На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность государственного бюджета, его принципы и проблемы формирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.11.2013. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение………………………………………………………………………3
1. Особенности построения государственного бюджета
1.1 Понятие и  принципы государственного бюджета…................................4
1.2 Структура  бюджета и его функции…………………………................8
2.Особенности  государственного  бюджета РБ
2.1 Анализ доходов  государственного бюджета и их 
классификация…………………………………………………………….......11
2.2. Понятие  государственных расходов, их анализ  и формы…………..18
2.3.Бюджетный  дефицит, основные виды и способы
финансирования…………………………………………………..................21
3. Эффективность исполнения  республиканского  и местного бюджета
3.1 Особенности  исполнения республиканского и  местного бюджета.
( январь  – сентябрь 2010года)………………………………………………23
3.2 Особенности  исполнения республиканского и  местного бюджета.
( январь  – сентябрь 2009 года)……………………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………...32
Список  использованных источников……………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Центральное место в системе государственных финансов занимают государственный бюджет и бюджеты муниципальных образований.
     В узком смысле слова бюджет представляет собой финансовый план государства или местных органов власти, который составляется на один год и имеет силу закона.
     Существует  и более широкое определение  бюджета, когда под бюджетом понимают систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. В этом случае бюджет представляет собой сложную систему экономических отношений, посредством которых, с одной стороны, осуществляется перераспределение созданного в обществе валового национального продукта, а, с другой, происходит выделение денежных средств из централизованного фонда на финансирование отдельных функций государства, деятельности хозяйствующих субъектов, финансирование социальных потребностей отдельных категорий граждан.
     Государственный бюджет неотделим от государства, поскольку трудно представить себе государство, которое, выполняя определенные функции, не располагало при этом необходимым количеством денежных средств. Размеры централизованных денежных средств увеличивались по мере того, как расширялись экономические функции государства.
     Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности государственного бюджета, его  принципов и проблем формирования.
     Предмет курсовой работы – специфика формирований бюджетных отношений в условиях развития рынка.
     Объект  – государственный бюджет как  инструмент стимулирования экономического развития 

     1. Особенности построения государственного бюджета 

     1.1 Понятие и принципы  государственного  бюджета
     С экономических позиций государственный  бюджет выступает как система  денежных отношений  между государством, физическими и юридическими лицами по поводу распределения и перераспределения национального дохода, формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Государственный бюджет есть достаточно сложная категория, поэтому требуется её конкретизация через другие экономические категории( государственные доходы и расходы, налоги и сборы, дефицит, государственный долг  и т.д) [2, с.308]
     Бюджетная система – организация бюджетных  отношений на различных уровнях  государственного и местного устройства страны, основанная на существующих правовых нормах.
     К основным принципам  построения современной бюджетной системы государства относятся:
    Единство всех уровней национальной бюджетной системы
    Полнота отражения финансовых ресурсов
    Приоритетность публичных расходов
    Гласность исполнения и достоверность данных
    Эффективность и экономичность использования бюджетных средств.
     Единство  бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого. Принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.
     Полнота бюджета  - по соответствующей статье финансового плана учитываются все соответствующие доходы или расходы. Это означает, что правительство не имеет иных доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.
     Принцип приоритетности публичных расходов означает, что при составлении бюджета на первом месте находится стремление обеспечить выполнение органом исполнительной власти предписанных функций, что не ставится в прямую зависимость от величины ожидаемых доходов.
     Одновременно  это же предполагает соблюдение при  планировании и исполнении бюджета  принципа гласности. Гласность отражается в первую очередь через обязательное информирование населения страны о состоянии государственных финансов.
     Эффективность и экономичность исполнения бюджета выступают как общее условие функционирования бюджетной системы государства.[2, с 311-313]
    Все рассмотренные принципы предполагают:
    - Объединение основных денежных ресурсов государства в республиканском бюджете, через который обеспечиваются все потребности республиканского характера (оборона страны, железнодорожный транспорт и другие мероприятия республиканского значения);
     - Обеспечение денежными средствами местных бюджетов с учетом особенностей социально-культурного развития в каждой административно-территориальной единице;
      -   Необходимость всестороннего развития местной инициативы и учета местных особенностей при исполнении местных бюджетов.
     Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию  в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о не утверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения[3].
     Организационное построение бюджетной системы всецело  зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарного государства( например,  Республики Беларусь) включает  два традиционных уровня: республиканский и местный. Поэтому выделяются республиканский и местные бюджеты, а также общегосударственный ( консолидированный) бюджет. Основные бюджетные положения изложены в законе Республики Беларусь “О бюджетной системе Республики Беларусь”, который был принят в июне 1993 года.
     Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы страны на соответствующей территории. В  отличие от самостоятельных бюджетов консолидированный бюджет не подлежит законодательному утверждению и  не является правовым актом. Составление  консолидированного бюджета возлагается  на соответствующие органы исполнительной власти.
     Бюджетный потенциал .Способность государства концентрировать у себя финансовые ресурсы и рационально их использовать выражается через его бюджетный потенциал.
     Такая способность определяется с учётом развития законодательной базы и  степени собираемости налогов. Наличие  высокого бюджетного потенциала сегодня  рассматривается как важнейшая  предпосылка для успешного выполнения государством своих функций.
     В соответствии с бюджетным законодательством  Республики Беларусь единственным субъектом  бюджета является государство в  лице его государственных органов  представительной и исполнительной власти. При признании бюджетных учреждений субъектами бюджетных процессуальных отношений они должны обладать определенными правами и нести обязанности в процессе составления, рассмотрения проектов бюджетов (а не их смет), утверждения и исполнения бюджетов. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Структура бюджета  и его функции
     В структуре государственного бюджеты выделяются следующие положения.
     Расходная часть бюджета характеризует  направление и цели бюджетных  ассигнований для развития и регулирования  экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное  предоставление государственных средств  из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим  расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита.
     Бюджетные расходы. Значительное место среди  них приходится на социальные статья: образование, здравоохранение, социальные пособия. Они призваны смягчить социальную дифференциацию, обеспечить доступность  к получению квалификации, достойное  медицинское обслуживание, гарантированное  пенсионное обеспечение. Эти расходы  способствуют развитию человеческого  капитала, квалификации работника, укреплению его здоровья.
     Расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост через субсидии и инвестиции оказывают влияние на повышение нормы накопления, ускорение темпов в развитии отраслей и производств. Государство выступает катализатором развития НТП, инновационных технологий, повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.
     Важное  место в бюджете занимают расходы  на вооружение, материальное обеспечение  внешнеполитических связей и содержание аппарата управления.
     Определенное  место в расходных статьях  бюджета приходится на обслуживание внутреннего и внешнего государственного долга, оборону, закупку вооружений и военное строительство. Размеры  этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, оказывают прямое воздействие на национальную конкурентоспособность продукции на мировых рынках.
     Расходы бюджета на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и  иностранного инвестирования, ввозимого и вывозимого капитала стимулируют экспорт на долгосрочную перспективу, оптимизируют сальдо платежного баланса страны, открывают возможность освоения новых зарубежных рынков, способствуют повышению авторитета и укреплению национальной валюты. Часть расходов государство использует для обеспечения поставок на внутренний рынок зарубежных товаров.
     Доходы  государственного бюджета на 85% формируются  за счет налоговых поступлений, прибыли  казенной промышленности, поступлений  от приватизации собственности и  т.д. Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные  расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит. Образовавшийся остаток доходов правительство может использовать на не предусмотренные программой или планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года).
     Бюджетный дефицит по установившимся международным  стандартам не должен превышать 5% ВВП. Покрывается он внутренними и  внешними государственными займами  в виде продаж государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фонда страхования или фонда  страхования по безработице, пенсионного  фонда).
     Но  это не единственный путь покрытия бюджетного дефицита. В сложных экономических  ситуациях, в которых может оказаться  государство, правительство прибегает  к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита.
     Функции бюджета. В качестве таковых выделяются:
    Аккумуляция  и централизация финансовых средств, предназначенных на общенациональные нужды, т.е. создание финансовой базы, адекватной выполняемых задачам( фискальная функция)
    Регулирование социально-экономических отношений  за счёт изменения денежного обеспечения (регулирующая функция)
    Инвестиционная функция
    Региональное перераспределение денежных ресурсов
    Социальная защита населения и выравнивание уровня жизни( социальная функция)
    Стимулирование предпринимательства и частного сектора национальной экономики
    Контроль за финансовыми доходами и расходами государства со стороны парламента страны и т.д
    Обеспечение финансовой безопасности государства( валютные резервы, международные обязательства и т.д)
Функции бюджета не всегда осуществимы. Последовательному  их осуществлению обычно препятствуют не только внутренние социальные противоречия, разные экономические интересы, но и такие явления, как инфляция, несвоевременность принятия бюджета, его хронический дефицит и т.д. [2, c 309-310] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Особенности государственного бюджета Республики Беларусь
     2.1  Анализ доходов  государственного  бюджета и их  классификация.
     Значительную  роль в системе государственных финансов играет государственный бюджет, посредством которого происходит обеспечение  реализации программы социально-экономического развития и бюджетно-налоговой политики республики. На формирование государственного бюджета влияют различные социально-экономические факторы, среди которых можно выделить необходимость финансирования общегосударственных республиканских программ, поддержания финансовой устойчивости государственных предприятий и бюджетной системы в целом, поиска дополнительных источников пополнения доходов бюджета и ряд других. Анализу особенностей возникновения и формирования государственного бюджета Беларуси посвящены многочисленные публи-кации ведущих экономистов, которые раскрывают факторы и условия развития бюджета, определяют его закономерности формирования [4, 7, 8]. Вместе с тем существуют ряд недостаточно освещенных вопросов, связанные с оценкой влияние институциональных факторов на формирование доходов и расходов государственного бюджета с целью достижения их сбалансированности и снижения бюджетного дефицита. Анализ государственного бюджета за период с 2000 по 2009 гг. показал, что доходы и расходы выросли в 20,5 и 19,9 раз соответственно. Однако превышения темпов роста доходов над расходами не позволили сократить бюджетный дефицит. Темпы его роста были менее значительными – 11,8 раз. Доля дефицита госбюджета, финансируемая за счет внутреннего финансирования снижалась за данный период и к 2009 г. сократилась до 29,2%. Финансирование а счет внешних займов увеличилась с 21% до 70,8%. 
     Основным  источником формирования доходов государства  по-прежнему остаются налоговые поступления. Увеличение налоговых доходов связано с ростом налоговой ставки, расширением налоговой базы. Ставки налогов за последний период практически не изменялись, однако увеличивался круг налогоплательщиков, происходит сокращение предоставляемых налоговых льгот, а также сокращается количество уплачиваемых налогов и сборов за счет отмены малоэффективных отчислений.
     За  анализируемый период статьи расходов государственного бюджета изменяются незначительно в  зависимости от приоритетных направлений  бюджетно-налоговой  политики государства. Приоритетными  направлениями  финансирования  остаются социальная политика, общегосударственные расходы, расходы по финансированию отраслей национальной экономики, здравоохранения, образования. 
Анализируя  доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь за 2000-20009 гг., можно определить основные особенности его развития:
      - Усиление централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете, что выражается, например, включенностью различных фондов целевого назначения в государственный бюджет. 
      -   Поддержание социальной направленности системы финансирования расходов государственного бюджета. 
     -    Наличие недостаточно рациональной структуры доходов и расходов
     бюджета.
      -    Устойчивый рост бюджетного дефицита и государственного долга, а также преобладание внешних источников их финансирования.
     Таким образом, дальнейшее развитие государственного бюджета требует совершенствования основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:
      - Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, переход к многовариантному составлению проекта бюджета; повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования доходов бюджета;
     -   Проведение  реструктуризации  доходов бюджета  с целью  поиска  оптимального сочетания прямых и косвенных налогов, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций и др.);
      - Совершенствование налогового планирования,  использование методов оптимизации налоговой нагрузки; укрепление и развитие законодательных основ налогообложения, сокращение многочисленных инструкций, указов и декретов, регулирующих систему налогообложения.
     Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:
     - Усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, а также роль собственных источников в обеспечении текущей деятельности предприятий и организаций.
      - Разработать и усовершенствовать механизм предоставления адресных субсидий для населения и организаций.
     - Разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчет и самофинансирование; расширение действия рыночных механизмов в реальном секторе экономики с  постепенной  отменой дотаций.  Снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики в результате приватизации объектов государственной собственности.
     Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства  должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается  часть доходов физических и юридических  лиц. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и в безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
     Материальной  основой доходов государственного бюджета является часть национального  дохода, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов ( более 2/3 всего объёма), принимающих форму государственного бюджета
     Государственные доходы как экономическая категория  присущи любой общественно –  экономической формации. Они базируются на финансовых взаимоотношениях между  участниками бюджетного процесса. Государственные  доходы выражают отношения распределения  и перераспределения национального  дохода.
     Государство  для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения  с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные и региональные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода. Все источники доходов делятся на две основные группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций. К внешним – национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, а в исключительных случаях – национальное богатство.
     Формы и методы образования доходов  бюджета трансформируются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное влияние на доходы также оказывают: сложившаяся экономическая и социальная ситуация; политика и приоритеты развития общества на данном этапе; стратегия и тактика достижения намечаемых целей  и др. Однако, в любом случае, главным назначением мобилизационных доходов является формирование устойчивой  финансовой базы, позволяющей государственной власти всех уровней осуществлять исполнение своих функций, удовлетворять общегосударственные и региональные потребности. Назначение   доходов – покрытие расходов бюджета.
     Вместе  с тем следует найти такие  формы финансовых взаимоотношений  с хозяйствующими субъектами и населением, такие методы изъятия в доходную часть бюджета, которые стимулировали бы повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов и как следствие – увеличение поступлений. В этом заключается фискальная и стимулирующая функция доходов, обеспечивающие расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета. Во всех цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются налоги, за ймы, эмиссии. Соотношение между данными методами неодинаково в разные периоды развития страны.
     Анализ  формирования доходов бюджетов различных  стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существуют три основных канала поступлений в бюджет:
    Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде налогов и сборов.
    Платежи за государственное имущество и общегосударственные ресурсы.
    Привлечённые ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и др.
Доходы  бюджетов Республики Беларусь делятся  на следующие группы:
    Налоговые доходы
    Взносы на государственное социальное страхование
    Неналоговые доходы
    Безвозмездные поступления
     К налоговым поступлениям относятся: налоги на доходы и прибыль; налоги на фонд заработной платы; налоги на товары и услуги; налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности; другие налоги; сборы (пошлины) и иные обязательные платежи.
     В условиях перехода к рыночной экономике  удельный вес налоговых поступлений  в доходах бюджета Республики Беларусь значительно возрастает  занимает доминирующее положение ( более 75%). Развитие рыночных отношений сопровождается усилением роли региональных бюджетов, экономическая сущность которых заключается в финансовом обеспечении деятельности органов местного управления и самоуправления. Приблизительно 45-50%, а с 2004 года, с включением в республиканский бюджет средств фонда социальной защиты населения – более 30% доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь составляют доходы местных бюджетов ( без учёта безвозмездных поступлений).
     Следует отметить, что в странах с развитой экономикой в государственный бюджет поступают  преимущественно прямые налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций.
     Наша  страна, как и другие страны с переходной экономикой, значительную часть доходов бюджета формирует путём взимания косвенных налогов – НДС, акцизов. Косвенные налоги, перекладывая налоговое бремя на слои населения с низкими доходами, являются стабильными источником поступлений в бюджет.
     Относительно  быстро перейти к системе прямого  налогообложения не позволяют три  основные причины: недостаточный уровень налоговой дисциплины; значительный объём теневой экономики; низкий уровень доходов населения и субъектов хозяйствования.
     Взносы  на государственное социальное страхование  включают обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий.
     Неналоговые доходы включают обязательные платежи, получаемые бюджетами в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, в том числе   платежи  в виде штрафов или иных санкций за нарушения законодательства Республики Беларусь, а также добровольные поступления от юридических и физических лиц. Они подразделяются на следующие подгруппы: доходы от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, административные штрафы и экономические санкции, удержания, прочие неналоговые доходы.
     К безвозмездным поступлениям относятся  необязательные и добровольные поступления  от иностранных государств, международных организаций, а также поступления от других уровней государственного управления на осуществление текущих и капитальных расходов в области государственного управления. Они подразделяются на следующие подгруппы: безвозмездные поступления от иностранных государств, безвозмездные поступления от других уровней государственного управления. Безвозмездные поступления включают передачу средств из одного бюджета в другой как для осуществления определённых расходов, так и для сбалансирования нижестоящего бюджета.[10, c.43-36] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Понятие государственных расходов, их анализ и формы
     Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и  использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.
     Специфика общественного назначения бюджетных  расходов заключается в обеспечении  финансирования государственной деятельности экономической, управленческой, социальной и других функций государства. Структура расходов государственного бюджета их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают уровень развития производительных сил и производственных отношений, конкретная экономическая и социальная ситуация. Существенное влияние оказывают финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач.
     Расходы государства могут производиться  в виде финансирования отдельных  учреждений, мероприятий и путём предоставления ссуд и кредитов. Основным видом осуществления бюджетных расходов остаётся бюджетное финансирование, т.е. безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджета определённого уровня для осуществления государственной деятельности. Безвозмездность и безвозвратность финансирования являются его основными признаками, отличающимися от выделения ссуд и кредитов.  Принцип безвозмездности и безвозвратности бюджетного финансирования предполагает, что выделяемые на общегосударственные цели и нужды средства не нуждаются в обязательном их возмещении. Однако этот принцип не означает отсутствия контроля за рациональным  использованием средств со стороны государства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.