На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный кредит и анализ кредитоспособности юридического лица ОАО «Мариэнергосбыт»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Особенности  развития государственного кредита  в
   Российской Федерации…………………………………………………………..5
1.1. Понятие  государственного кредита…………………………….…………......5
1.2.Деятельность  государства в качестве заемщика.
      Управление государственным долгом………………………………………6
1.3.Политико-экономичекая  ситуация в России на ноябрь 2010 г…………….18
2. Банковский  кредит……………………………………………………………..28
2.1. Кредитование  юридических лиц…………………………………………..….28
2.2. Оценка  кредитоспособности физических  лиц……………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….37
Список  использованной литературы…………………………………………...…40
Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными  государственными фондами и входит в число основных способов привлечения  государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
     Государственный кредит — это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории "кредит". Этот термин, происходящий от латинского creditum (или credere — верить), буквально означает "ссуда", "долг". В Толковом словаре В. Даля кредит истолковывается как "доверие, вера в долг, забор, дача в прием денег или товаров на счет, на срок". В Экономической энциклопедии кредит определяется как "ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента". Таким образом, сущностная черта кредитных отношений состоит в предоставлении предмета ссуды на срок и его возвратности. Соответственно государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации.
     Целью данной работы является создание более  полного представления о государственном  кредите. Для достижения данной цели выполнен ряд задач: во-первых, определен  сущность и функции государственного кредита; во-вторых, рассмотрен механизм государственного кредита; в-третьих, проанализированы особенности государственного кредита в современной России.
     В практической части курсовой работы проведен анализ кредитоспособности юридического лица – ОАО «Мариэнергосбыт», а также физического лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Особенности  развития государственного  кредита в Российской  Федерации
           1.1. Понятие государственного  кредита  

     Кредит  восполняет недостаток собственных  денежных средств, необходимых для  полного и своевременного финансирования капитальных вложений либо текущих  затрат. Кредитные отношения возникают  по поводу получения или предоставления денежных средств внутри страны (внутренний кредит) и с нерезидентами (внешний  кредит).
     Государственный кредит - отношения по поводу предоставления временно свободных денежных средств  на условиях платности, срочности и  возвратности, где государство выступает  в качестве заемщика, кредитора, гаранта.
     Государственный кредит выражает отношения между  государством, от имени которого выступают  органы исполнительной власти федерального уровня с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами  и иностранными государствами, с  другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.
     Как экономическая категория государственный  кредит имеет ряд особенностей, т.к. находится на стыке двух видов  денежных отношений - финансов и кредита:
     а) в качестве звена финансовой системы  он обслуживает формирование и использование  централизованных денежных фондов государства;
     б) в качестве категории кредита, государственный  кредит отличается от классических финансовых категорий (налоги, субсидии и др.), т.к. его основой является возвратность, срочность, платность;
     в) в отличии от банковского кредита, обеспечением государственного кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы;
     г) как финансовая категория выполняет  все функции финансов.
     Категория «государственный кредит» имеет  следующие особенности в отличие  от других форм кредитования:
     в качестве обеспечения возвратности кредита обычно выступает все  имущество, находящееся в собственности  государства или муниципального образования;
     на  уровне Федерации государственные  займы не имеют конкретного целевого назначения;
     сроки государственного кредита, как правило, достаточно длительные, но согласно Закону «О государственном внутреннем долге  РФ» не могут превышать 30 лет. 

     1.2.Деятельность государства в качестве заемщика. Управление государственным долгом 

     Для покрытия бюджетного дефицита государство  привлекает заемные средства. Одновременно оно выступает в качестве кредитора. В отдельных случаях государство  выступает гарантом, принимая на себя ответственность за погашение кредитов, взятых хозяйствующими субъектами.
     Как форма кредита, государственный  кредит имеет ряд особенностей:
     государственный кредит, как правило, не имеет конкретного  залогового обеспечения. В качестве обеспечения возвратности кредита  выступает гарантия государства, т.е. все имущество, находящееся в  государственной собственности;
     государственный кредит обычно имеет потребительскую, а не производственную форму. Проценты за кредит выплачиваются не из доходов, полученных за счет обращения кредита, а за счет бюджетных поступлений;
     на  уровне Федерации государственный  кредит, как правило, не имеет конкретного  целевого характера;
     сроки предоставления государственного кредита  более длительные по сравнению с  другими формами кредитования.
     По  договору государственного займа государство  выступает в качестве заемщика, а  юридические и физические лица- в качестве кредитора.
     Государственные займы могут характеризовать  состояние государственного бюджета  страны. Чем больше займы - тем хуже обстоит дело с бюджетом, чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис государства. Таким образом, функционирование механизма  государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
     Государственный долг – вся сумма задолженности  по обязательствам государства, проценты по ней, и неисполненные финансовые обязательства государства перед  субъектами экономики.
     Государственный долг подразделяется на две части - капитальный и текущий. Капитальный  долг включает все долговые обязательства государства на определенную дату (начало года) - непогашенную часть основного долга и начисленные проценты, которые в рамках соглашения о реструктуризации долга могут быть присоединены к основному долгу. Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем долговым обязательствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде (году).
     В зависимости от места размещения средств, государственный долг делится  на внутренний и внешний.
     Государственный внутренний долг - заемная деятельность на внутреннем рынке страны, осуществляемая, главным образом посредством  выпуска государственных ценных бумаг. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится ЦБ РФ и его учреждениями посредством  погашения долговых обязательств и  выплаты по ним доходов в виде процентов или в иной форме.
     Государственные ценные бумаги - это форма существования  государственного долга в виде долговых ценных бумаг, эмитентом которых  выступает государство. Все выпуски  государственных ценных бумаг регистрируются в Государственной долговой книге  РФ. Государственные ценные бумаги обеспечивают гибкое поступление денежных средств в бюджетную систему, а с другой - дают возможность инвесторам получать доход на их временно свободные денежные средства.
     Основные  виды государственных ценных бумаг:
     Облигации государственного российского республиканского внутреннего займа 2000 г. - выпущены 1.01.2000 срок - 16 лет. Номинал - 5000, 10000, 25000, 100000 руб. Размещались среди юридических  лиц. Доход - фиксирован в размере 5 % от номинала и выплачивается 1 раз  в год;
     Облигации российского внутреннего выигрышного  займа 2005 г. выпущены 1.10.2005 г. сроком на 10 лет. Номинал - 500 и 1000 руб. Доход выплачивается  в форме выигрышей из расчета 30 % в год. В течение 10 лет предусмотрен выигрыш 32 % всех облигаций. Остальные  облигации по истечении этого  срока погашаются по номиналу;
     Государственные краткосрочные бескупонные облигации. (ГКО) Выпускались в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо номиналом 1 тыс. руб. со сроком погашения 3, 6, 12 мес. Размещение ГКО происходит с дисконтом - а погашение по номинальной  стоимости;
     Облигации внутреннего государственного валютного  облигационного займа (ВЭБ) эмитированы  Министерством финансов РФ в 2007 г. для  компенсации валютных средств предприятий, находящихся на счетах вл ВЭБ. Облигации выпущены в бумажной форме с номиналом в 1000, 10 000, и 100 000 долл. в виде семи серий со сроками погашения 14 мая 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 гг. По облигациям начисляется 3 % годовых. Один раз в год при предъявлении купона;
     Облигация государственного федерального займа  с переменным купоном (ОФЗ - ПК) - выпускается  в бездокументарной форме номинальной  стоимостью 1 тыс. руб. Рыночная стоимость  определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным купонным процентом;
     Облигации Государственного сберегательного  займа являются государственными ценными  бумагами на предъявителя и предоставляют  право их владельцам на получение  процентного дохода, начисляемого ежеквартально  к номинальной стоимости при  их погашении. Срок обращения 1 год. Номиналы - 100 и 500 руб. При этом каждая облигация  имеет 4 купона.
     Государственный внешний долг - заемная деятельность государства на внешенем рынке.
     На  мировом финансовом рынке государство, прибегая к внешним заимствованиям выступает в качестве заемщика. Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно утверждается в форме федерального закона.
     Размер  государственного долга РФ по состоянию  на 1.11.2010 г. представлен в таблице 1.
     Управление  государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых  государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и  условий размещения и погашения  государственных займов. Целью управления государственным долгом является оптимизация  затрат, связанных с финансированием  дефицита государственного бюджета.
     Таблица 1- Размер государственного долга РФ по состоянию на 1.11.2010 г.
Долг  центрального правительства
Показатели Млрд.долл.США Млрд.руб.
Долг  центрального правительства (валовый)   4543,4
Внешний долг 143,5 3982,1
в т.ч.    
Со  сроком погашения 1 год и менее 7,4 205,4
Займы 90,0 2497,5
Ценные  бумаги 53,5 1484,6
В т.ч. еврооблигации  36,3 1007,3
Прочие 0 0
Внутренний  долг   561,3
в т.ч.    
Со  сроком погашения 1 год и менее   13,3
Займы   0
Ценные  бумаги   555,7
Прочие   5,6
 
     Методы  управления государственным долгом:
     рефинансирование  – погашение основной задолженности  и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;
     новация – соглашение между заемщиком  и кредитором по замене обязательства  по указанному финансовому кредиту  другим обязательством;
     конверсия – изменение доходности займов;
     консолидация  – изменение срока обращения  уже выпушенных займов;
     унификация  – объединение нескольких выпущенных ранее однотипных займов в один в  целях сокращения расходов по их управлению;
     отсрочка  погашения займа – это консолидация, сопровождающаяся отказом государства  от выплаты процентов по займам;
     аннулирование долга – отказ государства  от всех выпущенных ранее обязательств. Как правило, данный инструмент используется в двух случаях: при смене государственной  власти и в случае банкротства  государства.
     В случае если государство - заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы не желают давать отсрочку, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогда производится арест всех зарубежных активов страны, всех находящихся в зарубежных портах судов и грузов в уплату кредиторам. Польша оказавшаяся неплатежеспособной в начале 2006 г. столкнулась с параличом промышленности зависевшей от импорта материалов и полуфабрикатов, галопирующей инфляцией и увеличением товарного дефицита.
     В 2009 г. Россия была близка к состоянию  банкротства. Платежи по обязательствам страны должны были составлять 20,8 млрд. дол., при активе торгового баланса  около 8 млрд. долл и золотовалютных резервах 5 млрд. долл. Рублёвый эквивалент этих платежей превысил 21 трлн руб. при общей сумме доходов бюджета 25 трлн руб. В этой ситуации нормальные платежи по внешнему долгу ограничились крайним минимумом, а остальное регулировалось мерами чрезвычайного характера. В одних случаях условия погашения обязательств нарушались: частью платежи не производились вообще, частью их самовольно переносили на более поздние времена. В других случаях удавалось убедить кредиторов в невозможности своевременного выполнения обязательств и получить от них согласие на официальную отсрочку. Наконец, российские власти шли на всё, чтобы западные страны продолжили предоставление России валютных кредитов.
     Эту критическую стадию, близкую к  международному банкротству, так или  иначе удалось пройти, и сейчас проблема внешних долгов выглядит менее напряженной.
     Прибегая  к государственному кредиту для  покрытия бюджетного дефицита, федеральное  правительство само предоставляет  кредиты иностранным государствам, а также резидентам, например, в  виде краткосрочной бюджетной ссуды  предприятиям и субъектам РФ. Организациям агропромышленного комплекса за счет средств бюджета предоставляется  товарный кредит (для обеспечения  горюче-смазочными материалами), а администрациям районов Крайнего Севера - льготные кредиты для обеспечения завоза топлива и других жизненно важных ресурсов.
     Разновидностью  бюджетной ссуды является инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый  федеральным правительством предприятиям, имеющим крупное народнохозяйственное значение. Размер кредита соответствует  сумме налоговых платежей заемщика в Федеральный бюджет за год или  несколько лет.
     Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную  гарантию как способ обеспечения  гражданско – правовых обязательств, в силу которых гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьим лицами полностью или частично. Деятельность РФ в качестве гаранта заключается в настоящее время в следующем:
     - государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. Гарантированные сбережения населения являются государственным внутренним долгом;
     - выступает гарантом различных обществ и групп (финансово - промышленной группы, РАО ВСМ и др.);
     - выступает поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов РФ;
     - гарантирует государственные ценные бумаги.
     Управление  государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с  обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых  займов, поддержанием вторичного рынка  долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный  банк РФ, которые определяют общий  объем бюджетного дефицита, объем  и характер займов, необходимых для  его финансирования, разрабатывают  кредитную политику и ее институциональное  обеспечение.
     Управление  государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса  и современным состоянием экономики  страны. В числе основных экономических  целей — обеспечение экономической  стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности  на мировом рынке; социальные цели подразумевают  обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения  национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени  связано с управлением государственным  долгом, в особенности внешним, состояние  которого, как показывает мировая  практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального  суверенитета, что особенно актуально  и для современной России.
     Соответственно  определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система  управления государственным кредитом в России переходного периода:
     а) минимизация стоимости долга  для заемщика;
     б) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей  системы учета и контроля;
     в) усиление инвестиционного характера  займов;
     г) регулирование объемов заемных  обязательств государства и поддержание  их курса;
     д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
     е) определение приоритетов кредитной  политики государства, обеспечение  своевременного возврата предоставленных  кредитов.
     В системе действий по управлению государственным  кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных  средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.
     Обслуживание  государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
     Обслуживание  государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции  генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга  осуществляется за счет средств федерального бюджета.
     С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение  доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов  по нему. Однако в условиях значительного  роста государственной задолженности  и бюджетного дефицита правительство  вынуждено прибегать к различным  способам регулирования долга. К  таким способам традиционно относят  рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций  по регрессивному соотношению и  т. п.
     Рефинансирование  — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
     Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).
     Консолидация  — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.
     Унификация  займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.
     В ряде случаев правительство может  провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.
     Отсрочка  погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.
     Конверсия, консолидация, унификация государственных  займов и обмен облигаций государства  обычно осуществляются только в отношении  внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней  задолженности. Отсрочка погашения  внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает  приостановку выплаты процентов  по займу.
     Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
     Основная  задача управления государственным  долгом России — изменение долговой стратегии и переход от курса  на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся  обстоятельств в наибольшей степени  это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задолженности, как наиболее гибких и адекватных современному состоянию и кредитным возможностям России.
     Финансовый  механизм конверсионной схемы состоит  в ликвидации части внешней задолженности  путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и  т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты.
     Долг  в обмен на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.
     Долг  в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.
     Долг  в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов — держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.
     Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой практике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум — через год).
     Долг  в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.
     Реструктуризация  долга. Этот способ регулирования задолженности весьма распространен в современных условиях. Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
     В настоящее время определяются предельные объемы долга и заимствований  различных бюджетных уровней. Так, предельные объемы государственного внутреннего  и внешнего долга, пределы внешних  заимствований Российской Федерации  на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
     Предельный  объем государственных внешних  заимствований Российской Федерации  не должен превышать годовой объем  платежей по обслуживанию и погашению  государственного внешнего долга страны. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать  объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ.
     В качестве инструмента управления долгом предлагаются программы внешних  и внутренних заимствований, предоставляемых  Российской Федерацией государственных  кредитов, с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема займов или предоставленных кредитов.
     В стране вводится единая система учета  и регистрации государственных  заимствований. Субъекты РФ, муниципальные  образования регистрируют свои заимствования  в Министерстве финансов РФ. Обязанность  по ведению государственных книг внутреннего и внешнего долга  РФ (Государственная долговая книга  Российской Федерации) возложена на Минфин России. Все названные инструменты  и методы призваны обеспечить эффективное  управление государственным долгом Российской Федерации. 

     1.3.Политико-экономичекая ситуация в России на ноябрь 2010 г. 

     По  состоянию на 1 ноября 2010 г. объем  поступлений доходов в федеральный  бюджет составил порядка 86% относительно их годового объема. При этом, даже на фоне столь существенной величины собираемости доходов, остается крайне непредсказуемой динамика дефицита бюджета до конца года. Данная неопределенность вызвана гораздо более высокими, чем среднегодовые, темпами нарастания расходования бюджетных средств в последние месяцы года. Однако, по предварительным оценкам, размер дефицита будет ниже зафиксированного в законе о бюджете значения, и не превысит 5% ВВП.
       Анализ основных параметров исполнения  бюджета расширенного правительства  за январь–сентябрь 2010 г.
       По состоянию на 30 октября 2010 г. бюджет расширенного правительства в части доходов исполнен с превышением прошлогодней динамики на п.п. ВВП, в то время как объем расходов государственного сектора экономики в относительном выражении сократился на 2,7 п.п. ВВП, притом что в номинальном выражении их объем вырос почти на 806 млрд руб. В результате, за 9 месяцев 20 0 г. бюджет расширенного правительства исполнен с профицитом 0,3% ВВП. За соответствующий период 2009 г. баланс бюджета расширенного правительства был исполнен с дефицитом, в размере 3,4% ВВП.
       Консолидированный бюджет субъектов  РФ за январь–сентябрь текущего  года, также исполнен с профицитом в размере ,4% ВВП против 0,7% ВВП за аналогичный период 2009 г. Величина расходов за 9 месяцев 20 0 г. снизилась на ,3 п.п. ВВП, при том, что в номинальном выражении их рост за период составил порядка 250 млрд руб. Несмотря на умеренный рост расходов консолидированного бюджета субъектов за 9 месяцев 20 0 г. относительно аналогичных периодов прошлых лет, когда увеличение расходов в абсолютном выражении могло достигать 600–900 млрд руб., федеральные власти продолжают призывать регионы придерживаться политики ограничения роста бюджетных расходов, а также искать пути дополнительного пополнения региональных бюджетов, таким образом снижая их зависимость от федеральной поддержки.
       Также стало известно, что из 90 различных субсидий, передаваемых  региональным бюджетам в настоящее  время, к 2012 г. планируется оставить  только около 20 . По предварительным  оценкам, объем средств, передаваемых  в течение года из федерального  центра в регионы, может сократиться  на 60–100 млрд руб. на фоне перераспределения части обязательств между уровнями бюджетной системы. Так в 2012 г. часть расходов по содержанию и обеспечению МВД предполагается передать на федеральный уровень вместе с сокращением части федеральных субсидий.
       Рассматривая сложившуюся за 9 месяцев  текущего года структуру формирования  доходов бюджета расширенного  правительства, можно констатировать, что их рост по-прежнему в  большей степени обусловлен увеличением  поступлений доходов от внешнеэкономической  деятельности, налога на добычу  полезных ископаемых, а также  ростом поступлений налога на  прибыль организаций и взносов  на обязательное пенсионное страхование.
     Объем поступлений НДПИ и доходов от внешнеэкономической деятельности за 9 месяцев 2010 г. увеличился на 0,5 п.п. и 0,9 п.п. ВВП соответственно. Причиной тому стал ряд факторов как внутреннего, так и внешнего характера. Положительный  эффект от роста мировых цен на энергоносители (средняя цена нефти  Urals за январь–сентябрь достигла 76,4 против прошлогодних 58,3 долл./барр.) был дополнен увеличением физических объемов добычи и экспорта углеводородов. За январь–октябрь 2010 г. рост объема добычи газа (природного и попутного) достиг более 13,5%, нефти – около 2,3% к соответствующему периоду 2009 г. Вслед за колебаниями мировых цен на нефть и нефтепродукты корректировались параметры экспортной пошлины на нефть, расчет значения которой привязан к динамике мировых цен на нее: минимальное значение составило 246–250 долл/т (в июле текущего года), максимальное значение – 273,5 долл./т (в сентябре). В ноябре величина экспортной пошлины может вырасти до 290,6 (266,5 долл./т в октябре).
       При этом негативное влияние  на величину потока поступлений  нефтегазовых доходов бюджета  за 9 месяцев 2010 г. оказало укрепление  рубля, которое сократило рублевый  эквивалент доходов от внешней  торговли.
       В предстоящий трехлетний период  намечается увеличить фискальную  нагрузку на добывающий сектор  экономики.
       С 2011 г. предложено увеличить  ставку НДПИ на газ на 61% со 147 до 237 руб. за тыс. куб.м с последующей ее индексацией в меру предполагаемого роста цен до 251 и 265 рублей за тыс. куб. м в 2012 и 2013 гг. соответственно. Данная мера позволит пополнить бюджет на сумму порядка 180 млрд руб. за 3 года. Кроме того запланировано увеличение ставки нефтяного НДПИ, ее размер с 2012 г. повысится с нынешних 419 до 446 руб./т (на 6,5%), в 2013 г. – до 470 руб. (5,4% относительно 2012 г.). Реализация намеченного повышения НДПИ на нефть может увеличить бюджетные доходы на 225 млрд руб. за 2 года .
       Кроме того возможно повышение  экспортной пошлины на нефтепродукты.  Данное право Россия – участница  Таможенного союза – оставила  за собой и может прибегнуть  к нему уже в среднесрочном  периоде . В настоящее время, удерживая экспортные пошлины на нефтепродукты на относительно низком уровне, правительство проводит политику субсидирования отечественной нефтеперерабатывающей отрасли, что в условиях действия беспошлинного режима торговли внутри союза дает преференции белорусской нефтеперерабатывающей промышленности. В результате из российского бюджета «выпадает» часть нефтегазовых поступлений. В случае повышения экспортных пошлин правительство будет искать иные возможности поддержки отечественной нефтепереработки (речь идет о поддержке только глубокой переработки сырья).
       Также с 2012 г. возможно введение  налога на дополнительный доход  (НДД), суть которого в привязке  к рентабельности конкретного  месторождения. НДД предполагается  вводить на фоне действия НДПИ  и пошлин, при этом последние  могут быть пересмотрены. На фоне  ощутимого роста поступления  нефтегазовых доходов как в абсолютном выражении, так и в относительном исчислении, ненефтегазовые демонстрируют более слабую тенденцию к увеличению.
       Поступления по налогу на прибыль  организаций в бюджет расширенного  правительства за январь–сентябрь  2010 г. увеличились в относительном  исчислении на 0,8 п.п. ВВП. Следует  отметить, что на протяжении января–марта 2010 г. динамика поступлений по  этому налогу уступала их темпам  за аналогичный период 2009 г., при  этом в апреле удалось переломить  тенденцию первых месяцев текущего  года. Вероятно, в большей степени  данная динамика сложилась под  воздействием относительного улучшения  общеэкономического фона. Так, за 9 месяцев 2010 г. реальный сектор получил финансовый результат в размере 4326 млрд руб., что почти на 53% превышает значение данного показателя за соответствующий период 2009 г., притом что доля прибыльных организаций в общем количестве организаций по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличилась на 1,6 п.п. и составила около 68%. Согласно статистическим данным, значительно улучшилось финансовое положение предприятий обрабатывающих производств, в то же время засушливое и жаркое лето на территории России негативно сказалось на производстве сельхозпродукции и, как следствие, результаты финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций за 9 месяцев 2010 г. оказались на 12,5% ниже аналогичного значения за январь–сентябрь 2009 г.
     В среднесрочной перспективе существует вероятность ограничения роста  поступления по налогу на прибыль  из-за сужения налогооблагаемой базы: запланировано внедрение нулевой  ставки по налогу на прибыль для  коммерческих и некоммерческих организаций  в сфере медицины и образования. Кроме того планируется внести некоторые  послабления в порядок определения  налоговой базы для целей уплаты налога на прибыль в сфере НИОКР. Данный комплекс мер призван стимулировать  использование высвободившихся  средств на модернизацию деятельности данных экономических агентов.
       Объем поступлений НДФЛ в бюджет  расширенного правительства сократился  до 3,8% ВВП, что на 0,4 п.п. ВВП  ниже значения соответствующего  периода прошлого года. При этом  показатель реальных располагаемых  денежных доходов населения с  начала текущего года повысился  на 4,2% относительно прошлогодней  динамики. Фактором роста данного  располагаемые доходы населения  в первом I кв. 2010 г. выросли на 7,4%, во II–III кварталах их рост  не превышал 4,5% в каждом из  кварталов. В целом можно отметить, что темп роста доходов населения  уступает темпам восстановления  отечественной экономики. Объем  бюджетных доходов от НДС за  январь–сентябрь 2010 г. увеличились на 0,2 п.п. ВВП, и достигли 5,5% ВВП. Рост собираемости НДС вызван как явным улучшением общего делового климата в России, так и принятыми мерами по совершенствованию его администрирования (внедрение заявительного порядка возмещения).
       Рост объема поступлений акцизов  в бюджет расширенного правительства  составил 0,2 п.п. ВВП относительно  прошлогодней динамики. Фактором  роста поступлений стало опережающее  увеличение ставок на ряд подакцизных  товаров с 2010 г. Согласно озвученным  ранее вариантам поправок в  Налоговый кодекс, в 2011 –2013 гг. планируется  масштабная индексация акцизов  на алкоголь и табак. Кроме  того, с 2011 по 2014 гг. зачисление акцизов  на бензин, моторное топливо и  масла будет перераспределено  между различными уровнями бюджетной  системы. Часть средств будет  зачисляться в федеральный бюджет  с целью аккумулирования средств для создания Федерального дорожного фонда. В 2011 г. порядка 30% сборов будет зачислено в федеральный бюджет, в 2012 г. – 23%, 2013 г. –– 28%. Предполагается, что выпбудет зачислено в федеральный бюджет, в 2012 г. – 23%, 2013 г. –– 28%. Предполагается, что выпадающие объемы региональных доходов в некоторой степени будут компенсированы повышением ставок по акцизам.
       В целом можно отметить, что  уровень налоговой нагрузки на  экономику за 9 месяцев 2010 г. увеличился  почти на 2 п.п. ВВП относительно  аналогичного периода 2009 г. и  достиг отметки 32% ВВП. В значительной  степени увеличение данного индикатора  обусловлено влиянием внешних  факторов.
     На  фоне роста поступлений доходов  в бюджет расширенного правительства  в долях ВВП за январь–сентябрь 2010 г. объем расходов бюджета расширенного правительства за 9 месяцев демонстрирует  заметное снижение государственных  расходов в относительном выражении, что не противоречит принятой на 2010 г. концепции сдерживания их роста. Расходы бюджета сократились  на 2,7 п.п. ВВП. При этом можно отметить, что в абсолютном выражении объем  расходов увеличился на 806 млрд руб.
       Рассматривая структуру расходов  бюджета расширенного правительства  за 9 месяцев 2010 г. в функциональном  разрезе, можно отметить, что практически  по всем статьям произошло  их заметное снижение в долях  ВВП. Наибольшее сокращение зафиксировано  по направлениям «Национальная  экономика» – на 2,3 п.п. ВВП,  «Здравоохранение и спорт» и  «Образование» – на 0,5–0,4 п.п.  ВВП по каждому из указанных  направлений соответственно. Кроме  того снизились расходы по  направлению «Общегосударственные  вопросы» – на 0,2 п.п. ВВП ниже  соответствующего периода 2009 г.  На фоне стабильности расходов  на обслуживание государственного  долга в относительном исчислении  произошло замедление темпов  роста финансирования государственного  аппарата, в частности заработных  плат государственных служащих.
     Увеличение  объемов финансирования за рассматриваемый  период произошло по статье «Социальная  политика» – на 1,6 п.п. ВВП больше значения 2009 г.
       Исполнение федерального бюджета  РФ за январь–октябрь 2010 г.
       По предварительным данным Министерства  финансов РФ, доходы федерального  бюджета за 10 месяцев 2010 г. составили  18,3% ВВП, что на 0,1 п.п. ВВП выше  их значения за аналогичный  период 2009 г. Однако в номинальном  исчислении они выросли на 935 млрд руб. Рост доходов федерального бюджета за рассматриваемый период текущего года обусловлен, прежде всего, увеличением доходов топливно-энергетического комплекса в результате относительно благоприятной конъюнктуры цен и спроса на товары российского экспорта, а также возобновления роста физического объема добычи углеводородов.
       При сопоставлении объемов бюджетных  поступлений за январь–октябрь 2009 г. с аналогичным периодом  –2010 г. следует учитывать вклад  в их рост дополнительных поступлений  инвестиционного характера. Напомним, что в январе 2009 г. – зачислен  доход от управления средствами  нефтегазовых фондов за 2008–2009 гг. в объеме 275,2 млрд руб.; в январе–апреле 2010 г. – зачислен инвестиционный доход порядка 134 млрд руб.
       Расходы федерального бюджета  в январе–октябре 2010 г. сократились  на 2,4 п.п. ВВП относительно их  объема за соответствующий период  предыдущего года. Однако в абсолютном  выражении их рост составил  порядка 237 млрд руб. Существенной остается «пенсионная нагрузка» на федеральный бюджет, в 2010 г. ее доля в структуре расходов может достигнуть почти 20%. Значительный перевес доли социальных расходов в бюджете ведет к сокращению других видов расходов, прежде всего бюджетных инвестиций, способствующих экономическому росту.
     Динамика  расходования средств за январь–сентябрь 2010 г. незначительно отстает (на 0,4 п.п. к годовой бюджетной росписи) от темпа кассового исполнения бюджета  за 9 месяцев 2009 г. Несмотря на некоторое  отставание темпов осваивания бюджетных  средств от прошлогодней динамики и  равномерного графика их распределения, финансирование по отдельным статьям  идет с опережением. Ускоренными  темпами происходит осваивание средств  по статье «Межбюджетные трансферты»  – на 5,5 п.п. превосходит прошлогоднюю динамику. Такой рост межбюджетных трансфертов объясняется в первую очередь существенным повышением пенсий в текущем году, а также ускоренным перечислением средств ПФР. Кассовое исполнение федерального бюджета по статьям «Общегосударственные вопросы» и «Социальная политика» происходит также ускоренными темпами на 0,6–1,0 п.п. опережает их кассовое исполнение за аналогичный период 2009 г. по каждому  из направлений.
       Напротив тенденция к запаздыванию  доведения федеральных средств  до бюджетополучателей зафиксирована  по статье «Национальная экономика»  на 15,8 п.п. ниже значения 2009 г., «Культура,  кинематография, СМИ», «Здравоохранение  и спорт» – на 9,3 п.п. и 3,1 п.п. соответственно ниже их  прошлогодней динамики.
       В результате за 9 месяцев текущего  года федеральный бюджет исполнен  с дефицитом в 2,1% ВВП против 4,7% ВВП в 2009 г. По различным  оценкам, величина дефицита федерального  бюджета по итогам года достигнет  отметки 5% ВВП, однако не превысит  параметров зафиксированных в  законе (5,3% ВВП). В то же время  министр финансов высказал более  оптимистичное предположение: величина  дефицита составит 4,6% ВВП .
       Размер ненефтегазового дефицита, по предварительным данным, также несколько сократился относительно его значения в 2009 г. и составил 10,4 против 11 ,8% ВВП годом ранее. Однако его величина продолжает оставаться достаточно высокой: значительная часть принятых государственных обязательств не обеспечена ненефтегазовыми доходами бюджета, что увеличивает зависимость бюджетной системы от внешней конъюнктуры.
       Ключевым источником финансирования  дефицита федерального бюджета  остается Резервный фонд. За январь–октябрь 2010 г. на обеспечение сбалансированности  федерального бюджета из средств  Резервного фонда было потрачено  около 519,5 млрд руб. Причем использование средств фонда осуществлялось только в марте и апреле текущего года.
       Всего за 10 месяцев объем фонда  сократился на 543,5 млрд руб. и составил 1287,0 млрд руб. Негативное влияние на объем средств фонда оказали курсовые колебания. Однако, вопреки ожиданиям, полного использования средств Резервного фонда до конца 2010 г. не произойдет.
       Часть средств фонда удастся  сэкономить и потратить их  на покрытие дефицита бюджета  в 2011 г.
     Объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) по состоянию на 1 ноября 2010 г. увеличился на 3,8 млрд руб. Предполагается, что средства ФНБ будут тратиться исключительно на софинансирование пенсионных накоплений или на покрытие дефицита федерального бюджета в случае резкого снижения нефтяных цен.
       Объявленная программа приватизации  также призвана повысить доходы  государственной казны. Продажа  крупнейших активов запланирована  на период до 2015 г. и по предварительным оценкам пополнит государственную казну на 1,8 трлн руб. за весь период. Среди основных событий в сфере налогово-бюджетной политики стоит отметить ряд изменений, которые планируется внести в Бюджетный кодекс РФ с 2011 г.
       Среди обсуждаемых новаций –  изменение структуры функциональной классификации представления расходов бюджета с увеличением количества статей с 11 в настоящей редакции Бюджетного кодекса до 14. Предполагается выделение отдельной статьи под расходы казны на обслуживание государственного долга. Ранее данная статья расходов была включена в раздел «Общегосударственные вопросы». Данная новация призвана сделать более эффективным контроль за объемами государственного долга, особенно в силу его предстоящего увеличения в среднесрочной перспективе.
       Трансформация коснется и раздела  «Межбюджетные трансферты»: трансферты  целевого характера, такие как  субвенции, субсидии и перечисления  внебюджетным фондам будут распределены  в соответствующие разделы. В  разделе межбюджетные трансферты  останутся дотации нецелевого  характера. Также отдельные статьи  будут выделены для направлений  «физкультура и спорт», а также  СМИ.
       Стремление к локализации в  структуре представления расходов  связано с предстоящим с 2012 г. переходом на программный  бюджет, когда каждое направление  расходов будет представлено  в виде государственных долгосрочных  программ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Банковский кредит
2.1. Кредитование юридических  лиц 

     С развитием в России рыночных отношений  возникла необходимость в принципиально  новом подходе к определению  кредитоспособности предприятий.
     Наиболее  важными для оценки кредитоспособности являются показатели ликвидности баланса  и обеспеченности заемщика собственными источниками средств. Основной информацией для осуществления анализа финансового состояния являются:
     •  форма № 1 «Бухгалтерский баланс» (прил. А);
     •  форма № 2 «Отчет о прибылях и  убытках» (прил. Б).
     При составлении агрегированного баланса  его активы подразделяются по степени  ликвидности на:
     •  наиболее ликвидные;
     •  быстрореализуемые;
     •  медленнореализуемые;
     •  труднореализуемые.
     Все пассивы баланса по срокам платежей (аналогично активам) подразделяются на:
     •  краткосрочные обязательства;
     •  долгосрочные обязательства;
     •  постоянные (немобильные) пассивы.
       Таблица 1
Агрегированный  баланс предприятия-заемщика ОАО «Мариэнергосбыт» за 2010 г
Агрегат Статьи  баланса Код строки баланса Сумма, тыс.руб.
На  начало года На конец  года
Активы 
А1 Наиболее ликвидные 250+260 14366 37161+43200 = 80361
А2 Быстрореализуемые 240 576580 742025
А3 Медленно реализуемые 210+220+230+ 270
38163 9016
А4 Труднореализуемые 190 94673 146456
Баланс  (А1+ А2+А3+ А4) 300 723782 977858
Пассивы
П1 Наиболее срочные  обязательства 620 406972 506802
П2 Краткосрочные обязательства 610+630 + 670 207631+887 = 208518 280200+755 = 280955
П3 Долгосрочные  пассивы 590 + 640+650 + 660 24 0
П4 Постоянные  пассивы 490 108268 177208
Баланс  (П1 + П2 + П3 +П4) 700 723782 977858
 
     Предприятие считается ликвидным, если его текущие  активы превышают краткосрочные  обязательства.
     Баланс  считается абсолютно ликвидным, если:
А1 ? П1; А2 ? П2; А3 ? П3; А4 ? П4.
     В данном случае: А1<П1; А2<П2; А3>П3; А4<П4
     Таблица 2
     Агрегированный  показатель отчета о прибылях и убытках
Агрегат Статьи  Код Сумма, тыс.руб.
П5 Выручка от реализации 010 6774820
П6 Себестоимость реализации товаров, продукции 020 3624665
П7 Прибыль (убыток) отчетного года 140 161259
П8 Отвлеченные из прибыли средства 160 0
Таблица 3
Показатели  ликвидности ОАО «Мариэнергосбыт»в 2010 г. 

Наименование  коэффициента Норма Индекс  Алгоритм  расчета Годы 
2009 2010
К текущей  ликвидности 2 Ктл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.