На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Логистика электронных закупок

Информация:

Тип работы: научная работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
     ЛОГИСТИКА ЭЛЕКТРОННЫХ ЗАКУПОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 
 

                  Данилюк Дарья Сергеевна, 4 курс 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

     Минск, 2011 
Реферат

     51 с., 3 рис., 3 табл., 34 источника, 2 приложения   
     ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ, ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ, ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПКИ, ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ, ГЛОБАЛЬНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ЭЛЕКТРОННАЯ ЛОГИСТИКА.
     Научная  работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается понятие электронной торговли, сущность электронных закупок и логистики, их влияние на экономику и общество в целом. Во второй главе анализируется уровень готовности Республики Беларусь к внедрению электронной торговли, а также способы формирования логистических систем на основе международного опыта. В третьей главе дан анализ нормативных правовых актов, регулирующих организацию электронной торговли и развитие логистических систем в Республике Беларусь, рассматриваются перспективы развития информационных технологий, предлагается конструктивное решение проблем, связанных с повышением уровня развития электронной торговли с использованием электронной логистики в Республике Беларусь.
     Объект  исследования –электронные закупки.
     Цель  работы - обоснование перспективных направлений развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь с использованием электронных логистических операций в контексте мирового опыта.
     Для реализации цели данной работы сформулированы следующие задачи:
     1. Исследовать сущность понятий «электронные закупки» и «электронная логистика».
     2. Проанализировать мировой опыт тенденций развития электронных закупок
     3. Оценить уровень готовности к внедрению электронной торговли с использованием электронной логистики в Республике Беларусь в соответствии с международными стандартами.
     4. Сформулировать перспективные направления развития электронных оптовых закупок в Республике Беларусь.
     При написании научной работы были использованы научные труды белорусских и зарубежных учёных, аналитические работы экспертов в области информационных технологий, нормативные правовые акты, а также многочисленные электронные источники. 
 
 
 
 
 

 

     
 
Содержание 

Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы электронных закупок 6
1.1 Электронные  закупки как важное направление  развития систем электронной  торговли 6
1.2 Особенности  электронной логистики 9
Глава 2 Анализ мирового опыта тенденций развития электронных закупок 13
2.1 Электронные оптовые закупки в Республике Беларусь 13
2.2 Интеграция  Республики Беларусь в глобальные  логистические системы 20
Глава 3 Пути совершенствования  электронных закупок в Республике Беларусь 35
3.1 Анализ правового регулирования электронной торговли и логистических операций 35
3.2 Пути оптимизации  логистических систем предприятий  на основе электронных закупок 39
Заключение 45
Список использованных источников 49
Приложение А
Приложение Б 
 
 
 

 

      Введение
     Развитие  информационных технологий в настоящее время является ведущей мировой тенденцией в различных сферах жизни общества. Использование в торговле современных информационных технологий, и, прежде всего, Интернета, становится в современных условиях главным фактором, обеспечивающим существенное сокращение расходов на проведение торговых операций, что, в свою очередь, весьма положительно отражается на экономике страны.
     Тема  данной работы является актуальной в  связи с появлением в настоящее время новых сфер приложения информационных технологий, которые проникают в различные области общественной жизнедеятельности и необратимо влияют не только на экономику страны, но и на общество в целом. Экономически развитые страны включают электронную торговлю и логистику в систему важнейших государственных приоритетов, с которыми связано развитие экономики и формирование информационного общества, а связь и электронная торговля превращаются в крупнейшие формы бизнеса. Посредством электронной торговли формируется качественно новая информационная бизнес-среда.
     В настоящее время в Республике Беларусь реализуется множество программ, направленных на развитие и применение информационных технологий в торговле (Программа «Электронная Беларусь» до 2010 г, Стратегия развития информационного общества на период до 2015 г и т.д.), также активно разрабатываются нормативные правовые акты, регулирующие данную сферу. По данным Всемирного Банка белорусский рынок информационных и коммуникационных технологий входит в число крупных рынков Восточной Европы. Вопросы развития информационных технологий и телекоммуникаций в Республике Беларусь включены в систему важнейших стратегических приоритетов, с которыми связано формирование современной «информационной экономики». Переход к использованию информационных технологий в логистике и торговле для осуществления продвижения товаров и услуг  позволит создать более крепкую и конкурентоспособную экономику в Республике Беларусь.
     Объект  исследования – электронные закупки. Предмет исследования – логистика электронных закупок в Республике Беларусь.
     .Цель  работы - обоснование перспективных  направлений развития электронных  оптовых закупок в Республике  Беларусь с использованием электронных  логистических операций в контексте  мирового опыта. 
     Для реализации цели данной работы сформулированы следующие задачи:
     1. Исследовать сущность понятий  «электронные закупки» и «электронная  логистика».
     2. Проанализировать мировой опыт  тенденций развития электронных  закупок 
     3. Оценить уровень готовности к  внедрению электронной торговли  с использованием электронной логистики в Республике Беларусь в соответствии с международными стандартами.
     4. Сформулировать перспективные направления  развития электронных оптовых  закупок в Республике Беларусь.
     При написании научной работы были использованы методы теоретических исследований, общенаучные методы познания (анализ и синтез, абстракции и обобщения), экономического анализа. В процессе исследования применялись также приемы  статистического и системного анализа.
     В рамках данного исследования были использованы научные труды белорусских и зарубежных учёных, аналитические работы экспертов в области информационных технологий, публикации научных конференций, электронные ресурсы, связанные с интернет-деятельностью, а также различные нормативные правовые акты.
 

      Глава 1 Теоретико-методологические основы электронных закупок
     1.1 Электронные закупки как важное направление развития систем электронной торговли
     Экономически  развитые страны включают информационно-телекоммуникационные технологии и электронную торговлю в систему важнейших государственных приоритетов, с которыми связано развитие экономики и формирование информационного общества, а связь и электронная торговля становятся крупнейшими формами бизнеса. Посредством электронной торговли  в мире формируется качественно новая информационная бизнес-среда.
     По  определению Всемирной торговой организации под электронной торговлей понимается производство, реклама, продажа и распространение товаров посредством телекоммуникационных сетей.[1]
     В соответствии с Законом Республики Беларусь «О торговле» № 231-З от 28.07.2003г. электронная торговля это оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей.[2]
     Также под электронной торговлей принято понимать заключение путем обмена электронными документами следующих сделок, предусмотренных гражданскими кодексами (но, не ограничиваясь ими):
     купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности. [3]
     Экономическую деятельность, осуществляемую через  Интернет, в основном можно классифицировать по четырем основным направлениям [4]:
     1)«Бизнес  – Бизнес» (B2B);
     2)«Бизнес  – Потребитель» (В2С);
     3)«Бизнес  – Правительство» (B2G);
     4)«Потребитель  – Правительство» (С2G).
     1)Система  Business-to-Business (B2B) представляет собой сектор рынка, ориентированный на организацию взаимодействия между компаниями в процессе производства и продажи товаров или услуг. Он охватывает торговые отношения между фирмами, осуществляемые в электронной форме: организацию поставок и продаж, согласование контрактов и планов.
     Кроме продажи корпоративными клиентами друг другу сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий для нужд производства, этот сектор электронной торговли занимается разработкой и эксплуатацией специальных систем электронного сбора и передачи информации, обеспечивающих необходимую интеграцию партнеров по коммерции. В системах «бизнес-бизнес» реализуется схема полностью автоматизированного взаимодействия бизнес-процессов двух фирм, которые используют в своей работе сеть Интернет.
     В настоящее время в рамках этой системы успешно развиваются  такие направления электронного бизнеса, как электронный маркетинг, электронная реклама, проведение переговоров, заключение контрактов электронным способом, мониторинг осуществления сделок, проведение электронных платежей, создание электронных бирж, торговых площадок и т.д.
     2) Система Business-to-Consumer (B2C) очень популярная в настоящее время система электронной торговли, которая имеет место в случае продажи предприятием своих товаров и услуг напрямую потребителям. Система B2C характеризует сектор, ориентированный на работу компаний с индивидуальными потребителями товаров или услуг. Эта система используется при организации электронной торговли в интернет-магазинах, туристическом и гостиничном бизнесе и т.д. Отличие данной модели коммерции от традиционной торговли по каталогам с доставкой состоит в том, что клиент может совершать покупки или получать услуги не выходя из дома или офиса через сеть Интернет, пользуясь лишь компьютером и электронной кредитной картой.
     3) Business – to – Government (B2G) – система электронного бизнеса между юридическими лицами и государственными структурами. Эта система в настоящее время достаточно успешно развивается и имеет значительные перспективы. Предполагается, что именно развитие этой системы позволит концептуально изменить деловую практику в глобальном масштабе.
     В последнее время все чаще встречается  понятие «электронное правительство», переход к которому начинается с использования Интернета различными государственными организациями. Направления развития этой модели предусматривают использование электронных технологий в налоговой и таможенной сферах, системе государственных закупок, социальной сфере, информационном обеспечении деятельности государственных служб и т.д.[5]
     4) Система Consumer – to – Government (C2G) в настоящее время интенсивно развивается. Ее реализация позволит расширить электронное взаимодействие физических лиц и государственных органов в таких областях, как социальное обеспечение. В качестве одного из наиболее кардинальных проектов в рамках данной системы рассматривается возможность проведения электронных выборов.
     В рамках представленных выше систем электронной  торговли можно выделить следующие модели[6]:
    Электронные торговые площадки, которые могут быть организованы в форме Интернет-аукционов, тендеров и электронных бирж.
    Интернет-магазины.
    Интернет-трейдинг.
    Корпоративные порталы.
     Следует отметить, что электронные закупки являются одним из основных направлений развития систем электронной торговли. Под термином “закупка” понимается как разовая сделка, так и  весь процесс деятельности, включая закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов и/или готовых продуктов от поставщика на предприятия, склады промышленных или торговых предприятий.
     Электронные закупки можно рассматривать как:
     1) стратегию инновационного развития предприятия;
     2) информационно – логистическую деятельность, которая обеспечивает полный замкнутый цикл закупок (заказ товара, проведение платежей, участие в контроле доставки товара) на основе электронного документооборота;
     3) управляемое клиентами выполнение  заказа на основе сетевого  интерактивного взаимодействия  с поставщиком; 
     4) сетевое взаимодействие в режиме онлайн, включая:
     - сотрудничество разработчиков, пользователей и покупателей;
     - осуществление в автоматическом режиме потока согласований, передачи права собственности на товар, доставки информационных товаров, а также финансовых потоков.[7]
     Таким образом, электронные закупки являются новым коммуникативным средством, обеспечивающим предпосылки  интеграции внутренних и внешних процессов любого предприятия и интеграцию знаний, что, в свою очередь, является основой коммерческого и инновационного эффекта электронных закупок.
     Необходимо  отметить, что на современном этапе  в электронной торговле превалирующую  роль играют оптовые закупки. Для оптовых закупок наибольшее значение имеют системы B2B и B2G, так как покупки в системе B2C в основном относятся к розничному сектору. Система С2G имеет социальную направленность и практически не имеет отношения к закупкам. Поэтому очевидна необходимость в системном анализе проблем становления и развития электронной оптовой торговли, в том числе специфики логистических процессов в данной форме торговли.
     Следует отметить, что электронная торговля оказывает огромное положительное влияние как на экономику, так и на общество в целом [8]:
     На  экономику:
    прозрачность и либерализация торговли;
    эффективное использование ресурсов;
    повышение конкурентоспособности товаров и услуг;
    увеличение экспортных и импортных возможностей;
    количественный и качественный рост ВВП;
    ускоренное рыночное развитие;
    создание гибкой конкурентной среды.
     На  общество:
    повышение образовательного уровня;  
    создание новых рабочих мест;
    формирование и развитие информационного общества.
     Тем не менее, развитие электронной торговли не обходится без потенциальных рисков, среди которых наиболее значимыми являются мошенничество, уклонение от налогообложения, нарушение прав интеллектуальной собственности. Однако, следует отметить, что эти риски характерны не только для электронной торговли.
     Таким образом, на современном этапе электронная торговля занимает довольно значимое место в экономике любой страны и общества в целом. Положительное влияние электронных закупок, а также электронной торговли в общем  намного значительнее, чем отрицательное. Необходимо отметить, что весьма прибыльным элементом электронной торговли являются  оптовые электронные закупки. Следовательно,  наиболее выгодными для государства в настоящее время является система B2B, развитие которой позволит достичь наиболее значимого положительного эффекта как для экономики, так и для общества в целом. 

     1.2 Особенности электронной  логистики
     Электронная логистика - управление и оптимизация  электронных информационных потоков, возникающих в цепях поставок. Довольно часто электронная логистика трактуется как использование информационных технологий в логистике. Современная эпоха электронной логистики началась в 70-х годах ХХ века вместе с внедрением в торговле штриховых кодов.
     Краеугольным  камнем электронной логистики являются международные стандарты, которые используются более чем в 100 странах мира. Соблюдение стандартов позволяет торговым партнерам  из разных стран (либо в одной стране) обмениваться информацией посредством простых, быстрых и точных транзакций. Непротиворечивость, полнота и достоверность электронных данных обеспечивается взаимосвязанными стандартами идентификации данных, носителей данных и электронного взаимодействия. Координатором процесса разработки и управления стандартами электронной логистики выступает международная коммерческая организация GS1 (Global Standard One) и национальные организации, представляющие GS1. Первоначально какой–либо стандарт создается в GS1 при непосредственном участии конечных пользователей и специалистов. После публикации он адаптируется к местным условиям страны, решившей его использовать.[9]
     В настоящее время разработка стандартов ведется по четырем основным направлениям: электронный обмен данными (EDI, Electronic Data Interchange), глобальная сеть синхронизации  данных (GDSN, Global Data Synchronization Network), электронный код продукции (EPC, Electronic Product Code) и коды товарной нумерации (штриховое кодирование). Штриховое кодирование и электронный обмен данными в электронной логистике существуют давно и сегодня являются основой оптимизации информационных потоков в цепях поставок.
     Электронный обмен данными (EDI, Electronic Data Interchange) —  это передача структурированных  данных в виде стандартных сообщений  между компьютерными приложениями при минимальном участии человека. Идеальным является тот случай, когда данными обмениваются только прикладные системы заказчика и поставщика: отправляются заказы, выставляются счета, уведомления об оплате/отгрузке, отчеты о продажах и инвентаризации. Таким образом, при минимальном участии человека в процессе поставок возникает минимальное количество ошибок. На современном этапе в мировой практике  автоматизация процесса поставок вполне возможна на 80–90 %, однако полностью исключить человека из процесса пока не удается: автоматизация последних 10–15 % участия человека либо слишком дорога и не окупается в ближайшее время, либо технологически невозможна.
     Также немаловажными элементами в электронной  логистике являются форматы кодов  товарной нумерации GTIN (Global Trade Item Number, глобальный идентификационный номер товара) и форматы кодов участников процесса поставок GLN (Global Location Number, глобальный идентификационный номер предприятия): заказчика, продавца, получателя, отправителя, плательщика. Таким образом, если все сообщение оформлено в виде перечня кодов, то из него можно получить официальный документ о поставке на любом языке. В цепочках поставок код GTIN применяется для всего, что можно купить либо продать. Коды GLN указывают на физическое место, откуда необходимо забрать и куда доставить товар.
       Код SSCC (Serial Shipping Container Code, серийный  код транспортной упаковки) предназначен  для уникальной идентификации  логистической единицы и обеспечивает  процесс ее доставки. Под логистической  единицей понимается товар любого вида, предназначенный для транспортировки и/или хранения, которым нужно управлять в цепи поставки. В цепочках поставок неукоснительно соблюдается правило: одна логистическая единица кодируется одним, уникальным кодом SSCC. Этот код одновременно используется в сообщениях электронного обмена данными (EDI). Доступ к этой информации могут иметь все участники цепи поставки. Таким образом, с помощью SSCC происходит связь физического потока товаров с информационным потоком данных.
     На  основе кода SSCC построена логистическая этикетка GS1, которая в настоящий момент является добровольным стандартом для нумерации и кодирования логистических единиц. Этикетка разделена на 3 части и имеет информацию для автоматического и визуального считывания. Обязательным требованием для логистической этикетки является использование символики GS1–128 и идентификаторов применения. При этом код SSCC должен располагаться в самой нижней части этикетки. Остальная информация, связанная с GTIN и GLN, не является обязательной. Популярность кода SSCC и его соответствие стандарту ISO привело к тому, что в 2006 году применение логистических этикеток GS1 на базе SSCC было полностью гармонизировано в Европе. В частности, это позволяет строить специальные таможенные транспортные коридоры и существенно сокращать таможенные транспортные формальности. [10]
     Достаточно  важную роль в электронной логистике  играет система слежения и диспетчеризации  автотранспорта. В настоящее время  в мире эксплуатируется около 170 видов систем слежения и диспетчеризации  автотранспорта, причем более половины для определения местоположения транспортных средств используют датчики спутниковой навигационной системы GPS/Navstar, которая обеспечивает достаточно точное определение координат, курса и скорости объекта с указанием точного времени в практически любом месте земного шара круглосуточно. Для передачи радиочастотного сигнала используются технические и информационные возможности Международной спутниковой системы мобильной связи Inmarsat-C либо Европейской спутниковой системы мобильной связи Euteltracs, навигационной системы GPS/Navstar, низкоорбитальной системы Globalstar либо среднеорбитальной системы ICO Global. [11]
       Таким образом, существование электронной логистики невозможно без строгого соблюдения международных стандартов. Особенно это касается глобальных логистических операций, так как соблюдение стандартов позволяет торговым партнерам  из различных стран обмениваться информацией посредством простых, быстрых и точных транзакций, что, в свою очередь, в значительной степени ускоряет процесс и делает его более эффективным.
     Необходимо  отметить, что электронная логистика  является наиболее значимым элементом  в осуществляемом процессе для систем B2B и B2G – сектор, где осуществляются в основном оптовые закупки, а также немаловажным элементом для системы B2C – сектор, где потребитель осуществляет покупки индивидуально в небольшом количестве. Также, на современном этапе огромную роль при осуществлении оптовых закупок играют биржи.
     Необходимо  отметить, что в  настоящее время  электронная логистика широко применяется в биржевой торговле. Таким образом, целесообразно рассмотреть понятие «биржевая логистика». Основной целью биржевой логистики является  предоставление возможности быстрого и удобного приближения товара к потребителю в результате осуществлённых операций на бирже.
     Использование биржевой логистики в биржевой торговле даёт очевидные преимущества всем участникам логистической цепочки [12]:
    Для продавца – это расширение условий продаж и бесплатная реклама товара. При этом существует взаимовыгодная возможность создания на зарубежном биржевом складе демонстрационной площадки, дегустационного зала, сервисного центра и т.п.
    В свою очередь, покупатель имеет возможность в процессе торгов наблюдать за стоимостью товара при различных условиях поставки, гарантированно получить товар в стране назначения на условиях DDP, сэкономить на посредниках и рисках колебания цен на транспортные расходы. Одновременно на биржевом складе покупатель имеет возможность ознакомиться с товаром и провести приёмку его качества.
    Что же касается участников торгов, то биржа предоставляет им новые варианты продаж, предлагает надёжную логистику продвижения товаров от продавца к покупателю, предоставляет дополнительные рекламные возможности, а также,  с помощью логистических звеньев, обеспечивает контроль качества биржевых товаров, таким образом, привлекая новых клиентов.
    Биржевой перевозчик имеет возможность рационально спланировать использование подвижного состава, получить  дополнительных клиентов  и гарантированную оплату за транспортные услуги. Используя возможности биржи, он повышает свою конкурентоспособность и вправе организовать эффективную международную рекламу своей компании.
    Биржевой склад, получая дополнительных клиентов, получает возможность организовать сопутствующие услуги и логистику доставки реализованных на бирже товаров по стране происхождения склада.
    Биржевой эксперт, расширяя круг своих клиентов, имеет возможность участия в проведении экспертиз биржевых товаров.
    Для государства логистика биржевых товаров выгодна потому, что она в значительной степени повышает конкурентоспособность товаров и транспортных услуг, что способствует дополнительным поступлениям в бюджет.
     Таким образом, биржа предоставляет значительные преимущества всем участникам логистической цепочки, что позволяет сделать процесс максимально эффективным.  Переход к использованию информационных технологий в логистике для осуществления продвижения товаров и услуг на внешние рынки позволит создать более крепкую и конкурентоспособную экономику. Биржевая логистика является одним из средств, позволяющих в ближайшем будущем достичь этой цели. 

 

      Глава 2 Анализ мирового опыта тенденций  развития электронных  закупок
     2.1 Электронные оптовые закупки в Республике Беларусь
     Вопросы развития информационных технологий и телекоммуникаций в Республике Беларусь включены в систему важнейших стратегических приоритетов, с которыми связано формирование современной «информационной экономики». По данным Всемирного Банка белорусский рынок информационных и коммуникационных технологий входит в число крупных рынков Восточной Европы.
     По  оценкам различных специалистов современное состояние белорусского сегмента сети Интернет соответствует  уровню развития российской сети Интернет 1,5-2-х летней давности. Ввиду существенного  отставания в развитии белорусского сегмента сети Интернет, лишь недавно начала формироваться молодая белорусская интернет-экономика. Характерной особенностью белорусской интернет-экономики является то, что из двух основных систем электронной коммерции активно развивается и функционирует лишь система Бизнес-потребитель (B2C), система Бизнес-бизнес (B2B) недостаточно развита. Что же касается системы Бизнес-правительство (B2G), которая непосредственно связана с осуществлением госзакупок, то, следует отметить, что она начала активно развиваться лишь в последнее время с внедрением электронных торгов в Республике Беларусь. Следует подчеркнуть, что в мировой практике порядка 80-85% торгового оборота приходится на систему B2B, что свидетельствует о целесообразности развития данной системы. [13]
     На  современном этапе в электронной  торговле превалирующую роль играют оптовые закупки, для которых  наибольшее значение имеют системы  B2B и B2G.
     Процедуры заключения сделки в системе В2В совпадают с традиционной торговлей, т.е. сопровождаются объемными процессами контрактации, выставления счетов, организации перевозок, страхования, процедурами согласования платежей и т.д., которые должны исполняться в полном соответствии с согласованными условиями. К примеру, принципиальное отличие сделки в системе В2В от сделки в системе В2С состоит в том, что здесь торговые операции играют определяющую роль для эффективного функционирования компании. Несостоявшаяся сделка В2В может отразиться на всей цепочке системы поставок и привести к серьезным негативным последствиям. Поэтому сделки в этой области часто регулируются контрактами, которые предусматривают высокие штрафы в случае сорвавшейся поставки. Другими словами, если при В2С-сделках в торговых операциях допустимо, что сделка может не состояться, то при В2В-сделках необходимо всё исполнить в полном соответствии с согласованными условиями. Следовательно, важной особенностью, отличающей систему В2В от В2С, является превышение объема передаваемой при совершении сделки информации в системе B2B. Это превышение тем выше, чем технически сложнее поставляемый товар и/или условия поставки. [14]
     Сделки  В2С обычно не сопровождаются объемными  процессами контрактации, выставления  счетов, организации перевозок, страхования, процедурами согласования платежей и т.п. Поэтому экономия на упрощении, ускорении и интенсификации этих процессов (т.е. снижение транзакционных издержек) является одним из стимулов развития системы В2В. Тем более, что постоянная изменчивость окружающей среды ведут к росту транзакционных издержек предприятия.
     Преимущества  электронных закупок и их специфика, таким образом, состоят в устранении или снижении неэффективных затрат, упрощении, ускорении и интенсификации коммерческого цикла, снижении транзакционных издержек. При этом В2В-решения основаны на уже существующем бизнесе: эффективно функционирующие отлаженные цепочки снабжения и сбыта, отработанные внутренние бизнес-процессы, поставленный документооборот и т.д.
     Необходимо  отметить, что одним их основных препятствий в Республике Беларусь для развития схем B2B является невысокое качество подключения к Интернету в регионах. Недостаточное количество компьютеров и невысокий уровень владения персональным компьютером на предприятиях, расположенных на периферии, являются факторами, косвенно влияющими на развитие системы B2B.[15]
     Информационная  готовность - это степень готовности общества к участию в информационно  связанном мире. Она измеряется оценкой продвинутости общества в наиболее критических для использования ИКТ областях и наиболее важных их приложениях. При совместном рассмотрении в контексте диалога о стратегическом планировании такая оценка обеспечивает ясную картину готовности общества. [16]
     Согласно  оценке электронной готовности, проведённой  Национальной академией наук Республики Беларусь, страна занимала в 2008 г. 61-е место по индексу сетевой готовности среди 76 стран, 64-е место – в области электронной коммерции: B2C – 28-е, B2B – 32-е, B2G – 75 –е место. Развитие платёжных систем – 67-е место, коммерческих сайтов – 62-е место. Распространение бизнеса через Интернет среди населения – 70-е место.[17]
     В 2008 г. Республика Беларусь заняла 13-е место среди стран мира по количеству Интернет-пользователей. Такие данные приведены в Докладе об информационной экономике, составленном Комиссией ООН по торговле и развитию. В частности, согласно докладу, в Республике Беларусь в 2008 году насчитывалось порядка 3,39 млн пользователей. [Рисунок А1,Приложение А]
     Годовой оборот интернет-торговли в Республике Беларусь составил порядка 50 млн.дол. в 2008 году, за 2009 г. оборот составил 430 млн. дол., то есть оборот увеличился в 8 раз, а за первый квартал 2010 г. превысил годовой оборот 2009 года, что подтверждает четырехкратный рост электронной торговли [Рисунок А2, Приложение А]. Следует отметить, что постепенно улучшается информационное наполнение (контент) белорусского сегмента сети Интернет, повышаются качество, объём и актуальность предоставленной информации. В Байнете предоставлено более 50 тысяч Интернет-сайтов, причём ежедневно открываются новые. [18]
     В настоящее время внедрение и  продвижение единого электронного правительства (система B2G) для объединенной Европы является одним из приоритетных направлений работы Европейской Комиссии. Наиболее впечатляющих успехов в данной сфере достигли Норвегия, Австралия, Канада, Мексика, Швеция и Дания.
     В соответствии с методикой ООН  «Оценки готовности стран к внедрению  электронного правительства» экспертами были определены 15 государств из региона  ЕС и СНГ с высоким показателем  индекса развития ИКТ и сходных  с Республикой Беларусь по географическому, территориальному и демографическому признаку. В качестве системы показателей для сопоставления использовались значения ИЭГ (индекс электронной готовности) и ИЭУ (индекс электронного участия) по состоянию на начало 2008 г. и 2010 г. [19]
       Согласно ИЭГ в 2008 г. Республика  Беларусь находилась на 56 месте  (0,521) в мире, уступая в СНГ только  Украине. По итогам 2009 г. Значение  ИЭГ Республики Беларусь составило  0,490 (ранг понизился на восемь  позиций), в то время как рейтинги Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Молдова увеличились. По значению ИЭУ Республика Беларусь на начало 2010 г. заняла 51 место (0,243), повысив свой рейтинг по сравнению с 2008 г. на 47 позиций (98 место, значение ИЭУ в 2008 г. – 0,091), уступая в странах СНГ Республике Казахстан и Украине. Сравнение нормированных составных показателей ИЭГ в 2008 г. Республики Беларусь со средними значениями нормированных показателей ИЭГ стран ЕС и СНГ позволяет определить “цифровой разрыв” (по состоянию на начало 2008 г.) в развитии Е-услуг с другими странами.[Таблица Б1,Б2,Приложение Б]
     По  значению ИЭГ страны можно классифицировать следующим образом: “лидеры” (0,750–1,000), “последователи” (0,500–0,750), “догоняющие” (0,250–0,500), “отстающие” (0–0,250). Темпы роста рейтинга определяются как “высокий” [100 % и выше) и “низкий” (до 100 %). По значению ИЭУ государства можно классифицировать на “низкий”, “средний”, “высокий” в зависимости от степени электронного участия граждан в государственном управлении (1–33 %, 34–66 %, 67–100 %) и стадии развития электронного правительства.
     Таким образом, Республика Беларусь в 2008 году являлась страной-последователем (ИЭГ составил 0,521), в 2010 году (ИЭГ составил 0,490) – догоняющей страной, то есть отмечается тенденция снижения индекса электронной готовности страны к внедрению электронного правительства и, следовательно, использованию электронной торговли. Это свидетельствует о том, что уровень развития сайтов в республике недостаточно высок, характеристика доступа к информации, интерактивным сервисам организованы на недостаточно высоком уровне. Однако, это не означает, что в Республике Беларусь перестали разрабатывать сайты и совершенствовать уже существующие интернет-порталы, это свидетельствует о том, что в других странах происходит более быстрая разработка и совершенствование сайтов, чем в Республике Беларусь. [Таблица Б3, Приложение Б]
     Следует отметить, что государства-“догоняющие”  активно внедряют электронную торговлю и сокращают “цифровой разрыв” с “лидерами” и “последователями”. Увеличиваются темпы развития электронной торговли, электронного правительства, а также степень электронного участия граждан, что свидетельствует о возможной быстрой окупаемости инноваций в государственном электронном управлении, т. к. спрос на услуги постепенно формируется в сторону увеличения. Стратегия “догоняющих” направлена на привлечение больших инвестиций для повышения показателей ИЭГ за счет улучшения качества, потребительской ценности, снижения стоимости внедрения и использования Е-услуг.[20]
     Таким образом, можно сделать вывод, что  индекс электронного участия в республике Беларусь в 2010 г (0,243) значительно увеличился по сравнению с 2008 г (0,091), в то же время, как индекс электронной готовности страны снизился (в 2010г –0,490, в 2008г – 0,521). Это свидетельствует о том, что хотя уровень разработки сайтов недостаточно высок, количество Интернет-пользователей с каждым годом увеличивается. Увеличение индекса электронного участия также говорит о том, что полезность Е-услуг постепенно возрастает, а значит процесс вовлечения граждан в общественную политику, электронную торговлю также развивается.
     Зарубежный опыт показывает, что использование компаниями B2B-площадок прежде всего обусловлено возможностью уменьшения непроизводственных затрат за счет снижения числа посредников в цепочке поставок, снижения издержек на привлечения новых партнеров, автоматизацией документооборота. Однако, это становится возможным только при условии отлаженного, прозрачного, существующего бизнеса, что в настоящее время встречается довольно редко.
     Учитывая  текущую экономическую ситуацию в мире, активное использование B2B-систем могло бы стать эффективным стимулом развития экономики. Ведь помимо снижения числа посредников в цепочке поставок, к числу явных преимуществ в использовании B2B-площадок относится:
      значительное снижение издержек выхода на рынок для новых компаний;
      увеличение охвата рынка уже существующими компаниями;
      создание условий нормальной конкуренции, упрощение системы контроля отделов закупок и продаж.
     К косвенным преимуществам использования  В2В-площадок можно отнести:
      возможность анализа деятельности конкурентов, анализа рыночной ситуации;
      оптимизацию регулярных бизнес-процессов компании (например, работа с дилерами, организация тендеров, маркетинговые акции);
      повышение уровня обслуживания контрагентов (CRM).
     В данный момент, В2В-площадки успешно работают в основном как информационные посредники. С распространением систем электронных платежей следует ожидать прорыва и перехода на другой, более качественный уровень обслуживания клиентов.
     Однако, следует отметить, что достаточно важным условием эффективного функционирования систем B2B является принятие руководителями компаний, а также их сотрудниками сети Интернет в качестве главного компонента бизнеса.
     Как показывает практика, в случае, если существует альтернатива, к примеру, отправить письмо, используя электронную  почту, либо позвонить, большинство, в настоящее время, выбирают последний вариант, что подтверждает низкий уровень восприятия новшеств, а также невысокий уровень доверия к глобальной сети Интернет. Поэтому для начала необходимо сформировать новую культуру восприятия общественностью глобальной сети и информационных технологий, доказав, что Интернет – это неотъемлемый элемент деловой коммуникации.
     Также препятствием для развития системы  B2B является невысокая степень доверия руководителей. В первую очередь это происходит из-за отсутствия опыта в их использовании. Поэтому в настоящее время в Республике Беларусь наблюдается недостаточно высокий уровень заинтересованности в развитии данных систем со стороны руководящих кадров. [21]
     Необходимо  отметить, что стремительное развитие информационных технологий и усиление влияния глобальной сети Интернет  во всём мире являются одними из основных причин развития электронной торговли, а также осуществления электронных государственных закупок в системах B2G и B2B. В настоящее время каждый желающий имеет возможность ознакомиться с организацией электронных торгов для государственных нужд в различных странах на общедоступных специально разработанных ресурсах. В частности, Всемирный банк располагает наиболее достоверной информацией по данному вопросу.
     Согласно  статистике, международный опыт внедрения  систем электронных госзакупок в  среднем приносит экономию около 10–12% бюджетных средств. К примеру, после  создания закупочной площадки, а также  единой системы закупок информационного  и коммуникационного оборудования для государственных нужд в Италии,  стоимость каждой единицы закупленной техники в течение года уменьшилась приблизительно на 30 %. [22]
     Эффективность электронных госзакупок зависит  от различных факторов:
      объемов финансирования программ перехода на электронные госзакупки;
      «глубины» модернизации текущей системы государственных закупок;
      глубины проникновения ИКТ в госсектор;
      квалификации персонала;
      стимулирования участия небольших и средних компаний в электронных тендерах правительства.
     Стоит отметить, что в Республике Беларусь с 1 января 2011 года также введена  система электронных аукционов  госзакупок. В целях осуществления  государственных закупок посредством  электронных процедур госзакупки товаров (работ, услуг) могут осуществляться на аукционах путем электронных торгов с понижением цены.
     В официальном комментарии к документу  отмечается, что принятие Указа Президента Республики Беларусь №708 от 30 декабря 2010 г. является «первым шагом к началу реализации белорусской стороной Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, подписанного 9 декабря 2010 года в Москве в ходе Межгосударственного совета ЕврАзЭС в целях формирования договорно-правовой базы Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России».[23]
     Нормативная база, регламентирующая проведение электронных торгов по государственным закупкам товаров (работ, услуг), была сформирована к 1 марта 2010 года. Торговые площадки в соответствии с Указом Президента от 30.12.2010 № 708 «О проведении электронных аукционов» и постановлением Совмина от 31.12.2010 № 1923 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 708» открыли ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен (НЦМиКЦ).
     Согласно  Указу № 708 электронные аукционы осуществляются на добровольной основе. Организации вправе прибегать к  ним наряду с привычными «бумажными»  процедурами торгов, не получив при  этом никаких юридических или  экономических преимуществ. Неудивительно, что довольно часто организации выбирают «бумажные» процедуры торгов, в силу наличия огромного опыта в данной сфере. Например, в 2010 г., по данным Минэкономики, в Респубике Беларусь было проведено порядка 193,5 тыс. процедур (этот показатель на 10,4 процентов больше, чем в 2009 г.) [24] Стоит отметить, что организацию данных процедур заказчики в основном осуществляли без привлечения дополнительных ресурсов. К тому же затраты на их организацию без посредников являются незначительными, и, таким образом, преимущества личных контактов при выборе поставщиков очевидны. В 2009 году Минэкономики подсчитало свыше 354 тысяч личных контактов, из которых подавляющее большинство потенциальных поставщиков (98,98%) являются резидентами Республики Беларусь, хотя, следует отметить, что законодательство страны не запрещает иностранным компаниям выходить на белорусский рынок госзакупок.
     Однако, следует подчеркнуть, что экономическая  эффективность «бумажных» торгов является достаточно низкой и имеет убывающую тенденцию. Согласно данным Минэкономики, по итогам 2010 года экономия денежных средств от проведенных процедур составила в республике 999,7 млрд. Br, относительный экономический эффект — 6,4%, тогда как в 2009 году — соответственно 1031,5 млрд. Br и 9,1%. [24]
     Основная  причина слабого экономического эффекта данных процедур  — отсутствие должной конкуренции. Согласно анализу Минэкономики, конкурентные процедуры (открытого и закрытого конкурса (торгов), запроса ценовых предложений, оформления конкурентного листа, переговоров) составили 64,9% от общего количества (в 2009 гогда — 66,7%). Остальные 35,1% — удельный вес неконкурентной процедуры, т.е. закупки, осуществляемые из одного источника. В 2010 году заказчики воспользовались данной процедурой в 68 тысячах случаев, интерес к которой не случаен, поскольку позволяет выбирать поставщика фактически на его ценовых условиях, причем юридические ограничения применения этой процедуры легко преодолеваются. Достаточно обосновать отсутствие необходимого времени на организацию и проведение конкурса или процедуры запроса ценовых предложений. Значительный фактор, оказавший влияние на формирование конкурентной среды на рынке госзакупок, -   установление перечня товаров, закупаемых с применением процедуры закупки из одного источника, утверждённого постановлением Совмина от 23.06.2010 № 960, благодаря чему многие отечественные поставщики получили прямой доступ к госресурсам, что противоречит целям Указа Президента от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь», ориентирующего на их эффективное расходование. [24]
     По  итогам процедуры закупки из одного источника в 2010 году было подписано  договоров на 4,16 трлн. Br — 26,5% от объема по всем процедурам. В снижении данной доли рынка госзакупок за счёт создания конкурентной среды кроется значительный резерв экономии бюджетных средств. В частности, электронные аукционы позволяют задействовать этот резерв.
     Подтверждением  может служить российский опыт. В  Российской Федерации на электронных  площадках прослеживается прямая зависимость  между числом участников аукционов и размером экономии на торгах. Необходимо подчеркнуть, что чем больше претендентов, тем значительнее их скидки на поставку товаров (работ, услуг). В России в 2011 г. объём экономии госсредств, согласно прогнозам местных экспертов, превысит 1 трлн. RUB, что составляет порядка 20% всего объема рынка госзакупок. Прозрачность этого рынка, достигнутая благодаря переходу на электронные технологии, нравится далеко не всем в России. Так как «бумажные» тендеры позволяли укрывать значительное количество госсредств. Минэкономразвития РФ опубликовало концепцию законопроекта «О федеральной контрактной системе», который должен заменить существующий федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По мнению авторов проекта, нынешняя российская система размещения госзаказов на аукционах с понижением первоначальной цены не обеспечивает качественного исполнения контрактов. Законопроект предлагает заказчику полную свободу действий: он может допускать любых поставщиков по критерию репутации, а также выбирать право на участие в электронном аукционе. Однако, по мнению общественности и некоторых специалистов, такая свобода приведет к резкому росту коррупции и отсутствию какой-либо конкуренции в данной сфере.
     Необходимо  отметить, что итоги конкуренции  «бумажных» и электронных торгов в России могут косвенно отразиться на экономике Республике Беларусь. Как известно, именно Соглашение о  государственных (муниципальных) закупках, инициированное Россией и заключенное 9 декабря 2010 года странами Таможенного союза в рамках формирования единого экономического пространства, явилось стимулом для внедрения электронных аукционов в Республике Беларусь. Однако, в случае отказа от проведения электронных аукционов Российской Федерацией целесообразным будет внесение изменений в принятое Соглашение. Таким образом, целесообразным будет развитие не только электронных торгов, но и «бумажных».
     Таким образом, можно сделать вывод, что применение процедуры электронных аукционов при осуществлении государственных закупок предоставляет как заказчикам, так и потенциальным поставщикам товаров (работ, услуг) неоспоримые преимущества.
     Во-первых, немаловажным аспектом является то, что информация обо всех проводимых аукционах является общедоступной: при соблюдении законодательства и регламента работы ЭТП субъекты хозяйствования могут принять участие в любом интересующем аукционе.
     Во-вторых, электронные аукционы гарантируют  равные права участникам и обеспечивают добросовестную конкуренцию, прозрачность механизма закупок. При прочих равных условиях единственным критерием, определяющим победителя, является цена, которую участник вправе самостоятельно заявить в ходе торгов. В то же время заказчик получает действенный инструмент оптимального и эффективного расходования бюджетных средств, поскольку первоначально заявленная цена закупки в ходе электронных торгов понижается.
     В-третьих, основной особенностью проведения электронных  аукционов является использование электронного документооборота (с применением технологии электронной цифровой подписи), позволяющего участникам аукционов, практически не выходя из своих офисов, покупать и продавать товары (работы, услуги), а также экономить средства на организации закупок и участие в них. Следует отметить, что в Республике Беларусь в целях предоставления услуг по распространению открытых ключей проверки электронной цифровой подписи в ОАО ”Белорусская универсальная товарная биржа“ и (НЦМиКЦ) созданы удостоверяющие центры и закуплено сертифицированное программное обеспечение. В настоящее время биржа проводит работу по обеспечению возможности участия в электронных аукционах зарубежных поставщиков. [25]
     На  современном этапе в Республике Беларусь приоритетными направлениями электронной экономики являются государственные закупки, оптовая и розничная торговля, реализация торговых услуг, а также упрощение торговых и транспортных процедур. Необходимо отметить, что практически все развитые страны мира уже начали переход на новое перспективное направление в экономике – электронные государственные закупки. Республика Беларусь также развивает данную сферу, активно используя информационные технологии, несмотря на значительное количество проблем: недостаточно высокий уровень доверия глобальной сети Интернет, как со стороны руководителей предприятий, так и белорусских граждан в целом, достаточно низкий уровень разработки некоторых сайтов, недостаточное количество квалифицированного персонала, отсутствие опыта в организации электронных торгов, а также практически отсутствие конкуренции в данной сфере. Всё это непосредственно влияет на внедрение и развитие электронной торговли в Республике Беларусь, в частности, на осуществление электронных закупок. Однако, стоит отметить, что создание системы электронных государственных закупок – это длительный и трудоемкий процесс, который нуждается в четком разграничении этапов и тщательном планировании.  

     2.2 Интеграция Республики Беларусь в глобальные логистические системы
     В настоящее время Интернет становится для компаний не только средством глобального поиска партнеров, но и новым логистическим каналом. Во всём мире многие товары и услуги уже предоставляются клиенту по сети, при этом зачастую они оплачиваются виртуальными деньгами. Таким образом, постепенно формируется глобальная логистическая система.
     Логистическая система -  это относительно устойчивая совокупность структурных (функциональных) подразделений компании, а также  поставщиков, потребителей и логистических  посредников, взаимосвязанных по основным и/или сопутствующим потокам и  объединенных единым управлением для реализации стратегического (тактического) логистического плана.
     Глобальная  логистика - это стратегия и тактика  создания устойчивых макрологистических систем, связывающих материальные потоки рынков различных стран на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.
     В глобальной логистической среде  сформировано огромное количество логистических центров, которые являются опорными элементами макрологистических цепей и сетей различного назначения, пунктами контроля и управления мультимодальными перевозками. Целью модуля является изучение вопросов об основных принципах создания и организации функционирования логистических центров.
     Огромное значение для построения логистической системы имеет сектор бизнеса (бизнес-платформа), в котором работает компания. В настоящее время (в электронной коммерции) выделяют два основных сектора: business to business (B2B) и business to government (B2G). В зависимости от сектора бизнеса (т.е. того, кто является конечным потребителем продукции или услуг компании, — другая организация бизнеса или государство) формируются разные приоритеты, ключевые факторы, логистические стратегии, концепции и технологии. Сектор бизнеса оказывает существенное влияние на информационно-компьютерную поддержку логистики. Наконец, в зависимости от мощности компании, концентрации капитала и выхода на международные рынки и ресурсов различают глобальные логистические системы, формируемые в основном транснациональными корпорациями и финансово-промышленными группами.
     Прогнозные  оценки развития мировой экономики  говорят о том, что основные материальные и финансовые потоки в ближайшем будущем будут сосредоточены в треугольнике США - Европа - Дальний Восток, в глобальной Евразийской сети.
     Глобальная  логистическая сеть определяет расположение логистических распределительных  центров (ЛРЦ), где большинство логистических  операций осуществляется в этих центрах. Логистические распределительные центры организуют заполнение рынка товарами, обеспечивая устойчивый сбыт. Эффект от функционирования ЛРЦ выражается в сокращении времени доставки товара, которое достигается за счет участия ЛРЦ в обслуживании материального потока.
     Глобальные  логистические системы и их логистические  центры являются мощным средством экономии дефицитных национальных ресурсов: материальных, сырьевых, энергетических, финансовых, трудовых. Их отличительной особенностью является целевая направленность на наиболее полное удовлетворение совокупного спроса потребителей, причем они являются необходимыми элементами расширенного воспроизводства. Именно глобальные логистические системы и их центры позволяют в современных условиях найти наиболее продуктивные варианты и формы организации товарных рынков и материальных потоков.
     За  рубежом логистика давно стала  практическим инструментом бизнеса, а  интегрированная логистика является одной из основных комплексных функций, характеризующих финансово-производственную деятельность западных фирм. Различные логистические концепции в стратегическом планировании и текущем управлении основными сферами бизнеса уже, по крайней мере, в течение двадцати и более лет применяют ведущие зарубежные фирмы и транснациональные корпорации, такие,  как IBM, Procter & Gamble, Coca-Cola, General Motors, Ford Motors, Volvo, Toyota Motors, Electrolux, TNT, Deutsche Telecom, BTL, ASG АВ, Acer Computer, G& F Industries, General Foods, Johnson & Johnson и многие другие.
     С логистическими системами связано  получение 20-30 % валового национального  продукта ведущих промышленно развитых стран. Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1 % логистических издержек эквивалентно почти 10 %-ному увеличению объема продаж фирмы. Внедрение современного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.
     Следует отметить, что логистика является достаточно выгодной отраслью для Республики Беларусь, так как позволяет добиться экономически значимого результата, не затрачивая дорогостоящих энергоресурсов. Республика Беларусь является основным транспортным «мостом» между Европой, Россией и странами Азиатского региона. На рисунке 1 представлена геоконцепция Евразийских логистических центров. [7]

     Рисунок 1. Геопространственное размещение Евразийских логистических центров
     Концепция предполагает учет транспортной инфраструктуры, гармонизацию транспортных процессов  и транспортного законодательства, справедливую открытую конкуренцию  между перевозчиками, беспрепятственный доступ евразийских пользователей на рынок, принятие и выполнение норм, стандартов, международных соглашений и передового опыта с целью развития международных и транзитных перевозок, упорядочение процедуры виз, создание унифицированных и согласованных систем, включая электронный обмен данными (EDI) и электронную обработку данных (EDR).
     Необходимо  отметить, что основным естественным лидером на рынке логистики в  Европе является Германия. Достигается  это благодаря географическому  положению, рыночному потенциалу, экспортным возможностям немецкой промышленности, привлекательному соотношению между ценой и качеством, отличным высокотехнологичным ноу-хау, безопасностью и надёжностью законодательной системы Германии, которые формируют благоприятный климат. Стоит отметить, что Республика Беларусь имеет такое же выгодное географическое расположение в центре Европы, как и Германия. Также Республика Беларусь имеет общую границу со странами Евросоюза, в том числе Балтийскими государствами, Россией и Украиной. Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем газо- и нефтепроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, странами Азии. Следовательно, Беларусь имеет огромнейший потенциал в сфере развития логистики.
     Однако, чтобы построить эффективную  национальную логистическую сеть, которая  могла бы с наименьшими издержками обслуживать всю национальную экономику, требуется системный подход и  знание логистики. Такой опыт в настоящее  время присутствует у многих зарубежных специализированных компаний, которые владеют методиками и опытом эффективной локализации объектов, в частности, немецких.
     В Республике Беларусь, в силу объективных  причин исторического, политического, экономического характера, имеет место  определенное технологическое отставание в области логистики. Это происходит из-за специфичности развития самих логистических систем, обусловленных целым рядом причин:
    отсутствие прочных связей между производителями, поставщиками и потребителями, которые должны быть объединены в одну систему;
    создание логистических систем требует капитальных вложений и подчас достаточно значительных;
    темпы развития производственной, технической и технологической базы логистики в разных отраслях экономики в последние годы очень высоки и требуют практически постоянного внесения улучшений или внедрения новых продуктов, что требует значительных единовременных затрат;
    постоянное совершенствование технологий предполагает интенсивную подготовку кадров по специальности "логистика", переподготовку и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента. [26]
     В свою очередь, в Германии центры транспортной логистики формировались преимущественно  на основе уже созданных железнодорожных  линий и развязок (в настоящее  время функционируют 29 из 33).  Большинство из них рассчитано на параллельное использование автомобильного и железнодорожного транспорта, имеются также трёхмодульные центры логистики. Деятельностью, напрямую связанной с логистикой, в Германии занято около 4,5 млн. человек.
     Стоит отметить, что немецкая модель строительства  логистических центров характеризуется  рядом особенностей.[27]
     В первую очередь – это сильная  государственная поддержка на всех уровнях, которая основывается на федеральных  законах и законах федеральных земель. Федеральный бюджет участвует в финансировании инвестиций через Deutsche Bahn AG (Немецкие железные дороги), широко практикуется выделение дотаций бюджетам федеральных земель, а также целевые дотации и кредитование по конкретным инвестициям. Финансовую поддержку по инвестициям в логистические центры оказывают как федеральные земли, так и местное самоуправление.
     Источники инвестиционных средств в немецкой модели также чётко определены:
     – инвесторы, желающие сделать инфраструктуру доступной логистическим операторам;
     – транспортные компании;
     – субъекты, образующие объединения с  частным капиталом;
     – бюджетные средства и целевые  фонды федеральных земель;
     – программы и федеральные фонды, направленные на развитие инфраструктуры;
     – дотации городов и регионов;
     – дотации и программы Европейского союза;
     – банковские кредиты.
     Также достаточно жёстко определены функции  компании, инициирующей создание логистического центра: разработка программы строительства  логистического центра и документации, привлечение инвесторов и финансовых средств, покупка и освоение земельных участков, надзор над строительством логистического центра.
     Образованные  при участии государства логистические  центры управляются через наблюдательные органы, которые создаются различными компаниями-участниками проекта – инвесторами и/или инвестиционными консорциумами, компаниями по развитию, ассоциациями и союзами.
     Таким образом, можно сделать вывод, что  немецкая модель в первую очередь  предполагает участие государственного сектора, как в фазе планирования, так и реализации проектов развития транспортно-логистических центров.
     Современные тенденции развития рынка транспортных услуг и оптовой торговли за рубежом  характеризуются привлечением инвестиций в создание крупных логистических  центров.
     К примеру, система логистических центров США представляет собой сеть многофункциональных терминальных комплексов, размещенных в опорных узлах транспортной сети. Основными элементами этой системы являются крупные морские и воздушные порты, магистральные и местные пути автомобильного, железнодорожного и речного сообщения, грузоперерабатывающие терминалы, трубопроводы, пограничные и таможенные органы, навигационная система и другие элементы единой национальной транспортной информационной системы. При этом инфраструктура региональных логистических структур органично включена в национальную и международную схему разделения труда.
     В Великобритании частные компании при  создании логистических центров  ведут переговоры с руководством графств. Определив, где должен располагаться центр, они учреждают частные акционерные общества. Некоторые логистические центры создаются на принципах партнерства, когда несколько частных компаний работают в одном центре.
     Географию итальянских логистических центров  и экономическую целесообразность их создания определяет близость к развязкам важных национальных и (или) трансъевропейских сухопутных трасс, судоходных путей, аэропортов, а также центров производств, которые, выпуская продукцию на экспорт, обеспечивают загруженность транспортной инфраструктуры (Милан, Верона, Турин, Триест, Болонья, Флоренция, Анкона и т. д.).
     Логистические центры в Японии создавались в  районах размещения крупных производств, аэропортов и морских портов. Такие  центры, расположенные вдоль международных  транспортных коридоров, позволяют увеличить объёмы суммарных грузовых перевозок, повысить эффективность грузовых авиаперевозок при использовании этих центров в качестве транзитных аэропортов с целью дозаправки. При создании логистических центров повышается возможность использования комбинированных международных грузовых перевозок при стыковке различных видов транспорта и перевалки грузов на другие виды транспорта.[28]
     Что же касается Республики Беларусь, то здесь, согласно Программе развития логистической  системы Республики Беларусь до 2015 года, логистические центры будут создаваться в основном в зависимости от отраслевой направленности: транспортно-логистические, оптово-логистические (торговые) и многофункциональные логистические центры, как внутри страны, так и за рубежом.
     Транспортно-логистические центры предназначены для обработки в первую очередь транзитного грузопотока, а также разработки, организации и реализации рациональных схем движения товаров по территории Республики Беларусь и других государств на основе организации единого таможенного, технологического и информационного процессов и пространства.
     Оптово-логистические (торговые, товаропроводящие) центры будут  заниматься поставкой оптовых партий потребительских товаров и продукции  производственно-технического назначения отечественного и импортного производства потребителям или организациям розничной торговли.
     Также предусмотрено строительство многофункциональных  логистических комплексов, которые  включают торгово-деловой, административно-деловой, выставочные центры и т. д.
     В основе создания логистических центров  лежит два подхода: организация  их с нуля, что означает поиск  и покупку на рынке земельного участка и дальнейшее строительство  комплекса, и путем модернизации действующей промышленной или складской недвижимости.
     В перспективе также считается возможным создание в стране Ассоциации логистических центров, целью которой будет оказание комплексных услуг по логистике, поставке внешнеторговых и транзитных грузов, поставке товаров на внутренний рынок, привлечению отечественных и иностранных инвестиций. [26]
     Реализация  Программы в основном планируется  осуществляться за счет средств инвестиционных и инновационных фондов, органов  госуправления и других госорганизаций, а также инвесторов, республиканского бюджета, собственных средств предприятий. Также Программой предусмотрено совместное финансирование особо значимых проектов транспортной инфраструктуры государством и частным инвестором.
     Необходимо  отметить, что иностранные партнёры весьма заинтересованы в реализации проектов, в частности, поступают предложения от российских, литовских, латвийских, арабских и др. компаний.
     После принятия Программы развития логистической системы Республики Беларусь в 2008 году, был проведён ряд мероприятий по привлечению инвестиций в данную сферу. Одним из важнейших является белорусский инвестиционный форум, состоявшийся в г.Франкфурт-на-Майне 17 ноября 2010 г. В общей сложности в рамках работы секций участникам форума было представлено более 40 инвестиционных проектов в различных сферах экономики, на общую сумму более 6,5 млрд. долларов США. Стоит отметить, что белорусские инвестиционные проекты вызвали широкий интерес, вследствие чего были проведены двухсторонние переговоры. В результате работы тематических секций подписано 8 соглашений между банками с объемом привлекаемых средств свыше 300 млн. евро и 17 соглашений по реализации инвестиционных проектов реального сектора экономики стоимостью свыше 2,3 млрд. долларов США. Всего в рамках форума заключено 25 соглашений, направленных на привлечение средств в экономику республики и реализацию инвестиционных проектов, на сумму, эквивалентную 2,8 млрд. долларов США.
     В ходе форума логистика рассматривалась  в качестве одного из  приоритетных направлений развития. В ходе работы форума экс-заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Кобяков А.В. и член правления транспортно-логистического концерна ”Fraport AG“ М.Цишанг обсудили перспективные направления взаимодействия, прежде всего использования технологий концерна для модернизации транспортно-логистической отрасли в Беларуси, подготовки концепции развития Национального аэропорта ”Минск“. Также достигнута договоренность о проработке возможностей кооперации крупных германских логистических компаний с транспортно-логистическими центрами в Республике Беларусь, установления пассажирского и грузового авиасообщения между аэропортом Франкфурт/Хан и Национальным аэропортом Минск, организации логистической цепочки проекта ”Марко Поло“ (Шанхай – Минск) через аэропорт Франкфурт/Хан.[29]
     Стоит отметить, что сотрудничество с Германией активно развивается. 27 марта 2010 года была проведена очередная встреча немецких представителей с белорусскими, в ходе которой немецкий премьер-министр земли Брандербург Маттиас Платцек заявил, Германия заинтересована в развитии сотрудничества с Республикой Беларусь в логистической сфере и не исключает возможности инвестиций в строительство логистических центров. На первоначальном этапе предполагается тесное сотрудничество немецких специалистов с белорусскими, предоставление возможности использования опыта немецких компаний, а далее, вполне вероятно, будет проведен ряд мероприятий по инвестированию в белорусские логистические центры.
     Дело  в том, что существующий транспортный коридор "Париж-Берлин-Варшава-Минск-Москва" сегодня крайне востребован международными перевозчиками и нуждается в логистическом обслуживании. Немецкие специалисты обладают опытом в сфере использования различных видов транспорта, строительстве и развитии терминалов, складских территорий, что будет достаточно полезным для белорусских специалистов. Поэтому сотрудничество с Германией является достаточно перспективным  направлением и, по оценкам специалистов, в ближайшем будущем принесёт положительные результаты.
     Однако, следует отметить, что в Программе  развития логистической системы  Республики Беларусь активно участвуют  не только зарубежные инвесторы, но также, к примеру, республиканское унитарное  предприятие «Белтаможсервис» –  крупнейший в Беларуси оператор и  лидер по оказанию услуг в области таможенного дела, который осуществляет реализацию инвестиционных проектов по созданию транспортно-логистических центров в Минской области ("Минск-Белтаможсервис" на базе ОАО "КМК Интурист"). Также строятся логистические центры "Гомельавто" на базе имущественного комплекса ОАО "Гомель АТЭП" ("Брест-Белтаможсервис", "Могилев-Белтаможсервис"). Создается центр на новой площадке транспортно-логистического терминала "Щитомиричи" (Минский район) и сервисные зоны приграничного грузового терминала "Козловичи-2" (Брест) и пункт пропуска "Каменный Лог" (Ошмянский район).
       Первая очередь работ таможенно-логистического  центра "Белтаможесервиса" в настоящее  время уже активно реализуются,  получаемые от этого средства  вкладываются во вторую очередь возведения центров. После сдачи в эксплуатацию второй очереди центра планируется третья очередь: строительство ресторанов, гостиниц, водно-спортивных комплексов и другой инфраструктуры, необходимой для комфортного пребывания водителей, представителей белорусских и иностранных фирм. Таким образом, центры будут осуществлять не только складские работы, но и другие околотаможенные услуги.
     Однако, заместитель председателя ГТК Республики Беларусь Леонид Досов подчеркнул, что «для более быстрого развития строительства транспортно-логистичеких центров в республике сотрудничество с таким надёжным и известным банком, как Landesbank Baden-Wurttemberg  будет особо выгодным». [30]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.