.3. Сущность понятия эстетическое воспитание

     Понятие эстетическое воспитание органически  связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетическое воспитание – это воспитание способности  полноценно воспринимать и правильно  понимать прекрасное в искусстве  и действительности. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [21, с. 124].
     Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам искусства  – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
     Не  менее важной стороной содержания эстетического  воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие  же стороны этого развития оно  должно охватывать?
     Прежде  всего, необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
     Важнейшим элементом содержания эстетического  воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.
     Существенным  компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
     Большое место в содержании эстетического  воспитания занимает формирование у  учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
     Важным  содержательным компонентом эстетического  воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н.Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.
     Наконец, эстетическое воспитание должно направляться и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и  убеждений, а также нравственности.
     Эстетика  раскрывает природу эстетического  в жизни и искусстве, изучает  наиболее общие принципы эстетического  освоения мира человеком, исследует  законы эстетической деятельности человека. Прекрасное и безобразное, возвышенное  и низменное, трагическое и комическое, героическое и пошлое – названные свойства реальных предметов, явлений и ситуаций воспринимаются посредством эстетических чувств, проявляющихся в соответствующих оценках, вкусах, переживаниях.
     Извечным  предметом спора материалистической и идеалистической эстетики является вопрос об объективности эстетического. «Прекрасное есть жизнь»,- писал Н.Г.Чернышевский. Это значит, что эстетическое присуще самим предметам и явлениям действительности, оно не зависит ни от нашего познания, ни от отношения к миру [23, с. 214].
     Субъективной  стороной эстетического освоения мира выступают эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы, т.е. эстетическое сознание человека. Оно  есть субъективное отражение объективного мира и вместе с тем орудие познания существенной стороны реального мира – его красоты.
     Данные  положения имеют большое мировоззренческое  значение, педагогикой они используются при конкретизации целей и  задач воспитания. Эстетика раскрывает структуру и функции эстетического сознания. Опираясь на эти знания, теория воспитания исследует процесс формирования эстетических чувств, вкусов, идеалов.
     Эстетический  вкус связан с восприятием предмета, явления или произведений искусства  в их целостности. Восприятие и оценка при этом выступают в единстве. Оценка определяется эстетическими ценностями личности. Эстетический вкус дает возможность тоньше, дифференцированнее и объективнее оценить эстетические достоинства объектов окружающего мира. Эстетический вкус характеризуют чувство меры, гибкость и вместе с тем устойчивость оценок, а также широта и многосторонность восприятия. Извращения вкуса проявляются чаще всего в двух формах: мещанстве и эстетстве (снобизме). Развитой вкус всегда чуток и требователен к гармонии формы и содержания в данном предмете или явлении.
     Задача  эстетического воспитания – формировать  у школьников эстетический идеал. Прекрасное как идеал есть такая жизнь, какой  она должна быть по нашим понятиям. Эстетический идеал – это образ  совершенства. Идеалистическая эстетика утверждает, что идеальное может быть найдено только в искусстве, и тем самым она противопоставляет идеальное и реальное.
     Эстетическое  освоение мира закономерно предполагает практику, творческую деятельность. Виды этой деятельности разнообразны: создание красоты в труде, эстетика поведения, эстетически познавательная деятельность, художественное творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность школьника – это две взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса. Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. При этом кристаллизуется его эстетическое отношение к действительности.
     Методами  эстетического воспитания являются: разъяснение, анализ произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства и др.), упражнения в искусстве (слушание музыки игра на музыкальных инструментах, рисование и др.), положительный пример, поощрение и т.д. формы эстетического воспитания – это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки.

      1.4. Специфика школьного образования в селе

     На  современном этапе сложилась  проблемная ситуация в сфере сельского 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.