Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Интернет, дистанционное обучение и бизнес-образование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и экономической политики
Курсовая  работа на тему
«Интернет, дистанционное обучение и бизнес-образование»
Студентки 1 курса
Вечернего отделения
Специальность «Экономика бакалавриат» Пашкус Маргарита Вадимовна
Научный руководитель
к.э.н., ассистент Забоев Михаил Валельревич
Санкт-Петербург
2009 

Оглавление 

     Введение

      Проблема широкого распространения применения Интернет в обучении, дистанционного обучения и бизнес-образования становиться в последнее время очень актуальна по всему миру, в том числе и в России. Постоянно растет потребность в качественном и доступном высшем образовании, но не во всех регионах России уровень качества образования поддерживается на должном уровне. Людям приходится ехать учиться в признанные образовательные центры страны, но это не всегда возможно, так как высоки затраты на проживание в других регионах, даже при обучении на бюджетной основе, и не все семьи могут себе это позволить. Эти люди могли бы получить образование по средствам новых дистанционных технологий, но до сих пор не решена проблема качества таких образовательных услуг, да и существуют серьезные проблемы аккредитации осуществляющих их образовательных центров и, следовательно, проблема признания предоставляемых ими дипломов. Решение этих проблем позволит существенно повысить уровень доступности профессионального образования по территориальному признаку.
      Целью данной работы является анализ образования по средствам Интернет, дистанционного обучения и бизнес-образования, выявление основных проблем, возникающих при реализации таких услуг, оценке их качества и признании сертификатов о прохождении обучения, а также определение преимуществ и недостатков таких способов обучения.
      Остановимся подробнее на основных понятиях дистанционного образования, обучения по средствам Интернет и бизнес-образования.
      Интернет-образование – образование, осуществляемое с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет.
      Дистанционное обучение – это совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
      Бизнес-образование – интенсивно развивающаяся отрасль в сфере бизнес-тренингов, семинаров, курсов и конференций и специализированных программ для менеджеров различного уровня.

§1. Может ли Интернет стать образовательной средой?

    Может ли Интернет стать образовательной средой? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос нужно рассмотреть, для начала, что же вообще является образованием и какие существуют основные модели образования.
    Образование (по законодательству РФ) – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).1
    В зависимости от схемы трансляции можно говорить о трёх основных моделях образования, таких как модель подражания живому носителю культурного образца, модель конвейера, проектная модель, сетевая модель.
    Внутри  каждой модели выстраивается свой базовый  тип отношений между профессионалом-преподавателем и учащимся. С этими-то отношениями и связан тип образовательной практики, доминирующий в той или иной модели.
    Модель подражания живому носителю культурного образца. Данную модель не очень широко распространена и может применяться только в творческих ВУЗах, или частично в учебных заведениях с достаточно высокой степенью свободы образовательного процесса. Хоть эта модель используется и не столь широко, как другие, но она требует упоминания, так как она все-таки встречается реальной практике преподавания. Так, например, если преподаватель обладает харизмой и может воздействовать своей личностью на студента, то он выступает еще и живым носителем культурного образца. Если доминирует этот персональный план, а план знаний и технологий находится на втором месте, то доминирует старая мифологическая модель подражания живому образцу. Отметим, что модель подражания живому носителю культурного образца существует лишь в конкретных примерах преподавания, а не представлена институционально.
    Модель «конвейера». Самой распространенной моделью обучения в российском образовании является модель «конвейера». Эта классическая модель оформилась на базе европейского (немецкого) университета, модель массового образования. В настоящее время это доминирующая модель в условиях массового мирового образования.
    Данная модель ориентирована прежде всего на передачу твердых и глубоких знаний классических образцов из наук и искусств. При этом внутри модели можно выделить уровни:
    передача объема информации, «упакованной» в учебные темы и дисциплины, и построение на этом системы общей подготовки.
    предметная подготовка, основанная на углубленном изучении предметов узкой специализации в рамках конвейера, и построение на этом системы специальной подготовки.
    профессиональная академическая подготовка, создание ситуаций самоопределения через разработку и внедрение авторских курсов, мастерских, лабораторий, не ломая базовой модели конвейера.
     Развитие образования в этой модели выстраивается как все большее умножение учебных текстов и расширение учебных программ. С развитием наук и искусств увеличивается объем знаний о них, усложняются по материалу учебные программы. С появлением очередной научной дисциплины – появляется новый учебный предмет. Таким образом, образование по своей организации становится некоей калькой с системы наук и искусств, в которой совокупность «отчужденного знания» упаковывается в учебные программы и предметы и транслируется по конвейеру новым поколениям.
     В силу массового характера образования все учебное знание выстраивается в определенную последовательность (конвейер), оно закрепляется за носителями (преподавателями). Студент на входе проходит некий (достаточно формальный) отбор, затем проходит по этому конвейеру (как по цепочке) и на выходе выпускается как специалист, знающий и прослушавший тот или иной курс.
     Управление данным конвейером осуществляется с помощью государственной (ведомственной) лестницы, построенной по иерархическому принципу.
     Данная модель распространена в обществах с коммунитарной идеологией и тех странах, которые делают ставку на глубокую специализацию и массовое образование.
     Российское образование построено по образцу данной модели. Применительно к России следует особо выделить доминирующую роль государственных структур (конститутов) в управлении образованием. Отметим, что сюда относится и система госстандартов, которая, в настоящее время, существует и совершенствуется, как в России, так и во многих странах Европы в рамках Болонского процесса.
     Основными достоинствами данной модели является возможность массовой подготовки и узкая специализированость подготовки. Но существуют и недостатки, связанные с жесткостью программ подготовки и ориентацией на массового учащегося, а не на индивида, обладающего уникальным видением мира. Эти недостатки особенно остры в настоящее время, когда работодатели хотят получить креативного специалиста, обладающего гибким мышлением, способного самостоятельно ставить задачи, в соответствии с текущей ситуацией и потребностями компании. Подготовка такого специалиста в рамках данной модели практически невозможна, так как модель не развивает творческую активность индивидов, поэтому если они сами не обладают этими качествами от природы или они не формируются у них в процессе их жизни, то образование в рамках данной модели не может их развить. 

     Проектная модель. Это неклассическая модель, построенная на модели американского университета, которая предполагает практико-ориентированное проектное образование, прикрепление студентов к кафедральным проектам, выстраивание индивидуальных траекторий.
     Она формируется после второй мировой войны как проектно-игровая, в которой образование строится как «пространство опережающего имитационного проигрывания» различных ситуаций, в ходе которого готовятся профессионалы, способные сами создавать новые нормы и образцы, новые типы и структуры деятельностей. В этом смысле данная модель готовит на основе знания о прошлой деятельности, игры в настоящем – профессионала, работающего в будущем.
     Главный результат работы данной модели – способность создавать новые профессиональные структуры. Таким образом, в образовательном пространстве кроме культурных текстов, учебников и их носителей, необходимо выстраивать пространство деловых игр (игровых имитаций), а также целевых предпрофессиональных работ (дипломных проектов), работая в которых и над которыми у человека формируется профессионализм нового типа – проектно-программного (метапредметного).
     Кроме лекций и курсов в этой модели принципиальное место занимают такие организационные образовательные формы, как деловые игры, мастерские, мастер-классы, проектные разработки. При подготовке в таких формах становится возможным осуществлять работу в целевых дипломных проектах. Через них студент включается уже в собственно профессиональную деятельность на конкретных рабочих площадках вместе с работающими там профессионалами.
     Данная  модель (в чистом виде) нашла своё применение и в России, она используется некоторыми вузами с начала 90-х годов. В частности, она была опробована и применяется в разных формах и разном масштабе в Высшей Школе экономики (ГУ ВШЭ), в Красноярском госуниверситете, в Новосибирском государственном педагогическом университете и других вузах.
     Однако, широкого применения данная модель не получила, либо осталась таковой лишь по форме (по содержанию собственно превратившись в модель «конвейера» – например, классический стандарт МВА).2 К ее недостаткам относится неопределённость будущих компетенций (инновационные программы могут привести к заранее непредсказуемому результату), а так же ориентация на исключительно индивидуальное обучение. Кроме того, качество базовых знаний, полученных в дамках данной модели, может быть достаточно низким. Это делает образование чрезмерно узко специализированным. Тем самым, если меняется, например, технология с помощью которой реализовывались подобные проекты ранее, то специалисты не способны перестроиться на работу с новыми технологиями, так как уровень их базовых знаний недостаточен для гибкой адаптации.
     Более перспективной представляется комплексная  модель, объединяющая модель конвейера  и проектную модель, а возможно и включающая элементы модели подражания живому носителю культурного образца. Такого рода модель показала свою устойчивость (на ней основано обучение в японских корпорациях3) и весьма перспективна для России. 

     Сетевая модель. Организация образования по сетевому принципу – это его устройство в соответствии с нормами самоорганизации в постиндустриальном и информационном обществе. Именно сетевая форма может обеспечивать содержательность (культурную событийность) образовательной траектории обучающегося. В такой форме образования события субъектности, ситуации самоопределения, самопроектирования и самоорганизации становятся не случайным, а педагогически проектируемым эффектом гуманитарного образования.
     В отличие от предыдущих моделей, которые в культуре состоялись, данная модель является поисковой, она находится еще на стадии проектных и изыскательских работ. В качестве некоторых экспериментальных проектов она разрабатывалась и запускалась в ряде мест группами разработчиков. Но как целостный и исторический культурный феномен она еще не состоялась.
     В этой модели, как уже говорилось выше, главной фигурой становится «трансфессионал».
     Трансфессионал – это ведущий поиск навигатор, идущий по лабиринту траектории своего образования, строящий себя и постоянно себя проблематизирующий, не останавливающийся на ставшем состоянии и взрывающий себя.
     Именно в результате массовизации образования необходим переход к сетевой модели и трансфессии, к сетевым университетам. В ситуации размывания границ (социальных, географических, политических), в ситуации перехода образования к открытым моделям в рамках мировой коммуникации, образование как сфера должна допускать разные модели (как перечисленные выше, так и смешанные, и новые). А значит образование вынуждено становиться сетевым не только в смысле создания информационных банков и информационных потоков и обеспечения доступа к ним через систему «мировой паутины», но и в смысле открытости и доступности разных культурных практик для разных потребителей и субъектов образования.
     Тем самым, формируется представление о «сетевом образовательном коммунитасе» как пространстве, в котором конкретный человек, становящийся субъектом, собирающий сугубо свой вариант своего образования (начиная от освоения глубоко продвинутых культурных практик и кончая простыми формами адаптации и социализации) является сам предпринимателем своего образования, меняя свою профессиональную и культурную идентичность.
     С учетом сказанного понятным становится, что сдвиг в образовании не обязательно связан с созданием каких-то новых типов образовательных учреждений. Если ранее смена образовательных моделей влекла за собой и смену базовых типов образовательных учреждений, то теперь сдвиг происходит по линии подключения разных (и классических, и неклассических) учреждений, групп людей к мировым образовательным сетям.
     Сетевая организация характерна (или нет) не для отдельного учреждения, а для системы культуры и образования в целом. И это не только информационная сеть, но и проектно-программная сеть, сеть команд профессионалов, сеть ресурсов.
     В этом смысле трансфессионал – это мировой навигатор, специалист, который участвует в мировых проектах, живет и спит, условно говоря, в самолете, с мобильником и ноутбуком. Для него нет границ политических и географических.
     В связи с проблематикой данного доклада необходимо отметить специфику собственно технологического и методического обеспечения сетевого образования. Прежде всего, это касается Интернета
     В том виде, в каком внедряется Интернет в образование в настоящее время, он пока не может способствовать формированию новых моделей образования, а главное, не будет способствовать развитию мышления. Пока он провоцирует формирование клипмейкерского сознания, которое оперирует готовыми, пустыми формочками и не требует креативности. Такой интернет формирует потребительское отношение к информации, в то время как знание по определению добывается, как добывается каменный уголь на шахте. Новые поколения предпочитает не добывать знание, а брать готовое (самое простое – взять готовый реферат в сети и скачать его для себя, чтобы получить зачет).
     Сам Интернет себя пока еще не выстроил, ибо пока не формирует новое навигаторское поисковое, мышление. Идея навигатора-путеводителя, поиска и выстраивания своей траектории и пути по лабиринту знаний и культурных образцов, эта ядерная идея Интернета, пока не обеспечена методическим, технологическим и кадровым ресурсом. Пока же Интернет выступает средством отчуждения. Он развращает, создавая иллюзию простоты добывания знаний. Но технические средства по темпам роста опережают рост методического и профессионального обеспечения. И, прежде всего, отстает методологическая и гуманитарная составляющая в этом обеспечении. Поэтому пока информационная сеть вместо кладезя мировой мудрости, сокровищницы и путеводителя выступает помойкой и свалкой информационного мусора.
     Поэтому акцент в настоящее время необходимо делать уже не на техническое оснащение вузов, а на методологическую и гуманитарную концептуальную проработку вопроса о месте Интернета в образовании. Необходимо определение его роли в постановке самоопределения и развития студентов, поставе им проектного методологического мышления в ситуации все большего расширения и раздвигания границ (по сути безграничного) образовательного пространства.
     Надо сказать, что в рамках каждой модели должны выполняться базовые задачи образования. Несмотря на специфику, они должны присутствовать. Это задачи:
      воспроизводство той или иной социокультурной практики, благодаря которой общество живет.
      порождение и трансляция тех или иных новых социальных и культурных форм и обзразцов.
      создание ситуации самоопределения и развития обучающегося.
      Заданные задачи осуществляются за счет создания и оформления различных образовательных моделей и способов обучения.
     Тем самым мы имеем дело с неким образовательным универсумом (с этим связано и понятие университета), в котором решаются различные задачи высшего образования.
     Что касается Интернет, то в настоящее время он больше применяется в образовательном процессе. Все больше расширяются Интернет-ресурсы. Создаются электронные библиотеки, появляются электронные версии учебников и образовательные программы, помогающие в процессе обучения. Вполне очевидно, что в будущем Интернет замет достойную нишу в образовательной сфере. Сейчас уже предпринимаются попытки внедрения Интернет в сферу образования за счет электронного обучения и дистанционного обучения.

§2 Дистанционное обучение и Интернет-образование.

     Дистанционное обучение – это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями. «В нашей стране началом дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда был подписан приказ Министерства образования России, юридически разрешивший применение новой формы обучения в Высшей школе».4
     Сущность дистанционного обучения состоит в диалоге определенной обучающей программы с обучаемым. Основными средствами современных информационных технологий, применяемыми в дистанционном обучение, являются электронная почта, системы телеконференций, WWW-серверы, медиасерверы, системы компьютерной видеоконференцсвязи.
     Основными видами учебно-методических материалов для дистанционно-заочной формы обучения являются:
    Электронные учебники.
    Виртуальные лабораторные практикумы.
    Системы тестирования.
    Инструкции учащимся.
     Эффективность и успешность дистанционного обучения, в первую очередь зависит от уровня консультационной поддержки обучаемых со стороны ведущих преподавателей – тьюторов. Такая поддержка может осуществляться двух режимах – режиме “off-line” и режиме “on-line”. В режиме “off-line” поддержка может осуществляться за счет электронной почты и других информационных источников, в принципе возможно осуществление on-line обсуждения проблемы даже по средствам социальных сетей в специализированных группах. Режим “on-line” подразумевает под собой непосредственный контакт обучаемого с диалоговой программой (диалоговым учебником). Однако обучение в режиме “on-line” существенно ограничено высокой стоимостью необходимых ресурсов, и, прежде всего, рабочего времени преподавателей – тьюторов. Это, несомненно, можно отнести к недостаткам дистанционного обучения. Кроме того, нормальная работа в образовательной оболочке возможна только при наличии соответствующего обучения.
     Средства современных информационных технологий, применяемые в дистанционном обучении, могут обеспечить интерактивное обучающее взаимодействие и автоматизированный обучающий диалог, однако существуют объективные причины, ограничивающие возможности реализации такого диалога. И эти причины не только технического характера. В тоже время выявление новых возможностей современных информационных технологий позволяет не только оценить потенциальные возможности дистанционного обучения, но и найти новые пути повышения уровня интерактивности и, соответственно, эффективности дистанционно-заочной формы обучения.
     Важным отличием дистанционного обучения от традиционной формы обучения является то, что каждый учебный ресурс ориентирован на самостоятельное изучение, то есть преподаватель уже не является ключевой фигурой в процессе обучения. И, более того, учащийся учится тем самым необходимым работодателю навыкам самостоятельности и гибкости подходов.5 Именно поэтому возникает острая необходимость совершенствовать каждый учебно-методический ресурс с целью включения в них диалогового взаимодействия. Такой диалог правильнее называть “метадиалогом”, так как он должен программироваться уже на этапе создания учебно-методических материалов, а реализацию диалога в конкретном сеансе взаимодействия с обучаемым – автоматизированным диалогом. «Метадиалог» предназначен имитировать взаимодействие преподавателя с учащимися в условиях отсутствия реального преподавателя. В терминах современных информационных технологий автоматизированный диалог можно описать как индивидуальный диалог в реальном времени (“on-line”) с обучающей программой, а учебное средство, реализующее такое диалоговое взаимодействие на основе заготовленного заранее метадиалога, как диалоговый учебник.
     Основная трудность реализации диалогового учебника связана с проблемой семантического и прагматического распознавания реакции обучаемого в процессе диалогового взаимодействия. Люди по-разному воспринимают прочитанный материал, они по-разному интерпретируют обращенные к ним вопросы. Все эти особенности очень сложно учесть при построении учебника.
     Нужно отметить, что использование естественного языка при данном уровне развития естественного интеллекта делает эту проблему неразрешимой. Причиной этого является то, что обычные синтаксические конструкции, употребляемые обучаемым, – слова, фразы, предложения в составе ответа семантически многозначны, следовательно, они не поддаются однозначной интерпретации. Из этого следует, что современные электронные учебники, ориентированные на высокий уровень интерактивного воздействия, включают в себя очень ограниченные средства диалога с обучаемым.
     Не смотря на то, что эта проблема, кажется на первый взгляд не разрешаемой, можно рассмотреть два подхода к организации диалога с обучаемым.
     Первый подход включает в себя использование языковых форм, включающих в себя конечное множество однозначно интерпретируемых ответов обучаемого. Примером являются многообразные формы диалога, применяемые в электронных текстовых системах. В таких системах обучаемый ставиться в условия, при которых его ответ может интерпретироваться как «правильный ответ» или как «неправильный ответ». Такой подход к диалогу включает в себя возможность диагностировать некоторые вероятные причины при получение неправильного ответа, что позволяет ему компенсировать очевидную педагогическую ограниченность.
     Но  этот подход несколько ограничен, так  как не позволяет обеспечить вариабельность знаний, создает излишнюю догматичность  мышления.
     Второй подход основывается на невербальной форме ответа учащегося. Диалог формируется как предложение обучаемому выполнить определенное действие, ответом на которое должно являться действие, которое семантически определимо в терминах «правильный ответ» и «неправильный ответ». Такой подход к диалогу основан на действие обучаемого как ответе на определенную задачу, поэтому его часто называют «функциональным». Как и в первом подходе к диалогу, дополнительные возможности подобного диалога заключаются в диагностирование некоторых ошибок обучаемого. Этот подход обладает гораздо большими потенциальными возможностями, так как содержит в себе и возможность формирования практико-ориентированных навыков.
     Говоря о дистанционном обучение нужно непременно выделить две важные его составляющие – блок передачи знаний и блок обучения умению применять полученные знания. На основе этого можно выделить существенные дидактические особенности, которые имеют существенные различия для этих блоков.
     Блок передачи знаний:
    Требует высокого интеллектуального напряжения от участников педагогического процесса, поэтому предъявляются высокие профессиональные требования к лектору или к автору учебника.
    Допускает групповой характер освоения учебного материала (чтение лекций в потоке, издание типового учебника для большого контингента обучаемых).
     Блок обучения умению применения полученных данных:
    Менее жесткие интеллектуальные требования, так как обучение выполнению действий на основе полученных знаний, сводится, в конечном итоге, лишь к пояснению технологии выполнения конкретных типовых задач.
    Требует индивидуальной работы преподавателя с обучаемым (именно поэтому для выполнения лабораторных работ формируются небольшие группы обучаемых, обычно это половина учебной группы).
      Исходя из этих положений, можно допустить, что полноценный автоматизированный диалог чрезвычайно трудно организовать для блока знаний. Однако иначе обстоит ситуация с блоком обучения умения применению полученных знаний. Его процесс можно представить следующим образом:
      Постановка задания, выдача пояснений и исходных данных со стороны преподавателя.
      Конкретные действия по выполнению задания со стороны учащегося, которые можно назвать диалоговой реакцией обучаемого.
      Контроль правильности действий, подсказки и другие корректирующие воздействия при ошибках обучаемого.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.