На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Цивилизация доколумбовой Америки

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Доколумбовая Америка  является одним из важнейших этапов и интереснейших примеров в развитии мировой цивилизации, но достаточно плохо освященным в отечественном  информационном пространстве, а в  научной сфере пока остается уделом относительно небольшой группы исследователей–энтузиастов. Согласно наиболее распространенной точке  зрения, Америку в древние времена  населяли многочисленные индейские  племена, среди которых наибольших высот в культурном развитии достигли астеки, майя, инки, строившие пирамиды, создававшие гигантские каменные изваяния и, в конце концов, покоренные испанскими конкистадорами. Более того, отсутствие достаточного количества компетентной, прежде всего, научно-популярной русскоязычной  литературы, ведет к появлению  значительного количества посредственных и откровенно псевдонаучных работ, которые не только не проливают свет на историю Древней Америки, но и  еще больше запутывают широкую аудиторию, пытаясь поставить на первый план поиск некоего тайного смысла и мистических знаний в древних  американских культурах. Конечно же, в подобных работах не могут найти  отражение все особенности и  многообразие цивилизаций Древней  Америки. Данный краткий обзор призван  отчасти восполнить этот пробел и  познакомить всех интересующихся с  основными этапами и характерными чертами истории цивилизаций  Древней Америки. 

Древнеамериканские  цивилизации представляют нам удивительный пример, высоких достижений в области  технических и хозяйственных  навыков, искусства, общественного  развития, достигнутых без применения привычных нам средств. Индейцы  до прихода европейцев никогда не изготавливали железных орудий, они  не использовали тягловых животных, не применяли колеса. Они не культивировали ни одной сельскохозяйственной культуры, из известных в Старом Свете. Для  строительства великолепных пирамид  и дворцов не применяли сложного технического оборудования. Но, тем  не менее, их достижения вызывают удивление  и восхищение у современников. И  многие пытаются найти ответ на вопрос, как это стало возможно? 

В свете изучения древней истории человечества, цивилизации  Древней Америки представляют для  исследователей особый интерес еще  и потому, что по уровню своего развития они находились на той же ступени, что и выдающиеся цивилизации  Древнего Востока – Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Но во времени они находились намного ближе к нам. Первые европейцы, попавшие на американский континент, познакомились  с местными цивилизациями на пике их развития, оставив о них самую  разнообразную информацию, доступную  нашим современникам. К сожалению, конкистадоры стерли эти самобытные уголки древних цивилизации, но тем  интереснее становится для нас их изучение. 

1. История открытия  и изучения древнеамериканских  культур 

Древняя, или доколумбовая, Америка у большинства обывателей ассоциируется с двумя важнейшими регионами — Мезоамерикой и Андской  цивилизацией, известных своей богатой  историей, многочисленным архитектурным  памятникам, монументальной скульптурой, предметами искусства, и отраженными  с многочисленных свидетельствах европейских  хронистов эпохи колонизации XVI в. Только в рамках этих регионов на территории Америки сложились культуры, которые по своим признакам и характерным чертам в полной мере подходят под определение высокоразвитых цивилизаций. Однако культурный ареал Древней Америки намного шире, и фактически в него включается весь американский континент. Даже в его самых отдаленных уголках отмечены следы человеческой деятельности. 

Переломной точкой в истории Древней Америки  стал 1492 г., когда три испанские  каравеллы под командованием  генуэзца Христофора Колумба (Кристобаля Колона) после многомесячного плавания через Атлантический океан достигли группы Багамских островов на периферии  Карибского бассейна и тем самым  положили начало эпохе освоения европейцами  нового, неизведанного дотоле, континента. В Новом Свете европейцы вступили в контакт с местным населением, и, вопреки ожиданиям, индейцы (как  их окрестили европейские колонизаторы), оказались отнюдь не дикими и примитивными. Европейцы, убежденные в том, что  Европа являлась передовым центром  мировой цивилизации, столкнулись  с древними высокоразвитыми культурами, которые произвели неизгладимое впечатление на «просвещенных» представителей Старого Света. В связи с этим, один из важнейших вопросов, который  задавали себе наиболее видные мыслители  средневековой Европы – откуда в  Америке появился человек, и как  он смог создать там высокоразвитую цивилизацию? 

После многочисленных, но не слишком успешных пыток дать вразумительные ответы на эти вопросы  со стороны деятелей церкви и европейских  философов, в XIX в. дискуссия постепенно перешла в научную плоскость. Научный мир того времени разделился на два лагеря: диффузионистов и  изоляционистов. Первые объясняли происхождение  древних американских цивилизаций: майя, астеков, инков, непосредственным влиянием древнейших цивилизаций Старого  Света. В первую очередь теми, которые  обладали навыками мореходства и  теоретически были способны пересечь Атлантический океан и достичь  берегов Америки: египтянами, финикийцами  греками, римлянами, кельтами, китайцами, полинезийцами. Появлялись и совершенно фантастические теории, которые называли индейцев потомками легендарных  атлантов, населявших исчезнувший континент  Атлантиду, когда-то находившегося  в центре Атлантического океана. Однако наиболее достоверная информация содержится лишь в «Исландских Сагах» – средневековом  источнике, посвященном истории  освоения северных земель Европы. Установлено, что скандинавские мореходы, основавшие в начале X в. несколько поселений  в Гренландии, совершили на рубеже X–XI вв. серию плаваний в страну, которую они называли Винланд  – «Земля винограда», где они  контактировали с местными жителями. Современные исследователи отождествляют  Винланд с восточным побережьем Северной Америки, и полагают, что  скандинавы могли доплыть до района современного города Бостон. Однако ни какого существенного влияния на культурное развитие американских индейцев эти эпизодические контакты не оказали. 

Изоляционисты же, напротив, отрицали любую возможность подобных контактов и указывали на автохтонное  происхождение доколумбовых цивилизаций. Позже масла в огонь споров подлил известный норвежский путешественник–энтузиаст Тур Хейердал, который в 1970 г. c группой  единомышленников совершил успешное плавание на реконструированной древнеегипетской папирусной лодке «Ра» от берегов  Африки к островам Карибского моря, показав, тем самым возможность подобных плаваний в древнее время. Разумеется, даже такой смелый эксперимент ни в коем случае не является доказательством теории, и весомым аргументом могут быть лишь достоверные археологические находки. 

Современные исследования, в частности находки древнейших палеолитических стоянок в Северной Америке, установили, что наиболее вероятным  местом проникновения человека в  на американский континент стала  так называемая Берингия – участок  суши между Чукотским полуостровом и Аляской, появившийся вследствие понижения уровня мирового океана во время ледниковых периодов. Таким  образом, группы палеолитических охотников  могли перейти с азиатского континента на американский, и впоследствии на протяжении нескольких тысячелетий  их потомки заселили весь американский континент вплоть до его южной  оконечности – Огненной земли. Это  подтверждает и тот факт, что американские индейцы относятся к монголоидной расе, то есть их предков следует  искать в Азии. Остается дискуссионным  вопрос о времени проникновения  человека в Америку, по одной точке  зрения это произошло достаточно рано в период около 50000 лет до н. э., по другой – в более поздний  период – около 20000 лет до н. э. По крайней мере, большинство ранних археологических находок в Северной Америке датируется временем не ранее 18000 лет до н. э. 

Группы примитивных  охотников и собирателей освоили  совершенно различные по своим природно-географическим условиям территории: тундру, тайгу, засушливые пустыни и равнины Северной Америки, острова Карибского моря, бескрайние тропические леса Амазонии, горные долины Анд и прерии Патагонии, что, разумеется, отразилось на уровне их культурного  развития, но лишь в отдельных областях сложились условия для появления  высокоразвитых цивилизаций. Традиционно  история доколумбовой Америки ассоциируется  с двумя высокоразвитыми цивилизациями  Мезоамериканской и Андской. 

2. Мезоамерика 

Мезоамерика – это  культурно-географическая область  в северной части перешейка между  Северной и Южной Америками –  участке суши между Тихим океаном  на юго-западе, Мексиканским заливом  и Карибским морем на северо-востоке, которая включает в себя на современной  политической карте значительную часть  Мексики, Гватемалу, Белиз (бывш. Британский Гондурас), западные районы Гондураса  и Сальвадора. Северная граница Мезоамерики  пролегает приблизительно по широте северного субтропика, южная –  вдоль границы между Гватемалой, Гондурасом и Сальвадором. Мезоамерика  включает в себя несколько различных  природно-географических областей. Северные и центральные районы заняты южными отрогами Кордильер – нагорьем Сьерра-Мадре, расположенным на высоте в среднем 2000 м над уровнем моря (высшая точка, гора Орисаба – 5747 м), которое  постепенно понижается на юго-востоке  к перешейку Теуантепек (220 м н.у.м.). Горные районы обладают умеренным, но местами засушливым климатом. Восточная  часть Мезоамерики включает низинные территории полуострова Юкатан и  Центральных низменностей майя –  область с тропическим климатом, плотно покрытую дождевыми лесами –  сельвой. По климатическим условиям с ними сходны области побережья Мексиканского залива, изрезанные многочисленными заболоченными речными долинами. Климатический год делится на два периода: сухой сезон (с начала ноября по середину мая) и сезон дождей (с мая по конец октября). 

В Мезоамерике можно  выделить несколько наиболее значимых областей, которые стали районами формирования культурных традиций и  занимали важное место в истории  цивилизации: «Бассейн Мехико» –  обширная долина в Центральной Мексике  вокруг озера Тескоко, ставшая одним  из эпицентров земледелия, место расселения племен науа; «Оахака» – горный штат в Южной Мексике, область формирования культур сапотеков и миштеков; «Побережье Мексиканского залива»  – низменные территории в центральной  Мексике, образование многочисленными  реками, впадающими в залив, здесь  в разное время развивались культуры ольмеков, тотонаков и уастеков; «Область майя» – восточная часть  Мезоамерики, включающая низменные  территории на севере и в центре, а также горные области на юге, ареал расселения племен майя и формирования их культуры, «Западная Мексика» –  территория группы западных штатов Мексики  на побережье Тихого океана и Калифорнийского  залива, место развития ряда самобытных культур, таких как тараски. 

Термин «Мезоамерика»  был впервые введен в научный  оборот в 1943 г. мексиканским исследователем немецкого происхождения Паулем Кирхоффом, давшего это определение  для обозначенного нами региона, все части которого, были связанны общими историко-культурными традициями. Хотя первоначально под Мезоамерикой понималась совокупность отдельных  цивилизаций: ольмеков, сапотеков, майя, астеков и других. Позднее исследование Мезоамерики показало, что это  единый взаимосвязанный организм, и  ни одна так называемая «цивилизация»  не была изолированной в своем  развитии. Более того, поздние мезоамериканские культуры постепенно впитывали в  себя традиции предшествующих. Таким  образом, в настоящее время Мезоамерика  понимается как единая цивилизация, существовавшая в период с 2500 л. до н. э. до 1521 г. Начальной точкой отсчета  истории Мезоамерики принято  определять время появления первых оседлых поселений и формирования ареалов ранних земледельческих  культур в долинах горного  массива Сьерра-Мадре, а также  появление керамического производства в этом регионе. Символическим концом Мезоамериканской цивилизации считается  завоевание государства астеков  испанским конкистадором Эрнандо  Кортесом в 1519–1521 гг., хотя, разумеется, прошло еще более двухсот лет, прежде чем культурные традиции Мезоамерики  окончательно растворилось в новой  латиноамериканской культуре. 

История Мезоамерики  разделяется на несколько основных этапов, критерием для которых  является расцвет той или иной культуры. В свою очередь каждый из этапов подразделяется на несколько  фаз, выделенных исследователями на основании датировок археологического материала.
период  фаза  время
Архаический период   7000–2500 гг. до н. э.
Доклассический период  ранняя  2500–1200 гг. до н.э.
средняя  1200–400 гг. до н. э.
поздняя  400 г. до н. э. – 200 г. н. э.
Протоклассический подпериод   0–200 гг. н. э.
Классический период  ранняя  200–400 гг.
средняя  400–600 гг.
поздняя  600–750 гг.
терминальная  750–950 гг.
Постклассический  период  ранняя  950–1250 гг.
поздняя  1250–1521 гг. 

Архаический период стал временем зарождения Мезоамериканской цивилизации, когда многочисленные кочевые группы людей стали осваивать  плодородные долины на территории современной  Мексики, заниматься примитивным земледелием  и освоением ископаемых ресурсов. Следущий за ним доклассический период ознаменовался расцветом двух наиболее важных культур для становления  Мезоамериканской цивилизации. В 1100–400 гг. до н. э. на южном побережье Мексиканского  залива возникла культура ольмеков, за которой в научной литературе закрепилось устойчивое определение  – «материнская культура». Первые исследователи  полагали, что именно ольмеки создали  основу для всех последующим культур  Мезоамерики. Ольмеки известны как  создатели гигантских каменных голов, алтарей и скульптур, строители  первых в Америке пирамид. Однако им ошибочно приписывается создание государства, городов, письменности и  календаря, которые впоследствии стали  непременным атрибутом высокоразвитых культур Мезоамерики. Ольмеки были, пожалуй, первой и ранних культур  Мезоамерки, достигшей высот в  искусстве и социально-политической организации, но отнюдь не единственной. 

Не менее важна  для развития цивилизации другая культура – сапотеков. Это одна из индейских народностей, представители  которой ныне проживают на территории южного мексиканского штата Оахака, в период между VIII в. до н.э. и IX в. н.э  создавшая выдающуюся культурную традицию. В V в. до н. э. сапотеки впервые в Мезоамерике  создали государство с центром  в Монте-Альбане – искусственно возведенном городе, на совершенно пустом и малопригодном для этих целей месте, но являвшимся географическим центром нового политического образования. Монте-Альбан стал религиозным и  политическим центром государства  сапотеков. Они также впервые  в Мезоамерике стали использовать иероглифическое письмо, дешифровать  которое исследователям пока не удается. Сфера применения письма достаточно широка: от кратких подписей к изображаемым на рельефах персонажам до весьма пространных  текстов с записями имен, топонимов  и календарных дат на массивных  каменных монументах. Исследователи  сходятся во мнении, что это было не примитивное идеографическое  письмо, а достаточно проработанная  система. Кроме того, сапотеки дали Мезоамерике разработанную календарную  систему, впоследствии заимствованную многими культурами и использовавшуюся вплоть до испанского завоевания. 

Классический период – время наивысшего расцвета Мезоамериканской цивилизации, когда родились ее, пожалуй, самые удивительные культурные достижения. Это время связано со взлетом  культуры майя и Теотиуаканского  государства. Древние майя, которых  в литературе часто именуют «греками доколумбовой Америки», еще в I тыс. до н. э. заселили низменности в восточной  части Мезоамерики. А с III в. н. э. на этой территории стали появляться, небольшие, но многочисленные государства  майя. Этот народ известен благодаря  своим удивительным по красоте городам  с многочисленными пирамидами, обнаруженным в непроходимой сельве, Майя также  являлись создателями самой развитой в Мезоамерике системы письма, которая в 1952 г. была дешифрована  нашим выдающим соотечественником  Юрием Валентиновичем Кнорозовым (1923–1999). Они усовершенствовали мезоамериканскую календарную систему и весьма точно вычислили солнечный год, который лишь на считанные минуты отличается от современного григорианского календаря. В IX в. произошел резкий и  малообъяснимый упадок культуры майя, их великолепные города внезапно были оставлены жителями, а центр политической и культурной жизни майя сместился  на север, на полуостров Юкатан, где  последние очаги майя были покорены испанцами в XVI в. 

Одновременно с  расцветом майя в I–VI вв. н. э. в Центральной  Мексике в районе современного города Мехико развивается, пожалуй, самое  могущественное государство за всю  историю Мезоамерики – Теотиуакан. Руины этого города давно были известны исследователям, благодаря  выдающимся постройкам, в первую очередь  гигантской Пирамиде Солнца, которую  очень часто сравнивают с Великими пирамидами в Египте. Долгое время  считалось, что Теотиуакан был чем-то вроде культурно-религиозного центра Мезоамерики, однако благодаря исследованиям  последних лет было доказано, что  Теотиуакан вырос, как столица огромной державы, простиравшейся от долины Мехико на западе до области майя на востоке, созданной путем масштабных завоеваний. В период расцвета в VI в. Теотиуакан являлся одним из крупнейших городов  мира своего времени с населением более 150000 человек. Но к VIII в. Теотиуакан постепенно пришел в упадок, огромное государство развалилось, и его  место заняли небольшие политические образования. 

В ранний постклассический период в истории Мезоамерики  доминировало сильное военное государство  тольтеков, появившееся на обломках Теотиуаканской державы. Фактически, тольтеки заложили основу культурного развития Центральной Мексики в постклассический период. Примечательно, что правители  многих государств этого региона  в XIII–XV вв. возводили свою родословную  к тольтекским владыкам, в частности  к легендарному Кецалькоатлю. Согласно известной легенде, Кецалькоатль (т.е. «Пернатый змей»), названный так  в честь почитаемого божества властвовал над тольтеками, но когда  он достиг вершины могущества, то ушел за море на восток. Эта легенда вновь  ожила, когда с востока приплыли корабли испанцев – посланников  Кецалькоатля, как полагали индейцы. 

Завершающий этап истории  Мезоамерики ознаменован расцветом  могущественного государства астеков. До XIII в. астеки были одним из кочевых  племен, пришедшим в долину Мехико из северных пустынных областей. Сами астеки своей прародиной легендарной  Астлан. В XIV в. на небольшом острове  посреди озера Тескоко астеки основали новую столицу Теночтитлан, грандиозными храмами которой впоследствии восхищались испанские завоеватели. В течение последующих ста  лет астеки подчинили все соседние государства и племена, расширив свои границы до побережья Мексиканского  залива на востоке, на юге – до владений сапотеков и до земель тарсков  на западе Мезоамерики. К сожалению, внезапное вторжение испанцев под  предводительством Эрнандо Кортеса  в 1521 г. положило конец государству  астеков, а вместе с ним и всей Мезоамериканской цивилизации. 

3. Андская цивилизация 

Другим не менее  значимым цивилизационным очагом Древней  Америки стал горный массив Анд, где  во II тыс. до н. э. зародилась особая, отчасти  сходная с Мезоамерикой, цивилизация. Первоначально считалось, что могущественная Империя инков, завоеванная в  середине XVI в. испанцами представляла сбой самостоятельную цивилизацию. Однако это была лишь вершина айсберга, последний этап развития более древней  цивилизации, история которой насчитывает  свыше трех с половиной тысяч  лет. 

Эпицентр Андской  цивилизации располагался в западной части Южной Америки на территории современного Перу, и ее ареал охватывал  весьма обширную территории вдоль массива  Анд от Эквадора на севере до центрального Чили на юге, а также Боливийское  нагорье и верховья Амазонки на востоке. Таким образом, зона Андской цивилизации  была вытянута на 4000 километров с севера на юг вдоль тихоокеанского побережья. С географической точки зрения, это  был весьма специфический регион, включавший в себя различные по климату  и ландшафту области. Основную часть  территории занимает горный массив Анд, с вершинами высотой более 6000 м н.у.м. Основными центрами развития цивилизации стали пригодные  для земледелия горные долины и нагорье  на высоте от 2000 до 4500 м., в том числе  бассейн высокогорного озера  Титикака на границе современных  Перу и Боливии и пуна – полоса тундро-степи на юге Перу и севере Чили. В западной части региона  с севера на юг тянется прибрежная полоса шириной до 50 км, образованная многочисленными наносными речными  долинами, текущим с гор в Тихий  океан, и пригодными для интенсивного земледелия. Здесь сложился второй эпицентр Андской цивилизации. 

Ключевыми факторами  в развитии Андской цивилизации  стало повсеместное использование  металлов, доместикация крупных животных и создание особой террасной системы  земледелия, что отличает ее от других культур Америки. На американском континенте не так много мест, где в древние  времена была возможна добыча металлов, в первую очередь, меди, а также  золота и серебра. Один из очагов металлургии  находился в Северной Америке  в районе Великих озер, второй –  в центральных и западных областях Мезоамерики, третий – на юге Центральной  Америки в районе Панамы и Колумбии, но самая масштабная добыча металлов велась, пожалуй, в рамках Андской цивилизации в Центральном и Южном Перу. Металлургия возникла здесь в конце II тыс. до н. э. и с тех пор все культуры в той или иной степени использовали изделия из золота, серебра и меди. Первоначально из металла изготавливали ритуальные предметы и украшения, но позже стали делать оружие и орудия труда. Например, воины инков и их противники к XV в. воевали исключительно медным оружием. Жители Анд делали изумительные по красоте золотые украшения, которых до наших дней сохранилось очень немного, так как большая часть сокровищ инков была переплавлена испанцами в слитки и вывезена в Европу. Они использовали металлы не только в чистом виде, но и научились делать сплавы: золота с серебром – электр, золота с медью – тумбага. 

Горные районы Анд  были одним их немногих мест в Америке, где с доисторических времен сохранились  крупные животные – ламы, близкие  родственники верблюдов. Эти невысокие, но выносливые, покрытые густой шерстью  животные, были приспособлены природой для жизни в горах. Человек  научился использовать эти достоинства  – одомашненные ламы давали шерсть для пряжи и молоко, их использовали в качестве вьючных животных, способных  передвигаться по горным тропинкам, изредка употребляли в пищу, в  основном в ритуальных целях. 

Человек быстро освоил все пригодные для жизни речные долины в Центральных Андах, и  уже на раннем этапе развития цивилизации  свободной земли для занятия  земледелием стало не хватать. Поэтому  жители Анд научились использовать малопригодные для этих целей  горные склоны, на которых они стали  строить специальные террасы. Террасы  уступами поднимались верх по склонам, их заполняли плодородной почвой и подводили специальные оросительные каналы, которые питались из резервуаров, устроенных высоко в горах. Таким  образом, удалось решить проблему нехватки земли. Испанцы, впервые попавшие в  Перу в начале XVI в. были настолько  поражены видов бесконечных террас, уходящих гигантскими лестницами высоко в горы, что нарекли горы Андами (от исп. anden – парапет, терраса). 

Поскольку Анды отличаются крайне сложным ландшафтом, то здесь  весьма разнообразно представлены климатические  зоны. На севере в Эквадоре и на востоке  в предгорьях Анд это влажный  тропический климат, на побережье  Перу относительно засушливо и прохладно, но отсутствуют существенные перепады температуры. В горных долинах, особенно в поясе альпийских лугов –  парамо на севере Перу, климат умеренный  и весьма пригодный для деятельности человека, а в высокогорье на юге  Перу, где начинается полоса тундро-степи  – пуна, условия весьма суровые, но подходящие для занятия скотоводством. Еще южнее в северном Чили пуна сменяется засушливыми пустынями. Значительное влияние на климат зоны Андской цивилизации оказывают  теплые и холодные тихоокеанские  течения, порой на определенный период существенно меняющие климатические  условия в западной части континента. 

Из наиболее важных для становления и развития Андской  цивилизации областей следует выделить: северное побережье Перу с плодородными речными долинами, где сложились  великолепная культура мочика и могущественное государство Чимор; южное побережье  Перу, где на засушливых равнинах зародилась культура наска, известная своими гигантскими  изображениями на земле; центральное перуанское нагорье, в долинах которого возникли государство Уари и Империя инков; бассейн Титикаки, где также сложилось могущественное государство Тиуанаку. 

Поскольку культуры Андской цивилизации так и  не изобрели письменность, то у нас  нет ни какой достоверной информации об исторических событиях того времени. Поэтому, преимущественно археологические  находки, в первую очередь распространение  типов керамики, стали основой  для разделения истории Анд на отдельные хронологические периоды.
период  время
Докерамический период  4000–2000 гг. до н. э.
Начальный период  2000–800 гг. до н. э.
Ранняя фаза  800–200 гг. до н. э.
Ранний переходный период  200 г. до н. э. – 500/600 г. н. э.
Средняя фаза  500/600–1000
Поздний переходный период  1000–1470
Поздняя фаза  1470–1532 

Докерамический период, аналогично Мезоамерике, стал временем, когда наиболее удобные области  Анд активно осваивались кочевыми и полуоседлыми группами людей, занимавшихся охотой, собирательством, морским промыслом, примитивным земледелием, изготовлением  различных орудий труда. В последующие  – Начальный период и Раннюю фазу – в Андах появляется ряд высокоразвитых культур, занимавшихся монументальным строительством, созданием мегалитических скульптур, изготовлением сложнофигурной и полихромной керамики. К таковым  можно отнести культуру Чавин, появившуюся  в долине реки Мараньон на севере Перу в X в. до н. э. и просуществовавшую  вплоть до III в до н. э. Эта культура известна по грандиозному храмовому  комплексу Чавин-де-Уантар, построеноому по П-образной схеме, традиционной для  того времени. Возможно, что в IV–III вв. Чавин стал самым сильным политическим образованием в Перу и достиг уровня государства. Однако затем последовал ее постепенный упадок и в первых веках нашей эры в Андах  появились новые культурные традиции. 

В Ранний переходный период в I в. н. э. на засушливом южном  побережье Перу возникает своеобразная культура Наска. Культура приобрела  известность не благодаря крупным  городам и постройкам, каковых  обнаружено совсем немного, а необычным  памятникам – геоглифам, гигантским рисункам, выполненным на земной поверхности. Это могли быть и простые прямые линии длинной до нескольких сот  метров и фигурные изображения животных и птиц. Рисунки были настолько  большими, что их удалось заметить только с самолетов. Искатели дешевых  сенсаций быстро причислили эти необычные  памятники к следам деятельности инопланетных пришельцев, однако геоглифы имели вполне земное происхождение. В то время как многие народы древности возводили колоссальные храмы для поклонения своим божествам, индейцы Наска сооружали на земле дорожки сложной формы, по которым проходили ритуальные процессии, посвященные богам. И благодаря засушливому климату они сохранились очень хорошо. 

В то же самое время  в начале I тыс. н. э. на северном побережье  Перу, среди обширных речных оазисов  появляется великолепная культура мочика. Мочика стали известны, прежде всего, своей потрясающей керамике. Они  научились делать сосуды сложной  формы, с тонкими горлышками и  изящными ручками, изображающие скульптурные портреты и фигуры правителей, животных, птиц, различные плоды и здания. При этом мочика изготавливали свои сосуды в очень больших количествах, сравнимых, пожалуй, с керамическим производством Древней Греции. Многие сосуды были покрыты росписями, из которым  мы много знаем от религии, мифах  и истории мочика. При помощи простых  ткацких станков мастера мочика изготавливали великолепные ткани  из хлопка и шерсти лам. Одна из самых  выдающихся археологических находок  культуры мочика была сделана в городище Сипан на северной оконечности побережья  Перу. Там была обнаружена группа пирамид, построенных из кирпича-сырца, в  которых археологи открыли несколько  совершенно не тронутых грабителями  погребений, принадлежавших правителям мочика. В гробницах найдено множество  великолепных изделий из золота, серебра  и меди – украшения и регалии  власти, ритуальные предметы. По своему богатству захоронения Сипана могут  сравниться, пожалуй, только с гробницами египетских фараонов. Постепенно в VII в. культура мочика стала клониться  к упадку и в VIII в. прекратила свое существование. 

В VI–VII вв. на смену  культурам мочика и наска приходят крупные государственные образования  Уари – в центральном и северном Перу и Тиуанаку – на юге в  области озера Титикака. Это были сложные политические образования, которые по своей структуре напоминали Теотиуаканское государство в Мезоамерике  – вокруг политико-экономического центра формировалось ядро государства, которое постепенно обрастало периферией, путем подчинения соседних племен и  создания административных центров  и торгово-военных опорных пунктов. В государстве, таким образом, отсутствовала  жесткая централизованная система  управления, но в течение определенного  периода поддерживался контроль над обширной территорией. В рамках государств Уари и Тиуанаку распространялись общие экономические связи и  насаждались единые культы божеств. Правители Уари начали строительство  сети дорог, проводили политику переселения  покоренных племен для освоения новых  земель, создали особую систему фиксации информации – «узелковое письмо». Таким  образом, мы имеем дело с примерами  создания ранних держав в рамках Андской  цивилизации, которые, впрочем, не отличались внутренней прочностью. Достигнув к IX в. пика своего расцвета, к XI в. государства-соперники  постепенно приходят в упадок и им на смену приходят новые государства. 

В XI в. на обломках культуры мочика на северном побережье Перу возникает государство Чимор, вобравшее  в себя культурные традиции мочика. Благодаря активной экспансионистской  политике правителей к началу XV в. Чимор  превратился в огромную империю, простиравшуюся с севера на юг вдоль  побережья Перу более чем на тысячу километров. Ее столица находилась в городе Чан-Чан, которая в середине XV в. подверглась нападению войск нового могущественного соперника – государства инков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.