Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Россия на пути к рыночной экономике

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


государственный авиационный технический университет
Кафедра истории Отечества и культурологи 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа
по отечественной  истории 
 
 

    Россия  на пути к рыночной экономике. 
     
     
     
     
     

                                   Студент ыыыыыыыыыПавел Сергеевич
                                   Факультет ИРТ группа 444-134 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2011 

План 

    Введение.
    Предпосылки в 1991 г. к формированию рыночной экономики. Россия перед выбором: два варианта дальнейших действий.
    Начало экономических реформ в России. Основные реформы:
      Либерализация цен;
      Массовая приватизация, основные этапы.
    Либерализация цен – важный элемент в формировании рыночной экономики в истории России.
    Итоги проведения либерализации и приватизации.
    Список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

     Уже ушли в прошлое 1990 -гг. - поворотный пункт в нашей истории, когда Россия начинала путь к рыночной экономике. Но интерес к ним не угасает, по крайней мере, у тех, кто ищет ответы на поставленные  вопросы, кто считает события этих лет или страшной ошибкой, или спасением от катастрофы, требовавшей от участников событий мужества и самоотречения.
      Мне интересна тема «Россия на пути к  рыночной экономике», так как я  будущий экономист. В своей контрольной  работе я попытаюсь рассказать о  начальном пути экономических реформ в общих чертах, и особенно о либерализации цен и приватизации, так как считаю их главными в процессе перехода к рыночной экономике.
      Надеюсь, что мой обзор позволит сделать  вывод о масштабности, о высокой  цене преобразований, осуществленных на первом этапе реформ, ставшем  поистине одним из самых значительных и ярких периодов в российской истории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предпосылки к формированию рыночной экономики. 

     Предпосылки формирования к рыночной экономике  начались в 1991 г. Состояние экономики  в конце 1991 г. ухудшалось буквально на глазах и приближалось к катастрофическому. Потребительский рынок практически не существовал, прилавки магазинов в городах были пустыми, торговля проводилась по талонам и карточкам, которые повсеместно не обеспечивались ресурсами. Причем реальная угроза голода в крупных городах возникла не из – за плохого урожая и нехватки продовольствия в стране, с этим все было нормально, просто сельскохозяйственным предприятиям было невыгодно продавать государству урожай по официальным ценам и они выжидали роста закупочных цен. А поскольку цены на «черном» рынке были в несколько раз выше, то хлеб скупался и вывозился контрабандой за рубеж. Так, к ноябрю 1991 г. правительство закупило менее 20% урожая.
      Обострившийся экономический кризис сдерживал  рыночные преобразования, а нерешительность, непоследовательность реформ и сопротивление консерваторов еще более углубили положение. Только  за 1991 г. ВВП сократился на 5%, продукция промышленности – на 8%, в том числе легкой промышленности – на 6%, а пищевой – более, чем на 10%; добыча нефти на 11%, угля – на 10%, выплавка стали – на 14%, продукция сельского хозяйства – на 4,5%, закупки мяса и молока – на 7%, урожай зерновых – на 24%.
      Кроме того, в наследство от СССР Россия получила крайне несбалансированную экономику  с открытой инфляцией 260% в год1и дефицитом государственного бюджета, превышающим 16% ВВП2, по другой оценке, дефицит бюджета составлял даже 31% ВВП3. Одновременно сохранялась и подавленная инфляция, которая привела к концу 1991 г. к всеобщей нехватке важнейших товаров и развалу административной торговли. В крупнейших городах надвигалась угроза голода.
      Кризис  усугублялся тем, что Россия традиционно  была экономическим донором большинства  союзных республик, особенно по энергоносителям  и наиболее капиталоемким видам производства. Сохранение этих поставок, продолжавшееся в рамках СНГ, оплачивалось в кредит или безналичными рублями, которые эмитировались национальными банками стран СНГ в виде безналичных рублевых кредитов. Для России эта денежная масса только увеличивала инфляцию.
      Огромный  внешний долг, который резко возрос в конце 1980 – х годов до 70 млрд. долларов4, невозможно было обслуживать, даже, использовав для этого весь объем валютных сбережений в стране. Иностранные кредиты были полностью исчерпаны, и зарубежные банки не хотели больше предоставлять их, поскольку в декабре 1991 г. страна не могла выплатить по ним проценты. А обязательства перед СССР и, соответственно, Россией были сосредоточены в основном в странах третьего мира, платежеспособность которых была весьма низкой, а точнее нулевой. Получается «заколдованный круг» какой – то. К тому же по политическим соображениям эти страны не стремились и до сих пор не стремятся рассчитаться с Россией по долгам. Золотовалютные резервы были исчерпаны и достигли небывало    низкого уровня – всего 289,6 т5, что было несопоставимо с неотложными финансовыми обязательствами и потребностями страны. В преддверии зимы города испытывали большие проблемы с энерго – и теплоснабжениями из – за неритмичных поставок топлива. Отсутствие валютных резервов, которыми союзное правительство оплачивало централизованный импорт, привело к фактическому банкротству Внешэкономбанка СССР. За этим последовал отказ от возврата валютных накоплений всем юридическим и физическим лицам на общую сумму 5,5 млрд6. долларов. Кроме того, на оплату импорта была потрачена часть золотого запаса страны на сумму 3,4 млрд.7 долларов.
      В этих экстремальных обстоятельствах, требовавших чрезвычайно быстрых  и решительных мер, ответственность  за судьбу страны в ноябре – декабре 1991 г. взяло на себя российское правительство во главе с президентом Б. Н. Ельциным, предложившее два варианта дальнейших действий.
      В соответствии с первым вариантом  следовало  сначала стабилизировать  экономическую обстановку при помощи традиционных советских методов, которые носят в основном административный, запретительный характер: замораживание цен, ограничение деятельности кооперативов, запреты производителям снижать объемы производства, отказываться от заключения договоров и т. п. Постепенность финансового оздоровления, позволяющая выживать неэффективным предприятиям;  постепенное разгосударствление. Насыщение потребительского рынка за счет увеличения объемом производства при неизменных ценах, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров. И только после этого можно было приступать к подготовке условий по либерализации экономики и проведению институциональных реформ. Такую последовательность действий предусматривала Программа 500 дней.
      Второй  вариант предполагает глубокую и резкую, сконцентрированную на коротком отрезке времени ломку всех сложившихся структур, единовременное снятие всех ограничений рыночного механизма. Запуск рыночного механизма связывается с полным или почти полным отказом от контроля за ценами и доходами. Их сдерживание осуществляется только за счет решительных мер по финансовому оздоровлению, включая санирование балансов предприятий, далеко идущее сокращение государственных расходов на инвестиции и дотации к розничным ценам, рестриктивную кредитную политику (т.е. ограничение банками и государством размеров кредита в целях сдерживания инфляции). По сути, речь идет о том, чтобы комплексом единовременно осуществляемых мер, практически одним актом, перейти к той хозяйственной системе, которая должна стать результатом реформы.
      Первый  вариант был более понятен  как для руководителей всех уровней, так и для народа. Но реализация этого варианта упиралась в одну проблему: в стране на этот период не было политических и организационных  механизмов, которые смогли бы осуществить «административную стабилизацию». Фактически распалась жесткая властная вертикаль, органы принуждения и правопорядка были основательно подорваны.
      Второй  вариант был сложен и малопонятен  как для населения, так и для  хозяйственных руководителей. Экономика страны должна была очень быстро переходить к совершенно новым методам хозяйствования, к чему никто не был подготовлен и был связан с болезненными шагами. Этот путь был сопряжен и с обязательным скачком цен, связанным с существованием огромного инфляционного «денежного навеса». Конечно же, такие мысли сразу отбрасывали романтическую «перестроечную» иллюзию о всесильном и популярном правительстве.
      Надо  было что – то делать, хотя бы и  с какими – то жертвами. Да, никто  из высших руководителей и не знал, что делать, ни на что не мог решиться. Ситуация между тем обострялась. Политическая активность населения нарастала и все больше обращалась против власти. Достижениями гласности и демократии накормить голодный народ было нельзя. Надо было выбирать из двух вариантов, либо беспощадное подавление по – большевитски, либо радикальные и быстрые реформы. Президент Б. Н. Ельцин после некоторого колебания сделал выбор в пользу второго варианта, и в ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Начало  экономических реформ в России, основные реформы. 

     Реформы в экономике собственно России начались после формирования в ноябре 1991 г. нового российского правительства, которое возглавили лично Б. Н. Ельцин и первый вице – премьер Е. Т. Гайдар. Правительство оказалось новым не только по форме, но и по существу, так как состояло в основном из ученых – экономистов, выходцев из научной среды, большинство которых ранее не занимали значимых правительственных постов. Все они были молоды – от 35 до 40 лет. С одной стороны, они хорошо знали основные направления западной экономической мысли, но с другой – почти никто из них не имел опыта хозяйственной деятельности и государственного управления крупного масштаба. Министры честно предупреждали общество о трудном и болезненном переходе к рынку, поэтому настаивали на быстрых и решительных реформах, - промедление грозило поражением. Правда, наверное, никто не представлял себе, какие реальные трудности ждут всех на этом нелегком пути.
      Новое правительство не пыталось внедрять отдельные рыночные элементы в чуждую среду, а стремилось к созданию настоящего рынка товаров и факторов производства на основе механизма конкуренции. В качестве основной задачи правительства объявлялась макроэкономическая и финансовая стабилизация одновременно с переходом к рыночной экономике, с приватизацией государственной собственности во всех сферах экономики. В число стандартных мероприятий входили: либерализация цен на основные товары и услуги, ужесточение кредитной, финансовой и денежной политики, выход из товарного дефицита, постепенная стабилизация валютного курса и отказ от множественности курса рубля, структурная перестройка и т. д.
      3.1. Либерализация цен.
      В январе 1992 г. был сделан первый шаг  на пути к рыночной экономике: 28 октября президент выступает в Верховном Совете РСФСР с заявлением о предстоящих реформах, включая либерализацию цен, и получает на год чрезвычайные полномочия, 3 декабря подписан указ о либерализации цен с середины декабря. Его исполнение отложено до 2 января по просьбе союзных республик. Отрицательный эффект понятен: объявлено заранее, рост инфляционных ожиданий обеспечен. После этого дня отпущены цены на большинство товаров и услуг, ликвидирована почти вся централизованная система распределения ресурсов. Были освобождены 80% оптовых и 90% розничных цен. Государство сохранило контроль за ценами только на ряд важнейших потребительских товаров: хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, растительное масло, водку, спички, лекарства, а также на электроэнергию, городской транспорт, квартплату и коммунальные услуги.8 Но с марта 1992 г. контроль за этими ценами был снят или передан на региональный уровень.
      В административном порядке с сохранением  государственного контроля были повышены цены: на нефть – в 5 раз, на газ и электроэнергию для производственного потребления – в 4,7 раза, на уголь – в 5,5 раза.  Это было неудачное решение, во многом обусловившее колоссальный рост цен в 1992 г.  Пятикратное повышение цен на нефть и нефтепродукты сразу задало как бы нижнюю планку повышения всех остальных цен. Можно условно предположить: не будь этого, цены в 1992 г. могли вырасти не в 26 раз, а в 8-10 раз9. Цены на нефть либерализовали в мае 1992 г., убедившись, что трудности возникали именно там, где сохранялся контроль за ценами. Заключительный акт – переход к свободным ценам на уголь в 1993 г.  После этого под контролем федерального правительства остались только цены и тарифы на продукцию естественных монополий – газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки, транспортировка нефти и т. п.
           29 января 1992 г. Президент подписывает  Указ «О свободе торговли».  Подобный опыт был в Польше, и он принес успех. В соответствии  с этим указом предприятиям  независимо от форм собственности  и гражданам было предоставлено право осуществлять посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений, в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления. Ответственность за качество реализуемых товаров возлагалась на предприятия и граждан, осуществляющих торговлю. Приведу интересные воспоминания Е. Гайдара, он пишет в своих воспоминаниях: «На следующий день (после указа), проезжая через Лубянскую площадь, я увидел что – то вроде длинной очереди… Какого же было мое изумление, когда узнал, что это вовсе не покупатели! Зажав в руках несколько пачек сигарет или пару банок консервов, шерстяные носки и варежки, бутылку водки или детскую кофточку, прикрепив булавочкой к своей одежде вырезанный из газеты Указ «О свободе торговли», люди предлагали всячески мелкий товар… Не эстетично? Не благородно? Не цивилизованно? Пусть так. Но, насколько мне известно, младенцы не появляются на свет такими уж раскрасавцами. Пожалуй, только родители видят, какой прекрасный человек может вырасти из этого крошечного орущего существа. Если у меня и были сомнения – выжил ли после семидесяти лет коммунизма дух предпринимательства в российском народе, - то с этого дня они исчезли»10
      Местным органам власти и управления указывалось  на необходимость содействия свободной  торговле предприятий и граждан, обеспечения свободного перемещения  товаров на территории РФ. Указ «О свободе  торговли» сыграл значительную роль в формировании динамичного потребительского рынка. Люди безбоязненно могли продать накопившиеся у них товарные излишки. А излишки были немалые, так как в условиях тотального товарного дефицита все  старались закупить больше. Никто не мог быть привлечен к ответственности за спекуляцию. В общем, такая анархия свободного рынка со всеми ее недостатками (антисанитарией и т. д.) выполнила свою историческую миссию, и достаточно скоро указ после разного рода исправлений и дополнений утратил былое значение. В результате пусть не сразу, но потребительский рынок стал насыщаться. Начался рост товарных запасов в розничной торговле: 49 дней в конце 1992 г. против 39 годом ранее и 56 дней в конце 1993 г. В 1992 – 1993 гг. статистика исчисляла коэффициент насыщенности рынка, основываясь на данных обследования в 132 городах по 98 продуктам. Коэффициент подсчитывался как отношения числа городов, в которых на момент регистрации товар был в продаже, к общему числу обследованных городов.
      В феврале 1992 г. этот коэффициент равнялся 35% (по продовольственным товарам), в 1993 г. он достиг 70%, а в октябре 1994 г. – 92%, и его публикация вскоре прекратилась за ненадобностью.11 Впервые с 1928 г. граждане России расстались с дефицитом.
      Либерализация цен привела к кризису товарных бирж, их число стало резко сокращаться. К лету 1993 г. количество активных бирж снизилось до 150, и только 40 из них функционировали постоянно. 40% общего оборота было сконцентрировано на шести товарных биржах, четыре из которых находились в Москве12. Торговля такими товарами, как нефть, никель, алюминий, древесина, зерно, уголь велось на одной из специализированных бирж. На процесс сокращения количества товарных бирж повлияло также и то, что в стране была разрешена обычная частная оптовая торговля инвестиционными товарами. Однако биржи сыграли заметную роль в становлении рыночных отношений, послужили фундаментом для возникновения более цивилизованных биржевых структур, существующих и в настоящее время. Следует отметить, что некоторые товарные биржи быстро сменили свою направленность и превратились в настоящие фондовые биржи. Если в 1992 г. биржевой оборот с деньгами и ценными бумагами составлял всего 3% их общего оборота, то в 1999 г. он стремительно возрос до 46%.13
      Несмотря  на падение производства и снижение уровня жизни подавляющей части населения Российской Федерации, сопровождающие реформы, в стране стал формироваться нормальный потребительский рынок, появились условия для начала структурной перестройки экономики, отсекались неэффективные, технически и технологически отсталые производства.
      Правительству Ельцина – Гайдара в чрезвычайно  сложной ситуации в определенной степени удалось обеспечить макроэкономическую сбалансированность и управляемость  народным хозяйством. Однако продолжавшийся экономический спад, обусловленный не столько воздействием монетарных методов, сколько низкой культурой предпринимательства, незнанием рынка, медленной конверсией военного производства, разрывом связей с бывшими советскими республиками ослабил позиции реформаторов в политическом руководстве страны.
      Неудивительно, что активная либерализация экономики  вызвала яростное сопротивление  проводимым преобразованиям со стороны  региональных и отраслевых структур и особенно Верховного Совета РФ. В  итоге мероприятия правительства  Е. Гайдара по переводу экономики на рыночные оказались не до конца последовательными, утратили комплексность: реформаторам не удалось задействовать многие важнейшие экономические механизмы. Отсутствие последовательности и твердости в проведении реформ проявилось в смягчении финансово – кредитной политики, отказе от бездефицитного бюджета и массированной кредитной  эмиссии Центрального банка. Ее величина начала резко возрастать с середины года, а в итоге за год месячная эмиссия выросла в 16, 4 раза.
      Негативное  влияние на экономику России оказывало сохранявшееся единое рублевое пространство при отсутствии контроля за эмиссионной деятельностью бывших советстких республик. Поэтому через несовершенный  механизм взаимных расчетов со странами СНГ продолжалось фактическое субсидирование экономик этих государств. В конечном счете вновь начался рост денежной массы, ускорилось падение курса российского рубля. Появившиеся признаки стабилизации сменились усиливающимся кризисом, четко обозначившимся с осени 1992 г. В условиях нараставшей инфляции правительство Гайдара осенью вновь ужесточило финансово – кредитную политику, но ее результаты стали проявляться только со следующего года.
      В итоге, страна вступила в 1993 год со значительным спадом: за 1992 г. на 14,5% сократился ВВП, на 18,8% - выпуск промышленной продукции, инвестиционная активность снизилась на 40%, инфляция превысила 25%, а ее годовой рост составил 2610%14. Резко обострился кризис взаимных неплатежей. Продолжилось падение жизненного уровня подавляющей части граждан России. При том, что денежные доходы в расчете на душу населения выросли в 12, 9 раза, а средняя заработная плата – в 12, 8 раза, реальные располагаемые доходы сократились на 48%.15
      В истории России впервые, не считая военных  лет, в 1992 г. было зафиксировано принципиально новое явление – естественный отрицательный прирост населения в размере 220 тыс. человек. С этого же года в России начала учитываться открытая безработица.
      Первый  этап реформ завершился, когда после  крайне резкой и оскорбительной обструкции в Верховном Совете Российской Федерации в декабре 1992 г. Е. Т. Гайдар покинул пост и. о.  премьер – министра.
      3.2. Проведение массовой  приватизации.
      А. Чубайс, назначенный в ноябре 1991 г. председателем Госкомимущества, стал настаивать на проведении быстрой и подлинной приватизации, ведущей к возникновению личных прав собственности. 29 декабря 1991 г. были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 году», в соответствии с которыми определялись не только нормативы и процедура приватизации, но и общие суммы  доходов от этого мероприятия в государственный бюджет на 1992 – 1994 гг. Правда, эти суммы оказались легко достижимыми из – за высокой инфляции, поэтому государство не получило ожидаемых реальных доходов. В итоге было принято решение о том, что работники предприятий должны получать 25% капитала бесплатно, в виде привилегированных акций. В программе приватизации на 1992 г. были установлены большие ограничения: не подлежали приватизации природные ресурсы, объекты культурного наследия и т. д.
      Процесс приватизации в России проходил в  два этапа, принципиально различающихся  между собой как по целям, так  и по методам ее проведения.
      Первый  – этап ваучерной приватизации (1992 – 1994 гг.), в течение которого были созданы важные законодательные и нормативные документы, закрепляющие основные права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.
      Идея  использования приватизационных чеков (ваучеров) в качестве центрального пункта экономической реформы была выдвинута правительством летом 1992 г. В августе 1992 г. был издан Указ президента «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации», который подготавливал условия для создания спроса на все виды приватизированной собственности. Все граждане России, в том числе и дети, имели право на получение одного чека (ваучера) номинальной стоимостью 10 т. рублей, уплатив в сберегательном банке в качестве выкупа 25 руб.  Выдача ваучеров проходила с октября 1992 г. до января 1993 г.
      Ваучеры не были персональными, их можно было продавать, передавать другому лицу, вкладывать в акции приватизированных  предприятий. Предполагалось, что в  будущем люди смогут получать проценты от прибыли этих предприятий, но на деле этого так и не произошло, поскольку реального роста в экономике не произошло. Рынок ваучеров рассматривался правительством в качестве начального этапа функционирования рынка ценных бумаг, а концентрация большого количества ваучеров должна была сформировать реальных собственников.
      Следует подчеркнуть, что население страны в основном поддержало идею ваучерной  приватизации. Свою роль играла мощная агитация людей, в результате начальный  передел государственной собственности  прошел быстро и без социальных потрясений.
      В 1993 г. по всей стране стали создаваться  чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Опасаясь мошенничества, правительство  заставило эти фонды получить лицензии. По России было зарегистрировано около 650 фондов. Чтобы эти фонды  вели себя на рынке цивилизованно, Госкомимущество не разрешало им скупать более 10% акций какого – либо одного предприятия. ЧИФы собрали более трети всех ваучеров, а среднее количество акционеров в них составило 22,8 млн. человек.16
      Правительство рассматривало ЧИФы, как опору  при формировании будущего финансового рынка при мобилизации и свободном переливе капиталов. Население могло обменивать ваучеры на акции ЧИФов, которые в свою очередь, сосредотачивая у себя ваучеры, должны были посредством их формировать портфели акций предприятий, доход от которых позволял бы им  выплачивать дивиденды своим акционерам. Однако российская действительность в очередной раз подтвердила ненадежность новых экономических структур. Эти фонды так же, как и коммерческие банки, были заинтересованы лишь в росте своих дивидендов, а не в развитии производства. Но замысел был разумный. После завершения ваучерной приватизации многие инвестиционные фонды тихо и незаметно ушли с рынка, продав ваучеры, так и не сумев использовать их соответствующим образом. К началу 1995 г. из 650 фондов почти половина закрылась, не пройдя необходимую перерегистрацию в паевые инвестиционные фонды.
      В результате первого этапа приватизации началось создание  институциональных  основ рыночной экономики на базе развития негосударственного сектора. Так по данным Госкомимущества на 1 января 1995 г. насчитывалось более 25 тыс. зарегистрированных Акционерных Обществ, которые составили основу корпоративного сектора экономики. Именно на первом этапе началось формирование биржевого и внебиржевого рынка корпоративных ценных бумаг, созданы тысячи крупных инвестиционных, страховых, пенсионных компаний, множество коммерческих и инвестиционных банков. Появился новый социальный слой – акционеры, пайщики. Количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных.
      Второй  этап приватизации начался в 1995 г..  Главной его особенностью был  переход к денежной форме приватизации, когда развернулась основная борьба за реальную собственность. Главная  задача второго этапа - не скорость, а выручка от продажи государственного имущества, пополнение бюджета. Предполагалось, что продажа акций будет проходить не единовременно и в массовых масштабах, а по определенному графику на аукционах, чтобы поступления от продаж шли постепенно и равномерно в течение года. Сначала дело шло медленно. Полгода приватизация вообще стояла. Потом стали проводить инвестиционные конкурсы, но это были «конкурсы обещаний». Контроль за реальными вложениями организован не был, не было и отработанных средств на тех, кто не выполнял обязательств.
      Другое  дело, что в 1994 – 1995 гг. не инвестиции в реконструкцию предприятий, а  доходы в бюджет и преодоление  инфляции были главными задачами. В  бюджете 1995 г. предусматривалось получить от приватизации более 8 трлн. руб, намного больше, чем в прежние годы.17 И это при бюджетном дефиците в 50 трлн. руб. или же 16% дефицита консолидированного бюджета должна была закрыть приватизация.
      Была  идея выполнить задание за счет продажи  акций нефтяных компаний, но их продажу  запретил парламент. Правительство продолжало поиски вариантов дальнейшей денежной приватизации. Наиболее удачной оказалась практика залоговых аукцинов, составившая самую яркую, скандальную страницу второго этапа приватизации. Эту идею предложил В. О.  Потапин, в марте 1995 г. Суть ее состояла в следующем: государственные пакеты акций отдельных («точечных») предприятий не продавались, а передавались в доверительное управление на определенный период, во время которого победитель тендера получал возможность управлять этим пакетом акций, рискуя при этом потерять свои вложения. От залоговых аукцинов правительство до конца 1995 г. получило  около 1 млрд. долларов. Задание по приватизации было выполнено, финансовая стабилизация состоялась.
      Необходимо  подчеркнуть, что приватизация в России относится к явлению, равного которому по масштабам в мировой практике не было. В сравнительно короткий срок был сформирован крупный негосударственный сектор, в связи с чем в стране произошла перегруппировка социальных слоев, участвовавших в приватизационном процессе.
      В тот период проходила и традиционная малая  приватизация, которая особенно активизировалась в 1992 – 1993 гг.. Всего  к 1996 г. было полностью приватизировано  более 84% малых предприятий.18
      Наряду  с этим по всей стране осуществлялась приватизация жилья. Начало этому процессу было положено еще в 1988 – 1989 г., но наиболее массовым он стал с июля 1991 г., когда был издан «Акт о приватизации жилья в России» и сопутствующие ему нормативные документы.
      Наиболее  сложной в техническом и экономическом отношении оказалась приватизация земли, которую одобряло население, но противостояли почти 25 тыс. колхозов и совхозов, чиновники агропромышленного комплекса всех уровней. В декабре 1991 г. правительство приняло постановление о реорганизации колхозов и совхозов в любую стандартную форму ассоциаций. Одновременно с процессом реорганизации колхозов и совхозов в стране шло дальнейшее развитие семейных ферм, их период от арендной формы к частному хозяйству.
      Третьим направлением в продвижении земельной реформы явилось дальнейшее развитие личных подсобных хозяйств, рост числа земельных участков в садовых товариществах и др. В эти же годы произошла массовая приватизация этих земельных участков, то есть увеличилось количество частных собственников.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.