На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Информация, интернет и информационно-коммуникационные технологии как основа информационного общества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Федеральное агентство по образованию РФ
       ГОУВПО  “Марийский Государственный Университет”
       Юридический факультет 
 
 

       Кафедра философии и политологии 
 

       ТЕМА: “ИНФОРМАЦИЯ, ИНТЕРНЕТ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА” 

       Реферат для сдачи экзамена кандидатского  минимума по истории и философии  науки 

       Выполнил:
                                                                                               соискатель кафедры 
                                                                                                   публичного права
                                                                        Смышляев Сергей  Михайлович
                                                                                                              Проверил:
       Зав. кафедрой философии 
       и политологии
       Голубев Валерий Борисович 
 

       г. Йошкар-Ола, 2005
       СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

 
      Современная цивилизация, взятая всепланетно, глобально  рассматриваемая целостно в отвлечении от её внутреннего многообразия, может получить различные характеристики. В ряду обобщённых характеристик развития человечества в ХХ столетии следует назвать, прежде всего, такой феномен, как появление компьютеров и начало формирования информационных обществ.  Компьютеризация всех сфер человеческой деятельности выступает сегодня как важнейшая задача общества, и как императив социального развития. Без решения этой задачи невозможны гуманистические преобразования, экономическое развитие общества.
       Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека – самый впечатляющий феномен последней четверти ХХ века. Пожалуй, наиболее популярным является тезис, гласящий, что распространение персональных компьютеров и компьютерных сетей (в особенности развитие сети Интернет) – это решающий шаг на пути к информационному обществу.
       Десять  тысяч лет – сельское хозяйство, 1-2 тысячи лет индустриализация и, вот, прямо перед нами постиндустрионализм.
       Темп  перемен возрос настолько, что наше воображение уже не поспевает  за ними.
       Начинаются  процессы глобализации мира и одновременно с этим перерастание постиндустриального общества в информационное общество.
       Процессы  глобализации в целом носят объективный  характер. Они порождаются растущей потребностью в единых, скоординированных действиях государств, в решении острейших общечеловеческих проблем: эффективного использования природных богатств; защиты окружающей среды; борьбы с социальными болезнями - наркоманией, преступностью.
       Существенной  особенностью современного развития являются рост масштабов применения новых информационных технологий, а также их влияние на основные сферы жизнедеятельности людей. Ключевое место среди этих технологий занимает сеть Интернет.
       С современной эпохой ассоциируются  такие понятия как сайт, хост, веб-страница, гиперссылка, информационная супермагистраль и т.п.
       Кибер-навигация  и веб-сёрфинг – метафоричное продолжение извечное тяги к путешествиям. Для “киберсёрферов” – счастье скользить, как на доске, по волнам разлитой в киберпространстве информации.
       Сегодня уже трудно найти человека, не слышавшего хотя бы что-нибудь об информации, информационном обществе, электронной почте, телемедицине, дистанционном образовании…. Сегодня мы слышим термины – “информационная война”, “инфоатака”, “информационное оружие”, всё это отголоски влияния информации в условиях информационного общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЕ  РАЗВИТИЕ

      1.1. Информационно-компьютерная  революция и её  последствия

 
      В разных теоретических системах она  именуется неодинаково. В марксистской терминологии “научно-техническая революция”, по цивилизационной типологии О. Тоффлера “социо-техническая революция”. Чаще всего её называют информационно-компьютерной или информационно- экологической. Её собственным внутренним стержнем выступает создание и развёртывание электронно-компьютерной и биотехнологической технологии. Её результатом в самом широком смысле может стать новая цивилизация, условно говоря “постиндустриальная”, “информационная”, “информационно-экологическая” или “информационно-компьютенная”.1
      В соответствии с классификацией информационных революций, первая такая революция  в истории человечества произошла  в результате изобретения письменности, вторая с появлением книгопечатания, третья связана с серией изобретений: телефон, радио, телевидение и, четвёртая информационная революция – это появление компьютера.2
      Информационно-компьютерная революция подготавливает базу для  глубоких социальных изменений. Они  охватывают все этажи общественной целостности – социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования.
      Информационная  революция не может не затронуть  сферу политических отношений. С  одной стороны, последствия её отрадны: расширение возможностей непосредственного  участия каждого в принятии демократических  решений, упрочение индивидуальной свободы. Но вместе  с тем возникает опасность всеохватывающего контроля правящих структур над людьми, вплоть до манипулировании ими.
      И, наконец, информационная революция  окажет серьёзное воздействие на самого человека, его образ жизни, род занятий, труд, досуг и т.д. Разумеется, многое зависит от того, в каком социальном контексте будет протекать информатизация человеческой жизни, как она будет связана с демократизацией социальности, гуманизации духовной атмосферы. Тем не менее, можно предположить, что формирование банков знаний, доступных для всех, становление информационной эпистемологии окажут воздействие на характер интеллектуальной деятельности.
      В.А. Канке определяя основы информатизации общества, указывает, что первой основой  информационной технологии является рационализация. Компьютеризация общества, прежде всего, выступает как его всемерная рационализация, организация деятельности человека в соответствии с целесообразностью.
      Второй  необходимой базой информатизации общества выступает развитой изоморфизм. Изоморфизм – это соответствие между объектами и процессами различной природы (например, параллели изоморфного типа между логикой и языкознанием).
      Третьей необходимой базой информационной технологии является развитие техники.3
       По-видимому, стоит отметить, что вопрос об информатизации общества для нашей страны не является совсем уж новым, как может показаться тем, кто мало знаком с историей. Многие учёные работали в этой области. Академик В. Глушков, считал, что без разработок в сфере компьютеризации мы неизбежно будем отставать как в экономике, так и обороне. Он считал, что использование традиционной “бумажной технологии” в народном хозяйстве приведёт к увеличению числа служащих занимающихся лишь составлением сводок и отчётов. Выход виделся в разработке новых компьютеров, создании банков данных, развитии коммуникационных сетей и переходе к безбумажной технологии сбора, обработки, передачи и хранения информации.
       Академик  А. Берг и другие, работавшие в области  обороны, доказывали, что без компьютеризации оптимальное управление войсками в современных условиях невозможно.
       В МГУ при активном участии ректора  И.Г. Петровского, академика А.Н. Колмогорова  и других был создан факультет  кибернетики и вычислительной техники. Сейчас подобные факультеты есть во многих ведущих технических вузах страны.
      Наконец, информационная технология требует  определённых экономических, социальных и политических институтов.
      Став  одной из господствующих сил, информатизация общества привела к глобальным научным, техническим, социальным, этическим и другим последствиям; видимо, грядут ещё более масштабные изменения.

      1.2. Немного о философии техники в эру информационных технологий

 
      Философия техники – совокупность различных  течений, школ и концепций, рассматривающих гносеологические, мировоззренческие и онтологические проблемы развития техники, научно-технического прогресса и судеб технической цивилизации. Философия техники соотнесена с ключевыми понятиями философской рефлексии – прогресс, природа, рациональность.4
      Рождение философии техники на Западе обычно связывают с появлением книги И. Бекмана “Руководство по технологии, или познание ремёсел, фабрик и мануфактур” (1777). Однако значительно чаще её отсчёт ведётся от труда Э. Каппа “Основные черты философии техники” (1877).
      В числе предшественников современного философского анализа философии  техники можно назвать Ф. Дессауэра, М. Хайдеггера и К. Шилинга.
      Своеобразный  критический вариант философии  техники находим у французского философа Жака Эллюля.
      Эллюль  связывает технику с всеобщей рационализацией мира. Он также рассматривает феномен техники как самую опасную форму детерминизма. Техника, по его словам, превращает средства в цель, стандартизирует человеческое поведение, делает человека объектом “калькуляций и манипуляций”. Он оценивает техническую цивилизацию с таких социальных позиций, которые исключают правомерность научно-технической революции, оценивают её негативно и, таким образом, ставят вопрос о возможной поливариантности социального развития. Французский автор рассуждает от имени человека, которого воспринимает как меру всех вещей и судьбу которого – как исходный момент всякого философствования.
      Сейчас  философия техники, сформировалась как относительно самостоятельная область теоретического поиска, не менее значимая, чем традиционные онтология и гносеология.
      Германские  авторы Ленк и Рополь выделили из литературы по философии техники ряд “существенных элементов” техники: прикладное естествознание; комплекс элементов и средств; реализация идей; создание искусственной среды и т.д.
      Исчезни сегодня техника – исчезнет и  человек.5
      В философии техники особую популярность приобрели получившие хождение ещё  в 1960-х годах идеи канадского социолога  Маршалла Маклюэна. Он объявил, что  общественное развитие обусловлено  теми средствами связи, на основе которых осуществляется общение людей. В коммуникационном процессе складывается будто бы совместная деятельность и взаимопонимание, определяются все стороны общественной жизни: экономика, политическое устройство, культура.
      Маклюэн полагает, что техника сама по себе способна изменить мир. Она выступает в качестве внушительной силы, могущей вызвать культурные мутации, только в том случае, когда соединена с человеком.
      Антропологизм Маклюэна предполагает не внутренне  активное, творческое сознание человека, а лишь специфический способ подключения человека к средствам связи, которые формируют тот или иной тип культуры. Средства связи сами по себе не обладают свойством воздействовать на общественные процессы. Их преобразовательная мощь обнаруживается только тогда, когда они соединены с органами чувств индивида, что может привести к появлению новой антропологической природы человека.
      Х. Сколимовски предлагает понимать философию  техники как философию человека. Техника, по его мнению, должна быть подчинена человеческому императиву, а не человек императиву техническому.
       Размышляя о социальных и культурных последствиях развития техники в западной филисофской  традиции опирались на центральную  идею отчуждения человека от собственной  сущности, как следствие развития цивилизации. Наиболее ярко это процесс губительной силы технологического прогресса был показан в известной работе О. Шпенглера “Закат Европы”.
       “…новое развитие техники несёт неограниченные возможности для добра и для зла…оно делает метафорическое господство машин, о котором фантазировал Сэмюэл Батлер6, самой непосредственной и неметафорической проблемой”7.
       В отличие от западной философской традиции, рассматривающей развитие техники в контексте порабощения человека, русская философская традиция искала возможность гармоничного сосуществования технического и собственно человеческого развития (н-р, Флоренский П. Органопроекция).8
      Техника, отмечает Н.А. Бердяев, имеет космогоническое  значение, через неё создаётся  новый космос. Машина и техника  наносят страшные поражения душевной жизни человека – и, прежде всего эмоциональной, человеческим чувствам. Техническая цивилизация, по словам Бердяева, опасна, прежде всего, для души.9
      В связи с “компьютерной революцией” интерес к философии техники усилился. В трудах А. Димера, Х. Сколимовски, Т. Стоуньера, А. Этциони и др. рассматриваются последствия информатизации общества. Становление нового типа цивилизации – информационного – стало важнейшим этапом в развитии философии техники.
      Надежды на разрешение глубинного противоречия между человеком и техникой, а также на переход к ценностной ориентации на “качество жизни” связываются в общественном сознании развитых стран с научно-технической революцией, с переходом к информационно-техническому обществу.
       Сегодня философы и социологи говорят о вхождении человеческого общества в новую общую для всех народов, единую постиндустриальную (информационную) цивилизацию. Появилась проблема, которая широко дискутируется среди философов: правомерна ли марксистская теория общественно-экономической формации и формационного подхода к анализу развития общества? Не предпочтителен ли так называемый цивилизационный подход?10
         Очевидно, что оба подхода не исключают, а напротив, предполагают друг друга. Человечество идёт, сточки зрения технического развития, в одном направлении – от “доиндустриальной цивилизации” через “индустриальную цивилизацию” к “постиндустриальной цивилизации”. Для постиндустриальной цивилизации характерна не механическая система машин, а автоматизация производства, основанная на микроэлектронике и информатике, новейшей интеллектуальной технологии; эта новая техническая и технологическая база меняет образ жизни общества и человека. Под воздействием НТР оказываются все основные периоды жизни человека: подготовка и обучение, время труда, творчества и досуга. К мощи собственного мозга присоединяется мощь общечеловеческого интеллекта.11
      Для индустриального общества огромное значение имела машинная технология, сейчас ключ к пониманию информационного  общества с его культуроцентризмом – это интеллектуальная технология. Она основана на компьютерных программах и переработке информации в целях управления технологическими процессами и контроля над ними. В этом обществе преимущество у того, кто располагает самостоятельными и мыслящими работниками высокообразованными работниками, самой свежей научно-технической информацией, а также быстродействующими средствами её переработки и применения в производстве. 12
      Становление информационно-технического общества вызывает глубокие перемены в техническом базисе. Телекоммуникация в сочетании с хранением и переработкой информации превращается во всеохватывающую отрасль народного хозяйства, задающую ритм всей жизни общества.
      Электронные средства становятся основным каналом  распределения информации. На смену так называемой бумажной цивилизации приходит безбумажная, электронная.
      Расширение  телевизионной службы с помощью  кабельного телевидения  меняет характер бытовых услуг, позволяет доходить до каждого потребителя научной, медицинской, общеобразовательной и социально-политической информации. Жизнь в так называемом электронном коттедже регулируется компьютером, программирующим работу всех систем жизнеобеспечения, начиная от отопления и кончая кухней и прачечной.
      Главный философский результат компьютерной революции – преобладание в обществе информационной технологии, он заключается в доминировании не искусственно-технического, а информационного подхода. Его рассматривают обычно как дальнейшее развитие искусственно-технического подхода, не выходящим за его пределы. Если это даже и так, то, тем не менее, информационному подходу присущи вполне определённые особенности. В центре информационного подхода находится не энергия, не вещество, а информация, её потоки, короче, информационная технология.13
      В условиях революционных изменений в микроэлектронной технологии последующее развитие человеческой цивилизации неизбежно будет осуществляться на основе синтеза технологического и естественнонаучного подходов.14
      Микроэлектронная  революция увеличивает мощь человеческого интеллекта. Технологические новшества оказывают влияние на социальную структуру общества. По существу, рождается новый цивилизационый уклад, в котором принципиально иными будут сферы труда, управления, досуга.
      Старый  тезис материалистов XVIII века “человек есть машина”, облекается сегодня в электронно-кибернитическую форму, компьютеризированную терминологию, выраженной в концепции киборгизации, согласно которой  
в будущем человек должен будет отказаться от своего тела. Когда стремятся подчеркнуть различие компьютера и человека, то чаще всего указывают на неспособность компьютера оперировать универсалиями и целостными образами, чувствовать и любить, моделировать бессознательную интуитивную и творческую деятельность человека, понимать историко-культурный контекст явлений.  На это компьютерные оптимисты отвечают, что нет таких присущих человеку интеллектуальных процессов, которые были бы принципиально непереводимы на язык вычислительных операций. Компьютерным оптимистам и компьютерным пессимистам трудно прийти к общему мнению. Представляется вполне очевидным – в этом вообще мало кто сомневается, - что будущее принесёт информационным технологиям новые успехи. В то же время соотношение человек – компьютер, ведущей стороной выступает человек, именно человек символизирует себя в информационной технологии, а не компьютер правит человеком.15 Компьютер, подобно человеку, владеет информацией, он, вполне возможно, – по крайней мере, согласно некоторым концепциям, - понимает человека, но во всех случаях он выступает системой, символически изоморфной человеку, не более того.  
В широком философском смысле не человек – символ компьютера, а наоборот, компьютер – символ человека. Пока нет каких-либо серьёзных оснований утверждать, что ассиметричность соотношения человек – компьютер будет когда-либо нарушена. Таким образом, компьютеризация оставляет машине машинное, человеку человеческое.

      Развитие  информационных технологий ставит перед  человечеством массу новых проблем, прежде всего по философскому осмыслению информационного образа жизни и содержания информационного подхода. Сам по себе информационный подход не есть панацея от бед человечества. Широкое использование компьютерных технологий рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалистов, позволяет достичь многочисленных положительных экономических эффектов. Но вместе с тем компьютерная революция может приводить к снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, изоляции индивидов, усилению – с использованием банка данных – манипуляции людьми, дегуманизации труда. Чтобы этого не случилось, необходима целенаправленная философская работа, которая не позволила бы подвергнуть забвению гуманитарную составляющую информационного подхода. Наиболее значительными в этом смысле являются этические проблемы, ибо именно в них запросы человека получают своё пиковое выражение.
      Технический прогресс при всей его жестокости, неостановим. И если где-либо можно  говорить о видимом действительном прогрессе (восхождении от простого к сложному, от низшего к высшему), то это в области роста и развития техники. Ожидается, что скоро компьютерная техника совершит новый скачок: будет введена параллельная обработка информации, создан искусственный интеллект и другие поразительные инновации. Распознавание речи и автоматический перевод войдут, без сомнения, в широкое использование вместе с высококачественными визуальными дисплеями, воспроизведением звука. Одни и те же сети будут передавать голос, данные и изображения и информацию во многих других формах. Всё это поставит новые философские вопросы.

      1.3. Информация: определение,  влияние, роль

 
      В современной общественной мысли  есть точка зрения на причины социального  развития, которая связана с осознанием роли знания, информации в общественной динамике. Общество, контуры которого только-только проявляются, будет характеризоваться тем новым и совершенно особым местом, которое будут занимать в нём информация и знания. Поиск, создание, возрастание и хранение, смысловая трансформация, тиражирование и распространение знаний занимает всё большее место в деятельности людей. Информация становиться ценным продуктом и основным товаром.
      Ключевым  вопросом о работе человека сейчас становится вопрос о том, какую долю занимает в этой работе обработка информации, насколько стандартна и программируема его работа, какой уровень абстракции требуется для его труда, какой доступ имеет работник к центральному банку данных и информационной системе и насколько автономна и ответственна его работа.16
       Настоящее представляет собой поворотный момент в человеческой истории. Нынешнее время  – разделительная грань, которая  проходит по центру человеческой истории.17 Нам не долго осталось, судя по этому. J
       Средний взрослый человек проводит за ежедневным чтением газет в среднем 52 мин. Кроме того, он тратит время на чтение журналов, книг, вывесок, объявлений, инструкций, этикеток на консервных банках, рекламы, размещённой на упаковках продуктов. Окружённый печатной продукцией, он “проглатывает” от 10 до 20 тысяч печатных слов в день. Тот же самый человек также вероятно, тратит час или четверть часа в день, слушая радио. За то время пока он слушает новости, рекламно-коммерческие передачи, комментарии и другие программы, он воспринимает около 11 тысяч обработанных слов. Он также проводит несколько часов за телевизором, что добавляет ещё 10 тысяч слов, или около того. Это информационный бум. Этот информационный бум затронул даже сферу классической музыки. Сейчас музыканты играют музыку Моцарта, Баха и Гайдна в более быстром темпе, чем тот, в котором она исполнялась, когда была написана. Мы слушаем Моцарта на бегу. Это касается и языка. По словам лексикографа Берга Флеаснера, если бы Шекспир вдруг каким-то чудом оказался в современном Лондоне, он смог бы понять в среднем 5 из 9. Великий драматург попросту оказался бы полуграмотным.
       Увеличение  скорости, а она, по приблизительным  подсчётам, возросла в 20-100 раз, ставит перед людьми всё более сложные  задачи адаптации к реальности. Человеку всё сложнее создавать целостную  картину мира.
       Под влиянием ускоряющихся изменений во внешнем мире мы вынуждены ежеминутно вновь и вновь изучать окружающую обстановку, изменять свою концепцию  реальности в более короткие сроки.
       Лидер теоретиков информационного общества М. Кастельс, начинает свой труд с тезиса о переходе от капитализма к информационализму, в условиях которого успех зависит в первую очередь от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях.
      Эти положения побуждают к тому, чтобы пристальнее вглядеться в само понятие “информация”. Информация большинством учёных относится к числу таких общефилософских категорий как, “время”, “пространство”, “движение”.18
      Ещё недавно, так сказать, в докибернетическую  пору информация понималась попросту как передача сообщения. Сегодня оно трактуется как некоторая субстанция, которая питает как исследователей, вчитывающихся в непознанное, так и тех, кто стоит у руля процессов управления производством и социальной жизни.
        Возникли философские концепции, в которых информация ставилась в один ряд с протяжённостью и движением. Информационность трактуется в них как свойство всего Универсума и каждой его составляющей. Во многих случаях и у разных авторов информация понимается как В частности, информация трактуется как: отрицание энтропии (Л. Бриллюэн); коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределённость (К. Шеннон); передача разнообразия (Дж. Эшби); мера сложности структур (Х. Моль); вероятность выбора (А.М. и И.М. Яглом.)19 при всём этом логически строгого общепринятого понятия информации пока нет.
      “Информация есть информация, а не материя и  не энергия” - писал Норберт Виннер, - “и не дух”20 - добавляет Еляков А.Д.
       Робертсон Д.С. пишет: “цивилизация – это информация”.
       В.М. Глушков говорит: “информация в самом общем её понимании представляет собой меру неоднократности распределения материи и энергии в пространстве и времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы”.21
      “Важно то, - указывает Э. Тоффлер, - что сейчас мы движемся к мощным формам обработки информации, которые глубоко антибюрократичны.”
       Д. Белл определяет: “Я стою на том, что информация и знания суть стратегические ресурсы постиндустриального общества. Кроме того, в своей новой роли они представляют собой поворотные пункты современной истории”.22
       В целом анализ различных подходов позволяет выделить, как минимум, три существенных аспекта информации:
      Гносеологический аспект – понимание информации, обладающей свойством атрибута материи, как продукта её отражения.23
      Функциональный аспект – трактовка информации, предложенная “отцом кибернетики” Н. Виннером: “Информация – это обозначение содержания полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших органов чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде”.24
      Деятельностный аспект – информация рассматривается как обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в растительном и животном мире, передача признаков от клетки к клетке.
       Вообще  в наши дни можно выделить следующие  основные подходы к определению  термина “информация”: Информация – это совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему, с целью её оптимизации. Информация – это набор узкоспециальных данных, продуцированных в огромных количествах во всех сферах деятельности общества. Информация – это необходимый резерв и ресурс социально-экономического развития общества, подобный другим ресурсам: трудовым, материальным.
       За  словом информация кроется коммуникация, а не знание: более информированный  человек – это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в  большем числе коммуникаций. В современном обществе информация – это идол.25
       В современную эпоху информация –  это коммуникация, побуждающая к  действию. Если мы определим информацию подобным образом, то станет понятным, почему главным феноменом компьютерной революции стал Интернет, а не обещанные футурологами гигантские электронные банки данных или искусственный интеллект.   
       Информация  – это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его  интеллектуальной собственности, доля которой всё более растёт в современном мире.
       Важно отметить такую сущностную черту  информации, как постоянное её накапливание в увеличивающихся объёмах. Именно это стимулирует развитие и совершенствование  технологии и эксплуатации информационных ресурсов или информационно-коммуникационных технологий.
       Информация, как было сказано выше, имеет влияние  на человека и это влияние имеет  не только позитивную окраску. Дело в  том, что в информационном обществе начала XXI века существует более широкая перспектива для манипуляции массами.26 В связи с этим видный исследователь информационного общества С. Московичи утверждает, что оно стало возможным только потому, что на протяжении всего нескольких поколений был совершён переход от культуры слова к культуре наглядных образов. “Не человек создаёт информацию, информация создаёт человека”.27 Динамическое и направленное информационное воздействие приводит к тому, что человек начинает во всё большей степени жить не в реальнои мире, а в мире информационных фантомов.
       Неоднозначность и сложность современной коммуникационной ситуации, когда информация не только расширяет горизонты развития человечества, но и активно воздействует на внутренний мир личности, породили и неоднозначность их оценки среди исследователей. Если одни исследователи с восторгом перечисляют богатство способов массовой коммуникации, то другие за происходящими явлениями глядят с опаской. 
 

      2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ  ЧЕРТЫ, ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ

 
              Каждый  хочет, чтобы его  информировали честно, беспристрастно, правдиво – и в полном соответствии с его взглядами. Гилберт Честерстон. 

       Считается, что наиболее развитые страны в настоящее  время функционируют в качестве информационных обществ.  В такого рода обществах социально-экономические  успехи и сдвиги зависят в первую очередь от производства, переработки, хранения, распространения среди членов общества информации.
      С середины 90-х годов XX века – с  той самой поры, когда Интернет из специализированной военной сети на деле превратился в сеть глобальную, Сеть с большой буквы – представление об информационном обществе, то есть обществе, которое основывается на умении всех и каждого обработывать (в широком смысле этого слова) информацию, - представление об информационном обществе “обрело плоть и кровь”, а само информационное общество из красивой гипотезы неожиданно стало сугубой реальностью.
      Впервые об обществе, основанном на работе с  информацией, заговорили в начале 50-х  годов прошлого века – в связи  с появлением кибернетики и математической теории связи. Впрочем, сам термин “информационное общество” стал обиходным значительно позднее – ближе к концу ХХ столетия, в период всеобщей информатизации и компьютеризации.
      В известном смысле пионерами информационного  общества следует считать основоположников кибернетики и математической теории связи – американских учёных Клода Шеннона, Норберта Виннера, Джона фон Неймана, Алана Тьюринга, а также советских математиков школа А.Н. Колмогорова, прежде всего самого Андрея Николаевича Колмогорова. Именно их работы и изыскания сделали возможным тот бум компьютерных технологий и программного обеспечения, свидетелями которого мы являемся сегодня.   
      Если  говорить о философской подоплёке  информационного общества, необходимо упомянуть имена Жана Бодрияра, Карла Поппера и других идеологов “открытого общества”, равно как имена Збигнева Бжезинского, Фрэнсиса Фукуямы и Дэниэла Белла, выдвинувших в своих работах тезис о возникновении грядущего на смену обществу индустриальному “постиндустриального”, иначе “информационного” или “когнитивного” общества.28
       Информационное  общество – высший и наиболее развитый этап современного общества.29 Сбывается пророчество Ф. Бекона – знание действительно приобретает характер силы, а точнее власти.
       Прежде  чем начать разрабатывать определённую стратегию его утверждения, следует расшифровать само понятие “информационное общество” и связать представление о нём с теми тенденциями общественной эволюции, участниками и свидетелями которых мы являемся.
       Н.А. Маслов определяет окружающую нас цивилизацию как техногенную. Она формировалась в несколько этапов:
      Промышленный переворот;
      Концентрация производственных сил, это ещё одна характеристика;
      Превращение науки в непосредственную производительную силу;
      Информационный этап.
       Технологический детерминизм, марксизм, индустрионализм, постиндустрионализм и теория информационного общества – всё это формы теоретического отражения сформировавшейся в новое время техногенной цивилизации.30
         Экономической основой информационного  общества являются отрасли информационной  индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная). Происходят процесс  формирования мировой “информационной экономики”, превращения “электронной торговли” по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса. О.Н. Вершинская считает, что идея строительства информационных супермагистралей и создания глобальной информационной инфраструктуры с целью усиления экономического развития  страны, лежит сегодня в основе всех существующих моделей информационного общества.31
       Правовой  основой информационного общества являются законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие права человека на доступ к информационным ресурсам, технологиям, телекоммуникациям, защиту интеллектуальной собственности, неприкосновенности частной жизни, свободу слова, информационную безопасность.
       Технологическая основа информационного общества: телекоммуникационные и информационные технологии, которые  стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных  технологий, порождают технологический  рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят, в конечном счете, к становлению информационного общества.  
      Л.Д. Рейман следующим образом характеризует сущностные черты информационного общества:
      приоритетное значение информации по сравнению с другими ресурсами;
      доминирование информационного сектора в общем объёме ВВП;
      формирование в качестве  главной ценности – экономии времени за счёт использования новых телекоммуникационных и компьютерных технологий;
      информация, знания и квалификация становятся главными факторами власти.32
      А.И. Ракитов выделяет ряд других характеристик  информационного общества:
      Доступность информации.33
      Реальное обеспечение доступности информации.
      Производство информации в объёмах, необходимых и достаточных для обеспечения жизнедеятельности и развития общества во всех его частях и направлениях.
      Ускоренная автоматизация.
      Преимущественное развитие сферы информационной деятельности и услуг.
      Реорганизация хранения информации и систем её запросов на базе компьютеров и интерактивной информационной сети открывает новые горизонты в организации умственного труда. В развитых странах широко используется так называемая домашняя индустрия, в которой большинство работников трудится дома. Получая соответствующую информацию из банков данных, исследователь может работать в домашней обстановке, отсылая результаты своего труда в своё научное учреждение. Оказывается вовсе не обязательно ходить на работу.
      Своим социальным следствием становление  информационно-технического общества имеет и перестройку системы образования. Смещаются акценты образовательном процессе. Во-первых, резко возрастает значение домашнего образования. Во-вторых, информационное общество не может существовать без высококвалифицированных работников, постоянно занятых самообразованием и совершенствованием своих способностей. В условиях информационного общества вложение средств в человеческий капитал – самое прибыльное дело.34
      Много внимания теоретики информационно-технического общества уделяют проблемам рынка и государства. Они полагают, что государство должно быть децентрализовано и резко повышена индивидуальная свобода. Децентрализация нужна вследствие того, что объём необходимой для управления информации настолько возрос, что никакой административный центр не в состоянии её переработать и распределить. С этим может справиться лишь свободный рынок научно-технических и социально-экономических идей. И второе, что требует децентрализации управления, - это судьба информации. Если информация окажется в руках государства, то сложится тоталитарный режим.
    Л.Д. Рейман выявляет тенденции развития информационного общества:
      Повышение роли информационного сектора.
      Интеграция информационных и телекоммуникационных структур приведёт к появлению новых отраслей экономики, продуктов и услуг.
      Глобализация информационных и телекоммуникационных секторов приведёт к созданию и развитию глобальной информационной инфраструктуры.
      Появление новой политической культуры с более полной реализацией принципов свободы слова  через электронные СМИ.
      Появление новой информационной культуры (умение целенаправленно работать с информацией).35
      Указывается, что развитие сетевых коммуникаций постепенно приведёт к разрыву существующих связей между людьми и необходимость личного общения или перемещения в пространстве отпадёт. Люди будут жить в “компьютерных деревнях”.36
      Большинство привычных для цивилизованного  человека операций – покупки, банковская деятельность, работа – будут осуществляться на большом расстоянии с помощью  компьютеров.
      Билл  Гейтс в своей книге “Будущее информационного общества” провозгласил “смерть города”. Интернет даёт возможность работать, покупать, развлекаться и общаться, не выходя из дома. Так реализуется “монада” - комната без окон, обитатель которой парадоксальным образом “знает” обо всём, что происходит снаружи. Интернет не разрушает пространство города, но задаёт ему новые измерения.
      Мы  уже находимся на пути к формированию коллективного разума планеты. Информационное общество – это прорыв  к свободе человека и человечества.37
      Информационное общество – это инстинкт самосохранения человечества как биологического вида, модифицированный сейчас в конкретную социально-организационную форму бытия людей.38
      Характеризуя  грядущее общество как информационное, возникающее на основе компьютерной технологии, видимо, следует сделать одно важное дополнение. Как отмечалось отечественными исследователями (например, А.Д. Урсул), это общество должно быть не только информационным, но и экологическим.39 Выдвижение в постиндустриальном обществе на первый план информационных проблем ещё не решает всех коллизий в отношении “общество-природа”. Назревающий глобальный экокризис повелительно требует поворота общества в сторону коэволюционных задач, т.е. достижения оптимальных отношений человечества и его природно-экологической среды. Иначе мы захлебнёмся в его отбросах, погубим естественные условия нашего обитания.
      Как это ни печально, но вещественные и  энергетические ресурсы иссякают. Уже  есть обоснованные расчёты, на сколько  может хватить в обозримом  будущем невозобновляемых ресурсов (нефть, газ и т.д.), но есть один ресурс, который стремительно возрастает интеллектуальный, информационный и, прежде всего ресурс научно-технического знания, образованности, информированности людей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии преодолеть назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории.
      Вступление  в информационное общество следует  связывать с утверждением Колективного Общепланетарного Разума, с качественно новым этапом развития цивилизации. В свете перехода к информационному обществу, мировое сообщество не решает старой проблемы экологической катастрофы.40
      Поэтому вполне очевидно, что философские  принципы сосуществования и сопроцветания – основа успеха и развития информационного общества.
          В учениях Тейяра де Шардена  и Вернадского, мысль о превалирующей  воле общепланетарного разума  уже присутствует, хотя и в  неявном виде.
     Это означает утверждение новой формы  существования человека на Земле. Однако такая перестройка не может произойти сама собой. Для неё необходим общий консенсус. Значит, она произойдёт лишь тогда, когда проявит себя Коллективный Интеллект и Коллективная воля. Утверждение информационного общества есть условие, для обеспечения более или менее приемлемых перспектив дальнейшего развития самого биологического вида homo sapiens.
     Информационное  общество – это общепланетарная  система, способная к такому развитию, которое постепенно позволит найти новые опоры для дальнейшего существования рода человеческого. Одной из особенностей информационного общества будет превращение совокупности цивилизаций в единую систему, не в единую цивилизацию, а систему, в которой каждая цивилизация сохранит столь нужные для человечества особенности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.