На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теории выбора брачного партнера

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования Республики Беларусь
     Белорусский государственный  университет
     Гуманитарный  факультет
     Отделение социологии 
 
 
 
 
 
 

Теории  выбора брачного партнера 

     Курсовая  работа 
 
 
 

     Студентки 1 курса 
дневного  отделения
     Мордачевой  Юлии 

     Научный руководитель:
     Бурова  С.Н.,
     доцент  кафедры социологии  
 
 
 
 

     Минск, 2008 

     Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………3 

Глава 1. Понятие брака  и брачного выбора
      Определение брака как социального института…………………………...5
      Понятие брачного выбора………………………………………………….13
 
Глава 2. Анализ американских теорий брачного выбора
2.1. Теория комплементарных  потребностей Р.Уинча и инструментальная        теория влечения и любви Р.Сентера…………………………………………..19
2.2. Теория обмена  Дж.Хоманса……………………………………………….21
2.3. Теория Б.Мурстейна «Стимул – ценность – роль»………………………23 

Заключение……………………………………………………………………..25 

Список  использованных источников……………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   С моей точки зрения, выбранная мной тема достаточно актуальна. Социология семьи занимает одно из первых мест в исследовании социальной жизни. Изучение проблем брака и семьи – наиболее развитая отрасль социологического знания.
   «Брак» - одна из важных и актуальных тем  на сегодняшний день, потому, что  добровольный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и их детям являлся, является, и будет являться одним из атрибутов, составляющих жизнь человеческого общества. В системе нравственных ценностей стержневое положение занимают любовь, родительский и супружеский долг, эмпатия, взаимное уважение и помощь. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. Брак возник на ранних этапах цивилизации как способ регулирования обществом половых отношений и имеет множество исторических форм. В современном обществе он определяет статусные полномочия – круг прав и обязанностей мужчины и женщины как по отношению друг к другу, так и по отношению к возможным потомкам. Данный институциональный базис брака как крупнейшего изобретения человечества и важнейшей категории социологической науки будет в дальнейшем рассмотрен нами. Однако, для нашей работы наиболее интересен период ухаживания или добрачный период, а так же предбрачный период. Особая роль предбрачного периода. Формирование супружеской пары. Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейных отношениях могут стать особенности выбора партнера, характер добрачного и предбрачного ухаживания, принятие решения о создании семьи, мотивы вступления в брак. В работе будут рассмотрены понятие брака как социального института, регулирующего отношения между мужчиной и женщиной и проблемы выбора партнёра для создания семьи.
   Теоретически  мы можем выбрать любого из сотен  миллионов партнеров противоположного пола. Но почему одни выбирают друг друга  раз и навсегда, а другие на протяжении долгого времени находятся в  поиске подходящего для них партнера? Почему из этих сотен миллионов мы выбираем только одного или одну? Почему одни привлекают наше внимание, а на других мы его даже не обращаем? И, наконец, как мы определяем, что это именно то, что нам нужно, то,  что мы как раз таки и искали?
   При исследовании супружеской пары (брачного союза),  необходимо понять, что свело супругов вместе и до настоящего времени поддерживает их брак, каким образом проходил процесс формирования супружеской пары, как каждый из них выбирал партнера — на основании одного лишь сходства с собой или опираясь на более сложные эмоциональные и средовые факторы. Психологи на протяжении многих лет пытались разобраться, каким образом люди выбирают брачного партнера? Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый взгляд.
   Ответы  на поставленные нами вопросы мы попытаемся найти с помощью социально-психологических  и психологических теорий брачного выбора. Желание объяснить механизм брачного выбора привело к созданию ряда этих теорий. Наибольшее распространение и популярность в зарубежных социальных науках получили теория комплементарных потребностей Р.Уинча, теория «стимул—ценность—роль» Б. Мурстейна, инструментальная теория подбора супругов Р.Сентера, теория «фильтров» А. Керкгоффа и К.Дэвиса, «круговая теория любви» А.Рейса, теория обмена Дж.Хоманса.
   В данной работе основное внимание будет  уделено теории комплементарных  потребностей Р.Уинча, инструментальной теории подбора супругов Р.Сентера, теории обмена Дж.Хоманса, а также теории «стимул – ценность – роль» Б.Мурстейна.
   Отношения между будущими супругами начинают формироваться еще до вступления в брак. И если партнеры не совместимы, их что-то не устраивает друг в друге, то это начинает проявляться сразу  же, для этого не стоит дожидаться начала семейной жизни. Поэтому ошибочным является мнение о том, что в процессе совместной жизни все изменится, и партнера изменить тоже получится. В большинстве случаев, это убеждение ошибочно. Несовместимость партнеров, как правило, приводит к разводу. А последний, в свою очередь, оказывает огромное влияние на полноценное воспитание детей, на все общество в целом. Именно поэтому следует уделить внимание такому социальному явлению как выбор брачного партнера, рассмотреть факторы, влияющие на брачный выбор. Ведь крепкая семья всегда была и остается основной ячейкой общества, его основным структурообразующим элементом.
   Актуальность  моего исследования определила цель и задачи работы:
   Цель  работы – изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса, Б.Мурстейна).
   Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:
    Исследовать литературу, используемую в работе.
    На основании теоретического анализа изучаемой темы,
               систематизировать
               знания об общей характеристике  понятий «брак» и «брачный  выбор».
    Изучить сущность теорий выбора брачного партнера американских
                социологов (Р.Уинча, Р.Сентера, Дж.Хоманса,  Б.Мурстейна).
    Систематизировать и обобщить существующие в специальной
              литературе, научные подходы к данной тематике.
   Теоретической основой работы являются положения  и выводы, разработанные социологической  наукой, в первую очередь социологией  семьи и брака. В работе использовались результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых и социологов, нашедшие свое отражение в опубликованных научных статьях, монографиях, диссертациях, учебных пособиях и курсах. Это работы А.И.Антонова, В.М.Медкова, В.И.Добренькова, А.И.Кравченко, В.А.Сысенко, В.Т.Лисовского и других. Для достижения поставленной цели определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
   Глава 1. Понятие брака  и брачного выбора 

   1.1. Определение брака как социального института 

             Брак социальный - исторически обусловленная  и санкционированная обществом  форма отношений между женщиной  и мужчиной, устанавливающая определенные  права и обязанности мужчины  и женщины по отношению друг  к другу, их детям и обществу; культурный феномен, санкционирующий более или менее постоянный союз между партнерами и обеспечивающий легитимность их потомства; союз мужчины и женщины, имеющий либо религиозно-церковную,либо гражданско-правовую оформленность, отвечающий требованиям человеческой природы и служащий продолжению рода, рождению и воспитанию детей. С точки зрения права браком считается только свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с целью образования семьи с обязательным соблюдением установленных законом требований и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Брак как институт может быть моногамным (заключаемым в одно время с одним лицом) или полигамным (заключаемым одновременно с двумя или более партнерами). Полигамная форма брака включает в себя:
   1. полигинию (один мужчина и две  или более жены);
   2. полиандрию (одна женщина и два  или более мужа) и 
   3. групповой брак (несколько мужей  и жен, состоящих в одном  общем браке).
    Согласно концепции социализации брака Л.Моргана и Ф.Энгельса, отношения между мужчиной и женщиной претерпевали на протяжении истории значительные изменения. Для человеческого стада в эпоху дикости был характерен промискуитет - период ничем не ограниченных отношений между полами, обусловленных только биологическими потребностями. Половое отношение между мужчиной и женщиной (хотя бы и регулярное) лишь тогда можно назвать браком, когда оно так или иначе санкционировано обществом. Первой общественной санкцией, которая регулировала отношения между мужчиной и женщиной, было запрещение полового общения между матерями и детьми, между бабками и внуками. Эта историческая граница между добрачным состоянием общества и брачным, как социально регулируемыми отношениями между полами. При помощи этого запрета добрачное общество трансформировалось в такое, где господствовал групповой брак, и где известна была только мать. Групповой брак имел две исторические формы: кровнородственную, при которой брачные отношения имели лишь одно ограничение – близкое родство по вертикальной линии; пуналуальную – позднюю форму группового брака, когда несколько сестер состояли в браке с несколькими мужчинами как общими мужьями. Эта форма была обнаружена в девятнадцатом веке Морганом на Гавайях («пуналуа» на гавайском языке обозначает «близкий товарищ»). Групповой брак обусловил появление рода – группы кровных родственников, которые вели свое происхождение по одной линии и осознавали себя потомками общего предка. Групповой брак был отношением между родами (а не между лицами). Всякие половые связи внутри рода были строжайше запрещены (экзогамия). Т.е. групповой брак выражался в том, что муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу. Позднее, при первобытнообщинном строе, групповой брак уступил место парному – такой форме единобрачия, при которой основанная на нем семья не составляла еще экономической ячейки, но стало возможным устанавливать отца ребенка. Вначале при парном браке супруги, вероятно, жили отдельно, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позже жена - в род мужа (патрилокальный брак), имущество было раздельным, сохранялись  пережитки группового брака. Этот брак, в отличие от последующих, был крайне неустойчивым и легко расторжимым. По мере развития человеческих отношений появлялись все новые ограничения половых связей. Запрет брачных отношений между членами родственного коллектива (экзогамия) привел к тому, что человеческие роды не могли существовать изолированно и объединялись в племена, которые вначале состояли из двух родов, связанных между собой брачными отношениями. Племя было эндогамно, т.е. браки должны были заключаться в пределах племени. Парный брак, в процессе разложения рода, преобразовывался в моногамный (единобрачие), обусловивший появление новой формы семьи – патриархальной. Моногамная, парная форма брака сложилась далеко не сразу: на низших, архаических ступенях исторического развития ей предшествовала полигамия в виде многоженства и многомужества. Моногамия как наиболее цивилизованная из всех форм брачно-сексуальных отношений закрепилась и распространилась благодаря нормативному обеспечению в виде религиозных, нравственных и правовых императивов, проводимых в жизнь воспитательно-регулятивными усилиями общества и государства. Моногамный брак является основой и современного типа семьи с эгалитарной структурой.
            Государство постепенно подчинило  своей юрисдикции гражданско-правовую  сторону брачных отношений. Римское  право, исходя из естественного  характера влечения противоположных полов друг к другу, отнесло социально-философские основания юридических вопросов брачных отношений к области естественного права. Главная цель брака, рождение детей, рассматривалась как необходимое условие поддержания религиозного культа предков и обеспечения могущества государства. Классический характер обрело определение брака, сформулированное римским юристом Модестионом: «Брак – это сочетание мужа и жены, единение всей жизни, общение божественного и человеческого права» [№ 6, с.32]. Христианство внесло в понимание брака дополнительные нравственные принципы, до этого слабо представленные в античных концепциях. Ведущим становится принцип свободного соглашения, уравновешивающего нравственные статусы мужа и жены и позволяющего жене выступать в роли не рабы, а соратницы мужа перед лицом жизненных испытаний. Необходимыми и достаточными социальными, нравственно-правовыми условиями для вступления в брак были признаны свободное согласие сторон, их дееспособность, правоспособность и отсутствие внешнего принуждения.
   Развитие  индустриального общества, сопровождающееся ростом образования и втягиванием  женщины в общественное производство, приводит к новому изменению брака:
   1. процесс секуляризации (освобождение  от церковного влияния в общественной  деятельности) приводит к постепенной замене церковного брака гражданским браком;
   2. заключение брака упрощается, облегчается  процедура развода; 
   3. рост общего и специального  образования повышает брачный  возраст; 
   4. растет число мужчин и женщин, не вступающих в брак;
   5. увеличивается число добрачных  связей и незаконнорождённых  детей.
           Как социальное отношение брак  отличается от других наличием  естественно-биологического элемента  – половой связи. Социальная  сущность брака определяется  господствующими общественными отношениями. Когда общество при помощи различных социальных институтов так или иначе регулирует брак, оно берет на себя определенные обязательства по его охране. Но в то же время оно налагает на людей, вступающих в брак, определенную ответственность. В современном обществе брак имеет преимущественно нравственно-правовую природу. Нравственно-правовое содержание брака обеспечивается способностью супругов испытывать чувства любви и взаимной ответственности, а также их готовностью к совместной заботе о воспитании детей, к пониманию семьи как гражданского союза, основанного на взаимодополняемости социальных качеств, присущих каждой из сторон. В традиционном обществе брак заключался, прежде всего, по экономическим соображениям, а в современном он превращается в добровольный союз мужчины и женщины, основанный на личном выборе, духовной и физической близости. Социальное содержание брака включает экономические (материальное обеспечение, разделение обязанностей) и психологические (духовная близость, эмоциональная привязанность) стороны. Как социальное отношение брак предполагает избирательность партнера. При всем многообразии мотивов вступления в брак им присущи индивидуальности человека и его внутреннее побуждение. Главная причина, по которой общество регулирует брак, заключается в заинтересованности в характере воспроизводства населения, физического и духовного.
           Брак предполагает наличие двух  индивидов, которые могли бы  официально свидетельствовать наличие  глубокого чувства между молодоженами  и могли удостоверить это своими подписями.
        Смысл слова «брак» предполагает  вовсе не то, о чем думает  большинство людей, особенно те, кто легкомысленно к нему относится.  Брак означает не просто соединение  мужчины и женщины ради секса,  а взятие ими на себя совершенно новых социальных ролей – мужа и жены – и установление нового типа социальных отношений, закрепленных законом. Новые роли принимаются ими на консесуальной или контрактной основе. При этом брак – не одномоментное действие, заканчивающееся регистрацией в загсе или венчанием в церкви, а продолжающиеся всю жизнь и претерпевающие постепенное развитие отношения между лицами противоположного пола, которые у них присутствовали на момент регистрации брака, о чем засвидетельствовали свое мнение два приглашенных на ритуал лица.
         Вместе с тем слово «брак»  в смысле «супружеские отношения»  может многих и насторожить,  ибо его омоним имеет значение  «не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном  предметы, а также сам изъян  в изделии». А английское marriage и французское mariage имеют еще и другое значение – марьяж, карточная игра. Ибо в браке, как и в картах, может повезти, а может, и нет. Кстати, слово «марьяжить» - калька с иностранного – издавна употреблялось в русском языке и означало «залучать поклонника, привязывать к себе обожателя» [№ 3, с.252].
         Брак – мероприятие весьма  серьезное. Цивилизованный мир  даже разработал специальный  социальный институт брака с  его юридически узаконенными  нормами взаимоотношений. Именно  он дает вступившим в брак некоторые права и накладывает на них множество обязанностей.
   Этимология  слова «брак» связана с глаголом «брать», т.е. получать в «свою собственность», принимать с какой-то целью, овладевать кем-то (чем-то) [№ 3, с. 252].  Институт брака  самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство – на разрешенные и неразрешенные. Брак – это основание, на котором можно построить семейную жизнь, институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни.
       Среди множества устоявшихся  представлений о начале супружеской  жизни есть и такое: браки  заключаются на небесах. У него  два смысла – религиозный и  романтический. Первый сообщает  о небесном предназначении семьи как малой церкви, а брака – как ступени возвышения к Богу. Второй смысл указывает на иллюзорное, чувственное, возвышенное состояние брачующихся: молодые собирающиеся вступить в брак, настолько влюблены друг в друга, что чувства их витают в облаках.
      Во многих религиях брак рассматривается как земное воспроизведение божественного прототипа. В старину говорили: «семья – это малая церковь». Поэтому родители должны быть венчаны. Они сходились на всю жизнь. В православном чине венчания он соотносится с мистическим браком Христа и Церкви [№ 3, с. 252-253].
      Брак с социологической точки  зрения означает социальную общность  двух людей противоположного  пола, основанную на интимной  близости и дружбе. В основе  брачных отношений лежат не  официально узаконенные и задокументированные связи, а, прежде всего, сложнейшая система взаимных уступок, перетягиваний, споров и компромиссов, сдержек и противовесов, которые вынуждены практиковать два человека, выросшие в разных семьях, воспитанные в разных традициях, с детства близко никогда не знавшие друг друга, а потому обязанные вступать между собой в совершенно новые, никогда с ними прежде не случавшиеся социальные отношения. В родительской семье каждый из них являлся любимым ребенком, которому чаще уступали и шли навстречу. В браке два только что повзрослевших и не имеющих необходимого жизненного опыта человека обязаны искать пути к взаимному компромиссу и конструировать такие взаимоотношения, которых они никогда прежде не знали, и которым их никто реально обучить не мог.
       Первые из них предполагают требовательность и адаптацию. Девушка может полюбить юношу «таким, какой он есть», а может потребовать от него, чтобы он непременно «стал таким, как я хочу». Встречный список требований к супруге выдвигает и муж. Однако обе крайности не сулят ничего хорошего в браке [№ 3, с. 254].
      Вторая группа взаимоотношений  выражает особый тип связи  между любовью и дружбой, на  которых покоится брак. Он не  может состояться только при  наличии любви и отсутствии  дружбы, как и наоборот. Но сами  по себе дружба и любовь предполагают разные модели поведения и тип взаимоотношения людей. Влюбленные, зная о собственных недостатках, никогда не спешат открыть их друг другу. Дружба, в этом смысле откровеннее, чем любовь, вот почему родители советуют, прежде всего, лучше узнать друг друга. Если в начале отношений доминировала дружба, например брак по расчету, то вполне возможно, что позже, с течением ряда лет, она перерастет в любовь, т.е. станет чувственной привязанностью. И наоборот, угасающее с возрастом сексуальное чувство перерастает в глубокую дружескую привязанность пожилых супругов, их преданность общему историческому прошлому, истории своего брака.
        По мнению специалистов, существуют  принципиально разные модели  брачных отношений. Они могут  меняться в зависимости от возраста и накопленного жизненного опыта. Лет до 20-25 большинство людей привлекает модель «брак по любви». В это время отношения завязываются легко и естественно, на первый план выходит физическое и эмоциональное притяжение. Но, пережив несколько головокружительных романов, испытав горечь разочарований, череду разводов, люди начинают понимать, что одной любви не всегда достаточно для счастья. Помимо нее существуют еще взаимное уважение, общие интересы, привязанность друг к другу. Теперь их больше привлекает модель, которую можно было бы назвать «брак-содружество». Он характеризуется более спокойными и ровными отношениями, но зато дает обоим ощущение психологической защищенности. Очень часто подобную модель отношений выбирают разведенные либо уставшие от одиночества люди. Они изначально отдают себе отчет в том, что не испытывают к партнеру пылкой страсти, но хотели бы иметь надежный тыл: воспитывать детей, вести хозяйство либо совместный бизнес. «Браки-содружества» часто оказываются очень прочными. Добрые отношения нередко переходят в крепкую любовь, способную выстоять в любых обстоятельствах [№ 2, с. 255-256].
       Брак по рассудку – нередкая  основа такого же стойкого  союза, как и брак по дружбе. Рациональная оценка будущего  супруга, учет всех плюсов и минусов, как его личности, так и материальных возможностей позволяют трезво подойти к построению долговременных и эффективных отношений в браке.
       Брак выступает в первую очередь  институтом социального договора. Его основополагающая функция – упорядочивание и санкционирование сексуальных отношений, установление взаимных прав и обязанностей супругов. Характер этих прав и обязанностей определяется обычаем или законом и конкретизируется перед вступлением в брак.
       Рождение и воспитание потомства, а также легализация его статуса и передача ему по наследству известных прав и имущества представляют собой важнейшие, но не обязательные функции брака. Брак как институт социального договора, с одной стороны, и индивидуальное половое влечение как биологическое и психологическое явление – с другой, принадлежит разным сферам человеческой жизни. Вступление в половые отношения – чисто физиологический процесс. Он существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Одни нормы вменяют в обязанность половые отношения двум индивидам. Другие нормы запрещают вступление в половые отношения с посторонними людьми. Третий тип норм приостанавливает или вообще запрещает половые отношения. Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов.
       В любом обществе – древнем  или современном – семья формируется,  как правило, через брак. Законодательство  большинства современных государств  требует регистрации брака. В  этой связи браки подразделяются  на гражданские и церковные, в зависимости от того, где и как они оформляются – в государственном органе или в церкви. В одних странах признается только гражданский брак, в других – только церковный, в третьих – и тот и другой. Брачный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии – инаугурации, торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной, либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законнорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать и заботиться о потомках.
       Брак как социальный и культурный  институт представляет собой,  помимо  совокупности статусов  и ролей, еще и мощную, растянувшуюся на все пространство общества систему норм и законов. В нормативной системе, как известно, все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Если общество провозгласило нормы целомудрия и верности, то ему придется провозгласить и главенство моногамного брака, основанного на слиянии двух начал – любви и секса. Если нормы провозглашены, но не воплотились в жизнь, то велика вероятность конфликта, причем на любом уровне. Если муж получает в семье любовь, но не получает сексуального удовлетворения, он найдет его на стороне. Следовательно, если в данном обществе провозглашено равенство мужчины и женщины, жена может выступить инициатором расторжения брака по причине неверности мужа.
        У европейцев брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например добрачное целомудрие, супружескую верность, пострижение в монахи, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.
       Все эти нормы формируют некую  целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство, воспитание, сексуальное и эмоциональное удовлетворение [№ 3, с. 261]. Итак, брак – институт, регулирующий отношения только супругов, в отличие от семьи – института, регулирующего, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми. Для выживания общества нужен вообще-то не брак – сексуальный союз двух особей противоположного пола, а семья, благодаря которой супруги получают потомство, а общество – новые поколения людей. Вот и получается, что для продолжения своего существования общество нуждается в семье, а брак для него – как бы вынужденная мера или подготовительная стадия для формирования семьи.
       Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками – близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально – обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы – заключение и расторжение брака.
       К юридическим нормам обычно  относятся вопросы о владении  имуществом, о материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу, о минимальном возрасте вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имущества после развода.
        В отличие от писаных юридических  законов культурные нормы являются  неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются, прежде всего, обществом, а вот то, как они используются и используются ли вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов.
       Институт брака у разных народов  разный. В одной стране он допускает  то (например, многоженство), что в  другой стране запрещает. Правда, внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов. Это вид частных социальных институтов.
      Британский антрополог Эдмунд  Лич, изучивший множество обществ,  стоящих на самых разных ступенях  развития, выявил ряд универсальных характеристик, которые присущи институту брака, а именно:
    Придает легитимность детям матери и детям отца, появившимся в браке;
    Дает право обоим супругам монопольно распоряжаться сексуальными
          услугами друг друга;
    Дает легитимное право пользоваться продуктами труда другого супруга;
    Предоставляет законное право распоряжаться собственностью другого
          супруга;
    Создает совместную собственность, которой могут пользоваться дети этих
          супругов;
    Устанавливает социально приемлемые отношения родства между супругами
          и их родней [№ 2, с. 263].
       Таким образом, брак – это  социально одобряемые отношения  между признанными статусами  мужчины (именуемого мужем) и  женщины (именуемой женой) так,  что дети, рожденные женой, социально признаны в качестве потомства, как мужем, так и женой. При этом муж может являться либо биологическим, либо социальным отцом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2. Понятие брачного выбора 

   Брачный выбор – субъективное предпочтение брачного партнера в рамках брачного круга. На него влияют социальные, экономические, культурные, психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из них изменяется во времени.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.