Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Партийные системы мира

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
     В каждой сложноорганизованной политической системе существуют механизмы регулирующие отношение граждан с государством. Существенная роль среди них принадлежит  политическим партиям, отличающиеся между  собой целями и методами деятельности, ресурсами влияния на власть и  другими характеристиками.
      Партии, как посредники в отношениях государства  с народом,  представляет интересы социальных, национальных, религиозных  и прочих являются формой коллективных действий их членов. Участвуя в деятельности партий, граждане делаю шаг от социальной к политической активности. Чем шире представительство социальных потребностей различными партиями, тем разностороннее связь между обществом и государством, чем оптимальнее осуществление функций партий, тем гибче властные структуры реагируют на социальные запросы населения.
     Актуальность работы обусловлена важной ролью, которые играют  политические партии в современном  политическом  процессе. Современное государство немыслимо без политических партий, а партийная  система является важнейшим элементом политической системы. Вместе с тем, становление партийных систем представляет собой сложнейший процесс, определяемый множеством разнообразных факторов и зависящий от конкретно-исторических условий, в которых он протекает. Поэтому попытки напрямую перенести организационные формы и политические институты из стран с устоявшейся демократией в страны со становящейся демократией редко заканчиваются успешно. 
     В связи с этим опыт государств, в  которых политическая демократия еще только формируется, крайне важен для теоретического осмысления  общих закономерностей и социально-культурных особенностей развития партийных систем, а также для выработки эффективных стратегий поддержки демократических институтов.
     Целью работы является анализ партийных систем, существующих на данный момент в мире, их классификация. И на основе этих данных определение, партийной системы нынешней России.
     Для достижения поставленной цели, мной поставлены следующие задачи:
    определить критерии классификации партийных систем;
    рассмотреть виды партийных систем;
    определить проблемы формирования партийной системы России.
     Объектом  исследования в работе являются партийные системы современного мира, России.
     Предмет исследования – образование партийных систем в их связи с эволюцией структуры фундаментальных общественных отношений  и становление партийной системы современной России  с упором на те особенности,  которые  выделяют указанные процессы на фоне мирового  опыта,  зафиксированного  классической  теоретической партологией.
        По теме работы использована имеющаяся современная отечественная и зарубежная учебная научная литература, посвященная истории политических партий и партийных систем мира, научные статьи и иные аналитические материалы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие, классическая классификация  партийных систем.
     Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а  также с государством и иными  институтами власти. Партийные системы  противостоят апартийным, т.е. таким  формам организации политической власти, где-либо совсем не существует партийных  объединений, либо их наличие имеет  сугубо декларативный характер (как  это было, например, в СССР, Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной Корее).
     К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных  систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее  законодательство (прежде всего избирательные  законы) и социокультурные традиции. Например, в странах, где сложились  значительные крестьянские слои, как  правило, возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки  для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура  общества пронизана полярными противоречиями между теми или иными стратами, то и партийная система будет  иметь конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Но если социальные группы ориентируются на единую систему  ценностей и идеалов, то и партийная  система будет характеризоваться  более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных отношений.
     Законы  также могут влиять на характер партийных  систем, накладывая, например, ограничения  на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам  оппозиционных партий радикальной  направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным  партийным объединениям. Там, где  действуют избирательные системы  мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются  двухпартийные системы или системы  с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.
     Совокупность  политических партий и взаимосвязи  между ними составляют партийную  систему. Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.
     При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную  власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная  система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.
     В то же время отсутствие оппозиции  обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали  коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом  руководства партии от масс.
     Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность  создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный  из которых – возможность смены  политического курса на очередных  выборах в случае победы оппозиционной  партии. Классическими примерами  двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у  власти лейбористской и консервативной партий, и США – с республиканской  и демократической партиями.
     Многопартийная  система предполагает активную роль в политической жизни двух и более  партий. Количество партий отражает наличие  многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится  к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии – 12, в Швеции, Дании, Норвегии – более 5 и т.д.
     Так же партийные системы различаются по политическому весу партий. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских ман­датов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.
     По  политическому весу выделяются четыре типа партий:
    мажоритарная партия – получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;
    партия с мажоритарным призванием – в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;
    доминирующая партия – получившая относительное большинство депутатских мест;
    миноритарная партия – имеющая минимальное число мандатов.
     Доминирование в политической жизни той или  иной по влиянию партии определяет и тип партийной системы.
     Выделяются  партийные системы:
    основанные на партиях с мажоритарным призванием, т.е. со стабильным доминированием в течение длительного времени одной правящей партии (например, либерально-демократическая партия Японии, консервативная партия Великобритании в 1970–1980-х годах);
    с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1970–1990-х годах), вынужденной искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса;
    основанные на коалиции миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой формирования стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.
 
    Классификация партийных систем по Джованни Сартори.
     Наряду  с устоявшейся типологизацией, политолог Джованни Сартори дает более сложную классификацию, основанную на идеологической дистанции («полярности») между партиями. В капитальном труде «Партии и партийные системы» он предлагает семиступенчатую классификацию:
    система с партией, осуществляющей гегемонию;
    система с преобладающей партией;
    двухпартийная система;
    система ограниченного плюрализма;
    крайнего плюрализма;
    атомизированная.
     По  существу речь идет о разных типах  однопартийности и многопартийности.
     Партийную система с единственной партией, стоящей у власти, можно считать  классическим образцом однопартийности. В такой системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии, то есть партия превращается в руководящую силу государства, и все государственные органы строго подчиняются ее решениям. Срастаясь с государством, партия становится многофункциональной. Ее структура строится в виде пирамиды – сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация. Монополизируя политическую деятельность, она начинает контролировать все виды активности в обществе. Создание других партий запрещается законом. Основные политические решения в стране принимаются высшими партийными руководителями, а государственным деятелям часто отводится только исполнительская роль. Однако опыт показывает, что при всех режимах однопартийная система, как правило, оказывается неустойчивой и в конечном итоге приходит к трудностям и к кризису, которые сопровождаются идейными и моральными потрясениями. Как пример можно привести недавний слом систем в Советском Союзе, Албании, Румынии. Однако, подобные систему по сей день достаточно успешно существуют в КНДР и на Кубе.
     Система с партией, осуществляющей гегемонию, может действовать в обществе, где формально функционирует  несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит одной, выступающей  по отношению к другим партиям  на правах "старшего брата" и имеющей  бесконтрольную монополию на власть. Такая система в настоящее  время существует в Китае, до недавних пор была в Мексике.
     В системе с доминирующей партией  действует несколько политических партий, но, несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти в течение  длительного периода находится  одна партия. До недавних пор такими были Индийский национальный конгресс и Либерально-демократическая партия Японии.
     Под двухпартийной системой подразумевается  система с двумя крупными партиями, каждая из которых имеет шанс завоевать  на выборах большинство мест в  законодательном Собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти. Классическим образцом двухпартийной системы служат США. Периодически Демократическая и Республиканская партии США сменяют друг друга в управлении. Это отнюдь не означает, что в стране нет других политических партий. Нет. Они есть, но существенного влияния на политическую жизнь оказать не могут, тем более реально соперничать с ведущими партиями в избирательной кампании. (За всю историю существования двухпартийной системы США более 200 кандидатов третьих партий попытались добиться избрания на пост президента страны, но не смогли набрать более 1 млн. голосов избирателей). Тем не менее, нужно учесть, тот факт, что в ряде случаев, особенно на штатном уровне, третьи партии в США становились влиятельной политической силой.
     Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность  всех функционирующих в обществе партий на участие в правительстве, на возможность участия в коалиционном кабинете. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. В качестве примера можно  привести Бельгию.
     Система крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия) включает антисистемные партии, то есть партии, выступающие против существующей общественно-экономической  и политической системы. Они придерживаются полярно различающихся идеологий.
     Другой  признак поляризованного плюрализма - наличие двусторонней оппозиции, которая  характеризуется тем, что "располагается" по обе стороны от правительства - слева и справа. Эти две оппозиции  взаимно исключают одна другую и, более того, находятся в состоянии  перманентного конфликта.
     Третий  признак такой многопартийности состоит в том, что система  поляризованного плюрализма характеризуется  центральным положением одной или  группы партий. Неотъемлемыми признаками поляризованного плюрализма являются также преобладание центробежных тенденций  над центростремительными, а как  следствие — ослабление центра. Еще один признак — наличие  безответственных оппозиций. При поляризованном плюрализме доступ к формированию правительства ограничен. Он возможен для партий центра, включая партии левого или правого центра. Крайние же партии, то есть партии, выступающие против существующей системы, исключаются из участия в правительстве. Наконец, поляризованному плюрализму присуще стремление политических партий превзойти друг друга в раздаче "направо и налево" обещаний без особой ответственности за их выполнение.
     Следующая разновидность многопартийности - атомизированная  партийная система. В ней уже  нет необходимости подсчитывать точное число партий. Достигается  предел, за которым уже не важно, сколько партий действует в стране (Малайзия, Боливия).
     В типологизацию Сартори по шкале двухпартийности и многопартийности целесообразно внести определенные коррективы, поскольку в мире существует и так называемая модифицированная система (иногда ее называют системой 2,5 или "2+1 " партии). Именно такая система существует, например, в Федеративной Республике Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами. Третья партия, таким образом, получает возможность оказывать большое влияние на выборах, и может активно воздействовать на программы двух основных политических партий. Подобная модифицированная система существует также в Великобритании, Канаде, Австрии и Австралии. Там "третьи" партии располагают возможностью служить балансом власти. 

    Проблемы  становления партийной  системы России.
     Процесс образования политических партий и  складывания партийной системы  в России начался несколько позже, чем на Западе, – в конце XIX –  начале XX в., что отражало отставание нашей страны в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.
     Отмена  крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка  разрушали прежнюю сословную  структуру и создавали институты  гражданского общества, в том числе  политические партии. Мощный толчок процессу политического размежевания общества дала революция 1905–1907 гг., во время  которой в стране насчитывалось  уже более 50 политических партий. Среди  них можно выделить следующие:
    партии радикальной ориентации – они стремились к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России, составляя оппозицию правящему режиму. Среди них наиболее крупными были: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия социалистов-революционеров (эсеры), «Трудовая группа» (трудовики), фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы;
    проправительственные партии – вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян («Русское собрание», «Монархическая партия»). Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма («самодержавие, православие, народность»). Такими партиями были «Союз русского народа», «Союз русских людей»;
    партии либеральной ориентации – выражали интересы буржуазии. Ввиду своей слабости, обусловленной немногочисленностью среднего класса, эти партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы при сохранении института монархии: принять конституцию, создать парламент, выполняющий законодательные функции, и т.д. Здесь следует выделить «Союз 17 октября» (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты).
     Однако  рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы  в классическом варианте.
     После Октябрьской революции (1917) в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась  до конца 80-х годов ХХ в. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей  роли партии в обществе создала юридические  предпосылки для формирования многопартийности.
     В октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», который  ввел в политическую жизнь принцип  многопартийности. С марта 1991 г. началась регистрация партий и общественных организаций, принявшая форму «партийного  бума»: в 1993 г. было зарегистрировано около 60 партий и движений, а в 1997 г. их уже  насчитывалось около 300.
     Для современной России характерны политический плюрализм, крайне поляризованная многопартийная система. Особенности становления  многопартийной системы в современной  России во многом напоминают период конца XIX – начала XX в.
     И тогда и теперь мы видим кризис экономической и политической системы, всего общества, ослабление государственного диктата, становление более свободного, демократического устройства; и тогда  и теперь идут споры о выборе путей  развития.
     Резкая  поляризация общества, значительное дистанцирование социальных групп, безусловно, способствуют образованию  партий, поскольку в таком сегментированном обществе противопоставлены различные  социальные интересы, которые требуют  политического оформления. Сегодня  наличие множества партий большинству  из нас кажется вполне обычным  явлением. Но стоит вспомнить, что  еще несколько лет назад об этом нельзя было всерьез говорить.
     Можно определить следующие пути становления  партийной системы в Российской Федерации:
    Развитие многопартийности во многом идет от различных объединений кружкового, клубного типа, организованных представителями элиты – духовной, экономической, политической. Многие партии возникли в результате деятельности лидеров, создавших партии «под себя» (верхушечные или «диванные» партии);
    Часть партий образовалась «почкованием»: одни из них выделились из КПСС (КПРФ, РКРП, ВКП(б), СК), другие – в результате раскола недавно созданных партий;
    Ряд партий возник под влиянием мировой партийно-политической практики;
    Некоторые партии представляют собой «второе издание» ранее существовавших партий, что создает видимость преемственности политического развития. Таковы партии кадетов, монархистов, анархистов;
    Иные партии возникли как новые для нашей политической жизни и не имеют российских аналогов (партия кооператоров и предпринимателей – Партия свободного труда, Партия экономической свободы, Национально-республиканская партия, Партия российского единства и согласия).
     В соответствии с традицией, сложившейся  в мировой политической науке, по идейно-политической ориентации все  партии и движения России можно разделить  на три большие части: правые, центристские и левые.
     Правые  выступают за создание сильного национального  российского государства, за особый, отличный от Запада путь развития России. К ним относились различные политические силы: от движения «Русское национальное единство» и Конституционно-демократической партии – Партии народной свободы до «Союза казачьих войск» России и Российского патриотического собора. Правоцентристской ориентации придерживается Либерально-демократическая партия России.
     В центристском спектре наиболее крупными партиями являются «Единая Россия»  и «Яблоко».
     Разнообразна  палитра левых сил. В их состав в различные периоды входили около десяти партий и групп коммунистического направления (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия, Партия диктатуры пролетариата и др.). Наиболее влиятельная из них Коммунистическая партия Российской Федерации. К левым силам относилась также Аграрная партия и многочисленные группы социал-демократической ориентации. Левоцентристской ориентации придерживается партия «Справедливая Россия».
     Период  прошедших в 2007 г. выборов в Государственную Думу РФ выявил, что по сравнению с предыдущими избирательными циклами расстановка политических сил в России значительно изменилась: шла консолидация вокруг трех- четырех партий; наибольшей популярностью пользуются «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». При этом «Единая Россия» оттягивала и продолжает оттягивать на себя полюса других партий.
     До  парламентских выборов 2003 г. говорили о двух наиболее вероятных альтернативах  эволюции российской партийной системы. Первая – формирование многопартийной системы с доминирующей партией. Вторая – становление двухпартийной  системы, в рамках которой конкурируют  «партия власти» и КПРФ. Очевидно, что первая альтернатива становится реальностью. 
 
 
 

    Заключение.
     Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а  также с государством и иными  институтами власти. Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему.
     Партийные системы различаются по количественному  и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и  многопартийную системы.
     Типологизация партийных систем по качественным характеристикам их деятельности предпочтительней. В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах, а учитывая доминирующие в государстве ценности, — о системах социалистических и буржуазных и т.д.
     Наряду с классической классификацией партийных систем, существует еще классификация известного политолога Джованни Сартори. Он дает более сложную классификацию, основанную на идеологической дистанции («полярности») между партиями. Политолог предлагает семиступенчатую классификацию: система с партией, осуществляющей гегемонию; система с преобладающей партией; двухпартийная система; система ограниченного плюрализма; крайнего плюрализма; атомизированная.
     По  существу речь идет о разных типах  однопартийности и многопартийности.
     У каждой из перечисленных типов партийных  систем есть свои преимущества и недостатки. Так, опыт Японии, Сирии, Испании и  ряда других стран свидетельствует  в пользу преимуществ многопартийной системы с монопольно правящей партией. А политически стабильное развитие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии  и некоторых других государств говорит  в пользу многопартийности без доминантной  партии. Двухпартийная модель, установившаяся в США, Англии, Ирландии, Канаде, Австралии  и некоторых других странах, предоставляет  гражданам возможность выбора, правительствам — смены курса, обществу — стабильности, но одновременно затрудняет появление на политическом рынке новых партий. Если же она действует в обществах с разделенными базовыми ценностями, то практически доводит социокультурные противоречия до острейшего политического противостояния. Там, где «третья партия все же может вносить существенные коррективы в установившийся политический порядок (т.е. отбирать значительную часть голосов у партий, которым отдают предпочтение 70—80% избирателей), в обществе складываются все предпосылки для устойчивой центристской политики.
     В России процесс становления партийной  системы еще далек от завершения. Причины же слабости нашей партийной системы при этом достаточно очевидны и лежат на поверхности:
     1. Отчуждение от политической жизни и разочарование значительной части граждан в политике и в политиках (в том числе и в партийных лидерах);
     2. Несформированность политических интересов значительной части социальных групп, которые традиционно и выражают политические партии: современная Россия переживает период глубоких экономических преобразований, когда социальная структура социалистического общества в значительной степени уже распалась, а новые «рыночные» социальные слои и группы (предприниматели, наемные рабочие, фермеры) находятся в стадии формирования и своих интересов до конца не осознали;
     3. Ограниченные возможности федерального парламента и представительных органов власти в регионах влиять на принятие политических решений - люди зачастую не видят смысла голосовать за определенные партии на парламентских выборах, поскольку в составе безвластного парламента они не смогут выполнить свои обещания. 
 

Список  литературы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.