На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ методов исследования коммуникативной компетентности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  общего и профессионального образования  Российской федерации 

Иркутский государственный  лингвистический  университет 

Кафедра психологии

Коммуникативная компетентность

Курсовая  работа

 
 
 
              Студентки 4 курса Английского факультета 401 гр. Копыловой А.А. 

              Научный руководитель: доцент кафедры психологии, к.б.н. Молокова О.А. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Иркутск, 1999

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Социально-психологическая компетентность личности и психологические пути её повышения.
      Понятие социально-психологической компетентности….……4
      Вербальные и невербальные средства общения………………10
      Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности…………………………………………………13
      Методы группового обучения общению………………………18
Глава 2. Анализ методов исследования коммуникативной компетентности
2.1 Активные  методы социально-психологического  воздействия на коммуникативные процессы…………………………………….20
      Разработка социально-психологического тренинга для развития коммуникативной компетентности………………….23
Заключение……………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Человеческое  общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым  условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических  функций, процессов и свойств  человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми  [1,2].
    Человек с момента рождения общается с  другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений  материального мира, оказываются  беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества [8]. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации [3].
    В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом  себе – собственном психологическом  потенциале, потенциале партнера, в  ситуации и задаче [5].
    Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
    Целью курсовой работы является раскрытие  сущности коммуникативной компетенции, выявление основных её составляющих и исследование методов развития.
    Цель  предполагает решение следующих  задач:
    Изучить основные средства общения
    Рассмотреть средства общения
    Исследовать методы диагностики и развития коммуникативной компетентности
    Проанализировать методы воздействия на коммуникативные процессы
    Структура курсовой работы традиционна. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы. 
 
 

    Глава1
Социально-психологическая  компетентность личности и психологические  пути её повышения.
      Понятие социально-психологической компетенции.
    Единственная  настоящая роскошь – это роскошь  человеческого общения [6]. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общениии. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом [5].
    Коммуникативная компетентность рассматривается как  система внутренних ресурсов, необходимых  для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного  взаимодействия. Компетентность в общении  имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
    Развитие  компетентного общения в современных  условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При  этом для практики развития коммуникативной  компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей [3].
    Компетентность  в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения [9].
    Компетентность  во всех видах общения заключается  в достижении трёх уровней адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.
    Реализация  личностью своей субъективности в общении связана с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной  компетентности.
    Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
    Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
    Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
    Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [10].
    Прогноз формируется в процессе анализа  коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.
    Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения [9,10].
    При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно -интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие [10].
    Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической  ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)
    Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения
    Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)
    Коммуникативно-исполнительскую ( диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).
    Каждая  из этих составляющих требует специального социотехнологического анализа, однако рамки изложения концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.
    Коммуникативно-исполнительское  мастерство личности проявляется как  два взаимосвязанных и всё  же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения [10]. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.
    Эмоционально-психологическая  саморегуляция создаёт настрой  на общение в соответствующих  ситуациях, эмоциональный настрой  на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия [10].
    В процессе эмоционально-психологической  саморегуляции следует различать  три фазы: длительное эмоциональное  «заражение» проблемой, темой и  материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.
    Эмоционально-психологическая  саморегуляция приобретает характер целостного и завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения [10].
    Перцептивные  навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием  и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать «ход» общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения [2].
    Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской  деятельности принято рассматривать  как систему умений, создающих  единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности
    Связь эмоционально-психологической саморегуляции  с выразительностью есть органическая связь внутреннего и внешнего психологического. Это стремление и обеспечивает внешнее поведение, выразительные действия личности в общении в общении. Экспрессивные навыки личности проявляются как культура речевых высказываний, соответствующих нормам устной речи, жестов и пластики поз, эмоционально-мимического сопровождения высказывания, речевого тона  и речевой громкости [1,3].
    В многообразных случаях общения  инвариантными составляющими оказываются  такие компоненты, как партнёры-участники, ситуация, задача. Вариативность обычно связана с изменением характера самих составляющих – кто партнёр, какова ситуация или задача и своеобразие связей между ними.
    Коммуникативная компетентность как знание норм и  правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности» [10].
    Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и  определяют качество его общения. Он включает на ряду с компетентностью  в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении [3,10].
    По  мнению ряда психологов можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей:
    Творческое мышление;
    Культуру речевого действия;
    Культуру самонастройке на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;
    Культуру жестов и пластики движений;
    Культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
    Культуру эмоций.
    Коммуникативная культура личности как и коммуникативная  компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого  общения. Основными источниками  приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной [форме] сфере; опыт восприятия искусства. Соционормативный опыт – это основа когнитивного компонента коммуникативной компетентности личности как субъекта общения. Вместе с тем реальное бытование различных форм общения, которые чаще всего опираются на соционормативный конгломерат (произвольная смесь норм общения, заимствованных из разных национальных культур, вводит личность в состояние когнитивного диссонанса). А это рождает противоречие между знанием норм общения в разных формах общения и тем способом, который предлагает ситуация конкретного взаимодействия. Диссонанс – источник индивидуально-психологического торможения активности личности в общении. Личность выключается из поля общения. Возникает поле внутреннего психологического напряжения. А это создаёт барьеры на пути человеческого взаимопонимания [10].
    Опыт  общения занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности личности. С одной стороны, он социален и включает интериоризированные нормы и ценности культуры, с другой – индивидуален, поскольку основывается на индивидуальных коммуникативных способностях и психологических событиях, связанных с общением в жизни личности. Динамический аспект этого опыта составляет процессы социализации и индивидуализации, реализуемые в общении, обеспечивающие социальное развитие человека, а также адекватность его реакций на ситуацию общения и их своеобразие. В общении особую роль играет овладение социальными ролями: организатора, участника и т.п. общения. И здесь очень важен опыт восприятия искусства [10].
    Искусство воспроизводит самые разнообразные  модели человеческого общения. Знакомство с этими моделями закладывает основу коммуникативной эрудиции личности. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персониорицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию. Персониорикуция общения проявляется также и на акциональном уровне – и как овладение кодом ситуативного общения, и как ощущение допустимого в импровизациях, уместности конкретных средств общения.
    Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности [9,10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Вербальные и невербальные  средства общения
    Общение, будучи сложным социально-психологическим  процессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется посредством  знаков, точнее знаковых систем. Различают  вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы). Однако невербальная коммуникация требует более детального деления на различные формы. Выделяют 4 такие формы: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них имеет свою собственную знаковую систему, и поэтому практически существует пять видов коммуникативного процесса [1]:
    Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
    При помощи речи осуществляется кодирование  и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения декодирует эту информацию. Точность понимания  слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации [1].
    Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Чтобы полностью описать процесс  взаимовлияния, недостаточно только знать  структуру коммуникативного акта, необходимо ещё проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение, помимо речи [1].
    Исследования  показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 53% [12].
    Говорим голосом, беседуем всем телом: таким  образом коммуникативный процесс  оказывается неполным, если мы отвлекаемся  от невербальных его средств [14].
    Первым  среди них выделяется оптико-кинестическая  система знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесённые слова, мимические варажения несут более 70 % информации. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
    Жесты при общении несут также много  информации, в языке жестов, как  и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший алфавит жестов можно  разбить на 5 групп.
    I Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения; указатели, пиктографы - образные картинки изображения; кинетографы – движение телом, идеографы – свободные движения руками.
    II  Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
    III  Жесты-эмблемы – это своеобразные заместители слов или фраз в общении, например, поднятая над головой рука означает – «до свидания».
    IV  Жесты адаптаторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук.
    V  Жесты-афоректоры – жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определённые эмоции.
    Значимость  оптико-кинестической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинестика  [12].
    Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» путями, приёмами.
    Пространство  и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую  нагрузку, как компоненты коммуникативных ситуаций. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения, как для двух партнёров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.
    Точно также некоторые нормативы, разработанные в различных культурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации.
    Проксемика  как специальная область, занимающаяся пространственной и временной организации  общения, располагает в настоящее время уже большим экспериментальным материалом. Её основатель Э. Холл проксемику «Пространственной психологией» [1].
    Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов  пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций, они получили название «хроиотопов» [1].
    Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе –  это «контакт глаз», имеющий место  в визуальном общении. Контакт глазами  на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено. Английский исследователь М. Аргайл и его сотрудники разработали далее определённую «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако сейчас спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения [1]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Методы  диагностики и  развития коммуникативной  компетентности
    Исходя  из того, что в состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативного процесса, выделяют следующую стратегию построения системы диагностики: инвентаризация компонентов компетентности (знаний, умений и навыков) и подбор или создание для оценки каждого из компонентов соответствующей психологической процедуры. Однако на практике такой подход не может быть эффективно реализован – по мере расширения и углубления исследований коммуникации рост числа выявляемых компонентов превышает темпы создания диагностических средств, отвечающих элементарным критерием надёжности. Фактически же при диагностике компетентности ограничиваются оценкой весьма узкого набора её составляющих. Поскольку всесторонняя диагностика затруднительна, желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки [8].
    На  роль основных критериев отбора претендуют два критерия; они формируются как принципы диагностики:
    никакой оценки личности без оценки актуального или потенциального окружения;
    никакой оценки без развития
    Принятие  этих положений существенно сужает круг кандидатов в элементы системы психодиагностики. Свои системные характеристики диагностика приобретает в связи с содержарельным рассмотрением коммуникативной компетентности. Содержетельный же анализ немыслим без опоры на определённую теоретическую базу [8].
    В качестве теоретической основы содержательного  анализа коммуникативной компетентности принимаются представления о  структуре предметной деятельности. Особо важным является выделение  ориентировочной и исполнительной части действия, а также понятие о внутренних (ресурсов) средствах деятельности.
    Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.
    Как и всякое действие, коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Особо важное значение для диагностики компетентности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при ориентировке в коммуникативных ситуациях. Оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуации, является первоочередной задачей диагностики коммуникативной компетентности [8].
    Большой блок методик основан на анализе  «свободных описаний» различных коммуникативных ситуаций, задаваемых экспериментатором  вербально или с помощью изобразительных средств. Это создаёт возможности согласовывать ситуацию обследования с контекстом реальной или потенциально возможной сферы жизнедеятельности обследуемого, что выгодно отличает данный методический подход от стандартизированных опросников, в которых значительная часть «пунктов» зачастую не имеет отношения к актуальной для тестируемых лиц коммуникативной сфере.
    Особое  место среди методов оценки когнитивных  ресурсов занимает совокупность методик, получивших название репертуарного матричного тестирования, или техники репертуарных решёток (Федотова 1984), и позволяющих определить элементарный состав и способ строения когнитивных структур, на основе которых происходит организация социопертивного опыта.
    Оба названных методических подхода  позволяют выявлять те составляющие когнитивных ресурсов, которые реально  используются людьми при ориентировке в коммуникативных ситуациях, являющихся для них значимыми. Полученные таким путём психодиагностические данные могут служить надёжной основой для выбора приёмов коррекции, выявленных в ходе исследования неадекватностей в развитии познавательной сферы. Немаловажным является и то, что упомянутые группы методик, являясь в первую очередь диагностическими, могут в то же время служить элементами процедур развития компетентности [8].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.