Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая политика Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ
Экономическая политика государства: курсовая работа, 26 стр., 17 источн., 2 рис.
Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ, КРИЗИС, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  РОСТ, ЗАНЯТОСТЬ
Цель работы - отразить преимущества и недостатки экономической политики государства.
Объектом исследования является экономика страны.
Методы исследования - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод, метод сочетания  логического и исторического.
Исследования  и разработки: результатом написания  данной курсовой работы стало раскрытие  понятия экономической политики государства, предмета и метода экономической  политики государства, отражены особенности  экономической политики Республики Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
По мере развития рыночного хозяйства возникали  и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности . Появилась необходимость значительных инвестиций в отрасли малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала , но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах ; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики .
Теоретически  понятие государственной экономической  политики шире , чем понятие государственного регулирования экономики , так как первая может основываться и на невмешательстве государства в хозяйственную жизнь (Известный принцип экономического либерализма laisser faire - laisser passer). В современных условиях невмешательство государства в социально - экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости государственного регулирования, а о его масштабах , формах и интенсивности . Поэтому термины “государственное регулирование экономики” и “государственная экономическая политика” в наше время идентичны .
Объективная возможность  государственного регулирования экономики  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в  действительность , заключается в нарастании проблем , трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. Оно решает различные задачи : это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Цель данной курсовой работы - отразить преимущества и недостатки экономической политики государства.
Задачи, которые  следует выполнить:
1. Дать понятие  экономической политике, а также  отразить предмет и метод экономической  политики.
2. Показать преимущества  и недостатки экономической политики
3. Отразить сущность  экономической политики Республики  Беларусь.
 

1 Сущность и  определения понятий «политика»  и «экономическая политика»
Политика -- слово  греческое, означает «государственную или общественную деятельность», связанная  с отношениями между классами, нациями и другими социальными  группами, сущность которой состоит в завоевании, удержании и использовании государственной власти.
Платон и Аристотель рассматривали политику как науку  об обществе, государстве. Бисмарк считал политику «искусством возможного». Двойственность воззрений на политику разделяют многие авторы. Скорее всего, политика есть одновременно и наука, и искусство. Это положение, по нашему мнению, подтверждает тезис Дж. М. Кейнса о том, что «политика обычно руководствуется теоретическими наработками двадцатилетней давности». В.И. Ленин считал, что самое существенное в политике это «устройство государственной власти». Политика «... есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства». Устаревшие теории и неординарность действительности заставляют политиков проявить искусство, творить, отходить от канонов науки.
Понятие «политика» интерпретируют также в зависимости  от специфики науки или сферы  деятельности. Так, субстанциональные  определения ориентируются на раскрытие  первоосновы понятия «политика». Это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание, использование. М. Вебер в этом смысле рассматривал политику как «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990. С. 646).
Определения политики с позиций права трактуют ее как  специализированную деятельность по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т. п.
Определения политики с позиций экономической науки  и практики в основном покоятся на концепциях экономического детерминизма. Политика детерминируется материальным производством. Ее характеризуют как  надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение  экономики (В.И. Ленин). В этом случае политика, утрачивая самостоятельность, сохраняет относительную автономию. В целом, согласно этой концепции, она  функционирует по объективным экономическим  законам, не зависящим от воли субъектов. Теоретически обоснованная К. Марксом  и В. Лениным, эта концепция прошла испытание практикой и оказалась несостоятельной на некоторых этапах жизни Советского Союза, в деятельности его отдельных руководителей.
С позиций современной  науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение  экономики и политики как взаимодействие равнозначных, равноправных областей общественной жизни.
Экономическая политика. Определения понятия «экономическая политика». Приведем определения ряда авторов.
А.А. Мануйлов: «Экономическая политика как отдел экономики  составляет, прежде всего, отрасль знания. Она не ставит вопросов: что должно быть и как достигнуть должного? Это задача экономической политики как искусства, а не как отдела науки об экономических явлениях. В качестве отрасли знания экономическая политика исследует, то есть объясняет действительность. Исследуя ее с точки зрения телеологического начала, она связывает явления понятиями цели, средства и достигнутого результата. Она подводит явления, с которыми оперирует, под эти категории и ставит их в определенные соотношения между собой.
Экономическая политика, берущая на себя указание должного и подыскание средств для его осуществления, становится на почву практического искусства управления, то есть выходит за пределы чистой науки. Начало этого искусства составляет предмет особой дисциплины, называемой прикладной экономией, «экономикой» (Мануйлов А.А. Политическая экономия: курс лекций. Вып. 1. М., 1914. С. 78,79, 80).
Л.И. Абалкин: «Экономическая политика -- система экономических  мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего  класса в досоциалистических формациях, в интересах всего общества -- при социализме, одна из областей экономический науки. Социальное содержание экономической политики, лежащие в ее основе идеи, ее цели и средства их достижения определяются характером общественного строя, отношениями собственности на средства производства; как всякая политика она является концентрированным выражением экономики исторически определенного способа производства» (Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т. 4. М, 1980. С. 462).
М.К. Бункина, A.M. Семенов: «Экономическая политика -- поведение государства в отношении национальной экономики; система действий, направленных на поощрение или коррекцию экономических процессов. Она создает условия, противодействующие возникновению нежелательных или роковых тенденций. Нормативная экономическая политика отвечает на вопрос «как должно быть» и соответственно способствует исправлению ситуации посредством применения инструментов прямого действия, правовых норм. Позитивная экономическая политика стремится ответить на вопрос «что происходит», т. е. объяснить сложившуюся ситуацию. Позитивная политика находит свое выражение в составлении прогнозов и ориентируется на использование косвенных или индикативных методов воздействия (на процентную ставку, денежную массу, стимулирование инвестиций). Обычно экономическая политика сочетает в себе эти два начала» (Бункина М.К., Семенов A.M. Экономическая политика: учеб. пособие. М., 1999. С. 330).
М.К. Бункина и A.M. Семенов приводят положения следующих ученых, характеризующих экономическую политику: Дж.М. Кейнса, который считал, что экономическая политика -- это государственное регулирование, которое воздействует на такие независимые переменные, как склонность к потреблению, предельная эффективность капитала и норма процента, а через их посредство -- на занятость и национальный доход. Милтона Фридмена, относящего экономическую политику скорее к искусству, чем к науке, особенно в части принятия решений. Такой подход якобы позволяет обнаружить основополагающее единство конечных целей у представителей различных экономических течений. По мнению Вальтера Ойкена, экономическая политика есть совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы. Решающая задача экономической политики состоит в создании условий, которые не приводят к возникновению опасных, роковых тенденций. Джеймс Бьюкенен относит эту политику к процессу обмена между субъектом и государством, при котором каждый добровольно соглашается обменивать свою долю затрат по содержанию государственных служб на услуги, потребляемые совместно. И, естественно, политический рынок использует приемы торговли.[15, c. 23-35]
Из приведенных  определений понятия «экономическая политика» можно выделить следующие  ключевые положения: «государственное регулирование», «искусство принятия решений», «создание условий, которые  не приводят к опасным тенденциям», «разработка прогнозов, программ, планов», «коррекция или поощрение экономических  процессов».
 

2. Предмет и  метод экономической политики
Предмет экономической  науки и предмет экономической  политики тесно связаны.
Предметом экономической  науки являются экономические отношения. Они выступают в планах: 1) отношения  собственности, связанные с принадлежностью  основных факторов и результатов  производства; 2) отношения по организации  хозяйственной деятельности и ее управлению.
Экономическую политику следует рассматривать  как часть экономической науки. В то же время экономическая политика есть искусство.
Предметом экономической  политики являются закономерности развития экономики и экономических систем, экономических процессов, экономических интересов и отношений, экономической власти и механизмов ее осуществления.
Экономическая политика занимается разработкой и  постановкой целей развития и  движения экономики, выработкой, принятием  и воплощением в жизнь экономических  решений. Фундамент экономической  политики составляют концепции, теории, модели, опыт экономической теории и практики. В то же время экономическая  политика опирается на концепции  и теории социологии, права, политологии, психологии, истории и многих других наук.
Макроэкономический  механизм -- предмет экономической политики. Экономическая политика изучает и использует макроэкономический механизм, т. е. взаимодействие сил, управляющих совокупным спросом общества и его совокупным предложением.
Выделяют следующие  факторы (инструменты), воздействующие на макроэкономический механизм:
* внешние -- природные  и социальные катаклизмы, т. е.  землетрясения, засухи, наводнения, войны, резкое изменение в структуре  населения и др.;
политические (или  макроэкономические инструменты): 1) фискальная политика; 2) монетарная политика; 3) политика «зарплата -- цена»; 4) внешнеэкономическая политика;
побудительные (или макроэкономические цели):
1) высокий уровень  занятости; 
2) стабильный  уровень цен, регулирование уровня  инфляции;
3) выравнивание  платежного баланса, т. е. взаиморасчетов  с зарубежными партнерами;
4) экономический  рост, стабильный рост выпуска  продукции и ее реализации.
Экономическая наука, практика хозяйствования, особенно после Первой мировой войны и экономического кризиса 1929--1933 гг., всесторонне исследовали побудительные факторы, которые в последующем стали инструментами государства по регулированию экономических процессов. Так, с середины 20-х гг. Советское государство первым в мире в качестве целей (факторов) развития предложило использовать такие показатели, как полная занятость, экономический рост, благосостояние народа.
В 30-х гг. многие развитые страны мира приняли концепцию  государственного регулирования экономики  Дж.М. Кейнса, в которой занятость, экономический рост, потребление и спрос приняты как целевые показатели движения экономики.
В 60-х гг. в  ФРГ практика подтверждает обоснованность концепции «магического четырехугольника». Четырехугольник содержит следующие  основные цели экономической политики в социальной рыночной экономике  ФРГ: 1) высокий уровень занятости; 2) экономический рост; 3) стабильность денежной системы; 4) внешнеэкономическое  равновесие. Термин «магический четырехугольник» отражает объективно существующие противоречия между отдельными целями экономической  политики и сложность их одновременного достижения.[15, c. 35-40]
Факторы производства и экономическая политика. Классическая экономическая теория к факторам производства относила землю, труд, капитал. В XX веке в качестве факторов производства признаны также организация и  знания.
Все факторы  производства воздействуют на макроэкономику и поэтому каждый в отдельности  и все вместе являются предметом  изучения экономической политики.
В общем виде связь между факторами производства и макроэкономическими инструментами  можно представить следующей  схемой:
Рис. 2.1. Связь  между факторами производства и  макроэкономическими инструментами
Метод -- это «путь к чему-либо». Академик И.П. Павлов говорил, что метод -- самая первая основная вещь. От метода, от способа действий зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. Метод держит в руках судьбу исследования. В науке и практике под методом принято понимать деятельность, направленную на достижение определенной цели. Метод связан с действием человека и представляет собой совокупность мыслительных и физиологических операций. Последовательность проведения операций содействует достижению целей.
Общее представление  о методе как способе познания позволяет сделать следующий  вывод:
метод -- вид мышления;
метод приводит в движение понятия; понятия переходят  в категории науки; категории -- суть законы науки.
Метод как вид  мышления обеспечивает познание законов  природы и общества и дает формулу  закона. Метод -- начало, а не закон. Метод не может быть произвольным, он должен соответствовать особенностям предмета конкретной науки.
Экономическая политика, ее теория и практика применяют  такие общенаучные методы, как  логический, индуктивный, дедуктивный, аналогии, синтеза, анализа, обобщения, аксиоматический, эксперимента, моделирования.
Особенностям  предмета экономической политики соответствуют  методы и модели, при помощи которых  исследуются процессы экономического роста.
В 20-х гг. XX в. использование определенных разделов математики позволило измерять макроэкономические показатели, выявлять связи между  ними, представлять экономику страны в виде балансовых моделей. Советская плановая наука и практика 1924--1925 гг.) вооружили экономическую политику таким инструментом, как баланс народного хозяйства. В 1928--1929 гг. была публикована модель Г.А. Фельдмана, которая использовалась для гения возможностей экономического роста на длительную перспективу при подготовке первого пятилетнего плана СССР.
Модель Г.А. Фельдмана  была основана на схемах расширенного воспроизводства К. Маркса и соответственно включала в себя производственные секторы, выпускающие средства производства и предметы потребления. Центральным  звеном модели был механизм распределения  инвестиций между двумя подразделениями  общественного производства. Однако широкого применения на практике модели экономического роста в то время  не нашли. Одна из причин состояла в  переоценке возможностей экономического роста, определявшихся на базе этих моделей, что, в свою очередь, было вызвано  недостаточной обоснованностью  динамики технологических коэффициентов. Построение чрезмерно оптимистических  прогнозов как в СССР, так и в странах Запада было связано с использованием разнородных данных, относящихся к нетипичным периодам развития.
В 30-е гг. экономическая  политика стран Запада обретает более  совершенные методы. Модели, более  всего соответствующие целям  планирования и анализа экономической  политики, были построены Тинбергеном. Он использовал макроэкономические модели для оценки возможностей воздействия правительства на экономическое развитие. Разработка таких моделей после Второй мировой войны стала главным направлением деятельности Центрального планового бюро Нидерландов.
Я. Тинберген в книге «Теория экономической политики» представил логическую структуру моделей, содержащих как переменные, которые отражают цели или задачи экономической политики, так и переменные, описывающие инструменты экономической политики. Эти модели предназначались для прогнозирования на краткосрочный период. За разработку этих моделей Я. Тинберген и Р. Фриш были удостоены Нобелевской премии.
Методы построения экономического баланса страны, прогнозирования  экономического роста стали важным инструментом экономической политики. В этой связи Э. Хансен писал, что «ни один президент Соединенных Штатов не может больше дать обзор «положения страны» или представить проект бюджета федерального правительства, или по-настоящему взвесить воздействие каких-либо мер государственной политики на экономику страны в целом, не столкнувшись с проблемой экономического баланса страны» (Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М., 1959. С. 168).
В конце XX в. методы экономической политики рассматривают  как тождественные методам экономической  теории, ее макроэкономического раздела.
 

3. Экономическая  политика государства: издержки  и выгоды
В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится  весьма значительная роль. Вмешательство  государства в экономические процессы осуществляется с целью прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий. В своем вмешательстве государство использует методы прямого и косвенного регулирования экономики.
К методам прямого  государственного воздействия относятся:
· определение  стратегических целей развития экономики, их выражение в индикативных и  других планах, целевых программах;
· государственные  заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
· нормативные  требования к качеству и сертификации технологии и продукции (стандартизация);
· правовые и  административные ограничения и  запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
· лицензирование некоторых видов деятельности и  внешнеторговых операций;
· экологический  контроль.[17]
Государственный заказ является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики  в условиях рынка. На основе госзаказа  осуществляются закупки продукции  для федеральных и региональных государственных нужд. Государственные  заказчики обеспечиваются финансовыми  ресурсами в объеме, устанавливаемом  федеральным бюджетом, и являются ответственными за обеспечение государственных  нужд. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для государственных  нужд им могут предоставляться льготы по налогам, кредитам, целевые дотации, средства на капвложения. Хозяйственная  деятельность предприятий регулируется на всех этапах от их учреждения до ликвидации.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может  заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Стандартизацией устанавливаются нормы, правила  и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Средствами защиты выступает обеспечение  безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем  развития науки и техники; единство измерений, экономия ресурсов. Государственное  управление стандартизацией на основании  нормативных документов (международных, государственных стандартов, правил, норм и т.д.). Он реализует государственную  политику в области стандартизации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие организационно-технические  правила проведения работ по стандартизации.
Экологический контроль обеспечивает наблюдение за состоянием окружающей среды, выполнением  мероприятий по охране и рациональному  использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства. Государственный экологический  контроль осуществляют органы власти Российской Федерации и субъектов  РФ, а также специально уполномоченные государственные органы охраны природной  среды, санитарно-эпидемиологического  надзора. Службы наблюдения действуют  в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе.
Прямые методы государственного регулирования экономики  не связаны с созданием дополнительного  материального стимула или опасности  финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.[17]
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют "правила игры" в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:
· налогообложение, его уровень и систему налоговых  льгот;
· регулирование  цен, их уровень и соотношение;
· платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и  кредитные льготы;
· таможенное регулирование  экспорта и импорта, валютные курсы  и условия обмена валют.
Одним из важных преимуществ экономических методов  регулирования является то, что они  содержат в себе элемент автоматизма, т.е. после того, как какой-либо экономический  инструмент (налоговая ставка, штрафная санкция и т.д.) разработан и включен  в хозяйственный механизм, органы управления в течение определенного  периода времени могут непосредственно  не участвовать в регулировании, так как эффект использования включенного в хозяйственный механизм инструмента должен автоматически воспроизводиться.
Однако экономические методы имеют и определенные недостатки.
Так, эффект использования  экономических инструментов возникает, как правило, через достаточно длительный период времени. Помимо этого в результате включения экономических инструментов в хозяйственный механизм могут  возникать побочные, отрицательные  последствия (как предусмотренные, так и неожиданные, возникшие  при неверном анализе ситуации либо при недостаточном прогнозировании). И эти отрицательные эффекты  в значительной степени могут  нейтрализовать, уменьшить или даже превысить положительный эффект.
Использование экономических инструментов в регулировании, как правило, требует обоснования  расчетов, и одна из наиболее сложных  задач в технологии применения и  использования каких-либо экономических  инструментов состоит в определении  количественной меры использования  конкретного экономического инструмента, например в обосновании уровня налоговой  ставки. Последние годы в Российской Федерации государственные органы управления активно используют экономический  налоговый инструмент в регулировании, и, несмотря на такой длительный период, до сих пор не найден оптимальный  уровень налоговых ставок.
Административные  методы, как и экономические, также  имеют свои достоинства и недостатки.
Одно из преимуществ  административных методов управления состоит в том, что эффект их применения, как правило, возникает через  относительно короткий промежуток времени. Административные методы также относительно просты в использовании, они не требуют  такого объема сложных расчетов и  обоснований, как экономические, хотя применение административных методов, несомненно, требует анализа ситуации.
Основным недостатком  административных методов является то, что их использование не предусматривает  учет интересов исполнителей и поэтому  интересы субъекта и объекта управления могут не совпадать и быть противоречивыми. Такое противоречие интересов отрицательно отражается на эффективности использования  административных методов, на качестве выполнения соответствующих управленческих действий. Поэтому, как правило, требуется  частое и регулярное повторение определенных административных регулирующих действий, постоянного контроля, т.е. элемент  автоматизма отсутствует.
В теории и практике использования экономических и административных методов очень важной и достаточно трудной проблемой является установление достижения оптимального соотношения использования экономических и административных методов в государственном регулировании. Необходимость достижения такого оптимального соотношения обусловливается тем, что многие экономические процессы возможно регулировать посредством как экономических, так и административных методов, но эффективность регулирования их, как правило, не одинакова, т.е. есть экономические процессы, которые целесообразно регулировать исключительно экономическими методами (при возможности регулирования административными), а есть процессы, регулирование которых административными методами принесет больший эффект. [17]
В условиях становления  рыночных форм хозяйствования и преимущественного  действия рынка как регулятора интеграционных процессов, в том числе и межрегиональном  аспекте, наиболее существенной представляется та сторона экономического механизма  федеративных отношений, которая нацелена на использование этого механизма  для формирования наиболее благоприятных  условий функционирования всех рыночных агентов, прежде всего, представляющих частный капитал и частное  предпринимательство.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.