На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Пациент как личность: принципы и правила биоэтики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление 
 
 

Вступление 2
Пациент как личность: принципы и правила биоэтики. 4
Заключение. 13 

 

Вступление

 
     Биоэтика  представляет собой сложный феномен  современной культуры, возникший  в конце 60-х — начале 70-х годов  прошлого столетия в США. Термин «биоэтика» предложил в 1970 г. американский онколог  Ван Ренсселер Поттер. Он призвал  объединить усилия представителей гуманитарных наук и естествоиспытателей (прежде всего биологов и врачей) для того, чтобы обеспечить достойные условия  жизни людей. По Поттеру, «наука выживания  должна быть не просто наукой, а новой  мудростью, которая объединила бы два  наиболее важных и крайне необходимых  элемента — биологическое знание и общечеловеческие ценности». Исходя из этого, он предложил для ее обозначения  термин биоэтика.
     Основная  задача биоэтики — способствовать выявлению различных позиций  по сложнейшим моральным проблемам, которые лавинообразно порождает  прогресс биомедицинской науки и  практики. Биоэтика призвана способствовать поиску морально обоснованных и социально  приемлемых решений этих и подобных им вопросов, которые встают перед  человечеством практически ежедневно.
     Предметом  изучения  биоэтики  являются  моральные  и  нравственные  аспекты  взаимоотношений  между  людьми.
     Нравственность  – это  совокупность  норм, ценностей, идеалов  и  установок, которые  регулируют  человеческое  поведение  и  являются  основными  составными  культуры  общества. Это код  человеческих  отношений, запрещающий  следовать  злу. Нравственность  должна  быть  глубоко  усвоена  человеком, «войти  в  его  душу», стать  частью  внутреннего  мира.
     Пациент, доверяющий  сестре  своё  здоровье, должен   быть  уверен  не  только  в высоком профессионализме  и в порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости  и отзывчивости. Поэтому с давних  времен  общество, больные, пациенты  предъявляли высокие требования  именно  к моральным и нравственным  качествам врача, медицинской сестры  и подчинялись моральным законам, традициям.
     Понятие  мораль – это совокупность  принципов  и  норм  поведения  людей  в  обществе.
     Человек  морален, если  соответствует  нормам  общества. Тогда  нравственное   поведение  становится  органичным. Это  внутренний  голос  человека, который  помогает  упорядочить   поступки, страсти, силы  и  жить  нравственно.
     Основное  отличие биоэтики от традиционной, гиппократовской этики в том, что последняя носит сугубо корпоративный характер. Она рассматривает врача в качестве единственного морального субъекта, выполняющего долг перед пациентом, который пассивен и не принимает участия в выработке жизненно важного для него решения, поскольку пребывает в роли страдающего индивида. Биоэтика исходит из идеи «активного пациента», который, будучи моральным субъектом, вступает в сложные диалогические (а подчас и конкурентные) отношения с другими субъектами — врачами и учеными.
     Традиционные  ценности милосердия, благотворительности, ненанесения вреда пациенту, нравственной ответственности медиков нисколько  не отменяются. Просто в нынешней социальной и культурной ситуации они получают новое значение и новое звучание. Значительно больше внимания уделяется  моральной ценности индивида как  уникальной и неповторимой личности. В центре морального сознания оказывается  идея автономии человека, его неотчуждаемое право (закрепляемое международным и национальным законодательством) самостоятельно принимать наиболее важные решения, касающиеся его собственной жизни.
     Биоэтика не просто изучает моральные проблемы, порождаемые научно-техническим прогрессом, но и участвует в формировании новых политических институтов, характерных для общества.
     В России с 1999 г. курс биоэтики стал обязательным для медицинского образования. Преподается  она и тем, кто обучается другим медицинским специальностям, а также  биологам, философам, юристам, психологам. Изданы отечественные и переводные учебные пособия, проводятся конференции  и семинары. Вместе с тем отечественная  система биоэтического образования  нуждается в совершенствовании. 
     Человек в биомедицине выступает и как главная цель, и как неизбежное «средство» научного изучения. Для ученого-врача каждый человек существует, с одной стороны, как представитель «человечества в целом», а с другой — как конкретный индивид, который руководствуется своими собственными, а не общечеловеческими интересами.
     До 60-х годов медицинское сообщество в целом придерживалось той точки  зрения, что во имя блага «человечества» можно почти всегда пожертвовать благом отдельного человека. Национальные интересы или интересы человечества в получении научных знаний, а  также корпоративные медицинские  интересы нередко превалировали  над интересом в сохранении здоровья отдельного человека.
     Фактором, повлиявшим на возникновение биоэтики, являются последствия научно-технического прогресса в области биомедицины, очень часто заставляющие осмысливать заново традиционные представления о добре и зле, о благе пациента, о начале и конце человеческого существования. Биоэтика дает интеллектуальное обоснование и социальное оформление публичным дискуссиям, в ходе которых общество принимает свои решения о том, где пролегают границы человеческого существования. Решения эти, как правило, не бывают окончательными — по мере появления новых биомедицинских технологий, вовлечения в дискуссии все новых социальных групп их снова и снова приходится переосмысливать. Вопрос о том, что значит быть человеком, становится одним из центральных отнюдь не только в академических исследованиях. От его решения зависит моральная оценка действий медиков и пациентов в конкретных ситуациях.

Пациент как личность: принципы и правила биоэтики.

    Страдание, которое  переживает любое живое существо, вызывает во всяком нормальном человеке чувство сострадания, желание помочь, принести облегчение страждущему. Сострадание — это отклик на зов о помощи, который составляет особого рода призвание или моральное основание двух профессий — ветеринарной и врачебной. Если это чувство у врача не развито или притупилось с годами, то говорить о его моральных качествах сложно. Далеко не случайно сострадание (а также очень близкое по значению милосердие) считается с самых древних времен главной врачебной добродетелью.
     Фундаментальное  требование биоэтики - необходимость относиться к пациенту как к личности.
     Слово «личность» имеет много смыслов. В биоэтике его смысл раскрывается в отработанной системе принципов  и правил, которые обычно используются для прояснения возникающих ситуаций и подготовки решений. В этих принципах  и правилах выражен моральный  минимум отношения к пациенту как к личности, включающий перечень вопросов, которые необходимо задать себе и обсудить с партнерами и  оппонентами для того, чтобы, придя  к согласию, получить морально приемлемое решение.
     Можно выделить четыре основных принципа биоэтики: принцип уважения человеческого  достоинства, принцип «твори добро  и не причиняй зла!», принцип признания  автономии личности и принцип  справедливости. Правил также четыре. Это правдивость, конфиденциальность, неприкосновенность частной жизни  и добровольное информированное  согласие. В совокупности они образуют этические «координаты», описывающие  отношение к пациенту как к  личности.
     Принцип уважения человеческого  достоинства. В окружающем нас мире присутствует два разных по своему статусу класса существ: подобные нам, или «люди», и не подобные нам одушевленные существа (животные) и неодушевленные предметы (вещи). К животным и неодушевленным предметам человек может относиться как к средству для достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей.
     Можно — правда, не все с этим соглашаются  — убивать животных, употреблять  их мясо в пищу, использовать мех  и шкуры для производства одежды. Человек принципиально исключен из круга подобных объектов древнейшими  запретами (типа запрета каннибализма) и моральными заповедями (например, заповедью «не убий!»). Он достоин особого отношения в сравнении с любыми другими живыми существами (не говоря уже о неживых предметах). Его достоинство неотчуждаемо. Оно не зависит от расы, национальности, уровня развития, физического или социального состояния, в котором человек находится, черт характера, пороков, заслуг и т.д.
     Каждый  человек уже в силу того, что он рожден человеком, является членом морального сообщества, или моральным субъектом. К нему должны всегда применяться принципы и правила, о которых речь пойдет ниже. Если человек по состоянию здоровья или по возрасту не может в полной мере отвечать своему высокому статусу, его достоинство обязаны защищать другие — опекуны (например, родители) или общество, представляемое общественными организациями и государством.
     Именно  этот факт применительно к ситуациям  в современной биомедицине и  выражает принцип уважения человеческого достоинства. Несмотря на его очевидность, он до сих пор далеко не всегда выполняется. Отметим лишь некоторые наиболее важные проблемы, возникающие в связи с реализацией этого принципа.
     В основе медицины лежит чувство сострадания  к заболевшему человеку, солидарность людей перед лицом страдания  и их готовность оказать друг другу  помощь. Однако на протяжении веков  такая солидарность была ограничена сословными рамками. Она не распространялась на рабов, крепостных крестьян, представителей других («неполноценных», с европейской  точки зрения) рас, преступников, военнопленных. Лишь в ХХ веке формируется идея универсального права каждого человека на доступную медицинскую помощь, но оно слишком часто только декларируется, а по сути нарушается и в нашей  стране, и в других странах. Морально несостоятельна политика, фактически ограничивающая сферу оказания медицинской  помощи кругом тех людей, которые  за нее могут заплатить. Принцип  уважения человеческого достоинства  позволяет дать моральную оценку программам в области здравоохранения, определяет основные ориентиры их разработки и реализации. Унижением человеческого  достоинства является также проведение экспериментов на людях без их согласия. Международное право и  Конституция Российской Федерации  категорически запрещают подобное отношение. Более того, конституционная  норма приравнивает недобровольное экспериментирование к пыткам и другим формам насилия. 
     Принцип уважения человеческого достоинства относится не только к деятельности врача или ученого, но и является этическим требованием, обращенным к каждому человеку и обществу в целом. Трудно уважать человеческое достоинство того, кто сам в себе его не уважает.
     Принцип «твори добро и  не причиняй зла!» кажется самоочевидным. Разве не будет морально оправданным требовать от любого человека в любой ситуации стремиться к благу и не творить зла? Однако за этой очевидностью скрываются весьма сложные проблемы, когда речь заходит о ситуациях, возникающих в современной биомедицине. Оказывается, понятия «благо» или «зло» могут иметь разное содержание в зависимости от того, о чьем благе или зле идет речь, с чьей точки зрения они оцениваются и, наконец, от специфических черт конкретного заболевания.
     Начнем  с первого аспекта, врач должен заботиться о благе пациента. Перед ним  больной человек, и врач должен оказать  ему помощь. Но кроме блага больного врач должен заботиться еще и о  благе общества: бороться с распространением эпидемий, поддерживать санитарное благополучие, выполнять другие общественные функции. Врач должен думать и о благе науки, ведь без научного знания невозможен прогресс современной медицины.
     Между выделенными видами блага могут  быть серьезные противоречия. Уже  отмечалось, что во имя блага науки  длительное время считалось правомерным  жертвовать благом отдельных пациентов. Во время вспышек социально опасных  заболеваний (оспы, чумы, холеры) вполне допустимы ограничения личных свобод граждан в связи с проведением  карантинных мероприятий. В данном случае благо общества оправданно превалирует  над благом отдельного человека. В  случае менее опасных заболеваний  установить приоритет сложнее.
     В советском здравоохранении общее  благо зачастую ставилось выше личного  блага отдельного пациента. В современной  медицине наблюдается обратная тенденция. Даже угроза распространения столь  опасного заболевания, как СПИД, не лишает автоматически ВИЧ-инфицированного пациента гражданских прав и личных свобод. Нормой, к примеру, является анонимная диагностика носительства вируса иммунодефицита человека.
     Сложность и многоаспектность понятия блага  предопределяет необходимость равноправного  диалога между врачами и пациентами как условия их успешного сотрудничества в борьбе с заболеванием.
     Аналогично  обстоит дело и с реализацией  требования не причинять вреда. С  древних времен в медицине существует принцип: (прежде всего — не навреди!). Когда необходимо применять этот принцип? Разумеется, следует избегать вреда, вызванного бездействием того, кто должен оказать помощь, его  непрофессионализмом, злым умыслом  или случайными ошибками. Так мы можем говорить и о действиях  пожарника, милиционера и многих других. В медицине, помимо перечисленных  выше, есть и свой особый источник возможного зла.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.