На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Значение и роль планирования в управлении организацией на примере предприятия СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Кафедра экономики и управления 
предприятиями АПК 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
         по дисциплине: менеджмент
        на тему: значение и роль планирования в управлении организацией на   примере предприятия СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» 
 

    Студентка ФМ
    3 курс, гр. ДКА-2             _______________         Дудинская   Н.А.
                                                    (подпись) 

    Руководитель
                                            _______________          Германович Т.М.      
                                                  (подпись) 
 
 
 
 

Минск 2010 
 

РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа:  39 с., 3 рис., 8  табл., 23 источника,  2 прил. 

     ЗНАЧЕНИЕ  И РОЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 

     Объектом  исследования является СХФ ОАО “Слуцкий сыродельный комбинат”, который занимается производством сельскохозяйственной продукции.
     Предмет изучения – планирование как эффективный способ управления на предприятиях АПК.
     Цель  работы – изучение особенностей рыночных отношений, рассмотрение роли и места планирования в управлении организацией, анализ деятельности организации, систематизирование и закрепление теоретических знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщения выводов.
     При выполнении работы использованы следующие  методы анализа: математические, статистические, технико-экономические, монографические.
     В процессе работы проведены следующие  исследования и разработки: проанализирована эффективность планирования на СХФ ОАО “Слуцкий сыродельный комбинат”, произведена сравнительная оценка прогнозных показателей развития.
     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Сущность перехода к рынку и особенности планирования деятельности организации 5
1.1 Особенности рыночных отношений на современном этапе 5
1.2 Роль и место планирования в управлении организации 8
2 Анализ деятельности организации как основы принятия плановых решений 11
2.1 Краткая характеристика организации и перкпективы её развития 11
2.2 Анализ и оценка сильных и слабых сторон организации. SWOT-анализ…..............................................................................................................15
2.3 Анализ и оценка  внешней среды 19
3 Планирование объёма и структуры производства организации на перкпективу…………………………………………………………………………21
3.1 Моделирование количественных показателей развития отрасли 21
3.2 Сравнительная характеристика прогнозных показателей развития отрасли 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список  использованных источников……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ  А Прогнозное производство продукции растениеводства  на  2010 год  по СХФ ОАО "Слуцкий сыродельный комбинат"…………………..37 ПРИЛОЖЕНИЕ Б Производство продукции животноводства на 2010 год по СХФ ОАО “Слуцкий сыродельный комбинат……………………………………39 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ВВЕДЕНИЕ 

     «Мудрость  –  это   способность  предвидеть   последствия   совершаемых действий, готовность   пожертвовать   сиюминутной   выгодой   ради   больших благ  в будущем.   Планирование – это  оружие  мудрых, но   планирование  –  это   один   из самых  сложных  видов  работы, доступных  человеку» (Р.Аркофф)
     Эффективность   работы предприятия во многом зависит  от состояния внутрифирменного планирования.   Основные   недостатки действующей  в наше время   системы  планирования   сводятся   к  тому, что предприятия  необоснованно   отказались  от  перспективного    планирования, мотивируя  это  неопределенностью   условий  хозяйствования   и   динамизмом внешней  среды. Однако  опыт  показывает, что организации,  планирующие   свою  деятельность,  функционируют   более  успешно,   чем   организации,   которые  свою деятельность  не планируют.  В  организации,  использующей   планирование, отмечается   увеличение    отношения    прибыли    к   объему    реализации, расширение   сферы   деятельности,  повышение   степени    удовлетворенности работой специалистов и рабочих.
     Создать   организационный и экономический механизм управления предприятием в  условиях   рыночной  экономики  без   разработки    четкой системы внутрифирменного планирования, устраняющей  недостатки,  нельзя.   Однако   построение   такой   системы  –   достаточно сложный  процесс, требующий  ресурсов, соответствующих   навыков   и  умения от  работников  предприятия, прежде  всего менеджеров,  которым   приходится  решать   ряд   сложных   методологических   и   организационно-технических проблем,   связанных   с   кардинальной    перестройкой    всех    элементов внутрифирменного  планирования.
     Актуальность темы состоит в том, что планирование в управлении организацией является одним из ключевых элементов эффективного способа максимизации роста предприятия.
     Цель  работы - изучение особенностей рыночных отношений, рассмотрение роли и места планирования в управлении организацией, анализ деятельности организации, систематизирование и закрепление теоретических знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщения выводов.
     Исходя  из поставленной цели в работе, были выделены следующие задачи:
     - изучить особенности рыночных  отношений;
     - рассмотреть роль и место планирования  в управлении организацией;
         -проанализировать деятельность  организации как основы принятия  плановых решений.
     Для написания курсовой работы были использованы учебные пособия, данные из годовых  отчётов предприятия, бизнес-планов, первичной документации.
     1 Сущность перехода  к рынку и особенности  планирования деятельности  организации 

      Особенности рыночных отношений  на современном этапе
 
     Рыночные  отношения — отношения, в которых  только решения самих потребителей, поставщиков и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. С системных позиций, рыночная экономика — это совокупность всех образующих экономику рынков продуктов и ресурсов и действующих между ними связей; механизм, позволяющий складывающимся на этих  рынках ценам распределять экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.
     Переход от централизованно регулируемой к  рыночной экономике, как и любой  переход от одного экономического порядка  к другому, сопровождается существенными  преобразованиями экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости [23, с. 406].
     В качестве основных направлений структурных преобразований определены:
     •   создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;
     • опережающее развитие наукоемких высокотехнологических экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;
     • стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово - промышленных и иных хозяйственных групп;
     •    развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;
     • повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;
     • разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.
     Перспективная модель экономики должна обеспечивать:
     • преемственность действующей белорусской  модели развития и ориентацию на мировой  опыт;
     • единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности  и социальной справедливости;
     • единство частной собственности  и интересов государства, ответственность  предпринимателя перед обществом;
     • экономическую свободу человека и свободу экономического выбора;
     • равенство государственных и  частных субъектов рыночных отношений;
     • экономическое и социальное партнерство;
     • ориентацию на жизненные потребности  населения и рост его благосостояния;
     • стабильность стратегического курса  на социальное правовое государство;
     • приоритет прав граждан;
     • ответственность государства перед  гражданами и социальную защиту;
     • ограничение сфер действия административного  механизм государственного регулирования;
     • сочетание свободной конкуренции  с регулированием;
     • взаимодействие институтов труда и  капитала в рамках социального партнерства [23, с. 407].
     Социальная  ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких черт модели чистого  рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная дифференциация.
     Весьма  важно, что модель социально ориентированной  рыночной экономики базируется на новых  принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической  эффективности. Приоритетное место  в ней отводится социальным целям: качеству и продолжительности жизни  населения, защите и улучшению среды  обитания людей, социальным гарантиям  и социальной справедливости, сохранению и умножению культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и  национальных особенностей страны.
     Основные  концептуальные характеристики перспективной модели экономики Беларуси как рыночной (смешанной) экономической системы социально ориентированного типа наполняются реальным жизненным содержанием в ходе реализации стратегических и тактических программ социально-экономического развития.
     В число позитивных предпосылок и  конструктивных факторов формирования перспективной модели экономики  входят:
     • выгодное экономико-географическое положение  Беларуси;
     • развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;
     • значительные земельные, водные, лесные ресурсы, запасы важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.);
     • достаточно мощная строительная база;
     • значительный научно - технический потенциал;
     • многоотраслевой промышленный комплекс;
     • высокий общеобразовательный уровень  населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
     • комплексность развития территорий и сформированность межотраслевых комплексов;
     • многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;
     • совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.
     В качестве барьеров выступают:
     • несовершенство законодательно-нормативной  базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;
     • недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;
     • критический уровень износа активной части основных производственных фондов и устаревшие в большей части производственные технологии, неразвитость инновационной и информационно- коммуникационной инфраструктур;
     • недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;
     • чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей [23, с. 427].
    Сегодня централизованное управление должно быть дополнено механизмами конкуренции и инновационной деятельности. Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи:
    структурная модернизация экономики;
    полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики [15, с. 174].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1.2. Роль и место  планирования в  управлении организации 

     Планирование  предполагает рассмотрение предыдущего  развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее.
     Планирование - это выбор целей и плана  действий по их достижению; это начало управленческого цикла. Оно позволяет  скоординировать усилия исполнителей в направлении достижения целей  организации.
     Выделяют  стратегическое, тактическое и оперативное  планирование. Стратегический уровень  планирования обеспечивает достижение стратегических целей, будущую жизнеспособность и эффективность различных направлений  деятельности организации. Тактическое  планирование ориентировано на реализацию важных этапов достижения стратегических  целей. Оперативное планирование направлено  на достижение организацией оперативных  целей, решение текущих задач, стоящих  перед ней. Оно конкретно и  детально по содержанию.
     Цели  функции планирования на агропромышленном предприятии отражают конечный результат  формирования планов его деятельности и включают:
    Определение основных направлений и пропорций развития производства с учётом материальных источников его реализации спроса рынка.
    Повышение эффективности хозяйственной деятельности путём обеспечения оптимального использования возможностей и всех видов ресурсов предприятия (корпорации).
     Функция планирования обеспечивает определение  конечных и промежуточных целей  предприятия, задач, решение которых  необходимо для достижения целей, средств  и способов решения этих задач, требуемых  ресурсов, их источника и способа  распределения[6, с. 146].
     Задачи  планирования предусматривают  формирование планов деятельности предприятия в  целом и всех его подразделений, обеспечивающих достижение целей, в  том числе:
     - конкретизация целей развития  предприятия и каждого его  подразделения в отдельности  на планируемый период;
     - определение, детализация и координация  хозяйственных задач всех подразделений,  обеспечивающих достижение целей  предприятия;
     -определение  сроков и последовательности  реализации задач подразделений  для достижения целей предприятия  в целом и отдельных его  подразделений;
     -определение  и выявление материальных, трудовых  и финансовых ресурсов, необходимых  для решения поставленных задач  и достижения целей предприятия;
     -обеспечение  координации научных исследований, разработки, производства и сбыта  продукции;
     -разработка  комплекса мероприятий по достижению  конкретных целей и задач предприятия  с учётом возможностей и наиболее  эффективного использования имеющих  ресурсов.
     Функция планирования базируется на выявлении  и прогнозировании платежеспособного  спроса, анализе и оценке имеющихся  ресурсов и перспектив развития рыночной конъюнктуры.
     Функция планирования включает три основные формы планирования с учётом длительности планового периода (горизонта планирования): долгосрочное (более 5 лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), краткосрочное планирование (до 1 года) [6, с. 150].
     Перспективное планирование используется агропромышленными  предприятиями как инструмент централизованного  управления. Оно осуществляется на период 10-15 лет и предусматривает:
         -формулирование  и объявление общих целей предприятия,  определяющих направленность его  деятельности и условия существования  на длительный срок;
         -формирование  принципов ориентации на перспективу,  которыми необходимо руководствоваться  при разработке конкретных целей  и стратегий развития предприятия;
         -определение  долгосрочных направлений деятельности  предприятия.
     Сущность  перспективного плана заключается  в определении концепции перспективного развития предприятия, включая стратегические направления и программы развития, содержание и последовательность осуществления  важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
     Виды  планов предприятия и его подразделений  определяются содержанием конкретной планируемой деятельности применительно  к определённому уровню управления с учётом действующей на предприятии  организационной структуры[6, с.152].
     В зависимости от содержания конкретной деятельности, необходимой для достижения целей предприятия, разрабатываются  планы:
     - научных исследований и опытно-конструкторских  работ (план НИОКР);
     -производства  конкретных товаров, услуг или  их компонентов (производственный  план);
     - продаж в объёмном и/или количественном  выражении (план сбыта или реализации  товаров, услуг);
     -выполнения  определённых показателей финансовой  деятельности (финансовый план);
     -материально-технического  обеспечения производства (план  МТО);
     -план  технического перевооружения.
     Обеспечение требуемого уровня и качества планирования на предприятии определяется: компетентностью  и профессионализмом менеджерского  корпуса предприятия на всех уровнях  управления; квалификацией специалистов, занимающихся планированием; наличием достоверной информационной базы, оснащённостью функциональных подразделений современной организационной и вычислительной техникой.
     Сложившаяся методология планирования деятельности предприятия (внутрифирменное планирование) ориентирована на обеспечение согласования и увязки целей и конкретных задач  с ресурсами, а также на определение  средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и  обеспечивающих их задач в рамках каждого хозяйственного подразделения  предприятия. Организационно процесс  планирования у большинства агропромышленных предприятий осуществляется сверху вниз.
     Стратегическое  планирование является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений при проведении необходимых  нововведений и изменений на предприятии  с целью достижения желаемого  стратегического результата. Процесс  стратегического планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение стратегических ресурсов, адаптацию деятельности и  управления к изменениям внешней  среды, внутреннюю координацию работ  и организационное стратегическое предвидение[6, с. 156].
     Границы и возможности эффективного планирования определяются рядом объективных  и субъективных факторов. Наиболее важные из них - это неопределённость рыночной среды, издержки планирования, масштабы деятельности предприятия и сложность стратегического планирования.
     Планирование  — это главная функция управления.
     Основные  задачи на уровне предприятия:
     1. Сосредоточение внимания на приоритетных  направлениях.
     2. Готовность к реакции на изменения  во внешней среде.
     3.Сведение  к минимуму нерациональных действий  при возникновении неожиданных  ситуаций.
     4.Обеспечение  четкого взаимодействия между  подразделением предприятия и  исполнителями.
     Функция  планирования   служит   основой  для   принятия   управленческих решений и представляет   собой   управленческую   деятельность,   которая предусматривает  выработку   целей  и  задач   управления  производством, а также  определение  путей  реализации  планов  для  достижения  поставленных целей.
     Высшая  цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей организации, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а  также шансы и риски и  выбирать соответствующие мероприятия[9, с. 382]. 
 
 
 
 
 

      2 Анализ деятельности  организации как  основы принятия  плановых решений 

      2.1.Краткая  характеристика организации  и перспективы  её развития 

         Полное наименование предприятия: сельскохозяйственный филиал ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат».
     СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»  Слуцкого района Минской области  распложен в 15 километрах от районного  центра и в 120 километрах от областного центра. На территории хозяйства имеется  пять населенных пунктов, в которых проживает 789   жителей, а именно д. Знамя, д. Ваньковщина, д. Селище, д. Середняки и д. Барок. Центральная усадьба кооператива расположена в д. Знамя вблизи железнодорожной станции Середняки.
     В состав СХФ входят: пять молочно-товарных ферм, комплекс по выращиванию КРС, свинотоварная ферма, две полеводческие  бригады, ремонтная мастерская, машинотракторный и автомобильный парк, склады, пять зерносушильных комплексов.
     Ближайшим пунктом реализации сельскохозяйственной продукции является город Слуцк.
     Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 5392 га, балл сельскохозяйственных угодий –42,6, пашни-46,3.  
     Специализация филиала - производство молока, мяса, зерна, сахарной свеклы, рапса, овощей.
     Высшим  органом управления Сельскохозяйственного  филиала ОАО «Слуцкий сыродельный  комбинат» является директор акционерного общества, который правомочен решать наиболее важные вопросы, касающиеся деятельности предприятия.
     На  начало 2010 года численность работников составляла -379 человек. На 1 октября 2009 года обеспеченность кадрами массовых профессий  в отрасли животноводства составила 91 %, трактористами-машинистами -93 %, главными специалистами и специалистами  среднего звена - 95 %.
     В 2009 году произведено  валовой продукции  сельского хозяйства в сопоставимых ценах на сумму 13953 млн. рублей. Производство зерна в доработанном весе составило 8503 тонны, что составляет 37 кг на 1 б/га сельскохозяйственных угодий, производство молока составило 5926 тонн при товарности 87,8%. На 100 га с/х угодий было выращено скота в размере 144,4 центнера или 478,9 тонн мяса КРС и 300,1 тонн мяса свиней.
     За 2009 год филиалом год получено 1234 млн. рублей чистой прибыли, рентабельность производства составила 12,4 %.
     Средний уровень заработной платы работающих филиала в 2009 году составил 720 тыс. рублей[21, с. 9].
     Весь  комплекс резервов роста экономической  эффективности агропромышленного производства на предприятии можно подразделить на две однородные группы.
     Первая  из них объединяет в себе возможности  интенсификации производства за счет пополнения и совершенствования потенциала производственных ресурсов на предприятии, — материально-технических, земельных и трудовых. И здесь основная проблема сводится прежде всего к поиску благоприятных источников финансирования расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов, плодородия земель и ресурсов труда. Научно-технический уровень применяемых материально- технических ресурсов может повышаться как внутри агропромышленных предприятий, так и на предприятиях фондопроизводящих отраслей АПК.
     Вторая  группа резервов роста экономической  эффективности агропромышленного производства на предприятиях  АПК объединяет в себе возможности лучшего, более производительного и бережного использования имеющихся и пополняемых производственных ресурсов. Здесь первостепенное значение имеет использование прогрессивных технологий и организации производства. Речь идет об интенсивных ресурсо-, фондо- и энергосберегающих технологиях, обеспечивающих экономию и повышение эффективности использования основных и оборотных, энергетических и трудовых ресурсов.
     Резервами роста социально-экономической эффективности  функционирования предприятий АПК  являются: восстановление и пополнение основных фондов социального и культурно-бытового назначения путем использования собственных, привлеченных и заемных источников инвестиций; все более полное и бережное использование материально-технических ресурсов по эксплуатации объектов непроизводственной сферы; увеличение внутрипроизводственных фондов индивидуального и общественного потребления работников, расходов на социальные и культурно-бытовые нужды трудового коллектива.
     Один  из способов получения постоянно  высокой выручки, а вместе с тем  и прибыли, является производство молока. Но вести расширенное производство можно лишь в случае получения  высокого валового надоя, путем достижения высокого удоя молока высшего и экстра сорта от одной коровы. Тогда средств, полученных от продажи молока, будет хватать не только на оплату труда, поддержания стабильного экономического существования филиала, но и на обновление основных производственных фондов и материально-технической базы. На низком уровне закупочных цен и необоснованно быстром росте затрат молочная отрасль, а вместе с ней весь агропромышленный комплекс республики не имеет возможности вести не только расширенное, но и простое воспроизводство. Рентабельное ведение отрасли молочного скотоводства связано с повышением продуктивности коров в 1,5-2,0 раза [1, с.18].
     К основным путям повышения экономической  эффективности молочного скотоводства относятся:
     -интенсификация  молочного скотоводства посредством  создания современной материально-технической базы;
     -соответствующее  ветеринарно-зоотехническое обслуживание поголовья;
     - создание прочной кормовой базы;
     -совершенствование размещения, концентрации и специализации молочного скотоводства;
     - развитие селекции в молочном  направлении;
     - внедрение эффективных методов  воспроизводства маточного поголовья;
     - внедрение интенсивных технологий  производства молока;
     - наиболее эффективных форм и  прогрессивных методов организации  труда и стимулирование повышения  его производительности;
     Для развития свиноводства в СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» необходимо увеличивать откормочное поголовье скота на уровне 2000-2500 тысяч голов, тогда производство мяса свинины будет рентабельно на 30-35%, а полученных от продажи средств  хватит не только на покупку комбикормов, но и на другие капиталовложения в филиале. Для обеспечения такого поголовья необходимо построить место содержания животных и увеличить маточное поголовье, для обеспечения своевременного пополнения «шведского стола» [1, с. 23].
     Увеличение  поголовья скота напрямую зависит  от увеличения кормовой базы хозяйства, а значит требуется более плотно подойти к вопросу заготовки  высококачественных кормов.
     Заключительным  и самым важным этапом анализа  производства продукции является подсчет  внутрихозяйственных резервов увеличения объемов производства, т.е. поиск  ранее не использованных путей, освоение которых позволит добиться увеличения объемов производства продукции  растениеводства.
     Выявление резервов увеличения продукции растениеводства  может осуществляться по следующим направлениям: расширение посевных площадей, улучшение их структуры и повышение урожайности сельскохозяйственных культур.
     Существенным  резервом увеличения производства продукции  в растениеводстве является улучшение структуры посевных площадей, это значит увеличение доли более урожайных культур в общей посевной площади. Для расчета величины этого резерва необходимо разработать более оптимальную структуру посевов для нашего хозяйства с учетом всех его возможностей и ограничений,
     Основным  резервом увеличения производства продукции  растениеводства является рост урожайности сельскохозяйственных культур. Он может происходить за счет:
      дополнительного внесения удобрений;
      повышения их  окупаемости;
      внедрения более урожайных сортов культур;
      сокращения потерь продукции при уборке урожая;
      улучшения сенокосов и пастбищ и других агротехнических мероприятий.
     Основными путями дальнейшего повышения эффективности  производства продукции растениеводства  в хозяйстве могут являться в  основном методы организации, направленные на устранение различного рода потерь и сокращения производственных расходов, повышение производительности труда, изыскание средств для приобретения дополнительного количества техники, используемой при производстве. Так как  материальные ресурсы ограничены,  первоочередной задачей является уменьшение потерь и экономия зерна за счет его рационального потребления.
     Основные  направления развития отрасли растениеводства  Сельскохозяйственного филиала  ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»  до 2010 года включают оптимизацию её структуры. Для оптимизации структуры  растениеводства необходимо:
     - расширить в структуре посевной  площади зерновых культур посевы  озимой пшеницы до 1000 га, ячменя до 70 га;
     - увеличить посевную площадь рапса  до 400 га; не нарушать созданную оптимизацию соотношения озимых и яровых культур; обеспечить посевную площадь сахарной свеклы на уровне 400 га и довести валовой сбор корнеплодов до 20000 тонн;
     - сохранить посевную площадь овощного  горошка на уровне 150 га, внедрить рациональную структуру посевов на основе сортов различной скороспелости, обеспечить производство овощного горошка не менее 650 тонн;
     - усовершенствовать структуру посевов  многолетних трав. В этих целях  довести посевы бобовых до 60 %, бобово-злаковых смесей до 30-32% от  общего травяного клина;
     - на суглинистых почвах наряду  с клевером расширить посевы  люцерны;
     - увеличить посевную площадь кукурузы  на силос до 650 га;
     - перейти к производству кукурузы  на зерно на площади 150 га с использованием гибридов этой культуры[1, с. 26].
     Для совершенствования технологии возделывания сельскохозяйственных культур необходимо внедрить сорта сельскохозяйственных культур, характеризующиеся высокой  продуктивностью: зерно – 50-60 ц/га, сахарная свекла – 400-500 ц/га; использовать комбинированные  агрегаты, совмещающее подготовку почвы  и посев не менее чем на 50 % посевных площадей. Мероприятия по развитию растениеводства рассчитаны на повышение  урожайности зерновых культур до 60 ц/га, сахарной свеклы до 500 ц/га.  
 
 
 
 
 
 

     2.2. Анализ и оценка  сильных и слабых  сторон организации. 
     SWOT-анализ 

     Исходным  процессом стратегического управления является анализ среды, так как он обеспечивает базу для определения  миссии и целей организации, выработки  ею стратегий поведения, позволяющих  реализовать миссию и достичь  целей. Исследование внутренней среды  определяет слабые и сильные стороны  организации. От постоянных усилий менеджмента  зависит, сможет ли организация развить  свои сильные стороны в степени, необходимой, чтобы нейтрализовать угрозы и использовать открывающиеся  возможности,       одновременно избавляясь от слабых сторон[18, с. 411].
   Рyкoвoдcтву  предприятия необходимо oпpeдeлить, oблaдaeт  ли организация  внyтpeнними cилaми, чтобы  вocпoльзoвaтьcя oткpывaющимиcя вoзмoжнocтями, и кaкиe внyтpeнниe cлaбocти мoгyт ocлoжнить peшeниe бyдyщиx пpoблeм, cвязaнныx c внeшними oпacнocтями. Этим целям cлyжит aнaлиз cильныx и cлaбыx cтopoн opгaнизaции. Внyтpeнняя cpeдa opгaнизaции - этo та чacть oбщeй cpeды, кoтopaя нaxoдитcя в paмкax opгaнизaции. Онa oкaзывaeт пocтoяннoe и caмoe нeпocpeдcтвeннoe вoздeйcтвиe нa фyнкциoниpoвaниe opгaнизaции.
   Выявив  cильные и cлaбыe cтopoны и взвecив фaктopы по cтeпeни вaжнocти, pyкoвoдcтвo мoжeт oпpeдeлить те фyнкциoнaльныe зоны, кoтopыe тpeбyют нeмeдлeннoгo вмeшaтeльcтвa или мoгyт пoдoждaть, a тaкжe те, на кoтopыe мoжнo oпepeтьcя при paзpaбoткe cтpaтeгии opгaнизaции.
   Наиболее  распространённый и признанный метод  оценки среды — SWOT — по начальным буквам английских слов strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
     SWOT-анализ  может проводиться в течение  любого имеющегося времени - от 1-2 ч до нескольких дней. В первом случае выводы делают на основе экспресс-опроса, во втором - на основе изучения документов, разработки модели ситуации и детального обсуждения проблем с заинтересованными лицами. При этом количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты и на их основе распределить ресурсы между различными направлениями экономического роста[19, с. 86].
     Основным  инструментом регулярного стратегического  управления многие предприятия выбирают матрицу «качественного» стратегического  анализа, которую называют матрицей SWOT. Эта матрица предоставляет  руководителям компании структурированное  информационное поле, в котором они  могут стратегически ориентироваться  и принимать решения.
     Самое привлекательное в этом методе то, что информационное поле формируется  непосредственно самими руководителями, а также наиболее компетентными  сотрудниками компании на основании  обобщения и согласования собственного опыта и видения ситуации.
     При этом отпадает необходимость в использовании  мощных дорогостоящих систем «количественного»  анализа и привлечении не менее  дорогих экспертов, которые, хуже зная специфику конкретного рынка  и конкретного предприятия, могут в условиях ограничений по времени и неполной информации «навязать» неоптимальное решение.
     На  основании последовательного рассмотрения этих факторов принимаются решения  по корректировке целей и стратегий  предприятия (корпоративных, продуктовых, ресурсных, функциональных, управленческих), которые, в свою очередь, определяют ключевые моменты организации деятельности[19, с. 87].
     Поэтому внешний анализ, помимо оценки рыночной конъюнктуры, должен охватывать такие  сферы, как экономика, политика, технология, международное положение и социально-культурное поведение, т.е. проводиться в соответствии с моделью GETS, что означает четыре группы внешних сил давления:
     -Government - правительство;
     -Economy - экономика;
     -Technology - технология;
     -Society - общество.
     Процедуры внутреннего анализа могут и  должны включать в себя оценку уникальности ресурсов и технологий, основных компонентов  менеджмента, корпоративной культуры и т.п.
     Оценка  сильных и слабых сторон предприятия  по отношению к возможностям и  угрозам внешней среды как  раз и определяет наличие у  предприятия стратегических перспектив и возможность их реализации.
     Методология построения матрицы первичного стратегического  анализа заключается в том, что  сначала весь мир делится на две  части — внешнюю среду и  внутреннюю (само предприятие), а затем события в каждой из этих частей - на благоприятные и неблагоприятные: внешняя – внутренняя, сила - слабость, возможности – угрозы.
     
     Рис. 1. Матрица первичного стратегического SWOT-анализа 

     Выбор эффективных стратегий, соответствующих  внутренним параметрам предприятия  и его положению на рынке и, в целом, во внешней среде, производится путем построения матриц корреляционного SWOT-анализа. На рис.2. приведен пример такой  матрицы для выбора корпоративной  стратегии.
     
 

     Рис. 2. Матрица корреляционного SWOT-анализа
     Стратегии предприятия определяются исходя из сопоставления (корреляции) характеристик  среды и предприятия для четырех  зон матрицы. Для каждой зоны матрицы  получаем свои базовые стратегии. Например, для левой нижней зоны матрицы  характерны стратегии, направленные на использование сильных сторон предприятия  для нейтрализации угроз внешней  среды. Фирма имеет значительные внутренние силы, но внешняя среда  таит в себе много угроз. Здесь  наиболее эффективными будут стратегии, направленные на смягчение внешних  угроз на рынке путем диверсификации (освоения новых товаров и рынков) и интеграции бизнеса.
     Для верхней правой зоны характерны стратегии, направленные на компенсацию слабых сторон компании за счет хороших возможностей, предоставляемых внешней средой (создание совместных предприятий для  активной работы на перспективном рынке). Для левой верхней зоны матрицы  лучшей стратегией станет упор на рост и увеличение продаж, а для правой нижней - самым разумным становится либо концентрация на узком сегменте рынка, либо уход с рынка. 
 

SWOT-анализ  СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»  за 2009 г. 

Сильные стороны Слабые стороны
-наличие  сплоченного коллектива и грамотного руководства; -достаточно  высокая урожайность;
-применение  активной сбытовой политики, включающей  в себя: продажу на основе прямых  связей с торговыми организациями;  ведение оптовой торговли;
-соответствующее  ветеринарно-зоотехническое обслуживание поголовья.
-недостаточный объем оборотных средств; - низкорентабельное производство;
- неэкономный расход электроэнергии;
-дебиторская и кредиторская   задолженность;
-недостаток  высококвалифицированных кадров, заинтересованных в работе;
- изношенное  оборудование;
Возможности Угрозы
- развитие селекции в молочном направлении; -внедрение  эффективных методов воспроизводства  маточного поголовья;
-наиболее  эффективные формы и прогрессивные  методы организации труда и  стимулирование повышения его  производительности;
- создание прочной кормовой базы;
-приобретение нового оборудования и новейших технологий;
-интенсификация молочного скотоводства посредством создания современной материально-технической базы;
-введение  в севооборот более рентабельных  культур.
- конкуренция  со стороны местных поставщиков; -погодные  условия;
-агротехнические  ошибки;
-растущая степень влияния поставщиков и покупателей;
-низкая покупательная способность потребителей;
-рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы.
    Примечание  – Источник: собственная разработка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Анализ и оценка  внешней среды  предприятия 

     Внешняя среда организации представляет собой совокупность переменных факторов, которые находятся за границами  организации и не являются сферой непосредственного воздействия  со стороны её менеджмента. Выделяют внешнюю среду прямого и косвенного воздействия.
     Внешняя среда прямого воздействия охватывает организации и людей, которые  могут вступать в контакт с  организацией, оказывая на неё воздействие  в силу выполняемых ими задач. К ним относятся: поставщики, потребители, акционеры, конкуренты, различные контролирующие органы, местные органы власти. Наиболее сильное давление организация испытывает от такого фактора прямого воздействия, как рынок.
     Анализ  покупателей позволяет в первую очередь составить профиль потребителя  продукта, реализуемого организацией. С этой точки зрения изучаются  следующие характеристики:
    географическое местоположение покупателя;
    его демографические характеристики;
    социально-психологические характеристики.
     Анализ  поставщиков направлен на выявление  особенностей, от которых зависят  эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого  ею продукта. При сильной зависимости  организации от поставщиков последние  могут навязывать ей невыгодные условия. Всестороннее изучение позволяет формировать отношения с поставщиками таким образом, чтобы их влияние на организацию снижалось, а зависимость от неё усиливалась.
     Изучение  конкурентов направлено на выявление  слабых и сильных сторон тех, с  кем организации приходится бороться за ресурсы, получаемые из внешней среды. Это необходимо для построения стратегии  борьбы за выживание.
     Анализ  рынка рабочей силы нужен для  определения потенциальных возможностей организации в обеспечении кадрами, необходимыми для решения её задач. Изучается рынок рабочей силы с точки зрения наличия специалистов требуемой квалификации, определённого  уровня образования, возраста[18,с. 411].
     Внешняя среда косвенного воздействия формируется  из факторов и условий, прямо не влияющих на деятельность организации, но предопределяющих стратегически важные решения, принимая её руководством. К ним относят: законодательство, политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические и климатические  факторы и условия[18, с.23].
      Рис.3 Воздействие внешней среды
     Наиболее  распространённые способы наблюдения следующие:
     - анализ публикаций в средствах  массовой информации;
     - участие в профессиональных конференциях;
     - изучение мнений сотрудников  организации;
     - проведение внутренних обсуждений.
     Задача  исследования – вскрыть тенденции, характеризующие состояние отдельных  важных факторов, предсказывать направление их развития, вскрыть потенциальные угрозы для организации, а также возможности, открывающиеся для неё в будущем.
     Система анализа даёт необходимый эффект, если поддерживается высшим руководством и тесно связана с планированием[18, с.412].
     Анализ  внешней среды представляет процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятиям факторы, чтобы определить новые  возможности и угрозы для его  развития.
     Основные  задачи анализа внешней среды:
     1.Оценить  изменения, которые воздействуют  на разные аспекты текущей  стратегии.
     2. Идентифицировать факторы, которые  представляют угрозу стратегии  предприятия. Контроль деятельности  конкурентов позволяет руководству  быть готовым к потенциальным  угрозам.
     3. Идентифицировать факторы, которые  представляют больше возможностей  для достижения общих целей  предприятия (при корректировке  планов) [6, с.164].
     На  примере СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»  можно проанализировать внешнюю среду данной организации: происходит конкуренция со стороны местных поставщиков, что значительно влияет на себестоимость продукции, а также на её качество. Возможно расширение ассортимента продукции для удовлетворения запросов потребителей; приобретение нового оборудования и новейших технологий. Однако наблюдается непостоянный поток поступления денежных средств, что отрицательно воздействует и всячески препятствует приобретению новейших технологий, присутствует высокая степень износа оборудования. Угрозами являются плохие погодные условия (заморозки, дождь, град), которые снижают урожайность и качество продукции, падение спроса по причине снижения доходов населения, большое количество конкурентов за счёт продажи продукции с собственных приусадебных участков.
3 Планирование объёма  и структуры производства  организации на  перспективу 

3.1 Моделирование количественных  показателей развития  отрасли 

     Главной задачей прогнозирования и планирования развития АПК являются максимизация объёма конечной продукции АПК и  приближение объёма и структуры  производства продукции к объёмам  и структуре потребностей в ней. В состав конечной продукции АПК  входит продукция, используемая на личное потребление населения, производственное потребление в отраслях, не входящих в АПК, прирост запасов, резервов, экспорт.
     Прогнозные  и плановые расчёты объёмных показателей  в сельском хозяйстве осуществляются по отраслям растениеводства и животноводства.
     При определении прогнозируемого объёма производства продукции растениеводства  особое значение придаётся определению  размера посевных площадей и урожайности[12, с. 397].
     Таблица 1 –Размер и структура посевных площадей СХФ ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат»
Культуры Площадь, га В % к итогу 2009г. в  % к 2007г.
2007г. 2008г. 2009г. 2007г. 2008г. 2009г.
Зерновые  и зернобобовые без кукурузы 2337,0 2256,0 2242,0 49,5 46,6 50,1 95,9
В т. ч. Яровые 858,0 1129,0 700,0 18,2 23,3 15,6 81,6
           Озимые 1465,0 1097,0 1500,0 31,1 22,7 33,5 102,4
Зернобобовые 14,0 30,0 42,0 0,3 0,6 0,9 300,0
Кукуруза  и зерно 95,0 66,0 - 2,0 1,4 - -
Рапс 355,0 347,0 400,0 7,5 7,2 8,9 112,7
Кормовые  корнеплоды 40,0 25,0 25,0 0,8 0,5 0,6 62,5
Картофель 50,0 50,0 - 1,1 1,0 - -
Сахарная  свекла 400,0 400,0 410,0 8,5 8,3 9,2 102,5
Овощи открытого грунта 123,0 147,0 42,0 2,6 3,0 0,9 34,1
кукуруза  на силос 535,0 684,0 650,0 11,3 14,1 14,5 121,5
многолетние травы 533,0 266,0 408,0 11,3 5,5 9,2 76,5
однолетние  травы 250,0 596,0 296,0 5,3 12,3 6,6 118,4
Всего посевов 4718,0 4837,0 4473,0 100,0 100,0 100,0 94,8
     Примечание  – Источник:[1]. 

     Из  данных, приведенных в таблице 1 можно  сделать вывод, что наибольший удельный вес в структуре посевов традиционно  занимают зерновые и зернобобовые, сахарная свекла, рапс, затем кормовые культуры, такие как кукуруза на силос, однолетние и многолетние  травы. Особое внимание в последнее  время уделяется возделыванию такой  товарной культуры как рапс, за последние два года площадь посевов увеличилась в 1,13 раз. Большое количество площадей под силосуемые культуры объясняется увеличением потребности отрасли животноводства в консервированных кормах.
     Таблица 2 – Урожайность сельскохозяйственных культур