На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы сбора информации по средствам анкетирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Министерство  образования и науки Российской Федерации
 Федеральное агентство по образованию
 Научный исследовательский институт
 Московский  государственный институт электронной  техники
 (технический  университет)
 
 
 
 
 Курсовая  работа
 по  дисциплине
 «Маркетинг» 
 

 Тема: «Методы сбора  информации по средствам  анкетирования»

 
 
 
 Выполнил  студент группы ЭУ-32
 Тимахова  Светлана Дмитриевна
 Научный руководитель
 Пискунова Наталья Ниловна 
 
 
 
 

 Москва 2011
 Содержание 
 

 Введение                                                                                                                            3 

 1.  Опросы в маркетинговом исследовании                                                                   4
      1.1. Понятие и формы опросов                                                                                   4
      1.2. Классификация опросов                                                                                      5 

 2. Анкетирование                                                                                                             9
      2.1. Виды анкетирования                                                                                          10
      2.2. Направления постановки вопросов                                                                  11
      2.3. Схема анкеты и способы ее заполнения                                                           13
      2.4. Классификация вопросов и требования, предъявляемые к ним                    15 

 3. Практическая  часть. Анализ анкет                                                                           18                              

 Заключение                                                                                                                     25 

 Список  использованной литературы                                                                           26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение

 
    Анкетирование в настоящие дни является очень популярным методом, используемым в социологии, в маркетинге и во всех социо-гуманитарных науках. Анкетирование является действенным способом сбора информации, на основании которой можно сделать выводы о потребностях населения в определенном продукте, о его необходимом качестве, можно оценить занятость населения, количество работающих студентов и многое другое.
    Метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, без прямого контакта интервьюера с респондентом. Анкетирование целесообразно применять в двух случаях: когда нужно опросить большое количество респондентов за ограниченный промежуток времени или когда респонденты должны тщательно обдумать ответы на вопросы, что удобнее сделать, имея у себя перед глазами распечатанных вопросник.
    Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть внимательно составлена. Подготовка анкеты включает составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно и понятно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Следует учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ, а также то, что один и тот же вопрос может быть воспринят по-разному в разных культурных средах. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
    Опрос в маркетинговом  исследовании
 
 1.1. Понятие и формы  опросов 

      Основным способом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, мнениях и предпочтениях, а также о мнениях и поведении предпринимателей в маркетинге являются опросы. Опрос — это получение первичной информации от респондента путем выявления мнения или действий респондента. Опрос представляет собой весьма информативный способ получения необходимых сведений, получаемых непосредственно от самих участников рыночного процесса. Это одновременно и самый простой, и достаточно надежный способ получения информации. Однако он имеет ряд существенных недостатков, главный из которых заключается в том, что респонденты не всегда могут и не всегда хотят давать требуемую информацию. Не всегда можно поручиться за ее достоверность. Это можно объяснить личными или религиозными чувствами респондентов.
      В маркетинговом исследовании используются следующие формы опроса:
  устный опрос в форме интервью: личный диалог с респондентом (вопрос-ответ), в т.ч. компьютерный диалог;
 • опрос в форме заполнения анкеты;
  опрос по почте (в т. ч. по электронной);
  телефонное интервью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
      Классификация опросов
 
      Методика опросов дифференцируется, в зависимости от целей исследования и
 сложившихся условий. Опросы, классифицируются по следующим признакам:
    по методике опроса:
    устная беседа (интервью);
    письменная форма ответов на вопросы (анкетирование);
    компьютерный опрос;
    по режиму ведения:
      личный;
      телефонный;
      почтовый;
      электронный;
    по кругу опрашиваемых:
      покупатели/потребители;
      предприниматели;
      специалисты;
      эксперты и др.;
    по количеству одновременно опрашиваемых:
      единичное интервью;
      групповое интервью;
    по количеству вопросов/тем, включенных в опросный лист:
      одна;
      несколько(омнибус);
    по уровню стандартизации:
      свободная схема опроса;
      жестко структурированная;
      полностью стандартизованная;
    по частоте опроса:
      одноразовый опрос;
      многоразовый опрос.
 
      Наиболее распространенный вид опроса — это личная беседа с опрашиваемым
 (интервью). Чаще всего она строится по  форме: вопрос — ответ:
    персональное, или индивидуальное интервью;
    общая беседа (групповое интервью).
 
      При проведении опросов в последние годы все шире используются компьютерные технологии. Называют четыре направления использования программного обеспечения для
 организации опросов при помощи компьютера:
    опросы по телефону, при которых каждый интервьюер имеет персональный компьютер, с которого считывает вопросы;
    персональные беседы, когда интервьюер приносит ноутбук с текстом интервью или размещает его на виду у респондента; ответы на вопросы даются по мере их появления на экране компьютера;
    респондент находится в исследовательской лаборатории (как вариант — в торговом центре, где имеется компьютер), ответы даются по мере их появления на мониторе;
    используется метод почтового опроса, при котором вопросники (анкеты) рассылаются; ответы выполняются на собственном компьютере и также присылаются по почте в виде уже заполненных дискет.
 
      Чаще всего проводятся два типа интервью:
    Индивидуальное интервью, когда беседа происходит на улице, в магазине, на дому у респондента, на работе. Встреча может быть не предусмотренной заранее или запланированной. Длительность интервью может составлять всего нескольких минут (кратковременное интервью) или продолжаться несколько часов (долговременное интервью). Для успеха интервью очень важно создать атмосферу непринужденности, доверия и благожелательности. Вариантом индивидуального интервью является беседа/опрос по телефону или с помощью компьютера.
    Групповое интервью, когда интервью проводит целая группа (квартирные соседи, в торговом центре, стихийно возникшая группа на улице, сослуживцы и т.д.). Заранее подготавливается вопросник по одной из проблем маркетинга. Интервьюер должен подготовиться, чтобы направлять разговор. В ходе свободного и непринужденного обмена мнениями ведущий должен выявить истинные мнения и взгляды опрашиваемых.
    Особые виды интервью:
      Глубинное, или направленное интервью, представляющее собой самостоятельную форму группового интервью (10—15 человек). Беседа интервьюера должна носить неформальный характер, без обязательного жесткого перечня вопросов. Часто квалифицированный интервьюер задает зондирующие вопросы, цель которых выявить мотивацию поведения и мыслей опрашиваемого. Цель интервьюера заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, которая позволила бы стимулировать подсознание респондентов, побудить их высказывать новые, оригинальные идеи. Интервьюер еще до начала беседы должен составить сценарий, или план интервью, а затем в ходе собеседования в свободной форме направить ее на нужные темы. Используются наводящие и зондирующие вопросы, на которые респонденты отвечают в произвольной форме. Это позволит получить не только заранее предусмотренную, но и непредвиденную информацию.
      Неформализованное интервью организуется в тех случаях, когда его тема затрагивает личные взгляды респондента, связана с личностью респондента, или же предмет беседы относится к интимным проблемам. Кроме того, оно проводится в беседе с неординарными респондентами (представителями редких специальностей, выдающимися личностями и т.п.). Неформализованное интервью может быть сфокусированным на какой-либо теме (свободное, ненаправленное), с точной или неточной формулировкой вопроса.
      Диагностическое (исследовательское) интервью проводится в маркетинговом исследовании для выявления внутренних проблем фирмы. Интервьюером в этом случае может быть специально приглашаемый консультант, который должен активно взаимодействовать с респондентом, может сам выдвигать проблемы и даже полемизировать с ним. Разрабатываются вопросы, ориентированные на выявление проблем, которые специально интересуют фирму. В диагностическом интервью выделяются два вида: ознакомительное (осваивающее) и развивающее. Исследовательские интервью часто сочетаются с тестированием. В ходе интервью с помощью какого-либо теста следует побудить респондента высказать определенную точку зрения. Используются два типа тестирования:
           - ассоциативные интервью, когда интервьюер сам наводит собеседника на интересующую проблему, используя для этого определенные ассоциации;
 - проецирующие и экстенсивные тесты, когда респондентам предлагаются специально подготовленные изображения без всякого текста, призванные вызвать определенные ассоциации, вызвать у респондента ответную реакцию, связанную с изучаемой проблемой. 

      Одним из продуктивных направлений маркетингового исследования, широко применяемым в организации опросов, является метод фокус-группы. Этот метод является разновидностью группового интервьюирования. Его суть заключается в получении групповой информации от потребителей/покупателей в ходе свободной дискуссии. Данный метод, представляющий собой форму интервью, способствует генерации маркетинговых идей, совершенствованию методики разработки вопросников, выявлению и пониманию потребительских мотивов, изучению поведенческой реакции и т.п. Для формирования фокус-группы создается однородная по ряду признаков группа людей, у которых в основном совпадают взгляды на изучаемую проблему, или они обладают соответствующим опытом. Оптимальная численность фокус-группы составляет 8—12 чел. Иногда фокус-группу разбивают на две-три подгруппы. Методика фокус-группы предполагает свободный обмен мнениями. Обычно начинают с обсуждения общих вопросов, а затем, по мере развертывания дискуссии переходят, к более частным, конкретным проблемам. Использование компьютерной технологии делает необязательным личный контакт участников фокус-группы. Интервьюер, работающий с фокус-группой, выдвигает следующие цели:
    обеспечение генерации новых рыночных идей (в частности в области поиска и разработка новых продуктов);
    мотивацию определенных потребностей, специфику восприятия продукта и его марки, методику продвижения товара и т.п.
    изучение эмоциональной и поведенческой реакции на рекламу и инновационную деятельность;
    оценки степени успеха или, наоборот, неудачи проведенного маркетингового исследования.
 
 
 
 
    Анкетирование
 
      Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.
       Контакт интервьюера  с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.
      При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
        Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
      Анкеты относятся к классу формализованных обследований. Проведение анкетирования это большая исследовательская работа, которая имеет целью отразить требования маркетинга, учесть психологию респондента, по возможности предсказать его реакцию на вопрос, обнаружить степень его искренности. Ответ на вопросы анкеты должен исключить возможность ее различного толкования. Анкета стандартизует как поставленные вопросы, так и ответы на них. Следует, по возможности, избегать вопросов, на которые трудно или невозможно ответить, или такие, на которые ответа не требуется. Перечень возможных вопросов не следует жестко регламентировать, но с другой стороны, анкетирование подчиняется установленным правилам.
      Составление анкеты – это сложный  и трудоемкий исследовательский процесс, который включает следующие проблемы: 
 • постановку целей;
 • анализ вопросов и выдвижение гипотез;
 • формулирование вопросов и вариантов ответов;
 • разработку выборки;
 • выбор способа анкетирования.
 2.1. Виды анкетирования 

 1. По числу респондентов:
    Индивидуальное анкетирование (один респондент);
    Групповое анкетирование (несколько респондентов);
    Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов);
 2. По полноте охвата:
    Сплошное (опрос всех представителей выборки);
    Выборочное (опрос части выборки);
    По типу контактов с респондентом:
    Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);
    Заочное (анкетёр отсутствует);
    Рассылка анкет по почте;
    Публикация анкет в прессе;
    Публикация анкет в интернете;
    Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
    Онлайн анкетирование: с ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 2.2. Направления постановки вопросов 

      Анкета представляет собой тонкий  и гибкий инструмент, требующий  тщательной проработки: уточнения типов и формулировок вопросов, определения их количества и последовательности, корректности и уместности. В анкетировании необходимо максимально учесть возможности и требования компьютерной технологии. Прежде всего нужно уяснить, какая информация является необходимой (нужно избавляться от малозначимой и второстепенной информации). Сама по себе разработка анкеты – это достаточно длительный и трудоемкий процесс, требующий научно обоснованного подхода, логической последовательности. До начала исследования обычно осуществляется пробное, «пилотажное» анкетирование, целью которого является устранение ошибок и наводящих элементов. При организации анкетирования полезно использовать три направления постановки вопросов:
      туннельное, когда осуществляется переход от широких общих вопросов анкетирования к узким, частным вопросам;
      секционное, когда последовательно рассматриваются возможные проблемы, пока они не будут полностью решены;
      комбинационное, когда в постановке вопросов сочетаются оба направления.
      Переход от общих вопросов к частным, более детальным, вообще является магистральным путем гносеологии, системы познания. Это полностью относится и к маркетинговому исследованию. Дифференциация вопросов анкеты позволяет сконцентрироваться на глубоком изучении и аргументации отдельных вопросов анкеты.
      Туннельное направление анкетирования позволяет увидеть и оценить общую картину, а затем перейти к деталям. Один его из вариантов получил название «воронкообразного» подхода. Он требует последовательности и логики в формировании системы вопросов. При переходе от одной проблемы к другой нередко возникает необходимость различного рода пояснений, детализации некоторых ответов. В частности, когда респондентов отсылают к анкете, основываясь на их ответах на текущий вопрос. Например, если в анкете содержится вопрос «часто ли вы покупаете кофе?», логичным будет уточнение о видах и сортах кофе, которые вы выбираете. Такой вопрос называется «разветвленным». Предположим, что вы любите только зерновой. Целый ряд возможных альтернативных вопросов отпадает.
      В секционном подходе нельзя смешивать различные проблемы, необходимо последовательно рассматривать имеющиеся вопросы, пока тема не будет полностью исчерпана. Нужно наиболее полно рассмотреть и охарактеризовать изучаемую проблему. Только после этого можно переходить к следующей проблеме. Целесообразно комбинировать оба вида проектирования анкет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.3. Схема анкеты и  способы ее заполнения  

      В анкетировании одной из решающих проблем является ответ на вопрос: кто заполняет анкету? Существует три способа заполнения анкеты:
    Экспедиционный способ: заполнение бланка регистратором со слов респондента;
    Способ саморегистрации: заполнение анкеты респондентом собственноручно — письменная форма;
    Корреспондентский способ: рассылка анкет по почте или с помощью компьютера, через электронную почту.
      Недостатком корреспондентского метода, хотя и более дешевого, является определенный процент неправильно заполненных анкет. Кроме того, часть анкет вообще не возвращается. Иногда даже проводятся контрольные выборочные обходы опрашиваемых лиц. Анкетирование применяется также в панельных обследованиях, при работе с торговыми корреспондентами и т.п. Нередко анкеты заполняются экспертами, специалистами консалтинговой и маркетинговой службы и т.д.
      Анкета имеет табличную форму с подготовленными вопросами и пробелом для ответа. Анкета может быть компактной, но может иметь и достаточно много страниц. Как правило, схема анкеты включает три блока:
    Введение;
    Перечень вопросов, характеризующих предмет опроса;
    Сведения об опрашиваемых.
                 Введение (преамбула) кратко ставит в известность респондентов о том, кто и зачем         проводит исследование. Оно раскрывает цели опроса, приводит следующие сведения об опрашивающих:
    название предприятия или имя владельца,
    характеристика предприятия, его тип;
    называется адрес.
      Введение предусматривает гарантию полной анонимности опроса и доверительности ответов. Во введении также дается представление о фирме, ее репутации. Во введении приводится инструкция по заполнению анкеты и ее возвращению (иногда в форме сопроводительного письма, если оно отправлено по почте). Обычно принято выразить благодарность респонденту за время, любезно уделенное исследователям.
      При разработке основной части анкеты, т.е. предмета опроса, рассматривается содержание вопросов, их тип, число, последовательность представления, наличие контрольных вопросов и тестов.
      В ходе опроса приводится описание опрашиваемых. Этому посвящена реквизитная часть анкеты, которую еще называют паспортичкой. Паспортичка имеет собственную структуру. В ней содержатся следующие сведения:
    Социально-демографические данные (возраст, пол, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение);
    Имя и адрес для частных лиц и организаций;
    Характеристика деятельности и масштаба предприятия: размер, месторасположение, направление производственно-хозяйственной деятельности, положение респондента в функционирующей системе, его имя/название;
    идентификация самого вопросника: присвоенное ему в ходе опроса название, дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.4. Требования к формулировке  вопросов и классификация  вопросов 

      Сложной или неоднозначной проблемой является определение количества задаваемых вопросов. С одной стороны, опрашивающему хочется включить как можно больше вопросов, что обеспечит полноту исследования и его результативность. С другой стороны, количество вопросов находится в прямой пропорции со стоимостью исследования: чем больше вопросов, тем дороже анкета, и наоборот. Количество вопросов должно быть оптимальным, т.е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным. Необходим разумный компромисс между стоимостью информации и ее содержанием. Можно составлять вопросы таким образом, чтобы без ущерба для информации экономить на количестве вопросов, задавая емкие вопросы. Необходимо уточнить, имеет ли респондент необходимую информацию для ответа.
      Формулировка вопросов — одна из наиболее трудоемких и сложных проблем анкетирования. Это исследовательская работа, которая требует высокой квалификации и эрудиции, знания основ социометрии. Это творческая деятельность, не допускающая механического копирования.
      Точность ответа иногда зависит от субъективных факторов. В частности, респондент часто проявляет склонность запоминать событие таким образом, что оно якобы произошло позднее, чем в реальности. Такое явление называется ошибкой преувеличения: ошибка преувеличения — это событие, которое произошло позднее, чем запомнилось респонденту.
      Не реже встречается и обратное явление: человек имеет тенденцию забывать те события, которые удалены во времени. Такие ошибки носят название потери воспоминания: потеря воспоминания — ошибка, связанная с тем, что респондент не помнит события.
      Определенные требования предъявляются к форме задаваемого вопроса. Обязательным требованием является то, что вопросы должны быть составлены в тактичной форме, ни в коем случае нельзя нанести обиду респонденту или встревожить его, вызвать негативную реакцию: вежливость и такт — безусловное требование опроса любого опроса. 
 
 

      Вопросы анкеты классифицируются следующим образом:
    по степени свободы;
    по характеру ответов;
    по форме вопросов.
      Степень свободы влияет на характер и количество ответов. Ответ может быть безальтернативным, не допускающим возможность различного толкования, но может быть и развернутым, позволяющим описательную форму как вопроса, так и ответа. Ответы могут содержать текст или цифры. Могут быть использованы табличные вопросы, представляющие собой соединение различных вопросов, оформленных в виде таблицы. Все вопросы, сгруппированные по степени свободы, в свою очередь, подразделяются на два типа:
      открытые;
      закрытые.
      Открытым вопрос называется, когда ответ на него дается в свободной форме, своими словами, без каких-либо ограничений. Иногда его называют «вопросом с произвольным вариантом ответа». В таких вопросах отсутствует желание навязать определенный ответ. Однако ответы на открытые вопросы являются более сложными, они часто вызывают новые дополнительные вопросы. Кроме того, они могут быть неоднозначно интерпретированы. Поэтому при анкетировании их значительно реже используют.
      Закрытым считается вопрос, когда предлагается перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или несколько (веер ответов). В качестве его варианта можно назвать альтернативные вопросы, на которые отвечают: да, нет, не знаю. Иногда такой вопрос называют многовариантным. В таком вопросе содержится ограниченный набор возможных ответов. Респондент, выбравший вариант, который более других соответствует мнению респондента отмечает его в перечне вопросов галочкой. Если фиксированное вариантов количество ответов составляет два, такой вопрос называется дихотомическим. Другим типом вопросов с фиксированными вариантами ответов является шкала ответов. Например, задан вопрос: как часто вы покупаете кофе? Варианты ответа могут быть следующими: часто, иногда, изредка, никогда.
      Важная роль в анкете отводится так называемым фильтрующим вопросам, имеющим целью отсечь часть опрашиваемых. Когда на вопрос о наличие чего-либо дается отрицательный ответ, то вопросы о качественной оценке маркетингового явления или процесса уже не нужны. Такие вопросы задаются, если часть вопросов относится не ко всем опрашиваемым. Например, имеется ли у вас данный товар? (да, нет). Если «нет», то собираетесь ли вы его приобретать? Ясно, что этот вопрос и все последующие адресуются лишь тем, кто отрицательно ответил на первый вопрос. В анкетах обычно содержатся контрольные вопросы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.