На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность, необходимость и содержание менеджмента, характеристика его основных видов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Введение 

      В современном мире происходит множество  изменений каждую минуту, каждую секунду. Эти изменения затрагивают человека постоянно. Изменяются технологии, города, изменяются сами люди. Экономика изменяется, пожалуй, самыми быстрыми темпами. Что  представляет собой жизнь человека без экономики? Хаос. Экономические отношения - это основа современной жизни. Без них невозможно прожить. Предприятия растут, расширяют сферу своего влияния. И растёт число персонала, работающего на этих предприятиях. В связи с этим в последнее время всё больше требуется специалистов, которые могли бы этим персоналом управлять, координировать его работу. По этой причине появилась наука под названием менеджмент. Что же она из себя представляет? Во-первых, это слово нерусского происхождения. Оно произошло от английского «manage», что значит «управлять», «руководить». И этот перевод говорит сам за себя: менеджмент - это наука об управлении. Но сколько людей столько и мнений! Каждый человек может представлять, что такое менеджмент по-своему. И не всегда это представление верно. Среди учёных тоже нет единого мнения о том, что же за наука такая менеджмент. Одни считают, что она необходима для организации производственного процесса, другие, что это наука о получении прибыли. Каждый из учёных прав по-своему. Но необходимо чётко уяснить, что же такое менеджмент на самом деле. Актуальностью данной темы является то, что  эта наука является одной из самых важных в экономике. Следовательно, она нуждается в грамотном определении.
      Целью курсовой работы является определение сущности и содержания менеджмента как особой сферы деятельности. Задачами ознакомится с менеджментом как наукой управления, определить ее главные направления.
      При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" активно применяется термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.
      Энциклопедический словарь определяет управление как  функцию организованных систем любой  природы (биологических, технических, социальных). Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических).
      Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
      Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
      - рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений,
      -миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
      - ориентации на человеческий фактор,
      - высокого профессионализма,
      - творчества менеджера.
      Таким образом, менеджмент и управление в  современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      I Основная часть 

      1. Сущность, необходимость и содержание менеджмента, характеристика его основных видов 

      Менеджмент (англ. Management - управление, заведование, организация) – это управление производством  или коммерцией. Совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
      Современный  менеджмент  включает  две  неотъемлемые  части:
      - теорию  руководства;
      - практические  способы  эффективного  управления,  или  искусство  управления.
      Понятие  “ менеджмент “ прочно  вошло  в  нашу  обыденную  жизнь  и  стало  привычным  для  деловой  жизни.  Однако  необходимо  учитывать,  что  речь  идет  о  новой  философии,  где  действуют  иные  системы  ценностей  и  приоритетов.
      В  связи  с  этим  следует  подробно  остановиться  на  значении  термина  “менеджмент “.  Русское  слово  “управление “  и  английское  слово “менеджмент “  считаются  синонимами,  однако  в  действительности  их  истинное  содержание  весьма  различается. Употребляя  термин  “менеджмент “,  мы  следуем  установившейся  в  международной  практике  традиции,  согласно  которой  под  ним  подразумевается  вполне  определенный  круг  явлений  и  процессов.  На  самом  деле  термин  “управление “  не является  удовлетворительным   заместителем  термина “менеджмент “ потому,  что в последнем случае  речь  идет  лишь  об  одной из  форм  управления,  а именно  об  управлении  социально - экономическими  процессами  посредством и в рамках  предпринимательской  структуры,  акционерной  компании.  Причем  адекватной  экономической  основой  менеджмента  является  рыночный  тип  хозяйствования,  осуществляемый  на  базе  индустриальной  организации  производства  или  коммерции.
      Таким  образом,  термин  “менеджмент“  употребляется  применительно  к  управлению  хозяйственной  деятельностью,  тогда  как  у  других  целей   используются  иные  термины.
      В  наших  условиях  следует  употреблять  термины  “ организация “,  “управление “  и  “ администрирование”. Тем  не  менее,  государственные,  общественные  и  иные  организации  также  должны  использовать  принципы  и  методы  менеджмента,  если  хотят  достичь  своих  целей  при  минимуме  затрат.
      С  учетом  изложенного  термин  “управление“  в  дальнейшем  будет  употребляться,  с  определенной  степенью  условности,  в  том   же  значении,  что  и  термин  “менеджмент “.
      Для  того  чтобы  определить  понятие  менеджмента,  важно  уточнить  некоторые  входящие  в  него  положения,  прежде  всего  целевое  содержание.
      Задачами  менеджмента  как  науки  являются  разработка,  экспериментальная  проверка   и  применение  на  практике  научных  подходов,  принципов  и  методов,  обеспечивающих  устойчивую,  надежную,  перспективную  и  эффективную  работу  коллектива  (индивидуума)  путем  выпуска  конкурентоспособного   товара.
      В  то  же  время  конечной  целью   менеджмента  как  практики  эффективного  управления  является   обеспечение  прибыльности  предприятия  путем  рациональной  организации  производственного  (торгового)  процесса,  включая  управление  производством  (коммерцией)  и  развитие  технико-технологической  базы.
      Исходя  из этого, важнейшей задачей менеджмента  является  организация  производства  товаров  и   услуг  с  учетом  спроса  потребителей  на  основе  имеющихся ресурсов. При этом  к задачам менеджмента также относятся:
      - переход  к  использованию  работников,  обладающих  высокой  квалификацией;
      - стимулирование  сотрудников  организации  путем  создания  для  них  соответствующих  условий  труда  и  системы  его  оплаты;
      - определение необходимых ресурсов  и источников  их  обеспечения;
      - разработка  стратегии развития  организации и реализация;
      - определение  конкретных  целей  развития  организации;
      - постоянный  поиск и освоение  новых рынков;
      - выработка   системы мероприятий для достижения  намеченных  целей;
      - осуществление  контроля за эффективностю деятельности  организации,  за  выполнением  поставленных  задач.
      Задачи  менеджмента  непрерывно  усложняются  по  мере  роста  масштабов  и  развития  производства  и  коммерции. Выполненные  задачи  и  достигнутые,  намеченные  цели   оцениваются  на  рынке.
      Развитие  теории  управления,  разработка  экономико-математических  методов  позволили  многие качественные  решения задач дополнить или заменить  точными количественными оценками   или решениями,  а развитие  средств вычислительной  техники и коммуникаций  способствовало  повышению эффективности управления.  Многие  задачи,  которые ранее  не  могли  решаться  в  реальном  или  допустимом  масштабе  времени  из-за  трудоемкости  расчетов,  стали  повседневной  реальностью.
      Менеджмент  пронизывает  всю  организацию, затрагивает  практически  все  сферы  ее  деятельности. Однако  при  всем  многообразии  взаимодействия менеджмента  и  организации  можно  достаточно  четко  определить  границы  деятельности,  которая  составляет  содержание менеджмента,  а  также  выделить  его отдельные  виды:
      Производственный  менеджмент - это  комплексная  система  обеспечения  конкурентоспособности   выпускаемого  товара  на  конкурентном  рынке.  Она  включает  вопросы  построения  производственных  и  организационных  структур,  выбора  организационно – правовой  формы  управления  производством,  сбыта  и  фирменного  обслуживания  товара  в  соответствии  с  предыдущими  стадиями  жизненного  цикла. 
      Финансовый  менеджмент  - это  комплексная  система  устойчивости,  надежности  и  эффективности  управления  финансами.  Она  включает  формирование и планирование  финансовых  показателей с соблюдением научных подходов   и принципов менеджмента,  баланса доходов и расходов,  показателей эффективности использования ресурсов,  рентабельности  работы  и   товаров.
      Инновационный менеджмент - это комплексная система управления  инвестициями,  вкладываемыми собственниками  в развитие  всех  видов инноваций.  Она включает  построение  организационных структур,  выбор направлений инноваций,  оптимизацию инвестиций,  разные  аспекты управления  персоналом.
      Помимо  приведенных  видов  специального  менеджмента  в  настоящее  время  разрабатываются  другие  виды:
      -  менеджмент  социальной  сферы;
      - банковский менеджмент;
      - налоговый менеджмент;
      - организационный менеджмент;
      - международный менеджмент; 

      2. Сущность, порядок и принципы проектирования организации 

      К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах  формирования ОСУ, разработке которых  было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
            1. Организационная структура должна  прежде всего отражать цели  и задачи организации, а следовательно,  быть подчиненной производству и его потребностям.
            2. Следует предусматривать оптимальное  разделение труда между органами  управления и отдельными работниками,  обеспечивающее творческий характер  работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
            3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
            4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
            5. Организационная структура призвана  быть адекватной социально-культурной  среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.
      Реализация  этих принципов означает необходимость  учета при формировании (или перестройке) организационной структуры множества различных факторов воздействия на ОСУ.
      Главный фактор, "задающий" возможные контуры  и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации  различаются по многим критериям. Большое  разнообразие организаций  предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что организационная структура крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.
      Важно обратить внимание на сопряжение организационной  структура с фазами жизненного цикла  организации, о чем, к сожалению, нередко забывают проектанты и специалисты, решающие задачу совершенствования управленческих структур. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации организационная структура или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).
      На  формирование организационной структуры  оказывают влияние изменения  организационных форм, в которых  функционируют предприятия. Так, при  вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и организационная структура фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.
      Важный  фактор формирования управленческих структур - уровень развития на предприятии  информационной технологии. Общая тенденция  к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
      В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе получили название "виртуальных" компаний (организаций). Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими в них организациями становятся "прозрачными", и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом 

      3. Менеджмент как вид деятельности 

      Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".
      В современной специальной литературе рассматривается множество функций  менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание  деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.
      Управление  как процесс
      Выполнение  функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.
      Управление - это менеджеры.
      Менеджмент  нередко отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации  ряд ролей, среди них:
      роль  принимающего решения. Менеджеры несут  ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;
      информационная  роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;
      Межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин". Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как
      - высокое чувство долга и преданностью делу;
      - честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
      - умение выражать свои мысли и убеждать;
      - уважительное отношение к персоналу;
      - способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.
      В зависимости от позиции менеджера  в организации, характер реализуемых  функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает  решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.
      Управление - это аппарат управления
      Аппаратный  подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между  звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.
      Менеджмент - это наука управления
      Менеджмент  как область самостоятельных  знаний, как наука сформировался  в конце XIX в. Научная дисциплина "менеджмент" представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в. - проблемы гибкости и адаптивности постоянным изменениям внешней среды, которая в конечном счете переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, в начале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента. 

      4. Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм 

      Любое предприятие для поддержания  своего существования, реализации корпоративных  целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые  основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять - это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
      В дальнейшем состав этих функций был  дополнен.
      Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Применяются различные классификации функций управления.
      Определение основных функций менеджмента.
      Планирование - это вид управленческой деятельности по установлению целей и путей их достижения. Результатом процесса планирования является система планов, включающая корпоративные, функциональные планы, планы работников и т. п.
      Организовывание (организация) - это вид управленческой деятельности по разработке структуры  управления, распределению полномочий и ответственности.
      Мотивация - это вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
      Контроль - это вид управленческой деятельности по обеспечению достижения организацией своих целей.
      Деятельность  по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть  взаимосвязь и взаимозависимость  функций управления.
      Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций.
      Этот  цикл управления является универсальным по отношению к объекту управления, которым является не только организация в целом, но и отдельные подразделения, функции, методы и т. н.
      Например, функция организации деятельности, производственной деятельности, включает в себя построение структуры, распределение заданий, функций, полномочий и ответственности среди подразделений (положение о подразделениях) и исполнителей (должностные инструкции). Эта деятельность должна иметь четкий целевой ориентир, например, повышение гибкости и адаптивности организационной структуры. После чего разрабатывается план организационных изменений, распределяются обязанности, при этом должна быть продумана система мотивации и контроля, позволяющие минимизировать сопротивление персонала процессу изменений и, в итоге, достичь поставленных целей, т. е. создать организационную структуру, позволяющую гибко и адекватно реагировать на изменение потребностей рынка.
      Качество  выполнения предыдущего этапа - необходимое  условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций.
      Связующими  процессами являются процесс коммуникаций и принятия решений. В последнее  время в состав связующих процессов  все чаще ученые относят и процесс  целепологания, т. к. установление целей функционирования является необходимым условием начала любой деятельности.
      Процесс коммуникаций - это процесс обмена информацией между двумя и  более людьми. Благодаря коммуникациям  руководители (аппарат управления) получает информацию, необходимую для  принятия решений, и доводит принятые решения до работников предприятия. Если коммуникации на предприятии налажены плохо, решения могут быть ошибочными.
      Процесс принятия решений - это выбор альтернативы.
      В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений:
      при планировании: постановка целей, определение  необходимых ресурсов, выбор способов достижения целей и задач;
      при осуществлении функции организовывания: структура производства, структура  управления, организация производственного процесса, вспомогательных служб и обслуживающего производства, организация труда рабочих и специалистов.
      Процесс мотивации включает установление и  оценку неудовлетворенных потребностей, формирование целей удовлетворения потребностей, определение стимулирующих воздействий (мер).
      Функция координации предполагает принятие решений по способам согласования деятельности различных структурных звеньев, применению технических средств  связи и т. п.
      Функция контроля связана с принятием  решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий.
      Процесс целеполагания - процесс по установлению иерархии целей и согласования их с параметрами внешней и внутренней среды.
      Цель - это предвосхищение результата деятельности.
      Динамизм  функций выражается в необходимости  их подстройки на все возрастающие изменения во внешней среде, которые  сегодня приобрели характер турбулентности. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Согласно кибернетическому принципу Эшби, который гласит: только разнообразие может уничтожить разнообразие, можно утверждать, что только применение разнообразных методов функционирования системы может сделать ее поведение предсказуемым, т. е. можно утверждать, что для поддержания интереса, чувства удовлетворенности сотрудников процессом и результатом труда, которые являются основой мотивации, при применении методов воздействия на поведение сотрудников необходимы новизна (для того, на кого направлено воздействие) с элементами приятной неожиданности. Чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования предприятия выше.
      Динамизм  функций можно проиллюстрировать  с помощью эволюции принципов  менеджмента. Например, перенос доминанты  при реализации функции мотивации  с "кнута" (теория X) на "пряник", "вкус" которого меняется, в соответствии с теорией Маслоу, от материального вознаграждения до развития творческого потенциала личности.
      В постоянном, гибком реагировании на требования рынка всех функций и заключается  искусство менеджера, которое может быть реализовано только благодаря применению научных методов управления. 

      5. Объективные законы развития менеджмента. Принципы менеджмента 

      Любая деятельность осуществляется в рамках объективных законов природы  и общества. Не является исключением  и управленческая деятельность. Именно поэтому для повышения эффективности деятельности менеджеру необходимо знать и понимать возможности и ограничения, которые "диктуют" законы объективного мира.
      Понятие "закон" рассматривается с двух позиций:
      - как нормативные акты, принятые в установленном порядке высшими органами государственной власти. В этом случае они имеют субъективный характер, т. к. отражают уровень интеллекта и профессионализм членов законодательного собрания, расстановку политических сил и т. п.;
      - как необходимые, существенные, устойчивые повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Эти законы имеют объективный характер.
      Законы  объективного мира - это законы его  развития. К ним мы можем отнести:
      - закон единства и борьбы противоположностей;
      - закон отрицания;
      - закон перехода количественных изменений в качественные.
      Закон единства и борьбы противоположностей утверждает:
      во  всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут  занимать полярные положения:
      противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга, меняются местами;
      борьба  противоположностей является источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения;
      в процессе разрешения противоречий создаются  предпосылки не только для возникновения  противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения.
      Закон отрицания гласит:
      - во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличаются от самих себя в предшествующий момент времени;
      - в процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний.
      Смысл действия этого заключается в  следующем: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления; новое заменяет старое, новейшее приходит на смену новому.
      Сущность  закона перехода количественных изменений  в качественные заключается в  том, что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения. Достигнув определенного уровня, они приводят к коренным качественным изменениям. Количественные изменения совершаются эволюционно, а коренные качественные изменения - революционно.
      К законам управления мы можем отнести  следующие:
      - закон единства и целостности системы управления гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством, т. е. она должна содержать все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития систем и процессов. Целостность систем достигается применением единых принципов, ценностей, подходов при проектировании и функционировании системы управления. Нарушение действия закона приводит к несогласованности действий и чрезмерным затратам на управление;
      - закон обеспечения необходимого числа степеней свободы требует от системы управления не только достаточной гибкости, обладания необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Гибкость ограничивается наличием ресурсов, жесткость системы обеспечивается четкостью норм, стандартов, ритуалами и т. п. Жесткость системе придают и субъективные ограничения (уровень компетентности руководителей и квалификация персонала). Необходимое чисто степеней свободы предполагает, что число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы;
      - закон необходимого разнообразия гласит, что система управления должна обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы. Разнообразие систем управления обусловлено воздействием ситуационных факторов (отраслевых, природно-климатических, профессионально-квалификационных и др.). Однако во всех случаях должны соблюдаться законодательные акты, стандарты, обычаи, ценности и т. п. Типовые системы, структуры, методы должны быть не догмой, а инструментом для создания методологии управления конкретным предприятием;
      - закон соотносительности управляющих (СУ) и управляемых систем (ОУ) предполагает их функциональное и структурное соответствие возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития:
      функциональная  сложность СУ должна превышать функциональную сложность ОС, уровень компетентности работников СУ также должен превышать  уровень компетентности ОУ;
      динамика  совершенствования СУ должна превышать динамику совершенствования ОУ.
      Развитие  управляемой системы (субъекта управления СУ) связано с высоким уровнем  компетенции руководителя, творческие способности которого позволят максимально  использовать действия законов и  расширить сферы их действия.
      Принципы  управления
      Под принципами управления понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, правила, вытекающие непосредственно из законов  и закономерностей управления, т. с. принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека. Вместе с тем, каждый из принципов - это идея, которую мысленно формирует каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они носят субъективный характер.
      К числу основных принципов управления могут быть отнесены:
      - принцип научности, который требует построения системы управления и ее функционирования на строго научных основах, т. е. привлечения всего спектра современных знаний, их тщательно синтеза, и, прежде всего - комплекса паук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технологических технических наук;
      - системность и комплексность. Системность означает необходимость использования элементов теории БС, системного анализа в каждом управленческом решении, используя при этом все свойства БС: неаддитивность, эмерджентность, синергичность и др. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех направлений, всех сторон, всех свойств (возрастных, этнических, профессиональных и др. особенностей структуры коллектива). Системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность - развернуть их по горизонтальным, координационным связям;
      - единоначалие и коллегиальность. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально, т. е. с учетом мнений многих специалистов по различным вопросам (комплексность разработки). Принятое решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы. Для каждого должностного лица должна быть установлена ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ;
      - принцип демократического централизма, означает необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. Противоречивость этого принципа заключается в полярности демократии и централизма. Крайняя выраженность демократизма - охлократия (власть толпы), анархия; крайняя степень централизма - автократия. Демократизм тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творческим является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества.
      Принципы  управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных  документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов  и т. д.
      Из  принципов управления вытекают правила  группового поведения больших профессиональных групп работников, например, руководителей фирм, коммерческих директоров и т. и. Для каждой из категорий существуют свои писаные и неписаные правила.
      Из  правил группового поведения вытекают правила индивидуального поведения руководителей с учетом их личностных характеристик. 

      6. Менеджмент и различные подходы к определению понятиям 

      Широкий общественный интерес к менеджменту  в значительной степени  связан  со становлением и развитием школ бизнеса или школ  менеджмента,  наиболее распространенных в США и являющихся  частью   "инфраструктуры управления". Инфраструктурные отрасли в производстве это энергетика, транспорт, телекоммуникации (и др). В непроизводственной сфере - образование,  издательское дело,  компьютерные сети общего пользования,  консультирование и т.п. - весьма развиты именно  в рыночной  экономике,  где особенно важны горизонтальные связи,  и услуги общего пользования, удовлетворяющие некую общественную потребность и оплачиваемые потребителем, быстро оформляются в самостоятельный большой, средний или малый бизнес.
      Сегодня США -  страна самой развитой в  мире управленческой инфраструктуры. Только зарегистрированных,  имеющих  официальный  сертификат Американской ассамблеи университетских школ бизнеса, программ в области бизнеса и управления в Америке свыше 1300,  в том числе 600  -  это школы бизнеса,  самостоятельно действующие в рамках многопрофильных университетов.  Они дают регулярное образование в области бизнеса и менеджмента.  В стране  действуют свыше 10 тыс.  консультативных фирм,  не считая десятков тысяч независимых консультантов, которые оказывают услуги по различным аспектам этой деятельности. Более 70 периодических изданий,  свыше десятка издательств специализируется на литературе по управлению и бизнесу.  США - лидер науки управления,  исследований в области бизнеса и менеджмента, с точки зрения  и  численности исследователей,  и объема затрачиваемых средств,  и широты охватываемых проблем.
      Менеджмент  как научная дисциплина прошел долгий и противоречивый путь развития, и рассматривать его, несомненно,  нужно с учетом исторического опыта, тех целей и задач, которые ставились на разных этапах его развития. Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов принципов, методов без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:
      1. Комплексный
      При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.
      2. Интеграционный
      Интеграционный  подход к менеджменту нацелен  на исследование и усиление взаимосвязей:
      - между отдельными подсистемами  и элементами системы менеджмента;
      - между стадиями жизненного цикла  объекта управления;
      - между уровнями управления по вертикали;
      - между уровнями управления по  горизонтали.
      3. Маркетинговый
      Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой  при решении любых задач на потребителя:
      - повышение качеств объекта в  соответствии с нуждами потребителя;
      - экономия ресурсов у потребителя за сет повышения качества;
      - экономия ресурсов в производстве  за счет факторов масштаба  производства, научно-технического  процесса (НТП);
      - применение системы менеджмента.
      4. Функциональный
      Сущность  функционального подхода к менеджменту  заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.
      5. Динамический
      При применении динамического подхода  объект управления рассматривается  в динамическом развитие, причин наследственных связей и соподчиненности производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).
      6. Воспроизводственный
      Это подход ориентированный на постоянное возобновление производства товара услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению, с лучшим технологичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
      7. Процессный
      Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный  процесс управления является общей  суммой всех функций, серией непрерывных  взаимосвязанный действий.
      8. Нормативный
      Сущность  нормативного подхода заключается  в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы должны устанавливаться  по важнейшим элементам:
      - целевой подсистемой;
      - функциональной подсистемой;
      - обеспечивающие подсистемы.
      9. Количественный
      Сущность  количественного подхода заключается  в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и другие. Управлять можно цифрами и не только словами.
      10. Административный 
      Сущность  административного подхода заключается  в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности  элементов систем менеджмента в  нормативных актах.
      11. Поведенческий
      Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознание  своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих  наук, к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода  является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.
      12. Ситуационный
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.