На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Рыночное хозяйство и особенности его функционирования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание: 

Введение                                                                                                  3
    Условия возникновения рынка.                                                  4
    Рынок и рыночная экономика.                                                    5
    Структура и инфраструктура рынка.                                          7
    Виды рыночных хозяйств.                                                           9
    Сегментация рынков.                                                                  11
    Государственное регулирование рыночных отношений.        14
Заключение                                                                                             16
Список  литературы                                                                                17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

      Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение  которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
      Если  говорить более обобщенно, то  рынок  представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Условия возникновения  рынка. 
      

     
           Первое условиеобщественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда. 
           Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен.       

    Развитие  обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к  производству тех или иных товаров  специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, то есть производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей. 
           Второе условие это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, то есть хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, то есть с государственным участием, и так далее). 
          Третье условиесамостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
     
     
     
     
     
     
     
     

2. Рынок и рыночная  экономика. 

      Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
      В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.
   Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:
    домашние хозяйства;
    бизнес (предприниматели);
    правительство.
 
Домашнее  хозяйство - основная структурная единица, функционирующая в
потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более
человек. В рамках домашнего хозяйства  потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).
      Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения
дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или
заемного  капитала, доход от которого расходуется  не просто на личное
потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес
является  поставщиком товаров и услуг  в рыночном хозяйстве.
      Правительство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.
      Один и тот же человек (взрослый  член общества) может быть в  составе и
домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения.  

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций, отраженных на схеме.
Функции рынка:
    Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
    Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.
    Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
    Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.
    Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Схема. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Структура и инфраструктура рынка

Рынок как развитая система отношений  товарного обмена представляет собой  систему отдельных взаимосвязанных  рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка, их  удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице.
Таблица. Классификация структуры рынка.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений Рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.
По географическому положению Местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
По степени ограничения конкуренции Монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
По отраслям Автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.
По характеру продаж Оптовый рынок; розничный рынок.
Некоторые из выделенных рынков также неоднородны  и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов  первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.
Не менее  многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи  выступают деньги, предоставляемые  в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка  инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков.
Развитый  рынок требует и развитой инфраструктуры.
         Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка.
При этом инфраструктурная деятельность включает:
    деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
    деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
    деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.
В общем виде инфраструктуру современного рынка  можно представить в виде схемы.
 
 
 
 
 
 

    Виды  рыночных хозяйств.
Типы и виды экономик определяются многими факторами, и основными из них являются: ресурсные возможности государства или территории; национальный менталитет; уровень культуры населения, или нации; геополитические особенности территории, что влияет на специфику организации воспроизводственных процессов на всех уровнях функционирования хозяйственных систем — национальном, региональном, первичном и т.д. Особенности ведения хозяйства определяют специфику моделей хозяйствования и, в конечном счете, типы рыночных экономик.
         Типы и виды экономик представлены следующими моделями рыночных систем:
    Американская модель. Она построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
    Японская модель. Данная модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда, за счет чего достигается снижение себестоимости продукции: и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом: рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
    Шведская модель. Она отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов была в 80-х годах XX в. на уровне 70% ВВП, более половины из которых направлялось на социальные цели. Естественно, что такой тип экономических отношений возможен только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название "функциональная социализация",при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — на государство.
    Германская модель. Данная модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины и технические нормы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5. Сегментация рынков.
Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу.
Сегмент — группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями.     
Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет компаниям сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных, с точки зрения прибыльности, сегментах (целевых). Сегментация может быть произведена как на потребительском, так и на промышленном рынке (рынке организаций).
Сегментация потребительского рынка может быть произведена по нескольким признакам: географическому, демографическому, психографическому, поведенческому, при этом каждому из этих признаков присущи свои переменные. Иногда компании для получения всеобъемлющей информации о покупателях выделяют сегменты на основе совокупности признаков.
Сегментирование по географическому  признаку включает разделение рынка на различные географические единицы (переменные): регион, область, район, размер города, плотность. После подобной сегментации компания должна решить, где ее маркетинговые усилия будут наиболее эффективны.
В России сегментацию по географическому  признаку можно провести следующим  образом: регион — Сибирь, Урал; область  — Ленинградская, Московская, Нижегородская; район — Коломенский, Воскресенский; размер города — с населением менее 5 тысяч человек, 5-20 тысяч, 20-50 тысяч и т.д; плотность — города, пригороды, сельская местность; климат — северный южный.
Сегментирование по демографическому признаку заключается в разделении рынка в соответствии с такими переменными как: возраст, пол, размер семьи, жизненный цикл семьи род занятий, уровень дохода, образование, национальность, вероисповедание. Сегментация по демографическому признаку наиболее часто используема компаниями в маркетинговых исследованиях, это объясняется тем, что реакции покупателей на тот или иной товар в наибольшей степени зависят именно от демографических переменных.
Ориентируясь  на российскую действительность, при сегментировании по демографическому признаку можно выделить: возраст — моложе 6 лет, 6-11 лет, 12-19 лет и т.д; пол — мужской, женский; размер семьи — 1-2 человека, 3-4 человека, 5 человек и более; жизненный цикл семьи — меньше года, 1 год, 5 лет и более; уровень доходов (в месяц) — менее 5000 руб., 5000-10000 руб., 10000-15000 руб. и т.д; род занятий — менеджеры, рабочие, врачи, учителя; образование — начальное, среднее, высшее; национальность — русские, татары, евреи, украинцы; вероисповедание — христиане, мусульмане, иудеи, буддисты.
Сегментирование по поведенческому признаку заключается в выделении групп покупателей на основе их знаний, квалификаций как пользователей и их реакций на товар. Переменные подобного сегментирования: интенсивность потребления (малая, средняя, высокая), степень готовности к покупке (ничего не знает, знает кое-что, информирован, заинтересован), статус пользователя (непользователь, бывший пользователь, потенциальный пользователь) степень лояльности (отсутствует, средняя, сильная, абсолютная), полезность покупки (экономия, удобство, престиж).
Сегментирование по психографическому  признаку проводится на основе науки, именуемой «психографика», она изучает и классифицирует стили жизни потребителей. Психографическое сегментирование позволяет разделить покупателей на группы в соответствии с особенностями их личностей и образа жизни.
Надо  признать, что маркетинговая теория не имеет точных ответов на вопрос связи конкретного товарного  рынка и признаков сегментации. Выбор нужного признака происходит за счет интуиции и профессионального опыта маркетолога.
В соответствии с рекомендациями Т. Бонома и Б. Шапиро сегментирование рынка организаций чаще всего проводится по следующим признакам: демографическому, операционному, закупочному, ситуационному, личностному (особенности заказчика).
При сегментировании  по демографическому признаку выделяются следующие переменные: отрасль, размер компании, местонахождение, которые позволяют производителям определить: отрасли промышленности, которые следует обслуживать; размеры компаний, которые организация может обслужить; географические регионы, которые следует обслуживать.
Сегментирование в соответствии с  операционным признаком выделяет такие переменные как: технология (какие технологии заказчиков должны приняты ко вниманию); статус пользователя (какие потребители будут выбраны компанией — с низкой, средней или высокой степенью потребления); объем требуемых товаров/услуг (каких заказчиков стоит выбрать — предпочитающих большие или малые партии товаров).
Сегментированию по закупочному признаку присущи следующие переменные: организация снабжения (как компания будет осуществлять закупки — централизованно или децентрализовано); структура власти (какой отдел — производственный, финансовый и т. д. является главным в принятии решений компании — заказчика); структура существующих взаимоотношений (с кем компании стоит строить взаимоотношения — с компаниями, с которыми установлены прочные связи или с наиболее перспективными компаниями без установившихся отношений); политика в области закупок (какие условия заказа — на основе лизинга, с заключением контракта и т. д. будут предпочтительнее для компании-поставщика); критерий закупки (фирмы, с какими требованиями — качество, цена, уровень обслуживания являются предпочтительными для компании-поставщика).
Сегментирование по ситуационному  признаку выделяет переменные: срочность (следует ли компании-поставщику обслуживать заказчиков, которым может понадобиться срочная и непредвиденная поставка); область применения (на использовании товаров по прямому назначению или на всех вариантах использования стоит сосредоточить внимание); размер заказа (большие или малые партии будут поставляться заказчикам).
Сегментирование по личностному признаку (особенности заказчика) выделяет переменные: сходство покупателя и продавца (следует ли компании обслужить только заказчиков, ценности которых приближены к ней самой); отношение к риску (какие потребители предпочтительнее — любящие рисковать или избегающие опасности); лояльность (следует ли обслуживать фирмы, которые проявляют высокую степень лояльности своим поставщикам).
Межрыночная сегментация — выявление группы потребителей, которые схожи по множеству характеристик, которые выходят за пределы географических границ. 
 
 
 
 
 
 

6. Государственное регулирование рыночных отношений. 

Теоретические взгляды на государственное  регулирование.
      Отношение к государственному  вмешательству в  рыночную  экономику было различным  на  разных этапах ее становления и развития.  В период формирования рыночных отношений в XVII и  XVIII  вв.  господствовавшая
тогда  экономическая   доктрина  -  меркантилизм  -  основывалась   на
признание  безусловной необходимости государственного  регулирования   для развития в стране торговли и промышленности.
С развитием  рыночных отношений набравший силу класс   предпринимателей начал  рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности.  Не удивительно, что пришедшие в конце XVIII в.  на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.
      Вне зависимости от господствующих  экономических доктрин  никто   и никогда     не      снимал      с     национальных        правительств ответственности  за  экономическое  положение  страны.    Все   сходятся   в
понимание того, что невидимая рука  рынка должна дополняться видимой рукой государства. 

    Выделим главные формы  и  методы  вмешательства  государства  в экономику.
 Прежде  всего,  важно различать две основные  формы:
      Прямое вмешательство   через    расширение   государственной    собственности    на материальные  ресурсы,  законотворчество  и   управление   производственными предприятиями;
      Косвенное   вмешательство   с   помощью   различных   мер экономической политики.
    
Прямое  вмешательство.
Во всех промышленно развитых странах существуют более  или  менее      значительный по своим масштабам  государственный сектор экономики.  Его
размеры могут служить критерием экономической роли  государства,  хотя
он не абсолютен.
 Государство  обладает капиталами в самых  разнообразных формах, предоставляет кредиты,  принимает  долевое  участие,  является      собственником предприятия. Это  делает  государство  владельцем  части общественного капитала. 
  Прямое  вмешательство  государства - это и принятие законодательных актов, призванных  упорядочить   и  развить отношения   между    всеми    элементами    рыночной    системы.    
 

  Косвенное вмешательство.
В зависимости  от  цели вмешательства меры экономической  политики      могут быть направлены на:
    стимулирование капиталовложений и восстановление (если это воз-можно) равновесия между сбережениями и инвестициями;
    обеспечение полной занятости;
    стимулирование экспорта и импорта товаров,  капиталов и рабочей силы;
    воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации  и  цены  на некоторые специфические товары;
    поддержку устойчивого экономического роста;
    перераспределение доходов и некоторые другие цели.
 Для проведения этих разнообразных мер  государство  прибегает  главным
образом к фискальной и кредитно-денежной политике.
  Фискальная  политика  - это  бюджетная  политика.  Ее можно определить как политику, проводимую путем  манипулирования  государственными  доходами  (прежде всего налогами) и расходами. 
Кредитно-денежная  политика  -  это  политика, проводимая   путем   регулирования   денежной   массы    в    обращении    и совершенствовании кредитной  сферы. 
 Оба   эти  направления  государственной политики тесно связаны друг с другом.  Однако эта  связь  в  рыночной и централизованной экономике существенно различается.
      Страны с рыночной  экономикой,  начавшей  формироваться  2-3  столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание  государственного  регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.  Страны  со сложившейся  централизованной  экономической  системой   пытаются   в   ходе разгосударствления  возродить   с   помощью   государства   (как   это    ни парадоксально звучит) тот самый мощный,  животворящий частный  интерес,  без которого не может быть рынка.  Главная  проблема  при  этом  -  не  убить  в объятиях государства этот животворящий интерес. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.
Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:
    Рыночная экономика представляет собой такую форму организации       хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех      хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие  рынка и его механизмов.
    Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.
    Для возникновения рынка необходимы некоторые условия: общественное разделение труда, экономическая обособленность производителей, свобода предпринимательства.
Основой рыночной системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. 
       Современное постиндустриальное общество стремится к созданию и утверждению современной социально-ориентируемой рыночной экономики, которая основывается на принципах рынка, а социальные компоненты гарантируются законодательством.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:
    Аврашков Л. Я., Адамчук В. В., Антонова О. В., «Экономика 
         предприятия»- М. ,1998г.
    2. Котлер  Ф., « Основы маркетинга» Краткий  курс – М., Издательский дом 
        Вильямс, 2007 г.
    3. Козырев  В. М., Основы современной экономики:  учебник для Вузов. – 2
        издание переработанное и дополненное.  – М., 2000г.
    4. www.Exsolver.narod.ru
     5. www.vuzlib.net 

 
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.