На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проектирование организационной структуры управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Алтайский  государственный  технический университет  им. И.И. Ползунова» 

Ключевской ТРЦ
  Курсовой проект
Защищен с оценкой
 ————————                                                                                 
                                                                                                                   Руководитель
А.В.Нечаева
Проектирование  организационной  структуры 
управления 

Пояснительная записка курсового проекта по дисциплине
«Основы менеджмента»
КП 061100.03.000ПЗ 
 

проект выполнил
студент гр. К-М-41                                                                                               А.А. Елин 
 
 

Ключи 2006 
 

Ъ
Содержание
   Введение.………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические  основы формирования организационных структур
              управления.……………………………………………………………………...5
   § 1.1 Понятие и принципы построения организационных структур управления….5
   § 1.2 Характеристики предприятия «Электроник»………………………………….10
Глава 2 Проектирование организационной структуры управления на предприятии 17
   § 2.1 Анализ  факторов, влияющих на формирование организационных структур 17
   § 2.2 Матрица функциональных взаимосвязей предприятия «Электроник»………21
   § 2.3 Проектирование  организационной структуры управления.…………………..23
Глава 3 Анализ разработанной  организационной структуры управления …………. 24
   § 3.1 Оценка  эффективности проектируемой организационной  структуры ……... 24
   § 3.2 Выводы  и рекомендации ………………………………………………………. 26
   Заключение.…………………………………………………………………………….28
   Список  использованных источников…………………………………………………30
   Приложение.……………………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Структура управления организацией, или организационная структура управления (ОСУ) – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.      
Под структурой управления понимается упорядоченная  совокупность устойчиво взаимосвязанных  элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. Для всех организаций управление людьми имеет большое значение. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
Конкретная  ответственность за общее руководство  трудовыми ресурсами в крупных  организациях обычно возложена на профессионально  подготовленных работников отделов кадров. Для того чтобы такие специалисты могли активно содействовать реализации целей организации, им нужны не только знания и компетенция в своей конкретной области, но и осведомленность о нуждах руководителей низшего звена.
Экономика в  наше время не стоит на месте. В одних отраслях она развивается, в других происходит её спад. Всем управленцам, как настоящим, так и будущим, необходимо учитывать этот фактор. В нашем случае при написании данной работы главной целью является изучить влияние рынка на различные отрасли промышленности. Для достижения поставленной цели, в процессе работы будет необходимо спроектировать организационную структуру управления, рассмотреть её особенности, недостатки и преимущества перед другими структурами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретические основы формирования организационных структур управления 

§ 1.1 Понятие и принципы построения организационных  структур управления 

Организационная структура управления (ОСУ) – это  состав, взаимосвязи и соподчиненность  организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих различные функции по управлению предприятием, фирмой, цехом.
Ключевыми понятиями  структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Существует два направления специализации элементов ОСУ:
    в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и другие;
    исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Организационная структура управления формируется из самостоятельных структурных подразделений, звеньев и управляющих ячеек.
Самостоятельное структурное подразделение – административно-обособленная часть аппарата управления, выполняющая одну или несколько функций управления.
Служба  управления – объединение нескольких структурных подразделений по принципу однородности выполняемых работ или их целенаправленности.
Звено управления – одно или несколько подразделений, которые выполняют определенную функцию управления, как правило, заключающуюся в планировании, регулировании и координации деятельности нескольких служб или аппарата управления в целом.
Управляющая ячейка – отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, на которых возложено выполнение одной или нескольких специальных функций управления.
В структуре  управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделениями). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает функциональные полномочия.
В соответствии с классической теорией организации, ОСУ должна разрабатываться сверху вниз. Последовательность действий при  этом рекомендуется следующая:
    Деление организации по горизонтали на блоки, соответствующие важнейшим направлениям (функциям) деятельности по реализации стратегии. Определение, какие функции должны исполняться линейными подразделениями, а какие – функциональными;
    Установление полномочий различных должностей. Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на решение определенных задач. Полномочия делегируются должности (а не лицу, которое ее занимает в данный момент). Полномочия делегируются сверху и принимаются подчиненными. Полномочия всегда ограничены, они делятся на линейные и функциональные. Линейные передаются по вертикали служебной иерархии, а функциональные – по горизонтали, в рамках соответствующей компетенции.
    Определение должностных обязанностей как совокупности определенных  задач и функций.
К структуре  управления предъявляется множество  требований, отражающих ее ключевое для  менеджмента значение. Эти требования учитываются в принципах формирования ОСУ. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
    Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, и, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
    Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
    Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.   
    Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
    Организационная структура управления призвана быть адекватной в социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.
При реализации этих принципов необходимо учитывать факторы воздействия на ОСУ.
Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления – сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного – двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда, и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями), которые требуют координации и контроля.
На формирование структуры управления оказывают  влияние изменения организационных  форм, в которых функционируют  предприятия. Так, при вхождении  фирмы в состав какого-либо объединения, например, ассоциации или концерна, происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.
Важный фактор формирования управленческих структур – уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации «электронного интеллекта», то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
То что, при построении ОСУ необходимо учитывать вышеперечисленные факторы воздействия, ещё раз доказывает ситуация на промышленном предприятии «Электроник». При своей реорганизации, предприятие столкнулось со всеми этими факторами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1.2 Характеристики предприятия «Электроник» 

«Электроник»  является составной частью большой  промышленной группы (ПГ), имеющей собственные предприятия в таких разных отраслях, как электроника и вычислительная техника, индустрия обслуживания. До последнего времени чистая прибыль ПГ стабильно возрастала на 1,5% в год. Поскольку контроль столь многопрофильных организаций сложен, главное управление ПГ сделало правилом твердо полагаться на финансовые показатели своих отделений как на относительно простой индикатор качества производственного управления. Упор на финансовые показатели позволил ПГ сравнивать положение в своих отделениях и быстро находить отстающие. Общие финансовые цели едины для каждой организации, причем наиболее важным является достижение 1,5% чистого годового дохода. В случае невыполнения этих целей предприятия ликвидировались.
Промышленное  предприятие «Электроник». «Электроник» выпускает особый тип электрических коннекторов, которые используются в самолетах и авиационных двигателях, причем в военной авиации чаще, чем в гражданской. Эти устройства предназначены для эксплуатации в экстремальных условиях и должны выдерживать высокую температуру, чтобы, например, пламя из двигателей не проникло в отсеки крыла. Коннекторы отличаются высоким качеством, должны соответствовать жестким требованиям заказчика и вследствие этого очень дороги. Однако покупатели готовы оплатить высокую стоимость коннекторов в случае, если в дополнение к своим специфическим запросам они получат от «Электроника» не только изделия с требуемыми характеристиками, но и отличный сервис. Начиная с 1990 г. «Электроник» вместе с другими главными производителями коннекторов для аэрокосмической и оборонной промышленности пострадал от значительного сокращения заказов из-за экономического спада и снижения расходов на оборону в России и во всем мире. Сложная обстановка 90-х годов столкнула «Электроник» с финансовыми проблемами. Большинство прогнозов о ближайшем будущем аэрокосмической и оборонной промышленности было мрачным, и лучшее, на что можно было надеяться, – это стабильный спрос на выпускаемые коннекторы.
Артем Терентьев, управляющий директор «Электроника», понимал, что для сохранения предприятия он обязан был предпринять какие-то меры. Чем больше он вникал в суть дела, тем яснее понимал, что основной задачей остается сохранение, если не увеличение объема продаж коннекторов. Поэтому, прежде всего он обратил пристальное внимание на сбытовые операции.
Отделение сбыта. Его торговый штат в то время насчитывал 15 человек, непосредственно занятых продажей, и 15 человек вспомогательного персонала. Столь большая численность вспомогательного персонала обусловливалась сложностью выпускаемой продукции и необходимостью серьезной технической консультации, в которой нуждались покупатели: у них возникала масса вопросов, которые требовали письменного или устного ответа по телефону. Много времени занимало составление многочисленных смет. Большинство коннекторов «Электроника» выпускалось по предварительному заказу, и по каждому из них устанавливалась договорная цена. Иногда это приводило к изменению характеристик, а, следовательно, и цен. Все это требовало времени и дополнительных затрат. Персонал отделения сбыта был исключительно высококвалифицированным и высокооплачиваемым. Однако эффективность его работы была невысокой. Многие работники были вовлечены в пространные переговоры с правительственными комитетами по поводу возможных торговых сделок. Более того, они «продавали» коннекторы не только финансовым органам в министерствах (включая оборонный рынок), но и конструкторским бюро, а иногда и непосредственно экипажам самолетов. Принятие решения о покупке могло тянуться по полгода, и даже год. Терентьев ощущал давление со стороны главного управления ПГ, требовавшего ежегодного увеличения уровня чистого дохода, но он не был убежден, что этого можно добиться только увеличением количества договоров с аэрокосмической и оборонной промышленностью.
Новый рынок. Итак, Терентьев принял решение вывести коннекторы на новый рынок (новый для «Электроника»). Это был рынок для коннекторов, которые использовались в бытовой и промышленной продукции. В качестве примеров потребителей на этом рынке можно назвать производителей компьютеров, стиральных машин, автомобилей, автоматов для пищевой промышленности и др. Это был огромный рынок. Конечно, Терентьев понимал, что коннекторы, требующиеся для 
бытовой и промышленной продукции, должны отличаться от тех, которые «Электроник» производил для аэрокосмической промышленности. Он знал также, что для того чтобы успешно воспользоваться открывающимися возможностями, нужно изменить производственную структуру. 

Изменения в промышленном предприятии. Свою реорганизацию «Электроник» начал с инженерно-технического отдела. Терентьев нанял новых инженеров-проектировщиков и дизайнеров, хорошо ориентирующихся в бытовых коннекторах. Он разработал планы изменения технологии производства оборудования, которые завершились строительством нового здания, где разместилось производственное оборудование для выпуска бытовых коннекторов. Артем Терентьев также понимал, что ему придется внести изменения в структуру отдела сбыта. Он разделил этот отдел на два: авиационный и индустриально-бытовой отделы, каждый со своим торговым менеджером. Торговым менеджером авиационного отдела остался человек, который ранее работал на этом рынке сбыта. Однако его штат был уменьшен с 15 до 3 сотрудников. Артем объяснил успех «Электроника» на этом секторе рынка. Более того, поскольку область бытовой и промышленной продукции была абсолютно новой для «Электроника», почти не было информации о конкурентах и альтернативной продукции рынка, необходимо было выяснить, какие преимущества будет (если будет) иметь продукция «Электроника» перед товарами конкурентов.
Изучение рынка  следовало активизировать, потому что  «Электроник» был на пороге внедрения своей продукции в новой области применения, не только в более предсказуемой военной отрасли. Теперь «Электроник» участвовал в рынке сбыта, где были представлены все типы цикличности поставок и где правила торговли и принимаемые решения были другими. Это касалось не только иной стандартизации, но и изменения времени доставки товара, которое диктовалось спросом. Если покупатели военно-авиационного оборудования могли ждать поставку в течение восьми недель, то на бытовом рынке –  не более 48 ч. с момента заключения сделки.
На рынке промышленных и бытовых коннекторов существовали конкуренция, соревнование цен. Чтобы иметь возможность прогнозировать сбыт, следовало изучить конъюнктуру предыдущих лет. «Электронику» пришлось быстро освоить организацию хранения и учета новой продукции. Всё было иначе, чем на военно-авиационном рынке сбыта, где реализовывалось небольшое количество продукции по высоким ценам, где складирование было минимальным, поскольку большая часть продукции изготавливалась по заказу. Терентьев полагал, что прогнозирование сможет показать, как следует изменять цены. Впервые «Электроник» издал каталог цен на свою бытовую продукцию. К своему удивлению, Артем обнаружил, что если в военно-авиационной промышленности товарный знак «Электроника» был известен и пользовался хорошей репутацией, то на промышленно-потребительском рынке об «Электронике» практически не знали. Услышав о ранее не известных коннекторах «Электроника», покупатели могли предположить, что они очень дороги и, вероятно, сверхсложны в эксплуатации. «Электронику» предстояло завоевать репутацию конкурентоспособного предприятия, производящего в больших объемах и по достаточно низкой цене различные типы продукции, довольно простые, в эксплуатации. Позже Артем Терентьев проанализировал свою деятельность за последние два года и с удовлетворением отметил, что он научился контролировать организационные проблемы в области производства и сбыта. Сделано многое – организована новая группа проектировщиков, построены помещение для производства новых коннекторов, склад, реорганизован отдел сбыта, выпущен каталог цен и началось вложение денег в рекламу.
Я считаю, что  для выше описанного предприятия  наиболее подходит линейно – функциональная структура управления. Эта структура отличается от линейной тем, что должностные обязанности в линейной организационной структуре распределены таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации. Все полномочия – прямые (линейные), они идут от высшего звена управления к низшему (линейность показана перечеркнутыми линиями). Во главе каждого подразделения стоит руководитель – единоначальник, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Эта структура базируется на вертикальном разделении управленческого труда и приводит к управлению по уровням. В нашем случае линейное управление подкрепляется специальными функциональными вспомогательными службами, создаваемыми на ресурсной основе (кадры, финансы и т.д.), рисунок 1.
Преимущества  линейно – функциональной  структуры:
    данная структура эффективна, когда аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся задачи и функции;
    эффективна в управлении организациями с массовым или крупносерийным типом производства, а также при хозяйственном механизме затратного типа, когда производство наименее восприимчиво к прогрессу в области науки и техники.
Недостатки  линейно – функциональной  структуры:
    разногласия между линейными и функциональными служащими;
    при такой организации управления производством предприятие может успешно
          функционировать лишь тогда, когда изменения по всем структурным
           подразделениям происходят равномерно;
    отсутствие гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за
           применения формальных правил и процедур;
    необходимость согласования действий разных функциональных служб резко
           увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


 
 


 

 
 




 
 
 
 
 

Рисунок 1 – Линейно – функциональная структура управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Проектирование организационной  структуры
управления  на предприятии 

§ 2.1 Анализ факторов, влияющих на формирование организационных  структур 

Понятие организационной структуры тесно связано с такими понятиями, как  соотношение ответственности и полномочий, централизация и децентрализация, ответственность и контроль, нормы управляемости, организационная политика фирмы, модели и проектирование организационных структур. Организационная структура управления опирается на основные принципы управления:
    принцип иерархичности уровней управления – каждый нижестоящий уровень 
    контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

    принцип целеполагания – ОСУ должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;
    принцип соответствия – в ОСУ должен реализовываться принцип соответствия 
    полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации и уровня культуры – с другой (именно с помощью ОСУ реализуется система ответственности и полномочий);

    принцип разделения труда – ОСУ должна обеспечить оптимальное разделение 
    труда между органами управления и объемом их полномочий;

    принцип ограничения полномочий – полномочия руководителей ограничиваются 
    миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами;

    принцип адаптации – ОСУ должна быть достаточно гибкой и реагировать на 
    внешние  и внутренние изменения; ОСУ должна быть  адекватна  социально- 
    культурной среде организации.

С помощью ОСУ  решаются наиболее значимые задачи управления:
    ОСУ обеспечивает координацию всех функций менеджмента;
    ОСУ определяет права и обязанности исполнителей;
    качество ОСУ предопределяет ее способность к выживанию и процветанию;
    ОСУ определяет поведение сотрудников и стиль управления.
В структуре  управления организации различаются  линейные и функциональные связи. Первые – связи отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений, а также движение информации между линейными руководителями, т.е. между лицами или структурными подразделениями, отвечающими за деятельность организации. Функциональные связи сопряжены с теми или иными функциями менеджмента: планирование, финансирование, производство, маркетинг и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.