Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понимание духовности в социальнопсихологических исследованиях

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
Реферат по дисциплине
«Социальная психология» 

На тему: «Понимание  духовности в социально—психологических  исследованиях»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

Введение 

1.       Понятие духовности, его развитие, значение и развитие
    Духовное развитие
    Понимание духовности
    Значение духовности
    Развитие духовности
    Понимание духовности в христианстве
3.       Понятие духовности в психологических исследованиях 

Заключение
 
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Не подлежит сомнению, что духовность находится в последнее время в поле внимания психологов. Исследования, проводимые в рамках, как общей психологии, так и других психологических дисциплин, позволили получить ряд интересных результатов, проливающих свет на психологические механизмы и наиболее значимые факторы этих явлений. Правда, эти результаты, как правило, оказываются значительно скромнее, чем ожидалось.
  В  настоящее время духовность представляют  объект для психологического  исследования (что естественно и  тривиально), она представляет собой существенную проблему для психологии, причем такую проблему, которую в современных условиях решить чрезвычайно непросто: на самом деле в рамках традиционной общей психологии для духовности "места" вообще не предусмотрено. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие духовности, его развитие, значение и развитие
Духовное  развитие  

 Духовность  – одно из наиболее сложных  понятий на Земле. О ней написано  и сказано очень много, но, исчерпывающего, убедительного определения пока  еще никто не дал и не  достаточно ясно, для чего она практически необходима человеку, что существенно снижает возможности ее развития. Сформировать цельное понимание духовности не позволяет множество стереотипов и противоречий, поэтому рассмотрим первичные вопросы духовности: ее понятие, значение, развитие и основные ошибки.  

Понимание духовности. 

  Духовность  – это реализованные в человеке  знания о Боге, Добре и Зле,  о нашем обществе, своей судьбе  и обо всем, что касается взаимодействия  человека с высшими силами, самим  собой и окружающим миром. Эти знания определяют большую часть основных проявлений человека (мышление, психо-эмоциональную сферу, поведение, образ жизни), его индивидуальные особенности, отношение к нему других людей, способность или неспособность к каким-либо значимым достижениям и многое другое.
  Наиболее  важные цели духовного развития: достижение совершенства (внутренней  силы, позитивности), познание и реализация  своего предназначения. Истинно  духовные знания делают жизнь  человека радостной и счастливой, позволяют получить власть над собой и своей судьбой, приближают его к Богу. Псевдодуховность, различные заблуждения делают человека слабым и злым, ведут к страданиям и несчастью, противопоставляют его воле высших сил.
  Внутренняя  сила – способность достижения  каких-либо значимых целей и преодоления жизненных преград. Она свойственна немногим, они с ней рождаются или сами формируют себя, получая соответствующее воспитание, они четко знают, что хотят, имеют огромное стремление к цели, непоколебимую уверенность в себе и своих силах. Они не надеются на случай и убеждены, что все в этом мире необходимо заслужить своим профессионализмом, развитием и деятельностью, они активно действуют и достигают цели, уважения и признания окружающих.
  Слабость  – бесцельное существование, отсутствие достоинства, уважения окружающих и каких-либо значимых достижений, бесконечные сомнения, неуверенность, уязвимость и т.д. Таких людей большинство, преграды их останавливают, неудачи ломают, а они только оправдываются: «Что я могу сделать?».
  В эзотерике внутренняя сила имеет множество четко определенных уровней (этапов развития), которые описывают логику и последовательность изменения всех основных составляющих человека: от его убеждений до внешних проявлений. Понимание этих уровней крайне необходимо людям, так как позволяет определить направленность эволюции человека, ступени его духовного развития, оценить себя, свои силы и найти свое место в общей иерархии существ, чтобы ставить более слжоные, но реальные цели и задачи, и ответить на множество других вопросов.
  Получение  силы подчинено универсальным  законам, но она может быть  светлой или темной, что определяется  реализуемыми целями и методами. Различение Добра и Зла –  один из ключевых вопросов  всех мировых религий и большинства  духовных школ, именно он определяет выбор пути развития. Светлый путь – путь Любви, Добра, Справедливости, служения Богу и обществу. Темный путь – совершенствование во Зле, путь насилия, страха, разрушения, борьбы с Богом, обществом и т.д
  Доброта,  позитивность – чистота мыслей и мотивов, отсутствие каких-либо негативных эмоций, способность сохранять доброжелательность, удовлетворенность в любых, самых неприятных ситуациях, способность любить и верить, видеть в каждом человеке творение высших сил и желать ему счастья. Все это достигается соответствующими духовными практиками, ведет к просветлению и другим возвышенным состояниям. Зло, негативность (в той или иной мере свойственны почти каждому человеку) – обман, желание зла, злость, зависть, страхи, несвобода, насилие, агрессивность, неверие в Бога или целенаправленное служение злу, преступления и любые другие нарушения духовных законов, воли высших сил. 

Значение  духовности 

  Значение  духовности трудно переоценить.  Она позволяет человеку подняться  над миром животных, шаг за шагом, по мере своей эволюции, познавать волю высших сил и приближаться к божественному совершенству. Осознавая значимость духовного развития для Бога, человека и общества, совершая великий подвиг, в различные эпохи приходили свои миссии (существа высокого уровня: божества, боги), чтобы передать людям духовные знания, основать религии и учения. Именно они во многом определили историю и культуру множества народов.
  Основное  предназначение человека перед  высшими силами, о котором говорят  все религии и позитивные учения – стать помощником Творца в реализации его замыслов, служить Богу. Путь реализации предназначения – развитие – достижение духовного совершенства и раскрытие всех, заложенных в человеке способностей. Жизнь на Земле – это уникальная возможность для наслаждения, добрых дел и развития, большой учебный класс. Когда обучение закончено, можно уйти в более высокие миры, «выйти из колеса сансары», «родиться в мире богов» (по буддизму).
  Власть  над собой – один из наиболее  значимых результатов духовного развития. Эта власть означает, что в человеке живут только те чувства, желания и эмоции, которые он считает правильными, которые его усиливают, т.е. он свободен от раздражения, обиды, злости и т.д., спокойствие, доброжелательность и удовлетворенность стали его природой. Для такого человека нет принципиальных преград к каким-либо внутренним изменениям, он способен реализовать в себе любые знания, качества и состояния, которые ему необходимы.
  Получив  силу, власть над собой, человек  способен получить и власть над своей судьбой. Все основные жизненные цели: работа, личная жизнь, формирование окружения – становятся достижимыми, т.к. духовный человек знает, каким образом «вещи происходят», как влияют на судьбу духовные законы, кармические задачи, прошлое, где человек свободен в своем выборе, а где обязан действовать только определенным образом. Такой человек способен принимать наилучшие решения и наилучшим образом воплощать их в жизнь, приближаясь к своей цели.
  Наше  общество может стать совершеннее,  только если совершеннее станут его граждане, если люди сумеют избавиться от состояния потерянности и озлобления, обретут смысл жизни и получат силу для ее изменения. Духовное развитие пробуждает в человеке стремление к позитивной деятельности и помощи людям, к служению обществу, поиску своего места в нем и устранению его основных проблем: невежества, бездуховности, бесцельности, нелюбви, преступности, насилия, наркомании, нищеты, экологических бедствий… 

Развитие  духовности 

  Несмотря  на то, что понятие духовности достаточно широко известно, большая часть людей, все же, не понимает его истинного значения и слова Кришны, сказанные тысячи лет назад, к сожалению, остаются справедливыми до сих пор: «Из тысячи людей, едва ли, один стремится к совершенству, а из тысячи стремящихся и достигших, едва ли, один воистину меня разумеет». Если же человек, действительно, стремится к духовному совершенству, то, прежде всего, он должен принять ответственное решение и выбрать соответствующую систему развития.
  Ответственное  решение имеет ряд принципиальных отличий от разнообразных псевдорешений (благих пожеланий, всевозможных оправданий и т.д.). Оно основано на четком понимании значения духовного развития для себя, своей судьбы, Бога и общества, причем доведенном до такой степени, что человек может о себе сказать: «Я все преодолею, все смогу». Это соответствует максимально возможной силе стремлений и предполагает избавление от всего противоположного, от любых сомнений в необходимости развития.
  Путь  духовного развития не усыпан  розами, он предполагает избавление от недостатков, изменение многих привычек и, казавшихся незыблемыми, убеждений, преодоление множества преград, что никогда не дается легко, без борьбы. Ответственное решение основано на том, что человек это понимает и готов к выполнению всех условий, необходимых для достижения поставленной цели. Это готовность взять на себя роль ученика, признав, что он находится в самом начале пути и с уважением относиться к мнению тех, кто стоит на ступень выше.
  Выбор  системы развития – в идеале должен быть таким, чтобы человек об этом никогда не пожалел. Это сложная и важная задача. Любая нормальная система развития, по сравнению с самообразованием, имеет ряд неоспоримых преимуществ: четко проработанную, проверенную временем программу и методику, дающую положительные результаты, возможность контроля адекватности развития и получения необходимых консультаций, круг единомышленников, которые готовы прийти на помощь.
  В  подавляющем большинстве случаев,  самообразование в духовной сфере,  также бесперспективно, как и попытки самостоятельно научиться играть на скрипке, управлять современным самолетом и т.п. Безсистемное изучение духовной литературы часто порождает внутренние противоречия, с которыми человек не может справиться, что блокирует его дальнейшее развитие. Первичное назначение духовной литературы – пробудить интерес к этой сфере знаний и стремление к совершенству, вывести на путь развития.
2.Понимание духовности в христианстве 

  Проблема  духовности является, на мой взгляд, очень актуальной для современной психологии, особенно для современной психологии в нашей стране, т.к. понятие духовность тесно связано и с личностным ростом.
  Проблему  духовности можно назвать междисциплинарной  т.к. понятие духовность под  разным углом зрения рассматривается и в философии, и в литературоведении, и в богословии, и в психологии. В каждой из этих отраслей знания понятие духовность является частью особой, логично выстроенной специфичной для данной науки системы понятий, определяет и само определяется через другие понятия данной науки и описывает реальность, стоящую за данным понятием разноаспектно, с разных точек зрения, в различных системах связей. Продуктивным является подход, пытающийся соотнести между собой всю совокупность знаний о духовности, полученных в разных отраслях науки и понимание феномена духовности к христианской традиции, насчитывающей уже около 2000 лет и накопившей огромное количество фактов, наблюдений, размышлений о природе человека, которые почти не используются современной научной психологией.
  Задачей  данной работы является, во-первых, дать вариант определения духовности, как она понимается в христианстве, кратко описать то общее, что  имеется у современных христианских  конфессий в понимании духовности  и то, в чем они различны. Это  исследование нельзя назвать в строгом смысле сравнительно-богословским. Скорее это грехом непослушания, сознательного отказа человека от любви и общения Бога. Результаты (плоды) этого отказа, подтверждающие совершенную некогда природу человека, приобретаются каждым членом общества в процессе социализации первородный грех передается через общество. Человек становится человеком только социализируясь, воспринимая все, накопленное культурой и осваивая входя культуру, вбирает в себя как ее неотъемлемую часть и первородный грех, в отношениях отсутствия любви, закрытость, хотя и не полную, для общения с Богом.
  В  богословских словарях конфессиональных  и межконфессиональных (к сожалению,  полной православной богословской  энциклопедии в настоящее время  не существует) дается ряд определений духовности.
  Здесь  возникает такая проблема, как  проблема языка описания. Термин  духовность есть не встречается  в Библии. Понятие духовности (spirifualitas) впервые употребляется еще у  ранних латинских отцов церкви, в частности у Тертуллиана как производное от слова spiritus (дух), но в более широком употреблении входит в 18 веке, когда Джиованни Скарамелли из ордена иезуитов основал аскетическое мистическое богословие как науку о духовной жизни. Современное западное богословие, достигшее своего “терминологического” расцвета в средние века, продолжает в до настоящего времени пользоваться категориальным аппаратом, созданным на основе средневековой латинской терминологии. И, таким образом, корень слова духовность является ключевым для понятия “духовность”. Сравнивая значения слов духовность в русском языке и spirituality в английском (а в работе из иностранных источников использовались только английские), используя современные толковые словари (Wellsters и Ожегов) можно сделать заключение о том, что объемы и значения этих понятий практически и слово spirituality можно переводить именно как духовность, т.е. при рассмотрении различных богословских систем проблема терминологического несоответствия стоит не так остро. Христианская духовность включает в себя отношение между человеком и Богом, который открывает в себя в Ветхом и Новом заветах, и особенно в личности своего единородного сына Иисуса Христа. Эти отношения начались при сотворении человека и были разрушены первородным грехом. Восстановление отношений и человеком и Богом мыслится только через веру в Иисуса Христа, через подчинение Сердца, разума и всей жизни Иисусу Христу как спасителю. Под человеческой духовностью понимается “работа святого Духа” в человеке, ответ человека на Божественный призыв, обращенный к нему. Это соработа в духе человека и Бога, где человек не пассивный Obj, принимающий дары от Св. Духа, а соработник Бога по исправлению, преобразованию своей человеческой природы, поврежденной грехом.
  Это  ответ человека на спасительный призыв Бога, происходит вол все времена, на всех этапах человеческой истории и человек, живущий в определенное время и в определенном месте, а некотором смысле ограниченный этим временем и местом жизни, и ответ Богу может дать ограниченный, зависящий от социально-культурных условий, оформленный в соответствии с уровнем представлений о Божестве, принятым в данном обществе.
  Призыв  Бога к изменению, улучшению  поврежденной грехом человеческой  природы является и глубоко  личным, обращенным каждый раз  непосредственно к каждому человеку, к его особому, непохожему на других внутреннему миру, который формировался в конкретных социально-исторических условиях, и ко всем людям, как имеющим одну природу, стоящим на одной “иерархической ступени” бытия, одинаково поврежденным грехом Адама.
  Этот  извечный диалог человека и  Бога, который всегда “имеет право  первого голоса, первой реплики”, всегда призывает человека к  общению с собой, всегда обращается  к человеку свое слово в  Библии и терпеливо и милосердно  ждет ответного отклика от человеческой души, можно, таким образом, назвать и универсальным и глубоко индивидуальным.
  В  соответствии с этим разделением  и духовность человека как  отклик на спасительный призыв  бога можно рассматривать и  в нескольких аспектах. С одной  стороны существует единая христианская духовность, предусматривающая универсальный ответ человека-христианина, всего человечества, полноту этого ответа, с другой стороны христианская церковь - не абстракция, а с определенной точки зрения совокупность конкретных людей, живущих здесь и теперь, в конкретных социально-исторических условиях. И, таким образом, возможно говорить и о общеконфессиональной духовности, например, о протестантской духовности и о духовности на определенном временном отрезке, например, о православной духовности в средние века и даже о духовности отдельных “ветвей”, институтов в рамках одной конфессии, например, доминиканская духовность (духовность Доминиканского монашеского ордена внутри католической Церкви), которая имеет и черты, общие для всей конфессии, и специфические только для этого монашеского ордена.
  Таким  образом, в определении духовности, которое используется в богословии, акцент ставится на происхождении  (ответ на призыв Св. Духа), а  не на сущности, круге явлений,  описываемых термином духовность. Фактически, рассматривая христианскую духовность или, более того, духовность в той или иной конфессии, необходимо рассматривать соотношение, взаимовлияния между доктриной (предметом религиозной веры), дисциплиной (структурой религиозной жизни), литургией (любым коллективным общественным способом молитвы и благодарения, в том числе и таинствами) и жизнью, включающей в себя индивидуальный жизненный стиль верующего, не только в молитве, духовном чтении etс, но и в повседневной жизни, жизни в обществе.
  Ядром, определяющим духовность в той или иной конфессии, является, несомненно, доктрина, совокупность верований, касающихся природы человека, происхождения мира, природа сверхъестественного и т.п. Богословская доктрина и формирует духовность данной конфессии, и полностью выражает ее.
  Таким  образом, понятие духовности, рассмотренное  в “вертикальном разрезе”, в  контексте отношений человек  - Бог, представляет собой активный  ответ человека на обращенное  к нему “послание Бога”, совместную  работу по исправлению поврежденной человеческой природы, где каждый, самый маленький шаг человека, направленный к Богу, многократно увеличивается, поддерживается и направляется. Конечной целью такой “работы” является максимально полное включение человека в предвечный диалог любви, происходящий внутри в Св. Троице между тремя ее лицами: Отцом, Сыном и Св. Духом, “обожание” в привоен. богословии, предполагающее полную реализацию природы человека.
  Рассмотрение  духовности в этой системе  связей дает ответ скорее на  вопросы “откуда?” и “зачем?”
  Вопрос  о сущности духовности, ее специфических  чертах, вопрос “что это?” и  “какое это?” можно, вероятно, разрешить, включив духовность  в горизонтальные системы связей  и истолковывая это понятие  как соотношение между верой  (доктриной) и делами человека в контексте Библейского учения и современной человеку культуры. В этом случае, духовность является как бы промежуточным звеном, позволяющим религиозной вере обратиться в соответствующие поступки, а также реконструировать веру, по действиям человека несомненно, что в данном контексте связей между человеком и внешним миром духовность рассматривается как определенный набор личностных черт, свойство личности, функция личности, опосредующая “выход вовне”, манифестацию религиозной веры (ответ на вопрос “что такое?”). И, наконец, отвечая на вопрос о свойствах духовности, вопрос “какое это?”, необходимо, на мой взгляд, рассматривать это понятие в связи со структурой личности, как она понимается в богословии. Так известно, в христианской антропологии, наследующей еще библейскую традицию понимания человеческой природы, человек состоит из 3-х “частей”; иерархически соподчиненных тела, души и духа. Духовность представляет собой плоды действия Святого Духа в душе, набор личностных черт, свидетельствующих о присутствии в душе Святого Духа, в богословии Католической церкви, например, таких качеств (даров Святого Духа) (постоянных предрасположений, делающих человека способным следовать побуждению Святого Духа) семь: это премудрость, разум, совесть, мужество, ведения, благочестие и страх Божий. Эти качества являются необходимыми для развития, восполнения и совершенствования человеческих добродетелей. Составляющими духовности в структуре человеческой личности являются, таким образом, и когнитивные, и эмоциональные, и мотивационно-волевые компоненты. Забегая вперед, можно сказать, что в богословских системах различных конфессий, эти “личностные составляющие” духовности занимают, на мой взгляд, не одинаковое место. В православной духовности особый акцент делается на эмоциональных составляющих, в католической - на личностных и мотивационно-волевых, в для протестантской духовности основным является мотивационно-волевой компонент.
  Рассмотрение  духовности в системе дух - душа - тело, в связи со структурой  личности и ее свойствами является наиболее плодотворным для возможной попытки диалога, интеграции психологического и богословского знания, дающих принципиально разный ответ на вопрос о происхождении духовности, но в одинаковой степени интересующихся ее сущностью и свойствами.
  Итак, рассматривая это понятие, в контексте структуры личности, можно, на мой взгляд, сделать вывод о том, что духовность - это определенная совокупность личностных черт, которой обладает христианин (вопрос о наличии духовности у неверующих людей рассматриваются разными конфессиями по-разному, в частности, протестантизм отрицает возможность действия Св. Духа на личность неверующего человека) и которая по природе является как “проекцией” Святого Духа на душу, а, значит, и является “встроенным механизмом личностного роста”, который имеет конечной целью возможно полное преодоление последствий грехопадения, включая человека в отношения любви в Святой Троице и, на внешнем, видимом уровне достижение идеала христианской личности”, единого в базовых чертах, и в то же время имеющего великое многообразие типов (единство в многообразии). Это достижение идеала, ревность о наибольших духовных дарах, оставляет место для личностного своеобразия каждого, кто по призыву Апостола Павла делает попытку “подражать Христу”. Наивысший духовный уровень человека вбирает в себя, поднимает до своей высоты и облагораживает все предшествующие уровни, не отменяя их, а перенося с них акцент.
  Говоря  об идеале христианской личности, необходимо подчеркнуть, что несмотря  на общехристианский, внеконфессиональный характер этого идеала, вобравшего в себя и ветхозаветные представления, подчеркивающие аспект действия в мире (“блажен муж”, который поступает согласно определенным правилам, главные из которых формулируются в Декалоге) и новозаветные, ориентирующиеся скорее на внутреннее сознание человека и, самое главное, основанный на подражании непосредственно личности Богочеловека. Различные конфессии, обладая всей полнотой знания об этом идеале, тем не менее в силу разнообразных исторических причин и догматических различий, акцентируют внимание своих приверженцев только на некоторых его сторонах, хотя и каждая конфессия дает возможность достичь идеала любому типу личности (На мой взгляд применение термина “идеал христианской личности” здесь оправдано, т.к. не все конфессии принимают такое понятие как святость).
  Таким  образом, возвращаясь опять к  “горизонтальному измерению”, духовность  человека, как уже было сделано  выше, представляет собой, как  мне кажется, совокупность личностных  черт, которые максимально приближают человека к описанному христианскому идеалу. Конечно это описание конфессиальной духовности будет далеко не полное, ведь внутри каждой конфессии существует огромное множество вариантов духовности, которые представляют различные группы и направления, не говоря уже о том, что духовность может пониматься и как личный, уникальный опыт каждого и тогда количество типов духовности многократно возрастает. Задачей данной работы и является краткое описание самых основных “параметров” духовности, по которым одна конфессия может быть отличима от другой. Более детальное изучение духовности в отдельных конфессиях, включающие в себя и синхронное и диахронное исследование “человека в конфессии” - задача будущего.
  Среди  этих черт имеются такие, которые  могут быть отнесены по преимуществу к когнитивной сфере - (мудрость, ведение, благоразумие), к эмоциональной (благочестие, страх Божий) или мотивационно-волевой сфере (надежда как воля уповать на Бога во всех обстоятельства, мужество). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
3. Понятие духовности в психологицеских исследованиях.  

  Духовность это - высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни. Это понятие нельзя подменить высоким интеллектом и эрудицией. С одной стороны, склонность к поискам высшего смысла жизни, направленность интересов на иные кроме прагматической необходимости сферы познания, наблюдательность и терпимость в отношениях с людьми, идущая от сердца доброта и сострадание вполне могут быть свойственны и малообразованным людям. С другой стороны, нередко поверхностная атрибутика интеллигентности служит лишь инструментом для достижения отнюдь не самых высоких целей, когда индивид в качестве непременного "джентльменского набора" считает необходимым блеснуть какими-то знаниями и псевдофилософскими сентенциями по поводу доброго, вечного только для того, чтобы окружающие восприняли его как начитанного, гуманного и думающего о благе простых людей человека. При этом цели такого "гуманиста" могут быть сугубо эгоцентрическими, примитивно-потребностными, а декларация духовных ценностей служит лишь одним из способов для завоевания авторитета, власти, богатства, то есть сугубо эгоистических целей. Такого рода культурный багаж следовало бы назвать не иначе как "псевдодуховность". Это не исключает вполне справедливого стечения обстоятельств, когда жизненные блага и власть судьба бросает к ногам человека, который все это заслужил, являясь на самом деле личностью с величайшим духовным богатством. Но чаще наиболее достойные люди как раз и отличаются тем, что не ради конкретных благ они совершенствуют свое Я, стремясь к высоким идеалам. Для них сам процесс духовно наполненной жизни является самоцелью.
  Духовность человека - это умение выйти за рамки узко эгоистического стремления выжить, преуспеть, защитить себя от невзгод. Наполненная духовным богатством жизнь предусматривает не только включение в образ собственного Я огромной - вширь и вглубь - информации об окружающем мире, но и способность рассматривать свое Я в контексте мироздания. При этом человек выступает не в качестве пассивного звена, а в роли субъекта деятельности. Это - личность, пытающаяся понять свое в этом мире предназначение, стремящаяся наполнить свою жизнь определенным смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях.
  Духовность нельзя свести к высокому и разносторонне развитому интеллекту еще и потому, что это не только проблема самосознания, но и эмоциональная категория, предусматривающая в сложном диалоге доброго и злого начал бытия приоритет первого. Для одних - это опора на мораль общества, на принципы религиозных догм, для других - это собственная совесть, не позволяющие переступить черту, за которой подстерегает опасность ущемить интересы других людей. Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это уже признак более высокого склада души.
  Духовность - это понятие, которое имплицитно содержит в себе неравнодушие к окружающему миру. Это - пристрастность с положительным знаком. Это также стремление наполнить свою жизнь увлеченностью и интересом к разным сферам бытия, любовью к своей стране, к природе, к людям, к тому, что не является инструментом реализации праматической необходимости. В противовес обыденным интересам, направленным на то, чтобы ублажать человеческую плоть, духовность означает направленность человека на иные, нематериальные ценности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.