На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ реализации продукции и расчетов с покупателями

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
               
      Изучение  производства и реализации продукции  является основой анализа всей производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. При этом раскрываются важнейшие стороны  работы предприятия и его структурных  подразделений, которые непосредственно оказывают влияние на определение численности, производительности труда, фонда заработной платы, нормы расхода продукции, а также на использование всех элементов производства, формирование себестоимости, массы прибыли, уровня рентабельности, качества продукции и др. Кроме того, при анализе выполнения планов по производству и реализации продукции устанавливается взаимосвязь между сферами производства и обращения, определяется общественная потребность на произведенный предприятием продукт, его соответствие современным требованиям. Определяется влияние качества продукции на объем ее выпуска.
      В современных условиях хозяйствования главным оценочным показателем  является объем реализации продукции  с учетом выполнения обязательств по поставкам. Поэтому проведение анализа именно по этой части деятельности является наиболее важным для принятие управленческих решений по усовершенствованию производственного процесса и повышению эффективности деятельности предприятия.
      Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ анализа реализации продукции и расчетов с покупателями и проведение данного анализа на основании данных по предприятию.
      Задачами  курсовой работы являются :
      рассмотрение целей, задач проведения анализа хозяйственной деятельности;
      изучение методик оценки динамики и ритмичности реализации продукции
      рассмотрение анализа выполнения договорных обязательств и плана поставок продукции;
      изучение основных положений по анализу дебиторской задолженности;
      описание особенностей проведения анализа хозяйственной деятельнояти на предприятиях химической отрасли;
      проведение анализа реализации продукции и расчетов с покупателями на СП «Белор-Дизайн» ООО.
       Исследование  проводится на материалах хозяйственной  деятельности СП ООО «Белор-Дизайн».
       Белорусско-американское совместное предприятие «Белор-Дизайн» образовано в 1992 году согласно Договора о создании и деятельности между американской фирмой «S.E.I. International», Белорусским государственным  
 
 
 
 

       концерном порошковой металлургии, ПТИ «Белторгсистема» и физическими лицами. Зарегистрировано СП решением Министерства внешэкономсвязи от 27.02.1992 г. № 318.
         В 1996 году СП прошло общегосударственную  перерегистрацию. В июне 1999 года  Договором «О создании и деятельности  белорусско-американского совместного  предприятия «Белор-Дизайн» внесены изменения в состав учредителей и наименование предприятия следующего характера:
       Учредители: фирма «Эксиз Индастриал Груп ЛЛК» (Axis Industrial Group LLC) США и физические лица; наименование предприятия: белорусско-американское совместное предприятие «Белор-Дизайн» общество с ограниченной ответственностью; форма собственности – частная, предприятие дочерних компаний не имеет.
       Основным  видом деятельности СП является производство и реализация парфюмерной и косметической  продукции.
       В 2003 году СП согласно Устава предприятия занималось производством, оптовой и розничной торговлей парфюмерно-косметических товаров.
       Предприятие выпускает 2 серии косметической  продукции – «Belor Design» и «Party» и эксклюзивную серию – линия здоровья «Киноа». В состав каждой серии декоративной косметики входят: губная помада до 30 тонов, компактная пудра, тушь для ресниц 3 видов, тени для век до 30 тонов, карандаши для губ до 20 тонов и для глаз до 10 тонов. Кроме того, предприятие производит косметику по уходу за кожей, лак для ногтей, тональный крем, подводку для глаз, дезодоранты и пр. Для удержания завоеванных позиций на рынке СП проводит замену существующей упаковки косметической продукции на более современную по дизайну и функциональным свойствам, осваивает производство новых видов косметической продукции.
       В 2003 году начат выпуск новой серии  кремов «Silkway» (5 видов), расширена серия «Киноа» (11 видов кремов), освоено производство губной помады, придающей объем и устойчивость, расширена серия «Целебный букет» (кремы, гигиеническая помада и помада-бальзам для губ). В перспективе готовится выпуск новой серии «Delicate», содержащей эфирное масло австралийского ореха.
       Расширенный ассортимент и улучшенное качество продукции дало возможность предпритию повысить финансовое положение предприятия, укрепить свои позиции на рынке. Выручка от реализации продукции по сравнению с 2002 годом увеличилась на 1705,6 млн.рублей.
       Источником  поступления валютной выручки СП «Белор-Дизайн» является экспорт  парфюмерно-косметической продукции в Российскую Федерацию, Украины и Казахстан. Основными импортерами продукции предприятия являются ООО ТД «Виктория» (РФ), ООО «Риф» (РФ), ПБОЮЛ Царицын Г.В. (РФ), ТОО «Компания «Атлас» (Казахстан), ДП «Контраст» (Украина) и другие.
       Предприятием также заключены договора на реализацию продукции с торговыми предприятиями республики, такими как: ОАО «ЦУМ» г. Минск», ОАО «ГУМ» г. Минск, ОАО «ЦУМ» г. Брест, ОАО «Универмаг «Центральный» г. Могилев и др. 
 

 


    ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ИСТОЧНИКИ  ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ И РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ
 

       Сущность  производственной деятельности каждого  субъекта хозяйствования состоит в  создании экономических благ, необходимых  для удовлетворения разнообразных  потребностей общества. В рыночной экономике производство осуществляют те хозяйствующие субъекты, которые желают и способны принять наиболее эффективную организацию и технологию производства, поскольку они обеспечивают им наибольшую прибыль.
       Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Каждое предприятие при планировании объема производства и определении производственной мощности определяет, какую продукцию, в каком объеме будет производить, где, когда и по каким ценам будет продавать. От этого зависят его конечные финансовые результаты и финансовая устойчивость /1/.
       Для того  чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, средние и крупные предприятия организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договора с оптовыми покупателями, стараясь, чтобы они были длительными и на большие объемы поставок. Руководители малых предприятий считают своим серьезным достижением заключение длительного контракта с крупным предприятием или обладание определенным количеством постоянных клиентов. И то, и другое для сохранения завоеванных позиций требует соблюдение жестких условий: выполнения поставок в оговоренные контрактом сроки, поддержания необходимого уровня качества продукции. В тоже время предприятие всегда должно быть готово к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции, расширить номенклатуру изделий или даже перейти на выпуск новых продукции, если таковы будут требования рынка.
       Основным  результирующим показателем деятельности предприятия является объем реализованной продукции. От величины объема реализации зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. По этому показателю судят о значимости предприятия на рынке. В США, например, ежегодно публикуются данные об объемах продаж 1000 крупнейших компаний /2/. Поэтому неслучайно анализу показателей реализации продукции уделяется особое внимание в системе экономического анализа /3/.
       Целью данного анализа является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат – 
увеличение прибыли предприятия /2/.

       При анализе реализации продукции большое внимание следует уделять и дебиторской задолженности покупателей, т.к. она является важной частью оборотных средств.
       Основными задачами анализа реализации продукции  и расчетов с покупателями на предприятиях являются /1,3/:
      оценка выполнения плана реализации продукции;
      оценка ритмичности реализации продукции;
      проверка сбалансированности и оптимальности бизнес-планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
      комплексный и системный анализ факторов, оказывающих влияние на выполнение плана по реализации продукции;
      выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема реализации продукции;
      оценка выполнения предприятием договорных обязательств по поставкам продукции;
      изучение состава, структуры дебиторской задолженности;
      оценка показателей качества и ликвидности дебиторской задолженности;
      выявление внутрихозяйственных резервов увеличения реализации продукции;
      разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста объемов реализации.
       Объекты анализа реализации продукции приведенны на рис. 1.1 /4/.

Объекты анализа реализации продукции


 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.1

 
       Проведение  анализа реализации может основываться на различных документах. В качестве источников информации при проведении ретроспективного анализа объема реализации продукции используются бизнес-план, бухгалтерская отчетность формы № 1 «Бухгалтерский Баланс», формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», статистическая отчетность формы № 1-П, данные бухгалтерского учета, отраженные в ведомости № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация». Для анализа расчетов с покупателями необходимы данные из договоров поставки и II раздела Баланса «Оборотные активы». Перечисленные источники информации используются для проведения ретроспективного анализа, значительная роль которого подтверждается практикой хозяйственной деятельности. Оперативный анализ проводится по данным первичного бухгалтерского учета (по счетам 45 и 46). При автоматизированной системе учета это могут быть машинограммы, такие как «Оборотная ведомость по счету 90 «Реализация» или «Ведомость по счету 46» (за месяц), оперативные планы-графики и другие.
       Баланс  предприятия отражает состояние  средств на отчётную дату. На основе баланса проводят анализ, составляют текущие планы организации, осуществляют контроль за движением денежных потоков. При анализе реализации продукции и расчетов с покупателями необходимые данные, отраженные в разделе 2 «Оборотные активы». В этом разделе по статье «Запасы» нам понадобятся данные о стоимости готовой продукции и товаров для перепродажи (стр. 215), товаров отгруженных (стр. 216), а для анализа расчетов с покупателями будут взяты данные по статьям 230 и 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)» и «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)» строки 231 и 241 «Покупатели и заказчики».
       Для целей анализа из «Отчета о  прибылях и убытках» берут данные по строке 010 «Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).
       Отчётность  ф. № 1-п содержит информацию об объёме произведенной и отгруженной  промышленной продукции и представляется предприятиями всех форм собственности, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции. Для анализа необходимы следующие показатели: объём производства продукции в отпускных (стр. 821) и сопоставимых (стр. 810) ценах соответствующего года; среднесписочная численность рабочих (стр. 830); среднегодовая стоимость промышленно-производственных основных средств (стр. 873); объем отгруженной продукции фактических отпускных ценах без НДС, акцизов и других налогов и платежей из выручки (стр. 850), в том числе на внутренний рынок страны (стр.851), в страны СНГ (стр. 853).
       В ведомости 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация"  показывается движение готовых изделий в ценностном выражении, а также их отгрузка и  реализация. В разделе II «Отгрузка, отпуск и реализация продукции (работ и услуг)» регистрируется каждое платежное требование-поручение (счет-фактура) с указанием по соответствующим графам покупателей, количества и стоимости готовых изделий, тары и транспортных расходов, возмещаемых покупателями . Здесь совмещается синтетический и аналитический учет отгрузки (отпуска), реализации продукции и расчетов с покупателями и заказчиками. Аналитический учет отгрузки и реализации организуется как по отдельным видам продукции в натуральном выражении , так и в разрезе платежных документов в двух оценках – по отпускным ценам и фактической себестоимости.
       При оценке степени выполнения договорных обязательств данные для анализа  могут быть взяты из договоров  поставки. В договоре указываются: наименование продукции, которую поставщик обязуется поставить, а покупатель обязуется уплатить, ее количество, стоимость без НДС, сумма НДС, стоимость с НДС, срок, в течение которого покупатель обязан оплатить продукцию.
       Анализ  можно проводить также по данным оперативного учета. Например, в оборотных ведомостях нам берут обороты за день, неделю, месяц и другие периоды в зависимости от полноты проводимого анализа. Особенно это легко сделать при автоматизированной системе обработки данных.
       Перспективный анализ реализации продукции составляет содержание управленческого анализа и применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального /2/.
       Таким образом, выбор задач, методов  анализа, выбор источников для его проведения во многом зависят от цели анализа, его полноты и тех причин, которыми был вызван интерес к данной стороне деятельности предприятия. Однако следует сказать, так как  объем реализации является результирующим показателем,  и от его величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, то его анализ следует проводить как можно чаще для принятия управленческих решений, направленных на улучшение деятельности предприятия.
       Анализ  реализации продукции рассматривают  такие авторы как Чечевицына Л.Н, Любушин Н.П., Скамай Л.Г., Протасов В.Ф и другие. Их методики будут отражены в следующих разделах. 
 
 
 

 

       
2.  МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ И РИТМИЧНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 
 

       Автор Любушин Н.П. /2/ предлагает проводить  ретроспективный анализ объема и  структуры продукции в несколько этапов: изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции, анализ выполнения производственной программы, анализ структуры продукции, оценка точки безубыточности. Мне кажется, что для анализа реализации также можно выделить такие этапы как:
    Изучение динамики реализации продукции.
    Анализ выполнения плана по реализации продукции.
    Анализ ритмичности реализации продукции.
       
       Изучение  динамики реализации продукции позволяет  предприятию определить степень реализации задач долгосрочного характера.
       При анализе динамики реализации продукции  первоначально изучается динамика выручки от реализации продукции  в действующих ценах. Данный анализ проводится с помощью показателей:
      базисных темпов роста;
      цепных темпов роста;
      среднегодовых темпов роста.
       Однако  полученные темпы роста не будут  реально отражать увеличение или  снижение объемов реализации. Одним  из факторов увеличения реализации является инфляция. Для того чтобы привести показатель реализации продукции в сопоставимые условия, т.е. определить изменение реализации в реальных показателях, необходимо учесть соответствующие изменения в ценах.
       Изменения цен определяются различными способами:
      общим изменением цен в магазинах или за предоставленные услуги, т.е. потребительских (или розничных) цен;
      общим изменением цен на продукцию, приобретаемую оптом, т.е. индекса оптовых цен;
      общим изменением цен на средства производства, т.е. индекса цен на средства производства.
       Об  изменении в этих показателях сообщается в публикациях Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Выбор индекса цен, который применяется при определении изменений в реализации, зависит от деятельности предприятия. Если основной деятельностью является производство и продажа товаров и услуг непосредственно населению, наиболее приемлемым будет индекс потребительских цен; если предприятие продает большую часть своей  продукции оптовикам, надо учитывать индекс оптовых цен; если предприятие специализируется
 

специализируется а выпуске товаров производственного назначения, следует учитывать индекс цен средств производства, дифференцируя его по отраслям.
       На  каждом предприятии возможен и пересчет количества реализуемой продукции  в сопоставимых ценах путем умножения  цен отчетного года на количество продукции, выпускаемой в предыдущие годы.
       Анализ  динамики объема реализации нарастающим  итогом производится по данным формы 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о производстве отдельных видов продукции в ассортименте» и формы 1-П срочная (месячная). Производить такой анализ можно на примере аналитической табл. 2.1 /4/.
       Автор Скамай Л.Г. предлагает проводить анализ путем сопоставления показателей  за ряд лет на примере аналитической  табл. 2.2 /5/. 

       Таблица 2.2
       Динамика  реализации продукции, тыс.руб. 

Год Объем реализации в текущих
ценах
Индекс цен
Объем реализации продукции в
сопоставимых
ценах (гр.2/гр.3)
Темпы роста реализации,
%
Базисные цепные
2001          
2002          
2003          
 
       По  данным таблицам можно рассчитать среднегодовые темпы прироста реализации продукции, которые рассчитываются по формуле: 

       Тр = n-11Т2Т3  ,                                           (2.1)
       Тпр = Тр – 100                                               (2.2) 

где Тв- темп роста реализации продукции;
         Т1, Т2, Т3 – базисные темпы роста  реализации продукции;
         Тпр- темп прироста реализации  продукции.
       С анализом динамики реализации продукции  тесно связан анализ выполнения плана  по реализации продукции.
       В условиях командно-административной экономики анализ выполнения плана являлся формой контроля за деятельностью предприятия со стороны государства в лице вышестоящих организаций. В настоящее время, когда предприятие разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов на поставку продукции, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить:
       -  степень выполнения договорных обязательств;
       -  качество планирования;
       -  качество менеджмента и маркетинга /2/.
       Анализ  выполнения плана по реализации продукции можно проводить на примере табл. 2.3 /6/. 

       Таблица 2.3
       Выполнение  плана по реализации продукции за 200..год 

Изделие Объем продаж тыс. руб.
Отклонение  планового выпуска от
прошлого  года
Отклонение  фактических продаж продукции
прошлый год
отчетный. год
тыс. руб.
% от плана от  прошлого  года
план факт тыс. руб. %   тыс. руб. %
А                  
                 
Итого                  
 
       Также как и анализ динамики реализации, анализ выполнения плана может проводиться  за день, декаду, месяц, квартал нарастающим  итогом с начала года.
       Для удобства и простоты расчетов при  проведении анализа динамики и выполнения плана по реализации может использоваться одна таблица. Такая таблица может  выглядеть следующим образом /1, с. 109/: 

       Таблица 2.4
       Динамика  и выполнение плана по реализации продукции 

Показатель Предыдущий  год Отчетный  год Отклонение  от прошлого года Отклонение  от плана
план факт сумма % сумма %
1. Объем реализации в действующих  оптовых ценах предприятия, млн.  руб.              
2. Объем реализации в сопоставимых оптовых ценах предприятия, млн.руб.              
 
       Еще одним этапом при проведении анализа  реализации продукции является анализ ритмичности. Под ритмичностью реализации следует понимать планомерно повторяющееся  выполнение объема работ, конкретное содержание которых определяется производственной программой.
       Ритмичная работа является важным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает очень многие экономические показатели: снижается  качество продукции, увеличивается  объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; имеет место излишний расход фонда заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Неритмичная работа малых и средних по размеру предприятий способна привести их к банкротству, и может свести на нет те преимущества, которые получают крупные предприятия за счет действия эффекта масштаба /3/. Однако нельзя путать равномерность и ритмичность. Предприятие может работать равномерно, но неритмично. Этим срывается выполнение планов, поставок по обязательствам.
       Показателем, характеризующим ритмичность реализации, является коэффициент ритмичности, определяемый отношением фактического объема реализации к плановому заданию за определенный период времени. Перевыполнение задания не принимается во внимание /5/. Для оценки ритмичности производства и реализации продукции еще определяют коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске или реализации продукции от планового задания  за каждый день (неделю, декаду). Коэффициент аритмичности можно определить как разность между коэффициентом ритмичности и единицей /1/.
       Автор Бердникова Т.Б. выделяет несколько методов оценки выполнения плана по ритмичности: анализ ритмичности по удельному весу выпущенной продукции, анализ ритмичности по среднесуточному графику, анализ ритмичности сдачи продукции по кварталам /4/. Скамай Л.Г. предлагает проводить анализ ритмичности реализации продукции по табл. 2.5 /5, с 62/. 

       Таблица 2.5
       Ритмичность реализации продукции по кварталам 

Квартал Выпуск  продукции тыс. Руб.
Удельный  вес продукции, %
Коэффициент выполнения  плана
Коэффициент ритмичности, %
план факт план факт
1 2 3 4 5 6 7
I            
II            
III            
IV            
Всего за год            
 
       По  результатам анализа ритмичности  производства и реализации продукции  необходимо разработать конкретные мероприятия, повышающие уровень оперативного планирования, контроля и регулирования хода производства в целях обеспечения равномерной, комплектной сдачи продукции в заданном плановом ассортименте и в установленные сроки.
       При проведении анализа, по моему мнению, целесообразно использовать  аналитические  таблицы, предложенные авторами Скамай Л.Г и Бердниковой Т.Б, так как в них анализируются показатели разных временных периодов. Так таблицу 2.2 предпочтительнее применять при ретроспективном анализе, т.к. в ней можно увидеть изменение реализации из года в год, то есть проследить изменения, происходящие на предприятии на протяжении длительного периода времени. Для многих пользователей такой информации интересно знать, как изменяются объемы продаж на предприятии, а соответственно и объемы выручки или прибыли, что будет говорить об успешном развитии предприятия и привлекать большее количество клиентов. А вот таблицу 2.1 можно рассчитать при проведении оперативного анализа, который позволит наиболее быстро принять правильное управленческое решение, так как в таблице можно будет по истечении месяца сравнить объемы продаж с предыдущим месяцем и годом и на основе анализа корректировать деятельность предприятия.
       Для более полного анализа выполнения плана по реализации продукции целесообразно  использовать аналитическую таблицу, предложенную Грищенко О.В. В ней можно увидеть не только отклонения от плана отчетного года, но и отклонение объема продаж от предыдущего года.
       Наиболее  полно вопрос ритмичности реализации рассмотрен авторами Пястоловым С.М. и  Скамай Л.Г.
       Таким образом, при проведении анализа реализации продукции важным является оценка динамики и ритмичности реализации, а также степень выполнения плана по отгрузке. Данные этого анализа позволят оперативно принимать управленческие решения, а также позволит выявить причины, отрицательно влияющие на деятельность предприятия. Проведение анализа при помощи рассмотренных выше таблиц позволит более наглядно оценить темпы улучшения или ухудшения показателей предприятия. А для внешних пользователей возможно и представление данных анализа в виде графиков, гистограмм.
       Анализ  реализации продукции будет неполным, если только оценить динамику и ритмичность  показателей. Необходимо также рассмотреть  выполнение предприятием договорных поставок продукции покупателям, а также  своевременность оплаты покупателями реализованной им продукции. Эти вопросы будут рассмотрены в следующем разделе. 
 
 
 
 

 

       
       Таблица 2.1
       Анализ  динамики реализации продукции нарастающим  итогом с начала года 

Месяц, квартал Объем производства продукции в ценах  производителей без НДС,
акцизов и других налогов из выручки, млн. руб.
Изменение против предыдущего года
В действующих ценах
В сопоставимых ценах
Млн. руб. Темпа роста, %
Отчетный  год
Предыдущий год
Отчетный  год
Предыдущий год
В действующих ценах
В сопоставимых  Ценах
В действующих ценах
В сопоставимых  ценах
Январь                
Февраль                
За  два месяца                
Март                 
За 1 квартал                
Апрель                
За  четыре месяца                
Май                
За  пять месяцев                
Июнь                
За 1 полугодие                
И т.д.                
 


3. ВЫПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРНЫХ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И  ПЛАНА ПОСТАВОК  ПРОДУКЦИИ И ИХ  АНАЛИЗ 
 

       В условиях рыночных отношений для  предприятия очень важно соблюдение договорных обязательств. Выполнение договорных обязательств важно не только с точки зрения сиюминутной финансовой выгоды, но также и для поддержания репутации. Партнер с высокой репутацией имеет более прочное положение на рынке /7/.
       
       Договора  на поставку продукции в большинстве  случаев заключаются на квартал. Оценка выполнения договорных обязательств производится по кварталам и нарастающим итогом с начала года. Источниками информации являются договора на поставку продукции по каждому потребителю, в том числе на экспорт, форма 1-п (месячная), данные отгрузки по потребителям и другие.
       Основным  документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке всех видов продукции, является договор. Договор или его отдельные условия, противоречащие законодательству, недействительны.
       Договор может быть изменен или расторгнут только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. Изменение срока действия или расторжение договора оформляется дополнительным соглашением, подписываемым сторонами, либо путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами.
       Сторона, получившая предложение об изменении или расторжении договора либо о продлении срока действия договора, обязана дать ответ другой стороне не позднее 10 дней после получения предложения. В случае внесения в установленном порядке изменений в договор по срокам, количеству и ассортименту поставляемой продукции недопоставка в отчетном периоде не учитывается.
       Если  договором предусмотрен квартальный  срок поставки продукции (без указания внутриквартальных сроков), результаты выполнения обязательств по поставкам  по этому договору определяются по итогам последнего месяца данного квартала. В данном случае в отчете по продукции за первые два месяца квартала недопоставка не отражается при условии, если в предыдущем квартале обязательства были выполнены полностью. Если же они были не выполнены, то недопоставку необходимо отразить в отчете за первый месяц отчетного квартала. Количество продукции, недопоставленное поставщиком в отчетном периоде поставки, подлежит восполнению в другом пределах действия договора.
       По  продукции, поставляемой на экспорт, количество изделий, недопоставленное в одном периоде, подлежит восполнению в следующем периоде независимо от срока действия договора. В таком же порядке восполняется недопоставка  комплектующих  изделий,  сырья  и  материалов,  необходимых  для
 

поставки  товаров на экспорт. По  соглашению сторон может быть установлен  иной порядок восполнения недопоставленной продукции.
       Размеры недопоставленной продукции за отчетный месяц, квартал или иной период с  начала года определяются нарастающим  итогом по состоянию на последнее число соответствующего отчетного периода (с учетом недопоставки в предыдущем периоде и восполнения недопоставленной продукции в последующих) по количеству, срокам и ассортименту по каждому заключенному договору.
       Не  учитывается в отчетном периоде  недопоставка, если потребитель отказался от восполнения недопоставленной в предыдущем периоде продукции.
       Досрочная поставка продукции может производиться  с согласия покупателя. Продукция, поставленная досрочно и принятая покупателем, засчитывается  в выполнение поставки в последующем периоде, предусмотренном договором. Засчитывается в выполнение договора продукция, досрочно отгруженная в предыдущем году.
       Поставленная  продукция одного наименования, входящего  в данную номенклатуру (ассортимент), не засчитывается в покрытие недопоставки продукции другого наименования, кроме случаев, когда поставка продукции произведена с предварительного письменного согласия покупателя или когда покупатель принял продукцию для использования. В указанных случаях недопоставленная продукция восполнению не подлежит.
       Если  договором предусмотрена поставка по количеству и стоимости (сумме), то при отгрузке товаров в натуральном  выражении в точном соответствии с условиями договора по количеству, качеству, комплектности и срокам поставки, договорные обязательства считаются выполненными независимо от того, что общая сумма стоимости отгруженных товаров может быть ниже договорной из-за снижения или повышения средней цены за единицу.
       Датой (днем) исполнения обязательств по поставкам  продукции считается:
      день сдачи продукции органу транспорта или связи, определяемым датой на транспортном документе или документе органа связи – при отгрузке продукции иногороднему получателю;
      дата приемо-сдаточного акта или расписки в получении продукции – при сдаче продукции на склад получателя или изготовителя.
       По  соглашению сторон в договоре может  быть предусмотрен иной момент исполнения обязательств.
       Не  учитывается в отчетном периоде  недопоставка продукции в случае, если:
      в соответствии с договором отпуск (доставка) продукции покупателю (потребителю) производится по его требованию, а такое требование не было заявлено;
      потребитель (покупатель) отказался от получения отгруженной (доставленной) продукции или не выбрал ее со склада поставщика (изготовителя) в установленный срок, если договором предусмотрена выборка продукции покупателем и у поставщика была продукция, соответствующая установленным требованиям;
      договором предусмотрена доставка поставщиком продукции на склад потребителя (покупателя). При отсутствии соответствующего уведомления потребителя (покупателя) доказательством его отказа от получения доставленной согласно условиям договора продукции может служить отметка в товарно-транспортной накладной или составленный поставщиком акт;
      договором предусмотрена выборка продукции потребителем. Недопоставка продукции не учитывается, если потребитель уведомил поставщика об отказе от выборки или в обусловленный договором срок не явился за получением продукции. Исключением из этого правила являются случаи, когда не выборка продукции имела место по причинам, зависящим от поставщика (например, несвоевременное извещение о готовности к сдаче, если в договоре предусмотрена посылка такого извещения).
       При выявлении покупателем в поступившей  партии продукции факта недостачи  против ее объемов, указанных в отгрузочных документах поставщика, недостающая продукция учитывается как недопоставленная до восполнения ее поставщиком, начиная с отчета за тот период, когда факт недостачи подтвержден в установленном порядке решением суда или арбитража, актом соответствующего контролирующего органа либо признан грузоотправителем.
       Продукция отгружается получателю в соответствии с минимальными нормами отгрузки. Порядок поставки продукции и  товаров ниже минимальных норм отгрузки устанавливается в договоре. В случае, если в договоре не оговаривается поставка продукции ниже минимальных норм отгрузки, недогруженная продукция учитывается как недопоставленная.
       Анализ  выполнения договорных обязательств автор  Бердникова Т.Б. предлагает проводить  по табл. 3.1 /4/.
       Данная  таблица удобна для проведения анализа, т.к. в ней можно сразу увидеть, как выполняются обязательства  по каждому потребителю.
       Если  проводить анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции  за месяц, то можно воспользоваться  табл. 3.2. 

       Таблица 3.2
       Анализ  выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции
         за месяц, млн. руб. 

Изделие Потребитель План поставки по договору Фактически  отгружено Недопоставка  продукции Зачетный объем  в пределах плана
А 1        
  2        
  3        
В 1        
  2        
И т.д.          
Итого          
 

       
       Таблица 3.1
       Анализ  выполнения договорных обязательств 

Потребители 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал За год
Предусмотрено по договорам, млн. р.уб Фактически  засчитано поставок, млн. руб. Выполнение  договорных обязательств, % Предусмотрено по договорам, млн. руб. Фактически  засчитано поставок, млн. р. Выполнение  договорных обязательств, % Предусмотрено по договорам, млн. руб. Фактически  засчитано поставок, млн. руб. Выполнение  договорных обязательств, % Предусмотрено по договорам, млн. руб. Фактически  засчитано поставок, млн. руб. Выполнение  договорных обязательств, % Предусмотрено по договорам, млн. руб. Фактически  засчитано поставок, млн. руб. Выполнение  договорных обязательств, %
Потребитель 1                              
Всего                              
Втом  числе по каждому договору                              
Потребитель 2                              
Всего                              
Втом  числе по каждому договору                              
Потребитель 3                              
Всего                              
Втом  числе по каждому договору                              
Итого по всем потребителям                              
 
 

       
       По  данным этого анализа можно будет  судить о недопоставке продукции  за один месяц. Данную таблицу удобно будет применить при проведении которой будет видна недопоставка продукции по месяцам и нарастающим итогом, а также можно будет рассчитать процент выполнения договорных обязательств. Данный анализ авторы Любушин Н.П. и Протасов В.Ф. предлагают проводить по таблице 3.3 /2, 8/. 

       Таблица 3.3
       Выполнение  договорных обязательств по поставкам  продукции, млн. руб. 

Отчетный  период Производство  продукции для заключения договоров  по плану Недопоставлено  продукции по договорным обязательствам Выполнение  договорных обязательств по поставкам  продукции, %
за  отчетный месяц за период с  начала года за отчетный месяц за период с  начала года за отчетный месяц за период с  начала года
Январь            
Февраль            
Март            
Апрель            
Май            
Июнь            
Июль            
Август            
Сентябрь            
Октябрь            
Ноябрь            
Декабрь            
 
       Автор Бердникова Т.Б. предлагает по истечение года анализ обеспеченности договорных обязательств проводить на примере таблицы 3.4 /4/. 

       Таблица 3.4
       Анализ  обеспеченности договорных обязательств, млн. руб. 

 
 
Потребители
По итогам работы за год
Произведено продукции Предусмотрено поставок продукции по договорам Фактически  поставлено продукции по договорам Обеспечение обязательств по поставкам произведенной  продукцией
млн. руб. %
1          
2          
3          
Итого по всем потребителям          
 
       Выполнение  договорных обязательств по поставкам продукции (в процентах) рассчитывается по формуле:
       Кп  = (N0 – Nн)/ N0 * 100%,                                             (3.1) 

где Кп – искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %;
       N0 – плановый объем продукции для заключения договоров, млн. руб.;
       Nн – недопоставка продукции по договорам, млн. руб.
       Автор Шишкин В.М./7/ предлагает в целях  анализа сравнивать объем производства (в стоимостном выражении) каждого  изделия сравнивается с фактически достигнутыми показателями. В случае превышения объемов поставок изделий по сравнению с предусмотренными договорами, в расчет принимается только обусловленная контрактом сумма (т.е. величина превышения не учитывается). Шишкин В.М. предлагает проводить расчет процента выполнения договорных обязательств по таблице 3.5. 

       Таблица 3.5
       Расчет  процента выполнения договорных обязательств 

Наименование  изделия Объем продукции, шт. Цена 1        шт.(план), руб. Объем продукции  в ценах, принятых в договорах, тыс. руб. Принимается в расчет выполнение договорных обязательств (меньшее значение гр.5 и 6)
план факт план (гр.2*гр.4) факт (гр.3*гр.4)
А            
Б            
В            
Г            
Итого            
 
       Процент выполнения договорных обязательств определяется путем деления выпущенного объема продукции, принятого в расчет (гр.7) на плановый выпуск (гр.5).
       Объем недопоставок будет рассчитываться как разница между плановым выпуском (гр. 5) и выпуском, принятым для расчета  выполнения договорных обязательств (гр.7). Насколько велика эта сумма недопоставок можно, судить лишь в сопоставлении с предыдущими периодами, а также с возможностью предприятия реально обеспечить выполнение договоров. В любом случае необходимо установить причины срыва поставок и разработать профилактические мероприятия по их устранению в будущем.
       Анализ  выполнения договорных обязательств ведется  работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе  отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
       Источниками информации для оперативного анализа  хода поставок служат преимущественно  данные оперативно-технического и статистического  учета, материалы наблюдений. Бухгалтерский  учет может служить источником информации, но в более ограниченных пределах в связи с его запаздывающим характером.
       Применение  информационных технологий позволяет  оперативно получать информацию об отгрузке по каждому получателю в ассортиментном разрезе, а также по срокам поставки.
       Также как и выполнение договорных обязательств для предприятия важна своевременная оплата покупателями реализованной им продукции. Предприятия и ассоциации имеют многообразные экономические связи с другими субъектами хозяйствования, непосредственно вступая с ними в расчеты. Экономические расчеты должны быть построены в сжатые сроки. Соблюдение платежной дисциплины предполагает своевременное выполнение обязательств по платежам за материалы, сырье, готовую продукцию, товары и услуги, расчеты с банком, финансовыми органами.
       В условиях рыночного механизма хозяйствования существуют определенные принципы взаимоотношения с покупателями и поставщиками, которые упрощенно можно изложить следующим образом: продавай за наличные, покупай в кредит (с рассрочкой); кредитуй покупателя на срок меньший, чем тот, на который получаешь кредит у поставщика. При сделке обязательно определяй и изучай платежеспособность партнера.
       В процессе анализа следует установить, как соблюдаются эти требования, как предприятие совершенствует платежно-расчетные отношения и учет расчетов с поставщиками, покупателями и другими юридическими и физическими лицами.
       При существующих в нашей республике условиях дебиторская задолженность  относится к наименее ликвидной  части активов предприятия. Значительная ее часть может быть отнесена к безнадежной задолженности, так как при взаиморасчетах в большинстве случаев невозможно добиться полного и качественного выполнения обязательств со стороны контрагентов.
       Наличие дебиторской задолженности, а тем  более ее рост ведут к возникновению потребности в дополнительных источниках средств, ухудшают финансовое состояние предприятия. Цель анализа – выявление путей, возможностей и резервов оптимизации расчетов, совершенствования их учета, обеспечения сохранности средств, вложенных в расчеты, и на этой основе – предупреждение образования, а тем более роста дебиторской задолженности, особенно просроченной и безнадежной ко взысканию. Анализ дебиторской задолженности обычно проводят в динамике по отдельным ее видам, а внутри их – по отдельным суммам с использованием данных текущего учета, отчетности, а в необходимых случаях и документов.
       Особое  внимание уделяют изучению дебиторской  задолженности с длительными  сроками и прежде всего просроченной. Время возникновения каждого  долга, его сущность и размер определяют по данным аналитического учета дебиторов. Предприятия должны вести отдельно учет просроченной задолженности. Тщательно проанализировав расчеты с каждым дебитором, принимают меры ко взысканию задолженности. По спорным долгам, по которым истекли сроки исковой давности, необходимо оформить соответствующие документы для передачи в суд для принудительного взыскания. При инвентаризации в конце года все расчеты должны быть тщательно проверены, суммы долгов подтверждены.
       Изучение  дебиторской задолженности по срокам возникновения позволяет предупредить ее списание на убытки. В связи с тем, что дебиторская задолженность по разным причинам может быть списана на убытки или за счет резерва по сомнительным долгам, следует определить и изучит реальную сумму ее снижения или повышения. Для исчисления реальной суммы изменения дебиторской задолженности необходимо к задолженности на конец года приплюсовать ее суммы, списанные на убытки и за счет резерва по сомнительным долгам, и вычесть задолженность на начало года.
       Особое  место занимает дебиторская задолженность  по расчетам за товары, которые анализируют  особенно детально и глубоко. Так, по товарам отгруженным изучают  своевременность оформления и сдачи  в банк для оплаты расчетных документов. По каждому случаю несвоевременной сдачи документов в банк устанавливают причины и виновников задержек и принимают меры по улучшению расчетов.
       Изучая  просроченную задолженность покупателей, определяют дату ее возникновения, причины  и принимают меры по ускорению  получения причитающихся сумм. Если покупатель систематически является неплатежеспособным, то необходимо принять меры по своевременному поступлению платежей за отгруженные товары: расчеты путем предварительной их оплаты, посредством аккредитивов, векселей, чеков. По каждой сумме товаров отгруженных, находящихся на ответственном хранении у покупателей в связи с отказом от акцепта, выясняют причины отказа покупателей от приемки поступивших товаров и принимают меры по их возврату или переотправке другим покупателям. Наличие значительных размеров высоких темпов роста товаров отгруженных и другой дебиторской задолженности чаще всего является результатом взаимных неплатежей.
       В условиях инфляции дебиторская задолженность, как и многие другие активы и пассивы, обесценивается. В связи с этим необходимо подсчитать потери от ее обесценения и определить реальную сумму задолженности .
       Л.И  Кравченко и М.А. Кравченко предлагают для анализа дебиторской задолженности  использовать аналитическую табл. 3.6 /9/.
       Таблица 3.6
       Анализ  состава и структуры дебиторской задолженности 

Расчеты с дебиторами На начало года На конец  года Изменение за отчетный период
Сумма, млн. руб. Удельный вес, % Сумма, млн. руб. Удельный вес, % Сумма, млн. руб. Удельного веса, процентных пунктов
1 2 3 4 5 6 7
1. С  покупателями и заказчиками            
2. По  векселям полученным            
Окончание табл. 3.6
1 2 3 4 5 6 7
3. По  задолженности дочерних и зависимых  обществ            
4. По  заделженности участников по  взносам в уставный капитал            
5. по  авансам выданным            
6. С  прочими дебиторами            
Итого            
 
       При изучении дебиторской задолженности  важным является изучение показателей  ее качества и ликвидности. Под качеством  понимается вероятность получения  этой задолженности в полной сумме. Показателем вероятности является срок образования задолженности, а  также удельный вес просроченной задолженности. Опыт показывает, что чем больший срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения.
       Показатель  ликвидности дебиторской задолженности  характеризует скорость, с которой  она будет превращена в денежные средства. Показателем качества и ликвидности дебиторской задолженности может быть ее оборачиваемость. Она рассчитывается как отношение объема отгрузки по отпускным ценам и средней дебиторской задолженности по формуле 

КД = Г / Зд,                                                        (3.2) 

где Кд – коэффициент оборачиваемости ;
       Г – отгрузка продукции, млн руб.;
       Зд – средняя дебиторская задолженность, млн руб.
       Этот  коэффициент показывает, сколько  раз задолженность образуется и  поступает предприятию за изучаемый период.
       Оборачиваемоть  дебиторской задолженности может  быть рассчитана в днях. Этот показатель отражает среднее количество дней, необходимое для ее возврата; рассчитывается как отношение количества дней в  периоде и коэффициента оборачиваемости  по формуле 

Од = Здк * Д / Г,                                                    (3.3) 

где Од – оборачиваемость дебиторской задолженности, дней;
       Здк – сумма задолженности на конец периода, млн руб.;
       Д – длительность периода, дней;
       Г – объем отгрузки, млн руб.
       На  основании раздела можно сказать, что успех промышленного предприятия  во многом зависит от того, насколько  точно и аккуратно оно выполняет  свои договорные обязательства по реализации продукции покупателям. Вовремя  проведенный анализ плана по отгрузке продукции поможет раскрыть факторы, повлиявшие на уровень выполнения плана реализации продукции в отчетном периоде, а также выявить имеющиеся резервы по дальнейшему росту объема реализации.
       Анализ  же расчетов с покупателями позволяет  определить, какие счета еще не оплачены, по каким нарушены сроки, а самое главное – планировать поступление денежных средств на расчетный счет предприятия. 
 
 
 
 

 


4.  ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 
 

       Основным  результирующим показателем деятельности предприятия является объем реализованной продукции, и именно от него зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако на объем реализации и на сумму выручки от продажи продукции влияют разные факторы, которые также следует учитывать при проведении анализа и при принятии управленческих решений. Факторами называют движущие силы или причины, вызывающие изменение того или иного показателя, в данном случае выпуска продукции и выручки от продаж.
       Анализ  динамики и выполнения плана по реализации продукции  и выполнению договорных обязательств позволяет определить факторы изменения ее объема. Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарно-сырьевыми ресурсами. Для изучения этого показателя составляется баланс произведенной продукции (таблица 4.1) в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам /2/. 

       Таблица 4.1
       Баланс  произведенной продукции 

       Показатель        Фактически, тыс. руб.
       в действующих отпускных  ценах        по  себестоимости
1. Остаток  готовой продукциии на складах и в товарах, отгруженных на начало отчетного года                  
Выпуск  продукции                  
Прочие  поступления                  
Реализация                  
Остаток готовой продукции на складах  и в товарах, отгруженных на конец  года                  
 
       Данные  табл. 4.1 отражают балансовую взаимоувязку показателей движения готовой продукции.
       Если  выручка определяется по отгрузке, то баланс произведенной продукции  представить в виде: 

       ГПн + ТП = РП + ГПк,                                          (4.1)
       отсюда  РП = ГПн + ТП - ГПк,                                     (4.2)
         
 
 
 

 

       
где ГП, ГП – соответственно готовая продукция  на начало и конец года;
       ТП  – товарная продукция, млн руб.
       РП  – реализованная продукция, млн  руб.
       Если  же учет реализации осуществляется по поступлении денег на расчетный  счет, то баланс товарной продукции можно записать следующим образом: /1/ 

       ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк,                              (4.3)
       отсюда  РП= ГПн + ТП + ОТн - ОТк - ГПк,                        (4.4) 

где ОТ, ОТ –  остатки отгруженной продукции  на начало и конец периода, млн руб.
       Формулы следует использовать только при  наличии слагаемых в сопоставимых ценах: в действующих ценах без  налога на добавленную стоимость, акцизов  и других предусмотренных правительством налогов, исключаемых из объема производства и объема реализации продукции. В действующих ценах без налогов должны быть определены и остатки.
       При использовании баланса предприятия  необходимо иметь в виду, что остатки  продукции на ответственном хранении у покупателя в нем не отражаются. Они включены в товары отгруженные. Остатки готовой продукции на складе и товаров отгруженных в балансе отражаются по себестоимости, а реализация – в действующих ценах. При анализе реализации остатки готовой продукции и товаров отгруженных должны оцениваться в тех же ценах, что и объемы реализации и выпуска продукции /4/.
       Таким образом, на изменение объема реализации продукции влияют факторы, приведенные  на рис. 4.1 /2/. 

       Модель  факторной системы объема реализации продукции 

          Реализация  продукции
           
          Отгрузка  продукции   Остатки товаров  отгруженных
 
    Остатки готовой продукции на складе на начало периода   Остатки товаров, отгруженных на начало периода
 
    Выпуск  товарной продукции   Остатки товаров, отгруженных на конец периода
 
    Остатки готовой продукции на складе на начало периода
       Рис.4.1 

       Факторы изменения объема реализации рассчитываются приемом сравнения
при этом учитывают, что факторы изменения  остатка готовой продукции на конец года и товаров, отгруженных  на конец года, оказывают влияние, обратное по знаку изменению самих  этих показателей. Анализ факторов можно проводить в табл. 4.2) /8/. 

       Таблица 4.2
       Анализ  факторов изменения реализации продукции 

Показатель По плану По отчету Влияние на объем  реализации, млн.руб.
1.Остатки  готовой продукции на складе  в действующих ценах без налогов,  млн.руб: а) на начало года
б) на конец года
     
2.Объем  произведенной продукции в действующих  ценах без налогов, млн.руб.      
3.Отгрузка  продукции за год, млн. руб.(стр.1а+стр.2-стр.1б)      
4.Остатки  товаров отгруженных покупателям  в действующих ценах без налогов, млн.руб.: а) на начало года
б) на конец года
     
5.Реализация  продукции за год по отгрузке  без НДС, акцизов и др., млн.  руб.(стр.4а+стр. 3-стр.4б)      
 
       Автор Чечевицына Л.Н. предлагает проводить  анализ факторов, влияющих на объем  реализации следующим образом /1/.
       Необходимо  определить объем реализованной  продукции по плану и фактически. Сравнить фактический объем реализации с плановым. Определить абсолютное отклонение по всем факторам, влияющим на объем реализации. Определить процент  выполнения плана по объему реализации (фактический объем выпуска разделить на плановый и умножить на 100%), что будет являться объектом анализа.
       Для того, чтобы определить количественное влияние факторов на изменение объема реализации, необходимо абсолютное отклонение по каждому фактору в отдельности разделить на плановый объем реализации и умножить на 100%.
       Увеличение  объема товарной продукции увеличивает  объем реализованной, и наоборот.
       Увеличение  остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало года, увеличивает объем реализации, и наоборот.
       Увеличение  остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных 
       на  конец года, уменьшают объем реализации, и наоборот.
       В процессе анализа необходимо выявит причины образования сверхплановых  остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями, снижения объема выпуска и разработать конкретные меры по ускорению реализации продукции и получению выручки /1/.
       Резервы органически связаны с факторами. Под резервами понимают возможность  более полного использования всех факторов увеличения объемных показателей. Если факторы рассматривать как возможность, то резервы – это процесс превращения возможности в действительность.
       Из  определения выручки от продаж вытекает, что основным показателем, формирующим  ее величину, является выпуск продукции, а также изменения остатков готовой продукции и остатков отгруженной продукции.
       Основными факторами, определяющими выпуск продукции, а следовательно, в конечном счете  и выручку от продаж, являются:
    размеры и уровень использования основных производственных фондов;
    величина трудовых ресурсов и производительность труда;
    количество предметов труда и уровень их использования.
       Влияние перечисленных факторов на изменение  выпуска продукции можно определить методом цепных подстановок.
       Так влияние основных производственных фондов на изменение выпуска можно  определить по формуле: 

DВОС = ОС1 * ФО0 – ОС0 * ФО0 = DОС * ФО0,                            (4.5)
DОС = ОС1 - ОС0,                                                    (4.6)
DВФО = ОС1 * ФО1 – ОС1 * ФО0 = DФО * ОС1,                            (4.7)
DФО = ФО1 – ФО0,                                                  (4.8) 

где В  – выпуск продукции, млн. руб.;
       ОС  – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб.;
       ФО  – фондоотдача, руб.
       Влияние величины и уровня использования  трудовых ресурсов на изменение выпуска  продукции можно определить по следующей  формуле: 

       D
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.