На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Занятость населения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ           3
1. Теоретические  основы занятости населения       
1.1. Понятие занятости,  методы контроля      4
1.2. Органы федеральной  службы занятости, статистики     5
1.3. Проблемы  занятости населения в рыночной  экономике   9
2. Анализ ситуации на рынке труда Верхнекетского района  15
2.1. Анализ численности  и состава занятого населения   17
2.2. Анализ численности  и состава безработных    22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ          34
Список используемой литературы       35             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Занятость населения – одна  из актуальных социальных проблем  нашего района.
     В мировой практике к настоящему  времени находит практическое  воплощение понятие активной  политики занятости как инструмента  подъема экономики и наиболее  полной реализации потенциала рабочей силы, качество рабочей силы следует рассматривать в контексте ее занятости. Роль активной политики занятости заключается в том, что она обеспечивает не только решение экономических задач, но и социальных, в том числе развитие трудовых ресурсов. Занятость и профессиональный труд являются необходимым условием и источником материального и духовного богатства, профессионального роста и качества рабочей силы. И, напротив, пассивная политика занятости и, как следствие, высокий уровень безработицы тормозят развитие производительных сил страны.
     Цели и задачи занятости населения  формируются исходя из складывающейся  ситуации на рынке труда Верхнекетского  района, характеризующейся превышением  предложения рабочей силы над  спросом на нее.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ,  МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ 

     Занятость – это деятельность  граждан, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству  Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. 
    Гражданам принадлежит исключительное  право распоряжаться своими способностями  к производительному, творческому  труду. Принуждение к труду,  в какой – либо форме не  допускается, если иное не предусмотрено  законом.      
    Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
    Правовые, экономические и организационные  основы государственной политики  содействия занятости населения,  в том числе гарантии государства  по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон о Занятости населения в Российской Федерации.   
    Контроль за исполнением настоящего  Закона осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, на который возложены функции по  контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о занятости населения, и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
    Ответственность за нарушение  настоящего Закона наступает  в соответствии с законодательством Российской Федерации.   
 
 
 
 
 

1.2. ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ,  СТАТИСТИКИ 

      Единой федеральной системой  органов и учреждений является  федеральная государственная служба  занятости населения, деятельность  которой направлена на:
- оценку  состояния и прогноз развития  занятости населения, информирование  о положении на рынке труда;
- разработку  и реализацию программ, предусматривающих  мероприятия по содействию занятости   населения;
- содействие  гражданам  в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- организацию  мероприятий  активной политики  занятости населения;
- осуществление  социальных выплат гражданам,  признанным в установленном порядке  безработными, в соответствии с  Законом о занятости и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     Работу федеральной государственной  службы занятости населения возглавляет  и организует федеральный орган  исполнительной власти, осуществляющий  функции по оказанию государственных  услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.
     Территориальные органы службы  занятости не являются структурными  подразделениями соответствующих  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления.
      В структуру территориального  органа службы занятости населения   по Томской области входит 6 городских  и 14 районных центров занятости  населения. 
 
 
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНАЛИЗИРУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
(на примере  Верхнекетского районного  центра  занятости населения). 

   Областное государственное учреждение «Центр занятости населения Верхнекетского района» (далее – Центр занятости) является государственным учреждением, образованным в соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.09.2000 № 1000/61 – рк.
    Центр занятости находится в   ведении Федеральной службы по  труду и занятости. 
                     Основными задачами Центра занятости являются:
- обеспечение  государственных гарантий в области  занятости населения;
- оказание  в соответствии с законодательством  Российской Федерации государственных  услуг в сфере содействия занятости  и защиты от безработицы, трудовой  миграции;
- участие  в организации альтернативной  гражданской службы.
                   Функции Центра занятости.
Центр занятости осуществляет на территории муниципального образования  «Верхнекетский район» следующие функции:
- разрабатывает  предложения по формированию  территориальных программ, предусматривающих  мероприятия по содействию занятости населения и обеспечивает их реализацию;
- регистрирует  граждан в целях поиска подходящей  работы и безработных  граждан.
         Оказывает следующие государственные услуги:
    содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
    информирование о положении на рынке труда;
    организация профессиональной ориентации граждан в целях  выбора сферы                       деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
    профессиональная поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
    осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;             
    организация проведения оплачиваемых общественных работ;
    организация временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в                 социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
    социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
    содействие самозанятости населения;
    выдача предложений для получения работодателями заключения о                                                                                         целесообразности привлечения и использования иностранных работников;
    содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
    осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Центра занятости и реализацию возложенных на него функций;
    составляет и представляет в территориальный орган проект сметы доходов и расходов Центра занятости населения;
    участвует в подготовке плана направления  граждан на альтернативную гражданскую службу;
    подготавливает и представляет в установленные сроки формы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности в территориальный орган о деятельности Центра занятости;
    организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы;
    осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости;
    осуществляет иные функции, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, Министерства, индивидуальными правовыми актами Службы.                     
 
 
                                        Права Центра занятости
 Центр  занятости в целях реализации  своих функций имеет право:
   -   запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Центра занятости;
   - быть получателем бюджетных  и иных средств, распоряжаться  полученными финансовыми средствами  в соответствии с утвержденными  сметами доходов и расходов;
    взаимодействовать на договорной основе с физическими и юридическими  лицами, участвующими в реализации мероприятий по содействию занятости населения.
 
Развитие  территориального органа и государственных  учреждений службы занятости (центров занятости населения). 

     Имущество Центра занятости является федеральной  собственностью и находится в  оперативном управлении Областного государственного учреждения «Центр занятости населения Верхнекетского района». На основании приказов руководителя Управления ФГСЗН по Томской области и директора Центра занятости  населения  ежегодно  проводится инвентаризация основных средств и другого имущества, стоящего на балансе. Для проведения инвентаризации директором центра назначается комиссия, которая в установленные приказом сроки проводит инвентаризацию и предоставляет директору центра на рассмотрение акт о результатах инвентаризации.
        За анализируемый  период недостач и излишков товарно-материальных ценностей не обнаружено.     
        В 2007 г. численность работников Центра занятости  населения Верхнекетского района, согласно штатному расписанию, составила 15 человек, в том числе МОП  – 3 человека. Фактическая численность – 15 человек, в том числе МОП – 3 человека.
              Затраты   на содержание центра занятости  за  2007 года составили  3360,1 тыс. рублей, что на 20,5 % больше чем за  аналогичный  период прошлого года (за  2006 г. – 2787,0 тыс. руб.). В расчете на одного  работника затраты составили 224 тыс. рублей, что также на 20,5 %  больше  уровня прошлого года. Фонд оплаты  труда за 2007 год составил 1896,4 тыс. рублей, в том числе в среднем на одного работника 126,4 тыс. руб., что на 22,6 % больше уровня прошлого года.
    Всего центр занятости населения  обслуживает 8 сельских и 1 городское  поселение района.
     Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность.
     Органы службы занятости обмениваются  на безвозмездной основе с  органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.     
 

1.3. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
   
     Проблемы занятости специфичны  для каждого города, региона, но  есть и проблемы общие –  отток молодежи в поисках достойного  заработка в областные центры; массовые сокращения работающего  персонала на предприятиях; нежелание  местных жителей работать; низкие заработки, не «дотягивающие» до уровня прожиточного минимума…
     Как эти проблемы решаются  службой занятости? Какие программы  реализуются в регионе? Каковы  их результаты?   
     В результате рыночных реформ  90 – х годов резко снизились государственные заказы, которые привели к значительному спаду промышленного производства. Предприятия района оказались в критическом положении и были поставлены в условия выживания.   
     Остро встал вопрос и о занятости  населения поселков Верхнекетского района. Падение объемов производства на предприятиях, массовые сокращения работающего персонала привели к росту безработицы, всплеску трудовой миграции.
     Наиболее мобильная часть населения  (в первую очередь молодежь) с  целью применения своих деловых качеств, в поисках достойного заработка стала уезжать из некогда благополучных поселков в областной центр. Этот процесс наносит экономике Томской области серьезный ущерб.           
     Для изменения ситуации необходимо  серьезно работать над созданием привлекательного имиджа региона, над развитием экономики.
     Существенную роль, в решении  вопросов социально - экономического  развития Томской области, включая  проблемы занятости и безработицы,  сыграли программы содействия  в трудоустройстве незанятых граждан, организуемые службой занятости населения совместно с органами местного самоуправления.    

     Серьезной социально - демографической  проблемой поселков является  и то, что в них велика доля  жителей пенсионного возраста. А  количество женщин изначально больше, чем мужчин. С учетом этого обстоятельства служба занятости стремится к активному развитию программ " Организация общественных работ" и  " Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 17 лет". 

  Организация работы  по содействию  занятости различных  категорий граждан.
        Молодежь.
     Помочь молодым людям справиться  с безработицей помогает   система  целенаправленных услуг, оказываемых  специалистами центра занятости:  информирование о положении на  рынке труда, организация временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поисках работы, проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, организация трудоустройства выпускников начального и среднего профессионального образования, социальная адаптация, организация профессиональной ориентации.
     За 12 месяцев 2007 года в ЦЗН Верхнекетского района зарегистрированы в качестве ищущих работу 1101 молодой человек в возрасте 16-29 лет (на 19,1 % меньше уровня прошлого года), трудоустроены за этот период 397 человек (36.1 % от числа обратившихся молодых людей), за 2006 год эти цифры составили соответственно 384 -28,2 %. Направлены на обучение – 130 молодых безработных (78,3 % к уровню прошлого года), в том числе 26 человек в возрасте 16-17 лет. Закончили обучение за 12 месяцев 2007 года 137 человек, в том числе в возрасте 16-17 лет – 26 молодых человека. Молодые люди обучались профессиям: водитель, продавец, секретарь-референт, оператор ЭВМ, парикмахер, сварщик, электромонтер, крановщик, бухгалтер, плотник, штукатур-маляр.
     В «Клубе ищущих работу» приняли  участие 61 человек, трудоустроены  после участия в программе  социальной адаптации – 6 человек.  Трудоустроено подростков на  период летних каникул 145 человек.  В общественных работах приняли  участие 93 молодых человека. В программе «Трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите» приняли участие 3 молодых человека в возрасте от 16  до 29 лет (один из них в возрасте до 18 лет).
          По состоянию на 01.01.2008 года в центре в качестве безработных граждан состояли  428 человек в возрасте 16-29 лет (34,4 % от общего числа безработных граждан), из них проживают в сельской местности 327 человек – 76,4 %.Доля молодежи, ищущей работу более одного года, в общей численности  состоящих на учете молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, по состоянию на 01 января 2006 года составляет 7,9 %.
        В течение 2007 года в центр занятости по вопросам трудоустройства обратились 49 выпускников учреждений профессионального образования (2005 года выпуска), в том числе 34 человек начального ,8 человек – среднего,7 человек – высшего профессионального образования. Из числа выпускников на 01 января 2008 года имеют статус безработного 29 человек   (на 26 % больше, чем на 01.01.2007 года). В 2007 году направлены на профобучение – 11 человек, в том числе выпускники начального профобразования – 5 человек, выпускники среднего профобразования – 1 человек, выпускники школ – 4 человека, выпускник высшего профобразования – 1 человек.
            За 12 месяцев 2007 года трудоустроено выпускников учреждений профессионального образования 14 человек, в том числе 9 человек по программе «Трудоустройство выпускников начального и среднего профобразования» (в 2006 году – 5 человек). Финансовые затраты по этой программе составили – 73,2 тыс. руб., в том числе:
    -средства федерального бюджета  28,9 тыс. руб.- 39,5 % от общих затрат (в 2006 году – не было);
    -средства областного бюджета  – 33,6 тыс. руб.- 45,9 % от общих  затрат  (в 2006 году – 23,4 тыс. руб.);
    -средства работодателей – 10,7 тыс. руб.-14,6 % от общих затрат (в  2006 году – 10,7 тыс. руб.).
         В течение  2007 года 1259 молодых людей получили различные профориентационные услуги, что на 9,0 % меньше аналогичного периода 2006 года, среди них 321 человек – лица в возрасте до 18 лет.
        Для информирования молодежи  о возможности трудоустройства,  профобучения, повышения квалификации  в центре занятости имеется  справочно-информационная литература, информация об учебных заведениях  г. Томска, предлагаются профессиокарты и профессиограммы по типам профессий, районный банк вакансий, межтерриториальный банк вакансий, областной банк вакансий.  
         Основными проблемами трудоустройства  молодых людей являются: наличие  в банке вакансий низкооплачиваемых, не престижных рабочих мест, временный характер работы, низкая заработная плата. Решение проблемы занятости молодежи, прежде всего, выпускников профессиональных учебных заведений, возможно только при объединении усилий органов исполнительной власти, учебных заведений, работодателей и центра занятости населения. Отказы в приеме на работу со стороны работодателей по причине недостатка опыта, необходимой квалификации, наличии маленьких детей молодежь получает в два раза чаще, чем другие категории безработных граждан.
        Женщины.
      Решение проблемы занятости женщин в 2007 году было связано с поиском новых форм: это профподготовка, переподготовка, квотирование рабочих мест, организация общественных работ, как формы временной занятости, оказание профориентационных услуг, участие в программах «Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите», «Трудоустройство выпускников начального и среднего профобразования».
          В целом у безработных женщин  более высокий уровень образования  и активность в поиске работы, чем у безработных мужчин. Однако на рынке труда женщины имеют более низкую конкурентоспособность. За 12 месяцев 2007 года обратилось в отдел занятости по вопросу трудоустройства 1435  женщины (52,7). Трудоустроено 385 женщин (40,3 % от общего количества трудоустроенных). Низкий процент трудоустройства женщин объясняется тем, что Верхнекетский район изначально ориентирован на лесную отрасль, где преобладают рабочие места, требующие больших физических усилий (для мужчин).  Приняли участие в «Клубе ищущих работу» 54 женщины.
        В наиболее сложном положении  на рынке труда оказываются  женщины предпенсионного возраста, инвалиды, одинокие и многодетные  родители, воспитывающие несовершеннолетних  детей, детей инвалидов, женщины,  имеющие длительный перерыв в работе. По состоянию на 01.01.2008 года каждая вторая женщина, имеющая статус безработного, воспитывала несовершеннолетних детей, детей – инвалидов, каждая вторая имеет длительный более года перерыв в работе. Наиболее сложная ситуация с женской занятостью складывается на селе. Из 777 женщин, состоящих на  учете в службе занятости в качестве безработных по состоянию на 01.01.2008 года 580 женщин (74,6 %) проживают в сельской местности,   46  женщины – одинокие родители; 54 –многодетные родители.
        В программе «Трудоустройство  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите» приняли участие  7 женщин – одинокие и многодетные  родители, инвалиды, граждане предпенсионного  возраста. В общественных работах  приняли участие 88 женщин, направлены на профобучение – 60 женщин.
      На 01 января 2008 время в банке вакансий преобладали вакансии для мужчин, женских вакансий было всего 2 (10 %).
        В целях повышения конкурентоспособности  женщин на рынке труда на  профессиональное обучение в  2007 году направлено 60 женщин, что составляет 46,2 % от общего числа направленных на профобучение. Обучение проводилось по специальностям: парикмахер, продавец, маникюрша, бухгалтер, оператор ЭВМ, секретарь-референт, штукатур-маляр. Одна девушка получила специальность водитель категории В, С. Практически все женщины после завершения обучения смогли найти работу.
       На досрочную пенсию за 12 месяцев  2007 года оформлены 24 женщины предпенсионного возраста, высвобожденных с предприятий, (64,9 % от общего числа направленных на досрочную пенсию). В 2006 году так же были оформлены на досрочную пенсию 24 женщины.
        Для улучшения положения женщин  на рынке труда необходимо  расширять сферы приложения женского  труда, создавать благоприятные  условия в тех сферах деятельности, где женский труд особенно эффективен (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и т.д.).
      Инвалиды.
      За 12 месяцев 2007 года обратилось в службу занятости 82 инвалида – на 1,2 % больше, чем в 2006 году. Признано безработными 79 человек. При трудоустройстве инвалидов учитываются рекомендации КЭК, индивидуальная программа реабилитации. Трудоустроено за 12 месяцев 2007 года 18 инвалидов (163,6 % к уровню прошлого года). Направлен на профобучение 1 инвалид – по специальности оператор ЭВМ, проживает в сельской местности. На досрочную пенсию в 2007 году оформлен один инвалид.
      По  программе «Трудоустройство безработных  граждан, испытывающих трудности в  поисках работы» за 12 месяцев 2007 года трудоустроено 9 инвалидов, для сравнения в 2006 году – 2 инвалида. Финансовые затраты на трудоустройство инвалидов составили        66,2 тыс. руб., в том числе:
   - средства федерального бюджета  – 7,1 тыс. руб.-10,7  % от общих  затрат ( в 2006 году - не было);
   - средства областного бюджета  – 59,1 тыс. руб.-89,3  % от общих затрат (в 2006 году – 15,4 тыс. руб.);
      Услуги  по профессиональной ориентации получили 112 инвалидов, что на 43,6  % больше аналогичного периода прошлого года.
      Мероприятия по содействию занятости инвалидов  затруднены тем , что работодатели более склонны к приему на работу молодых, коммуникабельных и более адаптированных к современным условиям труда работников. Необходимо в районе создание специализированных предприятий для трудоустройства инвалидов, или хотя бы специализированных рабочих мест. 

      Лица  предпенсионного  возраста.
      Сложности с трудоустройством испытывает не только молодежь, но и люди старшего возраста. Если первым отказывают по причине  отсутствия опыта или специальности, то вторым – по причине возраста. За 12 месяцев 2007 года в центр занятости  в поисках работы обратилось 137 граждан предпенсионного возраста (на 10,5 % меньше аналогичного периода прошлого года). На 01.01.2008 года на учете в качестве безработного состоит 227 человек предпенсионного возраста, из них женщин 152 человека (67,0 %), что    составляет 18,3 % от общего количества безработных граждан. Трудоустроено граждан предпенсионного возраста 20 человек, в том числе по программе «Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите»- 5 человек, продолжительность участия в этой программе 2,5 месяца. Приняли участие в общественных работах – 14 человек предпенсионного возраста, средняя продолжительность участия в общественных работах 1,8 месяца.
        В списках высвобожденных работников, поступивших в течение  2007 года, лица предпенсионного возраста составляют 29 % (9 человек). В условиях ограничения по возрастному признаку при приеме на постоянную работу служба занятости помогает этой категории населения в организации занятости во временных и общественных работах, в оформлении досрочной пенсии. За 12 месяцев 2007 года оформлено на досрочную пенсию 37 человек, что составляет 1115,6 % к аналогичному периоду прошлого года. 
          Трудоустройство лиц предпенсионного  возраста осложняется установленным  работодателями возрастным цензом, ограничениями в трудовой деятельности по состоянию здоровья  лиц предпенсионного возраста, снижением мотивации к труду. 
           Жители сельской местности.
           За 12 месяцев 2007 года в центр обратилось 2000 человек, проживающих в сельской местности (73.4 % от общего количества обратившихся). Статус безработного получили 1877 человек, трудоустроены при содействии службы занятости 627 ищущего работу гражданина. Досрочная пенсия оформлена 27 безработным, проживающим в сельской местности, (73,0 % от общего числа оформленных на досрочную пенсию). На профобучение были направлены 64 человека, (49,2 %), прошли профобучение  58 человек, (42,3 %). В программе «Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите» приняли участие 11 человек, проживающих в сельской местности. В общественных работах приняли участие 73 гражданина, проживающих в сельской местности.
       Высокий уровень безработицы  на селе обусловлен отсутствием  вакантных рабочих мест, низким  уровнем квалификации клиентов центра занятости, отказ жителей сельской местности от прохождения профобучения  (отдаленность учебных заведений от места проживания).  
       Повышение занятости сельского  населения возможно решить посредством  мер, направленных  на:
1.Развитие предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, дикоросов, рыбы;
2.Создание  условий для развития малого  бизнеса;
3.Переселение  населения из неперспективных  поселков
              

      Коренные  малочисленные народы Севера.
        В районе реализуется программа «Экономическое и социальное развитие малочисленных народов Севера Томской области».
        В настоящее время в районе  проживают 245 человек  из числа  малочисленных народов Севера. Большинство  из них занимаются  традиционными  промыслами: охота, рыбалка, сбор кедровых орехов, дикорастущих ягод, грибов, лечебных трав. За 12 месяцев 2007 года в центр занятости обратилось 23 человека из числа малочисленных народов Севера. Статус безработного получили 23 человека. Трудоустроено за 12 месяцев 2007 года 6 человек, в том числе после завершения обучения – 1 человек. Трудности в решении проблемы трудоустройства этой категории безработных граждан связаны с их нежеланием работать в сфере экономики, низкой конкурентоспособностью, отсутствием вакансий в сельской местности, отдаленностью места проживания от районного центра. Проблему трудоустройства граждан из числа малочисленных народов Севера  можно решить созданием специализированных предприятий народного промыслы (охота, рыболовство, сбор и переработка дикоросов, сбор лекарственных растений).
      В период поиска работы материальную поддержку  в виде выплаты пособий по безработице  получили 33 человека. Финансовые затраты  на выплату пособия по безработице  в  2007 году составили 98,1 тыс. руб.   

Граждане, освободившиеся из мест лишения свободы.                                                     
         В текущем году отмечено уменьшение  численности граждан, отбывших  уголовное наказание и прибывших  в населенные пункты района  на постоянное место жительства. За 12 месяцев 2007 года в центр занятости обратилось 5 граждан из числа лиц, освобожденных из мест лишения свободы (на 64,3 % меньше, чем в 2006 году). Получили статус безработного 5 человек.  Трудоустроено при содействии службы занятости 1  человек.
         Трудоустройство граждан, освободившихся из мест лишения свободы, осложняется следующими проблемами:
- высокие  притязания и требования  к  вакантному рабочему месту, 
оплате  труда,  непопулярность среди них  вакансий неквалифицированных, временных, общественных работ;
- отсутствие  профессии (специальности), опыта  работы, квалификации,         утрата мотивации к труду и  получению профессии
- пониженный  уровень здоровья – каждый  второй имеет потерю       
  трудоспособности, среди освободившихся из мест  лишения свободы многие
    болеют туберкулезом (70 %). Граждане  с этим заболеванием имеют  нулевой 
    шанс для трудоустройства.    

2.Анализ  ситуации на рынке  труда Верхнекетского  района 

      Социально-экономическое развитие  Верхнекетского района в 2007 году характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей. Не смотря на то, что район остается дотационным, идет медленный  рост объемов промышленной продукции. Этот рост обеспечен развитием основной отрасли района – это заготовка и деревообработка древесины. За 12 месяцев 2007 года на территории района было заготовлено 419,2 тыс. м3 древесины (с учетом показателей предприятий малого бизнеса, предпринимателей, населения). Это на 8,1 %  превышает показатель 2006 года. Значительно вырос объем разделки – на 29 % (421,8 тыс. м3). Этот качественный показатель говорит о том, что сократилась реализация леса в хлыстах и лесозаготовители осуществляли более рациональную лесозаготовку по сравнению с прошлым периодом. Количество заготовленной деловой древесины превысило объем 2006 года на 17,2 %.
      Концепцией развития природопользования  на территории Верхнекетского  района на 2007 год была поставлена задача  создать условия для роста объемов лесозаготовок на территории района до 420 тыс. м3 древесины к концу 2007 года с целью увеличения доходной базы  бюджетов всех уровней, а также занятости.
      Интенсивный рост объемов   промышленного производства связан  также с инвестиционной активностью  предприятий. Из наиболее крупных  инвесторов, привлеченных к работе в наш район за 2007 год, следует отметить ООО «Нефтегазстройлизинг», закупившее полный комплекс техники и оборудования для лесозаготовки и лесопиления. Сумма инвестиций, освоенных организациями района за 2007 год, составила 9 млн. рублей. Краткосрочные финансовые вложения составили 1 млн. рублей.
      Вырос объем отправки Верхнекетского  леса на экспорт.
      В районе в 2007 году начали работу крупные предприятия «Евразхолдинг» и совместное российско-американское предприятие «Сиблеспром СТИ». Встал вопрос о подготовке кадров работников лесной отрасли непосредственно в Белом Яре, начиная с рабочих профессий, а также специалистов среднего и высшего звена. В районе действует представительство Томского  лесотехнического техникума. Выпускаются специалисты среднего звена-мастера лесозаготовок, механики по ремонту и обслуживанию техники на лесозаготовках. Томский государственный архитектурно-строительный университет ведет обучение в Белом Яре экономистов по управлению лесным комплексом. В 2007 году поступило 27 человек. Обучение рабочим профессиям организовано на базе ПУ-41, где ежегодно до 100 человек получают профессии тракториста, автомеханика, водителя, слесаря. В 2007 году в ПУ-41 закончили обучение 71 человек.
       В районе ведётся разработка  добычи нефти.
     Среднемесячная начисленная заработная  плата по крупным и средним  предприятиям за 2007 год составила 8008,5 руб. и в номинальном выражении увеличилась по сравнению с 2006 годом на 32,8 %, в том числе по видам экономической деятельности:
-   производство электроэнергии и воды   -  6319,9;
-   строительство                                           -  13070,4;
-   предоставление прочих видов  услуг      -  12178,3;
-   образование                                               - 6822,1;
-   здравоохранение                                       - 7830,6.
      Отмечается прирост объемов выплат  пенсий и пособий, что обусловлено  изменением возрастного состава  населения, ростом незащищенных  слоев населения. Доходы населения  составили за 2007 год – 613 млн. руб. По сравнению с предыдущим годом доходы населения увеличились на 37%. Основную долю в доходах населения занимает оплата труда – 60%.
      Возрастная структура населения  характеризуется следующим образом:
    население до трудоспособного возраста составляет – 23%;
    трудоспособное                                                             -  58%;
    старшее население                                                         - 19%.
Средний возраст составляет 38,1 года. Наблюдается  снижение трудоспособного населения при одновременном увеличении людей старшего трудоспособного возраста. Демографическая ситуация в целом по району характеризуется продолжающим процессом естественной убыли населения, обусловленной превышением числа умерших над числом родившихся (так за 2007 год родившихся –147 чел., умерших –237 чел.) естественная убыль – 90 чел. Миграционный поток положительный + 21. Положительный миграционный прирост частично позволяет компенсировать естественную убыль населения, вызванную превышением смертности над рождаемостью. Величина прожиточного минимума составила на конец 2007года –3938 руб.
          На конец 2007 года сальдированный финансовый результат крупных и средних   предприятий составил – 5932 тыс. руб. Задолженность предприятий по заработной плате составила 1140 тыс. руб., из неё  просроченная заработная плата за последний календарный  месяц 761 тыс. руб. Средняя задолженность в расчете на одного работника 6825 руб.
        Малое предпринимательство в  районе развито в розничной  торговле, оборот которой составил в 2007 году – 2174053,5 тыс. руб., что выше по сравнению к прошлому году на 113,2 %. На душу населения продано за 2007 год промышленных и продовольственных товаров на 9451, руб. В райцентре создан Центр поддержки предпринимательства для оказания предпринимателям консультационных юридических услуг, кредитования всех форм собственности. Планируется создание кооператива предпринимателей с целью кредитования предпринимательской деятельности.
       Использование рабочей силы на  протяжении года имеет негативную  тенденцию. Число предприятий,  имевших работников в отпусках  по инициативе администрации  было 13 (2004г – 8). Наибольшие размеры  неполной занятости отмечались  в  лесной промышленности и  на транспорте. 
 

2.1. АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ  И СОСТАВА ЗАНЯТОГО  НАСЕЛЕНИЯ 

        Занятыми считаются граждане:
- работающие  по трудовому договору, в том  числе выполняющие работу за  вознаграждение на условиях полного  либо неполного рабочего времени,  а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
- зарегистрированные  в качестве индивидуальных предпринимателей;
- занятые  в подсобных промыслах и реализующие  продукцию по договорам;
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
- избранные,  назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность;
- проходящие  военную службу, альтернативную  гражданскую службу, а также службу  в органах внутренних дел, Государственной  противопожарной службе, учреждениях  и органах уголовно-исполнительной системы;
- проходящие  очный курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального  профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);
- временно  отсутствующие на рабочем месте  в связи с нетрудоспособностью,  отпуском, переподготовкой, повышением  квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
- являющиеся  учредителями (участниками) организаций,  за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций  (объединений), благотворительных и  иных фондов, объединений юридических  лиц (ассоциаций и союзов), которые  не имеют имущественных прав в отношении  этих организаций.
  В 2007 году приоритет в осуществлении государственной политики занятости на территории района сохранялся за активными формами содействия занятости населения. В отчетном периоде реализация мероприятий по содействию занятости населения осуществлялась в соответствии с Положением о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного совместным приказом Минтруда России и Минфина России от 25.03.2002 года № 57\21 , Положением о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 г. № 485 и другими нормативными актами по вопросам труда и занятости.
          За 12 месяцев 2007 года в центр занятости населения Верхнекетского района в качестве граждан, ищущих работу, обратилось 2723 человека (на 15.0  % меньше, чем за аналогичный период  2006 года).
   За  январь – декабрь 2007 года при содействии центра занятости нашли работу 955 человек (100.5 % к уровню прошлого года, 950 человек соответственно).
    Безработных граждан было трудоустроено в 2007 году 785 человек (114,1  % к уровню прошлого года).
        Для снижения напряженности на  рынке труда Верхнекетского района  и организации трудоустройства  граждан различных категорий  Верхнекетский центр занятости  населения в 2007 году претворял в жизнь различные программы по содействию трудоустройства населения.
         В рамках этих программ за  отчетный период приняли участие:
- «Организация  общественных работ» – 162 человека (78,3 % к уровню 2006 года), финансовые затраты из средств Федерального бюджета составили 436,0 тыс. руб. против  1085,2 тыс. руб. в 2006 году;
- «Организация  временного трудоустройства граждан,  особо нуждающихся в социальной  защите» – 19 человек (146,2 % к  уровню прошлого года), финансовые  затраты составили:
- из  федерального бюджета  – 52,5 тыс. рублей (за 12 месяцев 2006 года – 33,3 тыс. руб.);
- из  областного бюджета – 59,1 тыс.  руб. (за 12 месяцев 2006 года – 15,4 тыс. руб.),
-  «Социальная  адаптация безработных на рынке  труда» (Клуб ищущих работу) –  61 человек (135, 6 %  к уровню 2006 года), финансовые затраты по этой программе составили за 2006 год - 1,7 тыс. рублей; за 2007 год – 3,4 тыс. руб.;
-  «Организация  временного трудоустройства несовершеннолетних  граждан» – за 12 месяцев  2007 года приняли участие 155 человек (63,8 % к уровню 2006 года).  Финансовые затраты из федерального бюджета составили 150,5 тыс. руб.
      Всего на реализацию активных программ занятости  в  2007 году израсходовано 2342,7 тыс. руб. (для сравнения в 2006 году затраты составили – 2786,7 тыс. руб., снижение на 16,9 %) ,в том числе:
            - 686,9 тыс. руб. – средства   федерального  бюджета, доля  затрат  составила –  
            29,3 % (за 12 месяцев 2006 соответственно – 1341,5 тыс. руб. – 48,1%);
- 92,7 тыс.  руб. – средства областного  бюджета, доля затрат составила 4,0 % (в 2006 году эти цифры составили соответственно 38,8 тыс. руб. – 1,4 %);
- 846,3  тыс. руб.– средства местного  бюджета, доля затрат– 36,1 % (в  прошлом году соответственно 874,8 тыс. руб. и 31,4 %);
- 716,8 тыс.  руб. – средства работодателей, доля затрат – 30,6 % % (531,6 тыс. руб. и 19,1  % в 2006 году). 

    Реализация  отраслевых программ содействия занятости

 
     Базовым документом, регламентирующим  вопросы занятости населения  и развития на рынке труда,  является районное 3-х стороннее  Соглашение о социальном партнерстве на 2007 год.
     Для улучшения условий труда  и повышения промышленной безопасности  специалистами отдела правового  обеспечения и труда в 2007 году были реализованы следующие мероприятия:
- принято  Соглашение о социальном партнерстве между администрацией Верхнекетского района Томской области, представителями отраслевых профсоюзных организаций района и работодателями на 2007 год;     
    разработан проект программы “Улучшения условий и охраны труда в Верхнекетском районе на 2006-2011 годы”;
    проведено одиннадцать заседаний районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Верхнекетского района. Рассмотрены вопросы: о ситуации с выплатой задолженности по заработной плате на предприятиях района, о заключении трудовых договоров между работниками и работодателями на предприятиях района, работа Управления Пенсионного фонда РФ в Верхнекетском районе с предприятиями, которые не перечисляют страховые взносы на работников в Пенсионный фонд, баланс трудовых ресурсов в Верхнекетском районе, итоги работы предприятий лесопромышленного комплекса, мероприятия, позволяющие выводить заработную плату предприятий внебюджетной сферы из тени;
    проведено девять заседаний рабочей группы по снижению задолженности по выплате заработной платы работникам внебюджетной сферы в Верхнекетском районе;
    проведено отчетное совещание по охране труда;
    координационная комиссия по проблемам охраны труда провела 5 заседаний по вопросам охраны труда в лесопромышленном комплексе, ЖКХ, на предприятиях и организациях всех форм собственности;
    проводится еженедельный мониторинг задолженности заработной платы на предприятиях района;
    специалисты по охране труда и труду провели 8 встреч с трудовыми коллективами предприятий по соблюдению трудового законодательства;
    приняли участие в районном форуме “Мы - молодые”, на  котором провели круглый стол по теме: “Трудоустройство и занятость молодежи Верхнекетского района”, областном конкурсе “Лесоруб-2006г.”;
    специалисты отдела выступили 7 раз в районных СМИ;
    приняли участие в областном конкурсе по социальному партнерству.
    В 2007 г. специалисты по охране труда и труду участвовали в 27 совместных проверках с Государственной инспекцией труда в Томской области, 16 прокурорских проверках, в 7 проверках с Управлением Пенсионного фонда РФ в Верхнекетском районе. По результатам проверок наложены штрафные санкции на 16 руководителей на общую сумму 25 тыс. рублей.
         По количеству специалистов по  охране труда, совместителей,  привлеченных на договорной основе  на предприятиях, Верхнекетский  район занимает лидирующее место  в области вместе с Парабельским и Тегульдетским районами.
         Практически все руководители, их  первые заместители и специалисты,  за исключением вновь создаваемых  предприятий, прошли обучение  и аттестацию по программе  охраны труда. В этом направлении  наш район так же занимает лидирующее место среди районов  области. За 2007 г. в Нарымском учебном центре прошли обучение рекордное количество человек – 140 руководителей и специалистов нашего района. Ещё 9 человек прошли обучение в учебных центрах города Томска.
          Четыре раза специалисты принимали участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве. На сегодняшний день зарегистрировано 9 несчастных случаев, 2 из них тяжелых, произошедших в ЧП “Сапожников” и ЧП “Бекир А.Э.” Причинами тяжелых случаев явились нарушение требований безопасности: при ремонте  транспортного средства в части выключения двигателя трактора при ремонтных работах, при разборке штабелей, в той части, что бревна из штабеля брались с одной стороны из нижних рядов.
           Районная администрация содействует предпринимательской инициативе граждан.  За 2007 год зарегистрировано 25 предпринимателей без права образования юридического лица, в 2006 году -  21 человек.                                                                                                    
           Ведется работа по принятию  Соглашений о социальном партнерстве  на уровне сельских администраций,  где в обязательном порядке  будут предусмотрены вопросы  занятости и рынка труда по  территориям. В 2007 году принято 5 отраслевых соглашений о социальном партнерстве:                                                                                                              
    -  между администрацией и работниками  народного образования (85 чел.);
     -  между администрацией и работниками культуры (190 чел.).
                В целях обеспечения социальной  защиты и материальной поддержки  граждан разработана и утверждена  Программа  по организации  общественных работ в районе. В 2007 году приняли участие в общественных работах 162 человека, 145  подростков приняли участие   в 2007 году в программе «Лето».
           В условиях обновления системы  рабочих мест наиболее актуальным  становится налаживание более  тесных контактов с работодателями. Работодатели своевременно информируют  районный центр занятости о своих рабочих местах. С предприятиями заключены договора «О совместной деятельности по организации трудоустройства безработных граждан».
             Деятельность центра занятости  населения в области профессионального  обучения осуществляется в соответствии с программой содействия занятости населения. В отчетном периоде были направлены на обучение 130 человек. Завершили  профобучение в 2007 году 137 человек. В некоторых случаях обучение осуществлялось под конкретное рабочее место.
                 В коллективные договора включаются следующие пункты:
     - производственно-экономическая деятельность;
    - занятость;
    - переобучение (подготовка, переподготовка, повышение  квалификации);
     - условия высвобождения работников, гарантии высвобождаемым;
    - оплата  и нормирование труда;
    - охрана  труда;
    - гарантии  и компенсации. 
     
     
     
     

2.1. АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ  И СОСТАВА БЕЗРАБОТНЫХ 

       Безработными признаются трудоспособные  граждане, которые не имеют работы  и заработка, зарегистрированы  в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка  не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
      Из всех, обратившихся в целях  поиска работы в 2007 году, признано безработными 2487 человек (85,3 % к уровню прошлого года), численность безработных граждан, состоящих на учете на 01.01.2008 года, составляет 1243  человека (81,0 % по сравнению с 01.01.2007 года).
     При этом уровень регистрируемой безработицы  в Верхнекетском районе, составил на 01 января 2008 года 11.6 %, (на 01.01.2007 года – 14.0 %). 

Социальная  адаптация безработных  граждан на рынке  труда. 

      Наиболее  распространенная форма оказания услуг  по психологической поддержке и  профессиональной адаптации представлена в программе «Клуба ищущих работу».
   Помочь  молодым людям справиться с безработицей,   пробудить  в  них заинтересованность   к получению  рабочего  места -   вот  главная  задача   «Клуба».   Членами  «Клуба»  были в основном  женщины.  Именно  женщины  испытывают большие сложности в решении вопроса трудоустройства,  чаще  нуждаются в психологической   поддержке.   Основное   внимание,  в работе  «Клуба»,  уделялось пересмотру  жизненных установок применительно к новым экономическим условиям,  а именно: как  обрести  уверенность   в  себе,  как  правильно   вести  себя  на  рынке   труда,   как  правильно   составить  профессиональное  резюме,  имидж  делового  человека.     За  отчетный период 2007 года  приняли участие в   «Клубе  ищущих  работу»   61  человек – 135,6 человек к уровню прошлого года:
    молодежь  до  29 лет – 61 человек;                      
    одинокие  родители  -   3 человека;
    многодетные родители -1 человек;
    молодежь до 18 лет – 3 человека;
   -         граждане, проживающие в сельской местности – 34 человека;
   -         выпускники в возрасте от 18 до 20 лет – 1 человек
   Трудоустроено после завершения участия в «Клубе»  – 6 человек.
   Что  касается  базового  образования   и  профессиональной  принадлежности   участников    «Клуба  ищущих  работу»,  можно  отметить  следующее:
   - неполное среднее                   - 14 человек -23,0 %                                   -
   - среднее профессиональное   -  15 человек – 24,6 % 
   - начальное  профессиональное  образование –16 человек – 26,2 %;      
    среднее  общее  образование  -  11 человек- 18,0 %.
    незаконченное высшее, высшее  -5 человека – 8,2 %
      Общие затраты  на социальную адаптацию  из средств федерального бюджета  составили 3,4 тыс. рублей (в 2006 году – 1,7 тыс. руб.), согласно Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 года № 485 средства потрачены на приобретение канцелярских товаров, аренду каналов связи (сеть «Интернет»).  

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих  мест. 

      Одной из форм активной политики занятости  является проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Ярмарки  демонстрируют спрос и предложение на рынке труда, способствуют трудоустройству не только безработных граждан, зарегистрированных в центре занятости населения, но и тех, кто намерен сменить место работы, а так же выпускников школ и учреждений профессионального образования. Ярмарки способствуют смягчению последствий безработицы. На ярмарке устанавливается контакт между соискателями вакансий и представителями работодателей.
      За 12 месяцев 2007 года Верхнекетским центром занятости проведено 3 ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, в которых приняли участие 455 человек. Общие затраты  на организацию и проведение ярмарок вакансий и учебных мест из средств федерального бюджета составили 10,4 тыс. рублей (в 2006 году – 20,7 тыс. руб.), согласно Положения о порядке финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 года № 485 средства потрачены на приобретение канцелярских товаров, аренду каналов связи (сеть «Интернет»).
      . Из трех проведенных ярмарок  – 2 мини-ярмарки, в которых  приняли участие 2 работодателя, заявлено 20 вакансий - все по рабочим  профессиям, посетили мини-ярмарки  402 человека. После участия в мини-ярмарках трудоустроены 12 человек.
        Была проведена одна ярмарка  учебных мест для учащихся  и выпускников 9-11 классов. К  проведению ярмарки учебных мест  были привлечены представители  ВУЗов, колледжей, профессиональных  училищ, расположенных на территории  района (всего 6 учебных заведений). Старшеклассники и выпускники  смогли получить максимум информации об учебных заведениях, условиях и сроках приема, формах обучения, о профессиях и  специальностях, перспективах дальнейшего трудоустройства, пройти профессиональное тестирование, получить ответы  на  интересующие вопросы у специалистов центра занятости. Посетили ярмарку учебных мест 53 человека.
      Проведению  ярмарок предшествовало проведение рекламных мероприятий: объявления о проведении ярмарок размещались  в газете «Заря Севера”, на информационных стендах вблизи  места проведения ярмарок. Готовились памятки, буклеты для посетителей ярмарки.
      Проведение  ярмарок вакансий способствует:
      трудоустройству граждан;
      проведению консультационной работы среди молодежи, впервые выходящей на рынок труда;
      оказанию помощи работодателям в подборе подходящих кадров.
     
Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения  квалификации, психологической  поддержки безработных  граждан и профессиональной ориентации граждан. 

          В соответствии с Программой содействия занятости населения ГУ ЦЗН Верхнекетского района  осуществляется профессиональное обучение безработных граждан с  целью дальнейшего трудоустройства. В  2007 году для получения профподготовки, переподготовки было направлено на профобучение 130 безработных граждан (78,3 % к уровню прошлого года). Из них по составу:
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.