Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние рисков на инновационную деятельность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 
введение………………………………………………………………………3
1.  Теоретические аспекты рисков в инновационной деятельности……………………………………….……………………….5
1.1 Понятие инноваций…………………………….…….………………………5
1.2 Риски в инновационной деятельности…………………………………….14
1.3 Методы оценки  рисков……………………………………………………..19
2. Анализ влияния рисков на примере ЗАО «НСММЗ»…………25
2.1 Краткая характеристика  предприятия…………………………………..…25

2.2 Анализ рисков  предприятия и методов, используемых  для минимизации риска……………………………………………………………………………...28

2.3 Совершенствование  системы способов минимизации  рисков, используемой на ЗАО «НСММЗ»……………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………….33
список  литературы……………………………………………………….34

Введение

 
    Тема  данной работы – «Влияние рисков на инновационную деятельность». Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.
    Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов.
    Для более полного освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть  саму сущность инновационных процессов.
    Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.
     Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение влияние рисков на инновационную деятельность.
     Риск  в организациях возникает в силу неопределенности условий и процессов деятельности организаций. Очевидно, что инновационная деятельность, вносящая существенные, а порой и радикальные изменения в производственные процессы, существенно увеличивает неопределенность динамики и результатов деятельности организации. Рост неопределенности повышает риск неудачного результата инновации.
     Развитие  рыночных отношений в России определило инновационную деятельность как единственный способ выживания российских предприятий независимо от формы собственности и сферы их деятельности по всем стадиями жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им.
    Риск  неизменно сопутствует принятию любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, воздействие которого на результаты деятельности нельзя заранее точно определить. А инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, т.к. гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует.
    В работе предполагается рассмотреть вопросы инновационной деятельности, сущности инновационного предпринимательства, рисков,  путей их оценки и минимизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Риски в инновационной деятельности
1.1 Понятие инноваций 

       В отечественной и зарубежной экономической  литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют.
       Новшество характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию «изобретение».
       Нововведение — это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления, процесс использования новшества.
       Инновация же - это деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм. Существует и другое определение: «Инновация — это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества» [5, стр. 56].
     Таким образом, с момента принятия к  распространению новшества приобретает  новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом (жизненным циклом инновации). С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
       Любые изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут  приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они  выступают как нововведения (инновации).
       Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Иными словами, «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.
     Анализ  различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый Й.Шумпетер1 выделил пять типичных изменений:
    использование новой техники, новых технологический процессов или нового рыночного обеспечения производства;
    внедрение продукции с новыми свойствами;
    использование нового сырья;
    изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
    появление новыx рынков сбыта.
       В инновационном процессе значительную роль играют создатели инновации (новаторы), которые руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия  и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы  превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Тем не менее, на разработку и внедрение инновации в повседневную практику необходимы определенные финансовые средства.
       Э.А.Уткин  в работе «Управление фирмой»2 определяет инновацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.3
       В общем плане инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.
      Различают следующие виды инноваций:
      1. По степени радикальности (новизны):
    базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;
    улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
    псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.
      2. По характеру применения:
    продуктивные инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов;
    технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии:
    социальные, ориентированные на построение и функционирование новых структур;
    комплексные, представляющие единство нескольких видов изменений;
    рыночные, позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках.
      3. По стимулу появления (источнику):
    инновации, вызванные развитием наукой и техники;
    инновации, вызванные потребностями производства;
    инновации, вызванные потребностями рынка.
      4. По роли в воспроизводственном процессе:
    инновации потребительские;
    инновации инвестиционные.
      5. По масштабу:
    инновации сложные (синтетические);
    инновации простые.
      Приведенная классификация инноваций позволяет  сделать вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.
      Побудительным механизмом развития инноваций в  первую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствием чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).
      Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого  использования технико-технологических  нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П.Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства».4
      При принятии окончательного решения в  связи с инновационной идеей, в том числе к связи с конструкторско-исследовательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следующему:
    прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию;
    связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.5
      Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  вывод, что инновационный менеджмент это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
      Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его  целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:
    разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);
    модернизация и совершенствование выпускаемой продукции;
    дальнейшее развитие производства  традиционных видов продукции;
    снятие с производства устаревшей продукции.

1.2 Риски в инновационной деятельности

      Риск  является элементом результатов  исполнения любого хозяйственного решения  в силу того, что неопределенность - неизбежное условие хозяйствования. Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.
      При выборе проекта, оценке его эффективности  обязательно следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки данной работы, поэтому остановимся на них лишь вкратце.
      Инновационность связана с неопределенностью  экономической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестировании средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.
      Экономическое поведение предпринимателя при  рыночных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской деятельности в рамках возможностей. Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее известных, однозначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспеченной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской и другой экономической деятельности.
      Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, поскольку перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности (отлаженной и чаще всего диверсифицированной).
      Об  уровне риска инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что в среднем из каждых десяти венчурных фирм успеха добиваются лишь одна-две. Высокий риск, однако, сопровождается, как правило, и высокой его компенсацией: возможная норма прибыли от внедрения инновационных проектов гораздо выше обычной, получаемой при осуществлении других видов предпринимательской деятельности. Именно это и позволяет инновационной сфере существовать и развиваться. Риск инновационной деятельности тем выше, чем более локализован инновационный проект; если же таких проектов много и они в отраслевом плане рассредоточены, согласно закону больших чисел риск минимизируется и вероятность успеха инновационного предпринимательства возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что перекрывает затраты по всем остальным неудавшимся разработкам.
      В общем виде риск в инновационном  предпринимательстве можно определить как вероятность потерь, возникающих  при вложении предпринимательской  фирмой средств в производство новых товаров и /слуг, в разработку новой техники и технологий, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффекта.
      В целом риск, возникающий в инновационном  предпринимательстве, включает в себя следующие основные виды рисков:
    риски ошибочного выбора инновационного проекта;
    риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования;
    маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта;
    маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;
    риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов);
    риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
    риски усиления конкуренции;
    риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;
    риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, и др.
      Одной из причин возникновения риска ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия.
      Следующей причиной возникновения риска неправильного выбора цели инновационного проекта может явиться ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными.
      Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя нижеследующие:
      1. Риск неполучения средств, необходимых дли разработки инновационного проекта. Данный риск характерен для ситуаций, когда инновационный проект требует больших финансовых средств, а предприятие не смогло их получить.
      2. При выборе источника финансирования инновационного проекта у предприятий существует три возможных варианта (финансирования. Первый метод - самофинансирование проекта, второй - опора делается на внешние источники финансирования, третий представляет собой комбинацию вышеназванных. Соответственно возникает риск неполучения финансовых средств в результате неправильно выбранного метода финансирования.
      На  рынке инноваций, как правило, действуют  десятки и сотни фирм, что является причиной возникновения рисков из-за усиления конкуренции инновационных предприятий, научно-исследовательских организаций. Причинами возникновения данного вида риска могут быть следующие:
    утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников фирмы, либо в результате промышленного шпионажа;
    несовершенство маркетинговой политики, то есть неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах;
    замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения научно-исследовательских работ, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентоспособных товаров;
    недобросовестность конкурентов, заключающаяся в использовании  методов недобросовестной конкуренции;
    появление на рынке производителей из других отраслей. предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары;
    выявление непредвиденных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная фирма;
    появление местных новых фирм-конкурентов;
    экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.
      Риски, связанные с обеспечением прав собственности  на инновационный проект, возникают по различным причинам. Так, риск необеспечения условий патентования возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретения, технологии. Упущения при проведении патентной политики предприятия могут свести на нет все рыночные преимущества нововведений при сбыте новых и усовершенствованных продуктов и услуг, а также в результате неполучения или долгого оформления патента, несвоевременного получения лицензии, при неуплате в установленный срок пошлин за поддержание патента в силе. Этот же риск возникает в случае отказа Патентного ведомства в выдаче патента или при получении его с опозданием.
      Риск  опротестования патентов, защищающих принципиальные технические, дизайнерские и маркетинговые решения, — это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых предприятие уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает на получение монопольной прибыли.
      Следующая группа рисков, возникающих в процессе инновационной деятельности, — это маркетинговые риски, связанные со снабжением и сбытом. Данные риски в первую очередь обусловлены техническим и особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Иногда таких поставщиков нет на отечественном рынке и предпринимательской фирме приходится выходить с предложениями на международный рынок, что влечет за собой дополнительные затраты, а также появление рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью. В данном случае затраты предприятия при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и т. п.
      Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие:
    риск недостаточной сегментации рынка, который чаше всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это в свою очередь влияет на объемы реализации новых изделий;
    риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий в следующих ситуациях:
    когда спрос на новшество на выбранном сегменте рынка оказывается нестабильным;
    когда на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась;
    если выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве оценена неверно;
    если для продаж выбран сегмент рынка, в котором потребность в новшестве ограничена, и т. п.;
      риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю.
      Кроме рассмотренных выше видов рисков на деятельность инновационных предприятий  влияют риски, характерные для всех предпринимательских организаций (политические, кредитные, инвестиционные и др.):
    Риск,  связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли
    Внешнеэкономический  риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и тому подобное)
    Неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе
    Неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии
    Колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и тому подобное,
    Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий
    Производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и тому подобное)
    Неопределенность целей, интересов и поведения участников
    Неполнота  или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).
      Под неопределенностью понимается неполнота  или неточность информации об условиях реализации проекта, в том числе  сопутствующих затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе  реализации  проекта  неблагоприятных ситуаций и последствий, и характеризуется понятием риска.
      Наиболее  точным является метод формализованного описания неопределенности. Применительно  к видам неопределенности, наиболее часто встречающимся при оценке инвестиционных проектов, этот метод включает следующие этапы:
    описание всего множества возможных условий реализации проекта  (либо в форме соответствующих сценариев, либо в виде системы ограничений на значения  основных  технических,  экономических  и тому подобное параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат (включая возможные санкции и затраты,  связанные со страхованием и резервированием), результатов и показателей эффективности;
    преобразование исходной информации о  факторах неопределенности  в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности или об  интервалах  их изменения;
    определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий его реализации - показателей ожидаемой эффективности.
      Как было отмечено выше, риск инновационной  деятельности тем больше, чем более  локализован инновационный проект, если же таких проектов много, и они  в отраслевом плане рассредоточены, риск минимизируется, и вероятность успеха возрастает. При этом прибыль от реализации успешных инновационных проектов настолько велика, что покрывает затраты по всем остальным неудавшемся разработкам.
      Инновационный риск возникает также при следующих  ситуациях:
    при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
    при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.